Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Государство как основной институт политической системы
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 23.01K | Скачано: 321 | Добавлен 29.10.10 в 21:46 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Пенза 2010
Содержание
Введение 3
1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения 4
2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства 10
3. Один из средневековых философов заметил, что государство – это
орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую
творит оно само». В современных государствах придумано немало средств,
призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством.
Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте 17
Заключение 18
Список литературы 19
Введение
К элементам политической системы общества относят государство, политические партии, общественные объединения, союзы, СМИ и другие институты общества, способствующие формированию власти и нуждающиеся в ее поддержке для реализации своих интересов.
Первым и главным институтом политической системы является государство. Оно по праву считается ядром политической системы общества. Государство осуществляет все важнейшие функции управления обществом.
В первом вопросе изложены основные признаки государства, охарактеризованы его функции, выявлены причины и условия возникновения государства.
В настоящее время под формой государства понимают организацию власти и ее устройство. Форма государства синтезируется из 3-х основных элементов: формы правления, формы территориального (государственного) устройства, формы политического режима.
Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле слова. В данной работе дается характеристика таких форм правления как монархия и республика, показаны их различия, приводятся примеры стран с данными формами правления.
Также в данной работе изучены формы территориального устройства государства. Рассмотрены основные признаки унитарного государства, федерации и конфедерации.
Предметом изучения данной работы является государство как основной институт политической системы общества. Объектом выступают формы правления, формы государственного устройства.
1.Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.
Государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытно-общинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом слабости отдельного, обособленного человека перед окружающей природой. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.
Первобытно-общинный строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии, причем, только на определенном этапе он стал перерастать в государственно-организованное общество.
Стала другой общественная организация – первобытное стадо преобразовалось в род, который постоянно совершенствуется. Роды объединились в племена, а последние – в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть, уже существовала, но она являлась неполитической, так как не была связана с государством.
Власть – древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации. Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально черты.
С марксистской точки зрения происхождение государства обусловлено образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов классообразования в сфере материального производства признается переход от охоты и собирательства к производящей экономике, который в современной литературе именуется неолитической революцией, приведшей к появлению прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведет к возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены общественным разделением труда, который взорвал родовой строй, привел к расколу общества на классы, появлению государственно-организованного общества[4, с. 165].
Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объёма избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.
Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи, которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность и наследство сосредотачиваются в рамках отдельной семьи.
Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства и проникновение в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства.
На этом этапе первобытно-общинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытно-общинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами.
Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.
Государство — это политическая организация, обладающая суверенной властью в пределах определенной территории и отправляющая ее посредством постоянно действующих институтов[3, с. 109].
Государство является основным институтом политической системы общества. Это объясняется рядом причин. Общество делегирует государству в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и др.), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.
Выделяют следующие признаки государства:
К признакам государства также относят его исключительное право устанавливать и взимать налоги и сборы с населения.
Определение признаков государства имеет не только теоретический, но и важный практический смысл. Например, только наличие признанных международным правом признаков позволяет государству считаться субъектом международного права с соответствующими полномочиями.
Как и само государство, функции его не оставались неизменными в истории и видоизменялись с развитием общества. Однако ряд функций остается практически неизменным и имеет место в любом государстве. Так, всегда оставалась неизменной функция защиты общества от внешних посягательств[2, с. 196].
В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с местом их осуществления – внутренние и внешние.
Внутренние функции государства:
Внешние функции:
Свои функции государство осуществляет через систему государственных органов, через государственный аппарат. Для более эффективного выполнения функций в государстве сформировалось разделение властей.
Наиболее распространенным сегодня в мире является разделение властей на представительную (законодательную), исполнительную и судебную.
Иногда, особенно в последнее время, выделяют еще и четвертую власть – средства массовой информации. Юридически это не совсем корректно, об этом правильнее говорить лишь в условном, переносном смысле. Средства массовой информации не входят в структуру государственных органов. Их влияние не выражается через принятые решения, законы, постановления, действия, как это имеет место среди трех названных выше ветвей власти. Мнение прессы не имеет обязательной силы. Власть средств массовой информации заключается в сильном психологическом и моральном воздействии на общество, на сознание людей и существенное (не всегда прямое, но порой очень действенное) влияние на другие ветви власти и на общественное мнение[2, с. 197].
Вопрос о перспективах развития и дальнейшего существования государства давно занимает ученых. Марксизм исходит из перспективы создания в будущем идеального общества (коммунизма) без классов, без частной собственности, при отсутствии сколько-нибудь серьезных противоречий между однородными социальными субъектами. В результате такой эволюции государство как охранительный и регулирующий институт общества постепенно отомрет естественным образом (за ненадобностью). Станут ненужными его главные функции – регулирование отношений между общественными субъектами (общество будет социально однородным) и охрана частной собственности (исчезнет или будет отменена).
Однако историческая действительность оказалась явно «консервативнее» идей идеологов всеобщего социального равенства. Социальная структура не упрощается, как показывает практика. Происходит все большая дифференциация общества, увеличивается количество задач, требующих вмешательства государственных и общественных структур. Наличие частной и других форм собственности предполагает необходимость регулирования отношений между ее владельцами на основе права, а также охрану данного права со стороны государства.
С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства возрастает. Увеличивается число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государственных структур. Поэтому пока рано говорить об отмирании государства.
2.Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.
Форма правления – это способ организации высшей государственной власти и система ее взаимоотношений с населением. В современных государствах различают следующие формы правления: монархия и республика.
Монархия – формальным источником власти здесь выступает монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения. Монархическая форма правления характерна сегодня для 50 государств, из которых 12 - европейские.
Виды монархии:
Республика – другая, более популярная сегодня, чем монархия, форма государственного правления. В республике формальным источником власти является воля народного большинства. Глава государства сменяем. Его власть производна от населения и от представительного органа власти.
Различают республики парламентские, президентские и смешанные. Главное отличие их состоит в том, кто в конечном счете руководит страной – президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый населением).
В президентской республике верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право вето на законопроекты, принятые парламентом, не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств. Аргентина, Мексика, США – страны с президентской республикой.
В парламентской республике реальная власть в руках парламента. Им назначается правительство, которое подотчетно парламенту. Правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте. Исполнительная власть сосредотачивается в руках премьер-министра. В большинстве парламентских республик также есть и пост президента, избираемого парламентом или особой коллегией выборщиков. Но в отличие от президентских республик здесь в его руках лишь весьма ограниченный круг полномочий, в основном представительские функции. Примером стран с парламентской республикой выступают Германия, Израиль, Индия, Италия.
Смешанная республика сочетает в себе черты и президентской, и парламентской республик. Россия считается полупрезидентской республикой. Президент – это реальный глава государства, но не глава правительства. Председатель правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы. В случае несогласия Думы президент имеет право трижды предлагать эту кандидатуру. После третьего отказа президент имеет право распустить Госдуму и объявить новые выборы. Президент единолично принимает решение об отставке правительства, причем правительство ответственно перед Госдумой.
У президентской и парламентской форм правления есть свои преимущества и недостатки. Так, в парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, отражают волю отдельных слоев населения. Ведущая фракция или парламентская коалиция формируют состав правительства, подотчетного парламенту. Состав кабинета министров в этом случае отражает предпочтения парламентского большинства и косвенно – волю большинства населения. В то же время характерной негативной чертой парламентских республик являются частые отставки и смены кабинета министров.
В президентской республике президент, как правило, сам определяет политику на весь срок своих полномочий, самостоятельно руководит правительством страны. Но если представления президента расходятся с мнением большинства парламента, то последний не в состоянии серьезно вмешаться в политику, проводимую президентом до его новых выборов.
Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время основными формами государственного территориального устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация[2, с. 201].
Унитарное (от лат. Unitas – единство) государство предполагает распространение на всю его территорию единой системы права, органов государственной власти и управления, единого гражданства (Болгария, Великобритания, Венгрия). Местные органы управления не обладают какой-либо политической самостоятельностью, но могут быть самостоятельными в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарные государства бывают централизованными (Дания, Швеция) и децентрализованными, что ближе к федеративной форме устройства (Испания, Франция). Децентрализованная форма предполагает большую автономность и широкие полномочия крупных регионов, которые могут иметь даже собственные парламенты и правительства.
Федерация (от лат. Federatiо – союз, объединение) – это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.), обладающих определенной политической самостоятельностью в рамках распределения полномочий между общефедеральным центром и субъектами Федерации. Классическое возникновение федеративных государств осуществлялось "снизу" "вверх" через интеграцию ранее самостоятельных государственных образований в единое государство. Правда, инициатива "снизу" могла подкрепляться силовым воздействием: гражданская война в США (1861-1865 гг.), политика О. Бисмарка по объединению Германии.
Федеральные конституции (в более редких случаях – договор) устанавливают степень самостоятельности субъектов Федерации. Отношения между центром и субъектами строятся на основе фиксации пределов самостоятельности ее субъектов в различных сферах и распределения полномочий: часть из них является исключительной компетенцией федерального центра, другая – субъектов Федерации, третья – совместной компетенции. Субъекты Федерации могут иметь собственные конституции, правовую и судебную систему, свои органы власти и управления, свое гражданство. В большинстве случаев члены федерации не имеют права одностороннего выхода из союза. Как правило, в таких государствах существует дополнительное разделение самой законодательной власти между двумя палатами парламента. Одна палата является органом представительства субъектов федерации, другая – органом общефедерального представительства. В Федеральном Собрании Российской Федерации эти функции соответственно выполняют Совет Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта (по одному от законодательного и исполнительного органа государственной власти), и Государственная Дума.
Федерации создаются по различным признакам:
По этому принципу строились теперь уже распавшиеся Федерации: СССР, Югославия, Чехословакия. История показала, что национальная федерация оказалась менее устойчивой, чем территориальная (административная).
Федерация может представлять собой смешанный тип, сочетая в себе оба основания (современная Россия, Пакистан). Разнотипный характер Российской Федерации проявляется в наличии трех видов субъектов, что закреплено ст. 5 Конституции РФ: национальные республики, административно-территориальные единицы (край, область) и национально-территориальные единицы (автономный округ, автономная область). Субъектами Федерации являются Москва и Санкт-Петербург. Таким образом, из 89 субъектов Российской Федерации 32 субъекта представлены этническими образованиями, 57 - административными единицами (края, области, два города федерального значения).
Сложность федеративного построения России проявляется также в том, что один субъект Федерации (автономия) может входить в состав другого субъекта (область, край). Подобный принцип "два в одном" порождает комплекс экономических и административных проблем в сложносоставленных регионах (Тюменская область, Красноярский край и др.).
Таким образом, федерализм – явление сложное и противоречивое. Он может сочетать в себе тенденцию к централизации и децентрализации, центростремительные и центробежные силы. Центробежные силы, раскалывающие федерацию, могут определяться языковой, религиозной и культурной гетерогенностью общества. Центробежным противостоят центростремительные силы, которые объединяют федерацию: хозяйственно-экономические связи, финансовая система, расходы федеральной власти на социальные программы, содержание вооруженных сил и др[6].
Конфедерация – союз юридически и политически независимых государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Такими целями являются оборона, внешняя политика, экономическое сотрудничество. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, собственное гражданство, валюту и законодательство. Конфедеративное государство неустойчиво в силу слабого характера взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза, и перерастает либо в федерацию, либо распадается.
В историческом прошлом мира встречалась такая специфическая форма государственного устройства, как империя (например, Бельгийская, Британская, Российская). Империи имели обширную территориальную основу, разнородный этнический состав населения и строились на основе господства и подчинения между центром и периферией, метрополией и колонией.
В настоящее время появляются новые формы межгосударственных союзов, которые трудно отнести к какой-либо конкретной форме государственного устройства. Государства Европейского Союза, создав единый рынок, единую валюту и наднациональные политические органы – Совет Европы, Европейская парламентская ассамблея, Европейский суд – выражают тенденцию к объединению в специфическую ассоциированную форму государственного устройства. Добровольное объединение в рамках такой новой интеграции способствует изживанию фактического неравенства государств, их более быстрому развитию.
Обязательным признаком любого государства является наличие права. Но в понятие «правовое государство» вкладывается более глубокий смысл, чем просто наличие права. Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву.
Остановимся на основных принципах правового государства:
Одним из условий формирования правового государства является гражданское общество. Гражданское общество не является признаком правового государства. Это система отношения граждан друг с другом, их объединения и союзы. Это сфера частных интересов граждан, которые регулируются системой договоров между ними и не зависит от государств. Граждане имеют право совершать любые сделки, создавать и распускать объединения, кроме запрещенных. Гражданам разрешено все, что не запрещено законом.
3.Один из средневековых философов заметил, что государство – орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислить эти средства и кратко их охарактеризовать.
Выделяют 3 основных пункта сдерживания несправедливости власти:
1) разделения властей – теория, по которой государственная власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л.Монтескьё. Разделение властей основывается на естественном разделении функций законотворчества, государственного управления, правосудия и государственного контроля. Это разделение необходимо, чтобы сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, исключить сосредоточение всех полномочий в ведении единого органа, чтобы избежать произвола.
2) большое количество общественных и правозащитных организаций. Общественные организации – неправительственные добровольные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. В Федеральном законе указано, что общественные организации создаются для защиты общих интересов и достижение целей объединившихся граждан. Деятельность правозащитных организаций заключается в защите прав человека мирными средствами от произвола государственных структур.
3) Международное право – особая правовая система, регулирующая отношения между государствами и другими субъектами международного права (государствами, международными межправительственными организациями). Различают императивные и диспозитивные нормы международного права. Императивные нормы – это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Диспозитивные – это нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.
Заключение
Сущности современного демократического государства соответствует не только его правовая, но и социальная форма. Если сущностным содержанием правового государства является защита свобод человека от ограничений со стороны государства, то социальное государство, напротив, предполагает активную политику с целью обеспечения права, которое можно определить как право на достойное существование.
Реализация социальных прав человека позволяет характеризовать политику государства в терминах социальной справедливости. Эти аспекты всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, являются важнейшей составной частью их программ.
Действительно, в последние годы не только Россия, но и страны Запада столкнулись с рядом проблем в реализации государством своих социальных функций. Среди причин можно выделить и спад экономики ряда стран, и необходимость увеличения инвестиций в производство для его технического перевооружения, и тенденции к дебюрократизации управления. К этому следует добавить изменившуюся демографическую ситуацию в большинстве стран: увеличение доли пожилых людей по отношению к остальному населению. Обеспечение их права на достойное существование требует увеличения социальных расходов. Во многих странах эта проблема получает новое разрешение: не только государство, но и структуры гражданского общества берут на себя ответственность за распределение социальной помощи, создавая негосударственные формы социального страхования и социальной поддержки.
Список литературы
1. Колоткин М.Н. Политология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / М.Н. Колоткин. - Новосибирск, 2006.
2. Политология: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1999
3. Политология: Учебник для студентов вузов / Э. Хейвуд. Пер. с англ. под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Вельского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 544 с.
4. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
5. Теория государства и права: Учебник / Под. ред. Рассолова М. М., Лучина В. О., Эбзеева Б. С. – М.: Закон и право. – 2001. – 540 с.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.