Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по правоведению »

Государственное регулирование экономической деятельности, административная и уголовная ответственность за нарушение в сфере экономики

Государственное регулирование экономической деятельности, административная и уголовная ответственность за нарушение в сфере экономики [22.03.12]

Тема: Государственное регулирование экономической деятельности, административная и уголовная ответственность за нарушение в сфере экономики

Раздел: Бесплатные рефераты по правоведению

Тип: Контрольная работа | Размер: 29.63K | Скачано: 311 | Добавлен 22.03.12 в 13:59 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2010


Содержание
Введение 3
1. Понятие и сущность государственного регулирования экономической деятельности 5
2. Ответственность за нарушение в сфере экономики 18
3. Практическое задание 25
Изучите нормы уголовного права РФ связанные с ответственностью за преступления в экономической сфере. Раскройте их структуру, меры ответственности. На основании собственного опыта, изучение материалов СМИ сделайте анализ правоприменительной практики в данной сфере. Выделите статьи УК РФ, которые не нашли широкого применения, выскажите собственное мнение о причинах данного положения.
Заключение 28

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что  эта работа посвящена вопросам функционирования государственного регулирования экономической деятельности и ответственности за нарушения в сфере экономики. 

Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится прежде всего развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста.

Реформирование народного хозяйства России без создания адекватного механизма контроля и защиты от противоправных посягательств создало благоприятные условия для роста экономической преступности. В результате в период перехода к рынку экономическая преступность в России стала более организованной и профессиональной. Резкое сокращение сфер легальной интеллектуальной деятельности в результате длительного сжатия государственного финансирования повысило интеллектуальный уровень противоправной деятельности, расширило сферу криминального применения современной техники и технологий. Интересы криминальной среды активно устремляются прежде всего в сферу экономики, где возникли и сохраняются практически неограниченные возможности для быстрого обогащения, безнаказанного паразитирования на издержках и трудностях экономической реформы. При этом значительная часть преступных посягательств экономической направленности не имеет непосредственных потерпевших -

физических лиц и потому выявляется с трудом. 

Только учтенный ущерб от преступлений и административных правонарушений в сфере экономики составил в 1996 году почти 8 трлн. рублей - около 0, 3% ВВП. По мнению специалистов, до 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности, увеличивая тем самым объемы теневого и криминального предпринимательства. 

Экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет значительной части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы и таким образом становится фактором мощного противодействия происходящим в России преобразованиям. Уже сегодня можно сделать вывод о том, что экономическая преступность близка к выходу на уровень, угрожающий национальной безопасности России.

Понятие и сущность государственного регулирования экономической деятельности

В  Российской Федерации  управление экономикой основано на сочетании отраслевого и межотраслевого принципов организации управленческих структур.

В связи с общими изменениями структуры органов исполни­тельной власти Российской Федерации в настоящий момент экономикой управляют федеральные министерства, а также Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба; и Федеральная служба по финансовым рынкам, находящиеся непосредственно в ведении Правительства РФ.

В сфере сельского хозяйства управление осуществляется Министерством сельского хозяйства РФ и подведомственными ему Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральным агентством по сельскому хозяйству.

Функции Министерства сельского хозяйства РФ, установленные для данного органа утратившим силу постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 901 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации», в настоящее время разделены между самим Министерством, а также Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральным агентством сельского хозяйства. При этом за Министерством оставлены функции по выработке государственной политике и нормативно - правовому регулированию в сфере сельского хозяйства, а также по координации и контролю деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств. Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, а также в сфере рыболовства,

Основной задачей Федерального агентства по сельскому хо­зяйству является осуществление функций по оказанию государ­ственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса.1

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветери­нарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных дос­тижений,  охраны,  воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологиче­ских ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите на­селения от болезней, общих для человека и животных.

Федеральное агентство по рыболовству. Федеральное агент­ство по рыболовству является федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим функции по оказанию государствен­ных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ре­сурсов и среды их обитания.

В результате административной реформы в настоящее время сфера управления промышленностью включает в себя управление не только непосредственно добывающей и перерабатывающей про­мышленностью (в том числе тяжелой и легкой), но и управление в таких областях, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, стандартизация и метрология, судостроение, обычные вооружения и боеприпасы. Кроме того, упразднено специальное государствен­ное управление в сфере энергетики. Данная область (включая атомную энергию) также подчинена общей логике государственно­го управления в промышленной сфере.

Таким образом, норма­тивно-правовое регулирование в перечисленных областях про­мышленного производства и энергетики осуществляется единым федеральным министерством Министерством промышленности и энергетики РФ.

Правоприменительные функции по управлению промышленно­стью и энергетикой поделены между 4 федеральными агентствами, подчиненными непосредственно Министерству промышленности и энергетики РФ, а именно: Федеральным агентством по промышленности; Федеральным агентством по строительству и жилищно-ком­мунальному хозяйству; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;  Федеральным агентством по энергетике.

Помимо указанных агентств в сфере промышленности и энерге­тики действуют также органы, подведомственные Правительству РФ:

         - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральное агентство по атомной энергии; Федеральное космическое агентство.

         Министерство промышленности и энергетики РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в сфере промышленного, оборон­но-промышленного и топливно-энергетического комплексов, а так­же в области развития авиационной техники, строительства, архи­тектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, технического регулирования и обеспечения единства измерений, ос­воения месторождений полезных ископаемых на основе соглаше­ний о разделе продукции, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства.

Министерство в пределах своей компетенции осуществляет функции федерального органа по техническому регулированию и уполномоченного органа по соглашениям о разделе продукции в от­ношении участков недр и месторождений всех видов полезных ис­копаемых.

Федеральное агентство по промышленности является феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функ­ции по оказанию государственных услуг, управлению государст­венным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, авиационной, судостроительной, электронной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промыш­ленности боеприпасов и специальной химии, химического разору­жения, промышленности обычных вооружений, а также уполномо­ченным (национальным) органом Российской Федерации по вы­полнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного ору­жия и об их уничтожении.1

Общее руководство деятельностью в области энергетики осуще­ствляет Федеральное агентство по энергетике, являющееся пра­вопреемником Министерства энергетики РФ. Федеральное агент­ство по энергетике является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере произ­водства и использования топливно-энергетических ресурсов.

Особое внимание федеральное Правительство уделяет вопро­сам управления в сфере использования атомной энергии, в связи с чем в составе федеральных органов исполнительной власти, наряду с вышеуказанным Федеральным агентством по энергетике, образовано Федеральное агентство по атомной энергии, являющееся правопреемником в части функций по оказанию государственных услуг и управлению имуществом упраздненного Министерства РФ по атомной энергии.

Агентство является уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функ­ции по проведению государственной политики, нормативно-право­вому регулированию, оказанию государственных услуг и управле­нию государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования атомной энер­гетики, ядерного оружейного комплекса, ядерно-топливного цикла, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, а также ме­ждународное сотрудничество в этой сфере.

На Федеральную службу по экологическому, технологическо­му и атомному надзору возложены все правоприменительные и контрольно-надзорные функции упраздненных Федеральной служ­бы по атомному надзору и Федеральной службы по технологиче­скому надзору, а также часть функций преобразованной Федераль­ной службы по надзору в сфере экологии и природопользования.

 В области строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации действует специальное Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяй­ству, пришедшее на смену одноименному Государственному ко­митету. Федеральное агентство по строительству и жилищно-ком­мунальному хозяйству является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по реализации государ­ственной политики, но оказанию государственных услуг, управле­нию государственным имуществом в сфере строительства, градо­строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

Руководство в финансовой сфере российской экономики возло­жено на Министерство финансов РФ, а также подведомственные ему федеральные службы. Функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом сведены в фи­нансовой сфере к минимуму, поэтому лишь две из пяти федераль­ных финансовых служб обладают всей совокупностью правоприме­нительных полномочий: Федеральная служба по финансовому мо­ниторингу и Федеральное казначейство, также получившее статус самостоятельного органа исполнительной власти в статусе федеральной службы. Остальные службы - Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — призваны выполнять контрольно-надзорные и правоприменительные функции, под кото­рыми в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1, напом­ним, понимаются лишь издание индивидуальных правовых актов и ведение реестров, регистров, кадастров. Необходимо также отме­тить, что отдельные функции в финансовой сфере возложены так­же на подчиняющуюся непосредственно Правительству РФ Феде­ральную службу по финансовым рынкам и не являющийся феде­ральным органом исполнительной власти Центральный банк РФ.

Министерство финансов РФ, лишившись значительной части своих правоприменительных функций (в широком смысле этого слова), тем не менее осуществляет общее руководство деятельно­стью всех финансовых ведомств страны, за исключением Феде­ральной службы по финансовым рынкам, находящейся непосредст­венно в ведении Правительства РФ, обеспечивает проведение еди­ной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере финансов.2

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», утвердив­шее Положение о Министерстве, указывает, что Министерство фи­нансов РФ (Минфин России) является федеральным органом ис­полнительной власти,

осуществляющим функции по выработке го­сударственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского, учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимо­сти товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организа­ции и проведения лотерей, производства и оборота защищенной по­лиграфической продукции, финансового обеспечения государст­венной службы, противодействия легализации доходов, получен­ных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сен­тября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба и ее террито­риальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства РФ по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и бан­кротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

Служба (сокращенно — ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, пол­нотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет на­логов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обя­зательных платежей, а также за производством и оборотом этилово­го спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистра­цию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуаль­ных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а
также уполномоченным федеральным органом исполнительно власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в
процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязатель­ствам.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Главными задачами налоговых органов являются контроль за
соблюдением налогового законодательства, за правильностью ис­числения, полнотой и своевременностью внесения в соответствую­щий бюджет государственных налогов и других платежей, уста­новленных законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба страхового надзора является федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим функция
по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхово­го дела).

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим пункции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма -координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральное казначейство — это особое ведомство, занимаю­щееся вопросами кассового исполнения бюджета. Ранее оно входило в качестве структурного подразделения в состав Министерство финансов РФ. Сегодня его статус повышен до уровня статуса федеральной службы, подведомственной Министерству финансов РФ.

Главными задачами всех органов казначейства, в том числе самой федеральной службы, являются: организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета Российской Федерации управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках.

Центральный банк РФ (Банк России) не является федераль­ным органом исполнительной власти.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной по­литики, которую разрабатывает и реализует Банк России в масштабах всей страны, являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; ре­финансирование кредитных организаций; валютные интервенции: установление ориентиров роста денежной массы; прямые количест­венные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени. Также Банк России является органом валютного и банковского регулиро­вания и надзора в Российской Федерации.

Государственное управление, осуществляемое Министерством экономического развития и торговли РФ и подведомственными ему федеральной службой и тремя федеральными агентствами, трудно назвать отраслевым в полном смысле данного слова. В руках указанного федерального Министерства и его подведомст­венных органов оказались все те управленческие функции, которые предполагают осуществление межотраслевого управления, органи­зацию эффективного взаимодействия отраслей экономики и про­грессивную направленность такого взаимодействия. По сути, под руководством Министерства экономического развития и торговли РФ действуют федеральные органы исполнительной власти, зани­мающиеся реализацией положений того или иного административ­но-правового режима в сфере частного и государственного секторов российской экономики.

Контрольно-надзорные межотраслевые полномочия в экономи­ческой сфере сосредоточены в руках Федеральной таможенной службы. Сходную роль в государственном управ­лении выполняют Федеральная антимонопольная служба, кури­рующая административно-правовой режим защиты конкуренции, а также Федеральная служба государственной статистики и Феде­ральная служба по тарифам, подведомственные Правительству РФ. Министерство экономического развития и торговли РФ также осу­ществляет координацию деятельности Российского фонда феде­рального имущества.

Министерство экономического развития и торговли РФ при­звано осуществлять подзаконное нормативно-правовое регулирова­ние, направленное на оптимизацию государственного управления в подведомственных ему органах, от которых зависит общее состоя­ние всех отраслей экономики.

Федеральная служба по тарифам является органом, выполняющим функции упраздненной Федеральной энергетической ко­миссии РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 ию­ня 2004 г. № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их приме­нением, за исключением регулирования цен и тарифов, относяще­гося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функ­ции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществле­нию контроля по вопросам, связанным с определением (установле­нием) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъек­тов естественных монополий.

Федеральная антимонопольная служба, находящаяся в непо­средственном ведении Правительства РФ, так же как и Министер­ство экономического развития и торговли РФ, осуществляет свои управленческие функции в сфере межотраслевого регулирования экономики, а именно: обеспечивает бесперебойное функционирова­ние такого важного административно-правового режима, как ре­жим защиты конкуренции.

Министерство регионального развития Российской Федерации включено в обновленную структуру федеральных органов ис­полнительной власти одним из последних. Оно также выступает в
качестве органа межотраслевого управления. В соответствии с По­становлением Правительства РФ от 28 сентября 2004 г. № 501 «Во­просы Министерства регионального развития Российской Федера­ции» Министерство является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере соци­ально-экономического развития субъектов Российской Федерации,
федеративных и национальных отношений, разграничения полно­мочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, осу­ществления приграничного   сотрудничества, развития районов
Крайнего Севера и Арктики, защиты прав национальных меньшин­ств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни ко­ренных малочисленных народов и этнических общностей.

Административная ответственность за нарушения в сфере экономики

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. При решении вопроса об освобождении нарушителя от административной ответственности должны быть тщательно учтены все объективные и субъективные стороны состава правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В ряде случаев административное правонарушение влечет в порядке исключения не административную, а дисциплинарную ответственность.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков. Во - первых, это деяние, т.е. действие или бездействие,  во -вторых, общественно опасное, в - третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в - пятых, наказуемое деяние.1

Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер.

Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения,

личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного; 4) правонарушения;

5) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 6) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 7) административный арест; 8) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 9) дисквалификация.

Нормы об административной ответственности предприятий и организаций содержатся в отдельных законах. По общему правилу субъектами административной ответственности являются организации, имеющие статус юридических лиц. В некоторых случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.1

2. Ответственность за нарушения в сфере экономики

Глава 22 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере экономической деятельности

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Статья 171. Незаконное предпринимательство

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции

Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном размере.

Статья 172. Незаконная банковская деятельность

Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Статья 173. Лжепредпринимательство

Лжепредпринимательство, то есть создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Статья 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности -

Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем

Заранее не обещанные приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.

Статья 176. Незаконное получение кредита

Получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб.

Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности

Злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

 Статья 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба.

 Статья 179. Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения

Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии признаков вымогательства

 Статья 180. Незаконное использование товарного знака

Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.

Статья 181. Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм

Несанкционированные изготовление, сбыт или использование, а равно подделка государственного пробирного клейма, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности.

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Статья 184. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов

Статья 185. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг

Статья 185.1. Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах

Статья 186. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг

Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте.

Статья 187. Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов

Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами.

Статья 188. Контрабанда

Статья 189. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

Незаконные экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран

Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней.

Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере.

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

 Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере.

Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве.

Статья 196. Преднамеренное банкротство

 Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб.

Статья 197. Фиктивное банкротство

Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб.

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. 1

3. Практическое задание.

Изучите нормы уголовного права РФ связанные с ответственностью за преступления в экономической сфере. Раскройте их структуру, меры ответственности. На основании собственного  опыта, изучение материалов СМИ сделайте анализ правоприменительной практики в данной сфере. Выделите статьи УК РФ, которые не нашли широкого применения, выскажите собственное мнение о причинах данного положения.

Преступления в сфере экономической деятельности включают значительное число (32) правовых норм, охраняющих экономическую деятельность от преступных посягательств. Это, например:

а) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.169 УК РФ); б) регистрация незаконных сделок с землей (ст.170 УК РФ);

в) незаконное  предпринимательство (ст.171 УК РФ);

г) незаконная предпринимательская деятельность (ст.172 УЦК РФ);

д) контрабанда (ст. 188 УК РФ) и др. 1.

Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью - это особое направление деятельности государства, целью которого является борьба с экономической преступностью посредством формирования уголовной политики, совершенствования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, применения указанных норм, осуществление контроля за их применением и соблюдением конституционных прав и свобод граждан.

Более широкое применение в сфере экономической деятельности находят такие статьи УК РФ как, ст. 169, ст.  170, ст. 171, ст. 173, ст. 174, ст. 175, ст. 176.

Ст.  174.1 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» Уголовного кодекса Российской Федерации применяется неоправданно широко. Отсутствие в этой статье указания на цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, как это сделано в статье 174 Кодекса, приводит к тому, что лицу, обвиняемому, например, в незаконном предпринимательстве, в случае совершения им любой покупки дополнительно инкриминируют и статью 174.1 Кодекса. В связи с этим статья 174.1 излагается в новой редакции, устраняющей отмеченные недостатки.1

Пример,  в средствах информации Бураевского района  была статья о легализации (отмывании) денежных средств, приобретенных гражданкой Ч., в результате совершения ею преступления. Гражданка Ч.,  являясь кассиром железнодорожной кассы присвоила вырученные от реализации проездных билетов денежные средства в сумме 1200000 рублей и растратила на приобретение квартиры, мебели. Т.е. ею было совершено преступление по статье 160 части 3 (присвоение или растрата)  и 174.1 (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества),  приобретенных лицом в результате совершения им преступления, которое было резонансным преступлением для нашего района.

В соответствии с описанием признаков составов преступлений, предусмотренных гл. 22 УК РФ, в том числе и материальных, цель связывает не действия (бездействие) с общественно опасным результатом, а иные элементы объективной стороны деяния.

Поэтому указание на цель не ограничивает возможность вменения материальных составов экономических преступлений и при наличии у виновного косвенного умысла.

Статьи УК РФ, которые не находят  широкого применения в сфере экономической деятельности это – ст. 178, ст. 179, ст. 181, ст. 183, ст. 184, ст.  189, ст. 190, ст. 191, ст. 192, ст. 193, ст. 194. В основном эти преступления трудно доказуемы (ст. 183, ст. 184, ст.189 и др.), их нельзя строить только на одних показаниях свидетелей. Нужно иметь аудио- или видеозапись и разрешение судьи для производства данных действий. Как показывает анализ правоприменительной практики, ст. 173 «Лжепредпринимательство» Уголовного кодекса Российской Федерации практически не применяется. Связано это с неопределенностью ее формулировки, а также с тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами преступлений. По изложенным причинам эта статья признается утратившей силу.

Заключение

Государственное регулирование — объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Обеспечение экономического роста во многом определяется качеством государственного воздействия на все стороны экономического развития страны. Экономический рост становится важнейшим и определяющим объектом государственного регулирования экономики активность государства в решении сложных и многочисленных задач обеспечения экономического роста должна быть значительно повышена и направлена на реализацию  имеющегося потенциала роста российской экономики.

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

Экономические преступления являются частью корыстной преступности, непосредственно связанной с экономическими отношениями в стране и мире. Понимание этой группы деяний еще более неопределенно, чем сама корыстная преступность. Тем не менее эти преступления во многих странах рассматриваются в виде относительно самостоятельной группы. И к этому есть много оснований экономических, социальных, криминологических и даже политических.

Криминологическая значимость и объемы экономической преступности не совпадают в странах с командной и рыночной экономикой, но в любом обществе ее нельзя игнорировать.

Начало разработки представления об экономической преступности в рыночной экономике, можно сказать, было положено в 1945 году сатерлендовским понятием беловоротничковой преступности в США как преступности, совершаемой высокопоставленными лицами в сфере бизнеса. Позже к этим преступлениям стали относить уклонение от налогов, компьютерные и другие преступления, причиняющие вред экономике государства, ее отдельным секторам, предпринимательской деятельности, а также экономическим интересам отдельных групп граждан. Перечень этих преступлений расширился до 2030 составов.

Список литературы

  1. Административное право России : учеб. для вузов (юрид. и фак. / отв. ред. А.П. Алехин .-- М. : Зерцало, 2006
  2. Административное право России : учеб. для вузов (спец. "Юриспруденция" .-- 2-е изд., перераб. и доп. -- М. : Велби, 2006

     3.   Кодексы и законы Российской Федерации. СПб.:ИГ «Весь», 2008

     4.  Коротков А., Гусев О., Завидов Б., Попов И. Право и экономика. М.: 1999.

    5. Основы государства и права / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юрист, 1999

    6.   Правоведение: учебник  / З.Г.Крылова, Э.П.Гаврилов, В.И.Гуреев и др.; Под рел. З.Г.Крыловой. – М.: Высш. шк., 2002

     7.  Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ, 2000

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 29.63K
Скачано: 311
Скачать бесплатно
22.03.12 в 13:59 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе