Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Государство как основной институт политической системы
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 19.69K | Скачано: 376 | Добавлен 22.05.11 в 12:18 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Содержание
1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.
2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.
3. Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством.
Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте.
1.Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.
Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы в обществе решались силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел.
Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникали новые социальные группы со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.
Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».
Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).[1, с.195]
Среди основных признаков государства выделяют:
- наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;
- наличие права, системы норм, санкционированных государством (законы и другие нормативно-правовые акты), обязательных для выполнения всеми субъектами общества;
- наличие определенной территории, на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) данного государства;
- право устанавливать и взимать налоги и сборы с населения.
Наличие признанных международным правом признаков позволяет государству считаться субъектом международного права с соответствующими полномочиями. [1,с.196]
В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с местом их осуществления – внешние и внутренние.
Внешние функции:
Внутренние функции:
В развитии теоретических представлений о государстве всегда существовали и противоборствовали две линии:
Вплоть до 19-го века преобладала этатическая тенденция, связывающая цели государства с усилением государственного же могущества. Даже забота о благе подданных, торжество справедливости и гуманности обосновывалось необходимостью укрепления государственной власти. По отношению к гражданам государство наделялось исключительными правами. Не была признана и развита идея обязанностей государства перед гражданами и идея контроля общества над государством.
Представители антиэтатической линии видели в государстве деспотическую, угнетающую силу, ограничивающую свободу и содействующую рабству.
Антиэтатические идеи органически присущи социализму.
Т. Мор в "Утопии" утверждал, что "все остальные правительства, которые я вижу или знаю, - это заговор богатых... чтобы можно было заставить бедняков трудиться за самую низкую плату и угнетать их как угодно".
Выдающийся французский мыслитель Сен-Симон критически оценивает государство, в котором "невежество, суеверие, лень и страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества, а способные, бережливые, трудовые люди подчинены им и используются в качестве орудий". Приемлемым, с его точки зрения, является управление, а не политика, управление вещами, а не людьми.
Дальнейшее развитие эта линия получила у К. Маркса, который считал государство аппаратом насилия, создаваемым и используемым эксплуататорами, экономически господствующим классом для охраны и закрепления своего господства. Согласно марксисткой теории "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина чтобы держать в повиновении одному классу прочие угнетенные классы" (Ленин В. И.).
Предельно завершенная антигосударственная позиция была сформирована анархистами, которые считали социалистическую революцию рубежом перехода к безгосударственному строю.
Генезис государства в историческом плане можно рассмотреть как совокупность нескольких этапов:
1 этап - античный. Он характерен следующими моментами:
Государства этого этапа имели четко выраженные две функции:
2 этап - средние века. Этот этап характеризуется следующим:
3 этап - Новое время (с 17-го в.). На этом этапе:
4 этап - современный. Этот этап характерен:
Такова история возникновения и эволюции государства. [3, с213]
2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.
Форма правления – это способ организации высшей государственной власти и система ее взаимоотношений с населением.
Монархия – формальным источником власти здесь выступает монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения.[1,с200]
Монархии бывают:
Республика – другая, более популярная сегодня, чем монархия, форма государственного правления.
Республики - государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе. Бывают президентские и парламентские.
Характерные признаки президентской республики:
Для парламентской республики характерно:
Парламентская республика существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Турции, Ирландии, Исландии и некоторых других странах.
Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.
В унитарном государстве:
Федеративное государство характеризуется:
Помимо вышеперечисленных типов государств существуют Конфедерации. Как правило, это государственные объединения государств для координации какого-либо вида государственной деятельности - военной, торговой, внешнеполитической. Эти объединения нестабильны, распадаются после решения поставленных задач или развиваются в федерацию (США, Швейцария).
Принципы федеративного устройства российского государства основаны на конституционных принципах, закреплённых в статье 5 Конституции РФ:
Особенности федеративного устройства России:
Российская Федерация - неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения - по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов - краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.[3,с.264]
Главная проблема современного российского федерализма связана с суверенитетом и выходом субъектов из Федерации. Эта проблема приобрела особую остроту в последние годы. Игнорировать такую проблему весьма опасно. В целях предотвращения распада Российской Федерации Президенту Российской Федерации, как гаранту целостности и единства государства, надлежит обратиться к парламентам республик с рекоммендациями исключить из их конституции положения о суверенитете и положение о выходе из состава Российской Федерации; либо Президент Российской Федерации должен внести в Конституционный Суд вопрос о соответствии положений конституции республик Конституции Российской Федерации. Предложенные меры, в случае их реализации, снимут опасность выхода из состава Федерации. Ведь ни одна федерация в мире не предоставляет своим субъектам право выхода из страны.
Правовое государство имеет основное предназначение в развитии структур, обеспечении защиты прав всех членов общества. Граждане подчиняются праву как высшей силе. Гарантировано равноправие всех граждан и правителей перед законом.
Правовому государству присущи следующие признаки:
В реальности, конечно же, эти признаки не выполняются в полной мере, и, поэтому Российская Федерация на данном этапе развития не является правовым государством. Внеся термин «правовое государство» в Конституцию и объявив наше государство правовым, мы тем самым возвели его в официоз, придали ему официальное значение. Таким образом, явно проявилась официальная идеология. Плюрализм идеологии в государственно-правовой сфере подменён государственной идеологией. Правовое государство РФ – эта та ширма, за которой скрывается далеко не самая идеальная государственно-правовая действительность.
Правовое государство как воплощение справедливого, гармоничного устройства общественной жизни, покоящегося на народном суверенитете, - это социальный идеал, и в этом смысле этико-онтологические поиски оптимального жизнеустройства в известной степени оправданы, тем более что справедливость – категория скорее этическая, нежели социально-правовая.
Нельзя не согласиться с тем фактом, что в России, несомненно, наблюдается движение к созданию и функционированию правового государства. Появление недостатков в диалоге «личность – государство» и стремление к их искоренению свидетельствует о том, что эти отношения развиваются. Заметно стремление общества к цели, поставленной Конституцией РФ – становлению правового государства в его более полном соответствии определению, принятому ведущими правоведами страны.
Таким образом, Россия – это не правовое государство, а только лишь идеал, к которому не только можно, но и необходимо стремиться современной России для улучшения обстановки в стране.[3, с.289]
3.Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте.
Средства, призванные не допускать несправедливости, творимой самим государством:
1) разделения властей – теория, по которой государственная власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л.Монтескьё. Разделение властей основывается на естественном разделении функций законотворчества, государственного управления, правосудия и государственного контроля. Это разделение необходимо, чтобы сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, исключить сосредоточение всех полномочий в ведении единого органа, чтобы избежать произвола.
2) большое количество общественных и правозащитных организаций. Общественные организации – неправительственные добровольные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. В Федеральном законе указано, что общественные организации создаются для защиты общих интересов и достижение целей объединившихся граждан. Деятельность правозащитных организаций заключается в защите прав человека мирными средствами от произвола государственных структур.
3) Международное право – особая правовая система, регулирующая отношения между государствами и другими субъектами международного права (государствами, международными межправительственными организациями). Различают императивные и диспозитивные нормы международного права. Императивные нормы – это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Диспозитивные – это нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.
Список литературы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.