Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »
Тема: Государственное регулирование рыночной экономики
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)
Тип: Курсовая работа | Размер: 27.07K | Скачано: 351 | Добавлен 08.05.11 в 16:59 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы
Содержание
Введение 3
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы 5
2. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик 10
3. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик 17
Заключение 24
КТЗ 26
Список использованной литературы 27
Введение
Государственное регулирование экономики - это система мер, посредством, которых государство может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Цель государства в современной рыночной экономике не столько корректировать рыночный механизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны, что определяет актуальность выбранной темы. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходимость государственного регулирования. Следует отметить тот факт, что исторически вмешательство государства в экономические процессы влияло на разрешение кризисных ситуаций, которые рыночная система не способна была повлиять положительно.
Целью курсовой работы является обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы.
Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо. Отсюда выявляется ряд причин, обусловивших необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы.
1. Наличие в каждой стране общественных и смешанных благ, которые невсегда можно довести до населения через рынок в полном объеме, особенно те, что характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такие блага должны обеспечиваться государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой государственного образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и т.д.
2. Усиление общественного характера производства товарных благ. В результате экономика становится очень ранимой перед лицом циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов. Возникает необходимость централизованного общественного регулирования экономики. Причем государство является единственным носителем сознательного начала на макроэкономическом уровне. Другие субъекты - население, фирмы, банки - являются таковыми лишь на микроуровне. Их поведение как субъектов макроэкономики нередко расходятся с общественными интересами.
Например, мы знаем, что население во время кризиса стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом ведут себя фирмы, сводя на нет инвестиционные расходы во время кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в фазу кризиса. Можно видеть, что все эти субъекты ведут себя рационально с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально на макроуровне, является государство.
3. Возникновение отрицательных внешних эффектов рынка, именуемых экстерналиями. Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений.
Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней среде - социальной и природной, через которые и проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии.
К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе.
Экологические экстерналии обусловлены тем, что рыночный механизм вынуждает предприятия снижать издержки производства, в том числе природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и возникновением соответствующего экологического ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает необходимость государственной природоохранной политики, заставляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ в природную среду.
4. Важным фактором государственного регулирования экономики является научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений НТП требует огромных капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро. НТП требует все более квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших масштабах опять же может лишь государство, развивая систему общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство.
5. Государству необходимо вмешиваться в экономику и в связи с тенденцией к монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка.
Рынок становится все более несовершенным и государство через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.
6. Наконец, государственное регулирование развивается и под воздействием ожесточенной международной конкуренции. Даже крупным компаниям не всегда просто выжить в условиях этой конкуренции без поддержки государства.
В целом государственное регулирование оказывается необходимым для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений.
Основной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, а на этой основе повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей»:
- регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;
- обеспечение экономического роста;
- поддержка устойчивости национальной валюты;
- обеспечение полной занятости;
- внешнеэкономическое равновесие.
- обеспечение территориальной целостности;
- обеспечение правовой основы функционирования экономики;
- поддержка внутреннего порядка.
- социальная обеспеченность различных слоев населения;
- предоставление социальных услуг;
- обеспеченность населения общественными благами.
- обеспечение информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства;
- разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.
- создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды;
- борьба против недобросовестной конкуренции;
- борьба с монополизмом;
- разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых,налоговых,таможенных и др.);
- поддержка мелкого и среднего предпринимательства.
- управление государственными предприятиями;
- управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетными акциями, государственными кредитными средствами).
2. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик.
Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.
Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.
Административные методы характерны прежде всего для централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.
Административные методы используются и в рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной или муниципальной собственности. Следует однако отметить, что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняется их содержание и задачи, которые они решают.
Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.
Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий.
Административные методы предполагают использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.
Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, применение вредных технологий, производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека .
Во многих странах государство использует правовые и государственные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды, развитие проблем районов, ограничение роста перегруженных крупногородских систем. Иными словами, государство берет на себя ответственность за обеспечение неотъемлемого права человека на жизнь в условиях окружающей среды, которое постоянно нарушалось как системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом.
Правовые и административные рычаги используются государством и для вмешательства в трудовые отношения – путем создания законов о труде и с помощью административных и судебных органов, разрешающих конкретные трудовые конфликты. Во многих странах созданы министерства труда для надзора за соблюдением трудового законодательства, осуществления посредничества в трудоустройстве, введении трудовой статистики. Существуют также специальные органы для урегулирования трудовых конфликтов, например, в США – это Национальное управление по трудовым отношениям и федеральная служба посредничества и примирения. В ряде стран существует система принудительного арбитража, например, в Австралии и Новой Зеландии. Там специальные административные органы устанавливают условия труда в обязательном порядке. В ФРГ, Англии, Франции, Бразилии и других странах созданы трудовые суды, которые решают трудовые конфликты. Для борьбы против забастовок широко используется судебный аппарат.
Отметим, что работающие на рынок государственные предприятия в режиме рыночной конкуренции нельзя отождествлять с теми , которые были в системе директивного планирования и фондового снабжения. При ориентации на рынок предприятия осуществляют свое воспроизводство за счет собственных источников, а их связь с государственным бюджетом приобретает другой характер. Главным образом они ограничиваются уплатой налогов, а финансовая поддержка (субсидии и кредиты) осуществляется лишь в меру участия в осуществлении экономической стратегии государства.
В отличии от командной экономики, в условиях рыночных отношений выделяют финансовую помощь для проведения экономического оздоровления предприятий на договорной основе, учитывавшей взаимную ответственность сторон. В прежней же системе хозяйствования финансовая помощь оказывалась в виде безвозмездных дотаций, не связанных ни с какими требованиями и ответственностью.
На новой основе реализуются и государственные программы. Государственные заказы для выполнения программ выдаются на конкурсной основе с последующим заключением контракта.
К административным методам государственного регулирования относят и антимонопольные меры. Например, в США за соблюдением антимонопольного законодательства строго следят правительственные органы, комиссии конгресса. Они расследуют случаи нарушения законов и злоупотреблений со стороны частных и государственных компаний и отдельных лиц в том, что касается цен, качества товаров и услуг, воздействия производственной деятельности на окружающую среду и т. п. Так, только регулированием банков и рынка ценных бумаг занимаются четыре федеральных органа.
К экономическим методам относится бюджетное, налоговое и кредитно-денежное регулирование.
Для экономического воздействия государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете. Политика изменения государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с экономическими спадами получила название бюджетной, или фискальной политики. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы, например, выделяет средства на постройку и запуск космического корабля. Это позволит множеству фирм, связанных с разработкой и производством космической техники, получать крупные государственные заказы, т.е. правительство закупит значительную часть их продукции. Эти фирмы смогут нанять новых рабочих и в свою очередь закажут сырье и оборудование другим фирмам. В результате производство, занятость и инвестиции начнут увеличиваться во всей экономике.
Еще одним направлением бюджетной политики может быть увеличение или сокращение государственных доходов посредством налогов. Налоги являются основным источником государственных доходов, в результате которых образуется госбюджет.
Налоговое регулирование включает увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, смену форм обложения, изменение налоговой структуры, дифференциацию льгот и скидок, отсрочку платежа налога, аннулирование налоговой задолженности, изменение сферы распространения налогов и т.д.
Важнейшим методом налогового регулирования является применение дифференцированного подхода в налогообложении предприятий. Речь идет о введении скидок и льгот для отдельных отраслей, регионов, предполагающих использование высвобождающихся средств на указанные правительством цели.
Экономисты вывели зависимость между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговых доходов государства. Эта зависимость получила название теории Лаффера. В соответствии с этой теорией рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается, падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. По мнению западных экономистов, оптимальный размер налогов в сумме составляет 30%.
Бюджетная политика в западных странах хорошо работала во время второй мировой войны и в первые послевоенные десятилетия (1940-60е годы). Она оказалась эффективной в борьбе против сильных экономических спадов. Однако, выяснилось, что бороться с инфляцией только одними средствами бюджетной политики очень трудно. Скажем, тратить деньги и сокращать налоги во время спада для правительства оказалось намного легче, чем делать обратное в ходе подъема: нельзя отменить многие начатые государственные программы потому только, что спад уже закончился. Увеличение налогов тоже всегда непопулярно. В итоге дефицит госбюджета становится постоянным, а это способствует инфляции. В 70-80е годы , когда она стала главной опасностью, бюджетная политика уступила первенство кредитно- денежному регулированию.
Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика воздействует на уровень процентных ставок. На практике их различить весьма трудно, ибо денежная масса и ставка процента неразрывно друг с другом связаны. Так, при уменьшении процентной ставки количество выданных банками займов возрастает, а это означает рост денежной массы посредством кредитной эмиссии.
Из увеличения же денежной массы следует, что деньги становятся менее редким благом, и цена их использования, т. е. процентная ставка снижается. Поэтому экономисты обычно речь ведут о кредитно-денежной политике как о едином целом.
Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита, не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается н поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям – изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.
В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений (банковский вклад, покупка ценных бумаг частных корпораций, приобретение недвижимости и т.д.) прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства привлечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.
Напротив, административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно-командную систему. Тогда контроль становится всеобъемлющим, охватывая весь хозяйственный процесс – производство и его структуру, издержки, цены, качество продукции, заработную плату, прибыль и ее распределение и т. п.
3. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик.
Объем государственного вмешательства в экономику в России зависит от многих факторов. Однако можно утверждать, что в переходный период от экономики социалистического типа к экономике рыночного типа роль государства не только не снижается, но значительно возрастает, учитывая необходимость смены основных правил игры, изменение всей правовой базы деятельности субъектов рынка, установление контроля за соблюдением всеми участниками не только собственных интересов, но и интересов общества. Таким образом, уровень, размер государственного регулирования экономики зависят от конкретной реальной ситуации на рынке, востребованности государства на данном этапе развития рыночных отношений.
В экономике Германии государству отведены, главным образом, регулирующие функции в интересах обеспечения свободы конкуренции, устойчивости цен, высокой занятости, внешнеэкономической динамики и сбалансированности. Государственное влияние на развитие отдельных отраслей и экономики осуществляется с помощью инструментов налоговой, кредитно-финансовой, таможенной, инвестиционной, антимонопольной политики, а также политики в сфере занятости. Правительство ФРГ основное внимание уделяет росту экономики и занятости населения.
Центральная задача экономической политики государства – сокращение безработицы. Ключ к обеспечению большей занятости лежит в увеличении объёма инвестиций и в инновациях, создающих перспективные рабочие места. Цель – создать большее количество рабочих мест, открыть перспективы в сфере занятости.
Цели государственного регулирования в сфере экономики Российской Федерации предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве основной цели государственного регулирования можно выделить создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества.
Главная цель раскрывается через такие задачи, как выравнивание экономического цикла, стабилизация денежного обращения, создание конкурентной среды; обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др. Функции государства в сфере экономики выполняются путем решения конкретных задач, возникающих в результате достижения поставленных целей.
Одна из основных функций государства в России в области экономической деятельности заключается в создании правовой базы для эффективного функционирования рынка, создания стабильных правил игры. В связи с указанной функцией государства возникает задача создания правового обеспечения реализации функции государства в сфере экономики.
Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает придание правовой формы тем средствам, с помощью которых осуществляется регулирование. В качестве правовых форм государственного регулирования экономики традиционно выступают законы и подзаконные акты, среди которых следует выделить указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ведомственные и внутренние (локальные) нормативные акты. Необходимо учитывать, что судебная практика играет большую роль в деле охраны и защиты прав предпринимателей, однако в настоящее время судебные акты нельзя рассматривать в качестве источников права.
Значительна роль государства в Германии в оказании поддержки предпринимателей и экспортёров. Причём, эта помощь осуществляется за счёт федеральных и земельных бюджетов порой в отношении целых отраслей. Государственной поддержкой охвачены и разработки в области НИОКР (до 50% расходов фирм), в том числе в области альтернативных видов энергии, энергосберегающие и природоохранные технологии, малое и среднее предпринимательство, в частности, ремесленное производство.
Особенно сильно влияние государства в аграрном секторе. Регулирование производства сельхозпродукции происходит как с помощью стимулирующих методов, так и ограничений в производстве отдельных продуктов с целью стабилизации цен. В соответствии с имеющимися программами государство за счёт бюджета компенсирует разницу между ценой немецкого производителя и мировыми ценами при согласованном объёме экспорта. Система государственной поддержки национальной экономики и экспорта осуществляется не только с помощью субсидирования и дотаций производителям и страхования экспортных поставок, но и путём содействия в осуществлении ярмарочно-выставочной деятельности фирм ФРГ за рубежом, консультационно-информационной помощи как в стране, так и за рубежом через департаменты или отделы экономики и науки посольств Германии.
В России осуществляется крупномасштабная поддержка сельского хозяйства, льготное кредитование и создание условий экономического благоприятствования для отдельных крупных предприятий, эти меры необходимы, чтобы поддержать оказавшихся под давлением импортеров товаропроизводителей, помочь им выдержать конкуренцию и перестроиться под рыночные условия. В США проводится крупномасштабная политика существенного сокращения бюджетного финансирования отстающих отраслей, планируется сведение их к абсолютному минимуму. Субсидирование же отдельных предприятий в хозяйственной практике американского правительства не используется совсем либо используется в крайних случаях, например, при угрозе потери в случае банкротства рабочих мест огромным количеством людей. Однако надо заметить, что и в России в последнее время производится некоторое ужесточение условий льготного кредитования и субсидирования.
Особое внимание в рамках государственного сектора экономики должно быть уделено отношениям, связанным с владением пакетами акции приватизированных предприятий, находящихся во владении государства и субъектов Федерации. В настоящее время отсутствует четкая и полная правовая база для определения правового статуса представителя государства в органах управления акционерными обществами, ответственности государственных представителей, самих органов государственного управления за результаты работы соответствующих представителей и акционерных обществ, пакеты акций которых находятся у государства, и т.д.
Политика российского руководства включает в себя довольно сильный аппарат социальной защиты и перераспределения доходов, тогда как в США вмешательство государства в эти сферы носит довольно поверхностный характер. То есть экономическая политика России направлена на создание рыночного государства с довольно значительным участием государства в смягчении социальных расслоений, неизбежных при капиталистическом способе производства . Для этой экономики будет характерно эффективное государственной регулирование экономическими средствами, становление смешанной экономики и рыночного менталитета, либерализация внешнеэкономических отношений, открытый доступ иностранному капиталу. В то же время необходимо учитывать переходный характер современной российской экономики и возможность существенных изменений в ближайшем будущем.
Норвежская экономика - процветающий бастион капитализма, сочетающий в себе свободный рынок и государственное регулирование. Правительство контролирует ключевые области в экономике: топливный сектор (через крупные государственные предприятия), сельское и рыбное хозяйства. Как страна, тесно связанная с морем и зависящая от международной торговли, Норвегия, - в основном экспортер сырья и полу обработанных товаров.
Норвегия богато обеспечена природными богатствами - гидроэнергетика, лес, рыба, минеральные вещества. Одну из главных ролей играет производство нефтепродуктов - страна сильно зависит от производства и мировых цен на нефть. Только Саудовская Аравия экспортирует большее количество масла, чем Норвегия.
Наряду с достижениями Норвегия, разумеется, имеет и проблемы. Наиболее крупная - в том, что высокие экспортные доходы от реализации топлива, обеспечивая стабильность национальной валюты, вместе с тем ведут к перераспределению финансовых средств между отраслями народного хозяйства в пользу не обрабатывающей промышленности и ее наукоемких отраслей, а отраслей добывающей промышленности. В конечном итоге это консервирует узкую экспортную специализацию, невыгодную в долгосрочной перспективе и препятствующую комплексному развитию экономики. Возможное удорожание национальной валюты ведет к относительному снижению уровня конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности страны и опять-таки содействует консервации топливно-сырьевой специализации экономики. Другой проблемой Норвегии является старение населения. Эти проблемы действительно близки Российскому государству как демографические, так и «зависимость» от сырьевой отрасли.
А вот в Японии важнейшей отличительной чертой нового механизма государственного регулирования инфраструктуры, формирование которого началось в 80-е годы под воздействием изменений условий общественного производства, является переход от преимущественно прямых на преимущественно косвенные методы. Государственная политика по раскрепощению хозяйственной инициативы и стимулированию конкуренции во всех отраслях вызвала к жизни такие формы взаимодействия государства с частным сектором, которые означают своего рода полную или частичную "приватизацию" определенных хозяйственных функций государственных органов. Государство все больше освобождает себя от непосредственной хозяйственной деятельности, если она может осуществляться достаточно эффективно частными компаниями под эгидой и контролем государства.
Государство по-прежнему с помощью административного, а также кредитного и налогового регулирования способно определять важнейшие направления развития инфраструктуры, хотя происходит это уже с помощью преимущественно косвенных методов воздействия. Можно сказать, что происходит переход от модели хозяйственного механизма, где ведущую роль играло государственное регулирование, к модели, где ведущую роль играет система конкурентно-рыночного регулирования, причем происходит это на фоне усиливающейся интернационализации инфраструктуры Японии.
Экономика в России растет активнее, чем в семи ведущих развитых странах. Ее ВВП во втором квартале по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 5,2 %.
Для сравнения: ВВП Германии подрос на 3,7 %. Эти данные в пятницу обнародовал Росстат, проанализировав статистику Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, данные национальных статистических служб. ВВП в США увеличился на 3,2 %. В Японии, Франции, Великобритании рост не превысил 1,1- 1,9 %. Впрочем, и спад во время кризиса в этих странах был намного меньше, чем в России.
Но и наш показатель в 5,2 % оказался хуже ожиданий минэкономразвития, которое оценивало экономический подъем за этот период на уровне 5,4 %. Зато по росту промышленного производства Россия на третьем месте. Он составил 10,9 %. При этом самый большой рост промпроизводства зафиксирован в Японии - на 23 % и в Бразилии - на 16,4 %. Вслед за Россией следуют Германия, Франция, США, Великобритания.
Уровень безработицы в нашей стране снизился гораздо сильнее, чем ожидалось, - до 6,8 % с 7,3 %. Ниже показатель только в Японии (5, 3 %). Лидером же по безработице среди стран "восьмерки" стала Франция - 10 процентов от экономически активного населения. На втором месте США с показателем в 9,5 %. В Италии уровень безработицы составлял 8,5 %.
А вот уровень инфляции в 5,8 % (к июню 2009 года) у России зашкаливает. В Великобритании годовая инфляция не превысила 3,2 %. А во Франции, Италии, США, Канаде, Германии в среднем составляла 1,5-0,9 %.
Эксперты МВФ еще весной прогнозировали, что экономический рост в России по году составит 4,3 % А его движущей силой станет оживление потребления и постепенное возобновление банковского кредитования. Подъему экономики также помогла государственная программа утилизации автохлама и экспорт металлов, объемы которого, вслед за нефтью и газом, вышли на исторические максимумы.
Заключение.
Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.
В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и все возрастающую необходимость охраны окружающей среды. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. По всей видимости, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.
В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и все возрастающую необходимость охраны окружающей среды. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. По всей видимости, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.
КТЗ-I
Что из перечисленного относится к экономическим функциям государства?
А. Развитие системы образования;
Б. Осуществление перераспределения доходов;
В. Поддержка предпринимательства;
С. Создание системы обороны государства.
Правильный ответ Б, В. Экономическая функция государства заключается в создании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений. Поддержка предпринимательства государством является необходимым условием развития экономики, для государства это становится возможным осуществляя перераспределение доходов.
КТЗ-II
Меры (методы) экономической политики включают:
А. Запрет;
Б. Разработку и реализацию комплексных программ;
В. Принуждение;
Г. Стимулирование.
Правильный ответ Б и Г. К экономическим методам относится бюджетное, налоговое и кредитно-денежное регулирование экономики. Бюджетное регулирование включает в себя разработку и реализацию специальных государственных комплексных программ. Кредитно-денежное регулирование включает в себя стимулирование экономики путем предоставления сниженных процентных ставок по кредиту. Налоговое регулирование включает в себя стимулирование объектов государственного регулирования путем предоставления налоговых льгот.
Список использованной литературы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.