Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества [28.02.11]

Тема: Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 32.29K | Скачано: 293 | Добавлен 28.02.11 в 17:23 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Пенза 2010


Содержание

Введение 3

1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 4

2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск

социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии

общества. 7

3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 10

Заключение 13

Список использованной литературы 14

 

Введение

Наиболее значительный представитель социологического позитивизма конца XIX– начала XX в. – французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 -1917). Он родился 15 апреля 1858г. в г. Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина.

Э. Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований.

Он доказывал, что общество - это реальность, которая обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Э. Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике.

Также он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.

Многие его последователи участвовали в социалистическом движении. Вместе с тем Э. Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции.

Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе, соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

Скончался Э. Дюркгейм 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.

 

1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма

Еще до Э. Дюркгейма Огюст Конт приступил к осуществлению программы создания социальной науки. Несмотря на то, что Э. Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул «отца» социологии. Отвергая обозначение своей социологии как «позитивистской» (так же, впрочем, как и материалистической, и спиритуалистской),   Э. Дюркгейм руководствовался тем же идеалом позитивной социальной науки, который сформулировал Конт - вслед за ним он рассматривал естественные науки как образец построения социальной науки. Однако Э. Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии, и он отвергал контовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: «Человечество одновременно пошло различными путями и, следовательно, доктрина, принципиально утверждающая, что она всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате».

Э. Дюркгейм не считал, что социология как наука уже сформировалась, и концепции его предшественников представлялись ему слишком общими и схематичными, в которых содержались лишь предпосылки к формированию научной социологии. Для превращения социологии в самостоятельную науку необходимо, считал Э. Дюркгейм, наличие особого предмета и соответствующего метода. Выполнению этих задач он и посвятил свой труд.

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Э. Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает всего многообразия идей Э. Дюркгейма. Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.

Онтологическая сторона «социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.

• Социальная реальность включена в универсальный природный порядок. Она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

• Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.

Методологический аспект «социологизма» тесно связан с онтологическим. Т.к. общество - часть природы, то наука об обществе - социология - подобна наукам о природе. Отсюда он дает следующее определение социологии: «Социологию... можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».

Таким образом, социология выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука, включающая самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и другие. То есть, социология мыслилась Э. Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как «система, корпус социальных наук». В результате «социологизм» предстает не только как базовая социологическая концепция, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Э. Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философии. С одной стороны, Э. Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии; с другой - он, по собственному признанию, всегда оставался философом.

Предмет социологии, согласно Э. Дюркгейму, - социальные факты -  коллективные представления, нравы, нормы. Социальные факты не могут быть спутаны с другими фактами (органическими, психическими и др.) т.к. обладают особыми характеристиками. Одна из главных задач Э. Дюркгейма – дать точное определение социальным фактам. Таким образом, социальные факты –  это объективно существующие вне индивида явления, имеющие в качестве своего субстрата общество, обладающие принудительной силой, при помощи которой индивиду внушаются те или иные моральные установки, образы мышления, модели поведения  и т.д. Совокупность социальных фактов представляет собой особую реальность, которую и призвана изучать социология. Для того чтобы возник социальный факт, необходимо, чтобы несколько индивидов объединили свои действия.

Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.

Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как веши». Это означает, что:

• социальные факты внешни для индивидов;

• социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны;

• устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.

Второе правило состоит в том, что

• социология должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;

• она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

Третье правило состоит в признании того, что:

• источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;

• общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.

Социальные факты, по Э. Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками:

- внешним существованием по отношению к индивидам;

- принудительной силой по отношению к ним.

Для наблюдения «чистых» социальных фактов Э. Дюркгейм предлагает ряд искусственных методов, например статистику. «Так, существуют известные течения общественного мнения, вынуждающие нас с различной степенью интенсивности, смотря по времени и стране, одного, например, к браку, другого к самоубийству или к более или менее сильной производительности и т.п. Это, очевидно, социальные факты». Они, действительно, изображаются довольно точно цифрой рождаемости, браков и самоубийств. Так как каждая из этих цифр охватывает без различия все отдельные случаи, то индивидуальные условия, могущие принимать какое-нибудь участие в возникновении явления, взаимно нейтрализуются и вследствие этого не определяют этой цифры.

При изучении социальных фактов Э. Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял установить соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого.

 

2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества

Тема социальной солидарности - главная тема социологии Э. Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Солидарность выполняет в обществе функцию объединения разрозненных индивидов.

Концепцию социальной солидарности Э. Дюркгейм использовал в своей работе «Самоубийство» (1897). В этом исследовании Э. Дюркгейм стремился доказать, что объяснение статистических данных, демонстрирующих различия в количестве самоубийств в разных странах, разных этнических и религиозных общностях, разных демографических категориях, может быть только социологическим. В своей работе он связывал различные типы самоубийств с различной степенью социальной сплоченности. Э. Дюркгейм пришел к выводу, что различные показатели этого явления (помимо тех, которые относятся к ведению психологии) - следствия вариаций социальной солидарности. Индивиды, имеющие целую сеть общественных связей, менее склонны к совершению самоубийства, чем индивиды, слабо связанные с жизнью группы. Ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция служит типичной социальной причиной самоубийства в современном обществе. [4, с. 25-27]

Э. Дюркгейм отталкивается от типичной для социологии XIX века идеи двух типов общества: традиционное и современное. Отсюда он выделяет два типа социальной солидарности.

Во-первых, механическую солидарность, которая была типична для традиционного общества и основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, то есть отсутствует собственное «Я». Как известно, социальное принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.

Во-вторых, органическую солидарность, которая порождается разделением общественного труда и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно (разделение труда) вместе с этим становится основанием морального порядка». Разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, выполняет ту роль, которую некогда выполняло общественное сознание.

В следствии все увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое. Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса.

Плодотворность теории Э. Дюркгейма в том, что, пользуясь ею, можно более глубоко понять социально-политические процессы, происходящие в современном обществе. Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механистичным является общество, тем более оно должно склоняться к тоталитаризму.

Демократия – вершина общественного развития и вместе с тем самая сложная форма социальной организации общества. Сложность заключается в том, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе. Его поведение становится многовариативным.

Тоталитарное общество держится на том, что все люди, независимо от их желания, жестко выполняют одни и те же нормы. Для каждой нормы предписан только один вариант ее соблюдения. В таком обществе нет ошибок, отклонений, нескольких вариантов выполнения одного и того же действия. Человек должен знать нормы и автоматически им следовать. В демократическом обществе граждане соблюдают нормы не автоматически, а осмысленно. Здесь допускается множество вариантов поведения, наказываются не ошибки, а преступления, то есть умышленные попрания важных норм [4].

В своей работе «О разделении общественного труда» (1893)  Э. Дюркгейм предпринял попытку построения оригинальной социологической теории. Первичность общества по отношению к составляющим его индивидам является одной из характерных черт социологии Э. Дюркгейма. Основная цель работы — доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда.[1, с. 175]

Основное значение в своей научной деятельности Э. Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Что дает людям возможность жить в согласии друг с другом? Почему иногда разрушается структура общества? Пытаясь ответить на эти вопросы, он предложил концепцию коллективного сознания, или совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другой группы) придают большое значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид больше не желает следовать общим нормам, возникает аномия (от греч. nomos - закон и отриц. частицы) - утрата норм, ценностей, морали, культуры (состояние безверия). Эта ситуация может создаваться в результате любого резкого изменения социальной структуры, например, при внезапных экономических подъемах или спадах. Выход из состояния аномии, характерного для современного ему общества, Э. Дюркгейм видел в развитии новых социальных групп - профессиональных корпораций, и способных выполнить функцию нормативной регуляции и обеспечить индивидам чувство общности и защищенности.

Последовательно проводя мысль о «коллективном сознании» как источнике и регуляторе общественной жизни и общественного развития, Э. Дюркгейм распространяет ее и на происхождение философских категорий. По его мнению, логические категории - суть «коллективные представления», они передают состояние коллектива, и в этом заложена их всеобщность и устойчивость. Он отмечал, что коллективные представления – продукт громадной кооперации во времени и пространстве. Чтобы создать коллективные представления, множество различных умов соединили, синтезировали, сочетали свои идеи и чувства, многие поколения накапливали в них свои знания и опыт. В коллективных представлениях, по Э. Дюркгейму, сконцентрирована своеобразная умственная жизнь, бесконечно более богатая и сложная, чем умственная жизнь индивида.

Из аналогии с организмом Э. Дюркгейм выводил также свои понятия «нормального типа» обществ, нормы и патологии, которые применял затем к интерпретации таких явлений, как преступность, кризисы и другие проявления общественной дезорганизации.

Актуальный характер имеет учение Э. Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных болезнях и их преодолении. Убедительно звучит высказанное им положение о том, что важно найти «объективный критерий, неотделимый от самих фактов и позволяющий нам научно различать здоровье от болезни в разных разрядах социальных явлений».

Социальное здоровье, по Э. Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь». То, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, должно быть признано полезным и необходимым. Болезнь общества может зародиться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо комплексно. Большое значение придает Э. Дюркгейм моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все его сферы социально здоровых и эффективных стимулов деятельности и общения людей.

3.    Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?

Paradeigma: (para - подле, возле, против, почти, deigma - образец, пример, проба) в переводе с греческого означает - то, что возле образца, но как бы вопреки ему, причем почти то же, что образец, но все же нечто иное и самодостаточное, одним словом - первообразец.

Парадигма - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является образцом для решения исследовательских задач. Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Томас Кун (1922–1994). Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

Преобладает точка зрения, что социология относится к разряду “мультипарадигматических” дисциплин, для которых характерно наличие не одной, а нескольких парадигм.

Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Парадигма социального конфликта. Основоположником считается Георг Зиммель. Конфликт - естественное явление социальной жизни. Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества. Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Суть заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер. Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Символический интернационализм. Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием парадигмы является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с предыдущей (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем. Основой является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям. Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Парадигма основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и, прежде всего, стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.

 

Заключение

Э. Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Э. Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.

Э. Дюркгейм исходил из необходимости практической ориентации социологического знания. Но для того чтобы эта ориентация могла осуществиться, для того чтобы социология приносила пользу обществу, он считал необходимым в процессе познания отделять профессиональную этику социолога от гражданской этики, познавательные ценности - от любых других.

Именно благодаря Э. Дюркгейму социология во Франции стала университетской дисциплиной. Он самый первый стал читать лекционные курсы по социологии.

В последние десятилетия наследие Э. Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания.

Социологи, сгруппировавшиеся вокруг основанного им в 1898 г. журнала «Анналы социологии», развивали высказанные Э. Дюркгеймом положения и после смерти своего учителя.

Так, Ж. Дави продолжил работы Э. Дюркгейма, касающиеся происхождения права, а М. Мосс (1872-1950) тенденцию на сближение социологии с этнографией и опубликовал ряд теоретических работ о соотношении социологии и антропологии, а также провел исследование об эскимосском обществе, близкое по духу к дюркгеймовскому анализу австралийского тотемизма. Л.Леви-Брюль (1857-1939), исходя из дюркгеймовского понятия «коллективных представлений», создал свою теорию «первобытного мышления». М. Хальбвакс (1877-1945) конкретизировал дюркгеймовскую теорию самоубийств, а также применил его идеи к изучению жизненного уровня рабочего класса. В целом концепцию Э. Дюркгейма можно рассматривать как определенный финал развития методологии и теории классического позитивизма в социологии.

 

Список использованной литературы

1.   Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. - 5-е  изд. - М.,  2001.

2.   Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

3. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор — академик И 90 ран Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА,  М), 2001.

4. Кравченко А.И.. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.:ПЕРСЭ; Логос, 2002.

5. Социология: Учебник / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.

6. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

7.   Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. Гардарики, 2007.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 32.29K
Скачано: 293
Скачать бесплатно
28.02.11 в 17:23 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе