Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Государство как основной институт политической системы

Государство как основной институт политической системы [05.03.13]

Тема: Государство как основной институт политической системы

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.49K | Скачано: 372 | Добавлен 05.03.13 в 16:32 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Барнаул 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения 4

2. Формы государственного правления и формы государственного устройства 8

3. Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте 14

Заключение 15

Список использованной литературы 16

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство является основным институтом политической системы общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует ее. В руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. В его деятельности концентрируется основное содержание политики.

С момента появления первых политических теорий и до сего дня в политологии не прекращаются попытки понять сущность государства, причины и процесс его возникновения, охарактеризовать его функции и свойства. Многоплановость, многофункциональность государства объясняют различие в его трактовке, начиная от античных мыслителей до исследователей наших дней.

Цель данной работы - проанализировать государство как основной институт политической системы. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.Дать определение понятию  «государство»; изучить сущность, основные признаки и функции государства, причины и условия его возникновения.

2.Рассмотреть формы государственного правления и формы государственного устройства. Сформулировать понятие «правового государства».

 

1.Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.

Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы в обществе решались силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел.

Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникали новые социальные группы со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.

Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».

 Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).[1, с.195]

Сущность государства проявляется в трех моментах, называемыми сущностными характеристиками государства. Ими являются:

1. Государственная власть;

2. Суверенитет;

3. Политический режим государства.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты.

 Общими для государства являются следующие признаки:

  1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
  2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории
  3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории.Только государству принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
  4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.
  5. Право на взимание налогов и сборовс населения.
  6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
  7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. [2., с.272].

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся:

1.Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

2.Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

3.Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

4.Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

5.Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

6.Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

7.Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.

8.Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

1.Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

2.Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

3.Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами [1., с.120].

Свои функции государство осуществляет через систему государственных органов, через государственный аппарат. Для более эффективного исполнения функций в государстве сформировалось разделение властей, наиболее распространенным из которых является разделение властей на представительскую (законодательную), исполнительную и судебную. В последнее время выделяют и четвертую – средства массовой информации. Власть средств массовой информации заключается в сильном психологическом и моральном воздействии на общество, на общество, на сознание людей и существенное влияние на другие ветви власти и на общественное  мнение.

 

2. Формы государственного правления и формы государственного устройства

Форма правления – это способ организации высшей государственной власти и  система взаимоотношений с населением.

Различают следующие формы правления в современных государствах.

Монархия – формальным источником власти здесь выступает монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения. Монархии бывают абсолютные и конституционные. При абсолютной монархии власть полностью сосредотачивается в руках монарха, управление осуществляется без конституций, нередко и без парламента. В настоящее время абсолютных монархий среди цивилизованных стран осталось немного (Саудовская Аравия и ряд других). Конституционных монархий существует немало: Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция и т.д. Отличительный признак конституционной монархии – весьма ограниченная, а то и просто номинальная власть монарха. Монарх (король, принц) выполняет в основном представительские функции, является символом нации.

Разновидностью конституционной монархии являются монархии дуалистические, то есть здесь монархи осуществляют в основном исполнительную власть, а парламенты – законодательную (Иордания, Марокко, Кувейт) [4., с.124].

Особый вид монархии существует в Объединенных Арабских Эмиратах и Малайзии – так называемая выборная монархия, при которой монархи (эмиры) субъектов федерации выбирают одного – главу государства.

Почему же монархия до сих пор сохраняется в ряде государств, если реальная власть не принадлежит монарху? Для многих стран (особенно на Европейском континенте) институт монархии олицетворяет собой символ единства нации и незыблемости ее политической системы, так как власть монарха не зависит от игры политических сил. Традиционная сфера деятельности монархов – представительство страны за рубежом. Кроме того, многие монархи активно участвуют в политической жизни. Монархи обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций и политической культуры той или иной страны. В то же время они хорошо приспосабливаются к изменяющимся условиям [4., с. 124].

