Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Взгляд Э.Дюркгейма на социологию как науку

Взгляд Э.Дюркгейма на социологию как науку [04.11.10]

Тема: Взгляд Э.Дюркгейма на социологию как науку

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.53K | Скачано: 311 | Добавлен 04.11.10 в 23:25 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание
Введение 3
1. Учение о методе Э.Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма 4
2. Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества 7
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 11
Заключение 16
Список литературы 17
 
Введение
В данной работе показан взгляд Э.Дюркгейма на социологию как науку, ее предмет и суть метода социологизма. Также рассматривается одна из главных тем творчества Э.Дюркгейма о «социальной солидарности». Нужно отметить, что работы Э.Дюркгейма являются актуальными и в наши дни, поскольку его труды сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки. Его взгляд на социальные истоки развития общества, к которым можно отнести, прежде всего, коллективное сознание и коллективную деятельность людей, позволил ему получить подробный анализ механизма функционирования и развития общества. Он писал, что коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. В силу коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга, но пи этом они придерживаются определенной социальной дисциплины,  что является весьма существенным фактором общественной жизни. По мнению Э.Дюркгейма «построение социологии, которая видела бы в дисциплине существенное условие всякой общей жизни, основывая ее на разуме и истине». Сегодня, как и во времена Э.Дюркгейма, это звучит весьма актуально.
В третьем вопросе работы рассмотрено такое социальное явление, как «парадигм». Нужно отметить, что парадигмой науки называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования. У каждой науки есть свои парадигмы, в данной работе рассмотрены парадигмы социологии, ее виды, и классификация согласно различным этапам развития науки и различным взглядам ученых на это явление.
 
1. Учение о методе Э.Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма
Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) был одним из первых, кто попытался теоретически обосновать и выделить предмет изучения социологии – «социальную сферу». Он разработал методологию и методы социологических исследований, что позволило подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на ее прикладном характере. С его именем связан процесс становления социологии на европейском континенте, ее преподавание как самостоятельной учебной дисциплины. Э.Дюркгейм явился основателем французской социологической школы. Основными социологическими работами Э.Дюркгейма являются следующие: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство. Социологический этюд», «Элементарные формы религиозной жизни».
 Обобщающим понятием, выражающим основные принципы и методологии социологии Э.Дюркгейма, выступает понятие «социологизм». Эта концепция утверждает первостепенное и исключительное значение социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды. По Э.Дюркгейму общество – это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием".  Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. В понятии «социологизм» выделяются два аспекта: онтологический и методологический. В онтологическом аспекте «социологизма» можно выделить следующие позиции: согласно Э.Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна и «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому развивается в соответствии с определенными законами; во-вторых, общество – это реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. Общество доминирует над индивидом, создает его и является источником всех высших ценностей. Из онтологического аспекта «социологизма» можно выделить соответствующие методологические принципы познания социальной реальности. Первый и основной принцип Э.Дюркгейма заключается в том, что социологию в методологическом плане можно сравнить с науками о природе,  поскольку общество есть часть природы. Ее познавательной целью является исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Поэтому в социологии применимы методы познания, аналогичные методам естественных наук. Следующий принцип методологии Э.Дюркгейма связан с его учением о социальных фактах. Социальный факт у Э.Дюркгейма – это общественное явление, ситуация общественной жизни, рассматриваемые как социальное действие или результат определенной деятельности. Действительность выступает у него как совокупность социальных фактов. К социальным фактам относятся формы общественного бытия, коллективные представления, мораль. Методологический принцип Э.Дюркгейма применительно к социальным фактам гласит: «Социальные факты следует рассматривать как вещи». Одни социальные факты должны объясняться другими социальными фактами. Социология выступает у него не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода «наука наук», призванная обновить и социологизировать самые различные области знания – философию, этику, логику, историю, экономику и др.
У социальных фактов общая духовная природа и сущность. Все они – проявления группового и массового сознания. Их воздействие на людей в конечном счете организовано сознательно и осуществляется через социальные институты, в том числе правовые, религиозные и т.д. В этой связи Э.Дюркгейм писал, что социальный факт есть лишь там, где существует определенная организация. В его учении о социальных фактах содержатся важные положения для понимания взаимодействия общества и личности, показана роль группового, коллективного сознания. Все это, по мнению Э.Дюркгейма, составляет истинный предмет социологии как науки.
 
2. Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества
Э.Дюркгейм опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы опубликованы посмертно.Его книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора. Ее содержание составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы: доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - это тот фактор, который создает и воссоздает единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.
Для обоснования этого положения Э.Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему. Если в архаических обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании», то в развитых социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене, причем «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере.
Автор стремится строить свою теорию на определенной эмпирической основе. В качестве этой основы выступают некоторые древние и современные системы нравственно-правовых норм, различающиеся между собою характерными видами санкций.
Нормы с репрессивными санкциями, характерные для уголовного права, служат показателями механической солидарности; нормы с восстановительными санкциями, характерные для права гражданского, семейного, договорного, торгового и т. п., служат показателями органической солидарности.
Дюркгеймовская теория разделения общественного труда формировалась под влиянием соответствующих теорий Конта, Спенсера и Тенниса.
В работе «О разделении общественного труда» эволюционистский подход сочетается со структурно-функциональным. Классификация автором социальных структур  и рассмотрение сложных обществ как сочетания простых основаны на эволюционистском представлении о последовательной смене во времени одних социальных видов другими. Однако уже в этой работе Э.Дюркгейм отказывается от плоского однолинейного эволюционизма в пользу представления о сложности и многообразии путей социальной эволюции. Он склонен главным образом говорить не об обществе, а об обществах.
Хотя механическая солидарность в его интерпретации характерна преимущественно для архаических обществ, а органическая - для современных промышленных, все же это деление в большой мере носит аналитический характер. Э.Дюркгейм признает сохранение элементов механической солидарности при господстве органической, и вообще эти категории в его интерпретации выступают преимущественно как «идеальные типы», по терминологии М. Вебера.
Вначале Э.Дюркгейм рассчитывал на то, что со временем разделение труда само приведет к своему «нормальному» состоянию и начнет порождать солидарность. Но уже ко времени опубликования «Самоубийства» (1897) и особенно выхода второго издания книги «О разделении общественного труда» (1902) он приходит к мысли о необходимости социально-реформаторских действий по внедрению новых форм социальной регуляции, прежде всего посредством создания профессиональных групп (корпораций). Это нашло отражение в предисловии ко второму изданию книги.
Теория, развитая Э.Дюркгеймом в его первой книге, послужила объектом интенсивной, разносторонней и нередко обоснованной критики, что не помешало ей занять видное место в социологической классике. Э.Дюркгейм рассматривал самоубийство в связи с изменениями в структуре общества и социальными условиями (семейными, религиозными, национальными). Он выделял три типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое. Первый тип самоубийств коренится в разрыве социальных связей между индивидом и группой. Когда люди объединены и связаны любовью с той группой, к которой они принадлежат, то они легко жертвуют своими интересами ради общей цели и с большим упорством борются за свое существование. Кроме того, сознание цели, стоящей перед ними, заставляет их забыть о личных страданиях. В коллективе можно наблюдать постоянный обмен идей и чувств между всеми и каждым, и поэтому индивид не предоставлен исключительно своим силам, а является участником коллективной энергии и находит в ней поддержку в минуты слабости и упадка. Чем сильнее ослабевают внутренние связи с той группой, к которой принадлежит индивид, тем меньше он от нее зависит и тем больше он будет руководствоваться соображениями своего личного интереса. Отдельные индивиды настолько связаны с жизнью общества, что, отрываясь от него, они утрачивают смысл своей деятельности. Если разрываются узы, связывающие человека с жизнью, то это происходит из-за ослабления его связи с обществом. Альтруистическое самоубийство – оборотная сторона эгоистического. И крайний индивидуализм, и недостаточно развитая индивидуальность приводят к тем же результатам. Когда человек отделяется от общества, в нем легко зарождается мысль покончить с собой, то же самое происходит в случае, когда общественность полностью и целиком поглощает его индивидуальность. Во всех этих случаях человек лишает себя жизни не потому, что он сам этого хотел, а в силу того, что он должен был поступить именно так. В той среде, где властвует альтруистическое самоубийство, человек всегда готов пожертвовать своей жизнью, но зато он так же мало дорожит и жизнью других людей. Аномические самоубийства вызываются социальной дезорганизацией, в результате которой люди теряют привычный образ жизни и не могут приспособиться к новым социальным условиям. Это особенно относится к периодам кризисов и социальных потрясений, когда рушится сложившаяся система ценностей: одни люди внезапно возвышаются, а другие теряют свое социальное положение, что порождает неустойчивость общества в целом и рост числа самоубийств. В момент социальной дезорганизации общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека. Этим объясняется резкое повышение «кривой» самоубийств. Работы и идеи Э.Дюркгейма оказали громадное влияние на мировую, особенно французскую, социологию. Концепцию Э.Дюркгейма можно рассматривать как определенный финал развития теории и методологии классического позитивизма в социологии.
 
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
Прежде всего, необходимо указать, что парадигма — это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных. Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун. Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки. Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы.
Помимо данной классификации, существуют и другие. Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм: парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов); парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология); парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия). В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм.
Одна из наиболее распространенных в социологии парадигм - парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Галыпунгом (Норвегия) и др. Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни. Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.
Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности. Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер. Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами.
В современной социологии существует пять основных парадигм, на которые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.
Парадигма "социальных факторов" сводит социальную реальность к двум группам этих факторов - социальным структурам и социальным институтам, которые отождествляются с понятиями реальных вещей. В рамках этой парадигмы выделяются два основных теоретических направления: структурно-функциональный анализ и концепции социального конфликта.
Структурный функционализм (Т.Тарсонс, Р.Мертон) берет начало от идей Спенсера об обществе как живом организме, в котором каждый орган имеет специфические функции, а связанные между собой внутри организма они образуют целостную систему. Основные положения этой теории: общество - система взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое, каждая часть специализируется на выполнении каких-либо определенных функций, удовлетворении каких-либо потребностей общества. Все части вместе направлены на поддержание устойчивости общественной системы, но в обществе должны быть и специальные внутренние механизмы контроля. Весь социальный контроль в обществе держится на страхе. "Страх перед живыми" создает государство в лице политических, правовых органов, армии и др. "Страх перед мертвыми" - поддерживает церковь. Но, прежде всего, социальная интеграция формируется на основе единой системы ценностей. Ценности - самый устойчивый остов общественной системы. Дисфункции в обществе существуют, но они  преодолеваются сами по себе и, в конечном итоге, укореняются в обществе с пользой для него.
Слабые стороны функционализма: статичный, внеисторический подход к изучению общества. Идеологически ориентирован на стабильность, в то время как в современном обществе происходит масса конфликтов, постоянное наличие которых он не способен объяснить.
Теории социального конфликта сформировались главным образом на основе идей Маркса, полагавшего, что в основе развития общества - конфликт антагонистических классов рабочих и капиталистов. У них нет общих ценностей, поэтому они обречены на конфликт, революцию.
Современные конфликтологи  в основе развития общества также видят, прежде всего, противоречия, но для них главные причины конфликтов не экономические, а политические - борьба за власть. Отличительная черта любого общества - господство, конфликт, подавление. Вся общественная структура основана на власти одних групп над другими (мать - ребенок, хозяин - раб, офицер - солдат). У различных социальных групп в обществе различные интересы, когда люди осознают общие интересы, они объединяются в общественные классы (профсоюзы, партии и т.д.). Конфликты обостряются, если власть сосредоточена в одних руках и нет механизма ее распределения.
Большинство представителей этого направления подчеркивают, что конфликты в обществе - естественное и нормальное явление, они - основа развития, т.е. они функциональны и позитивны. Конфликтами можно и нужно управлять, их можно даже сознательно использовать как инструмент управления и развития.
У истоков парадигмы "социальных дефиниций" лежат работы немецкого социолога Макса Вебера (1864 - 1920). Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных факторов. Само социальное поведение людей строится в соотвествии с пониманием ими социальной реальности. Здесь существуют следующие теоретические направления: символические интеракционализм, феноменология, этнометодология. Наиболее видными представителями данной школы являются Т. Парсонс, Г. Мед, Г. Гарфинкель.
Парадигма "социального поведения" опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является Б. Скиннер, второй - Д. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблемах ожидаемого вознаграждения и наказания нежелательного социального поведения.
Парадигма "психологического детерминизма" возникла на основе учения австрийского психиатра З.Фрейда (1856 - 1939). Социальная реальность в ней рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества. Некоторые исходные постулаты фрейдизма, такие как доминирующая роль бессознательного, гиперсексуализм, Эдипов комплекс и др. впоследствии потерпели определенные  изменения в теориях неофрейдизма (Э. Фрамм, Д. Рисмен).
В России наиболее известна марксистская парадигма "социально-исторического детерминизма". В фокусе ее внимания - социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном развитии производственно-экономическим факторам, сегодня дает основание определить эту парадигму как "экономический детерминизм".
 
Заключение
Делая вывод по данной работе можно сказать, что Эмиль Дюркгейм является одним из пионеров практической социологии. Он стремился, прежде всего, к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. Э.Дюркгейм считал, что общество – это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого.
Он разработал методологию функционального анализа, которая применяется и по сей день, провел глубокий анализ проблемы самоубийства, который и сегодня служит классическим примером того, каким должно быть социологическое исследование, заложил основы теории аномии, и в наше время не потерявшей своей актуальной ценности. Э.Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин "аномия" служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения. Учение об обществе Э.Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали Дюркгеймовскую социологическую школу, и современные социологи справедливо признают Э.Дюркгейма классиком в области социологии. Его учение о разделении общественного труда, о механической и органической солидарности, природе социального факта, коллективном сознании и ценностях, является актуальным и в настоящее время.
 
Список литературы
1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии, уч. пос. для ВУЗов, изд. 2. М., 1997, 224 с.
2. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.
3. Лавриненко В.Н., Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349с.
4. Смелзер Н. С50 Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
5. Фролов С.С. Социология: Учебник. Для вузов / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Наука, 1994. - 256 с.: схем. - (Прогр. "Обновление гуманит. образования в России"). - Библиогр.: с. 249-254
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 17.53K
Скачано: 311
Скачать бесплатно
04.11.10 в 23:25 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе