Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »
Тема: Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 20.46K | Скачано: 300 | Добавлен 11.11.10 в 10:23 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Орел 2010
Содержание
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма 3
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества 6
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 9
Список использованной литературы 13
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма.
Давид Эмиль Дюркгейм (15 апреля 1858— 15 ноября 1917, Париж) — французский социолог и мыслитель, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Эмиль Дюркгейм был приверженцем классического научного метода в социологии. В истории социологии Э. Дюркгейм представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - «социальную сферу». Идейно теоретическим источником для Дюркгейма служили концепции просвещения, идеи Сен-Симона и Конта, этика Канта, психология народов Бунда, а также идеи немецкой исторической школы права. Ему принадлежат следующие основные труды: «О разделении общественного труда» (1893г.), «Правила социологического метода» (1895г.), «Самоубийство» (1897г.), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912г.). В сотрудничестве со своими учениками и последователями Дюркгейм издаст «Социологический ежегодник», оказавший большое влияние на развитие обществоведческой мысли во Франции и в Европе.
«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов. Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д. Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.
Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода. Принципы социологии:
1. Общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.
2. Общество первично по отношению к составляющим его людям.
3. Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.
По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и т.о. должна иметь свои специфические методы.
Различают два аспекта «социологизма»: онтологический и методологический. Онтологическая сторона “социологизма” выражена в следующих положениях.
1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и “реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.
2. Общество - это реальность особого рода. не сводимая к другим ее видам.
3. Онтологическая сторона “социологии” но сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности.
Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.
Методологический аспект “социологизма”.
1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе -социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи”. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.
2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
3. Однако “социологизм” Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его “социальным реализмом” общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснении провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рола наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.
Таким образом, признание социологии специфической наукой дополняется “социологизме” своеобразным социологическим экспансионизмом (иногда обозначаемым как “социологический империализм”). Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки.
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества .
Главной идеей, вдохновившей Дюркгейма, была идея социальной солидарности, стремление найти ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество.
Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям. Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридической формой. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.
Теория строения и эволюции общества:
• Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт.
• Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме.
Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ представлена в Приложении 1.
Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.
Демократия — вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным. Набор санкций при этом чрезвычайно широк, а подавляющая их часть склоняется к мягким и косвенным санкциям.
Тоталитарное общество — не является многовариантным, так как не только сужает диапазон свободы действий, но применяет к нарушителям чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону репрессивных мер. Такое общество держится только на том, что все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы. Человек должен знать нормы и автоматически им следовать.
Нормальными, по Дюркгейму, являются те отправления социального организма, которые вытекают из условий его существования. Преступления и другие социальные болезни, нанося вред обществу и вызывая отвращение, вместе с тем нормальны в том смысле, что коренятся в определенных общественных условиях и поддерживают полезные и необходимые общественные отношения.
Понимание нормального как общепринятого и широко распространенного вело Дюркгейма к парадоксальным заключениям, а порой и к релятивизму. Так, преступление, встречавшееся во всех или в большинстве обществ, рассматривалось им как нормальное явление. Напротив, рост числа самоубийств в конце ХIХ века и некоторые типы экономического кризиса квалифицировалось как патологические. При этом Дюркгейм исходил из необходимости опираться на определенную теорию общества и исторического развития, имея в виду некую идеальную, оптимальную форму общества, по отношению к которому следует рассматривать отклоняющиеся случаи. Но теоретически обосновать эту идею он не мог, что неизбежно и приводило к релятивизму.
Наряду с нормальным состоянием общества Дюркгейм выделял “ненормальные формы” разделения труда. Одной из форм таких ненормальных состояний является аномия, т.е. такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Дюркгейм искал объяснения аномии в неразработаности правил, регулирующих отношения между социальными функциями. Наличие нерегулируемой конкуренции, классовых конфликтов, рутинности труда и деградации рабочей силы он определял как болезни слишком быстрого роста производства и разделения труда, как побочные продукты естественной эволюции.
Преодоление “ненормальных форм” мыслилось Дюркгеймом на пути мирного разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров, установления свода правил, жестко регламентирующих отношения классом, введения справедливости и равенства “внешних условий”, т.е. равенства социальных возможностей и воздаяния всем по заслугам.
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
Парадигма (греч. пример, образец) - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач.
Новое звучание ему придал Томас Кун (1922–1996), автор книги «Структура научных революций» (1962). Он обратил внимание на то, что наука развивается не сама по себе, а в результате деятельности сообществ ученых, научных школ и направлений, разделяющих определенные научные традиции. В рамках одной и той же парадигмы возможны дискуссии и даже разногласия, однако они существуют на базе общих исходных теоретических моделей, правил и стандартов научной практики. О парадигме можно говорить тогда, когда сообщество ученых опирается на: 1) некоторые очевидные для данного сообщества базовые теоретические представления об исследуемой реальности; 2) представления о том, какие проблемы достойны внимания науки; 3) представления о подлинно научных методах исследования.
Парадигма – это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Очевидно, что речь идет не только о философском, но и о социологическом понятии. Поэтому вполне логично, что социологи одни из первых стали рассматривать свою науку сквозь призму парадигм, обратив внимание прежде всего на две большие группы теоретических направлений.
Одна из них опирается на идеи, появившиеся в марксистской и позитивистской социологии, и прежде всего на социологизм Э. Дюркгейма. Эту группу, объединяющую различные системные и структурно-функциональные теории, а также теории конфликта, можно назвать структурной, фактуалистической или объективистской парадигмой. Ее объединяет: 1) взгляд на социальную реальность как на существующую объективно, т. е. независимо от индивидуальных представлений и пожеланий, систему; 2) взгляд на социологию как на науку, которая призвана описать социальную структуру и объективные законы ее трансформации; 3) ориентация на методы, принятые в естественных науках.
Другую группу направлений можно назвать дефиционистской, конструктивистской или субъективистской парадигмой. Она опирается на идеи понимающей социологии Макса Вебера, на психологические, за исключением бихевиоризма, направления, а также на феноменологическую философию. Объединяет эту парадигму следующее: 1) социальная реальность понимается как возникающая в результате взаимодействий, опосредованных индивидуальными смыслами и представлениями действующих лиц; 2) поэтому основная задача социологии – понять внутренний смысл тех или иных действий, описать представления, на основе которых конструируется социальная реальность, и процесс этого конструирования; 3) задача эта должна решаться с помощью методов, принципиально отличающихся от естественно-научных.
Существуют направления, которые нельзя отнести ни к одной из двух вышеназванных парадигм. Например, бихевиористические теории обмена, которые выделяют в отдельную парадигму в социологии. Теории обмена, когда они появились, в каком-то смысле были попыткой найти «третий путь» в теоретической социологии. Но в целом теории обмена намного ближе к фактуалистической, чем дефиционистской парадигме. Бихевиористическая методология, на которую они опираются – это традиция изучения психики человека, опирающаяся на внешнее наблюдение за поведением с использованием методов, заимствованных из естественных наук.
Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на 3 большие группы:
- структурные парадигмы - рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого целого и на макроуровне (функционализм, конфликтные парадигмы);
- интерпретивные парадигмы - делают акцент на изучении и интерпретации
человеческого поведения на микроуровне (парадигма социальные действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология);
- интегральные и объединительные парадигмы - выражают взаимосвязь социологических структур и деятельных соц. агентов (интергральная парадигма П.Сорокина, структурация А.Гидденса, структуралистский конструктивизм П.Бурдье, структурно-деятельностная социология П.Штомпки).
Социологическая парадигма также как любой другой науки есть система ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов мышления, позволяющая давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.
Синергетическая парадигма отражает саморазвитие равновесно противодействующих сил (экономических, политических, военных, культурно-идеологических и др.) проблемам устойчивости (неустойчивости) мира, отдельных обществ.
Институциональная парадигма утверждает особую роль в социальных системах тех форм социальной практики, посредством которых обеспечивается устойчивость связей между субъектами социальной жизни и которые называются социальными институтами. В свете этой парадигмы изучается предназначение и функции социальных институтов, закономерности их функционирования, видоизменения и взаимосвязей с другими социальными структурами общества, а также друг с другом. Особый тип единиц социологического исследования составляют институции. Социальные институты не совпадают с группами, хотя являют собой стандартизированные образцы взаимодействия.
Структурно-функциональная парадигма - не простая сумма двух названных подходов, а такой их синтез, который позволяет глубже осмыслить механизмы жизнедеятельности и стабильности социальных систем. Это достигается, прежде всего, выяснением того, каким образом совмещаются друг с другом функции: а) элементов системы относительно друг друга, основополагающих структур и всей системы; б) структур относительно друг друга, составляющих их элементов и всей системы; в) системы относительно ее структур и элементов; г) разных систем относительно друг друга.
Функционализмом называют такой анализ социальных систем, как больших (государств, общественных классов, социальных институтов и т.п.), так и малых (семей, трудовых коллективов, иных микросоциумов), который основан на выяснении функций элементов, взаимодействие которых образует исследуемую систему.
Парадигма символического интеракционизма исходят из того, что люди обретают свою человеческую природу, образуют и реализуют социальную жизнь благодаря взаимодействиям (интеракциям) с помощью разнообразных символов. Отсюда вытекает их повышенный интерес к анализу процессуального аспекта взаимодействий.
Феноменологическая парадигма заключена в осмыслении общества как явления, созданного и постоянно воссоздаваемого духовным взаимодействием людей, в т.ч. процессами межличностных коммуникаций Исследователи, взявшие на вооружение эту парадигму, изучают содержание и формы тех коммуникаций, которые особенно значимы для социальной жизни, понимания людьми друг друга. Язык социологии таков, что практически ни одно из используемых в нем понятий не конструируется вне мира повседневности. «Богатство» и «бедность», «сплоченность» и «конфликт», «ролевая идентификация» и «ретретизм» - все социологические концептуализации содержат значительный компонент обыденности, нечто двусмысленное, текучее, зависящее от обстоятельств. Лексикон социологии придает строгие очертания тому, что в обыденности принято называть «жизненным опытом». Связь с миром повседневности - одна из существенных особенностей социологической методологии, отличающая ее, например, от методологии естественных наук. Объект исследования вынесен здесь вовне познающего сознания. А социолог субъективно включен в мир, который пытается познать объективно.
Этнометодологическая парадигма близка к предыдущей, но отличается от нее распространением методов этнографии и социальной антропологии на социологию. Она нацеливает на изучение процедур не только субъективного истолкования людьми своей социальной жизни, но и скрытых и неосознаваемых ими механизмов социальных коммуникаций.
Список использованной литературы
1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., ТК Велби, проспект, 2004
3. Социология. Курс лекций. Учебное пособие./ Ю.Г. Волков (и д.р.), изд. 2е, Ростов Н/Д, Феникс, 2006.
Приложение
Механическая солидарность |
Органическая Солидарность |
|
1) Морфологическая (структурная) основа |
Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах); Сегментарный тип (вначале на клановой, затем на территориальной основе); Слабая взаимосвязь (относительно слабые социальные связи); Относительно малый объем населения; Относительно низкая материальная и моральная плотность |
Основана на разделении (преобладает в более развитых обществах); Организованный тип (слияние рынков и рост городов); Большая взаимозависимость (относительно силные социальные связи); Относительно большой объем населения; Относительно высокая материальная и моральная плотность |
2) Типы норм (воплощенные в праве) |
Правила с репрессивными санкциями; Преобладание уголовного права |
Правила с реститутивными санкциями; Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного) |
За) Формальные признаки коллективного сознания |
Большой объем; Высокая интенсивность; Высокая определенность; Власть группы абсолютна |
Малый объем; Низкая интенсивность; Низкая определенность; Большой простор для индивидуально инициативы и рефлексии |
36) Содержание коллективного сознания |
Высокая степень религиозности; Трансцендентность (превосходство над интересами человека и беспрекословность); Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого; Конкретность и детальный характер |
Возрастающая светскость; Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения); Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости; Абстрактность и общий характер |
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.