Республика – в настоящее время, более распространенная, чем монархия, форма государственного правления. Формальным источником власти является воля народного большинства. В зависимости от того, кто в конечном счете руководит страной - президент или парламент, различают республики парламентские, президентские и полупрезидентские.

Типичным примером президентской республики являются США. Отличительные черты  президентской формы правления заключаются в том, что президент и парламент (конгресс) избираются на отдельных выборах, что усиливает независимость каждой из этих двух ветвей власти. Такая форма предполагает, что конгресс не имеет права распускать правительство или смещать президента. Он может возбудить дело об импичменте в отношении президента лишь в отдельных случаях – нарушения им конституции, совершения преступления и т.д. В свою очередь, президент не может распустить парламент и назначит новые выборы. Президенту принадлежат большие властные полномочия – он одновременно является и главой государства, и главой правительства [4., с.125]. Во многих странах Латинской Америки и Африки президентская республика  воплотилась в форме суперпрезидентской, при которой полномочия президента гипертрофированы, а парламенты слабые и никакого влияния на президента не оказывают.

Парламентская республика наиболее распространена в Европе. Италия, Германия, Греция – типичные примеры.

В парламентской республике реальная власть принадлежит парламенту. Он назначает подотчетное ему правительство. Правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте. Исполнительная власть сосредотачивается в руках премьер-министра (председателя правительства). В большинстве парламентских республик существует также и пост президента страны, избираемого зачастую не населением, а парламентом или особой коллегией выборщиков. Однако в парламентских республиках президент наделен лишь весьма ограниченным кругом полномочий, в основном это представительские функции и обязанности подписания законов страны.

У президентской и парламентской форм правления есть свои недостатки и преимущества. Так, в парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, отражают зачастую волю партии, отдельных слоев населения. Фракция, набравшая наибольшее количество голосов, или парламентская коалиция, формирует исполнительную власть (правительство), подотчетное парламенту. Состав кабинета министров в этом случае отражает предпочтения парламентского большинства, а косвенно – волю большинства населения. Для парламентских республик характерны частые отставки и смена кабинета министров, особенно коалиционных правительств, состоящих из представителей различных политических сил.

Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация (структура) государства.

Стоит отметить, что форма государственного устройства зависит от исторических условий образования и существования государства, традиций, степени территориальной и этнической общности в государстве и т.д. В конечном счете, форма государственного устройства отражает степень централизации или децентрализации государственного управления, соотношения центра и мест.

В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно-территроиальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью [5., с.215].

Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы, однако, самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Унитарными государствами являются Франция, Польша, Португалия и др.

Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра.

Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и местной), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. Субъект федерации, как правило, лишен политического суверенитета, то есть права самостоятельного выхода из состава федерации.

В России парламентом является Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы РФ. Российская Федерация - неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения - по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. [2., с.280]

Главная проблема современного российского федерализма связана с суверенитетом и выходом субъектов из Федерации. Эта проблема приобрела особую остроту в последние годы. Игнорировать такую проблему весьма опасно. В целях предотвращения распада Российской Федерации Президенту Российской Федерации, как гаранту целостности и единства государства, надлежит обратиться к парламентам республик с рекомендациями исключить из их конституции положения о суверенитете и положение о выходе из состава Российской Федерации; либо Президент Российской Федерации должен внести в Конституционный Суд вопрос о соответствии положений конституции республик Конституции Российской Федерации. Предложенные меры, в случае их реализации, снимут опасность выхода из состава Федерации. Ведь ни одна федерация в мире не предоставляет своим субъектам право выхода из страны.

Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств.

Цель подобного объединения – проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны и т.п. Для проведения согласованной политики создаются совместные органы управления. Однако решения данных органов вступают в силу только после утверждения их парламентами государств, входящих в состав конфедерации. Страны такого союза – самостоятельные субъекты международного права.

Конфедерация, пожалуй, - самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимосвязей и отсутствия ответственности сторон за самостоятельные действия, а также возможность в любой момент выхода из состава конфедеративного союза.

Стоит рассмотреть и такое важное понятие как правовое государство.

Правовое государство имеет основное предназначение в развитии структур, обеспечении защиты прав всех членов общества. Граждане подчиняются праву как высшей силе. Гарантировано равноправие всех граждан и правителей перед законом.

Правовому государству присущи следующие признаки:

В реальности, конечно же, эти признаки не выполняются в полной мере, и, поэтому Российская Федерация на данном этапе развития не является правовым государством. Внеся термин «правовое государство» в Конституцию и объявив наше государство правовым, мы тем самым возвели его в официоз, придали ему официальное значение. Таким образом, явно проявилась официальная идеология. Плюрализм идеологии в государственно-правовой сфере подменён государственной идеологией. Правовое государство РФ – эта та ширма, за которой скрывается далеко не самая идеальная государственно-правовая действительность.

Правовое государство как воплощение справедливого, гармоничного устройства общественной жизни, покоящегося на народном суверенитете, - это социальный идеал, и в этом смысле этико-онтологические поиски оптимального жизнеустройства в известной степени оправданы, тем более что справедливость – категория скорее этическая, нежели социально-правовая.

Нельзя не согласиться с тем фактом, что в России, несомненно, наблюдается движение к созданию и функционированию правовогогосударства.Появлениенедостатковвдиалоге«личность   – государство» и стремление к их искоренению свидетельствует о том, что эти отношения развиваются. Заметно стремление общества к цели, поставленной Конституцией  РФ  –  становлению  правового  государства  в  его  более  полном соответствии определению, принятому ведущими правоведами страны.

Таким образом, Россия – это не правовое государство, а только лишь идеал, к которому не только можно, но и необходимо стремиться современной России для улучшения обстановки в стране.[4., с.134] 

 

3.Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте.

Средства, призванные не допускать несправедливости, творимой самим государством:

1) разделение властей – теория, по которой государственная власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей основывается на естественном разделении функций законотворчества, государственного управления, правосудия и государственного контроля. Это разделение необходимо, чтобы сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, исключить сосредоточение всех полномочий в ведении единого органа, чтобы избежать произвола.

2) большое количество общественных и правозащитных организаций. Общественные организации – неправительственные добровольные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. В Федеральном законе указано, что общественные организации создаются для защиты общих интересов и достижение целей объединившихся граждан. Деятельность правозащитных организаций заключается в защите прав человека мирными средствами от произвола государственных структур.

3)  Международное право – особая правовая система, регулирующая отношения между государствами и другими субъектами международного права (государствами, международными межправительственными организациями). Различают императивные и диспозитивные нормы международного права. Императивные нормы – это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Диспозитивные – это нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство занимает  центральное место в  политической и общественной жизни  любой страны.

Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма  в понимании и определении государства.

Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию.
Социальное назначение государства состоит в том, чтобы через подчинение обеспечить единство общества, развитие основных сфер жизни, его внутреннюю и внешнюю безопасность. Благодаря государству социальная жизнь приобретает организованность и стабильность, разрешаются социальные противоречия, устраняется тенденция распада общества вследствие столкновения различных интересов.

Государство является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.

С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства неуклонно возрастает. Увеличивается число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государственных структур, например, проблемы экологии, здравоохранения.

Обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что государство – основной и один из важнейших институтов не только политической системы общества, но и всего общества в целом. Этот институт возложил на себя огромный перечень функций и целей по всестороннему регулированию общественной жизни.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Политология: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 519 с.
  2. Политология: учеб. пособие / Г.Л. Акопов, С,А. Кислицын – Ростов н/Д: Феникс, 2009 – 350 с.
  3. Политология: учебник / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2009. – 692 с.
  4. Политология: Учебник / под ред. А.Г. Грязновой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 396 с.
  5. Политология: Учебник для вузов
    Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 544 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.49K
Скачано: 372
Скачать бесплатно
05.03.13 в 16:32 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе