Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Государство как основной институт политической системы
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 25.19K | Скачано: 309 | Добавлен 08.05.12 в 20:19 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Брянск 2011
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения 4
2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства 6
3. Один из средневековых философов заметил, что государство – орган,
призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит
оно само». В современных государствах придумано немало средств,
призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством.
Перечислить эти средства и кратко их охарактеризовать. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Тема «Государство как основной институт политической системы» является актуальной. Государство является первым и главным институтом политической системы общества, в отличие от других ее элементов наиболее влиятельный субъект осуществления власти.
Задачами работы являются:
-выявить основные признаки государства, охарактеризовать его функции, назвать причины его возникновения;
-описать формы государственного правления;
-назвать основные формы государственного устройства и различия между ними;
-описать принципы и особенности федеративного устройства российского государства;
-сформулировать понятие «правовое государство», назвать его основные принципы функционирования.
Объектом исследования данной работы является государство, как основной институт политической системы.
Предмет работы – признаки, функции государства, формы государственного правления и формы государственного устройства.
Долгое время государство практически отождествлялось с обществом. И только с XVI в., когда Н. Макиавелли впервые использовал термин «stato» (от лат. status - положение) для обозначения особой, отличной от общества верховной власти, понятия «государство» и «общество» стали различаться. В современной политологии государство определяется как политический институт, организующий совместную жизнь населения и обеспечивающий социальный порядок.
Вопрос о происхождении государства до сих пор остается дискуссионным. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел. Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.
Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникали новые социальные группы со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. в результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности. Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества – государства. Как особый политический институт государство возникло в IV-III тысячелетии до н.э.
Государство как специфический политический институт обладает рядом признаков, отличающих его от других институтов.
Место и роль государства в политической системе общества во многом определяются его функциями, которые отражают основные направления его деятельности.
Функции государства:
Все функции государства находятся в тесной взаимосвязи.
С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства неуклонно возрастает. Увеличивается число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государственных структур. Так что пока рано хоронить основные функции государства, а следовательно, и говорить о его отмирании.
Устройство государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального устройства.
Формы правления. С точки зрения формы правления, отражающей структуру высших органов государственной власти, порядок их формирования и распределение полномочий, принято выделять монархии и республики.
- абсолютная - характеризуется сосредоточением функций высшей законодательной, исполнительной и судебной власти в руках единоличного главы государства (Саудовская Аравия, Оман, Бруней и др.);
- конституционная - характеризуется ограничением полномочий монарха;
а) дуалистическая - монарх наделен широкими исполнительными функциями и частично законодательными (Иордания, Кувейт, Марокко);
б) парламентская - монарх, хотя и считается главой государства, обладает в основном символическими, представительскими функциями (Великобритания, Дания, Бельгия, Япония и др.).
- Парламентская республика - Германия, Италия. Австрия, Индия, Греция, Израиль и др.
1) президент является главой государства, но обладает в основном представительскими функциями;
2) правительство формируется на парламентской основе (т.е. из числа представителей партии, располагающей большинством в парламенте) и ответственно только перед парламентом;
3) парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента;
4) правительство обладает правом законодательной инициативы;
5) президент не обладает правом вето на законы, принятые парламентом;
6) первым лицом в государстве реально является глава правительства.
- Президентская республика – США, Бразилия, Мексика, Индонезия и др.
1) президент чаще всего является одновременно главой государства и главой исполнительной власти;
2) правительство формируется президентом, как правило, из представителей своей партии и ответственно только перед президентом;
3) парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент;
4) президент обладает правом законодательной инициативы;
5) президент обладает правом вето на законы, принятые парламентом.
- Полупрезидентская республика – Франция, Португалия, Польша и др.
1) президент является главой государства и разделяет исполнительную власть с главой правительства;
2) правительство формируется президентом, как правило, из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством в парламенте, и несет двойную ответственность: перед президентом и перед парламентом;
3) парламент может выразить вотум недоверия правительству, президент, в свою очередь, имеет право распустить парламент;
4) президент обладает правом вето на законы, принятые парламентом.
Формы территориального устройства. С точки зрения формы территориального устройства, отражающей административно-территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти, принято выделять унитарные государства, федерации и конфедерации.
-единая конституция;
-единая система высших органов государственной власти;
-единая правовая система;
-единое гражданство;
-составные части (области, департаменты, провинции, воеводства и т.д.) не обладают государственным суверенитетом.
Выделяют следующие разновидности унитарного государства:
- централизованное – характеризуется полным подчинением среднего и низшего территориального звена управления центру (Греция, Швеция, Казахстан, Португалия, Индонезия и др.);
- децентрализованное – характеризуется тем, что местные органы власти наделены более или менее широкими полномочиями (Франция, Испания, Италия).
- наличие федеральной конституции и собственных конституций субъектов федерации;
- существование единого союзного гражданства и гражданства субъектов федерации;
- наличие законодательных, исполнительных и судебных органов власти на уровне федерации и на уровне ее субъектов;
- верховенство федеральной конституции и общефедерального законодательства;
- разграничение властных полномочий между центром и субъектами: одна часть находится в ведении центра, другая часть - в совместном ведении, третья часть - в ведении субъектов;
- субъекты федерации имеют прямое представительство в федеральном парламенте, обеспеченное существованием второй палаты (например, в Германии – Бундесрат, в Австрии - Федеральный Совет, в США - Сенат);
- принцип государственной целостности, т.е субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из состава федерации (правом сецессии).
Большинство федераций построено на основе административно-территориального принципа (США, Аргентина, Венесуэла, Германия и др.), но есть и те, которые сформированы на основе национально-территориального принципа (Югославия, Бельгия). Третью группу составляют федерации, сочетающие эти два принципа (Россия, Индия, Канада и др.).
Конфедерацию США (1776-1787), Швейцария (1815-1848), Сенегамбия (1982-1989) отличает:
- государственный суверенитет каждого члена;
- наличие независимой системы органов власти и законодательства у всех членов;
- отсутствие единого гражданства;
- наличие собственной финансовой системы у каждого члена;
- делегирование центру строго ограниченного круга полномочий;
- создание конфедеративных органов власти для осуществления согласованной политики;
- члены конфедерации обладают правом свободного выхода из ее состава.
Конфедерация является весьма неустойчивой формой объединения и либо эволюционирует в сторону федерации либо распадается.
Основы конституционного строя Российской Федерации изложены в главе первой Конституции РФ. В статье 1 Россия провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует наше государство как социальное, политика которого направлена на создание достойных условий жизни и свободное развитие граждан. Источником власти и носителем суверенитета в РФ является народ (ст. 3); высшей ценностью объявляется человек, его права и свободы (ст. 2); имеет место разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); далее утверждается, что государственная власть в РФ осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, Правительством РФ, судами Российской Федерации (ст. 11).
Перечисленные статьи подтверждают республиканский характер формы правления в России, однако не отвечают на вопрос, какая республика – президентская, парламентская или полупрезидентская сложилась в России. 1) Сильные полномочия президента, 2) должность премьер-министра, 3) право президента при определенных условиях распускать парламент, 4) двойная ответственность правительства и перед президентом, и перед парламентом – признаки полупрезидентской республики, сложившейся в РФ.
Следует отметить, что признание России полупрезидентской республикой разделяют не все отечественные исследователи. Есть мнение, что она – суперпрезидентская республика в силу гипертрофированных полномочий президента.
Основные проблемы современного российского государства связаны с тем, что: 1) лучшие демократические идеи и принципы, провозглашенные в Конституции 1993г., оказались очень оторваны от реализации их на практике; 2) слишком много перекосов, противоречий, непроработанных до конца статей в тексте самой Конституции; 3) новизна и слишком большой объем задач, которые встали перед нашим государством в связи с одновременным переходом и к рынку, и к демократии. (Этого следовало ожидать, если учесть очень сжатые сроки, в которые она принималась.)
Обратимся к проблемам первого порядка и рассмотрим ситуацию с провозглашением в России правового государства, характерные черты которого были изложены выше. Ни один из признаков правового государства не реализован у нас полностью. Конституции признает разделение властей, но при этом распределение полномочий между ними крайне неравномерное: слишком объемные полномочия у Президента, Правительства и очень урезанные – у Федерального Собрании. Судебная власть в идеале должна быть независимой и влиятельной, в России же она далека от идеала. Роль Конституционного Суда малозаметна в обществе, как и судов местного значения. Обращаясь в суд, человек не всегда уверен в справедливости судебного решении. В целом представители всех ветвей власти занимаются «перетягиванием каната», вместо того чтобы сообща решать сложные задачи переустройства общества. В теории разделения властей важно не только их разделение, но и взаимодействие через систему сдержек и противовесов. В период президентства Б.Н. Ельцина конфликтность между ветвями власти достигла высокого накала, сейчас наметилась тенденция к большему взаимопониманию и компромиссу между ними.
Что касается объема прав и свобод граждан, характерных для правового государства, то они закреплены в главе 2 Конституции РФ. Однако на практике многие из них не соблюдаются и не защищаются государством в полной мере, особенно важнейшие из прав человека – на жизнь. Правоохранительные органы российского государства плохо справляются со своей основной задачей – охранять жизнь своих граждан.
В демократическом правовом государстве народ поддерживает свою власть, государственные политические институты, в России же уровень этого доверия невысок, имеет место отчуждение народа от власти, крайне низкая явка избирателей на выборы. В итоге общая тенденция к созданию демократического правового государства на практике сильно затруднена.
Примерно так же обстоят дела и с провозглашением социального государства. Анализ социальной деятельности нашего государства за последнее десятилетие показывает, что по всем основным социальным показателям происходило значительное ухудшение жизни основной массы граждан. Особенно удручающе складывалась демографическая ситуация. Лишь в последнее время наметился поворот в лучшую сторону.
Ярким примером из второй группы проблем является ситуация с федеративным устройством РФ. По Конституции в России 89 субъектов Федерации: 21 республика, 7 краев, 49 областей, 1 автономная область, 9 автономных округов, 2 города федерального значения. Статья 5 декларирует равноправие всех субъектов РФ, однако равноправие юридическое должно подкрепляться фактическим равенством. На деле имеет место неравенство, поскольку субъекты значительно отличаются друг от друга по численности населения, размерам территории, фактическому экономическому, социальному и культурному уровню развития.
Большинство субъектов Федерации – это реципиенты (получатели) и лишь небольшая часть – доноры, которые регулярно отчисляют в государственный бюджет федеральные налоги. Такое неравенство, асимметрия привели в конечном счете к обострению противоречий между центром и регионами, которое могло привести к распаду страны.
Воплощением принципов конституционализма выступает правовое государство. Правовое государство можно определить как государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.
В качестве основополагающих принципов правового государства можно выделить следующие.
Законы правового государства опираются на конституцию страны и обладают наивысшей силой по сравнению со всеми иными нормативными актами. Законы не могут быть отменены или приостановлены ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями.
Действие законов распространяется на все общество и на все его структуры, от каждого индивида до высших представителей власти. И все они равны перед законом, ни одно физическое или юридическое лицо не обладает преимуществами перед другими.
Этот принцип состоит в признании, соблюдении и защите со стороны государства прав и свобод личности. Правовое государство опирается на следующее их понимание:
- права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
- права и свободы предоставлены в равной мере каждому;
- осуществление прав и свобод индивида не должно нарушать права и свободы других людей.
Государство берет на себя обязательства по поддержанию социального порядка и обеспечению жизнедеятельности общества, несет ответственность за соблюдение прав личности. Но и личность несет перед государством ответственность за соблюдение своих обязанностей.
Этот принцип предполагает относительную независимость каждой из трех ветвей власти, разграничение их компетенции, наличие системы сдержек и противовесов, позволяющей каждой из ветвей власти контролировать другие. Реализация этого принципа позволяет:
- избежать чрезмерной концентрации власти в руках одного лица или органа;
- добиться оптимального соотношения функций трех ветвей власти в процессе принятия политических решений.
Правовое государство призвано создавать действенную систему судебных органов, органов прокурорского надзора, арбитража.
Выделяют три основных пункта сдерживания несправедливости власти:
Задачи контрольной работы полностью выполнены. Последовательно раскрыты все поставленные вопросы.
Таким образом, государство определяется как политический институт, организующий совместную жизнь населения и обеспечивающий социальный порядок.
Государство как специфический политический институт обладает рядом признаков, отличающих его от других институтов: территория, суверенитет, особая система органов и учреждений, реализующих властные функции, монопольное право на легальное применение силы, монопольное право на взимание налогов с населения.
Место и роль государства в политической системе общества во многом определяются его функциями, которые отражают основные направления его деятельности. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние.
Выделяют формы правления: монархии и республики.
Принято выделять формы территориального устройства: унитарные государства, федерации и конфедерации.
Главными проблемами современного российского федерализма являются: ни один из признаков правового государства не реализован у нас полностью; на практике многие права граждан не соблюдаются и не защищаются государством в полной мере, особенно важнейшие из прав человека – на жизнь; в России уровень доверия населения государственным политическим институтам невысок, имеет место отчуждение народа от власти, крайне низкая явка избирателей на выборы; статья 5 Конституции РФ декларирует равноправие всех субъектов РФ, однако равноправие юридическое должно подкрепляться фактическим равенством и на деле имеет место неравенство.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.