Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Государство как основной институт политической системы

Государство как основной институт политической системы [02.11.10]

Тема: Государство как основной институт политической системы

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 32.73K | Скачано: 353 | Добавлен 02.11.10 в 22:34 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание:

1. Введение 2

2. Государство как основной институт политической системы

• Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения 3

• Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства 11

• Средства контроля за государством 18

3. Заключение 20

4. Список используемой литературы 21

 

Введение.

Государство не относится к вечным феноменам. Существовали и существуют до сих пор общества, которые не создали для управления особые специализированные и публичные институты, обладающие возможностью использовать легитимное принуждение. В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью. Здесь отсутствует власть центральной группы, опирающейся на иерархический административный аппарат и строящей свою деятельность на базе юридических норм.

Как же происходит переход от общества без государства к обществу с государством? Он осуществляется тогда, когда в результате развития производительных сил появляется прибавочный продукт и возникает возможность регулирования условий жизнедеятельности, использования части общественного продукта на накопление, что порождает социальную дифференциацию, стремление лиц, овладевших этим продуктом, к консолидации в однородную социальную группу, господствующую над остальной частью общества. Так появляется социальная стратификация, т.е. организация общества, при которой иерархические группы связаны между собой отношениями господства и подчинения. Таким образом, любая политическая система есть иерархическое соединение управляющих и управляемых, причем обладающие властью составляют меньшинство, называемое часто "политической элитой".

 

1. Под сущностью понимаются устойчивые, внутренне необходимые свойства и связи явления, определяющие его бытие. Сущность государства – это то, что является в нем главным, к чему оно стремится.

Сущность государства — категория, раскрывающая то, кем и в чьих интересах осуществляется государственная власть.

Рассуждения о сущности государства с давних пор относятся к числу дискуссионных. Разнообразие представлений по этим вопросам зависит от многих факторов. В первую очередь, на взгляды о сущности государства влияют исторические условия его развития. Государство — сложный и внутренне противоречивый социальный институт. В определенное время в различных цивилизациях государственная жизнь характеризуется своими политическими, социально-экономическими, культурными, национальными и другими особенностями, которые могут решающим образом влиять на то, кто и в чьих интересах осуществляет государственную власть. Представления о сущности государства зависят также от мировоззренческих позиций познающих: от их философских или религиозных убеждений. Так, религиозный мыслитель с большой долей вероятности будет видеть предназначение государства в осуществлении божественной воли, а философ, придерживающийся материалистических взглядов, — в реализации экономических интересов общества.

Виднейшие представители античной цивилизации — древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель, римский юрист и государственный деятель Цицерон видели в государстве воплощение нравственных начал. Государство, под которым подразумевался античный полис, представлялось высшей формой объединения людей, стремящихся достичь общего блага. В Средние века, когда в обществе господствовало религиозное мировоззрение и церковная власть не уступала в политическом лидерстве власти светской, сущность государства усматривалась в реализации религиозных ценностей. По мнению католического теолога Ф. Аквинского, государство происходит от Бога, его цель — духовное благо.

Новое время, ознаменовавшееся революционными изменениями в политическом и социально-экономическом устройстве общества, дало разнообразные точки зрения на сущность государства. Немецкий философ И. Кант находил предназначение государства в реализации правовых норм. Государство определялось философом как союз людей, подчиненных правовым законам. Г. Гегель понимал под государством высший нравственный союз, создаваемый в результате воплощения в жизни нравственной идеи. Представители материализма К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что государственная власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Сущность государства, по их мнению, классовая: государство есть машина для подавления одного класса другим. Подобную трактовку сущности государства разделял В. И. Ленин. Затем она на долгое время закрепилась в советской юридической науке.

Представители теории элит (Г. Моска, В. Парето) доказывали, что народные массы не способны управлять общественными делами и государственная власть должна принадлежать верхушке общества — правящей элите до тех пор, пока одну правящую элиту не сменит другая.

Признаки государства.

Государство – это определенная организация политической, государственной власти в обществе, организация, не совпадающая с самим обществом. Но в обществе кроме государства существуют и другие организации. Следовательно, важно рассмотреть специфические признаки государства, отличающие его от других организаций.

    Государство – организация территориальная, организация власти на определённой территории.

Власть государства распространяется только на тех,  кто находится на территории государства.

    Государство – организация универсальная, действующая в рамках всего общества. Власть государства распространяется на всё общество.
    Государство – организация публичной власти, эта власть осуществляется людьми, которые выделяются из общества, составляет человеческий субстрат государства.
    Государство обладает монополией на издание законов. В своей деятельности оно опирается на организованное принуждение, для чего создаются специальные органы: суды, полиция, армия и т.д. Между этими органами существует определенное разделение труда. Цель принуждение – обеспечить соблюдение законов и иных решений государственной власти.
    Государство – суверенная организация. Суверенитет государства – это политико-юридическое выражение независимости государственной власти от власти иного государства.
    Государство – организация, обладающая монополией на легальные сборы налогов.

Сведя воедино существенные признаки государства, можно дать такое его определение: государство - это территориальная, суверенная организация политической власти в классовом обществе, делающая свои веления обязательными с помощью законов, опирающаяся на организованное принуждение, обладающая монополией на сбор налогов

Функции государства

Изначально любое государство выполняло триединую задачу: -управлять хозяйством и обществом; защищать власть класса эксплуататоров и подавлять сопротивление эксплуатируемых; -оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую. По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства:

Функции государства классифицируются:

    по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
    по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
    по значению: на основные и неосновные,
    по видимости: на явные и латентные,
    по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

деятельностью по выработке политических решений и
деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

Теория возникновения государства.

По поводу возникновения государства в мире существует множество теорий. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

Теологическая (божественная) теория относится к числу теорий, возникших раньше других. В силу особых взглядов и воззрений части общества значительная роль в решении вопросов о причинах и путях возникновения государства на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Наиболее известным приверженцем данной теории является Фома Аквинский (1225-1274). Основной смысл этой теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от Бога».

Патриархальная теория происхождения государства берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель (3 век до нашей эры). Патриархальная теория исходит из того, что государство происходит из семьи и является результатом разрастания семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием «абсолютной» («отеческой») власти монарха.

Договорная теория рассматривает государство, как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Основана эта теория была в V-IV веках до нашей эры.  Впоследствии теория развивалась благодаря поддержке таких мыслителей и просветителей, как Гуго, Гроций, Спиноза, Томас Локк, Жан-Жак Руссо. Сторонники договорной теории различают два вида права: естественное, предшествующее обществу и государству, и позитивное, являющееся порождением государства. В VII-VIII веках договорная теория активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией.

Теория насилия. Эта теория возникла в XIX веке. Ее представителями были лидер 2-го Интернационала К.Каутский, немецкий философ Ф.Дюринг, австрийский государствовед Л.Гумплович и др. По мнению сторонников этой теории, основные причины происхождения государства лежат не в процессах развития экономики и общества, а в завоевании одной части общества другой, в установлении власти завоевателей над побежденными..

Психологическая теория государства возникла в середине XIX века. Ее наиболее крупный представитель - русский правовед Л. Петражицкий. Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психическими переживаниями и потребностями людей. Это  потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости и потребности послушания, повиновения определенным лицам в обществе. Потребность следовать их указаниям. Психологическая теория возникновения государства и права рассматривала народ, как инертную массу, ищущую подчинения.

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX в - первой половине XX века. Она легла в основу фашистской политики и идеологии. Один из основателей расовой теории - француз Ж.Гобино.

Историко-материалистическая (марксистская) теория. Данная теория возникла во второй половине XIX века и связана с именем К.Маркса и Ф.Энгельса. Согласно марксистской теории, государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе.     

Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя, частично - путем полного вытеснения последних.

Марксистская теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую, германскую.

Афинская - классическая форма (самая чистая) - государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, развивающихся внутри общества.

Римская - родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, несущим обязанности, но лишенным политических прав плебсом. Победа плебеев взрывает строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская - государство возникает, как результат завоевания обширных территорий, для господства над которыми родовой строй не имеет никаких средств

Таким образом государство не навязывается обществу извне, оно возникает на его основе естественным путем. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется

 

2. Монархия (лат. monarcha от греч. μοναρχία — «единовластие — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и, как правило, передаётся по наследству.

Монархия с точки зрения исследователей — это принцип Верховной Власти, основывающийся на исполнении монархом Воли Бога, и от этого обретающего свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса — всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества). Монарх для монархиста — в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический

Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия).

Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

Республика (лат. res publica, «общее дело») — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Республике присущи следующие признаки:

Существование единоличного и коллегиального главы государства — президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок.
Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
Преимущественный приоритет прав личности над государственными.
Источником власти признается народ.
Высшая власть основана на принципе разделении властей, четком разграничении полномочий.

Парламентская (парламентарная) республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию

Полномочия парламента

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства.

Глава государства

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные черты президентской республики внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Бразилия, либо коллегией выборщиков — США),
внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
 в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы) . Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия и Россия.

Российская Федерация как смешанная республика

Конституция Российской Федерации 1993 года установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская - данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.

На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства:

Унитарное государство - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признака суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.
- сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
- временный союз государств, создаваемых для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства.

Правовое государство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются:

    права и свободы человека;
    всеобщее равенство перед законом;
    принцип разделения властей;
    разрешение конфликтов через справедливый суд.

Термин произошёл от нем. Rechtsstaat; в англо-саксонской терминологии аналогом «правового государства» является англ. Rule of Law — «господство права».

По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно:

    наличие развитого гражданского общества;
    действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
    правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;
    возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;
    ограничение государственной власти.

В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства.

Антитезой правового государства является деспотическое государство, в котором правители и чиновники действуют произвольно, равенство перед законом не реализуется, а конфликты разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке.

 

3.      В новой России последовательно формируется гражданское общество. Это когда граждане осуществляют контроль за собственным государством. И в сфере соблюдения им прав человека. И в его деятельности по строительству вооруженных сил и использованию спецслужб. И в финансах. В последнем случае речь идет об утверждающемся в стране осуществлении от имени общества независимого, внешнего контроля за использованием исполнительной властью общественных средств и ресурсов. Представляется, что здесь Россия ощутимо продвигается к одному из "маячков" гражданского общества - контролю граждан за использованием общественного достояния, то есть к контролю ЗА государством. Ведь Счетная палата формируется представительной ветвью власти. И, стало быть, по поручению избравших ее граждан контролирует правильность использования их средств ветвью исполнительной. В этом ей ассистируют институты гражданского общества - СМИ, Общественная палата, Российский союз налогоплательщиков. В совокупности этот процесс, в отличие от государственного контроля, называется государственный аудит. Это специфическая социальная деятельность общества, которая, как отмечает академик РАН Геннадий Осипов, происходит на стыке экономики, конституционного права и социологии. И, подчеркивает он, развивает уже заложенную в Основном Законе идею государственного аудита как конституционно установленный институт внешнего контроля за использованием общественного достояния.

Конечно, эффективное функционирование государственного аудита как части механизма общественного контроля требует достаточно высокого уровня развития гражданского общества и совершенно иного уровня социальной активности людей. Вот почему государственный аудит яростно отстаивает объективную необходимость общественного контроля за государством. А на практике способствует созданию каналов участия граждан в управлении общественными финансами и национальными ресурсами. Например, охотно принимает аккомпанемент СМИ и общественных организаций в общем ансамбле инструментов рачительного контроля за деятельностью власти в сфере финансов.

 

Заключение:

Институт государственного аудита в российских условиях - это нарождающаяся система независимой обратной связи, которая дает государству и обществу объективную информацию о реальном положении дел. Опыт современных развитых стран показывает, что открытость, прозрачность, подотчетность органов государства обществу является для власти одним из эффективных способов получения кредита доверия граждан. С этой точки зрения институт независимого внешнего государственного аудита, обеспечивающий общество достоверной информацией о деятельности органов государства, выполняет функцию одного из важнейших инструментов легитимации решений власти в глазах населения. А значит - непосредственно содействует укреплению стабильности политических институтов и общественно-политической ситуации в целом.

Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма  в понимании и определении государства.

Государство занимает  центральное место в  политической и общественной жизни  любой страны.

Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.

 

Список используемой литературы:

    Политология. Учебник по ред. В.А. Гуторова – М. 2008
    Теория государства и права. Вып. 2. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1994, с. 39-57.
    Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М.,1994. Тема 4.3. с.37, тема 21.3, с.239-242
    Политология. Политические теория, технологии. М. 2000
    Xропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993, Гл. VI. с. 117- 130
    Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М. 2002. С. 115, 141, 160
    Общая теория государства и права: Академический курс. М.,1998
    Лазарев Б. М. Что такое правовое государство. М., 1990.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 32.73K
Скачано: 353
Скачать бесплатно
02.11.10 в 22:34 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе