Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

История социологической мысли

История социологической мысли [13.01.09]

Тема: История социологической мысли

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.90K | Скачано: 254 | Добавлен 13.01.09 в 19:24 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Сургут 2007


Содержание
Введение 3
1. Предпосылки возникновения социологии 4
2. Социологический позитивизм О.Конта и Г.Спенсера 6
3. Развитие классической социологии на рубеже 19-20 веков. Э. Дюркгейм и М. Вебер 12
Заключение 18
Список использованной литературы 21

Введение
Данная контрольная работа направлена на то,  чтобы  осветить  всю  историю развития социологической мысли, начиная с ее возникновения  и заканчивая современным состоянием этой науки.
С древнейших времен человека интересовали не только загадки  и  явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и  проблемы,  связанные  с  его собственным существованием среди других людей.  Действительно,  почему  люди стремятся жить среди других людей,  а  не  в  одиночку?  Что заставляет  их проводить между  собой  границы,  разделяться  на  отдельные  государства  и враждовать друг  с  другом?  Почему  одним  позволено  пользоваться  многими благами, а другим отказано во всем?
    Поиск ответов на эти и иные вопросы уже в  древности заставил ученых  и мыслителей обратить свой взгляд на человека и  на  общество,  в  котором  он существует.
Целью данной контрольной работы рассмотреть историю социологической мысли.
Исходя из цели, необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Предпосылки возникновения социологии.
2. Социологический позитивизм О.Конта и Г.Спенсера.
3. Развитие классической социологии на рубеже 19-20 веков. Э. Дюркгейм и М. Вебер.
    
1. Предпосылки возникновения социологии
Эта наука возникает  в  конце  30-х  -  начале  40-х  годов  XIX  в.  В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание  лионских ткачей во Франции, силезских  ткачей  в  Германии  (1844  г.),  чартистское движение  в   Англии,   чуть   позже   революция   1848   г.   во   Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений.  Во  времена решительных и быстрых перемен у людей возникает  потребность  в  обобщающей теории, способной прогнозировать,  куда  движется  человечество,  на  какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом  процессе. Как  известно,  К.  Маркс  и  Ф.  Энгельс  начинали  свою  теоретическую  и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной    в    немецкой классической философии, и опираясь на свой  опыт  участия  в  революционном движении, предложили решить  эту  проблему  на  основе  концепции  научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.
О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь  развития  общества.  Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем,  как  разжечь  пожар  гражданской  войны,  а наоборот,  как  преодолеть  кризис  в   Европе,   установить   согласие   и солидарность между различными социальными группами. Социология  как  раз  и рассматривалась ими в качестве инструмента познания  общества  и  выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой  реформизма,  с их точки зрения, является «позитивный метод».
Этими  различными  идеологическими  установками  было  продиктовано   и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-х - 40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят химия и  биология.  Наиболее  значительными  открытиями  того  времени   являются открытие клетки немецкими  учеными  Шлейденом  и  Шванном  (1838-1839),  на основе которого была создана клеточная теория строения живого  вещества,  и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом которого является учение  о  диалектике  - «алгебра революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э.  Дюркгейма  эти  открытия  послужили  основой  для  создания  учения  об обществе,  основанного  на  принципах  биологии,  -  «органической   теории развития общества».
Особенно активно эмпирические социальные исследования в  Европе  начали развиваться  в  начале  XIX  века  под  влиянием  определенных   социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого  была  резкая социальная дифференциация  населения,  рост  числа  бедных  (пауперизация), увеличение преступности, нарастание  социальной  нестабильности.  В  то  же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная  прослойка,  всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется  институт  общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с  другой  -  объективно  созрели  те  силы, которые были заинтересованы в их  лечении  и  могли  выступать  в  качестве заказчиков социологических исследований, способных  предложить  «лекарство» от этих «болезней».

2. Социологический позитивизм О.Конта и Г.Спенсера
Для ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что  для  решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь  в  виду,  с  какого  времени социология в  качестве  отдельной  специальной  науки  начала  признаваться научным сообществом. История свидетельствует,  что  это  произошло  в  40-х годах XIX в. после опубликования О.  Контом  третьего  тома  его  важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые  использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной  основе.
Именно эта претензия - поставить учение об обществе на научную основу  -  и явились тем отправным фактом, который  привел  к  формированию  и  развитию социологии.
В  системе   О.   Конта   это   обоснование осуществляется   на   основе   сформулированного   им   закона    о    трех последовательных    стадиях    интеллектуальногоразвитиячеловека: теологической,  метафизической  и  позитивной.  На  первой,  теологической, стадии человек объясняет все явления на основе  религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он отказывается от апелляции к сверхъестественному и  пытается  все  объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других  философских  абстракций. Задача второй стадии - критическая.  Разрушая  прежние  представления,  она подготавливает третью стадию - позитивную,  или  научную.  На  этой  стадии
человек  перестает  оперировать   абстрактными   сущностями,   отказывается раскрывать причины явлений и  ограничивается  наблюдением  за  явлениями  и
фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.
Переход  от  одной  стадии  к  другой  в  разных   науках   совершается
последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип  -  от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект  изучения,  тем
быстрее там устанавливается позитивное знание.  Поэтому  позитивное  знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии,  затем  в биологии. Социология же - это вершина позитивного знания. Она  опирается  в своих  исследованиях  на  «позитивный  метод».  Последний  означает   опору теоретического анализа на совокупность  эмпирических  данных,  собранных  в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.
Другой важный вывод, приведший О. Конта  к  необходимости  формирования науки об обществе, связан с открытием им  закона  разделения  и  кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в  истории  общества. Благодаря  им  появляются  социальные  и  профессиональные  группы,  растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей.  Но эти же факторы  ведут  к  разрушению  фундамента  общества,  поскольку  они нацелены на концентрацию  богатства  и  эксплуатацию  людей,  на  однобокую профессионализацию,  уродующую  личность.  Социальные  чувства   объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться  к  другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная  эгоистическая  мораль,  которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества -  чувство солидарности  и  согласия   между   людьми.   Способствовать   установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.
О. Конт, в соответствии со своими представлениями  о  развитии,  делит
социологию  на  две  части:  социальную  статику  и  социальную   динамику. Социальная статика изучает условия и законы  функционирования  общественной системы. В этом  разделе  контовской  социологии  рассматриваются  основные общественные институты: семья,  государство,  религия  с  точки  зрения  их общественных функций, их роли в установлении  согласия  и  солидарности.  В социальной динамике  О.  Конт  развивает  теорию  общественного  прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает  духовное,  умственное развитие человечества. Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820—1903).
Как и Конт, Спенсер был широко образованным ученым, одним из выдающихся умов своего времени. Он создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. В своем основном сочинении «Системе синтетической философии» он глубоко и подробно изложил свои взгляды на эволюцию природных и социальных явлений. Эти взгляды он обосновал также в труде «Основные начала». Г. Спенсер является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении «Научные, политические и философские опыты».
Суть органической теории общества заключается  в том,  что  оно  рассматриваетсякак    единая    система взаимодействия    природных,    прежде всего   биологических,   и   социальных факторов. Согласно этой теории, все   стороны   общественной   жизни   органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально- природногоорганизмапроявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.
Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам. Он уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств:  1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; 2) те и другие усложняются; 3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга; 4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем, люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают.
Легко заметить, что система приводимых доказательств сходства общества с живым организмом целиком опирается на естественные обстоятельства и не принимает во внимание специфические социальные качества общества. В подтверждение разрабатываемой им органической теории общества Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в государстве уподобляется им мозгу человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества, исчисляя и балансируя интересы взаимодействующих между собой сословий и других социальных групп, а также политических партий. Торговля в обществе сравнивается с кровообращением в живом организме, а кровяные тельца — с деньгами. Телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой живого организма. Проводя сравнение до мелочей, — писал Спенсер, — мы находим, что эти крупные аналогии влекут за собой множество мелких, гораздо более тесных, нежели можно ожидать. Представляет интерес теория эволюции Г. Спенсера, в том числе социальной. В эволюции он выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). «Что такое социальная эволюция?» — ставит вопрос Спенсер. И отвечает на него в том духе, что социальная эволюция есть прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Он показывает объективную обусловленность социальной эволюции потребностями людей. Это, пишет он, наблюдается во всех областях общественной жизни, в том числе в области развития государственной власти. Правительственная эволюция является результатом социальных потребностей. ... Конституции не создаются, они сами вырастают, — утверждает он, подчеркивая обусловленность развития политических процессов потребностями и интересами людей.
С точки зрения Г. Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов.
В ходе социальной эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, которые в свою очередь возрастают в размере, в разнообразии, в определенности и сложности.
Г. Спенсер далек от фаталистического понимания эволюции как абсолютно неподвластной человеку. Напротив, он постоянно подчеркивал, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности, ставил и решал вопросы мотивации социального поведения и деятельности людей. Более того, он заявлял, что общество не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов. В то же время каждый гражданин должен смотреть на себя с точки зрения не только субъективной, исходя из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место в обществе как «одной из многочисленных общественных единиц». Как член общества он должен действовать в направлении улучшения социальной жизни. По Спенсеру, альтруистические действия так же необходимы, как и эгоистические.
Спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, в том числе равновесия между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, наконец, между функционированием государственных учреждений и поведением граждан, обществом и личностью. Со времен Конта и Спенсера эта проблема постоянно решается в западной социологии.
Спенсер излагает свое видение проблемы распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его упадок, — писал он. Этот процесс совершается прежде всего под воздействием внутренних причин, а также внешних. Последние характеризовались Спенсером как некое «новое движение извне». Распадение общества начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институт власти, армию, прогрессивные в прошлом организации. Становится малоэффективной деятельность «промышленных классов», движению масс мешают единицы, прежде всего из числа политиков. При распадении общества, продолжает Спенсер, происходит «уменьшение интегрированных движений (экономической и политической интеграции — сказали бы мы сегодня) и возрастание движений дезинтегрированных (центробежных)». Растет беспорядок, правительство часто предпринимает неподготовленные и даже нелепые действия, «прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной связи со всем политическим организмом»1.
Стоит оценить актуальность данных высказываний Спенсера, глубину и четкость его суждений. Картина распада (распадения) общества отражена им всесторонне и глубоко и дает немало для понимания современных процессов, происходящих также и в нашем обществе. Многие суждения и взгляды Г. Спенсера могут помочь нашим современникам глубже разобраться в содержании сегодняшней жизни. Это касается его органической теории общества как целостной системы, обоснования путей достижений социального равновесия, гармонии и стабильности, его учения о социальной эволюции как закономерного и прогрессивного развития общества, а также решения многих проблем более частного характера.
 
3. Развитие классической социологии на рубеже 19-20 веков. Э. Дюркгейм и М. Вебер
Классический тип научности, был представлен такими видными социологами,  как  О.  Конт,  Г.  Спенсер,  Э.  Дюркгейм.  Основные принципы классической методологии сводятся к следующим:
    1)   Социальные   явления   подчиняются   законам,   общим   для   всей
  действительности. Нет никаких специфических социальных законов.
    2)  Поэтому  социология  должна  строиться   по   образу   естественных
  «позитивных» наук.
    3) Методы социального  исследования  должны  быть  такими  же  точными,
  строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно.
    4) Важнейшим  критерием  научности  является  объективность  содержания
  знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в
  себе  субъективные  впечатления  и  умозрительные  рассуждения,   но
  описывать социальную действительность, независимо от  нашего  к  ней
  отношения.  Этот  принцип  нашел   свое   выражение   в   требовании
  «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений  и
  идеологий».
Наиболее   четко   принципы   классического   типа    научности    были
сформулированы  в  работе  французского  социолога  Э.Дюркгейма  «Правила
социологического метода» (1895г.). Дюркгеймовская социология  основывается
на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает  основные
требования  к  социальным  фактам,  которые   позволили   бы   существовать социологии в качестве науки.
Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как
вещи». Это означает, что: а) социальные  факты  внешне  для  индивидов;  б)социальные факты могут быть объектами в том смысле,  что  они  материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают  формулировать  постоянные законы функционирования общества.
Второе правило состоит в том, чтобы «систематически  отмежевываться  от
всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология прежде всего должна
порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными  пристрастиями;  б)она также должна освободиться  от  всех  предрассудков,  которыми  обладают индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в  признании  примата  (первенства,  приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того,  что:  а)источник социальных  фактов  находится  в  обществе,  а  не  в  мышлении  и поведении индивидов;  б)  общество  есть  автономная  система,  управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию  каждого индивида.
Итак, социология, по мнению  Э.  Дюркгейма,  основывается  на  познании социальных фактов. Социальный факт специфичен.  Он  порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе оттого, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него  другое основание, другой субстрат - коллективное сознание. Для того чтобы  возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы,  по  крайней  мере, несколько  индивидов  объединили  свои  действия  и  чтобы  эта  комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез  происходит  вне сознания действующих индивидов (так как  он  образуется  из  взаимодействия множества  сознаний),  то  он  неизменно  имеет   следствием   закрепление, установление вне индивидуальных  сознаний  каких-либо  образцов  поведения, способов действий,  ценностей  и  т.  д.,  которые  существуют  объективно. Признание объективной реальности  социальных  фактов  является  центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.
Выдающуюся роль в развитии социологии в конце прошлого и начале нынешнего века сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1864—1920). В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов. Берутся на вооружение разработанная им методология социального познания, концепции понимания, идеальных типов, его учение о культуре, этике, социологии религии. Сегодня западные социологи рассматривают Вебера «в качестве одной из тех ключевых фигур, обращение к которым открывает перспективу плодотворного обсуждения фундаментальных вопросов социологической теории».
На философско-социологические взгляды Вебера оказали влияние выдающиеся мыслители разных направлений. В их числе неокантианец Г. Риккерт, основоположник диалектико-материалистической философии К. Маркс, такие мыслители, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Ницше и др. Свои взгляды Вебер изложил в таких работах, как «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество», «Объективность социально-научного и социально-политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия» и др.
С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать прежде всего поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякие их поведение и деятельность являются предметами изучения социологии, а только такие, которые, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны других людей, а скажем, со стороны машин или природы, оно, по Веберу, не считается социальным. Не являются таковыми и подражательные действия.
