Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Учение о методе Э. Дюркгейма и особенности «социологизма»

Учение о методе Э. Дюркгейма и особенности «социологизма» [30.03.12]

Тема: Учение о методе Э. Дюркгейма и особенности «социологизма»

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Реферат | Размер: 14.96K | Скачано: 266 | Добавлен 30.03.12 в 16:03 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание:
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма 3
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества 5
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 8
Список литературы 12
 
1.    Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма.
К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX - начала XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). 1; с.37
Он разработал методологию и методы социологических исследований, что позволило подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на её прикладном характере. С именем Дюркгейма связан процесс становления социологии на европейском континенте и её преподавание как самостоятельной учебной дисциплины. Дюркгейм явился основателем французской социологической школы. [7; с.48]
Значительное внимание он уделял вопросам развития методологии социологического знания, полагая вслед за О. Контом, что она должна ориентироваться на методы познания естественных наук.
Главная цель социологии, по его мнению – это открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей.
Предметом социологии должны выступать «социальные факты», которые следует  «изучать, как вещи». 2; с.27
К социальным фактам Э. Дюркгейм относил, прежде всего коллективные представления, т.е. различные явления моральной жизни – традиции, обряды, обычаи, правила поведения человека. Такие явления существуют объективно и независимо от индивида, они принудительно воздействуют на него, заставляя вести себя определённым образом. Конечными причинами социальных явлений выступают идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике.
Каждый человек застаёт уже сложившимися определённые политические, правовые, моральные и другие нормы, ценности и социальные установки. Он должен их усвоить и реализовать на практике. В соответствии с этим Э. Дюркгейм указывает на два основных признака социальных фактов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Тем самым он исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определённым воздействием на него социальных норм и предписаний.1;с.38
Многие идеи Дюркгейма сформировались на основе его знаменитого исследования проблемы самоубийства. Он установил связь между самоубийством и такими факторами, как национальность, религия, пол и даже время года. Он доказал, что количество самоубийств изменяется обратно пропорционально социальной интеграции, т.е. самоубийство характерно для представителей определённых групп и поэтому становится социальным явлением – «социальным фактом». [6; с.80]  
Так ставится и решается вопрос о социальной обусловленности поведения людей. У социальных фактов общая духовная природа и сущность. Все они – проявления группового или массового сознания. Их воздействие на людей в конечном счете организовано сознательно и осуществляется через социальные институты, в том числе правовые, религиозные и т.д. В этой связи Дюркгейм писал, что социальный факт есть лишь там, где существует определённая организация. Он существует как нечто общее и существенное в поведении людей и воплощается в организации их производственной, политической, правовой и другой деятельности. Таким образом, в учении Дюркгейма о социальных фактах содержаться важные положения для понимания взаимодействия общества и личности, показана роль группового, коллективного сознания. Всё это, по его мнению, составляет истинный предмет социологии как науки. 1;с.39
Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами, что исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов. Большую роль здесь играют непосредственная и более широкая социальная среда. 1; с.37
Социологизм – это разновидность социального реализма, исходящего из признания объективного существования духовной жизни. Дюркгейм полагал, что общество есть реальность особого рода, не сводимая ни к своим природным, биологическим основам, ни к психике индивида. Признание общества в качестве субстанции особого рода он обосновывает ссылкой на специфику группового сознания и группового поведения.Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем делали бы его члены, если бы они были разъединены.4; с.42
Таким образом,  Дюркгейм решил вопрос  о социальной обусловленности поведения людей. У социальных фактов общая духовная природа и сущность. Все они проявление группового или массового сознания. Их воздействие на людей, в конечном счете, организовано сознательно и осуществляется через социальные институты, в том числе правовые, религиозные и т.д. Из всего этого следует, что социальный факт есть лишь там где, существует определённая организация. Он  существует как нечто общее и существенное в поведении людей и воплощается в организации их производственной, политической, правовой и другой деятельности. В учении Дюркгейма о социальных фактах содержатся важные положения для понимания взаимодействия общества и личности, показана роль группового, коллективного сознания, Всё это и составляет истинный предмет социологии.

2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.
Ядро социологической теории Э. Дюркгейма образует теория «социальной солидарности».
Социальная солидарность – главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие разделения труда, т.е. специализации и распределения  людей по профессиям. Индивиды, связанные трудовыми функциями в единую систему общественных отношений, становятся уже не просто носителями профессиональных ролей, но и социально-зрелыми личностями.
Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупность общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции. 3; с.316
Коллективное сознание обладает реальной силой, воздействующей на поведение отдельных людей. Это и понятно, так как группа и коллектив действуют и чувствуют совершенно иначе, чем это сделали бы отдельные, разрозненные индивиды. Все мы устроены так, что во всякое время – в лихолетье или дни торжества – любим общество тех, кто думает и чувствует, как мы. Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия.
Разделение труда и специализация индивидов на выполнении какой-то конкретной функции вносят разнообразие в общество. Но чем больше в нём разнообразие, тем сильнее в людях стремление к единству и обмену деятельностью. Символом же обмена, его юридической формой выступает у Дюркгейма договор. Обмен предполагает взятие на себя взаимных обязательств. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. 5; с.121
В строгом смысле кооперации и трудовые организации не являются клеточками либо зеркалом коллективной жизни, коллективного сознания. Здесь речь идёт о специальных группах, взаимоотношения в которых регулируются техническими правилами, имя которым администрирование. Нарушение правил здесь не вызывает всеобщего негодования или осуждения, не грозит целостности общества.
Полагаясь на понятие социальной солидарности, Э. Дюркгейм построил одну из самых плодотворных теорий развития общества в мировой социологии. От степени солидарности зависит состояние общества – нормальное или патологическое. Патология общества получила название аномии – ощущение отсутствия норм, возникающее в обществе, членов которого не только убедили, но и воспитали быть законопослушными, однако не позаботились создать для этого необходимые условия, прежде всего законодательные. 3; с.329
Разделение труда вносит  разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену.
Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1)механической солидарности (доиндустриальное общество); 2) органической солидарности(часть доиндустриального и всё индустриальное общество).
Для ранней стадии, механической солидарности, характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной  собственности.3; с. 320
На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, сокращается тирания коллективного сознания и возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Её нынешняя форма – промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Их круг общения – не род, а профессия.
По мнению Дюркгейма, чем примитивнее общество, тем больше люди похожи  друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.5; с.56
Цивилизация у Дюркгейма, развивается в сторону сокращения тирании коллективного сознания и возрастания суверенитета индивидуального. Исходной клеточкой механической солидарности исключительного сходства индивидов всех и во всём.
Обширный естественный коллектив – орда – распадается на частные сегменты. Это первобытная семья, т.е. сообщество единокровных родственников. Социальные чувства, объединяющие людей в такую ячейку, - это коллективная месть, коллективная ответственность и взаимное наследование собственности.3; с.333
Закон Дюркгейма действует таким образом, что социальная среда. Т.е. всё общество как совокупность конкретных социумов (малых обществ), никогда не может прийти в стационарное состояние. Это означало бы смерть. Прогресс останавливается, когда в мире всё одинаково. Но страны развиты неодинаково, плотность населения и социальной жизни у них различна. Значит, миграция людей, их приток и отток из городов, как и общественные контакты, будут происходить постоянно. 5; с.74
Из всего, выше сказанного, можно сделать вывод, что плодотворность теории Дюркгейма состоит в том, что, пользуясь ею, можно более глубоко понять социально-политические процессы, происходящие в современном обществе. К примеру, совершенно ясно, что чем органичнее является общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механистичным является общество, тем более оно, следуя логике Дюркгейма, должно склоняться к тоталитаризму.
 
3.Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
Прежде всего, раскроем понятиепарадигмы– это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.
Впервые этот термин ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун. Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.6; с.122
Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.
Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм:
1) парадигмы социальных факторов(структурный функционализм и теория социальных конфликтов);
2) парадигмы социальных дефиниций(символическийинтеракционализм и этнометодология);
3) парадигмы социального поведения(теории обмена и социального действия).5; с.214
В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.6; с.126
Парадигма социального конфликта.Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом(ФРГ), Л. Козером(США), К. Боулдингом(США), М. Крозье, А. Турэна(Франция), Ю. Гальтунгом(Норвегия) и др.
Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.
Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.
Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.
Теория социального обмена.Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном.
Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.
Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.3; с.104
Символический интернационализм. Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендоми др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.
Этнометодология.Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем. Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.
Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.3; с.107
Неомарксистская парадигма.Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом.Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.
Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.5; с.87
Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии.
 
 Список литературы:
1.    Лавриненко В.Н. Социология: учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
2.    Шарков Ф.И. Социология: теория и методы / учебное пособие; - М.: Экзамен, 2007. – 478 с.
3.    Кравченко А.И. История зарубежной социологии / учебное пособие для ВУЗов; - М.: Культура, 2005. – 702 с.
4.    Э. Дюркгейм О разделении общественного труда. Метод социологии / М. – ЮНИТИ; 1991. – 210 с.
5.    Кравченко А.И. Социология / учебник для ВУЗов; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 382 с.
6.    Волков Ю.Г. Социология: учебное пособие / Ю.Г. Филипьев, И.В. Мостовая – М.: Гардарика, 2000. – 427 с.
7.    Нецветаев В.Г. Социология: учебное пособие /М.: Маркет, 2009. – 230 с.
 
Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 14.96K
Скачано: 266
Скачать бесплатно
30.03.12 в 16:03 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе