Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Государство как основной институт политической системы
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 33.42K | Скачано: 409 | Добавлен 12.10.10 в 22:04 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Содержание
Введение 3
1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения 4
2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства 13
3. Один из средневековых философов заметил, что государство – это
орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую
творит оно само». В современных государствах придумано немало средств,
призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством.
Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте 22
Заключение 24
Список литературы 25
ВВЕДЕНИЕ
Государство является основным институтом политической системы общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует ее. В руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. В его деятельности концентрируется основное содержание политики.
С момента появления первых политических теорий и до сего дня в политологии не прекращаются попытки понять сущность государства, причины и процесс его возникновения, охарактеризовать его функции и свойства. Многоплановость, многофункциональность государства объясняют различие в его трактовке, начиная от античных мыслителей до исследователей наших дней.
Цель данной работы - проанализировать государство как основной институт политической системы. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Часто государство понимают в самом широком смысле слова как общность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной территории. В этом смысле понятие «государство» употребляется как тождественное понятиям «общество», «страна» (Франция, Германия, Россия и т.д.) . В контексте политической системы государство рассматривается в узком смысле слова как основной субъект осуществления власти в обществе.
Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата) [5, с. 194-195].
Пиголкин А.С. выделяет два подхода к сущности государства: общесоциальный и классовый.
С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на определенном этапе развития сущностные характеристики государства изменились; данный подход не может объяснить сущность современных государств.
С точки зрения общесоциального подхода государство - средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения.
Современное общество неоднородно по своему составу, оно включает в себя различные слои, группы, интересы которых различны, но не взаимоисключаемы. Для государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга. Для современного общества характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача современного государства - найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними.
В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства [3, с. 112-119].
Сущность государства проявляется в трех моментах, называемыми сущностными характеристиками государства. Ими являются:
1. Государственная власть;
2. Суверенитет;
3. Политический режим государства.
Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:
Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права.
Государство – субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения [5, с. 196] .
Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.
Функции и государства классифицируются:
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:
К внешним функциям государства относятся:
Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было нигосударства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным [5, с. 194].
Одновременно происходила диффференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникали новые социальные группы (слои, классы) сос своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла насущная потребность в создании эфффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.
Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».
Эволюция государства - это сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской, средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических формаций и др. факторами. Тем не менее, возможна обобщенная генетическая и историческая схема эволюции государства, состоящая из нескольких основных этапов.
I этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе) республиканские и монархические, деспотические режимы и формы правления. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных граждан. Это еще не сложившееся общество поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития государства
II этап. Средние века и начало Нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) - собственность монарха ("государевы люди"). Разрушенные (в Европе), но еще сохраняющиеся по типу отношений кровно-родственные связи порождают власть сеньореального вида, связывающую сеньора (господина) и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления. Начиная с ХIII в. в Европе и на основе ее истории на протяжении последних трех столетий этого периода постепенно формируются предпосылки и основы государства Нового времени. Ведущим процессом развития государства уже в этот период стала концентрация власти на расширяющейся социальной и экономической базе, вплоть до заполнения всего пространства политических отношений. Этот процесс в свою очередь опирался на овладение властью государства принадлежащей ему территории т.е. замену отношений личной вассальной преданности монарху. К этому времени относится и появление самого понятия "государство".
III этап. XVII в. стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными социальными и классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изживавшимися остатками неэкономического принуждения. Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие общества получила новый импульс, ускоривший формирование и общества и государства , активизируется идея гражданского развития общества, (Т.Гоббс, Джон Локк, в XVIII в. - Ж.Ж. Руссо, И.Кант и т.д.) и преобразования власти государства: абсолютизма как одной из его форм правом (Джон Локк, И.Кант, В.Гумбольдт и др.), разумом и нравственностью (просветители XVIII в., И.Кант и др.) и ограничения правом самого государства (Дж.Локк, И.Кант, государства В.Гегель, конституционалисты Х1Х-ХХ вв., К.Ясперс и мн.др.), превращая его в правовое государства .Однако полного -развития гражданские отношения и правовая государственность достигли много позже. Появляются идеи о федеративном или конфедеративном устройстве государства, которое отвечает требованиям общественного, политического, экономического и культурного развития. Мысль о преимуществе федеративной государственной структуры перед унитарной сформулирована еще в XVIII в. Ш.Монтескье. Она была реализована в конце того же века в США, после второй мировой войны - в Германии (ФРГ).
IV (современный) этап эволюции государства отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов (вступление в федеративное объединение Германии, вслед за Швейцарией и США), борьбой за и против таких объединений (Югославия, СССР, некоторые страны на его территории) и появлением условий для новой, современной государственности и первых интеграции. Эти условия включают: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, нового, динамического типа социального и экономического развития на новой, быстро революционизирующейся материальной основе [4, с. 59].
2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Форма правления государства - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Государства по форме правления классифицируются на республики и монархии.
Монархия (с греч. monarhia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархическая форма правления характерна сегодня для 50 государств, из которых 12 - европейские. Современные формы монархии представлены такими разновидностями, как абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман, Катар), конституционная парламентская монархия (Великобритания, Испания, Норвегия, Япония и др.) и дуалистическая монархия (Бахрейн, Иордания, Кувейт, Марокко).
При абсолютной монархии в руках монарха сосредоточивается вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, руководит внутренней и внешней политикой государства, назначает и смещает правительство, вершит высший суд.
Конституционная парламентская монархия характеризуется следующими особенностями:
В чем смысл сохранения института монархии в этих странах? Это определенный общенациональный символ, в котором актуализируется историческая память народа.
В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти, парламент, наоборот, не имеет влияния ни на формирование правительства, ни на его состав и деятельность. Этот тип монархии имеет тенденцию к перерастанию в конституционную монархию либо в республику[4, с. 75].
Республика (от лат. res publicа - общественное дело) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
В современных государствах преобладают две основные разновидности республиканской формы правления:
Парламентская республика. Эта форма правления мало чем отличается от парламентской монархии (некоторые политологи приводят пример Великобритании как классического парламентского правления). В основу правления положен принцип: слабый президент - сильный парламент. Президент, как и монарх, является формальным главой государства, но его самостоятельная роль невелика. Фактически исполнительная власть сосредоточена в руках главы правительства. Существенное место в балансе ветвей власти принадлежит парламенту: он назначает и смещает главу исполнительной власти, формирует из своего состава правительство и может высказывать ему недоверие. В то же время президент может обладать правом роспуска нижней палаты парламента, например в Германии, а в Великобритании этим правом обладает премьер-министр.
Президентская республика. Классическим примером данной формы правления являются США. Эта форма правления строится по принципу: сильный президент - сильный парламент, что предполагает более последовательное разделение полномочий законодательной и исполнительной власти (в ряде стран Латинской Америки, которые пытались скопировать американскую модель, утвердились суперпрезидентские республики, т.к. власть президента не уравновешивается действительно сильным парламентом). Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Он избирается всенародным голосованием и имеет фиксированный срок полномочий. Президент назначает правительство и определяет его состав. По отношению к высшему представительному органу (парламенту) президент имеет право накладывать вето на его законодательные акты. Право вето носит относительный характер: парламент повторно проголосует за отвергнутый закон, но чтобы преодолеть президентское вето, сторонники закона должны собрать 2/3 голосов. В исключительных случаях, например, когда президент обвиняется в преступлениях и в нарушениях конституции, парламент имеет право на импичмент - право на возбуждение процесса досрочного освобождения главы государства от должности и привлечения его к судебной ответственности. Подобная модель разделения властей способствует укреплению их взаимозависимости и взаимоконтролю.
В ряде стран сложились формы правления, которые с трудом подходят под вышеназванные "чистые" формы. Их называют смешанными. Эти модели могут быть самыми разнообразными: одни из них тяготеют к парламентским формам правления, другие - к президентским [3, с. 137-141] .
Формы государственного устройства характеризуют территориальное деление государства и соотношение полномочий центральных и региональных (местных) органов власти.
Основными формами государственного территориального устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация.
Унитарное (от лат. unitas - единство) государство предполагает распространение на всю его территорию единой системы права, органов государственной власти и управления, единого гражданства (Болгария, Великобритания, Венгрия). Местные органы управления не обладают какой-либо политической самостоятельностью, но могут быть самостоятельными в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарные государства бывают централизованными (Дания, Швеция) и децентрализованными, что ближе к федеративной форме устройства (Испания, Франция). Децентрализованная форма предполагает большую автономность и широкие полномочия крупных регионов, которые могут иметь даже собственные парламенты и правительства.
Федерация (от лат. federatiо - союз, объединение) - это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.), обладающих определенной политической самостоятельностью в рамках распределения полномочий между общефедеральным центром и субъектами Федерации. Классическое возникновение федеративных государств осуществлялось "снизу" "вверх" через интеграцию ранее самостоятельных государственных образований в единое государство. Правда, инициатива "снизу" могла подкрепляться силовым воздействием: гражданская война в США (1861-1865 гг.), политика О. Бисмарка по объединению Германии.
Федеральные конституции (в более редких случаях - договор) устанавливают степень самостоятельности субъектов Федерации. Отношения между центром и субъектами строятся на основе фиксации пределов самостоятельности ее субъектов в различных сферах и распределения полномочий: часть из них является исключительной компетенцией федерального центра, другая - субъектов Федерации, третья - совместной компетенции. Субъекты Федерации могут иметь собственные конституции, правовую и судебную систему, свои органы власти и управления, свое гражданство. В большинстве случаев члены федерации не имеют права одностороннего выхода из союза. Как правило, в таких государствах существует дополнительное разделение самой законодательной власти между двумя палатами парламента. Одна палата является органом представительства субъектов федерации, другая - органом общефедерального представительства. В Федеральном Собрании российской Федерации эти функции соответственно выполняют Совет Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта (по одному от законодательного и исполнительного органа государственной власти), и Государственная Дума; в Федеративной Германии - Бундесрат и Бундестаг; в США - Сенат и Палата представителей [7, с.36].
Федерации создаются по различным признакам:
Наконец, федерация может представлять собой смешанный тип, сочетая в себе оба основания (современная Россия, Пакистан). Разнотипный характер Российской Федерации проявляется в наличии трех видов субъектов, что закреплено ст. 5 Конституции РФ[1]: национальные республики, административно-территориальные единицы (край, область) и национально-территориальные единицы (автономный округ, автономная область). Субъектами Федерации являются Москва и Санкт-Петербург. Таким образом, из 89 субъектов Российской Федерации 32 субъекта представлены этническими образованиями, 57 - административными единицами (края, области, два города федерального значения).
Сложность федеративного построения России проявляется также в том, что один субъект Федерации (автономия) может входить в состав другого субъекта (область, край). Подобный принцип "два в одном" порождает комплекс экономических и административных проблем в сложносоставленных регионах (Тюменская область, Красноярский край и др.). На волне суверенизации 90-х гг. резко обострилась проблема децентрализации подобных регионов, выразившаяся в желании автономий стать полностью самостоятельными и независимыми от областной (краевой) власти [9, с. 23]. В первую очередь, эти проблемы коснулись тех сложносоставленных субъектов Федерации, где наблюдается большой разрыв между субрегионами по основным показателям экономического развития и уровню жизни. Мировой же опыт, в том числе история последних лет существования СССР, показывает, что чрезмерная экономическая гетерогенность часто подпитывает сепаратизм более "богатых" (с точки зрения экономического потенциала) регионов.
Уже и не первый год институт федерализма в нашей стране переживает кризис. И тем более в сегодняшнем виде он не соответствует классической модели федеративного государства. Однако представляется весьма преждевременным утверждать, что федерализм как таковой перестает существовать в Российской Федерации. В России федеративное государство образовывалось не снизу вверх, не путем наделения субъектами центра полномочиями, а как раз, наоборот – путем дарования центром некоторых прав, свобод и автономии субъектам Федерации. Но, учитывая, что Россия отчасти национально-территориальная Федерация, а вернее, смешанный тип, о чем было сказано выше, то множество проблем породило желание националистически и сепаратистки настроенных элит взять максимум суверенитета вплоть до отделения от России. [6, с. 16] С 2000 г. картина стала меняться. Центр стал обретать силу и делать первые попытки унитаризировать Россию. Сначала были введены федеральные округа для удобства управления отдельными субъектами Федерации, позже были отменены прямые выборы глав субъектов Федерации и заменены утверждением по представлению Президента. Если попытаться сделать прогноз и предсказать ближайшее будущее федерализма в России, то представляется, что тенденция к централизации федеральной власти будет только усиливаться, регионы и дальше будут укрупняться, а многие полномочия субъектов Федерации будут скорее номинальными. Возможно, это вовсе и не так плохо для России, может быть, России, для того чтобы стать процветающей страной с развитой экономикой, пока что нужна сильная центральная власть, может быть, Россия пока не готова к федеральной модели в классическом понимании? У каждого государства свой уникальный путь, который предстоит пройти. В том числе и у России как у федеративного государства. Естественно, проблема федерализма волнует и центральную власть в связи с неразрешенностью многих вопрос. Д.А. Медведев в своем ежегодном послании Федеральному Cобранию затронул проблему отношения центра с субъектами, административного устройства России. Кремль готов поддержать субъекты в вопросах законодательной инициативы, усовершенствовать, точнее, сделать более работоспособной систему исполнительных органов субъектов, чтобы они с центром образовали целую систему, поддержать национальные традиции и культуры народов России с целью укрепления нашей федерации. Все эти тезисы, безусловно, актуальны, но остается вопрос – выльются ли они в законодательное закрепление [2, с. 2-11] .
Конфедерация - союз юридически и политически независимых государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Такими целями являются оборона, внешняя политика, экономическое сотрудничество. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, собственное гражданство, валюту и законодательство. Конфедеративное государство неустойчиво и перерастает либо в федерацию (США в ХVIII в., Швейцария в XIII в., Германия ХIХ в.), либо распадается [3, с. 80].
В настоящее время появляются новые формы межгосударственных союзов, которые трудно отнести к какой-либо конкретной форме государственного устройства. Примером может быть Содружество независимых государств (СНГ) - более аморфная, нежели конфедерация, форма объединения государств. И напротив, государства Европейского Сообщества, создав единый рынок, единую валюту и наднациональные политические органы - Европарламент, Совет Евросоюза, Европейский суд, выражают тенденцию к объединению в специфическую ассоциированную форму государственного устройства.
Развитие демократии непосредственным образом связано с утверждением правового государства.
Остановимся на основных принципах правового государства:
Можно ли считать современную Россию правовым государством? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Рассматривая правовое государство как парадигму, можно сделать следующие выводы.
Нет, в России не существует правового государства, если под этим подразумевается аутентичный концепт либеральной демократии, который предполагает гарантии свободы и равенства граждан в рамках стабильной правовой системы, поддерживаемой государством. Как бы мы ни интерпретировали парадигму «правовое государство», Россия не придерживается описанной философии.
Да, правовое государство присутствует в России как составляющая «перевернутой легитимности». Оно воспринимается как метафора, как идеология, как инструмент для достижения государством политических и геополитических целей. Россия опирается на парадигму правового государства, чтобы быть зачисленной в разряд либеральных демократий и рыночных экономик. Но подобный прагматический подход в высшей степени проблематичен: по сути, концепция правового государства не должна использоваться подобным образом [11].
3. Один из средневековых философов заметил, что государство – орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислить эти средства и кратко их охарактеризовать.
Можно выделить следующие средства, призванные не допустить несправедливости, творимой самим государством:
1) Система сдержек и противовесов - такая система взаимоотношения органов власти и людей, приближенных к ним, в соответствии с которой каждый участник этих взаимоотношений не только уравновешивает, но и ограничивает других участников. Говорят, что такая система разделения властей свойственна демократии, когда нет единого центра управления государством, а за различные аспекты власти отвечают разные люди, не связанные друг с другом. В Российской Федерации система сдержек и противовесов на официальном уровне заключается в разделении государственной власти на три ветви - исполнительную (президент и правительство), законодательную (парламент) и судебную [12].
2) Общественные правозащитные организации. Наличие и эффективная деятельность общественных правозащитных организаций в определенной мере характеризует уровень обеспечения конституционных прав и свобод, а также оказывает влияние на становление и развитие гражданского общества[10]. Общественные правозащитные организации являются важнейшим институтом защиты прав конкретных граждан, формой общественного гласного контроля за деятельностью государственных органов в сфере обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, позволяющий не только исправить отдельные случаи несправедливости, но и выявить сбои и недочеты в механизмах власти, сделать ее работу более эффективной. В этой связи институт общественных правозащитных организаций можно рассматривать и как один из важнейших механизмов предотвращения коррупции, которая существует везде , где власть бесконтрольна. Особенно усиливается коррупция в странах с переходным политическим режимом. Именно к таким режимам относится и современная Россия. При этом борьба с коррупцией является, на наш взгляд, задачей не только государственных структур (которые зачастую сами поражены ею), но всего общества [8, с. 8].
3) Международное право - это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Определение отражает наиболее важные черты международного права, которое представляет собой систему норм, структурно организованных на базе единых целей и принципов [12].
4) Средства массовой информации играют важнейшую роль в укреплении стабильного общества посредством предоставления информации о деятельности правительства, разоблачения несправедливости и обеспечения независимого анализа [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В контрольной работе выполнены поставленные задачи: дано определение понятию «государство»; изучена сущность, основные признаки и функции государства, причины и условия его возникновения; рассмотрены формы государственного правления и формы государственного устройства; сформулировано понятие «правового государства».
Таким образом, достигнута поставленная цель – проанализировано государство как основной институт политической системы. В данной работе можно выделить следующие ключевые моменты:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.