Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »

Государственное регулирование рыночной экономики Вариант №2

Государственное регулирование рыночной экономики Вариант №2 [07.10.11]

Тема: Государственное регулирование рыночной экономики Вариант №2

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)

Тип: Курсовая работа | Размер: 62.48K | Скачано: 373 | Добавлен 07.10.11 в 12:35 | Рейтинг: +2 | Еще Курсовые работы


План работы

Введение 3

1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы 4

2. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик 11

3. Особенности государственного регулирования в России 16

Контрольные тестовые задания 24

Заключение 25

Список использованной литературы 27

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономи­ческой структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.

Государственное регулирование в широком смысле выражается в уста­новлении государством общих правил поведения участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и испол­нительной власти.

В узком смысле государственное регулирование – это процесс воздейст­вия на социально-экономическую систему общества правомочными государ­ственными органами при помощи экономических и административных мето­дов, системы законодательных и контрольных мер  с целью повышения эф­фективности функционирования рыночного механизма и обеспечения соци­ально-экономической стабильности [7, c.210].

Целью данной курсовой работы является изучение процессов государ­ственного регулирования рыночной экономики в целом и на примере России.

В соответствии с указанной целью были поставлены и решены сле­дующие за­дачи:

1) рассмотрение необходимости вмешательства государства в макро­экономические процессы;

2) выявление основных направлений и методов регулирования государ­ством рыночных экономик;

3)   отражение специфики  государственного регулирования в России.

 

1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономи­ческие про­цессы

Во всех общественных системах государство играет весомую экономи­ческую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и соци­альных функций.

Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлено несовершенством рыночной системы, необходимостью решения ряда соци­альных задач, т.е. государство призвано корректировать недостатки, прису­щие рыночному механизму.

В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством пра­вового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защи­щает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламенти­рует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обес­печивает нормальное функционирование денежной системы.

Однако существует много других причин, которые вызывают объек­тивную необходимость государственного вмешательства в рыночную эконо­мику, и наиболее важным из них является фиаско рынка.

Фиаско рынка - ситуация, при которой рыночный механизм оказыва­ется не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает опреде­ленный тип правительственного вмешательства [3, c.112].

Не менее сложным  вопросом для государства является регулирование так называемых «внешних» или побочных эффектов.

Внешние эффекты, именуемыe экс­терна­лиями – факторы, которые не учитываются при определении общественного продукта, но которые влияют на благосостояние людей. На мик­роуровне внешние эффекты» могут быть определены как издержки или выгоды от производственных операций, не учтенные в ценах.

Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика суще­ствует во внешней среде – социальной и природной, через которые и проявля­ются эти ­эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии.

К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность,преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказы­вается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодет­ных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься госу­дарство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необ­ходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе.

Экологические экстерналии обусловлены тем, что рыночный механизм вынуж­дает предприятия снижать издержки производства, в том числе природо­охран­ные издержки. В результате производство товарной продукции сопровож­дается загрязнением природной среды и возникновением соответствующего экологиче­ского ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает необходимость государственной природоохранной политики, застав­ляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ в природную среду.

Внешние эффекты так же могут быть как отрицательными, так и положительными. Классическим примером от­рицательного эффекта является строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы.

Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит ороси­тельный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев. Наибо­лее важным примером внешних затрат, которые несет общество, является за­грязнение окружающей среды. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресур­сов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания  человечество.

 Ухудшение  экологической ситуации привело к  необходимости осуществления жестких регламентирующих мер со стороны государства, т. к. только оно способно  оценивать возникающие проблемы с точки зрения обще­ственных перспектив.

Но существуют и другие макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Эти проблемы могут быть интерпретиро­ваны как проявления нестабильности экономики.

Во-первых, это касается инфляционных процессов, обладающих, как известно, весьма разрушительным действием на хозяйственные системы. Как показывает практика развитых и развивающихся стран, высоким антиинфля­ционным действием обладают денежно-кредитная политика (ограничение денежной массы), фискальная политика (сокращение дефицита государст­венного бюджета), структурная политика, антимонопольная политика и др. Борьба с инфляцией оказывается часто важнейшей задачей стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономи­ческим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последст­виями.

Требует государственного вмешательства и существование безрабо­тицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВВП), так и по социально-политическим: низкие доходы, малообеспечен­ность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод. По­литика приведения безработицы к ее естественному уровню и поддержания последнего также сопряжена с многими проблемами: возможным дефицитом госбюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, вы­платы социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

Усиление интернационализации экономики порождает еще одну мак­роэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны. Несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных си­туаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависи­мость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономи­ческих корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики.

Одной из функций государства в социально ориентированной рыноч­ной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно технической и инновационной политики.

Современная экономика базируется на проведении эффективной на­учно технической и инновационной политики. Неотъемлемым ее признаком является постоянное создание новой техники, технологий, являющихся ре­зультатом достижений научно технического прогресса. Развитие изобрета­тельства, появление пионерских и крупных изобретений являются сущест­венным фактором инновации.

Важной причиной вмешательства государства в рыночную систему са­морегуляции является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капи­тала. Неоднозначность последствий монополизации (с одной стороны, рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распре­деление ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к НТП; с другой стороны, снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересован­ность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения по­следних, способность прорыва на мировые рынки) создает и весьма противо­речивое отношение государства к оценке деятельности монополий. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через за­конодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регу­лирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой эконо­мики [3, c.124].

Необходимость стимулирования экономического роста как основы общественного прогресса - еще одна возможная причина государственного регулирования экономики. Рыночная система, как показывает история, дос­таточно часто дает сбои в этом вопросе. Политика экономического роста, осуществляемая правительствами, включает в себя, в частности, содействие структурной перестройке экономики, научно-техническому прогрессу, реа­лизации инвестиционных государственных программ, антициклическое регу­лирование. Она требует грамотной денежно-кредитной и фискальной поли­тики, но весьма часто сопряжена с неблагоприятными последствиями, та­кими как инфляция, структурная безработица, дефицит платежного баланса, особенно в краткосрочном периоде.

Требует участия государства также проблема дифференциации дохо­дов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать опреде­ленный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современ­ного демократического общества. Государство корректирует данную ситуа­цию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в эко­номику является необходимость производства так называемых обществен­ных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами: неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоста­вить их в распоряжение других людей, неконкурентностью - будучи предос­тавлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек. К "чистым" общественным благам, для которых в полной мере применимы указанные свойства, можно отнести национальную оборону, ус­луги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентности - это "квази­общественные" блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и проч. Иногда к таким благам относят также образование, медицину, отрасли культуры, хотя это скорее частные блага с высокими положитель­ными внешними эффектами. Общественные блага в силу их свойств произ­водятся либо государством, либо фирмами-подрядчиками государства и пре­доставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств гос­бюджета. Но при этом весьма сложной проблемой является определение объ­емов производства благ и соответствующих затрат ресурсов, традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не сраба­тывает.

Рассмотренные причины вмешательства государства в экономику, од­новременно определяют и его основные цели: сохранение конкурентной среды, стабильность цен, экономический рост и т.д.

Следует также выделить и конечную цель государственного регулиро­вания - содействие повышению эффективности социально-экономической системы и росту благосостояния граждан. Конкретные цели регулирования для той или иной страны в тот или иной период времени определяются уже исходя из анализа существующего положения в экономике и с учетом ряда неэкономических факторов, прежде всего политического характера. Трудно­сти такого анализа, противоречия политических отношений, разнообразие трактовок ряда проблем различными экономическими школами делает этот процесс чрезвычайно сложным. Но это не может отменить необходимость вмешательства в экономическую систему со стороны государства. В резуль­тате такого взаимодействия рынка и государства и формируется смешанная экономика. В этой экономике принцип распределения полномочий между двумя механизмами регулирования может быть обозначен достаточно про­сто: рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо, но сама степень такой необходимости трактуется весьма различно.

 

2. Основные направления и методы регулирования государст­вом рыночных экономик

Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных со­циальных и экономических последствий.

 К основным направления государственного регулирования относятся:

1. Антимонопольное – ограничивает отрицательные проявления дея­тельности монополий, способствует развитию конкурентной среды.

2. Антициклическое – смягчает последствия циклических колебаний, предотвращает кризисы.

3. Бюджетно-налоговое – состоит в формировании источников доход­ной и расходной статей госбюджета и борьбе с несбалансированным бюдже­том.

4. Денежно-кредитное – регулирует спрос на деньги и на предложение денег в рамках национальной экономики.

5. Инвестиционное – создает новые сферы производства, новые рабо­чие места, стимулирует работу действующих предприятий.

6. Структурное – стимулирует развитие общественно значимых сфер и отраслей экономики.

7. Социальное – регулирует уровень занятости, распределение доходов, трудовые отношения.

8. Региональное - стимулирует развитие экономики отдельных регио­нов, устраняет диспропорции в региональном развитии.

9. Экологическое – ограничивает пагубное воздействие производства на окружающую среду.

10. Внешне-экономическое – обеспечивает приоритет национальной экономики на мировом рынке [7, c. 212].

Государство в современных условиях,  как показывает опыт развитых индустриальных стран, все шире применяет прогнозирование, программиро­вание и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественным про­изводителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов регули­рования нельзя обеспечить структурную перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны.

Воздействие государства на экономические процессы базируется на со­четании рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции,  как  обмен  продуктами  труда  обособлен­ных  товаропроизводителей; стимулирование повышения ими качества про­дукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к эко­номии, увеличению доходов.

Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, со­циальные компенсации. Для общества важной является контрольная функ­ция, например разработка различных стандартов (экономических, социаль­ных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности,  а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности.

Государство может регулировать экономику двумя методами: админи­стративными (внеэкономическими) и правовыми (экономическими), каждый из которых имеет множество средств (инструментов) государственного воз­действия. Эти методы противоположны по своей сути: экономический бази­руется на убеждении, а административный – на принуждении, но вместе с тем, они взаимосвязаны.

Экономический метод носит стимулирующий характер, означает кос­венное воздействие государства на экономику. Имеет следующие инстру­менты: налогово-бюджетная политика, денежно-кредитная политика (изме­нение налоговой ставки и предоставление налоговых льгот, изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков в ЦБ для регулирования денеж­ной массы в обращении, изменение учетной ставки для стимулирования ин­вестиций, установление тарифной сетки и регулирование ставки з/платы, та­моженные пошлины для регулирования импорта и экспорта и др.). Этот ме­тод наиболее эффективен при решении проблем структурной перестройки, антициклического регулирования, решения проблем экономического роста.

Административный метод носит запретительный характер, означает прямое вмешательство государства в экономику. Реализуется при помощи таких инструментов, как законодательство, нормативные акты по ограниче­нию, нормированию, запрещению экономической деятельности и дает наи­больший эффект в следующих направлениях: контроль за монополиями, раз­работка ГОСТов, контроль за их выполнением, выдача лицензий, обеспече­ние экологической безопасности страны, защита национальных интересов в различных областях, поддержание необходимого уровня жизни (прожиточ­ный минимум, минимальный размер оплаты труда, потребительская кор­зина). Можно отметить также различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики в виде дотаций, льготных кредитов.

По направленности воздействия различают прямые и косвенные ме­тоды ГРЭ.

 Прямые – те, которые непосредственно воздействуют на хозяйствен­ную деятельность и ее результативность.

 Косвенные – набор специальных форм, с помощью которых происхо­дит опосредованное регулирование государством экономических процессов.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

- ограничение частного бизнеса (лицензирование, регистрация, анти­монопольные запреты, лимиты цен и тарифы, квотирование, установление МРОТ, стандарты и нормативы и т.д.);

- государственное предпринимательство (государственные инвестиции, государственные предприятия).

Прямые методы государственного регулирования экономики не свя­заны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти [7, c.213].

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические ин­тересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

- денежно-кредитные (норма резервирования, ставка рефинансирова­ния, операции на открытом рынке, денежная эмиссия, валютные интервен­ции);

- налоговые (налоговые ставки, таможенные пошлины, налоговые льготы);

- бюджетные (государственные заказы, займы, дотации, субсидии, ком­пенсации);

- индикативное планирование (прогнозы, индикативные нормативы).

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыноч­ной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вме­шательства государства в процессы расширенного воспроизводства [7, c.213]. 

 Важнейшей предпосылкой государственного регулирования эконо­мики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это связано с тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Достигается это с помощью развитой системы альтернативных прогнозов. Кроме того, в ры­ночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность, принимают те или иные решения (государствен­ные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, коопера­тивы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, об­ластей). Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения ры­ночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.

Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах и включают в себя количественные показатели и качественные характеристики развития макро­экономической ситуации. Основу их составляет система демографических, социальных, научно-технических, экологических, внешнеэкономических, а также отраслевых, региональных и др. прогнозов отдельных сфер деятельно­сти. Результатом государственного прогнозирования являются документы, необходимые для регулирования развития экономики и для разработки кон­цепции развития страны.

 

3. Особенности государственного регулирования в России

Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие страны во многом зависит от организации государственного управ­ления, поэтому бессмысленно отрицать роль государства и современной рос­сийской экономике. Вопрос состоит только в том, первостепенной или вто­ростепенной эта роль должна быть [8, с.156].

Экономическая политика России последних лет не была од­нозначной. В ней можно выделить два периода: политику пере­ходного периода, который продолжался все последнее десятиле­тие XX в., и нынешнею политику пе­риода экономической стаби­лизации и экономического роста - с 1999 г.

Спад производства в России начался уже в 1991 г. Кризис в полном смысле этого слова начался в 1992 г., когда появились трудности со сбытом продукции и неплатежи.

Основной причиной, вызвавшей экономический кризис, являлась про­веденная рыночная реформа. Доходы трудящихся формируют платежеспо­собный спрос на товары массового повседневного спроса. В результате ре­формы он резко сократился и продолжал падать, поскольку доля трудящихся в общей сумме доходов населения постоянно снижалась. Так, если в 1992 г. доля заработной платы в сумме доходов населения составляла 70%, а пред­принимательского дохода и дохода от собственности - 16%; то в 1996 г. эти величины соответственно составили 34% и 52%.

Фактором углубления кризиса являлся высокий уровень монополизма в российской экономике и отсутствие эффективного государственного регу­лирования цен. Это порождало хроническую инфляцию, которая привела к обесценению производственных фондов предприятий и вызвала сокращение производства.

Возникновение и рост инфляции сопровождались процессами в об­ласти товарного и денежного обращения: стремительный рост цен (в 1992-1994 гг. они увеличились почти в 1000 раз); резкое падение объема предла­гаемых товаров и услуг в реальном выражении (более чем на 50%); снижение ВВП (1992 г. – на 19%, 1993 – на 12%, 1994 – на 15%); падение инвестиций (1992 г. – на 40%, 1993 – на 12%, 1994 – на 26%).

Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход. Снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, нестабильность банковской системы, а главное - застой в эконо­мике и инвестициях.

Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направ­лений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

Фактором углубления экономического кризиса явилась и реформа ор­ганизации внешнеэкономических связей. Отметим, что реорганизация внеш­неэкономических отношений привела к обвальному спаду производства в ряде ключевых отраслей отечественного производства (сельское хозяйство, легкая промышленность, машиностроение), утрате продовольственной само­стоятельности страны, превращению ее в топливно-сырьевой придаток раз­витых стран, экономически зависимое государство [9, c.24].

Меры, принятые в переходный период, а следовательно, и экономиче­ская политика этого времени не бесспорны и не когда имели только положи­тельный смысл. Однако, несомненно, что во многом благодаря им и стече­нию некоторых обстоятельств, например, стабильно высокому уровню цен на экспортируемую Россией нефть, экономика России к началу XXI в. вышла на путь преодоления экономического кризиса.

Современный этап экономического развития России существенно от­личается от предыдущего. Он характеризуется определенной экономической стабилизацией, ростом объемов ВВП и реальных доходов населения. Эконо­мика России теперь опирается не на заемные средства, а на внутренние ис­точники, а в структуре ВВП стало преобладать производство товаров, а не услуг, стабилизировался курс рубля, растут занятость и доходы.

Период с 1999 г. по 2003 г. можно охарактеризовать как восстанови­тельный рост. Когда в экономике начинается сильный спад, то со временем возникает реакция против этого падения.

Итоги социально-экономического развития страны в 1999-2000 годах свидетельствуют о формировании тенденции к росту российской экономики: валовой внутренний продукт вырос на 14 процентов, объем промышленной продукции - на 24 процента, объем инвестиций в основные фонды - на 24 процента. Одновременно формировался и благоприятный социальный фон осуществления реформ - продолжался рост доходов, возрос уровень потреб­ления, произошло резкое снижение забастовочной активности.

С 2003 г. очевидно усиление централизованного начала в экономике, повышение экономической роли государства в развитии отечественного про­изводства.

Состояние экономики России с 2004 года характеризуется устойчивой позитивной тенденцией роста.

Структура производства ВВП увеличивается в сторону производства товаров (в 2003 году это показатель составлял 36,2%, в 2004 году — 35,9%, в 2005 — 37,8%, в 2006 – 39,1%) и в сторону обрабатывающих отраслей (в 2003 году это показатель составлял 50,2%, в 2004 году — 50,6%, в 2005 — 51,2%, в 2006 – 51,4%).

За девять месяцев 2007 года объем ВВП увеличился на 7,9%. Промыш­ленное производство по сравнению с соответствующим периодом предыду­щего года возросло на 7,4%. Наиболее быстрыми темпами увеличивался вы­пуск продукции в обрабатывающих производствах. Высокими темпами росло предложение отдельных видов услуг, особенно связи и розничной торговли.

К числу важных методов государственного регулирования Российской экономики относится планирование. Оно осуществляется путем разработки заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Планы представляют собой документы, в которых в форме заданий и показа­телей отражены основные цели намеченных преобразований по развитию экономики страны. В условиях рыночной экономики планирование не может принимать форму всеобщего охвата сторон экономической и социальной деятельности. Однако рыночная экономика ни в коем случае не отвергает планирование, поскольку план есть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение. Являясь одной из основных функций управления, планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамичное и пропорциональное развитие объекта управления. Свою конкретизацию пла­нирование получает в соответствующих плановых показателях.

Наибольшей степени централизованное директивное планирование воспроизводства достигло в период существования Советского Союза и дру­гих социалистических стран. Основу этого планирования составляла госу­дарственная форма собственности. С течением времени централизованное директивное планирование перестало оказывать регулирующее воздействие на сбалансированное, пропорциональное развитие отраслей экономики страны.

Выход России из кризиса на современном  этапе произошел, во мно­гом, благодаря эффективной экономической политики (совокупность реко­мендаций, мер по воздействию на экономические процессы и механизм их реа­лизации).

В свою очередь различают краткосрочную, среднесрочную и долгосроч­ную экономическую политику. Краткосрочная политика разрабатывается на текущий и ближайший период (до 5 лет), долгосрочная — на перспективу, как правило на пять, десять или пятнадцать лет.

Для реализации принятой концепции экономической поли­тики прави­тельство разрабатывает долгосрочные, среднесрочные текущие (краткосроч­ные) программы. Примером такого рода программы может служить принятая в 2001 г. «Программа социально-экономического развития Российской Феде­рации на 2001— 2004 годы». Она является частью долгосрочной программы стратегии развития России до 2010 г.

В целях реализации среднесрочной социально-экономической политики Правительства Российской Федерации разработана и утверждена распоряже­нием от 10 июля 2001 г. Программа социально-экономического раз­вития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), главной целью которой является формирование такой модели россий­ской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамич­ного роста, была бы способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопас­ности страны [11].

Но на сегодняшний момент главной задачей государства является разработка и внедрение методов и программ по выходу России из мирового кризиса, начавшегося в 2008 году.

В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечен и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления.

Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:

1. Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Особое внимание будет уделено сохранению трудового потенциала. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;

2. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;

3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.

4. Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики.  Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств. 

5. Бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.

6. Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую и страховую системы, фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов инвестиционных ресурсов. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений.

7. Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

Основные показатели социально-экономического развития  России Таб. 1

Экономическая политика государства не может быть застыв­шей, дан­ной раз и навсегда. Она должна, с одной стороны, всегда соответствовать духу времени, т.е. зависеть от реального положения дел, а с другой — обя­зана сама оказывать активное и эффективное влияние на состояние и разви­тие экономики.    

 

Контрольные тестовые задания

КТЗ-1

Что из перечисленного относится к экономическим функциям государ­ства?

а) развитие системы образования;

б) осуществление перераспределения доходов;

в) поддержка предпринимательства;

г) создание системы обороны государства.

Правильный ответ: б), в). Экономические функции осуществляются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государ­ства.

 

КТЗ-2

Меры (методы) экономической политики включают:

а) запрет;

б) разработку и реализацию комплексных программ;

в) принуждение;

г) стимулирование.

Правильный ответ: б), т.к. а), в), г) относятся к административным ме­тодам.

 

Заключение

В процессе выполнения курсовой работы была изучена основная лите­ратура по заданной теме.

Изложенный материал позволяет сделать следующие главные выводы.

Во-первых, необходимость вмешательства государства в экономику и цели такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэко­номического характера и в основном связаны с преодолением фиаско (про­валов) рынка.

Во-вторых, методы такого регулирования опираются либо на системы законодательных актов и государственную собственность - административ­ные меры, либо на систему внутренних стимулов - косвенное экономическое воздействие.

В-третьих, государственное вмешательство в экономику имеет целый ряд очень существенных негативных последствий, которые следует учиты­вать при разработке и реализации правительственных программ.

В-четвертых, система целей и методов их достижения может быть представлена как модель регулирования. Основными для смешанной эконо­мики являются кейнсианская модель и неоконсервативная, опирающиеся на соответствующие теоретические школы. Содержание каждой из моделей оп­ределяется конкретными условиями социально-экономического развития страны, требующими решения тех или иных приоритетных целей, прежде всего преодоления безработицы и экономического спада в кейнсианской мо­дели и инфляции и проведения структурной перестройки экономики - в не­оконсервативной. При этом первая модель строится на признании активной роли государства в стабилизации экономики, вторая предполагает преиму­щественно пассивную позицию государства и отдает предпочтение силам рыночной саморегуляции.

В-пятых, актуальной проблемой является теоретическая разработка и практическое освоение модели государственного регулирования в странах с переходной экономикой, так как традиционные рецепты государственного воздействия на экономику во многих случаях оказываются несостоятель­ными.

Что касается Российской Федерации, то одной из главных задач, стоя­щих сейчас перед ней, заключается в укреплении государственных институ­тов, разработке и реализации системы эффективных государственно-право­вых гарантий предпринимательской деятельности, призванных положить ко­нец процессу дальнейшей криминализации экономики, разработать и ввести механизмы теснейших взаимосвязей между государством и экономикой, по­литикой и бизнесом на новых, демократических принципах. От успешного выполнения этой задачи, как представляется, во многом зависят перспективы самой Российской государственности.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно соз­даёт условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в об­щественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной  обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях  заметно осла­бить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. По­этому основной задачей государства является удерживание “золотой се­редины” в стабильное время и умение принять жёсткие решения в сложных ситуациях.

 

Список использованной литературы

1. Бабинцева Н.С. Некоторые новые подходы в экономической тео­рии. - М.: Норма, 2006.

2. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. - М.: Ин­фра-М, 2006.

3. Лобкович Э.И., Плотницкий М.И. Основы экономической тео­рии. - СПб.: Бизнес-центр, 2006.

4. Романова Е.В. Экономическая теория. - М.: Экзамен, 2005 г.

5. Современная экономика. Лекционный курс: Учеб. пособие /Под ред. д.э.н. Мамедова О. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.Тамбовцев В.Л. Введение в экономическую теорию. - М.: Инфра-М, 2006.

6. Тамбовцев В.Л. Введение в экономическую теорию. - М.: Инфра-М, 2006.

7.    Экономическая теория : Учеб. пособие /  Под ред. д.э.н. Н.С. Черницовой, д.э.н. В.А. Скворцовой, д.э.н. И.Е. Медушевской. – Пенза :  Информационно-издательский центр ПГУ, 2007.

8.   Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой – М.: Инфра - М, 2002.

9.       Бессонов В.К., Изряднова О.А. Структурные сдвиги в российской экономике // Вопросы экономики. 2006. №8.

10.   Иларионов А.Н. Основные тенденции и итоги социально-экономи­ческого развития России // Российская газета. 2007. №6.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 62.48K
Скачано: 373
Скачать бесплатно
07.10.11 в 12:35 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе