Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Государство как основной институт политической системы

Государство как основной институт политической системы [24.02.13]

Тема: Государство как основной институт политической системы

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.88K | Скачано: 331 | Добавлен 24.02.13 в 17:23 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения 5

2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства 12

3. Один из средневековых философов заметил, что государство – это
орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую
творит оно само». В современных государствах придумано немало средств,
призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством.
Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

 

ВВЕДЕНИЕ

Достоинство государства зависит

от достоинства образующих его личностей…

Д. Милль

Политическая система общества возникает на определенном этапе его развития, отражает политическую деятельность людей,  обуславливает системный характер политической жизни.

В отечественной литературе политическую систему общества нередко определяют как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе, а также отношения между ними по поводу власти. По сути, она есть механизм, с помощью которого осуществляется власть в обществе, руководство и управление им.

Государство занимает особое место в политической системе, придавая ей целостность и стойкость, ориентацию на важные общественные дела. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества; устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества. 

Тема данной контрольной работы – «Государство как основной институт политической системы» является достаточно актуальной, так как государство является ядром политической системы любого общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует ее. В руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. В его деятельности концентрируется основное содержание политики.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение и изучение темы: «Государство как основной институт политической системы». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, основные признаки и функции государства.

2. Рассмотреть причины и условия возникновения государства.

4. Рассмотреть и изучить формы государственного правления и формы государственного устройства.

5. Рассмотреть понятие правого государства

6. Закрепить теоретические знания.

При написании контрольной работы были использованы анализ-синтез, эмпирический, научный методы исследования.

Методологической и теоретической основой при написании работы послужили законодательные и нормативно-правовые акты, учебники и учебные пособия, научная и научно-методическая литература.

 

1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов  в пределах определенной территории [6, с. 198]. 

Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика» и др. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обосновано в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма.

В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающее верховной властью на определенной территории [8, с. 248-249].

Характеристика сущности государства является составной частью его понятия. Сущность государства – это то главное в данном явлении, что определяет его содержание и функционирование.

О сущности государства высказаны различные мнения. Виднейшие представители античной цивилизации – древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель, римский юрист и государственный деятель Цицерон видели в государстве воплощение нравственных начал. Государство, под которым подразумевался античный полис, представлялось высшей формой объединения людей, стремящихся достичь общего блага.

В Средние века, когда в обществе господствовало религиозное мировоззрение, сущность государства усматривалась в реализации религиозных ценностей. По мнению католического теолога Ф. Аквинского, государство происходит от Бога, его цель – духовное благо.

Новое время, ознаменовавшееся революционными изменениями в политическом и социально-экономическом устройстве общества, дало разнообразные точки зрения на сущность государства. Немецкий философ И. Кант находил предназначение государства в реализации правовых норм. Государство определялось философом как союз людей, подчиненных правовым законам.

Долгое время в нашей юридической науке господствовал марксистский подход к определению сущности государства. Абсолютизация насилия как его сущности привела  К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И Ульянова-Ленина к утверждению, что государство  есть машина для угнетения одного класса другим, особый аппарат, использующий возможности политической власти для поддержания господства класса, владеющего основными средствами производства.

После революции 1917 г. в России и 1929-1933 в странах Запада и США из орудия классового государства оно превратилось в средство социального компромисса в условиях господства права. Государство стало инструментом примирения социальных противоречий, представляющим интересы всего общества [2, с. 11].

Таким образом, можно выделить следующие подходы к сущности государства:

– классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса.

– общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

– религиозный, национальный и расовый подход [6, с. 198].

Итак, понимание природы и сущности государства представляет собой весьма трудную задачу политической науки ввиду многогранности и сложности данного социального образования.

Любое государство характеризуется целым рядом признаков, среди которых основными являются:

  1. наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;
  2. наличие права, системы норм, санкционированных государством (законы и другие нормативно-правовые акты), обязательных для выполнения всеми субъектами общества.
  3. наличие определенной территории, на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) данного государства.

К признакам государства также относят его исключительное право устанавливать и взыскивать налоги и сборы с населения. [5, с.237].

Также очень важной характеристикой государства выступает суверенитет, то есть его независимость во внешних и верховенство во внутренних делах. Не менее важной характеристикой государства считается моральное исполнение насилия теми, то владеет властью. Это означает, что только государство имеет право применять насилие по отношению к своим гражданам. Для этого у него имеются и организационные возможности (аппарат принуждения) [7, с. 120]. 

Кроме названных основных признаков каждое государство характеризуется своими символами, памятными датами, атрибутами. У каждого государство свои гимн, флаг, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия и т.п. [4, с. 301].

Государство создано, чтобы постоянно, непрерывно и эффективно действовать в социальной среде. Функции характеризуют то, чем признано заниматься государство в определенных исторических условиях, что задано ему особенностями развития самого общества и от чего оно не должно и не может отказаться.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие после решения определенной задачи); в зависимости от назначения – на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются – на внутренние и внешние.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

К внешним функциям государства относятся:

Эволюция государства – это сложный  и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными    особенностями  каждой    эпохи,  спецификой    локальных   цивилизаций и другими факторами. Эволюцию государства в историческом плане можно рассмотреть как совокупность нескольких этапов: 

1 этап – Античный. Он характерен следующими моментами:

2 этап –  Средние века. Этот этап характеризуется следующим:

3 этап –  Новое время (с 17-го в.). На этом этапе:

4 этап - современный. Этот этап характерен:

стабильностью государства благодаря равновесию власти и общества;

Вопрос происхождения государства основываются на учете всего комплекса причин и условий, влияющих на процессы образование государства. Итак, основными причинами, которые определяют возникновение государства, являются:

  1. Изменение способа производства, появление экономического строя с

принципиально отличной организацией экономической жизни общества. Новый экономический уклад определил и появление новых видов производственной деятельности, новых управленческих должностей, существенно усложнил и расширил связи между товаропроизводителями, стимулировал демографический взрыв, способствуя росту населения, его миграции и др. Объективно возникает потребность в новой, отличной от родоплеменного строя, организации управления обществом;

  1. Возникновение ранее не известных специфических интересов, носителями, которых являлись различные социальные группы людей, прежде всего «верхушка» общества и ее окружение, управленцы, ремесленники, земледельцы, скотоводы и др. Разграничение, усреднение, примирение таких интересов, выражается их в общем, публичном интересе, требовало особого аппарата управления;
  2. Формирование нового типа самосознания, составляющими которого являются идеи собственности, «государственного» человека (политической личности) с собственными идеями и чувством государства. Такие идеи и чувства присущи всем народам м странам, хотя и в не равной степени;
  3. Появление права, или новых правил игры для участников экономической жизни, политического процесса;
  4. Изменение характера власти и властных институтов [9, с.63-64].

Таким образом, государство возникает в силу целого ряда причин. Оно не есть исключительно проявление божественной воли, результат насилия одной группы людей над другими, следствие классовых антагонизмов либо порождение особенной человеческой психики. Государство возникает в определенный исторических условиях, объективно предполагающих необходимость новой организации общества, которая в изменившихся условиях позволяла бы человеческому роду воспроизводиться, организовывать жизнедеятельность и перейти к новым, более совершенным формам общежития.

 

2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

Лучшее государственное устройство для любого народа –

это то, которое сохранило его как целое…

М. Монтель

Содержание государства как политической организации современного общества может быть выражено в разных формах. Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политико-правовой режим [2, с. 31].

Как и государство, форма правления складывается под непосредственным влиянием условий развития общества, борьбы взаимодействия в нем господствующих социальных и политических сил. Уяснение формы правления позволяет разобраться в том, как устроена или организована система государственной власти в обществе.

Таким образом, форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением [6, 204].

В современной литературе принято различать две разновидности формы правления – монархическую (монархию) и республиканскую (республику).

Монархия (с греч. monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха – и передается им по наследству.

Существует несколько разновидностей монархической формы правления:

Таким образом, монархия сегодня – это не только дань многовековым традициям, но и нередко достаточно эффективный способ сплочения нации. Многие политологи сходятся во мнении, что монархия является наиболее устойчивой формой правления.

Второй формой правления, выделяемой современной наукой, является республика. Республика (от лат. res publicum – общее дело) – форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

В современном мире существуют три основных разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Президентская республика – это такая форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти (Аргентина, Мексика, США).

Парламентская республика – это форма республики, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства (Италия, ФРГ, Индия и др.).

В отличие от президентской в парламентской республике реальная власть в руках парла­мента. Им назначается правительство, которое подотчетно пар­ламенту. Правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте. Во главе правительства стоит премьер-министр, который фактически возглавляет всю систему исполнительной власти в стране.   В большинстве парламентских республик также есть и пост президента, избираемого парламентом или особой коллегией выборщиков. Но в отличие от президентских республик здесь в его руках лишь весьма ограниченный круг полномочий, в ос­новном — представительские функции. В президентской республике верховная власть принадлежит президенту,  который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент избирается всенародным голосованием и имеет фиксированный срок полномочий. Президент назначает правительство и определяет его состав. По отношению к высшему представительному органу (парламенту) президент имеет право накладывать вето на его законодательные акты.

Смешанная (полупрезидентская) республика – форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик (Франция, Португалия, Украина, Словакия, Россия) [2, с. 35-36].

Если форма правления характеризует государство с точки зрения порядка формирования и организации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает национально-территориальную структуру страны.

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

 В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.

  1. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Дания, Швеция и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут пре­доставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправле­ние) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и не­посредственно ориентированы на выполнение решений центра. В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собствен­ными парламентами, правительствами, административно-управ­ленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы, как правило, в обла­сти образования, коммунального хозяйства, охраны обществен­ного порядка и т.п. [8, с. 264-265].
  2. Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью в рамках распределения полномочий между общефедеральным центром и субъектами Федерации. Главное отличие Федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суве­ренитета выступают в ней как крупные территориальные образо­вания (штаты, земли, кантоны), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан. А в унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета – народ. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента. Одна палата является органом представительства субъектов федерации, другая – органом общефедерального представительства. В Федеральном Собрании Российской Федерации эти функции соответственно выполняют Совет Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта (по одному от законодательного и исполнительного органа государственной власти) и Государственная Дума; в Федеративной Германии – Бундесрат и Бундестаг; в США – Сенат и Палата представителей. Образование единиц Федерации может осуществляться как по территориальному (административному) принципу (США, ФРГ), так и по национальному. По этому принципу строились теперь уже распавшиеся Федерации: СССР, Югославия, Чехословакия. История показала, что национальная федерация оказалась менее устойчивой, чем территориальная (административная). Наконец, федерация может представлять собой смешанный тип, сочетая в себе оба основания (современная Россия, Пакистан). Разнотипный характер Российской Федерации проявляется в наличии трех видов субъектов, что закреплено ст. 5 Конституции РФ [1]: национальные республики, административно-территориальные единицы (край, область) и национально-территориальные единицы (автономный округ, автономная область). Сложность федеративного построения России проявляется в том, что один субъект Федерации (автономия) может входить в состав другого субъекта (область, край). Подобный принцип "два в одном" порождает комплекс экономических и административных проблем в сложносоставленных регионах (Тюменская область, Красноярский край и др.).

У каждого государства свой уникальный путь, который предстоит пройти. В том числе и у России как у федеративного государства. Естественно, проблема федерализма волнует и центральную власть в связи с неразрешенностью многих вопрос. Д.А. Медведев в своем ежегодном послании Федеральному Собранию затронул проблему отношения центра с субъектами, административного устройства России. Кремль готов поддержать субъекты в вопросах законодательной инициативы, усовершенствовать, точнее, сделать более работоспособной систему исполнительных органов субъектов, чтобы они с центром образовали целую систему, поддержать национальные традиции и культуры народов России с целью укрепления нашей федерации

  1. Конфедерация – союз юридически и политически независимых государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Такими целями являются оборона, внешняя политика, экономическое сотрудничество. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, собственное гражданство, валюту и законодательство. Конфедеративное государство неустойчиво в силу слабого характера взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза, и перерастает либо в федерацию, либо распадается. В современной истории примеров конфедерации немного. Среди них – ОАР (Объединенная Арабская республика – союз Сирии и Египта, 1958—1961 гг.), Сенегамбия (Сенегал и Гам­бия, 1982—1989 гг.) и некоторые другие.

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида [8, с.254].

Принципы правового государства:

Можно ли считать современную Россию правовым государством? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Рассматривая  правовое государство как парадигму, можно сделать следующие выводы.

Нет, в России не существует правового государства, если под этим подразумевается аутентичный концепт либеральной демократии, который предполагает гарантии свободы и равенства граждан в рамках стабильной правовой системы, поддерживаемой государством. Как бы мы ни интерпретировали парадигму «правовое государство», Россия не придерживается описанной философии.

Да, правовое государство присутствует в России как составляющая «перевернутой легитимности». Оно воспринимается как метафора, как идеология, как инструмент для достижения государством политических и геополитических целей. Россия опирается на парадигму правового государства, чтобы быть зачисленной в разряд либеральных демократий и рыночных экономик. Но подобный прагматический подход в высшей степени проблематичен: по сути, концепция правового государства не должна использоваться подобным образом [10].

 

3. Один из средневековых философов заметил, что государство –  орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислить эти средства и кратко их охарактеризовать.

Выделяют три основных пункта сдерживания несправедливости власти:

1. Разделения властей – теория, по которой государственная власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л.Монтескье.  Разделение властей основывается на естественном разделении функций законотворчества, государственного управления, правосудия и государственного контроля. Это разделение необходимо, чтобы сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, исключить сосредоточение всех полномочий в ведении единого органа, чтобы избежать произвола.

2. Большое количество общественных и правозащитных организаций. Общественные организации - неправительственные добровольные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. В Федеральном законе указано, что общественные организации создаются для защиты общих интересов и достижение целей объединившихся граждан. Деятельность правозащитных организаций заключается в защите прав человека мирными средствами от произвола государственных структур.

3. Международное право – особая правовая система, регулирующая отношения между государствами и другими субъектами международного права. Различают императивные и диспозитивные нормы международного права. Императивные нормы – это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Диспозитивные – это нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство является наиболее важным институтом полити­ческой системы. Значимость государства определяется макси­мальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволя­ющих ему эффективно и решающим образом влиять на соци­альные изменения. С момента своего возникновения государст­во неоднозначно трактовалось в истории политической мысли, поскольку на различных этапах общественного развития на пер­вый план выходили те или иные его функции и свойства. Воз­никновение государства как социального института отразило процессы усложнения жизнедеятельности людей, дифференциа­ции интересов групп и индивидов.

Таким образом, в контрольной работе отражены самые необходимые сведения для рассмотрения темы: «Государство как основной институт политической системы». Данный материал может использоваться для написания курсовых и дипломных работ.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г №7-ФКЗ. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 63 с. – ISBN 978-5-222-16079-4;
  2. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с. – ISBN 5-7695-1991-6;
  3. Кравченко А.И. Политология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 448 с. – ISBN 5-98032-893-9;
  4. Марченко М.Н. теория государства и права: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 640 с. – ISBN 978-5-482-01877-4;
  5. Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 591 с. – ISBN 5-238-00978-X;
  6. Политология для юристов: Курс лекций/ Под ред. проф. Н.И. Матузова и проф. А.В. Малько. – М.: Юристь, 2002. – 774 с. – ISBN 5-7975-0163-5;
  7. Политология: Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 396 с. – ISBN 978-5-16-003066-1;
  8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 477 с. – ISBN 978-5-7567-0165-4;
  9. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 704 с. – ISBN 978-5-16-002608-4;

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 25.88K
Скачано: 331
Скачать бесплатно
24.02.13 в 17:23 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе