Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Государство как основной институт политической системы

Государство как основной институт политической системы [29.03.12]

Тема: Государство как основной институт политической системы

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 30.20K | Скачано: 337 | Добавлен 29.03.12 в 16:56 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Калуга 2012


Содержание

Введение 3

1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения 4

2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства 10

3. Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством.
Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте 23

Список использованной литературы 25

 

Введение

Для выражения и представительства общезначимых интересов общества социальные группы, индивиды создают политические институты, каждый из которых включает в себя:

 1) структуру (организацию);

 2) коллективные представления, верования (или общую идею), которые обслуживают организации.

Государство является наиболее важным институтом политической системы. Его значимость определяется максимальной концентрацией в руках государства власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

 

1. Сущность, основные признаки и функции государства.

Причины и условия его возникновения

Государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального аппарата (механизма). 

С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли, поскольку на различных этапах истории на первый план выходили те или иные его функции и свойства:

- Аристотель считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. Оно является отражением родовой сущности человека как «политического животного», стремящегося к «совместному сожительству»;

- английский мыслитель Т. Гоббс сравнивал государство с Левиафаном  - чудовищем, описанным в Библии: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас...».

В европейской политической науке можно выделить два направления в разработке теории государства:

1) понимание государства как особого рода коллективности, возникшей ради общего блага, счастливой жизни. Эта традиция восходит к Аристотелю, который видел в государстве союз, ассоциацию свободных и равных граждан. Государство предстает формой политического общения, а его стержнем является «власть, в силу которой человек властвует над людьми себе подобными и свободными». Понимание государства как политического сообщества доминировало в политической науке вплоть до XVI века;

2) интерпретация государства как совокупности институтов публичной власти, должностных лиц, бюрократии.

С XVI века формируются новые интерпретации государства и истолкование его природы:

• одна из них связана с именем французского ученого Ж. Бодэна (1530 -1596), который определил государство через понятия «суверенитет» и «постоянная и абсолютная власть государства». Государство руководит общностью людей, осуществляет это руководство посредством суверенной власти. Государство олицетворяют правитель, органы власти;

• теократическая теория - рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе, что «вся власть от Бога». Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность;

• патриархальная концепция трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те должны повиноваться правителю;

• договорная теория (появляется в XVII - XVIII веках) рассматривает государство как общественный договор, согласно которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство;

• марксистская теория (XIX век) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих;

• сторонники теории насилия считают государство результатом прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество:

• государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории;

• осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением;

• государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется:

а) в общеобязательности ее решений для населения;

б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций;

 в) в обладании рядом исключительных прав, например, правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер;

 г) в  наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия);

• целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в его наличии выражается сущность государства для отдельного индивида;

• государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия - армии, служб охраны порядка и безопасности;

• государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администрации);

• государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

Функции государства

Функции государства отражают динамический аспект его характеристики. Под ними понимают основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе. В характере функций раскрывается социальная природа государства.

Для классификации функций государства используют различные основания.

1. Внутренние и внешние функции. Так, наиболее распространенным является деление их по предмету, или по характеру тех социальных сфер, в которых они проявляются. С этой точки зрения, их следует разделить на внутренние и внешние. При этом активные интеграционные процессы в современном мире обусловливают нередкое стирание граней между внутренними и внешними функциями государства.

Внутренние функции государства можно разделить на:

- политическую. Политическая функция государства состоит в охране существующего общественного и государственного строя. Способы ее осуществления зависят от уровня развития общества, степени его демократизма. Поэтому, в зависимости от конкретной ситуации, здесь могут использоваться и методы прямого насилия, и деятельность государства в рамках закона;

- экономическую. Экономическая функция призвана обеспечить условия функционирования данного способа производства - охрану обусловленных им форм собственности, создание благоприятных условий для развития экономики и т.д. В современном мире экономическая функция является в известной мере и внешней, поскольку рыночная экономика - категория интернациональная;

- идеологическую. Идеологическая функция призвана идеологически обосновать данный общественный и государственный строй, политику государства и т.д. С этой целью могут использоваться доктрины церкви, концепции национального социализма, государства благоденствия и т.д.;

- социальную. Социальная функция имеет своей целью обеспечить минимум социальной справедливости в обществе путем перераспределения национального богатства в пользу социально незащищенных слоев населения (инвалидов, престарелых, безработных и т.д.). Государство, осуществляющее эту функцию, получило название социального государства;

- экологическую. Экологическая функция государства направлена на борьбу с загрязнением окружающей среды, являющимся следствием современного экономического развития промышленности. Об остроте проблемы свидетельствует тот факт, что она отнесена к числу глобальных проблем человечества.

Внешние функции государства сводятся к развитию отношений экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с другими государствами, а также защите страны от нападений извне. Еще несколько десятилетий назад в структуру внешних функций эксплуататорских государств включались и захватнические войны. Однако современное международное право рассматривает агрессивную войну как преступление против человечества.

2. Основные и неосновные функции. Функции государства могут подразделяются также на основные и неосновные. Такая классификация строится на критериях значимости тех или иных функций в системе функций государства, а также степени «включенности» аппарата государства в их осуществление. Например, функция обороны страны предполагает решение задач не только оборонительного характера, но также связанных с образованием и воспитанием молодежи, развитием экономики, науки и т.д. В их решении участвуют многие органы государства. В то же время уличное движение регулирует лишь соответствующая инспекция в структуре МВД.

3. Постоянные и временные функции. Функции также подразделяют на постоянные и временные. Такое деление весьма условно, поскольку всякие функции, как и само государство, исторически изменчивы. В качестве постоянных обычно рассматриваются функции, вытекающие из природы данного государства. К временным функциям относят такие, которые, возникнув, прекращают свое действие в течение обозримого отрезка времени. Так, в советское время в качестве временной рассматривалась функция ликвидации эксплуататорских классов, осуществлявшаяся советским государством в переходный период от капитализма к социализму. Сегодня в качестве примера таких функций обычно приводят функции борьбы со стихийными бедствиями природного или техногенного характера [2].

 

2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов - формы правления, форму государственного устройства и политического ( государствено-правового) режима.

В таком понимании форма государства позволяем дать характеристику государства с позиций того, как организована верховная государственная власть, каковы принципы ее взаимодействия с населением, каким образом государство в целом строит свои вза­имоотношения с входящими в него составными частями, а также с помощью каких способов и методов осуществляется государственная власть.

Некоторые авторы различают форму государства в узком и широком смысле. Под формой государства в узком смысле понимают форму правления, а в широком - форму правления и форму государственного устройства. Политический режим при этом pacсматривается как самостоятельное понятие,  характеризующее сущность государства или методы осуществленния классового господства.

Особое значение для понимания формы государства имеет соотношение с такими категориями, как функции государства, исторический тип государства и механизм государства.

На становление и изменение формы того или иного государ­ства всегда оказывали влияние такие факторы, как классовая борьба, национальный состав населения, традиции народа, соци­ально-экономические, политические, идеологические и иные факторы. Так, в Великобритании в результате своеобразного ком­промисса между буржуазией и феодалами возникла ограничен­ная монархия. Германия, с точки зрения национального состава, вполне могла бы быть унитарным государством. Однако исторически сохраняющаяся автономность германских земель привела к конституированию федеративной формы государственного уст­ройства.

Близкими по содержанию, но не совпадающими являются ка­тегории механизма государства и формы государства. Отдельные авторы определяют эти категории как систему, совокупность го­сударственных органов и тем самым дают повод для их отож­дествления. Механизм государства действительно представляет сооой совокупность государственных органов необходимых для осуществления внутренних и внешних функций. Форма государ­ства дает характеристику государства не столько с точки зрения системы органов, сколько с позиций способов и принципов обра­зования государственной власти, взаимоотношения ее с населени­ем, распределения властных полномочий между составными час­тями и методов их осуществления. Таким образом, данные кате­гории являются вполне самостоятельными и позволяют дать ха­рактеристику различным сторонам сущности государства.

Формы государственного правления

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на ряд вопросов.

Во-первых, какой способ лежит в основе организации выс­ших органов государственной власти. Истории известны два легетимных способа: наследование и выборы и один не легетимный - захват власти. Во-вторых, каким субъектом права (индивиддуальным или коллективным) осуществляется верховная власть. В-третьих, какова структура высших органов государственной власти. В-четвертых, каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти. В-пятых, какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти. В-шестых, какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью, перед населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греч. monorchia - единовластие, единодержа­вие) - форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в рунах единоличного главы государства - монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

Монархии в свою очередь подразделяются на абсолютные (неограниченные) и конституционные (ограниченные).

Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.

Во-первых, верховная власть полностью принадлежит едино­личному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осу­ществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.

Во-вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников.

В-третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушает­ся это правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрека­ется от престола, либо его свергают.

В-четвертых, полностью отсутствует юридическая ответствен­ность монарха как главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, например, убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления. Из­вестный русский юрист Н.М. Коркунов рассматривал этот признак в качестве основного при делении формы правления на монархии и республики [2]. Сегодня такая форма монархии сохранилась лишь в нескольких государствах, например Оман, Саудовская Аравия и др.

Конституционная монархия предполагает ограничение власти монарха конституцией или традициями. В зависимости от характера ограничений эта форма монархии разделяется на две разновидно­сти: парламентскую и дуалистическую.

В парламентском варианте монарх не обладает реальной вла­стью, но выполняет представительские, церемониальные функции. Правительство при этом, как правило, создается парламентским большинством и отвечает за свою деятельность именно перед пар­ламентом. Ныне эта форма монархии существует в Великобрита­нии, Испании, Норвегии и других странах.

Дуалистическая монархия отличается тем, что монарх в ней возглавляет правительство (исполнительную власть). Власть же законодательная относительно независима от воли монарха. Принимаемые парламентом законы ставят монархическую власть в определенные рамки и служат ей некоторым противовесом. Хотя в большинстве таких случаев независимость парламента весьма условна: во-первых, немалую часть парламентариев сам же монарх и назначает, а во-вторых, у него имеется право вето, блокирующее неугодные монарху решения парламента. Дуалистическая форма монархии су­ществует сегодня в Иордании, Марокко и др.

Республика (лат. respublica, от res - дело и publicus - общественное дело) - форма правления, в которой источником власти считается народ, а все высшие органы власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными пред­ставительными учреждениями (парламентами).

В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности.

Во-первых, источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу. Первые республики возникли в Древней Греции и Древнем Риме. Так, в Афинской демократической республике в выборах высшего органа государственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправные граждане Афин. В аристократических республиках правом принимать участие в избрании высших органов государства пользовались не все граждане, а лишь представители военно-земельной знати. Истории известен делый ряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления избирательного права (возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой, расовый, языковый и др.). Наличие их в законодательстве того или иного государства приводило к ограничению права принимать участие в избрании высших органов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинстве государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.

Во-вторых, высшие органы государственной власти осуще­ствляют власть от имени и в интересах народа либо соответст­вующей социальной группы.

В-третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как прави­ло, он равен 4-5 годам.

В-четвертых, обязательное наличие законодательных, испол­нительных и судебных органов государственной власти.

В настоящее время из 190 государств в мире около 150 являются республиками.

Сегодня все республики принято подразделять на три разно­видности: президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные. При этом первые два вида называют классическими или традиционными.

Классическая президентская республика характеризуется сле­дующими отличительными признаками: президент избирается населением всей страны или выборщиками; является одновременно главой государства и правительства; обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; самостоятельно формирует правительство; правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом; президент не может распустить парламент; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В частности, парламент утверждает представлявмый президентом бюджет.

Сегодня к числу классических президентских республик, и то не без оговорок, можно отнести США, Сирию.

Классическая парламентская республика характеризуется следующими признаками: верховная власть принадлежит парла­менту, который избирается всем населением государства; правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер-министр, явля­ющийся, как правило, лидером партии, победившей на парла­ментских выборах; правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.

В настоящее время классическими парламентскими (парламентарными) республиками являются Италия, Австрия.

Рассмотренные выше формы правления и ныне сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков возникают неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу.

«Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Появляются смешанные и «гибридные» формы правления, характеризующиеся утратой жесткости существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия).

Наиболее характерной чертой полупарламентской республики является ограничение вотума недоверия. В Германии, например, предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» (за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проголосовать значитель­ное количество членов парламента).

Наиболее характерной чертой полупрезидентской республики является установление ответственности перед парламентом от­дельных министров, но не главы правительства, которым факти­чески, а часто и юридически остается президент. Эта тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Ла­тинской Америки - Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае и др.

Формы государственного устройства

Термин «государственное устройство» в политике-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова - как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройства всего государства (со­циально-экономической и политической основы государства, ос­новы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).

В узком смысле слова - для характеристики территориальной (национально-территориальной) организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями).

При характеристике государственного устройства как одной из форм государства имеется в виду второе (узкое) значение этом термина.

Таким образом, форма государственного устройства - это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.

В отличие от формы правления здесь организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их «разделения» между частями государства.

Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на следующие вопросы. Во-первых, из каких структурных частей состоит государство (города, районы, области, края, pecпублики, округа, штаты, земли, кантоны и т.п.). Во-вторых, какой правовой статус этих частей, с точки зрения их зависимости от центральной власти. Здесь возможны три наиболее типичные варианта: полная самостоятельность, относительная самостоятель­ность, полная несамостоятельность. В-третьих, каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и различных структурных образований. В-четвертых, какой принцип положен в основу образования частей государства: территориальный, национальный или смешанный. В-пятых, сколько систем высших органов государственной власти существует в данном государстве: одна или несколько.

По форме государственного устройства выделяют три формы: унитарные, федерации и конфедерации.

Унитарным называется такое государство, в котором существующие в нем административно-территориаль­ные единицы (области, районы, департаменты) не имеют признаков собственной государственности. То есть составные части этих госу­дарств не обладают признаками суверенитета.

Унитарное государство характеризуется рядом особенностей, которые позволяют отличать его от других государств.

1. Структурными единицами такого государства являются районы, города, края, области и другие административно-терри­ториальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подраз­деляются на централизованные и децентрализованные. В централизованных существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти. К таким государствам относятся, Франция, Турция и другие. В децентрализованных структурные образования наделяются значительно более высокой компетен­цией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом тем не менее они не обладают (Италия, Япония и другие). Следует обра­тить внимание на то, что в ряде современных унитарных госу­дарств допускается существование административной автономии. Так, в Великобританию в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер). Испания кроме национальных автономий (страна Басков и Каталония) включает целый ряд территориальных автономий.

2. Существование единой и единственной для всей страны сис­темы высших представительных, исполнительных, судебных и контрольно-надзорных органов. В зависимости от степени цент­рализованности унитарного государства органы административ­но-территориальных образований в большей или меньшей степени подконтрольны органам центральной власти.

3. Наличие единой территории, единой конституции, единой системы права, единого гражданства, единой судебной системы, единых вооруженных сил. Это означает то, что административно-территориальные образования не имеют своей собственной терри­тории, не вправе принимать свою конституцию и иные законы, вводить собственное гражданство, создавать свои вооруженные силы и формировать альтернативные судебные органы. При этом структурные образования унитарного государства вправе принимать нормативно-правовые акты. Однако они должны носить строго подзаконный характер и не могут противоречить нормам, принятым центральными органами государственной власти.

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отноше­нию к процессу развития государственности. В научной литера­туре он рассматривается как нормальная, наиболее распростра­ненная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государст­ва - управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть со­временных государств являются унитарными.

Тем не менее, истории и современности известны и целый ряд сложных государств - федерация и конфедерация.

Федерация - союзное государство, состоящее из ад­министративно-территориальных единиц (субъектов федерации), обладающих юридически закрепленной политической самостоя­тельностью.

Федерацию отличают следующие особенности.

Во-первых, она состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и другие). Данные образования являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление.

Во-вторых, в ней существуют две системы высших органов государственной власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. Федеральные органы осуществляю свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов - на своей территории. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется путем их закрепления в Конституции, либо в Федеративном договоре. Подобное   разграничение   осуществляется   двояким   образом. В одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов. В других (России, Индии, Германии) наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция центра и регионов. Кроме того, в отдельных государствах, в частности в Российской Федерации имеют место двусторонние договоры о разграничении полномочии между центром и тем или иным субъектом Федерации. В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации их подразделяют на симметричные и асимметричные. В симметрич­ных федерациях субъекты равноправны, в асимметричных - нет. Россия относится к последней.

В-третьих, территория федерации состоит из территорий об­разующих ее субъектов.

В-четвертых, наличие в субъектах федерации своей конститу­ции (конституционного устава), системы законодательства, граж­данства, существующего наряду с общефедеральным, иногда су­дебной системы (в России не допускается). При этом запрещается создавать собственные вооруженные силы и вводить региональные деньги.

В-пятых, наличие, как правило, двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представи­телей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

В-шестых, федерации могут строиться по трем признакам: национальному, национально-территориальному, территориально­му. При этом в основе их построения может лежать как один при­знак (например, территориальный - США, ФРГ, либо нацио­нальный - СССР), так и их совокупность (Россия).

Конфедерация - союз полностью суверенных государств, со­здаваемый на основе договора для достижения определенных це­лей (военных, внешнеполитических, экономических и т.п.).

Подобные обра­зования возникают для решения локальных задач - сохранения не­зависимости, отражения внешней агрессии или в качестве первого шага на пути объединения в централизованное государство. Историческими примерами могут служить США (1781-1787), Швейца­рия (1815-1848), Объединенная Арабская Республика (союз Египта и Сирии в 1958-1961 гг.) и др.

В настоя­щее время чистых конфедераций в мире нет. Швейцарское государ­ство, хоть и сохраняет в своем официальном названии слово «конфедерация», таковой давно уже не является. Но это не значит, что конфедеративная форма устройства государств нежизнеспособна. Мир международных взаимоотношений весьма динамичен и пере­менчив. В нем периодически возникают ситуации, в которых ока­зывается востребованной идея конфедерации. Так, в частности, было в 1991 г. после распада СССР. И хотя идея не реализовалась (СНГ не является конфедерацией, так как не имеет наднациональных ор­ганов, уполномоченных принимать обязательные для всех реше­ния), но была в тот момент вполне уместной. Некоторые черты конфедеративного объединения многие аналитики усматривают в политической архитектуре Евросоюза. Хотя, конечно, это образова­ние имеет гораздо более сложную форму [3].

Правовое государство

Современным воплощением принципов конституционализма является правовое государство. Идейные истоки концепции право­вого государства можно обнаружить уже в античной политической мысли, в частности в сочинениях Платона, Аристотеля и Цицеро­на. Платон видел спасение государства там, где закон - владыка над правителями, а они его рабы. Аристотель также утверждал, что за­кон должен властвовать над всем. Цицерон рассматривал государ­ство (республику) как общий правопорядок.

В Новое время наиболее полно философию правового государ­ства сформулировал И. Кант, который рассматривал государство как объединение людей, подчиненных правовым законам, источником которых должна быть воля всех людей, образующих народ. Каждый должен принимать участие в общем решении и в то же время под­чиняться закону.

В целом в современной науке кон­ституционного права к характеристикам правового государства от­носят следующие черты:

1)  соблюдение государством основных прав человека;

2)  всеобщность права и верховенство закона;

3) конституционное установление обязанности государства, его органов, учреждений, должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов;

4) разделение властей;

4)  независимость и самостоятельность судебной власти;

5) принцип верховенства конституции по отношению к другим законам;

6) приоритет норм международного права перед нормами национального права.

Все принципы правового государства нашли воплощение в рос­сийской Конституции: признание, гарантия и неотчуждаемость основных прав и свобод человека, верховенство Конституции, обя­занность органов государственной власти, местного самоуправле­ния, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Кон­ституцию РФ, законы и т.д.

Однако реальное состояние российской государственности очень далеко от идеала правового государства. Это проявляется и в «пра­вовом нигилизме», когда государственные органы и должностные лица не соблюдают государственных законов, когда само государ­ство нарушает элементарные права граждан, например, подолгу не выплачивая зарплату (практически сейчас уже не наблюдается). Наконец, это проявляется и в том, что кон­ституции ряда субъектов Федерации и принимаемые на их основе законы противоречат федеральной Конституции и федеральным законам. Другими словами, наличие в Российской Федерации пра­вового государства - это скорее цель государственного строитель­ства, чем характеристика ее реального состояния.

 

3. Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте

1. На первое место я поставлю выборы. Именно посредством выборов обеспечивается формирование различных политических институтов: органов местного самоуправления, губернаторов, мэров городов, народных депутатов различных уровней и т.д. «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей» [1].

2. Общественные движения и организации – формы объединения людей, характеризующих их совместные стремления к осуществлению общих целей. Например,

а) общероссийский народный фронт создан для того, чтобы:

 • объединить общественные организации, политические партии, граждан, которые разделяют общие ценности, связанные с любовью к Отечеству, ростом благосостояния людей, укреплением могущества нашего государства, поиском справедливых решений в социальной сфере;

 • были востребованы все конструктивные идеи, чтобы у гражданского общества – молодёжных, женских, ветеранских организаций, деловых кругов, профессиональных союзов и объединений – была дополнительная возможность непосредственно, напрямую участвовать в выработке важнейших государственных решений, чтобы эффективно работали социальные лифты, чтобы каждый, у кого есть потенциал, творческая созидательная энергия и стремление работать для России, мог проявить себя;

 • все люди, которые объединены единым стремлением укреплять нашу страну, объединены идеей поиска наиболее оптимальных вариантов решения стоящих перед нами проблем, могли действовать в рамках единой платформы;

 • все общественные организации (там могут быть и политические партии, и профессиональные союзы, и объединения предпринимателей, и молодёжные, и женские организации) обсуждали вопросы и предлагали решения по развитию страны на равных и получили возможность и право проводить свои идеи и своих людей, носителей этих идей, через инструменты «Единой России» в парламент страны и …т.п. [5]

б) общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» создана предпринимателями 18 сентября 2002 года. Основная цель деятельности – содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участии в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики.

3. Средства массовой информации, в том числе, Internet. Существуют различные методы повышения эффективности СМИ путем вовлечения людей в формирование единого информационного пространства. Через СМИ можно сосредотачивать внимание не только граждан государства на чем-либо, но и государства к гражданам.

4. Парламентские слушания - форма обсуждения парламентариями актуальных и значимых вопросов по предметам ведения палат парламента с привлечением должностных лиц государства, экспертов и общественности [4]. На официальном сайте Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации можно ознакомиться с наименованиями и содержанием последних парламетских слушаний, принятыми решениями и т.д.

 

Список использованной литературы

  1. Всеобщая Декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина, статья 21. – М.: Иван, 1993.
  2. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник / В.К. Бабаев [и др.]; под ред. дюн, проф. Бабаева В.К. – М.: Юристъ, 2008. – 592 с.
  3. Батурин В.К. Политология: учебник для студентов вузов / под ред. В.К. Батурина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 567 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 30.20K
Скачано: 337
Скачать бесплатно
29.03.12 в 16:56 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе