Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества [11.04.11]

Тема: Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 27.35K | Скачано: 260 | Добавлен 11.04.11 в 20:41 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: 2011


Оглавление

Введение 2

1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма 5

2. Основное содержание социальной теории Эмиля Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества 10

3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 15

Заключение 19

Список используемой литературы 21

 

Введение

К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX - начала XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917). Сам он неоднократно подчеркивал значение социологических воззрений О.Конта и Г.Спенсера, критически им осмысленных и развитых. Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.

Эмиль Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, так профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований.

Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции.

Дюркгейм убедительно применил к сфере социологического знания принципы научного рационализма. Его исследования представляют собой образец сочетания теоретического и эмпирического подходов к изучению социальных явлений. Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа в социологии: он исследовал социальные факты под углом зрения их функций в конкретных социальных системах. Вместе с тем он сравнивал между собой различные типы обществ и рассматривал сложные общества как комбинации одних и тех же простых элементарных единиц.

Дюркгейм разработал методологические принципы социологического мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства.

Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными.

Цель контрольной работы – рассмотреть труды Эмиля Дюркгейма и его теории эволюционного развития общества.

Задачи:

1. Рассмотреть учение о методе Дюркгейма и концепцию социального факта.

2. Передать основное содержание социальной теории Эмиля Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Охарактеризовать нормальное и патологическое развитие общества.

3. Выявить, что такое парадигма в социальной интерпретации, и какие парадигмы можно выделить в социологии.

 

1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм родился в еврейской семье, и предполагалось, что станет раввином. Вместо этого он занялся изучением философии. В первую очередь Дюркгейма интересовало ее применение в политике и общественной жизни. Эти области знаний тесно связаны с социологией, и в 1887 г. Эмиль Дюркгейм стал первым профессором социологии во Франции. Это почетное звание было ему присвоено в Бордо. В 1902 г. он стал профессором социологии и педагогики в Сорбонне.

Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Что дает людям возможность жить в согласии друг с другом? Почему иногда разрушается структура общества? Пытаясь ответить на эти вопросы, он предложил концепцию коллективного сознания, или совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид больше не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может создаваться в результате любого резкого изменения социальной структуры, например, при внезапных экономических подъемах или спадах.

Социология стала в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необходимым говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, по крайней мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного, эклектического.

Классический тип научности, по его мнению, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.

Основные принципы классической методологии:

1) Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов.

2)  Социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук.

3) Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно.

4) Важнейшим критерием научности является объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий».

По существу, Дюркгейм дал новую методологию современной социологии. Его методологической позиции присущи две особенности:

1) натурализм — понимание законов общества по аналогии с законами природы;

2) социологизм — утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами.

В конкретной исследовательской практике социологизм означал:

- необходимость изучения «социального через социальное, объяснение всех социальных явлений социальной средой их существования».

- изучая общество, нужно пользоваться только социологическим способом.

    Дюркгеймовская концепция социологии основывается на теории социального факта. Цель Дюркгейма – доказать, что социология может и должна существовать как наука объективная, предметом которой будет социальный факт. Для вычленения социологии необходимы две вещи:

- особый предмет, отличающийся от предметов всех других наук;

- предмет должен быть доступен наблюдению и должен поддаваться объяснению подобно тому, как объяснимы и наблюдаемы факты в области других наук.

Это двойное требование ведет к двум знаменитым формулам, в которых обычно резюмируется учение Дюркгейма: социальные факты следует рассматривать как вещи; отличительный признак социального факта – принудительное воздействие на людей.    

Социология, как считал Дюркгейм, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Конечными причинами социальных явлений выступают, по Дюркгейму, идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой социальной эволюции.

Дюркгейм хотел придать социологии статус самостоятельной науки со своим специфическим объектом, социальными фактами и сравнительным эмпирическим методом. Поэтому социология Дюркгейма знаменует собой также и признание науки об обществе как академической дисциплины: «Дисциплина лишь тогда заслуживает наименования науки, когда у нее есть своя отграниченная область исследования. Ибо наука занимается одним предметом, реальностью».

По отношению к отдельным людям социальные нормы, ценности и другие проявления общественного сознания существуют объективно. Каждый человек застает уже сложившимися определенные политические, правовые, моральные и другие нормы, ценности и социальные установки. Он должен их усвоить и реализовать на практике. В соответствии с этим Дюркгейм указывает на два основных признака социальных фактов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Тем самым Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определяющим воздействием на него социальных норм и предписаний.

Наиболее четко принципы классического типа научности были сформированы в работе французского социолога Э. Дюркгейма «Правила социологического метода» (1885г.) Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии как науки.

 Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что:

- социальные факты внешни для индивидов;

- социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны;

- устанавливаемые между двумя и множеством социальных фактов отношения причинности помогают формировать постоянные законы функционирования общества.

Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевывать от всех врожденных идей». Это означает, что:

- социология прежде всего должна порвать со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;

- она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

Третье правило состоит в признании предмета  (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что:

- источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;

- общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивид.

Дюркгейм убедительно продемонстрировал значимую роль социальных фактов в поведении людей в своей книге «Самоубийство» («Suicide», 1897), которая стала образцом обоснования социологии как эмпирической науки. Здесь Дюркгейм осуществил кропотливый сбор и анализ данных для проверки правильности своей теории. Более того, он применил статистические методы для исследования населения. С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялось климатическими, географическими, биологическими или психологическими факторами, Дюркгейм воспользовался правительственными статистическими отчетами. В качестве альтернативного объяснения он выдвинул предположение, что самоубийство есть социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом. Будучи социальным фактом, самоубийство поддается объяснению с помощью социальных факторов. Дюркгейм исследовал уровень самоубийств у различных групп европейцев и обнаружил, что для некоторых групп характерен повышенный показатель. Среди протестантов самоубийства имеют место чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем те, кто состоит в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения. Кроме того, он обнаружил, что в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций, в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности. На основании полученных результатов Дюркгейм пришел к выводу, что различные показатели самоубийств являются следствиями вариаций социальной солидарности. Индивиды, имеющие целую сеть общественных связей, менее склонны к совершению самоубийства, чем индивиды, слабо связанные с жизнью группы.

 

2. Основное содержание социальной теории Эмиля Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества

В качестве связующей категории между обществом и ценностными представлениями Дюркгейм вводит понятие «солидарность»  (которое уже встречалось у Конта) как взаимодействие индивидуальных психик. Это взаимодействие создает систему общих ценностей и чувств, «коллективное сознание», которое несводимо к отдельным индивидам.

Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Работа «О разделении общественного труда» была написана в 1893 году. В ней Дюркгейм предпринял попытку построения оригинальной социологической теории. В ее основание он положил понимание общества как самодостаточной, объективно существующей, независимой от ее членов величины. Первичность общества по отношению к составляющим его индивидам является одной из характерных черт социологии Дюркгейма. В признании первичности социальной организации он схож с Марксом. Основная цель работы — доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда.

Коллективное сознание и возникающая как его следствие солидарность отдельных людей являются связующим средством, без которого не существует общественного порядка. Однако его форма и действие определяются структурой общества. В просто структурированных, сегментарных обществах индивиды весьма похожи друг на друга и по своим представлениям, и по своей жизненной ситуации; и именно на этом сходстве основывается их солидарность; она является той «механикой», той действующей силой, которая поддерживает общественный порядок. Дюркгейм именует ее «механической солидарностью».

В отличие от этого специализация в обществах с развитой системой разделения труда обусловливает различия в обстоятельствах жизни и сознании, которые не оказывают разрушительного воздействия, поскольку люди зависят друг от друга именно в силу своего различия. Как в организме с его различными функциями органов, так и в этих социумах общественное устройство основывается на разделении труда и кооперации, на функциональных связях. Дюркгейм именует его поэтому «органической солидарностью». Оба типа наличествуют в конкретных обществах в смешанной виде; однако в современных обществах превалируют элементы органической солидарности, а в примитивных, архаичных и традиционных обществах – элементы механической солидарности (табл. 1).

Таблица 1

Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами общества


 

Механическая солидарность

Органическая солидарность

1. Морфологическая (структурная) основа

Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах).
Сегментарный тип (вначале на клановой, затем на территориальной основе).
Слабая взаимосвязь (относительно слабые социальные связи).
Относительно малый объем населения.
Относительно низкая материальная и моральная плотность.

Основана на разделении (преобладает в более развитых обществах).
Организованный тип (слияние рынков и рост городов).
Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи).
Относительно большой объем населения.
Относительно высокая  материальная и моральная плотность.
 
 

2. Типы норм (воплощенные в праве)

Правила с репрессивными санкциями.
Преобладание уголовного права.

Правила с реститутивными санкциями.
Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального,
административного и конституционного).

3а. Формальные признаки коллективного сознания

Большой объем.
Высокая интенсивность.
Высокая определенность.
Власть группы абсолютна.

Малый объем.
Низкая интенсивность.
Низкая определенность.
Большой простор для индивидуальной инициативы и рефлексии.

3б. Содержание коллективного сознания

Высокая степень религиозности.
Трансцендентность (превосходство над интересами человека и беспрекословность).
Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого.
Конкретность и детальный характер.

Возрастающая светскость.
Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения).
Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике
и социальной справедливости.
Абстрактность и общий характер.

Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам, в котором действия и поступки людей однородны. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение. Органическая солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При ней каждый индивид в какой-то мере независим от общества, свободен и автономен. Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

Доказывая нормальный характер солидарности в обществе и «аномальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм «механической солидарности» в тоталитарных обществах.

Задачей социологии, согласно Дюркгейму, является установление «нормального» через выявление отклоняющегося поведения, влекущего за собой санкции. Лишь отклоняющееся указывает на то, что всеми считается нормальным. То, что подобная социология узаконивает всеобщую данность и общественное моментом, ибо социология должна быть полезна для общества. Как и Конта, хотя и в меньшей степени, чем Спенсера, Дюркгейма интересует общество и его законы, которые генерируют и сами себя поддерживают.ц

Представляет интерес анализ Дюркгеймом проблемы коллективности. Коллективность трактуется им как «основной фактор социальности», естественное лоно жизнедеятельности людей. Он писал, что коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного существа», имеет общественную природу сущность. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные в своих действиях личности. При этом они поддерживаются определенной социальной (политической, правовой, моральной) дисциплины, что, по мнению Дюркгейма, является весьма существенным фактором общественной жизни. Дюркгейм допускает «построение социологии, которая видела бы в дисциплине существенное условие всякой общей жизни, основывая ее на разуме и истине».

Актуальный характер имеет учение Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных болезнях и их преодолении. Убедительно звучит высказанное им положение о том, что важно найти «объективный критерий, неотделимый от самих фактов и позволяющий нам научно различать здоровье от болезни в разных разрядах социальных явлений».

Социальное здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь». То, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, должно быть признано полезным и необходимым. Болезнь общества может зародиться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо комплексно. Большое значение придает Дюркгейм моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все его сферы социально здоровых и эффективных стимулов деятельности и общения людей.

 

3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?

Любая наука становится самостоятельной, когда достигает своей зрелости или переходит в парадигмальный статус.

Парадигма - специфическая структура, включающая различные по содержанию и характеру вариации представлений о предмете науки, ее основополагающих теориях и используемых методов.

Парадигма – совокупность философских, научных оснований любой науки. Виды парадигм:

1) Парадигмы, обосновывающие самостоятельный статус науки, разграничивающие на качественном уровне одно научное знание от другого.

2) Парадигмы, проводящие существенное различие между историческими стадиями развития той или иной науки.

3) Парадигмы, развивающие научные сообщества в рамках одной науки, находящиеся на одном историческом этапе науки.

Парадигма шире, чем научная теория, поскольку она кроме представления о предмете включает в себя основные научные категории, интерпретирующие (объясняющие) природу объекта, которые:

- позволяют отличить данную парадигму от другой;

- могут служить основанием для построения различного рода теорий в рамках парадигмы.

Парадигма науки - это система ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющая давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

У каждой науки есть свои парадигмы. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур. Между парадигмами всех наук есть некоторая общность, проявляющаяся в господствующем в те или иные времена человеческой истории способы научного мышления.

В социологии выделяют 3 парадигмы:

1. Парадигма социальных фактов (сводит социальную реальность к 2 группам социальных фактов: социальные структуры, социальные институты).

2. Парадигма социальных дефиниций (основной элемент – не сами социальные факты, а способ, посредством которого они определены: если люди определяют факты как реальные, то они и есть реальные). Социальная реальность выступает как совокупность факторов (значений, символов, жестов), исходя из которых люди оценивают своё отражение и выступают как действующие лица.

3. Парадигма социального поведения (уходит корнями в психологическую традицию американской школы социологии). Делает акцент на изучении психологических факторов социального поведения: получение желательного вознаграждения за желательное поведение (социальное) и наоборот.

Социологическая парадигма также как любой другой науки  есть система ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов мышления, позволяющая давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

Синергетическая парадигма отражает саморазвитие равновесно противодействующих сил (экономических, политических, военных, культурно-идеологических и др.) проблемам устойчивости (неустойчивости) мира, отдельных обществ.

Институциональная парадигма утверждает особую роль в социальных системах тех форм социальной практики, посредством которых обеспечивается устойчивость связей между субъектами социальной жизни и которые называются социальными институтами. В свете этой парадигмы изучается предназначение и функции социальных институтов, закономерности их функционирования, видоизменения и взаимосвязей с другими социальными структурами общества, а также друг с другом.    

Структурно-функциональная парадигма - не простая сумма двух названных подходов, а такой их синтез, который позволяет глубже осмыслить механизмы жизнедеятельности и стабильности социальных систем. Это достигается, прежде всего, выяснением того, каким образом совмещаются друг с другом функции:

- элементов системы относительно друг друга, основополагающих структур и всей системы;

- структур относительно друг друга, составляющих их элементов и всей системы;

- системы относительно ее структур и элементов;

- разных систем относительно друг друга.

Функционализмом называют такой анализ социальных систем как больших (государств, общественных классов, социальных институтов и т.п.), так и малых (семей, трудовых коллективов, иных микросоциумов), который основан на выяснении функций элементов, взаимодействие которых образует исследуемую систему.

Парадигма  символического интеракционизма исходят из того, что люди обретают свою человеческую природу, образуют и реализуют социальную жизнь благодаря взаимодействиям (интеракциям) с помощью разнообразных символов. Отсюда вытекает их повышенный интерес к анализу процессуального аспекта взаимодействий.

Феноменологическая парадигма заключена в осмыслении общества как явления, созданного и постоянно воссоздаваемого духовным взаимодействием людей, в т.ч. процессами межличностных коммуникаций Исследователи, взявшие на вооружение эту парадигму, изучают содержание и формы тех коммуникаций, которые особенно значимы для социальной жизни, понимания людьми друг друга. Язык социологии таков, что практически ни одно из используемых в нем понятий не конструируется вне мира повседневности. «Богатство» и «бедность», «сплоченность» и «конфликт», «ролевая идентификация» и «ретретизм» - все социологические концептуализации содержат значительный компонент обыденности, нечто двусмысленное, текучее, зависящее от обстоятельств. Лексикон социологии придает строгие очертания тому, что в обыденности принято называть «жизненным опытом». Связь с миром повседневности - одна из существенных особенностей социологической методологии, отличающая ее, например, от методологии естественных наук.

Этнометодологическая парадигма близка к предыдущей, но отличается от нее распространением методов этнографии и социальной антропологии на социологию. Она нацеливает на изучение процедур не только субъективного истолкования людьми своей социальной жизни, но и скрытых и неосознаваемых ими механизмов социальных коммуникаций.

Как любую другую социологическую методологию  составляют два уровня: эмпирический и теоретический, которым предшествует гипотеза.  

Эмпирический уровень преимущественно аналитичен, поскольку из объекта исследований вычленяется посредством абстрагирования предмет исследования и затем происходит изучение его частей. На эмпирическом уровне происходит сбор социальных фактов, их обработка и эмпирическое обобщение.

Теоретический уровень - это уровень создания гипотез и теорий на основе эмпирических исследований. Из теории дедуктивным путем выводятся эмпирически проверяемые следствия, и исследование вновь спускается на эмпирический уровень в целях проверки теоретических концепций. На теоретическом уровне начинает преобладать синтез. Он сначала выступает в роли гипотезы, обобщающей отдельные результаты исследования, а затем в виде теоретического конструкта. Таким образом, в структуре социологических исследований теоретическое и эмпирическое представляют собой две подсистемы единого целого, соответствуя критерию научности.

 

Заключение

Эмиль Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований.

Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придал изучению причин порядка и беспорядка в обществе.

Дюркгейм хотел придать социологии статус самостоятельной науки со своим специфическим объектом, социальными фактами и сравнительным эмпирическим методом.

Дюркгейм исходил из необходимости практической ориентации социологического знания. Но для того чтобы эта ориентация могла осуществиться, для того чтобы социология приносила пользу обществу, он считал необходимым в процессе познания отделять профессиональную этику социолога от гражданской этики, познавательные ценности - от любых других.

Социология, как считал Дюркгейм, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющей отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями.

Коллективное сознание и возникающая как его следствие солидарность отдельных людей являются связующим средством, без которого не существует общественного порядка.

В качестве связующей категории между обществом и ценностными представлениями Дюркгейм вводит понятие «солидарность»  как взаимодействие индивидуальных психик.

Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам, в котором действия и поступки людей однородны. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение. Органическая солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.

Задачей социологии, согласно Дюркгейму, является установление «нормального» через выявление отклоняющегося поведения, влекущего за собой санкции. Лишь отклоняющееся указывает на то, что всеми считается нормальным.

Парадигма - специфическая структура, включающая различные по содержанию и характеру вариации представлений о предмете науки, ее основополагающих теориях и используемых методов.

Парадигма науки - это система ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющая давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

Социологическая парадигма также как любой другой науки  есть система ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов мышления, позволяющая давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

Таким образом, Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, которая обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью. Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.

 

Список используемой литературы

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.

2. Волков Ю.Г. и др. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. 2-е изд. – Ростов-на-Дону, 2006.

3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М., 20043. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

5. Социология. Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд. - М., 2004.

6. http://readr.ru/emil-dyurkgeym-metod-sociologii.html

7. http://society.polbu.ru/dobrenkov_histsociology/ch15_all.html

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко / «История зарубежной социологии

Основные парадигмы и перспективы в социологии. Парадигма в социологии: методология вопроса»

8. http://socio.bloginua.com/2010/02/13/

«Понятие парадигмы в социологии. Основные виды парадигм в социологии»

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 27.35K
Скачано: 260
Скачать бесплатно
11.04.11 в 20:41 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе