Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по отечественной истории »
Тема: Внешняя политика Советского государства в 1920-1930 гг.
Раздел: Бесплатные рефераты по отечественной истории
Тип: Контрольная работа | Размер: 34.30K | Скачано: 327 | Добавлен 19.03.14 в 15:09 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Вариант №28
ПЛАН
I. Введение
II. Внешняя политика Советского государства в 20-е гг
1. Основные векторы внешней политики Советской России
2. Отношения Советского государства с европейскими странами
3. Политика СССР в отношении азиатских стран
III. СССР в условиях нарастания фашистской агрессии
IV. Внешнеполитическая деятельность СССР накануне и в начале Второй мировой войны
V. Заключение
VI. Тест
VII. Список используемой литературы
Введение
Начиная с 1920г. великие мировые державы отказались от планов свержения советского режима. Постепенно была снята экономическая блокада, а закрепление рядом соглашений новых государственных границ означало необходимую Советской России передышку.
20-30е гг. Советская страна нормализовала свои международные отношения, постепенно входя в мировое сообщество. Существенно, что этот процесс происходил на условиях Советского государства, которое, с одной стороны, отказалось платить долги царского правительства, но не отказалось от роли мирового центра революционного движения — с другой. Вытекавшая из этого двойственность советской внешней политики означала настоящий переворот в нормах и правилах международных отношений.
К концу 30х годов внешнеполитические отношения СССР с западными странами обостряются, происходит наростание фашистской агрессии. Результатом становится вступление Советской России во Вторую мировую войну.
Итак, цель настоящей работы – охарактеризовать особенности внешней политики молодого советского государства в 20-30-е годы.
Завершение гражданской войны победой большевиков, установление советской власти почти на всей территории бывшей царской России создали благоприятные условия для международной деятельности советского правительства.
С 1918 по 1928г. во главе Народного комиссариата иностранных дел стоял потомственный российский аристократ и одновременно профессиональный революционер Г.В.Чичерин. Благодаря его опыту, квалификации, знанию международного права и связям с иностранными внешнеполитическими ведомствами взаимоотношения между Советской Россией и зарубежными странами постепенно стали налаживаться. Попытки установления межгосударственных отношений с Россией стали делать и ведущие западные страны.
Эти два встречных процесса привели к тому, что в начале 1920-х гг. предпринимаются осторожные и противоречивые шаги в отношении установления и развития дипломатических отношений между Советским государством и странами Запада. Но и с самого начала этому процессу мешали многие причины.
Прежде всего, советское правительство продолжало активно в различных сферах, в том числе и финансовой, поддерживать коммунистические и антиимпериалистические национально-освободительные движения. III (Коммунистический) Интернационал осуществлял руководство деятельностью революционных организаций, которая в западных странах рассматривалась как подрывная и противозаконная. Кроме того, отказ советского правительства оплатить долги царского и Временного правительств вызвал резкое недовольство в ведущих странах мира. Подобные действия советского руководства были открытым вызовом всей мировой практике взаимоотношений, что не позволяло западным лидерам активно идти на сближение.
Конечно, советская дипломатия отрицала эту вторую сторону своей Политики, утверждая, что Коминтерн представляет собой международную организацию «частного характера», деятельность которой никоим образом не зависит от советского правительства, но все ж эта двойственность существовала и ставила советское правительство перед лицом неразрешимой дилеммы. С одной стороны страна нуждалась в международном мире и стабильности, необходимых для восстановления разрушенной семью годами войны и революций экономики и стабилизации своей политической системы. С другой - любая стабилизация на международной арене уменьшала шансы мировой революции на успех и отнимала у Советского государства возможность играть на межимпериалистических противоречиях.
Дуализм внешней политики, обусловленный существованием в ней двух приоритетов (государственных интересов страны и интересов мирового революционного движения) привел после смерти Ленина к острой дискуссии между Сталиным, сторонником теории «построения социализма в одной стране», и теоретиком всемирной «перманентной революции» Троцким.
Но после разгрома «левой», а затем и «правой» оппозиции Сталин разрешил эту дилемму, подчинив интересы национальных компартий и международного коммунистического движения интересам Советского государства. Коминтерн, где ведущие позиции занимали политические деятели с идеями, зачастую отличными от сталинских, надежно взяли в свои руки такие убежденные сталинисты, как Мануильский и Молотов.
2. Отношения советского государства с европейскими странами
Нормализация отношений Советского государства с европейскими странами началась с торговли. В 1920г. в Лондон прибыла делегация, возглавляемая народным комиссаром внешней торговли Л.Красиным, для ведения переговоров о возобновлении торговых отношений. Советско-английский торговый договор от 16 марта 1921г. был одним из первых договоров советской страны с ведущими государствами мира. Вскоре (6 мая 1921г.) было подписано советско-германское временное торговое соглашение. А после аналогичные соглашения были заключены с Норвегией, Австралией, Италией, Данией и Чехословакией.
Летом 1921г. в Поволжье начался голод. Советское правительство обратилось к Красному Кресту и Американской ассоциации помощи с просьбой о поддержке. Вопрос об оказании содействия советской стране рассматривался на Брюссельской конференции глав ведущих западноевропейских государств (октябрь 1921г.). Конференция рекомендовала правительствам предоставить Советской России кредиты для борьбы с голодом лишь при условии признания ею долгов старых правительств и допуска комиссии для контроля за распределением продуктов. В «Декларации о признании долгов» от 28 октября 1921г. советское правительство выразило готовность вести переговоры о взаимных требованиях, признании довоенных долгов при условии заключения с Советской Россией мира, признания ее другими странами и прекращения действий, угрожающих безопасности советских республик. Для обсуждения этих вопросов была созвана международная экономическая конференция, которая проходила в Генуе (Италия) с 10 апреля по 19 мая 1922г. В ней приняли участие представители 29 стран: РСФСР, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Японии, Германии и др.
Позиция западных держав включала следующие требования: уплату всех долгов царского и Временного правительств; возвращение иностранцам национализированной собственности или вознаграждение за нанесенный ущерб, утрату имущества; предоставление иностранцам возможности заниматься в советской стране торговой и экономической деятельностью с правами, которые они имели в других государствах. Предполагалось создать комиссию по долгам России, которая должна следить за их выплатой, возвращением или возмещением национализированной собственности. Контрпретензии советской стороны включали возмещение ущерба, причиненного интервенцией и блокадой.
Представители держав Антанты отказались признать советские претензии, ссылаясь на отсутствие финансовых документов, оформленных согласно международному праву. Так как к обоюдному согласию прийти не удалось, было принято решение передать рассмотрение спорных вопросов на конференцию экспертов (Гаага 26 июня—19 июля 1922г.). Основные вопросы, рассматриваемые на конференции, оставались прежними. Советская делегация пошла на уступку, заключавшуюся в том, что Москва соглашалась предоставить бывшим владельцам долгосрочные концессии на их бывшую собственность. Но она была расценена как недостаточная, поэтому Гаагская конференция также закончилась безрезультатно.
Более результативно складывались для СССР двусторонние отношения. Так, в ходе работы Генуэзской конференции (16 апреля 1922г.) произошел «прорыв империалистической блокады Советской Россией», подписан двусторонний советско-германский (Рапалльский) договор. Он предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ сторон от возмещения военного ущерба, расходов на содержание военнопленных. 12 октября 1925г. подписывается советско-германский торговый договор и консульская конвенция, а несколько ранее достигается соглашение о предоставлении Советскому Союзу краткосрочного кредита для финансирования советских заказов в Германии. 24 апреля 1926г. СССР и Германская Республика подписали договор о ненападении и нейтралитете.
Несмотря на подписание в 1921г. советско-английского торгового соглашения, отношения с Великобританией складывались значительно сложнее, чем с Германией. Проявлением этого стали события мая-июня 1923г.
8 мая английский дипломатический агент в Москве Р.Ходжсон вручил заместителю наркома иностранных дел М.Литвинову меморандум, содержащий ряд ультимативных требований («ультиматум лорда Керзона»). Документ включал следующие пункты: прекращение подрывной деятельности в Иране и Афганистане; прекращение религиозных преследований в Советском Союзе; освобождение английских рыболовных траулеров, которые, по утверждению Москвы, вели промысел в советских территориальных водах. Советское правительство развернуло, с одной стороны, интенсивную антианглийскую пропагандистскую кампанию, а с другой — опасаясь дальнейшей эскалации напряженности, пошло на удовлетворение основной части английских требований. Напряженность в конфликте стала уменьшаться, а окончательно он был урегулирован в июне 1923г.
2 февраля 1924г. СССР был официально признан Великобританией. В результате работы англо-советской конференции (1924г.) были подписаны Общий договор, согласно которому СССР согласился частично возместить долги царского правительства в отношении английских подданных, а также начать переговоры о частичной компенсации за национализированную собственность, и договор о торговле и мореплавании. Великобритания, в свою очередь, признавала монополию внешней торговли СССР и обещала предоставить режим наибольшего благоприятствования в торговле.
7 февраля 1924г. устанавливаются дипломатические отношения с Италией и подписывается советско-итальянский договор о торговле и мореплавании. В течение 1924г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией. 28 октября устанавливаются дипломатические отношения на уровне послов с Францией; в январе 1925г. — дипломатические и консульские отношения с Японией; 28 сентября 1926г. был подписан советско-литовский договор, подтверждавший Рижский мирный договор 1920г. Из великих держав только США не установили в 1920е гг. дипломатических отношений с СССР и отказались вести какие-либо переговоры до выплаты долгов и компенсации за национализированное имущество.
3. Политика СССР в отношении азиатских стран
СССР стал проводить все более активную политику в отношении азиатских стран, прежде всего пограничных. Советская дипломатия полагала, что рост национального сознания в Азии и на Востоке дает мощный импульс для расшатывания «основ западного империализма», который неизбежно приведет к победе в Европе социалистической революции.
Опираясь на национально-освободительное движение в Китае, возглавляемое Народной партией (Гоминьдан), и ряд патриотических движений на севере страны, СССР попытался усилить здесь свое влияние. В марте 1923г. по просьбе лидера Гоминьдана из СССР в Южный Китай была направлена группа военных и политических советников, которые оказали практическую помощь в создании политической и военной структуры Гоминьдана на территории, которую тот освобождал. Помогая, советское руководство надеялось превратиться в ведущую силу в новом Китае. Эту же цель преследовало и создание в 1921г. Коммунистической партии Китая, которая предполагалась как контролирующая организация в отношении Гоминьдана. Но отказ от сотрудничества с СССР в 1927г., высылка советских специалистов и начало борьбы с КПК привели к разрыву всех отношений между СССР и Гоминьданом.
Основной задачей советской внешней политики в Центральной Азии и на Среднем Востоке было создание надежной зоны советского влияния против западных держав, и, прежде всего Англии, на своих южных границах. Уже 16 марта 1921г. в Москве был подписан советско-турецкий договор «о дружбе и братстве», который серьезно подкреплял режим основателя современной Турецкой Республики М.Кемаля. Затем 17 декабря 1925г. подписывается договор о дружбе и нейтралитете, а в 1927г. и торговый договор, благодаря которым значительно упрочились позиции СССР на Ближнем Востоке.
28 февраля 1921г. Заключается договор о дружбе с Афганистаном, а 31 августа 1926г. - договор о нейтралитете и взаимном ненападении, что позволило создать благоприятные внешнеполитические условия для борьбы против вовлечения этой страны в «антисоветские комбинации».
Наконец 1 октября 1927г. был заключен договор о гарантии и нейтралитете, торговое и другие соглашения экономического характера с Персией (Ираном), а 1 ноября 1928г. договор о дружбе и торговле с Йеменом. Все это создало надежный дипломатический барьер против экспансии Запада на южных рубежах Советского Союза.
НАРАСТАНИЯ ФАШИСТСКОЙ АГРЕССИИ
После окончания Первой Мировой Войны вопросы мирного сосуществования беспокоили множество стран, в первую очередь, европейские державы. С целью предотвращения угрозы новой подобной войны и создания системы международного права, регулирующей отношения между государствами на принципиально ином уровне была создана первая в истории Европы международная организация - Лига Наций.
В начале 1930-х гг. СССР не состоял членом Лиги и не имел никаких оснований доверять объективности Совета Лиги в случае того или иного конфликта СССР с какой-либо другой страной. Исходя из этих соображений Советский Союз выдвигает ряду европейских государств предложения заключения договоров о ненападении, с целью «укрепления дела мира и отношений между странами» в условиях «переживаемого ныне глубокого мирового кризиса». Советские предложения о заключении пакта о ненападении и мирном улаживании конфликтов принимаются и осуществляются далеко не всеми странами (среди стран, принявших это предложение были Германия, Франция, Финляндия, Турция, Прибалтийские государства, Румыния, Персия и Афганистан). Все эти договоры были идентичны и гарантировали взаимную неприкосновенность границ и территории обоих государств; обязательство не участвовать ни в каких договорах, соглашениях и конвенциях, явно враждебных другой стороне и т.д.
Впервые советская делегация подняла вопрос о необходимости заключения специальной конвенции по определению нападающей стороны на конференции по разоружению в декабре 1932г. 6 февраля 1933г. советский проект конвенции был формально внесен в Бюро конференции, а 24 мая 1933г. был принят со сравнительно небольшими поправками. Советской правительство решило использовать пребывание в Лондоне во время Экономической конференции ряда министров иностранных дел и предложило подписать указанную конвенцию. 3 и 4 июля 1933г. была подписана идентичная конвенция между СССР и Литвой. Позже к конвенции присоединилась Финляндия. Таким образом, одиннадцать государств приняли конвенцию, предложенное Советским Союзом, что было очередным шагом в попытке создания эффективной системы безопасности в Европе.
Однако в это время происходит все большая дестабилизация обстановки и рост агрессивных тенденций в международных отношениях. Совсем немного времени требуется, чтобы в Италии и Германии установились тоталитарные
фашистские режимы. Политическая атмосфера в начале 1934г., в связи с непрерывным ростом гитлеровской агрессии, давала значительное количество поводов опасаться, что независимость прибалтийских государств может оказаться под угрозой со стороны Германии. В этих условиях особую актуальность приобретает тема создания новой системы международной безопасности, которая смогла бы предотвратить уже довольно реальную угрозу войны.
Советский Союз в осуществление своей идеи коллективной безопасности выступил с предложением о заключении Восточного пакта, который дал бы гарантии безопасности всем европейским странам и устранил бы «испытываемое повсеместно чувство неуверенности в безопасности, неуверенности в ненарушении мира вообще и в частности в Европе». Восточный пакт должен был включать в себя Германию, СССР, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию и Чехословакию. Все участники пакта в случае нападения на одного из них должны были автоматически оказывать стороне, на которую напали, военную помощь. Франция, не подписывая Восточного пакта, брала на себя гарантию его выполнения. Это означало, что в случае, если бы кто-либо из участников пакта отказался выполнить постановление о помощи стороне, на которую напали, Франция обязана была бы сама выступить.
Согласно плану Восточного пакта, система безопасности, создаваемая им, должна была быть также дополнена вступлением СССР в Лигу Наций. Вступление СССР в Лигу приобретало особый характер, вследствие того, что в 1933г. из состава ее вышли два агрессивных государства – Германия и Япония.
Обычный порядок вступления отдельных государств в Лигу Наций, а именно просьба соответствующего правительства о допущении в Лигу, был естественно неприемлем для Советского Союза как великой державы. Поэтому с самого начала в соответствующих переговорах было условленно, что СССР может войти в Лигу Наций лишь в результате просьбы Ассамблеи, обращенной к Советскому Союзу. Для того чтобы быть уверенным в результате последующего голосования, необходимо было, чтобы это приглашение было подписано, по крайней мере, 2/3 членов Лиги Наций. В результате переговоров, которые велись министрами иностранные дел Франции и Чехословакии, приглашение, подписанное представителями 30 государств, было послано.
В сентябре 1934г. СССР был официально принят в Лигу Наций. Одновременно при переговорах был решен не вызывавший, впрочем, сомнения вопрос о предоставлении СССР постоянного места в Совете Лиги. Параллельно со вступлением СССР в Лигу Наций происходит так называемая «полоса дипломатического признания» Советского Союза. В этот период СССР устанавливает дипломатические отношения с рядом государств.
10 октября 1933г. по инициативе президента США Рузвельта на имя председателя ВЦИК М.Калинина было направлено послание, содержавшее приглашение командировать в США специального представителя для обсуждения с президентом и правительством США всех вопросов, связанных с перспективой установления дипломатических отношений между двумя странами. Представителем СССР назначался М.Литвинов. Основные вопросы, поднятые в ходе встречи, были связаны с выплатой долгов Временного правительства и возмещением американцам убытков, понесенных в результате национализации их собственности советским правительством, прекращением пропагандистской и иной подрывной деятельности против США и гарантиями религиозной свободы и юридических прав американским гражданам, находящимся на территории СССР. Продолжавшиеся несколько дней переговоры с участием Рузвельта завершились подписанием практически идентичных нот (Рузвельта–Литвинова соглашения), что и было началом дипломатических отношений между СССР и США (16 ноября 1933). В письме, служившем приложением к ноте за подписью Литвинова, правительство СССР брало на себя обязательство не вмешиваться во внутренние дела США; воздерживаться от действий, способных нанести ущерб спокойствию, процветанию и порядку в США; не разрешать на своей территории создания и деятельности организаций или групп, имеющих целью ведение вооруженной борьбы против США или свержение американского общественно-политического строя. В ответном послании, подписанном Ф.Рузвельтом, правительство США подтверждало свою готовность придерживаться аналогичных обязательств.
Одной из непосредственных причин, повлиявших, например, на решение Румынии и Чехословакии установить нормальные отношения с СССР, было франко-советское сближение 1933-1934гг. В течение ряда лет Франция не только не способствовала нормализации отношений между СССР и странами Малой Антанты, но, наоборот, всячески препятствовала каким-либо попытками добиться этой нормализации. В 1934г. Франция была заинтересована в собственном сближении с Советским Союзом и в создании целой системы безопасности, которая включала бы в себя как союзников Франции (Малая Антанта), так и СССР. В этих условиях французская дипломатия не только не препятствует нормализации отношений между странами Малой Антанты и СССР, но, наоборот, всячески активизирует эти отношения. Под непосредственным влиянием французской дипломатии конференция министров иностранных дел стран Малой Антанты, происходившая в Загребе (Югославия) 22 января 1934г., вынесла решение «о своевременности возобновления государствами – членами Малой Антанты нормальных дипломатических отношений с СССР, как только будут налицо необходимые дипломатические и политические условия».
Тем временем, убедившись в нежелании ряда западных стран пойти на заключение Восточного пакта, Советский Союз в дополнение к идее многостороннего регионального соглашения предпринял попытку подписать с рядом государств двусторонние соглашения о взаимопомощи. Значение этих договоров в плане борьбы против угрозы войны в Европе было велико.
В 1933 году параллельно с переговорами о Восточном пакте и о вопросе вступления СССР в Лигу Наций начались переговоры о заключении франко-
советского договора о взаимопомощи. Министр иностранных дел Франции (Лаваль) отнюдь не стремился к обеспечению коллективной безопасности и на франко-советский пакт смотрел лишь как на орудие в своей политике сделки с агрессором. Подписание этого договора нужно было Левалю для того, чтобы, пугая Гитлера сближением с СССР, вынудить его на соглашение с Францией.
Во время переговоров, Лаваль (октябрь 1934 – май 1935) всячески стремился устранить автоматизм взаимной помощи (в случае агрессии), на чем настаивал СССР, и подчинить эту помощь сложной и запутанной процедуре Лиги Наций. Итогом столь продолжительных переговоров явилось таки подписание Договора о взаимной помощи 2 мая 1935г. Текст договора предусматривал необходимость «приступить к немедленной консультации в целях принятия мер в случае, если СССР или Франция явились бы предметом угрозы или опасности нападения со стороны какого-либо европейского государства; взаимно оказать друг другу помощь и поддержку в случае, если СССР или Франция явились бы предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства». Однако подлинная политика Лаваля обнаружилась и в систематическом уклонении от заключения военной конвенции, без наличия который пакт о взаимной помощи лишался конкретного содержания и наткнулся бы при своем применении на ряд существенных препятствий. Такая конвенция не была подписана ни в момент заключения пакта, ни в течение всего периода его действия. Важно отметить, что, подписав пакт о взаимной помощи, Лаваль отнюдь не торопился его ратифицировать. Саму ратификацию франко-советского пакта он сделал новым средством шантажа в попытках добиться соглашения с гитлеровской Германией. Пакт был ратифицирован уже после отставки Лаваля кабинетом Сарро (1936г.).
Советско-чехословацкий договор о взаимопомощи от 16 мая 1935г. Был совершенно идентичен советско-французскому пакту от 2 мая 1935г. За исключением ст.2, которая гласила, что участники договора придут на помощь друг другу только в том случае, если Франция придет на помощь государству, ставшему жертвой агрессии. Таким образом, действие советско-чехословацкого договора ставилось в зависимость от поведения Франции. Тогдашний министр иностранных дел Чехословакии Бенеш искренне стремился к сближению с СССР и считал, что такое сближение целиком отвечает коренным интересам безопасности Чехословакии. Вот почему в отличие от франко-советского пакта, советско-чехословацкий договор был почти немедленно ратифицирован и обмен ратификационными грамотами имел место в Москве 9 июня 1935г., во время визита Бенеша в столицу СССР.
Договоры о взаимопомощи представляли собой дальнейший этап в реализации политики мирного сосуществования государств с различным социальным строем и могли стать важными элементами в создании системы коллективной безопасности, имеющей целью сохранение европейского мира. Но к сожалению, эти договоры не смогли сыграть свою роль в предотвращении войны. Советско-французский договор не был дополнен соответствующей военной конвенцией и не предусматривал также автоматизма действий, что значительно снижало его возможности и эффективность. А что касается советско-чехословацкого договора, то его осуществление затруднял пункт, ставивший вступление в силу взаимных обязательств обеих сторон в зависимость от действий Франции. Во Франции же в конце 30-х гг. все больше закреплялась тенденция стремления не к организации коллективного отпора агрессору, а к соглашательству с ним, к попустительству действиям германского фашизма.
Столь же безуспешными оказались попытки Советского Союза достигнуть договоренности с Англией и мобилизовать Лигу Наций. Уже в начале 1935г. Германией был нарушен Версальский договор (пункт о запрете вооружения). По вопросу нападения Италии на Абиссинию в конце 1934г., хотя и была созвана срочная конференция Лиги Наций, но она так ничего и не решила. Так же практически без внимания остался еще ряд инцидентов.
Вследствие этих противоправных действий стран-агрессоров и отсутствия соответствующей на них реакции фактически разрушалась вся Версальско-вашингтонская система международных отношений. Все попытки СССР каким-либо образом повлиять на ход событий ни к чему не приводили. Было очевидно, что Лига Наций уже закончила свое существование в качестве сколько-либо действенного инструмента международной политики.
Венцом политики попустительства агрессии явился Мюнхенский договор, соглашение о присоединении пограничных земель Чехословакии, населенных немцами, к нацистской Германии, подписанное 30 сентября 1938 на конференции в Мюнхене представителями Великобритании (Н.Чемберлен), Франции (Э.Даладье), Германии (А.Гитлер) и Италии (Б.Муссолини). Явилось результатом агрессивной политики Гитлера, провозгласившего ревизию Версальского мирного договора с целью восстановления германского рейха, с одной стороны, и поддержанной США англо-французской политики «умиротворения», с другой.
К концу 30-х гг. обстановка в Европе начала накаляться. Легкость, с которой Гитлер в марте 1938г. осуществил «ненасильственное» присоединение Австрии к рейху (аншлюс), подтолкнула Гитлера на новые агрессивные действия и его ненасытный взор устремился на Восток – в сторону промышленно развитой Чехословакии. Напугав Западные страны «большевистской угрозой», Гитлер добился того, что Польша дала категорический запрет на проход советских войск, а Франция и Британия обещали не оказывать военную помощь чехам. В конце концов, четыре державы решили все за Чехословакию. Был подписан «пакт Чемберлена-Гитлера», по которому Судеты беспрепятственно входят в состав Третьего Рейха.
Воспользовавшись моментом, свои территориальные притязания высказала Польша (Тешинская обл.) и Венгрия (Закарпатская Украина). В марте 1939г., подстрекаемая германским руководством, свою независимость провозгласила Словакия. Судьба оставшейся Чехии была предрешена – через пару недель она была «мирно оккупирована» немецкими войсками и была переименована в протекторат «Богемия и Моравия».
Все эти события привели к некоторому изменению позиции Чемберлена, а вслед за ним и Даладье. Упорно отказываясь до этого от неоднократно предлагавшихся Советским правительством переговоров по вопросу об укреплении системы коллективной безопасности, правительства Чемберлена и Даладье в середине апреля 1939г. сами сделали СССР предложение начать переговоры о создании тройственного фронта мира. Советское правительство приняло это предложение. В мае 1939г. в Москве начались переговоры между представителями СССР, Великобритании и Франции, которые не дали никаких результатов. Это было вызвано позицией правительств Чемберлена и Даладье, которые в действительности вовсе не стремились к созданию фронта мира, направленного против германского агрессора. Конкретно, переговоры натолкнулись на определенные затруднения, а именно Великобритания и Франция требовали от СССР участия в договорах, предусматривавших немедленное вступление в войну Советского союза в случае агрессии против этих двух стран и совершенно не предполагавших их обязательную помощь в случае нападения на союзников СССР – прибалтийские государства. Далее, странным было то обстоятельство, что Польша, которая могла явиться непосредственным объектом германской агрессии и о гарантии безопасности которой шла речь во время переговоров, сама упорно отказывалась от участия в этих переговорах, а правительства Чемберлена и Даладье ничего не сделали, чтобы ее к ним привлечь, т.е. при помощи московских переговоров Чемберлен и Даладье предполагали произвести политическое давление не Гитлера и заставить его пойти на компромисс с Англией и Францией.
Позиция СССР во время переговоров в Москве была определена и зафиксирована в выступлении В.Молотова на Сессии Верховного Совета СССР 31 мая 1939г. Эти условия оставались неизменными в течение всего процесса ведения переговоров и заключались в следующем: «Заключение между Англией, Францией и СССР эффективного пакта о взаимопомощи против агрессии, имеющего исключительно оборонительный характер; гарантирование со стороны Англии, Франции и СССР государств Центральной и Восточной Европы, включая в их число все без исключения пограничные с СССР европейские страны, от нападения агрессора; заключение конкретного соглашения между Англией, Францией и СССР о формах и размерах немедленной и эффективной помощи, оказываемой друг другу и гарантируемым государствам в случае нападения агрессора». Во второй стадии переговоров Чемберлен и Даладье вынуждены были пойти на уступки и согласиться на гарантию против возможной агрессии Гитлера по отношению к прибалтийским странам. Однако они дали согласие лишь на гарантию против прямой агрессии, т.е. непосредственного вооруженного нападения Германии на страны Прибалтики, отказываясь от каких-либо гарантий на случай так называемой «косвенной агрессии», т.е. прогитлеровского переворота, в результате которого мог бы произойти фактический захват стран Прибалтики «мирным» путем.
Следует отметить, что в то время как при переговорах с Гитлером в 1938г. Чемберлен трижды ездил в Германию, переговоры в Москве со стороны Англии и Франции были поручены лишь соответствующим послам. Это не могло не отразиться на характере переговоров и на их темпе. Это говорит о том, что англичане и французы не хотели договора с СССР, основанного на принципе равенства и взаимности, то есть на СССР складывалась фактически вся тяжесть обязательств. Все эти и ряд других обстоятельств и привели к тому, что переговоры в Москве весной-летом 1939г. - последняя попытка создания системы, гарантирующей европейские страны от агрессии гитлеровской Германии и фашистской Италии - закончились неудачей.
Политика умиротворения фашистского правительства стран-агрессоров, проводившаяся правительствами Англии и Франции, их опасения и нежелание
идти на соглашение со страной, основанной на принципиально иной системе
государственного устройства, атмосфера взаимного подозрения и недоверия
привели к неудаче планов создания системы коллективной безопасности в Европе. В итоге фашистская Германия вместе со своими союзниками ввергла мир в страшную и опустошительную Вторую Мировую Войну.
Причины и истоки Великой Отечественной войны, безусловно, следует искать в сложном клубке международных отношений предвоенных лет, особенно в событиях 1939г., кульминацией которых стало заключение 23 августа 1939г. советско-германского пакта о ненападении. Длительный период в СССР господствовала однозначная оценка этого документа как вынужденного и правильного шага со стороны советского руководства.
Летом 1939г. СССР оказался перед реальной угрозой войны с Германией в условиях, когда, с одной стороны, он не был готов к большей войне, а с другой – воевать с Германией ему предстояло в одиночку, т.к. все усилия СССР по созданию системы коллективной безопасности в Европе наталкивались на довольно прохладное отношение к этой идее стран западной демократии, правительства которых надеялись избежать войны за счет предоставления фашистскому рейху свободы на Востоке. Наиболее яркими подтверждениями такой позиции этих стран являются "Мюнхенский сговор" 1938г. и молчаливое согласие западных держав на аншлюс Австрии к Германии. Об этом же свидетельствует отношение Англии и Франции к военным переговорам с Советским Союзом, начавшимся летом 1939г. Одновременно с переговорами в Москве английская дипломатия вела секретные переговоры с Германией. Переговоры с Москвой рассматривались английским правительством как средство давления на Берлин. Не подвергается сомнению и наличие в правящих кругах западных держав надежд на благословенный "Натиск на Восток", а также на то, что Германия и Советский Союз, столкнувшись друг с другом, истощат себя и не будут представлять опасности для Запада.
СССР вынужден был учитывать фактическую враждебность Англии и Франции по отношению к нему. В основе такой позиции правительств этих держав лежали вполне здравые рассуждения. С точки зрения безопасности своих стран и нацистский рейх с его идеей мирового господства, и Советский Союз с идеей "мировой революции" представляли одинаковую угрозу. Ведь одновременно с попытками создания системы коллективной безопасности в Европе существовал Коминтерн, управляемый из Москвы, оказывалась мощная моральная, финансовая и материальная поддержка компартиям в странах Запада, деятельность которых во многих случаях вела к дестабилизации внутреннего положения в этих странах, росту напряженности, а потому расценивалась правительствами как враждебная и подрывная. Недоверие и взаимонепонимание порождались также ошибками советского руководства, например, недооценкой в 1920–начале 1930-х гг. фашистской угрозы, что привело к расколу рабочего и демократического движения в результате деятельности Коминтерна.
Небезупречно выглядит позиция советского руководства и летом 1939г. У Германии еще не было операционных планов нападения на СССР (план "Барбаросса" был разработан в июле–декабре 1940г.), она еще не захватила пол-Европы и могла распоряжаться только собственными материальными ресурсами, которые значительно уступали ресурсам СССР. Кроме того, состояние немецкой армии в 1939г. в корне отличалось от состояния в июне 1941г. Еще не был выработан победный дух, не было безграничной уверенности в своих силах, которые пришли к вермахту только после побед на Западе.
Для И.В.Сталина решающим аргументом в пользу сближения с Германией была не столько возможность оттянуть вступление СССР в европейскую войну и тем самым выиграть время для лучшей подготовки к ней, сколько перспектива территориальных приращений, расширения сферы влияния Советского Союза в Восточной Европе. Фактически именно советские вожди были инициаторами обязательного подписания специального секретного протокола, который являлся неотъемлемой частью пакта о ненападении и в котором разграничивались сферы влияния в Восточной Европе. Действия СССР в 1939–1940гг. подтверждают его заинтересованность в подобном протоколе: фактическое участие в разделе Польши, присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии (сентябрь 1939г.), война с Финляндией (ноябрь 1939–март 1940гг.), включение в состав СССР Прибалтики, Северной Буковины и Бессарабии (лето 1940г.). Все эти действия подтверждают имперские устремления И.В.Сталина. Кроме того, сталинское руководство рассчитывало использовать противоречия между европейскими державами в своих интересах, полагая, что война ослабит как Германию, так и страны западной демократии.
Таким образом, оценивая действия сторон в 1939г., следует отметить, что ответственность за то, что была упущена возможность создания системы коллективной безопасности в Европе и тем самым предотвращения развязывания Второй мировой войны, ложится как на Англию и Францию, так и на Советский Союз. В целом в предвоенный период взаимоотношения между державами складывались в атмосфере недоверия и тайных замыслов, при этом каждая из сторон пыталась решить свои проблемы за счет других. В итоге в выигрыше оказался фашистский рейх, избежавший войны на два фронта и приступивший к реализации своих планов по территориальным захватам в Европе.
Безусловно, советское руководство понимало неизбежность войны с Германией и готовилось к ней. Уже с ноября 1940г. наметилось постепенное охлаждение советско-германских отношений: СССР предпринимал осторожные дипломатические демарши на вторжение Германии в Грецию и Югославию, ввод немецких войск в Румынию и Финляндию и др. О подготовке к войне свидетельствовала и внутренняя политика советского руководства: ужесточение законодательства в сфере трудовых отношений, введение уголовной ответственности за нарушение в этой сфере, оснащение армии современной техникой, укрепление офицерского корпуса.
Весной 1941г. к советскому руководству стала стекаться информация о подготовке Германии к нападению на СССР. Ближе к лету 1941г. даже стала известна точная дата нападения Германии на СССР – 22 июня 1941г. Однако ряд шагов И.В.Сталина и его окружения в последние предвоенные месяцы вызывают недоумение. Уже имея представления о намерениях Гитлера, Сталин 10 января 1941г. заключает торговый договор с Германией, согласно которому поставляет ей продовольствие и стратегическое сырье. Из Москвы были выдворены дипломатические представители Бельгии, Норвегии, Югославии. Тем самым Советский Союз согласился с включением этих стран в германский рейх. Самым одиозным шагом стало сообщение ТАСС от 14 июня 1941г., в котором говорилось о неизменно дружеских отношениях СССР с Германией. Сюда же следует отнести и разрешение немцам на "розыск могил" немецких солдат, погибших в Первую мировую войну и захороненных на нашей территории. В результате перед самой войной по тылам наших войск ходили группы германских разведчиков под видом "розыска могил". Войскам ПВО было запрещено сбивать немецкие самолеты, неоднократно нарушавшие наше воздушное пространство и свободно ведшие разведки.
Наиболее распространенная точка зрения, объясняющая все эти "странности", состоит в следующем. Сталин прекрасно понимал неготовность страны к войне и хотел оттянуть ее, выиграть еще какое-то время для повышения обороноспособности. А для этого было решено демонстрировать дружелюбие в отношении Германии, чтобы не дать ей повода для развязывания войны. Причем в конечном итоге страх перед провокациями и желание избежать войны переросли у И.В.Сталина в маниакальную уверенность в исполнимости этого желания, в "ослепленное упрямство", которое вступало в конфликт с аргументами ума. В результате И.В.Сталин, несмотря на все сведения, поступавшие к нему в последние дни и часы перед нападением Германии и свидетельствовавшие о скором начале войны, так и не решился на единственно верный шаг – привести армию в полную боевую готовность, объявить мобилизацию.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершение гражданской войны победой большевиков и установление советской власти почти на всей территории бывшей царской России создали благоприятные условия для международной деятельности советского правительства. Попытки установления межгосударственных отношений с Россией стали делать и ведущие западные страны.
В начале 1920-х гг. предпринимаются осторожные и противоречивые шаги в отношении установления и развития дипломатических отношений между Советским государством и странами Запада. Нормализация отношений Советского государства с европейскими странами началась с торговли. Начиная с 1922г. происходит «прорыв империалистической блокады Советской Россией», подписывается двусторонний советско-германский договор, СССР официально признан Великобританией, устанавливаются дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией и Францией.
СССР стал проводить все более активную политику в отношении азиатских стран, прежде всего пограничных. Основной задачей советской внешней политики в Центральной Азии и на Среднем Востоке было создание надежной зоны советского влияния против западных держав.
Следует сказать, что на формирование военно-политической обстановки в мире, приведшей в конечном счете к войне, решающее влияние оказывали агрессивность фашистской Германии и милитаристской Японии. После прихода к власти Гитлера усилия Советского Союза были направлены на создание системы коллективной безопасности в Европе. Но провал данной политики сделал неизбежным в развязывании второй мировой войны.
VI. ТЕСТ
Сопоставить даты и события:
VII. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.