Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »
Тема: Внешнеторговая политика государства
Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 18.38K | Скачано: 333 | Добавлен 12.04.09 в 18:07 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Пенза 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
2. Сущность политики фритредерства и политики протекционизма 4-6
3. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг 7-13
4. Тесты 14
5. Заключение 15
6. Список использованной литературы 16
Введение
Внешнеторговая политика является элементом национальной экономической политики страны. В любой стране одной из основных задач государства является создание условий национальным производителям для завоевания позиций на мировом рынке.
В условиях развития международных экономических отношений огромное значение имеет оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Грамотно построенная внешнеторговая политика государства способствует развитию внутреннего рынка страны, а поскольку внешняя торговля является одной из важнейших форм международных связей, от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит ее место мировом рынке.
Рассмотреть основные виды внешнеторговой политики (протекционизм и фритредерство) и выявить какое значение имеют тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики – основная цель данной контрольной работы.
Сущность политики фритредерства и политики протекционизма
Основными направлениями внешнеторговой политики являются протекционизм и фритредерство, которые сталкивались в течение последних двух веков как противоположные подходы к внешнеэкономической политике.
Протекционизм – это политика регулирования государством внешней торговли, направленная на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции [3, С.71].
Выделяют следующие виды протекционизма:
Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX веке. Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах. В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно – технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм. Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.
В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.
Основными аргументами, выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие:
В начале XXI века протекционизм реализуется как политика импортозамещающего индустриального развития главным образом государствами, стремящимися преодолеть экономическое отставание. В рамках этой политики проводятся протекционистские защитные меры в отношении импорта и поощрительные в отношении экспорта.
Фритредерство – это политика невмешательства государства в международные отношения[2, С.80]. Считается, что такая политика ведёт к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода.
Поскольку фритредерство является противоположностью протекционизма, то все позитивные аспекты фритредерства выступают как критика протекционизма. Считается, что свободная торговля:
В государствах, проводящих рациональную внешнеэкономическую политику, как фритредерство, так и протекционизм носят избирательный характер. Преобладание одного из подходов определяется этапом развития национальной экономики.
Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики.
Демпинг
Классическими механизмами регулирования внешнеторговых операций, которые использует государство в начале XXI века, являются: 1) тарифные барьеры; 2) нетарифные барьеры; 3) налоговые методы; 4) политика валютного курса и валютное регулирование, которое направлено на предотвращение оттока капитала за пределы государства.
Механизмы регулирования внешнеторговых операций применяются в комплексе. Они взаимосвязаны и могут усиливать или ослаблять действие друг друга и играть различную роль в зависимости от уровня развития страны.
Однако основными и наиболее распространёнными мерами регулирования внешнеторговых операций остаются тарифные и нетарифные барьеры.
Тарифные барьеры конкретизируются в системе таможенных пошлин на экспорт и импорт. Таможенная пошлина – это вид тарифного механизма регулирования внешнеторговых проблем, представляющий собой налог, которым облагаются импорт и экспорт товаров и услуг, начисляемый либо на количество, либо на стоимость товара[2, С.83]. В соответствии с особенностями начисления выделяются следующие виды таможенных пошлин:
Введение пошлин является старейшим способом осуществления торговой политики и всегда использовалось в качестве одного из источников государственных доходов. Но истинная цель их использования обычно заключалась не в извлечении дохода, а в защите определённого сектора отечественной экономики от иностранных конкурентов. Россия защищает отечественную автомобильную промышленность, вводя высокие таможенные пошлины не только на ввоз новых импортных автомобилей, но и используя очень высокие таможенные тарифы на ввоз подержанных автомобилей. При этом решается сразу несколько вопросов: ограждён от конкуренции отечественный производитель, поставлено препятствие наводнению внутреннего рынка старыми импортными автомобилями, выработавшими свой ресурс, что положительно сказывается на общем состоянии безопасности дорожного движения в стране, т.е. процесс имеет не только экономическую, но и социальную направленность.
В любом случае результатом введения пошлин становится повышение расходов на ввоз товаров в страну. Введение пошлины повышает цену не только на импортируемы товар, но и на среднюю цену данного товара на национальном рынке, что выгодно национальным производителям данного товара. Этот результат нередко является основной целью тарифной политики государства, заключающейся в защите отечественных производителей от низких цен, которые возникают вследствие конкуренции со стороны импортных товаров.
Импортная пошлина – это ввоз товара в страну. В этом случае цена импортного товара на внутреннем рынке поднимается выше мировой, так как к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт.
Рассмотрим сначала выгоды, которые получают отечественные производители. Они сталкиваются с более высокой рыночной ценой, а значит, получают для себя дополнительную выгоду. Выигрыш производителя определяется суммой, вырученной от продажи автомобилей по более высоким , с учётом пошлины, ценам.
Отечественные потребители также столкнутся с увеличением цены, что приведет к ухудшению их материального положения. Государство же в этих условиях получит дополнительный доход в виде взимаемой пошлины и подоходного налога с производителей.
Введение пошлины ослабляет стимулы к развитию производства и росту потребления, так как отсутствие конкуренции у производителей и высокие рыночные цены позволяют им самоуспокоиться и не снижать издержки, а эти же цены не позволяют увеличивать объёмы торговли и потребления и повышать жизненный уровень народа.
Пошлина поощряет производителей и потребителей действовать так, если бы импорт был более дорогим, чем он есть на самом деле. Для национальной экономики фактические затраты на дополнительную единицу потребления соответствуют цене дополнительной единицы импорта, но поскольку пошлина делает внутреннюю цену выше мировой, то потребители снижают объёмы своих приобретений до такого уровня, при котором предельная единица товара делает их выгоду равной отечественной цене, включающей в себя ставку пошлины. Таким образом, экономика производит у себя дополнительные единицы товара, которые могут быть куплены за рубежом по более низкой цене.
Чистый эффект, который оказывает на национальную экономику введение пошлины, складывается из двух составляющих. Отрицательный эффект отражает потери от искажения стимулов производства, возникающие из-за того, что введение пошлины побуждает отечественных производителей выпускать слишком большое количество данного товара. Вторая составляющая – это потери от искажения стимулов потребления, обусловленные тем, что введение пошлины вынуждает потребителей приобретать данный товар в слишком малых количествах. Наряду с этими потерями происходит улучшение условий торговли, обусловленное снижением цены зарубежного экспорта вследствие введения пошлины. Но нередко данный положительный эффект не наступает, так что убытки от введения пошлины однозначно превышают приносимые ею выгоды.
В практике мировой торговли также выделяют особые конъюнктурные таможенные пошлины:
антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. Демпинг – это практика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по которым товар реализуется на внутреннем рынке[1,С.210]. Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны-импортёра, поскольку он серьёзно затрудняет развитие импортозамещающих отраслей. В практике внешней торговли под демпингом понимают сбыт товаров за рубежом по ценам ниже, чем цены реализации товара на внутреннем рынке страны экспортера, наносящий или угрожающий нанести материальный ущерб отрасли экономики, созданной на территории страны импортера, или существенно задерживающий создание таковой. Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. Для применения мер, противодействующих демпингу, требуется соблюдение ряда условий: установление факта демпинга, наличие фактически доказанного материального ущерба или угрозы материального ущерба отрасли хозяйства страны импортера и определение размера материального ущерба, существование причинно-следственной связи между фактом продажи по демпинговым ценам и возникновением ущерба;
В настоящее время значение пошлин начинает снижаться, так как правительства многих стран предпочитают защищать отечественную экономику с помощью нетарифных барьеров.
Основными видами нетарифных ограничений являются импортно-экспортные квоты, добровольные ограничения или стимулирование экспорта, стандарты и др.
Наиболее распространённым нетарифным барьером являются экспортно-импортные квоты (контингент). Квотирование – ограничение в количественном или стоимостном выражении объёма продукции, разрешённой к ввозу или вывозу из страны. Различают экспортные и импортные квоты.
В условиях нетарифных ограничений выдаётся лицензия на экспорт или импорт, ограничивается объём продукции или вводится запрет на нелицензированную торговлю.
Импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьёзным и сильным методом протекционистской политики.
Квотирование осуществляется путём выдачи лицензии. Государство выдаёт лицензии на экспорт или импорт ограниченного объёма продукции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю. Кроме того, изменение тарифов регламентируется национальным законодательством в рамках международных соглашений, поэтому правительство не имеет право самостоятельно повышать тарифы. В этом случае оно ужесточает импортные квоты, делает внешнеторговую политику селективной посредством распределения лицензий между конкретными предприятиями.
Разновидностью экспортной квоты являются добровольные экспортные ограничения (ДЭО). В рамках добровольных экспортных ограничений страны-экспортёры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну. По существу ДЭО является вынужденной мерой. Для страны-импортёра при введении ДЭО цены на ввозимые товары могут быть значительно выше, чем при тарифных ограничениях или квотировании импорта. Таким образом, путём повышения цен компенсируется снижение объёмов экспорта.
К нетарифным ограничениям относятся также виды скрытого протекционизма, которые контролируют дотаможенное движение товаров, т.е. саму возможность участия товаров в импорте и экспорте – санитарно-технические стандарты, валютные ограничения импорта товаров.
К санитарно-техническим ограничениям относятся следующие условия:
Санитарно-технические ограничения призваны оградить страну от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию её граждан.
В современных условиях отсутствие новой, упорядоченной международной валютной системы и продолжение валютного кризиса ужесточают валютные ограничения по импорту товаров, что приводит к возрождению клиринговых соглашений как формы компенсационной торговли. Такая торговля существует в различных формах:
Тесты
а) поддерживает субъектов национальной экономики;
б) используется для сохранения экономической безопасности в период международной напряжённости;
в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке;
г) защищает новые отрасли, возникшие как результат НТП.
Ответ: в.
а) квотирование;
б) лицензирование;
в) таможенные пошлины;
г) добровольные ограничения экспорта;
д) санитарно-технические ограничения.
Ответ: а, б, г, д.
а) защита новых отраслей от воздействия конкуренции зарубежных предпринимателей;
б) рост занятости населения внутри страны;
в) предотвращение демпинга;
г) обеспечение национальной экономической безопасности;
д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма;
е) верны только ответы а) и в).
Ответ: а, г.
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели основные направления внешнеторговой политики государства.
Однако усиление взаимозависимости различных областей международных экономических отношений привело к необходимости координации внешнеторговой политики, проводимой государствами, и формирования международного экономического порядка. В связи с этим большое значение приобретают международные экономические организации и соглашения, содействующие разрешению противоречий и достижению компромиссных решений между государствами по экономическим вопросам. Одним из основных соглашений, специальное назначение которого – ускорение международных рыночных процессов и развитие международной торговли, является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Оно было подписано 23 странами в 1947 г. в Женеве. В январе 1996 г. ГАТТ трансформирована во Всемирную торговую организацию (ВТО), объединившую 81 страну. Сфера регулирования ВТО распространяется на международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, контроль и защиту инвестиций.
Список использованной литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.