Социальные действия составляют, по Веберу, систему их сознательного, осмысленного взаимодействия. В таком качестве они образуют предмет внимания так называемой понимающей социологии, заключающейся в том, что если действия человека осмыслены и внутренне ориентированы на что-то, то социолог должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Другими словами, надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. В такой роли социология выступает как понимающая (социология понимания).
М. Вебер создал и развил концепцию понимающей социологии, задачи которой, по его мнению, заключаются в том, чтобы понять и объяснить 1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось; 2) какие понятные социологу последствия имели их стремления для «осмысленно-соотнесенного поведения других людей».
В своей социологии понимания Вебер не ценностей  мог обойти проблему ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных. Речь идет прежде всего о понимании сознательных установок субъекта на указанные ценности, которые определяют содержание и направленность его поведения и деятельности. В то же время социолог сам исходит из определенной системы ценностей, что неизбежно сказывается на ходе и результатах его исследований.
Теория социального действия. Важнейшей составляющей данной теории является концепция идеальных типов. Вебер трактовал идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции». Это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе. В этом отношении в качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения.
Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оптимальных общественных состояний — состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т.д. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Поскольку идеальный тип не совпадает полностью с тем, что есть в обществе, и нередко противоречит действительному положению вещей (или же последнее ему противоречит), он, по словам Вебера, в той или иной мере несет в себе черты утопии.
Учение М. Вебера об идеальных типах не потеряло своей актуальности. Оно служит для его последователей своеобразной методологической установкой социального познания и решения практических проблем, связанных, в частности, с упорядоченностью и организованностью элементов духовной, материальной и политической жизни.
М. Вебер выделял следующие типы социального действия: целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и традиционный.
Целерациональное действие — это когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех.
Ценностно-рациональное действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения.
Аффективное действие происходит через аффекты, т.е. бессознательные психологические импульсы и чувства.
Традиционное действие осуществляется через привычку1. В этой классификации степень осознанности наращивается от аффективных и традиционных социальных действий к ценностно-рациональным и целерациональным. В реальном поведении людей чаще всего присутствуют все указанные типы или виды действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко содержанием и механизмом осуществления социального действия. Необходимы научные представления о них, чтобы учитывать все это. Вебер отмечает, что эти четыре идеальных типа, т.е. теоретически смоделированные им виды социальных действий, не исчерпывают всего их многообразия. Но поскольку их можно считать самыми характерными, то знания о них могут быть весьма полезными для теоретиков и практиков не только из области социологии.
Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма. Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры — во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей, так же как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается колоссальным усилением социальной роли науки, представляющей собой, по мнению Вебера, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Воплощением рациональности Вебер считает правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Правовое государство развивается на основе целе-рациональных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых. Похоже, что и в этом случае речь идет о теоретической конструкции идеального типа государства, не всегда и не во всем совпадающей с социальной действительностью. И все же идея правового государства как рационального сочетания интересов субъектов гражданского общества весьма плодотворна и заслуживает внимания как теоретиков, так и практиков.
Как видно, Макс Вебер касался в своих трудах широкого круга проблем из области теории и методологии социологии, оставив в их разработке заметный след. Возрождение его учения происходит именно потому, что он высказал глубокие суждения о решении сложных проблем, которые стоят перед нами сегодня. Нельзя не согласиться с Вебером в том, что «признаком научного познания является объективная значимость его выводов, т.е. истина».
С позиции истины, пишет Вебер, приходится признать, что мировоззрение каждого человека связано с «интересами своего класса».

Заключение
О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь  развития  общества.  Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем,  как  разжечь  пожар  гражданской  войны,  а наоборот,  как  преодолеть  кризис  в   Европе,   установить   согласие   и солидарность между различными социальными группами. Социология  как  раз  и рассматривалась ими в качестве инструмента познания  общества  и  выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой  реформизма,  с их точки зрения, является «позитивный метод».
В  40-х годах XIX в. после опубликования О.  Контом  третьего  тома  его  важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые  использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной  основе. Именно эта претензия - поставить учение об обществе на научную основу  -  и явились тем отправным фактом, который  привел  к  формированию  и  развитию социологии.
Г. Спенсер является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении «Научные, политические и философские опыты». Суть органической теории общества заключается  в том,  что  оно  рассматривается как    единая    система взаимодействия    природных,    прежде всего   биологических,   и   социальных факторов. Согласно этой теории, все   стороны   общественной   жизни   органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально- природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.
 Социология, по мнению  Э.  Дюркгейма,  основывается  на  познании социальных фактов. Социальный факт специфичен.  Он  порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе оттого, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него  другое основание, другой субстрат - коллективное сознание.
С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать прежде всего поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякие их поведение и деятельность являются предметами изучения социологии, а только такие, которые, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это.

 Список использованной литературы
1.    Социология: Учебник для вузов/ В.Н.Лавриненко, Н.А.Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.

2.    Зборовский Г. Е.. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992.
3.    Краткий словарь по социологии. М., 1989.  
4.    Ядов В.А. Размышления о предмете социологии (Социологические исследования, 1999, №. 2).
5.    Энциклопедический социологический словарь/Под редакцией Г.В. Осипова, М., 1995

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 25.90K
Скачано: 254
Скачать бесплатно
13.01.09 в 19:24 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе