Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Учение о методе Э. Дюркгейма и социологическая теория

Учение о методе Э. Дюркгейма и социологическая теория [24.12.13]

Тема: Учение о методе Э. Дюркгейма и социологическая теория

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.12K | Скачано: 293 | Добавлен 24.12.13 в 07:32 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


План
Введение 3
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма 5
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества 8
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 14
Заключение 18
Список используемой литературы 19
 
Введение
Наиболее значительный представитель социологического позитивизма конца XIX –начала  XX в. – французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Сам он неоднократно подчеркивал значение социологических воззрений О.Конта и Г. Спенсера, критически им осмысленных и развитых. Дюркгейм продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого [1; 40].
Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием  идей Эмиля Дюркгейма.
 Данный социолог дал одно из наиболее развернутых и убедительных обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию.Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.
    Тема актуальна и на данный момент, так как влияние  идей Дюркгейма присутствует в самых различных отраслях социологического знания.
 Целью контрольной работы является отражение сущности социологических взглядов Дюркгейма, а также изучение его трудов и его теории эволюционного развития общества.
  Основные задачи контрольной работы:
1. Рассмотреть учение о методе Э. Дюркгейма и концепцию социального факта, выявить особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.
2. Передать  основное содержание социологической  теории Э. Дюркгейма – поиска  социальной солидарности. Охарактеризовать нормальное и патологическое в развитии общества.
3. Выявить,  что такое парадигма в социологической  интерпретации, и какие парадигмы  можно выделить в социологии.
 
1. Учение о методе Дюркгейма и концепции социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.
   Эмиль Дюркгейм является представителем классической социологии, социологом-позитивистом, основателем французской социологической школы, группировавшейся вокруг журнала «L'Annee sociologique» (с 1896г.), продолжателем традиции Конта. Также Дюркгейм испытал влияние Монтескье, Руссо, Канта, Спенсера.
   В понятии Дюркгейма, социология — строгая объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций, она должна строиться на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте [3].
  Задачи социологии — понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни [3].
  Социология, считал Дюркгейм, должна изучать социальную реальность, имеющую особые только ей присущие качества.
   Предметом социологии по Дюркгейму выступает социальный факт – это такие явления и процессы окружающей действительности, которые носят внешний и принудительный характер по отношению к отдельному индивиду. Но социальные факты неоднородны. Есть, скажем, такие социальные факты, как структура и плотность населения, распределение его по территории, характер путей сообщения, размер и форма жилищ, и есть такие факты, как моральные, эстетические, религиозные нормы, традиции, правовые законы. Первую группу социальных фактов Дюркгейм называет «морфологическими», а вторую – «коллективными представлениями» [6].
Дюркгейм сформулировал специальные правила социологического метода. Социолог выделяет пять групп правил, относящихся: к наблюдению социальных фактов; к различению нормального и патологического; к построению социальных типов; к объяснению социальных фактов; касающихся доказательств. Среди этих многочисленных правил есть несколько основных:
1.    Социальные факты нужно рассматривать как вещи, что на самом деле означало признание в первую очередь их независимого от субъекта существования и, стало быть, обеспечивало объективный подход к социальной действительности.
2.    Социолог должен изучать не отдельные и разрозненные социальные факты, а целые их классы. "Социальные факты тем легче могут быть представлены объективно, чем более полно освобождены они от индивидуальных фактов, в которых они проявляются" – писал он.
3.    Установка между описанием и упорядочиванием социальных фактов более глубоких причинных связей и законов.
4.    Стремление к сравнительному и сопоставительному анализу социальных фактов.
Основные методы исследования в социологии:
- описание,
- наблюдение,
- построение логических доказательств,
- конструирование социальных типов.
  Основным принципом социологии Эмиля Дюркгейма является принцип социологизма (разновидность социального реализма) – это особая концепция социальной реальности, которая опирается на следующие положения:
1.    социальная реальность столь же устойчива, объективна и реальна, как физический, химический или биологический мир, поэтому она подчиняется объективным законам;
2.    при этом общественные законы имеют свою специфику, нельзя выводить ни из биологических законов, ни из законов индивидуального поведения;
3.    общество играет определяющую роль в формировании поведения отдельного индивида [6].
   Структура социологии представлена тремя основными разделами:  1.Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат » общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.
2.Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя социологию религии, социологию морали, юридическую социологию, экономическую социологию, лингвистическую социологию и эстетическую социологию.
3.Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки [4].
Таким образом, признание социологии специфической наукой дополняется в «социологизме» своеобразным социологическим экспансионизмом (иногда обозначаемым как «социологический империализм»). Социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как «система, корпус социальных наук». В результате «социологизм» предстает не только как базовая социологическая концепция, но и как философское учение.
2. Основное  содержание социологической теории Э. Дюркгейма  – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.
Главной идеей, вдохновившей Дюркгейма, была идея социальной солидарности. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию “солидаризирующей” функции разделения труда.
 Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое способствующей его сохранению, является разделение труда. Главный его тезис состоял в том, что разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, все более и более выполняет ту интегрирующую роль, которую некогда выполняло общественное сознание.
 Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества [3].
   Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.
  Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - это тот фактор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.
 Главной задачей социологии Дюркгейм считал определение природы социальных связей и механизмов, обслуживающих социальную интеграцию.   
 Сочетание интересов различных слоев населения Дюркгейм называет «социальной солидарностью», он выделяет в хронологической последовательности два вида социальной солидарности – механическую и органическую [6].
Дюркгейм подчеркивает, что переход от механической к органической солидарности рассматривается как общественный прогресс, важным фактором которого выступает разделение труда.
    Механическая солидарность преобладает, по Э. Дюркгейму, в архаических, или примитивных, обществах. Это, используя его собственную терминологию, солидарность вследствие сходства. Члены общности или общины притягиваются друг к другу благодаря тому, что у них очень много общего: язык, обычаи, верования, даже общие исторические воспоминания (например, в виде устных преданий), в одинаковых ситуациях они испытывают одни и те же чувства. Такие же механизмы ведут к отталкиванию от представителей других племен. Это солидарность по принципу «свой – чужой».
    Органическая солидарность, складывающаяся в более развитых, продвинутых обществах, – это продукт дифференциации функций его членов, углубления разделения общественного труда. Люди здесь, чем дальше, тем сильнее отличаются друг от друга по самым разным характеристикам. Однако именно вследствие этого они все сильнее нуждаются друг в друге, не могут друг без друга обойтись: обмен функциями, деятельностью и ее продуктами приводит к более глубокой взаимозависимости, а значит, к все большему сцеплению этих «социальных частиц». Каждый из людей по отдельности несовершенен, дополняя друг друга, они создают мощную интеграцию. По аналогии с органами живого существа, каждый из которых не похож на другие и выполняет свои специфические функции, и лишь только все вместе они создают возможности для функционирования организма как целого [4].
   При господстве механической солидарности индивидуальное сознание поглощается коллективным. Возникновение человеческой индивидуальности возможно лишь в тех обществах, где доминирует органическая солидарность.
Особенности механической солидарности:
1.    структура общества – малый объем населения, распыленность его по территории, относительно слабые социальные связи;
2.    правовые нормы представлены  репрессивным правом, уголовными наказаниями (уголовный кодекс);
3.    культура имеет религиозный характер;
4.    положение индивида проявляется в  абсолютной властью группы, коллективизмом, сосредоточенностью на группе, общности.
Особенности органической солидарности:
1.    структура общества характеризуется большим объемом населения, концентрацией его в городах, увеличением взаимозависимостей, слиянием рынков;
2.    правовые нормы представлены  охранительным правом, защитными контрактами (гражданский кодекс, коммерческо-административное право);
3.    культура имеет светский характер;
4.    положение индивида проявляется в признании ценностей и достоинства отдельного человека, индивидуализмом, сосредоточенностью на автономии индивида [6].
  При всей убедительности выделения двух типов солидарности и утверждения о преобладании их в различных по уровню развития обществах дифференциация эта носит в значительной мере аналитический характер. Конечно, и в современных индустриальных обществах встречается немалое число проявлений механической солидарности: например, в основе семейных и родственных уз. Национальные, религиозные и даже партийно-политические отношения есть не что иное, как проявления механической солидарности, поскольку строятся на основе взаимосвязей типа «свой – чужой» [5].
   Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму [3].
Коллективное сознание — совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. Коллективное сознание — психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования. Оно имеет особую, «отдельную реальность» — существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.
   Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.
    Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание [3].
С прогрессом общества средняя степень интенсивности и определенности коллективного сознания, согласно Дюркгейму, убывает. Если раньше коллективное сознание регулировало все сферы социальной жизни, то впоследствии - все меньшую и меньшую часть их.
    Так прослеживается эволюция от механической солидарности к органической.
    В связи с постановкой и анализом теоретических проблем общества и личности, Дюркгейм выдвигает проблему нормального и патологического.
   Нормальными, по Э. Дюркгейму, являются все отправления социального организма, которые вытекают из условий его существования. Преступления и другие социальные болезни, которые наносят вред обществу и вызывают осуждение, отвращение, являются вполне нормальными, ибо коренятся в определенных социальных условиях и поддерживают полезные и необходимые обществу отношения. Отрицательные последствия преступления, например, нейтрализуются системой наказания, и общество продолжает существовать и функционировать. Внешний, непосредственно воспринимаемый объективный признак, который позволил бы отличить нормальное и патологическое, заключается в его всеобщности, широкой распространенности, что, в свою очередь, является показателем общественного здоровья. Э. Дюркгейм писал: "Мы будем называть нормальными факты, обладающие формами наиболее распространенными; другие же назовем болезненными или патологическими". Отсюда следует, что "нормальный тип совпадает с типом средним и что всякое уклонение от этого эталона здоровья есть болезненное явление" [2; 279]
Дюркгейм отмечает, что в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются в обществе социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления (конфликты, социальное неравенство, эксплуатация и др.) он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.
  Аномия – состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм (например, Россия 90-х годов).
    Для этого периода характерно ослабление моральной регуляции поведения, неэффективность деятельности основных социальных институтов.
   Патологичные формы состояния общества: аномия, социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты. Основной путь решения проблемы — реформы.
 Развернутое обоснование концепция социальной аномии получила в работе Дюркгейма «Самоубийство».
  Дюркгейм внес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основы функционального подхода к изучению общества, разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин "аномия" позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения.
 
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
  Парадигма - совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества [7].
   У каждой науки есть свои парадигмы. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур.
  Как утверждает современное науковедение, любая наука становится самостоятельной, когда она переходит в парадигмальный статус. Он характеризуется наличием одной или нескольких ясно и четко выраженных парадигм.
  Понятие «парадигма» (от греч. paradeigma – пример, образец) в социологию было введено в 1960-е гг. американским историком и социологом науки Томасом Куном (1922–1994). Его интерес к развитию научных теорий и революций в науке возник из размышлений над некоторыми фундаментальными различиями общественных и естественных наук [8].
   В ставшей знаменитой книге «Структура научных революций» (1962) Кун пишет: «Под парадигмами я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».
Иногда под парадигмами понимаются крупные теории, группы теорий или метатеории. Одна и та же парадигма может стать основой не одной, а ряда теорий, и разрабатываться представителями нескольких социологических школ. Каждая парадигма определяет угол зрения, стиль мышления ученого, его теоретический подход к изучению, интерпретации и оценке социальных фактов и требует выработки своеобразного категориального аппарата.
   Признаки существования парадигмы:
1) наличие оригинальной концепции, которая служит универсальным инструментом описания и объяснения исследуемых явлений;
2) наличие классиков, труды которых служат образцом разработки концепции и ее применения в исследовании конкретных явлений;
3) наличие научного сообщества, которое использует концепцию и опирается на труды классиков при формулировке и решении новых исследовательских проблем.
  Преобладает точка зрения, что социология относится к разряду “мультипарадигматических” дисциплин, для которых характерно наличие не одной, а нескольких парадигм. Эту идею обосновал в середине 1970-х гг. известный американский социолог Джордж Ритцер [7].
   Парадигмы социологии можно разделить на 2 группы: макросоциологические и микросоциологические.
1.    Макросоциологические парадигмы называют объективистскими, так как социальные явления рассматриваются как объективно существующие, не зависящие от идей и мнений членов общества. В анализе общества сторонники подобного подхода главное внимание уделяют выявлению социальных структур, определению характера их взаимодействия. Первичной клеточкой общества выступают социальные институты, которые обуславливают поведение индивидов, входящих в них с момента рождения. Эти парадигмы выявляют законы строения, развития и функционирования общества, которые проявляются во взаимодействии его структур. В основе их взаимодействия может быть либо консенсус, либо конфликт интересов. Поэтому выделяют две теории:
• теория функционализма Герберта Спенсера. Он акцентирует внимание на способах достижения социальной интеграции, устойчивости общества как системы, преодоления дисфункциональности в деятельности социальных институтов. Выдвигается тезис о постепенности, эволюционном характере изменений в обществе, который исключает революцию как способ преобразования;
• теория конфликта, в которой  движущей силой социального прогресса считают конфликт как состояние скрытого или открытого столкновения конкурирующих сторон. Причины и характер такого противоборства объясняются по-разному, поэтому существуют различные версии конфликтологической парадигмы:
 - Маркс рассматривал общество как целостность, состоящую из классов, интересы которых не совпадают, что порождает классовый конфликт, который должен быть разрешен с помощью социальной революции;
- социология конфликта Р. Дарендорфа основана на тезисе о том, что каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом. Существование конфликтующих групп связано с наличием у одних возможности властвовать и господствовать над другими, поэтому и структурирование общественных групп основано на отношениях господства и подчинения.
2.    Микросоциологические парадигмы интерпретируют общество как совокупность форм повседневного взаимодействия индивидов, акцентируя внимание на специфичности социального поведения человека. Эти парадигмы трактуют социальные явления субъективно, как существующие благодаря идеям и мнениям людей.
    Виды микросоциологических парадигм:
 • теория социального действия немецкого социолога Макса Вебера. Социальными он называет такие действия, которые содержат субъективно подразумевающийся смысл, доступный пониманию других индивидов. Действия и взаимодействия людей всегда сознательны, опосредованы определенными мотивами или намерениями;
•  теория символического интеракционизма Джорджа Мида исходит из того, что в совокупности межиндивидуальных взаимодействий формируется общество и происходит становление индивидуального сознания. Люди наделяют воздействующие на них стимулы значением и реагируют на эти значения или символы;.
•  теория социальной феноменологии Альфреда Щюца акцентирует внимание на способах, которые используют люди для осмысления окружающего мира и классификации его явлений;
•  этнометодологическая парадигма Гаральда Гарфин-келя при анализе общества акцентирует внимание на методах, используемых индивидами для воспроизводства социальной жизни. Упорядоченность межличностных взаимодействий достигается с помощью принятия на веру правил и понятий, определяющих поведение людей в процессе их взаимодействия [8].
    Создание парадигмы завершается выпуском стандартных учебников, систематизирующих историю, теоретические подходы, методологию и методику исследования. Учебники дисциплинируют научное сообщество, именитых и непризнанных, старые и новые кадры ученых [7].
 
  Заключение
  Эмиль Дюркгейм внес большой вклад в развитие социологии.
  Он является одним из создателей социологии как самостоятельной науки.
   Социолог продолжил разработку теории общества как единого  социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.
   Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором пpaвил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными.
  Также он внес вклад в самые разные отрасли социологическою знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения. семьи, воспитания, религии, ритуала и т. д.
   Провозгласив основным принципом своей методологии необходимость изучать социальные факты как вещи, он отстаивал взгляд на социологию как на строгую объективную науку, свободную от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций. Безусловно, в его вере в науку было немало наивного и утопического. Но, тем не менее, эта вера, опиравшаяся на глубокую логическую аргументацию и собственные научные исследования Дюркгейма, сыграла огромную роль в становлении социологии, признании ее научного статуса и авторитета.
  Также Дюркгейм был основателем и редактором одного из первых в мире социологических журналов, основателем Французской социологической школы.   Научное сообщество продолжает считать его наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания.
 
Список используемой литературы
1.     Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 407 с.
2.    Дюркгейм Э.   О РАЗДЕЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА. МЕТОД СОЦИОЛОГИИ// Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. - М., 1996. - С. 256-309.
3.    http://ru.wikipedia.org/wiki/Дюркгейм,_Эмиль – Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
4.    http://www.psychology.ru/whoswho/Emile_Durkheim.stm - психология на русском языке.
5.    http://beersite.narod.ru/durka/iss.html - идеи Эмиля Дюркгейма в социологии.
6.     http://moodle.vzfei.ru/resources/KOPR239/03_firefox.htm - Социология. Компьютерная обучающая программа.
7.    http://ru.wikipedia.org/wiki/Парадигма - Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
8.    http://metropolys.ru/artic/18/07/h-0086-03596.html - Основные парадигмы социологии.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 21.12K
Скачано: 293
Скачать бесплатно
24.12.13 в 07:32 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе