Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества [26.03.09]

Тема: Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.87K | Скачано: 305 | Добавлен 26.03.09 в 12:23 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2008


Содержание
Введение 3
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма 4
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества 9
3.Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14
 
Введение
Классический тип научности в социологии, по мнению одного из крупнейших историков социологии Ю.Н. Давыдова, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.
Наиболее значительный представитель социологического позитивизма конца XIX– начала XX в. – французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 -1917). Он родился 15 апреля 1858г. в г. Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В  детстве будущий автор социологической теории религии готовился к религиозному поприщу своих предков, изучая древнееврейский язык, Ветхий завет и Талмуд. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. С юных лет и до конца своей жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку в частности. «Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании» [3, с. 67].   
Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.
 
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.
Наиболее четно принципы классического типа научности были сформированы в работе французского социолога Э. Дюркгейма «Правила социологического метода» (1885г.) Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования у социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии как науки.
 Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что:
1) социальные факты внешни для индивидов;
2) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны;
3) устанавливаемые между двумя и множеством социальных фактов отношения причинности помогают формировать постоянные законы функционирования общества.
Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевывать от всех врожденных идей». Это означает, что:
1)    социология прежде всего должна порвать со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;
2) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании предмета  (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что:
1)    источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;
2) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивид.
При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял установить соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. В социальной реальности им выделены три уровня: уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население), уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила) и уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).
Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат – коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили  свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действия, ценностей и т.д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социального метода, по Дюркгейму.
Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые характеризуются двумя признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Впоследствии он дополнил это истолкование еще одним, определив социологию как «науку об институтах, их генезисе функционировании».
В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.
Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя:
1)    социологию религии;
2)    социологию морали;
3)    юридическую социологию;
4)    экономическую социологию;
5) лингвистическую социологию;
6) эстетическую социологию.
Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавлива6ет наиболее общие законы; это философская сторона науки.
Эмиль Дюркгейм во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии:    1) натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами.
Для понимания дюркгейского «социологизма» необходимо различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм».
Онтологическая сторона «социологизма», т.е. концепция социальной реальности, выражена в следующих социальных положениях.
1)    Социологическая реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.
2)    Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Речь идет прежде всего о всемерном подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах.
3)     Онтологическая сторона «социологизма» не сводится, однако, к признанию основательности и автономности социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения, значение же индивидуальной реальности признается вторичным.
Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
1)    Поскольку общество – часть природы, постольку наука об обществе – социология – подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук.
Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой «асоциальные факты нужно рассматривать как вещи» [7, с. 166].
2)    Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологически1й принцип, согласно которой социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
3)    Однако «социологизм» Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социальный способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя.
 
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.
Центральным в научном творчестве Дюрккгейма, как  и всей французской школы, является проблема социальная солидарность.
По существу солидарность для него – синоним общественного состояния.
Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга – обоснования «солидаризующей» функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значение исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства – основная функция религиозных верований и действий.
Он, как и Конт, считал, что общество по своей природе основано на консенсусе. Конфликты не являются не движущей силой истинного развития, ни неизбежным признаком коллективной жизни, они – признак болезни или разлада в обществе. Дюркгейм отвергал идею К. Маркса о революции как способе разрешения социальных конфликтов.
Вслед за Контом он рассматривал общество как отношения согласия и солидарности. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы:
1)    механической солидарности (доиндустриальное или традиционное общество);
2)    органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество).
Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам, в котором действия и поступки людей однородны. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение. Органическая солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При ней каждый индивид в какой-то мере независим от общества, свободен и автономен. Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.
Доказывая нормальный характер солидарности в обществе и «аномальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или врождения) «механической солидарности» в тоталитарных обществах.
Представляет интерес  анализ Дюркгеймом проблемы коллективности. Коллективность трактуется им как «основной фактор социальности», естественное лоно жизнедеятельности людей [1, с. 42]. Он писал, что коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного существа», имеет общественную природу сущность. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные в своих действиях личности. При этом они поддерживаются определенной социальной (политической, правовой, моральной) дисциплины, что, по мнению Дюркгейма, является весьма существенным фактором общественной жизни. Дюркгейм допускает «построение социологии, которая видела бы в дисциплине существенное условие всякой общей жизни, основывая ее на разуме и истине». Сегодня, как и во все времена жизни Дюркгейма, это звучит весьма актуально.
 
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?  
В процессе развития социологии сформировались три методологические традиции, или парадигмы, т.е. системы коренных принципов, которые сходным образом реализуются в «правилах» научного мышления отдельных школ и направлений (табл. 2). Несмотря на то что их возникновение тесно связано с кризисами естественно-научного познания и поступательной разработкой новых подходов к исследованию, каждая из них не «вымирала» окончательно, а продолжает сосуществовать со своими более молодыми «соперницами» [3, с. 55].
Можно сказать, что социология в своем развитии прошла три основные эпохи развития профессионального (рефлексивного, или самообращенного, критичного) мышления, на протяжении которых ученые меняли свои представления о том, «что есть наука». В результате сложились весьма отличающиеся друг от друга социологические культуры, или стилистики профессионального мышления ученых-обществоведов.
Таблица 1

Парадигма

Классика

Модерн

Постмодерн

Основной элемент

Объект познания

Метод познания

Субъект познания

Основной вопрос

Что? (познается)

Как? (познается)

Кто? (познает)

Основная проблема

Объяснение

Понимание

Описание

Основная ценность

Объективность

Рациональность

Креативность

Основное ограничение

Догматизм

Технократизм

Субъективизм

 Со всеми своими плюсами и минусами эти парадигмы продолжают развиваться: классическая методология – вопреки скепсису и моде, неклассическая – вопреки собственной сложности и теоретическому «разброду», постнеклассическая – вопреки непониманию и внутренней неопределенности. Существуя порознь, но создавая единое современное научное поле с его актуальной проблематикой и разнообразными методами, вместе они передают полифонию осмысленным впечатлений и системных представлений об обществе, в котором мы живем.
 
Заключение
Эмиль Дюркгейм – один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмете преподавания. Влияние его идей присутствуют в самых различных отраслях социального знания, от общей социальной теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социальные теории ХХ в. так или иначе соотносились с теорией дюркгеймовских идей.
Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой.
Вслед за Контом, Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.
Разрабатывая проблемы социальной теории и метода, Дюркгейм касается проблемы взаимодействия социологии и философии. Он признает, что социология «возникла из великих философских доктрин» и почти всегда опирается на какой-нибудь философский подход. Однако, пишет Дюркгейм, социология давно стала самостоятельной наукой, имеет свой предмет и должна заниматься своим делом. Труды  самого Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как науки.
 
Список литературы
1.    Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд. – М.,2004.
2.    Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб, 2007.
3.    Волков Ю.Г., Мостовская И.В. Социология% Учебник для вузов/  Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2001.
4.    Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций . 3-е изд. – М.: 2006.
5.    Кравченко А.И.  Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие: - M.: К.Велби, Изд-во Проспект, 2006.
6.    Смелзер Н. Социология. – М., 1997.
7.    Гофман Семь лекций по истории социологии. - М., 1997.
8.    Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1991.
9.    Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.
10.    Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 15.87K
Скачано: 305
Скачать бесплатно
26.03.09 в 12:23 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе