Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »
Тема: Государственное регулирование рыночной экономики
Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике
Тип: Курсовая работа | Размер: 50.25K | Скачано: 323 | Добавлен 22.11.13 в 08:37 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Омск 2013
Введение 3
1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику 4
1.1. Историческое развитие государственного регулирования 4
1.2. Современная экономика и роль в ней государственного регулирования 5
2. Функции, методы и главные направления государственного регулирования экономики 8
2.1. Функции государственного регулирования экономики 8
2.2. Методы государственного регулирования экономики 9
2.3. Основные направления государственного регулирования экономики 11
3. Стратегия и тактика российской макроэкономической политики 13
Заключение 19
Практическое задание 20
Список использованной литературы 21
Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития, и благосостояние населения страны.
Вопрос о значении государственного регулирования экономики, несомненно, является очень важным для любой страны. На протяжении многих десятилетий менялись мнения о роли государственного регулирования и интенсивности воздействия государства на экономику.
В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста.
Государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ
1.1 Историческое развитие государственного регулирования
Начиная с античной эпохи, можно проследить влияние деятельности государства на развитие экономики. Но наиболее существенные изменения в сфере государственного регулирования начались с появлением меркантилизма в XV—XVIII вв. Его концепции обосновывали необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном, в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и т.д. Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. И на смену меркантилизма и активного государственного вмешательства пришли идеи о свободном развитии рынков.
Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные “сбои рынка”, с которыми он самостоятельно справиться не может. Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты.
Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики. Реакцией на «Великую депрессию» стало макроэкономическое течение кейнсианство. Главный тезис Кейнса состоял в том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Идеи Кейнса показывали свою эффективность на протяжении почти 50 лет, но стали неуместными с условиях бюджетного дефицита 70х гг. ХХ века.
1.2 Роль государственного регулирования в современной экономике
В любой стране высшая цель государственного регулирования должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:
- экономический рост;
- полная занятость;
- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
- внешнеэкономическое равновесие.
Государство занимает особое место в современной системе общественных институтов, поскольку является субъектом управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая, как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия экономических агентов и контролирует их соблюдение. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг.
Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Такие ситуации именуются “провалами” рынка. Обычно к их числу относятся:
1. принятие законодательства и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств;
2. предоставление так называемых “общественных благ”, распределения ресурсов для их производства. Для общественных благ характерны два свойства:
- неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;
- неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.
Производство общественных благ считается коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство;
3. несовершенная конкуренция и информационная асимметрия. Тенденция к повышению уровня концентрации производства объективно присуща рыночной системе. Задачей государственных структур является ограничение процесса возникновения монополий и регулирования рынка.
4. перераспределения в целях обеспечения социально-экономической справедливости. Рыночное распределение доходов может порождать социальные неравенства. Следовательно, задачей государственного регулирования является сглаживание подобных неравенств путем введения социальных программ для малообеспеченных граждан (пенсионеры).
5. регулирование общеэкономического равновесия, предотвращение резких циклических изменений в экономике страны.
Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором.
Размеры государственного сектора должны соответствовать спросу на общественные блага, масштабам внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами.
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства.
Первая группа включает функции по созданию условий эффективного существования рынка:
- обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.);
- ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
- поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка т.д.).
Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:
- разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;
- демонополизация и поощрение конкуренции;
- приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.
Кроме того, в течение определенного периода государство вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе обычно выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и др.).
Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.
Методы регулирования экономики – это способы, пути и средства целенаправленного воздействия государства на экономические объекты и участников социально – экономических процессов, с целью направить их действия на выбранный государством путь экономического развития страны.
Выделяют две основные формы методов государственного регулирования:
- административный метод регулирования
- экономический метод
Административное регулирование подразумевает административные рычаги для достижения желаемого результата государственного регулирования. Основными формами административного государственного регулирования являются: разнообразные меры контроля над доходами, ценами, учетными ставками, определение минимально допустимых параметров жизни населения, введение обязательных стандартов, антимонопольные меры, квотирование, лицензирование и др.
С помощью данного метода государство осуществляет контроль над колебанием цен, доходами, валютным курсом.
Особое место в группе административных методов занимают правовые методы. Государство является гарантом, обеспечивающим правовые нормы поведения субъектов системы рыночных отношений.
Экономические методы могут быть представлены прямыми и косвенными средствами государственного регулирования.
К прямому экономическому регулированию относятся различные формы безвозвратного целевого финансирования регионов, предприятий, отраслей — это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней.
К косвенным формам экономического регулирования относится проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др.
Они предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального развития.
Главную роль среди экономических методов регулирования выполняет денежно-кредитная политика государства. Ее основные инструменты - это норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. С их помощью государство способно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.
Важное место занимает налоговая политика, без которой невозможно эффективное стимулирование экономического роста и распределение доходов.
Еще одним эффективным методом экономического регулирования является государственное предпринимательство. Сущность его заключается в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Основными отраслями деятельности при этом являются – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность.
Все вышеперечисленные методы государство реализует:
- в бюджетной политике (регулирование государственных расходов, осуществление государственных закупок и т.д.)
- в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, проведение операций на валютном рынке и т.д.)
- в фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц)
- в социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).
Реализация методов государственного регулирования экономики осуществляется через макроэкономическое планирование в рыночных условиях.
Одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики является социальная политика государства. Она в первую очередь основана на перераспределении доходов. Для того чтобы снизить социальное напряжение, государство старается уменьшить неравенство доходов посредством социального страхования, социальной защиты, политики заработной платы и жилищной политики. Основными инструментами перераспределения доходов можно назвать социальные меры, принимаемые на рынке труда. Правительство является активным субъектом политики занятости рынка труда.
Еще одним направлением государственного регулирования экономики является вмешательство государства в формирование рыночных цен к примеру, с помощью установления минимального размера оплаты труда. Кроме того, правительство стимулирует спрос на товары и услуги, потребление которых приносит обществу пользу, например, некоторые виды товаров и услуг (общественные блага).
Очень важным направлением воздействия государства на экономику является стимулирование развития производства. Для этого проводится так называемая политика полной занятости ресурсов, таких как капитал, сырье, рабочая сила, и поддержание уровня цен.
Несомненно, основным инструментом государственного регулирования экономики является бюджетная политика государства. Она оказывает непосредственное воздействие на экономическую систему общества и обеспечивает финансовыми ресурсами реализацию основных функций государства.
Стратегия бюджетной политики представляет собой совокупность ресурсов и способов их применения для достижения среднесрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития. В настоящее время стратегия бюджетной политики определяется долгосрочными задачами модернизации социально-экономической системы страны.
В 2013 - 2015 годах решение задач социально-экономического развития будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.
В основу бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах.
Основными целями бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу являются:
укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;
разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;
определение параметров развития пенсионной системы;
обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 - 2016 годы в программном формате;
создание условий для оказания качественных государственных услуг;
разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;
совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;
обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
Основные социальные приоритеты бюджетной политики в 2013 - 2015 годах:
- безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения (с учетом изменений законодательства РФ, направленных на повышение адресности предоставления социальной помощи, применение принципа оценки нуждаемости при установлении мер социальной поддержки);
- обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ и дальнейшего развития пенсионной системы;
- обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры с учетом определения объема гарантированных государственных (муниципальных) услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание, а также вступления в силу положений Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
- обеспечение реализации первоочередных задач социальной сферы, поставленных в указах Президента РФ "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", "О мерах по реализации демографической политики".
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере социальной политики составит в 2013 году 3 901,4 млрд. рублей, 4 008,5 млрд. рублей в 2014 году и 4 197,0 млрд. рублей в 2015 году. Дефицит федерального бюджета в 2012 году ожидается на уровне 0,1% ВВП (68,1 млрд. рублей). В 2013 - 2015 годах дефицит федерального бюджета проектируется в объеме: 1,5% ВВП (991,9 млрд. рублей) в 2013 году, 0,6% ВВП (459,7 млрд. рублей) в 2014 году и 0,1% ВВП (92,2 млрд. рублей) в 2015 году. При относительно небольшом дефиците федерального бюджета объем нефтегазового дефицита сохранится на достаточно высоком уровне (в 2013 г. - 10,1% ВВП, в 2014 г. - 8,9% ВВП, в 2015 г. - 8,6% ВВП), что свидетельствует о сохранении зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы на мировом рынке.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2013 - 2015 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.
На 2013 - 2015 годы государственные заимствования запланированы в объеме, превышающем дефицит федерального бюджета. Это позволит воздержаться от траты Резервного фонда и пополнить его за счет части нефтегазовых доходов.
Бюджетная стратегия базируется на двух основаниях – новая модель экономического роста и новая социальная политика. Для реализации новой социальной политики государства необходимы высокие темпы экономического роста. В соответствии с данной необходимостью, Россия планирует развивать экономику страны по инновационному пути. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации рассматривается модель инновационного социально ориентированного развития. Наряду с использованием традиционных преимуществ энерго - сырьевого комплекса, предполагается создание и активизация новых факторов экономического роста, отвечающих требованиям долгосрочного периода.
Развитие российской экономики в период 2008 - 2020 гг. представлено в качестве двух этапов, различающихся по условиям и факторам социально-экономического развития, а также приоритетам экономической политики государства.
Первый этап характеризуется следующими условиями социально-экономического развития:
- сужением возможностей форсированного наращивания энергетического и сырьевого экспорта, адаптацией экономики к вероятному ухудшению внешнеэкономической конъюнктуры и снижению мировых цен на нефть и сырье;
- сокращением предложения трудовых ресурсов в связи со снижением численности населения в трудоспособном возрасте, обострением дефицита профессиональных кадров;
- усилением негативного влияния на экономику ограничений со стороны энергетической и транспортной инфраструктуры;
- усилением конкуренции на внутренних рынках, связанной, с одной стороны, с возрастанием требований потребителей к качеству товаров, с другой - с исчерпанием ценовых конкурентных преимуществ обрабатывающих производств;
- изменением макроэкономической ситуации, прекращением укрепления рубля в связи со снижением внешнеторгового сальдо.
2. 2013 - 2020 гг. - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды.
Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают:
1) в области развития человеческого потенциала:
- распространение стандартов здорового образа жизни;
- улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой;
- создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления и др.;
в области создания высококонкурентной институциональной среды:
- адаптация экономических институтов к требованиям глобальной мобильности факторов производства и трансграничной производственной кооперации;
- обеспечение глобальной конкурентоспособности банковского сектора, финансовых рынков;
- снижение инфляции до уровня 3 - 3,5% в год и др.;
2) в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:
- интеграция национальной инновационной системы в глобальную инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса;
- расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей "экономики знаний" в значимый фактор экономического роста;
- внедрение новых ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике, расширение производства электроэнергии на основе АЭС и альтернативных возобновляемых источников;
- расширение ресурсной базы экономики, активное освоение месторождений углеводородов арктического шельфа и Восточной Сибири;
- транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых и др.;
3) в области укрепления внешнеэкономических позиций России:
- обеспечение полномасштабного функционирования таможенного союза и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС;
- формирование зон свободной торговли с заинтересованными странами-соседями на евразийском пространстве;
- расширение гибких разносторонних отношений с мировыми экономическими центрами, расширение участия в региональных организациях Азиатско-Тихоокеанского региона;
- превращение России в один из мировых финансовых центров, обеспечение лидирующих позиций на финансовых рынках евразийского пространства;
- превращение российского рубля в ведущую региональную валюту и создание на евразийском пространстве рублевой зоны;
в области сбалансированного пространственного развития:
- комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока, закрепление населения в восточных регионах страны;
- снижение территориальной социально-экономической дифференциации до уровня, обусловленного объективными различиями регионов;
- обеспечение сбалансированности доходной базы и расходных обязательств регионов.
Развитие после 2020 г. предполагает закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.
Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время необходимость вмешательства государства в функционирование и развитие экономики неоспорима. Это подтверждает исторический путь введения государственного регулирования в ведущих развитых странах. Важно точно определять границы вмешательства и находить наиболее эффективные рычаги управления экономической системой. В противном случае возникает ситуация полной зависимости экономики от политики государства, монополизация основных отраслей производства и спад свободного и продуктивного развития рыночных отношений. При правильной реализации воздействия государства на экономику, результатами станут высокие темпы экономического роста, улучшение благосостояния населения страны и укрепление ее позиций на мировом уровне.
В России регулирование экономической сферы осуществляется через проводимую государством бюджетную политику. Она составляется сроком на несколько лет и охватывает все имеющиеся на данный момент проблемы. В бюджетной политике содержатся решения, касающиеся не только самой экономики, но и социального развития страны в целом.
И на данном этапе, можно наблюдать, что государственное регулирование в России отлажено и приносит ожидаемые от него результаты.
Разбор экономической ситуации
Политика «шоковой терапии» времен перехода от централизованно-планируемой к рыночной экономике применялась в Российской Федерации потому, что (выберите и поясните выбор ответа):
а) неэффективное использование ресурсов — меньшая проблема, нежели спад общественного производства;
б) необходим ощутимо продолжительный переходный период;
в) безработица в стране — бóльшая проблема, чем инфляция;
г) неэффективное использование ресурсов — бóльшая проблема, нежели спад общественного производства.
Ответ: После долгих лет полного подчинения экономики политике государства, когда производство было монополизировано, распределение ресурсов было строго распланировано государством, и предложение не было способно покрывать спрос, вводится ряд реформ. «Шоковая политика» была введена в 1992, и была призвана осуществить переход от плановой к рыночной системе экономики.
Основными мерами стали:
- либерализация цен, то есть возможность производителям самостоятельно определять цена вне государственного контроля;
- приватизация большей части государственных предприятий.
Итогом этих преобразований стал резкий рост цен, неплатежеспособность населения, спад промышленного производства и рост инфляции.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.