Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Учение о методе Э. Дюркгейма и содержание социологической теории

Учение о методе Э. Дюркгейма и содержание социологической теории [28.10.09]

Тема: Учение о методе Э. Дюркгейма и содержание социологической теории

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Реферат | Размер: 31.55K | Скачано: 304 | Добавлен 28.10.09 в 00:13 | Рейтинг: +4 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание:
Введение 2
Вопрос 1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма 3-7
Вопрос 2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества 8-13
Вопрос 3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии 14-16
Заключение 17
Список использованной литературы 18
 
Введение
К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX- начала XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм. Сам он неоднократно подчёркивал значение социологических воззрений О.Конта и Г.Спенсера, которые он критически осмыслил и развил. Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.
Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе, соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.
Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении
явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние,
осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления  и интересы людей.
 
Вопрос 1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) был одним из основателей современной социологии. Он родился в еврейской семье, и предполагалось, что станет раввином. Вместо этого он занялся изучением философии. В первую очередь Дюркгейма интересовало ее применение в  политике и общественной жизни. Эти области знаний тесно связаны с социологией, и в 1887 г. Эмиль Дюркгейм стал первым профессором социологии во Франции. Это почетное звание было ему присвоено в Бордо. В 1902 г. он стал профессором социологии и педагогики в Сорбонне.
Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Что дает людям возможность жить в согласии друг с другом? Почему иногда разрушается структура общества? Пытаясь ответить на эти вопросы, он предложил концепцию коллективного сознания, или совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другой группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид больше не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может создаваться в результате любого резкого изменения социальной структуры, например, при внезапных экономических подъемах или спадах. [8, С.242-243]
Социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необходимым говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, по крайней мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного, эклектического.
Классический тип научности, по его мнению, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.
Основные принципы классической методологии сводятся к следующим:
1) Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов.
2) Поэтому социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук.
3)  Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно.
4) Важнейшим критерием научности является объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий». [7, С.24-26]
По существу, Дюркгейм дал новую методологию современной социологии. Его методологической позиции присущи две особенности:
1) натурализм — понимание законов общества по аналогии с законами природы;
2) социологизм — утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами. [5, С.39]
В конкретной исследовательской практике социологизм означал:
а) необходимость изучения «социального через социальное, объяснение всех социальных явлений социальной средой их существования».
б) изучая общество, нужно пользоваться только социологическим способом.
Ибо социология как наука самостоятельная и самодостаточная «у нее свой понятийный аппарат и своя методология».
По Дюркгейму, предмет социологии — социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются» . Социальные факты обладают реальностью sui generis и являются частью нашего объективного окружения. Как таковые, социальные факты выполняют роль сдерживающего фактора в поведении людей. Примерами могут служить социальные нормы, прописные истины общественной морали, образчики семейной жизни, религиозные ритуалы и обряды.
При рассмотрении с такой точки зрения социальный факт приобретает некую «вещественность», полноправную реальность, которая не зависит от собственных конкретных проявлений в том или другом индивиде. Отличительным признаком реальности sui generis социального факта является ее сопротивление нашим намерениям и действиям. Например, ответом на пренебрежение индивидом моральных и правовых норм обязательно будет ощутимое общественное порицание. Дюркгейм настаивал на том, что объяснение общественной жизни следует искать в самом обществе, которое есть нечто большее, чем просто сумма его частей; это система, формируемая объединением индивидов и приобретающая свойства реальности, со своими собственными ярко выраженными характеристиками. [2, С.25-27]
Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в работе Э. Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895г.). В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.
Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешни для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.
Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.
Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат — коллективное сознание. Для того чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т. д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму. [7, С.24-26]
Дюркгейм убедительно продемонстрировал значимую роль социальных фактов в поведении людей в своей книге «Самоубийство» («Suicide», 1897), которая стала образцом обоснования социологии как эмпирической науки. Здесь Дюркгейм осуществил кропотливый сбор и анализ данных для проверки правильности своей теории. Более того, он применил статистические методы для исследования населения. С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялось климатическими, географическими, биологическими или психологическими факторами, Дюркгейм воспользовался правительственными статистическими отчетами. В качестве альтернативного объяснения он выдвинул предположение, что самоубийство есть социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом. Будучи социальным фактом, самоубийство поддается объяснению с помощью социальных факторов. Дюркгейм исследовал уровень самоубийств у различных групп европейцев и обнаружил, что для некоторых групп характерен повышенный показатель. Среди протестантов самоубийства имеют место чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем те, кто состоит в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения. Кроме того, он обнаружил, что в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций, в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности. На основании полученных результатов Дюркгейм пришел к выводу, что различные показатели самоубийств (помимо тех, которые относятся к ведению психологии) являются следствиями вариаций социальной солидарности. Индивиды, имеющие целую сеть общественных связей, менее склонны к совершению самоубийства, чем индивиды, слабо связанные с жизнью группы. Ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция служит типичной социальной причиной самоубийства в современном обществе. [2, С.25-27]
 
Вопрос 2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества
Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Работа «О разделении общественного труда» была написана в 1893 году. В ней Дюркгейм предпринял попытку построения оригинальной социологической теории. В ее основание он положил понимание общества как самодостаточной, объективно существующей, независимой от ее членов величины. Первичность общества по отношению к составляющим его индивидам является одной из характерных черт социологии Дюркгейма. В признании первичности социальной организации он схож с Марксом. Основная цель работы — доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда.[3, С. 175]
По мнению Дюркгейма, общество - это солидарность, или объединение людей в единый организм, существующий над ними и независимо от их непосредственного желания. Солидарность одно из основных понятий социологии, оно указывает на те связи, которые соединяют людей в обществе. Солидарность выполняет в обществе функцию объединения разрозненных индивидов. До появления общества с его солидарностью человечество являло собой неорганизованную массу пралюдей. Благодаря солидарности люди объединены общими интересами и общей деятельностью, они образуют группы и сообщества, имеют возможность прогрессивно развиваться.
Анализируя солидарность, Дюркгейм создал типологию общества. Подобно Конту и Спенсеру, он считает, что человечество прошло две стадии в своем развитии. Каждая из них сопряжена с определенным типом солидарности. Первый тип солидарности - солидарность механическая, ей соответствует сегментарный тип общества. Второй тип солидарности - солидарность органическая, она характерна для организованного типа общества. Механическая солидарность, или солидарность по сходствам, имеет следующие признаки.
Первый - наличие репрессивного права. Преобладание уголовного права и соединение его с религиозными нормами. Любое отклонение от общественных традиций карается смертью или принудительным отторжением от группы сообщественников. Подобные примеры дошли до нас в самых древних письменных законах: Законах Ману, Законах Хаммурапи и др. Юридический прецедент древнегреческого остракизма также указывает на репрессивный характер права. Наказание в этом типе права является реакцией общества на преступление или проступок, его строгость пропорциональна коллективному возмущению. Наказывая, сообщество охраняет себя от инакомыслия и от нетрадиционного поведения, которое способно разрушить единство.
Второй признак механической солидарности выражается в преобладании коллективного сознания над индивидуальным. При этой диспозиции личность равна нулю, правит общее сознание и общее право. Социальные молекулы не имеют самостоятельного движения, они сцеплены в общий организм, который всецело определяет их действия.
Механическому типу солидарности соответствует сегментарная структура общества. Ее можно представить графически как окружность, разделенную на сегменты, где каждый представляет собой самостоятельную группу сообщественников или клан. Клан - это семья родственников, повторяющих в миниатюре весь клан. Сегменты-кланы объединены в окружность-общество (орду). Репрессивное право, коллективное сознание и общая религия представляют собой те силы, которые не позволяют сегментам распасться на отдельные сообщества. Таким образом, первый тип человеческого общества образовался благодаря силам механической солидарности, стягивающей отдельные группы сообщественников в сообщество.
Второй тип солидарности назван Дюркгеймом органической солидарностью. Ей присущи следующие свойства. Во-первых, появление и действие реститутивного права, которое направлено не на наказание, а на защиту прав индивида. Оно предполагает сложную структуру института права, где уголовное право занимает лишь незначительную часть. Помимо него наличествует административное, гражданское, семейное и др. право, есть арбитраж и адвокатура. Во-вторых, видоизменено коллективное сознание. Оно содержит меньше общих чувств, а их интенсивность падает. В качестве примера, подтверждающего это, Дюркгейм приводит факт сокращения употребления поговорок - концентрированных выражений коллективной мысли.
Данному типу солидарности соответствует органическая структура общества. В ней социальные элементы не однородны, не расположены в линейный ряд, но скоординированы и субординированы. Их сгруппированность происходит уже не по родовым признакам, а по профессиональным. В таком обществе сегменты неравнозначны. Каждый из них приобретает качество самостоятельной функции, следовательно, растет взаимозависимость и теряется необходимость в принудительном, механическом объединении.
Каковы силы, лежащие в основании органической солидарности, почему общество в условиях отсутствия механического объединения не рискует быть разорванным на отдельные группы, что приходит на место механических сил? - Разделение труда. Так говорит Дюркгейм.
Данное понятие хорошо известно политэкономам. Благодаря ему происходит увеличение производства и рост экономики. Но какую роль это понятие играет в социологии, и как вообще разделение может способствовать объединению, то есть каким образом разделение труда влияет на объединение общества?
Дюркгейм объясняет это весьма просто. Дело в том, что профессиональная специализация и разделение труда в индустриальном обществе предполагают массовое или товарное производство, ориентированное на рынок. Представитель каждой профессии способен производить много и качественно, но только какой-либо один вид товара. Следовательно, во всем остальном он зависит от такого же производителя другого товара. И чем более специализирован труд, тем в большей степени его профессиональные представители зависят от продукта труда других работников. Таким образом, общество солидаризируется на  основе общего интереса в результатах как собственного, так и чужого труда. Отсюда, в конечном итоге, разделение труда есть та сила,  которая солидаризирует современное общество, говорит Дюркгейм.
Разделение труда - не самостоятельный фактор. Это следствие изменения социальной среды, ему предшествуют социальные причины. В частности, оно пропорционально объему и плотности общества. Разделение труда -  не основной фактор общественной жизни (в отличие от экономизма Маркса). Людей сперва сближает родство, общее сознание, культура и культ предков, и только на этой основе происходит первоначальная производственная кооперация. Более того, разделение труда не пропорционально росту счастья, как это утверждают экономические теории. Для социологии этот постулат спорен.  Оно, а главное его производственный результат, является той необходимой компенсацией, которую получает человек за потерю его первоначального коллективного духовного единства.
Французский социолог был хорошо знаком с теорией Маркса. Коснувшись темы общественного разделения труда, он вступил в  вотчину марксистских учений и поэтому не мог обойти вниманием проблему социальных  последствий разделения труда. Согласно марксизму, разделение труда ведет к «профессиональному идиотизму», поэтому при коммунистической общественно-экономической формации помимо обобществления производства и упразднения классов произойдет выравнивание физического и умственного труда. Дюркгейм подходит к разделению труда иначе. Так же, как и марксисты, полагает, что разделение труда приводит к отрицательным социальным последствиям. Однако, его парадигма  не носит классово-антагонистического характера и, тем более не фатальна. Напротив, имеющиеся отрицательные черты аномальны, временны и проистекают не от наличия разделения труда, а от его недостаточности.
Концепцию социальной солидарности Дюркгейм использовал и в другой работе, также вошедшей в число классических - исследовании «Самоубийство» (1897). В этом исследовании Дюркгейм стремился доказать, что удовлетворительное объяснение статистических данных, демонстрирующих различия в количестве самоубийств в разных странах, разных этнических и религиозных общностях, разных демографических категориях, может быть только социологическим. Количество самоубийств зависит от степени социальной интеграции - включенности индивидов в социальные группы и общности. Снижение степени социальной интеграции ведет к увеличению числа самоубийств эгоистического типа, обусловленных слабостью влияния на индивидов социальных (групповых) норм, следование которым организует индивидуальную жизнь и придает ей смысл. Именно относительно низкой степенью социальной интеграции (и, следовательно, более индивидуалистическим образом жизни) объясняется, согласно Дюркгейму, более высокая частота самоубийств в городе по сравнению с деревней, среди людей одиноких, чем среди семейных, среди протестантов, чем среди католиков. Чрезмерное повышение степени социальной интеграции ведет к увеличению числа самоубийств альтруистического типа, обусловленных «поглощением» индивидуальности «коллективным сознанием», которое обязывает людей жертвовать собой во имя общества (социальной группы). Третий выделенный Дюркгеймом тип - аномическое самоубийство. Еще в трактате  «О разделении общественного труда» он рассматривал аномию (от греч. nomos - закон и отриц. частицы а) как ситуацию неопределенности норм: отсутствие постоянных, изначально и ясно заданных общих ориентиров и конкретных правил поведения ведет к развитию чувства отчужденности от общества, распространению конфликтного и саморазрушительного (вплоть до самоубийства) поведения. Выход из состояния аномии, характерного для современного ему общества, Дюркгейм видел в развитии новых социальных групп - профессиональных корпораций, свободных от средневековой замкнутости и способных выполнить функцию нормативной регуляции и обеспечить индивидам чувство общности и защищенности.
Дюркгейм аналитически выделял и четвертый тип - фаталистическое самоубийство, обусловленное чувством бессилия и отчаяния, возникающим в условиях чрезмерной или даже тотальной регуляции индивидуальной жизни социальными (групповыми) нормами. Он не анализировал этот тип подробно, поскольку считал его слишком редко встречающимся. Однако этот тип самоубийства не раз становился распространенным в XX в. в условиях тоталитарных режимов. [6, С. 13-19]
Актуальный характер имеет учение Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных болезнях и их преодолении. Убедительно звучит высказанное им положение о том, что важно найти «объективный критерий, неотделимый от самих фактов и позволяющий нам научно различать здоровье от болезни в разных разрядах социальных явлений».
Социальное здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь». То, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, должно быть признано полезным и необходимым. Болезнь общества может зародиться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо комплексно. Большое значение придает Дюркгейм моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все его сферы социально здоровых и эффективных стимулов деятельности и общения людей.
 
Вопрос 3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
Парадигма - это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».
Парадигмы дают возможность отбирать наиболее существенные, «парадигмальные» имена, понятия, принципы, теории, школы, направления, методы и т. п., оставившие глубокий след в развитии науки. Они же служат критериями периодизации истории социологии, обозначая временны е границы, начало и конец той или иной эпохи в развитии социологического знания. Примеры парадигмальных понятий в истории социологии: «прогресс», «эволюция», «структура», «функция», «институт», «статус»; примеры парадигмальных теорий, теоретических направлений и школ: эволюционизм, биоорганическая школа, функционализм, теория обмена; примеры парадигмальных имен в истории социологии: Огюст Конт, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Роберт Мертон.
Чем парадигмы удаленней от нас во времени, тем более бесспорным и очевидным выглядит их «парадигмальный» характер. И наоборот, чем они ближе к современности, тем больше расхождений внутри научного сообщества, тем сложнее определить, является ли парадигма парадигмой.
Хотя совершенно исключить элементы произвольности невозможно и при «парадигмальном» подходе к истории социологии, здесь они минимизированы благодаря тому, что в качестве критерия отбора и изучения тех или иных фактов истории науки берутся не субъективные предпочтения историка, а общепризнанные в научном сообществе достижения. Это позволяет давать достаточно полную и адекватную картину развития социологического знания.
Правда, «общепризнанность» в науке вообще, а в социальной науке в особенности, — вещь весьма условная. Выражение «сколько людей, столько и мнений» в значительной мере применимо и к истории социологии. Для этой науки характерны множественность парадигм, их одновременное сосуществование и борьба. Научное сообщество разделено на направления, течения, школы, сторонники которых привержены различным парадигмам. Но и в этих условиях оно объединяется некоторыми общими научными представлениями, которые все-таки позволяют говорить о нем собственно как о сообществе.
Несмотря на все расхождения, научные дискуссии, теоретические баталии, всегда существует определенный набор понятий, теорий, концепций, признаваемых если не всем научным сообществом, то преобладающей его частью. Даже самые непримиримые научные противники зачастую «втянуты» в общий круг парадигмальных представлений и бывают гораздо ближе друг к другу в постановке и решении ряда проблем, чем им самим это кажется. История социологии знает немало примеров такого рода.
Следует также иметь в виду, что существует различная степень универсальности, признанности тех или иных научных представлений: от полностью общепринятых до исповедуемых в очень узком кругу приверженцев.
Отмеченные парадигмальные представления, определяющие способы постановки и решения научных проблем в данный исторический период, составляют некоторый каркас историко-социологического знания. Но этого недостаточно. Как и во всякой истории, нам важно и интересно знать не только общее, но и специфическое, не только повторяющееся, но и неповторимое, не только универсальное, но и уникальное в развитии социологии. Воссоздание деталей, штрихов к портретам «парадигмальных» социологов, школ, направлений и т. п. может иметь существенное значение для понимания глубинных тенденций истории науки, особенно гуманитарной. Многие серьезные, радикальные трансформации в науке нередко начинаются именно с незаметных изменений в деталях.
Парадигмы не возникают в готовом виде, они постепенно формируются, эволюционируют, складываются в систему представлений, с тем, чтобы со временем смениться другими парадигмами или быть дополненными ими. Поэтому без изучения тех стадий формирования и развития научных представлений, когда они еще или уже не являются парадигмами, картина истории социологии будет неполной. Кроме того, даже заведомо «тупиковые» (с теперешней точки зрения) маршруты, пройденные социологической мыслью в стороне от магистральных дорог, могут оказаться чрезвычайно важными и поучительными для дальнейшего развития социологического знания.[3, С.15-29]
 
Заключение
Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию.
Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия.
Доказывая «нормальный» характер солидарности в обществе и «анормальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике.
Известно, что разделение труда не только порождает социальную солидарность, оно ведет к формированию специфических социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами. Это обстоятельство справедливо подчеркивал Маркс. Тем не менее, акцент Дюркгейма на солидарности и согласии имел под собою во всяком случае не меньше основания, чем акцент на роли борьбы и конфликта в обществе, свойственный теориям Маркса и социальных дарвинистов. Очевидно, что социальная солидарность - не менее, а, вероятнее всего, более «нормальное» и универсальное явление, чем социальный конфликт.
Дюркгейм разработал методологические принципы социологического мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т. д. Он внес вклад в самые разные отрасли социологического знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения, семьи, воспитания, религии, ритуала и т. д.
 
Список использованной литературы:
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / общ. ред. и предисл. П.С.Гуревича. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Политика»,  1992 – 608 с.
2. Волков Ю.Г, Добреньков В.И, Нечипуренко В.Н, Попов А.В. Социология: учебник / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2008 – 512 с.: ил.
3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для ВУЗов. – 2-е исправ. Изд. – М.: Книжный дом «Университет», 1997 – 224 с.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991- 437 с.
5. Кравченко А.И. Социология: учеб. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005 – 536 с.
6. Лекции: Классическая западная социология XIX-XX века / Эмиль Дюркгейм.
7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций – 3-е изд., перераб. И дополн. -  М.: Библионика, 2006 – 224 с.: ил.
8. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994 – 688 с.
9. Социология: Учебник для ВУЗ / В.Н. Лавриненко, Н.А.Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукащова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
 
Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 31.55K
Скачано: 304
Скачать бесплатно
28.10.09 в 00:13 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе