Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »
Тема: Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм (Вариант 10)
Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 47.56K | Скачано: 570 | Добавлен 11.10.10 в 15:48 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Пенза 2010
Вариант 10
План работы
Стр.
Контрольный теоретический вопрос ........................................................ |
3 |
Контрольные тестовые задания ................................................................. |
13 |
Задача ........................................................................................................... |
14 |
Список литературы ..................................................................................... |
15 |
Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм
В условиях развития международных экономических отношений огромное значение имеет оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику.
Грамотно построенная система таможенных тарифов способствует развитию внутреннего рынка страны, а поскольку внешняя торговля является одной из важнейших форм международных связей, от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место на мировом рынке. В любой стране одной из основных задач государства является создание условий национальным производителям для завоевания позиций на мировом рынке. Исторически сформировалось два основных направления в такой политике – фритредерство и протекционизм. Многие века идёт спор, какая политика лучше, но однозначного ответа до сих пор нет, да, вероятно, и не может быть, так как в различные исторические периоды предпочтение отдавали тому, или иному направлению, не отказываясь полностью от противоположного.
Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.
Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:
Традиционными основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство.
Протекционизм – теория и практика регулирования внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Это политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и, зачастую, на захват внешних рынков. «Представители этой теории указывают на тот очевидный факт, что под защитой протекционизма проходили становление и развитие американская, германская, французская промышленность и национальный капитал.
В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.
Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий».
Фритредерство (свободная торговля) — это политика невмешательства государства в международные отношения. Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей. Положительные воздействия свободной торговли состоят в том, что она:
Политика протекционизма, так же, как и политика фритредерства, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
Основными аргументами, выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие:
Основными аргументами, выдвигаемыми противниками фритредерства против этой теории, являются следующие:
Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (таможенные пошлины на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры.
Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей.
К инструментам внешнеторговой политики относятся:
1) тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты);
2) нетарифные ограничения.
Таможенная пошлина (тариф) как простейший способ осуществления торговой политики представляет собой своеобразный налог, который уплачивается при пересечении товаром границы.
I. В зависимости от внешнеторговой операции различают:
• экспортные — применяются с целью ограничения вывоза товара. Их цель – получение дополнительной валюты для пополнения казны. Они удорожают стоимость вводимых на мировой рынок товаров. В развитых странах этот вид пошлин применяется редко, а в ряде стран они запрещены вообще законом. Введения таможенного тарифа на экспорт может осуществляться, когда внутренняя цена на экспортируемый продукт ниже мирровый цены. В этом случае тариф на экспорт и, как следствие, ограничения экспорта, рассматриваются государством в первую очередь в качестве меры поддержания на необходимом уровне предложения товара на внутреннем рынке при одновременном увеличении поступлений в бюджет
Рис.1. Таможенный тариф на экспорт
• импортные – представляют собой налогообложение ввозимых в страну товаров с целью защиты внутреннего рынка и пополнения бюджета. В развивающихся государствах импортные пошлины применяются, прежде всего, а средство финансовых поступлений.
Наиболее распространенным экономическим инструментом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт. При её введении отечественная цена импортного товара устанавливается на уровне выше мировой, что затрагивает интересы покупателей, отечественных производителей аналогичных товаров и непосредственно интересы государства.
Рис.2. Таможенный тариф на импорт
• транзитные – взимаются с товаров, пересекающих территорию страны транзитом. Применение их сдерживает товарные потоки. Подобные пошлины рассматриваются как нежелательные, нарушение нормальное функционирование между народных связей.
II. По способу взимания:
• адвалорные — взимаются в процентах от цены товара;
• специфические — в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара;
• смешанные пошлины, при которых товар облагается и первой, и второй пошлинами.
Особенности конкуренции на различных этажах рынка определяют степень тарифной защиты государством своего внутреннего рынка. Наименьшего протекционизма требуют обычно рынки базовых ресурсов. Рынки полуобработанных продуктов защищаются в 2,5 — 3,6 раза сильнее, чем внутренние рынки сырья и топлива. Наиболее чувствительны к внешней конкуренции производители готовых изделий, поэтому рынки готовых изделий в 4,3 — 7,8 раза сильнее защищаются государством, причем, внутри группы готовых изделий больше всего защищаются рынки транспортных средств, где сбываются не только автомобили, но и авиационная и космическая техника.
Помимо тарифных инструментов внешнеторговой политики государства, после второй мировой войны получают развитие нетарифные барьеры.
Наиболее часто нетарифные ограничения применяют в отношении: транспортных средств — около 15% всех нетарифных ограничений, химических изделий — около 10%, машин и оборудования — 7%.
Все нетарифные меры регулирования можно разделить на три группы.
1. Внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства (более 1/2 всех мер):
а) лицензирование (когда для ввоза/вывоза определенных товаров требуется получить установленный документ. Лицензии могут быть разовые (выдаваемые под осуществление конкретной одной экспортно-импортной сделки и содержащие подробную информацию о ней) и генеральные (выдаваемые на срок до года для осуществления нескольких сделок; предприятие вносится в государственный реестр);
б) квотирование — это установление количественных ограничений на ввоз/вывоз товара в стоимостном или натуральном его виде.
До 1990 г. квотирование и лицензирование были очень популярной мерой защиты российского внутреннего рынка: им подвергалось до 70% всех товаров. В настоящее время только 12% товаров, импортируемых в РФ, подлежат квотированию и лицензированию;
в) антидемпинговые пошлины — направлены против занижения цены экспортного товара;
г) компенсационные пошлины – направлены против экспортных субсидий;
д) «добровольное» ограничение экспорта (ДОЭ) — это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышения цен.
2. Административные формальности:
а) паратарифные меры: к их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы, акцизы;
б) технические стандарты включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества;
в) государственная монополия, когда государство устанавливает монополию на внешнюю торговлю отдельными товарами. Например, во Франции и в Греции существует государственная монополия на импорт спичек.
3. Меры экономического стимулирования экспорта, которые проводят специально создаваемые экспортно-импортные банки и другие организации. Эти меры включают в себя:
а) государственное субсидирование;
б) льготное кредитование: экспортное кредитование применяют, прежде всего, при поставках значительных по стоимости товаров и охватывает 12—20% всего объема экспорта промышленно развитых стран;
в) страхование играет важную роль в современной международной торговле. Новые правила допускают страхование до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование политических, военных и других рисков.
Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли. Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринационального экономического развития, здесь действуют и факторы, вытекающие из общего процесса интернационализации экономической жизни. Иными словами, здесь действует система "прямых и обратных связей". При этом внешнеторговая политика должна учитывать как позитивные тенденции международных экономических отношений, так и негативные тенденции обострения международной конкуренции.
В современной внешнеэкономической деятельности, значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику, направленную на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира. Помимо внешнеторговой политики государством осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений (различных союзов и группировок). Однако роль государств в области внешнеторговой политики сохраняет существенное значение.
Внешнеторговая политика государства складывается из ее стратегии и совокупности конкретных методов и средств ее реализации. Стратегия внешнеторговой политики состоит, прежде всего, в определении ее целей и решении главных для развития и регулирования внешней торговли вопросов.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).
В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. По-прежнему внешняя торговля остается определяющей формой международных связей, и от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место в современной мировой экономике.
1. Основным побудительным мотивом участия страны в международном разделении труда является:
а) получение новейшей информации о конкурентах;
б) передел сфер экономического влияния между странами;
в) получение экономических выгод;
г) доступ к источникам сырья и энергии
д) политические мотивы.
Обоснование ответа:
Основным побудительным мотивом МРТ для всех стран мира является стремление к получению экономических выгод. Реализация получаемого участниками МРТ эффекта в этом случае происходит в результате действия закона стоимости, проявляющегося в различиях между национальной и интернациональной стоимостью товара.
2. Валютный курс в широком смысле — это:
а) цена денежной единицы страны, выраженная в золоте;
б) цена денежной единицы страны, выраженная в денежной единице другой страны;
г) цена денежной единицы страны, выраженная в долларах США
д) цена денежной единицы страны, выраженная в евро.
Обоснование ответа:
Валютный курс определяется с учётом покупательной способности валют. Он выражает соотношение между денежными единицами стран, определяемое их покупательной способностью и другими факторами (состоянием платежного баланса, уровнем инфляции, межгосударственной миграцией валют, краткосрочных капиталов и другими).
На основании статей, приведенных в таблице, составьте платежный баланс страны, классифицируя каждую из операций как кредит или дебет.
Операции |
|
Покупка резидентами страны А ценных бумаг иностранных фирм |
70 |
Импорт товаров и услуг в страну А |
115 |
Экспорт товаров и услуг из страны А |
135 |
Денежные переводы фирм в страну А |
50 |
Продажа ценных бумаг страны А иностранцам |
75 |
Импорт золота в страну А |
75 |
Решение:
Кредит – правая сторона бухгалтерского счёта, символизирующая пассивы предприятия.
Дебет – термин бухгалтерского учёта. Происходит от лат. debet, что означает «он должен». В латинском языке для этого термина используется слово debitum — «долг». Это левая сторона бухгалтерского счёта, обозначающая (несколько упрощая) имущество или имущественные права предприятия в контексте учитываемых на счёте фактов.
Платежный баланс страны – систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами и внешним миром за определенный период времени. По дебету отражаются все расходы государства, а по кредиту - доходы от внешнеэкономической деятельности страны.
|
Дебет (расходы) |
Кредит (доходы) |
Импорт товаров и услуг в страну А |
115 |
|
Экспорт товаров и услуг из страны А |
|
135 |
Покупка ценных бумаг иностранных фирм |
70 |
|
Продажа ценных бумаг иностранцам |
|
75 |
Денежные переводы фирм в страну А |
|
50 |
Импорт золота в страну А |
75 |
|
Итого: |
260 |
260 |
1. Мировая экономика: учебник / под ред. И.П. Николаевой. —М.: ТК Велби; Проспект, 2007.
2. Протас В.Ф. Мировая экономика в схемах: учебное пособие. —М.: ТК Велби; Проспект, 2008.
3. Мировая экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. — М.: Экономист, 2008.
4. Международные экономические отношения: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям / под. ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: 2006г.
5. Российский статистический ежегодник 2007г.: http://www.gks.ru/ Мировая экономика: учебник / под ред. И.П. Николаевой. —М.: ТК Велби; Проспект, 2007.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.