Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Государство как основной институт политической системы

Государство как основной институт политической системы [19.04.12]

Тема: Государство как основной институт политической системы

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.35K | Скачано: 265 | Добавлен 19.04.12 в 22:38 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2012


Содержание

Введение 3

1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения 4

2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства 7

3. Один из средневековых философов заметил, что государство – это
орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую
творит оно само». В современных государствах придумано немало средств,
призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством.
Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйте их 11

Заключение 13

Список литературы 14

 

Введение

Как особый политический институт государство возникло в IV-III тыс. до н.э. Первые государства возникли в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии. В Месопотамии возникло несколько городов-государств. Древнеегипетское государство первоначально возникло без городов, но вскоре они развились и там. Государство в Китае возникло в конце III-го — II тыс. до н.э. Структуры и особые функции государства складывались по мере развития родоплеменных отношений и обособления определенной группы лиц (вождей, видных дружинников, служителей культа, родовой аристократии, обладателей материальных богатств и их приближенных), которые, трансформируя свои статусы и социальные привилегии во власть, постепенно концентрировали в своих руках управленческие функции, закрепляя их в виде устойчивых общественных позиций и подкрепляя их традициями, верованиями и религиозными постулатами.

В целом государство сформировалось как институт организации совместной жизни. Именно в этих целях оно формирует и поддерживает нормы и правила социального общежития, контролирует их выполнение властью и подданными, ограничивает влияние групповых и корпоративных структур.

Предмет данного исследования – политическая система, объект – институт государства. Цель исследования – дать полную характеристику государства. Цель достигается решением следующих поставленных задач:

 

1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.

Государство возникло вследствие того, что дифференциация интересов человеческих общностей и общественных отношений всё больше разрасталась, и нужно было как-то сохранить целостность общества. Именно государство могло организовать совместную жизнедеятельность граждан своей территории. [7, с.193]

Государство – это политическая организация, или система учреждений, осуществляющих верховную власть на определённой территории с помощью специального управленческого аппарата. [3,с.292] Государство является основой политической системы общества, является центральным институтом власти, организующим, направляющим и контролирующим совместную деятельность и отношения людей и общественных групп.[4, с. 145]

Можно рассматривать понятие «государство» с разных сторон. Например, как систему управления с одной стороны и как человеческое сообщество особого типа, особым образом организованную нацию, обладающую суверенитетом, с другой.

Сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование. Можно выделить следующие подходы к выявлению сущности государства:

1) классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Государство используется как средство для обеспечения интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. Возникает борьба классов, которую пытаются решить с помощью насилия и диктатуры;

2) общечеловеческий (общесоциальный) подход, заключающийся в том, что государство используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, в разнородном обществе с противоречиями употребляя преимущественно такой метод, как компромисс;

3) религиозный подход, где государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии;

4) национальный подход - государство является организацией политической власти, содействующей осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Такие государства проводят политику в интересах коренных народов, ущемляя интересы других наций;

5) расовый подход, похожий на национальный подход. Здесь государство содействует преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.[9, с.57]

Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений), оказывающих существенное влияние на общество. Признаками государства считаются:

1) территория. Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на население в пределах определенной территории, границы которой отделяют его от других государств;

2) суверенитет. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами;

3) наличие административного аппарата. Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом;

4) монополия на легальное применение силы. Государство располагает для этого необходимыми органами и средствами - армия, службы охраны порядка и безопасности;

5) право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата;

6) публичность. Появляется специализированная группа лиц, профессионально осуществляющих властные функции. А также государственная власть обращается к каждому от имени всего народа;

7)обязательность членства в государстве. Индивид, находящийся на территории данного государство должен определить с ним взаимоотношения: либо он гражданин, либо лицо без гражданства или политический беженец. [2, с.126]

Государство выполняет внутренние и внешние функции, которые отличают его от других институтов. К внутренним относятся экономическая, социальная, правовая, культурная, политическая, экологическая функции. К внешним относятся: обеспечение национальной безопасности, защита интересов государства на международной арене. [3, с.293]

Существует множество концепций происхождения и сущности государства. В совокупности такие концепции называют следующие причины и условия возникновения государства:

Источниками появления аппарата управления и принуждения, с точки зрения марксизма, было два: власть сконцентрировалась в руках тех, кто ближе всего находился к механизмам распределения общественных ресурсов; одни народы завоевывали другие.

 

2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.

Форма государственного правления - это совокупность устойчивых взаимоотношений между центральными органами государственной власти, включая способы её распределения между ними.[5, с. 329] В настоящее время принято делить государства на монархии и республики. Если источником власти является власть, передающаяся по наследству, то это монархия, а если народ избирает власть – это республика.

Монархия может быть абсолютной – неограниченная власть монарха, который осуществляет исполнительную, законодательную и судебную власть, и конституционной – ограничение власти монарха конституцией, традициями. Конституционная монархия делится на парламентскую – где монарх не обладает властью и выполняет лишь представительские и церемониальные функции, а правительство создается парламентским большинством, и дуалистическую – где монарх возглавляет правительство, а законодательная власть относительно независима от его воли.

В современных демократических государствах сохранился институт монархии, в которых монарх не осуществляет власть, но является символом единства нации и незыблемости её политической системы. Монарх представляет страну за рубежом, активно участвует в политической жизни, обеспечивает преемственность в политическом развитии, является хранителем традиций и политической культуры страны. [6, с.126]

Существует три вида республики: парламентская, президентская и полупрезидентская (смешанная) республики.

Для президентской республики (США, Россия) характерно жесткое разделение законодательной и исполнительной власти. Президент, будучи главой государства, одновременно возглавляет исполнительную власть, не несет ответственности перед парламентом, поскольку избирается на всеобщих выборах. Правительство назначается президентом и несет перед ним ответственность. Президент не располагает правом роспуска парламента. Он обладает отлагательным вето на законопроекты парламента, которое парламент может преодолеть абсолютным большинством (2/3) при повторном голосовании.  

В парламентских республиках (ФРГ, Индия) взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти строится на принципе сотрудничества. Президент в парламентской республике является главой государства, но исполнительная власть сосредоточена у правительства во главе с премьер-министром. Правительство формируется партией или коалицией партий, располагающих большинством депутатских мест в парламенте. Оно ответственно перед парламентом.

Главное отличие президентской и парламентской республикой в порядке формирования исполнительной власти – правительства.  В первом случае его формирует президент, во втором – парламент.[3, с. 298]

Полупрезидентская республика (во Франции, Австрии, Польше, Португалии, Болгарии) ответственность за формирование правительства делят между собой парламент и президент. С одной стороны, президент является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает премьер-министра, вправе распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесения вотума недоверия.[1, с.207]

Форма государственного устройства – это совокупность устойчивых взаимоотношений между властными органами государства и между его территориальными единицами, те есть способов их сосуществования друг с другом, в том числе способов распределения государственной власти между её органами, способов их формирования и взаимной ответственности.[5, с. 329]

Выделяют три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

В унитарных государствах (Франция, Дания, Эстония, Швеция, Беларусь и т.д.) административно-территориальные единицы не обладают признаками суверенитета, существует одна конституция, один высший орган законодательной власти и одно правительство. Унитарное государство может быть централизованным - должностные лица региональных органов власти назначаются (Нидерланды, Казахстан, Польша) и децентрализованным - региональные органы власти формируются независимо от центра (Великобритания, Япония, Италия).

Федерация – это союзное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, обладающих юридически закрепленной самостоятельностью. В федерации  имеются высшие федеральные органы власти и высшие органы власти на уровне субъектов федерации. Субъект федерации имеет собственное законодательство, которое не может противоречить общефедеральным законам. Критерии федерализма: единый контроль со стороны федеральных органов власти над всеми территориями федерации, отсутствие у субъектов федерации права выхода из федерации (за исключением Эфиопии). В федеративных государствах двухпалатный парламент. Федерации создаются по территориальному (США, Мексика, ФРГ, Германия, Австрия), этнотерриториальному (Бельгия, Пакистан, Нигерия), смешанному признакам (это такие асимметричные федерации как Канада, Россия, Индия). [6, с.129]

Конфедерация  - это союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.д.) или в качестве шага к объединению в централизованное государство. [1,с.209]В конфедерациях отсутствуют федеральные властные структуры. В настоящее время в мире нет чистых конфедераций. Конфедерации имели место в США (1781-1787), Швейцарии (1815-1848), Германии (1815-1866), Объединённой Арабской республики (союз Египта и Сирии в 1958-1961 гг.).

Западная политическая мысль в понимании природы государства исходила из того, что оно все время стремится к тирании. Для ограничения его власти  был введен принцип конституционализма: подчинение власти и граждан конституции (основному закону). Введение этого принципа создало правовое государство, которое характеризуется:

Правовое государство в промышленно развитых странах дополняется социальной ориентацией.

В соответствии с Конституцией Российской федерации Россия – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. [3, с. 306] Систему высших органов власти составляют Президент РФ – глава государства, Федеральное собрание – высший представительный и законодательный орган Российской Федерации, состоящий из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ – орган исполнительной власти. Высшую Судебную власть осуществляют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Надзор за соблюдением законности осуществляет Прокуратура РФ. Российская федерация является президентской республикой и ассиметричной федерацией.

Главные проблемы современного российского федерализма заключаются в нижеследующем. Асимметрия федерации — ситуация, при которой, несмотря на декларированное в Конституции равноправие субъектов, имеет место их политическое, правовое и экономическое неравенство. В этих условиях нормативный, закрепленный в законодательстве федерализм становится фикцией, которая в зависимости от баланса политических сил интерпретируется то в сторону большей самостоятельности субъектов, местами переходящей в сепаратизм, то в сторону построения фактически унитарного государства в федералистской оболочке. [8, с.79] Приоритетная задача в построении нового российского федерализма — установление единого статуса субъектов в составе федерации.[8, с.136]

Нельзя дать однозначного ответа на вопрос, можно ли считать современное российское государство правовым. С одной стороны, Конституция РФ закрепляет три основных аспекта правовой государственности: гуманитарно-правовой, нормативно-правовой и институционально-правовой. Но с другой стороны, существуют недостатки: несбалансированное разделение властей, отсутствие эффективной системы сдержек и противовесов в их взаимоотношениях; асимметрия в федеративном устройстве; неопределенность статуса прокуратуры; чрезмерная жесткость в принятии конституционных поправок; неразумное сочетание исполнительной власти (по существу президентской) с представительной властью.[10, с.100]

 

3. Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйте их.

Известна такая проблема как соотношение властей в государстве. Для нормального функционирования современного демократического правового государства в нём должны существовать независимо друг от друга законодательная, исполнительная и судебная власти. Разделение властей уравновешивает ветви власти, создаёт систему сдержек и противовесов, предотвращает монополизацию публично-властных полномочий одной из сторон.

У государства есть свои обязанности, которое оно должно выполнять. Конституционное право определяет основные права и обязанности не только гражданина, но и государства, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права.

Нарушения основных прав государства создают угрозу для его существования, а нарушения государством своих основных обязанностей создают угрозу для существования других государств и нормального функционирования международного сообщества в целом. Основные права и обязанности государств находятся в неразрывном единстве друг с другом и выводятся из важнейших принципов международного права. Существуют международные судебные инстанции: международный суд ООН в Гааге, международный уголовный суд в Гааге, международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге, международный арбитражный суд в Гааге, европейский суд по правам человека в Страсбурге.

Существует также множество общественных правозащитных организаций на государственном и межгосударственном уровнях. Также есть негосударственные организации в странах и международные негосударственные организации. В частности, в России есть правозащитные организации по защите прав человека в целом, трудовых прав граждан, защите от национальной и расовой дискриминации, по защите военнослужащих, заключенных и лиц с психическими расстройствами, защите прав автомобилистов, прав потребителей, защите женщин и детей и другие.

 

Заключение

Следует понимать государство как набор институтов (правил), регулирующих поведение индивида в обществе, и одновременно организацию, которая построена по принципу иерархии и следит за выполнением самых общих правил. Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой. Сущность государства наиболее полно раскрывается в его функциях: внутренних и внешних.

Государство характеризуется следующими признаками: наличием публичной власти; системой налогов, податей, займов (необходимых для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата); территориальным делением населения; связью с правом; монополией на легальное применение силы, физического принуждения; суверенитетом.

Сегодня существую две основные формы правления – монархия и республика. А также известны три формы государственного устройства – унитарное государство, федерация, конфедерация. Государства также классифицируют и по другим признакам, например: тоталитарные, авторитарные и демократические.  Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Проблему российского федерализма нужно решать с помощью соответствующих федеральных законов о статусе субъектов РФ и его изменении, о разграничении полномочий между центром и субъектами Федерации, которые должны стать базой для проведения институциализированных процедур, необходимых для решения конфликтов государственного устройства.

 

Список литературы

  1. Мухаев Р. Т.
  2. Политология: учебник / С.В. Решетников [и др.]; под ред. С.В. Решетникова. – 6-е изд., перераб. И доп. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 528 с.
  3. Политология: учебник для студентов вузов/под ред. В.К. Батурина. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 567 с.
  4. Политология: Учебник / А.Б. Оришев. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2012. - 288 с.
  5. Политология: Учебник / М.Д. Валовая. - 2-e изд. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011.
  6. Политология: Учебник / А.Г. Грязнова, Е.А. Звонова, В.Т. Завьялов и др.; Финансовая Академия при Правительстве РФ. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  7. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов /А. И. Соловьев. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 559 с.
  8. Российский федерализм: Становление, современное состояние и перспективы/ Н. М. Добрынин. — Новосибирск: Наука, 2005. — 429 с.
  9. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.
  10. Теория права и государства: Краткий учебный курс / В.С. Нерсесянц; Институт государства и права РАН. - М.: НОРМА, 2007. - 272 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 19.35K
Скачано: 265
Скачать бесплатно
19.04.12 в 22:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе