Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Эмиль Дюркгейм и его теория эволюции развития общества

Эмиль Дюркгейм и его теория эволюции развития общества [16.01.11]

Тема: Эмиль Дюркгейм и его теория эволюции развития общества

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.53K | Скачано: 308 | Добавлен 16.01.11 в 23:36 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2010


Содержание.
Введение 3
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта.
Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма 4
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества 9
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 13
Заключение 16
Список литературы 17
 
Введение
  Эмиль Дюркгейм – французский философ,  педагог  и социолог, один из создателей социологии  как науки. Он  разработал четкую концепцию предмета социологии и считается классиком теории социологического метода.
   Современные социологи дают его научным заслугам очень высокую оценку. Для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить её становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.
В первом вопросе контрольной работы раскрываются основные положения доктрины социального реализма, разработанной Э. Дюркгеймом.
Во втором вопросе освещаются такие понятия как «Социальная солидарность», «Механическая солидарность», «Органическая солидарность», «Демократия», «Тоталитаризм», «Коллективное сознание».  Раскрываются их общие признаки и отличительные особенности.
В третьем вопросе дается всестороннее определение понятия «парадигма» в социальной интерпретации,  выясняется, какие парадигмы можно выделить в социологии.
 
1.Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта.
Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.

 Давид Эмиль Дюркгейм (1857-1918) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.    
Социологическая концепция Дюркгейма формировалась главным образом под влиянием Ш. Монтескье и особенно О. Конта, а также в полемике с индивидуально-психологическими и биологическими направлениями. Согласно Дюркгейму предметом социологии являются социальные факты, которые обладают двумя отличительными признаками: объективностью (внешним существованием) и принудительностью по отношению к индивидам.
Основные труды: «О разделении общественного труда» (1893г.), «Правила социологического метода» (1895г.), «Самоубийство» (1897г.), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912г.).
Им разработаны методология и методы социологических исследований. Этому, в частности, посвящена его работа "Правила социологического метода" (1895 г.), в русском переводе "Метод социологии" (1899 г.). Что позволило подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на ее прикладной характер. Об этом говорит его фундаментальный труд "Самоубийство. Социологический этюд" (1897 г.).
Проблемы методологии заняли ведущее место уже в первых трудах Дюркгейма, особенно в "Правилах социологического метода". Главная особенность метода Дюркгейма -— объяснять социальное социальным —заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в социальные нормы и становятся рычагами социальной регуляции. В нормальных условиях внешняя социальная детерминация осуществляется через ценностную ориентацию человека. Нормы и ценности становятся двумя сторонами социального явления. Социальные нормы, как и социальные факты вообще, для Дюркгейма имеют принудительный характер, т.е. заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием.
В 1894г. Дюркгейм сформулировал свой основной постулат: "первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи". Вещь —  это "всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о чем мы не можем сформулировать адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким".
Необходимо подчеркнуть, что этот тезис Дюркгейма имеет не столько онтологический, сколько методологический смысл. «Рассматривать факты определенного порядка как вещи - не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать, но отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят; не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией»[ Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991, с 218.]
В 1911 году Дюркгейм выступил со специальным докладом на Четвертом Международном философском конгрессе в Болонье (1911г) на тему "Ценностные" и "реальные" суждения", в котором раскрыл некоторые важные особенности своего социологического метода. Происходит не только уточнение основного методологического постулата, но и некоторая смена понятийных приоритетов. Теперь позиция Дюркгейма сводится к тому, что социальные нормы (социальные факторы в целом) влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их опосредования; что внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов. При этом действительность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов.
В методологии Э. Дюркгейма социальный факт одновременно выступает как важный компонент его концепции структурного функционализма. Социологическое объяснение фактов, реальностей и явлений, исследуемых отдельно друг от друга, должно происходить в терминах социальных причин и социальных функций. Общество, как автономная сфера деятельности, развивается почти исключительно по своим внутренним законам, не испытывая серьезного воздействия факторов несоциального характера. Состояние общества зависит от внутренних связей его морфологической (материальной) структуры и характера его сознания. Поэтому и объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества. По мнению Дюркгейма, определяющая причина данного социального факта должна быть найдена среди предшествующих социальных фактов, а не в состоянии индивидуального сознания.
Социальная структура распадается на две группы фактов: во-первых, она включает в себя материальные и духовные ценности и, во-вторых, социальные коллективы.     
Анализируя последние, Дюркгейм выделяет такие коллективы, как семья, профессиональная группа и т.п., а также возникающие на основе разделения труда социальные институты, выражающие общественное единство (мораль, религия).
Причинность в социальном процессе - взаимодействие названных элементов социальной среды, рождающее то или иное социальное явление. Э. Дюркгейм приходит к выводу о том, что причинный анализ - это отыскивание зависимости социального явления от социальной среды. Такой подход мог открыть более широкие возможности в познании общества, если бы автор указал на социальные, экономические, исторические источники такой зависимости. Но он ограничился лишь функциональной стороной взаимосвязи, что фактически приводило к отождествлению причинного анализа со структурным анализом. Эту особенность своего структурного функционализма он обозначил термином "социологический детерминизм".
Для   понимания   дюркгеймовского   «социологизма»,   т.е.   концепции социальной   реальности,   надо рассмотреть   базовые   постулаты: онтологический и методологический.
     Онтологическая  сторона  «социологизма»:
   1) Социальная реальность включена в универсальный природный порядок,  она       столь же устойчива,  основательна  и  «реальна»,  как  и  другие  виды реальности, а потому, подобно последним, развивается в соответствии  с определенными законами.
   2) Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
 Речь  идет  прежде  всего  о  всемерном  подчеркивании  автономии
социальной реальности по  отношению  к  индивидуальной  реальности, воплощенной  в  индивидах.  Эта  идея красной нитью проходит через все научное творчество Дюркгейма.    Указанная тема непосредственно связана с общей  концепцией   человека у Дюркгейма.  Вообще  во  всякой  общей  теории  общества  явно  или  неявно присутствует общая теория человека, всякая общая социология  так  или  иначе базируется на философской антропологии. Социология  Дюркгейма не  составляет в этом случае исключение. Человек для него – это двойственная реальность,  в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности:  социальная  и индивидуальная.
     Противопоставление этих 2-х  начал  человеческой  природы  выступает  у Дюркгейма  в  следующих  противоположностях:  
1)  определяемое  социально  и биологически заданное;
 2) факторы,  специфичные  для  отдельных  обществ,  и выделяемые  или  постулируемые  характеристики  человеческой   природы;  
 3) факторы, общие для данного общества или группы,  и  характерные  для  одного или  нескольких  индивидов;  
4)   сознание   и   поведение   ассоциированных индивидов, с одной  стороны,  и  изолированных  индивидов  –  с  другой;  
5) социально  предписанные  обязанности  и  стихийно  формирующиеся  желания  и действия;
 6) факторы, исходящие «извне»  индивида  и  возникшие  внутри  его
сознания;
 7) мысли и действия, направленные на  социальные  объекты,  и  те,
что  являются   сугубо   личными   и   частными;  
 8)   альтруистическое   и эгоцентрическое поведение.
      Методологический    аспект   «социологизма»   тесно   связан   с   его онтологическим аспектом  и  симметричен  ему.  Поскольку  общество  –  часть природы, постольку наука об обществе, социология, подобна наукам  о  природе в   отношении   методологии;   ее   познавательной   целью   провозглашается исследование устойчивых причинно-  следственных  связей  и  закономерностей.
     Социологический способ объяснения провозглашается  единственно  верным, исключающим  другие  способы  или  включающим  их  в  себя.   Социология   в результате выступает не только как специфическая наука о социальных  фактах, но и как своего рода наука наук,  призванных  обновить  и  социологизировать самые различные отрасли знания: философию, логику, этику, историю.
     Таковы основные принципы «социологизма», посредством  которых  Дюркгейм обосновывал  необходимость  и  возможность  социологии  как  самостоятельной науки.
 
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма –    поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в    развитии общества
Что понимал Дюркгейм под термином "разделение труда"?
C его точки зрения, это - сила, объединяющая людей в обществе. В отличие от Г. Спенсера, считавшего фактором, объединяющим людей, свободную игру индивидуальных интересов, или О. Конта, указывавшего на государство, Э. Дюркгейм видел именно в разделении труда объединяющее начало, фактор преодоления разобщенности и борьбы с центробежными тенденциями. При анализе этого явления он ставил перед собой двоякую цель:
а) исследование функций разделения труда, т.е. определение, какой социальной потребности оно соответствует и раскрытие причин и факторов его развития;
б) выявление не только позитивных последствий разделения труда, но и патологических, "ненормальных" его форм, которые порождают соответствующие явления в социальном организме, приводят его к деградации.
Разделение труда, под которым Дюркгейм понимал профессиональную специализацию и кооперацию, является признаком высокоорганизованного, развитого общества. В архаических обществах нет разделения труда, ибо там нет ни социальной связи, ни индивидуализации личности, а следовательно, необходимости соединения обоих этих принципов. только с прогрессом общества вследствие все увеличивающейся специализации труда и индивидуализации личности, разрушения традиционных связей люди вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, объединяясь таким образом в единое целое. Разделение производственных ролей приводит естественным путем к солидарности людей.
Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния.
В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральная ценность. Cолидарность определяет общественное состояние, социальный порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Первая предполагает сходство индивидов, тождественность исполняемых ими функций, неразвитость личностных качеств; вторая - самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе.
Механическая солидарность (доиндустриальное общество) присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности и господстве коллективного сознания (в основном религиозного).
Органическая солидарность свойственна сложным, развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.
Переход от механической к органической солидарности Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс, главным фактором которого выступает разделение труда. В разделении труда, понимаемом как единство профессиональной специализации и кооперации, Дюркгейм видел фактор сплочения людей и преодоления центробежных тенденций. Разделение труда вынуждает людей обмениваться продуктами своей деятельности, совершенствовать свои профессиональные навыки и, следовательно, развивать свои личностные качества. В конечном счете, этот процесс открывает простор для расширения всех сфер "социального бытия".
По мнению Дюркгейма, чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, которая  основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, наоборот, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.
Демократия — вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным. Тоталитарное общество  отнюдь не является многовариантным, так как не только сужает диапазон свободы действий, но применяет к нарушителям чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону репрессивных мер.
Коллективное сознание — совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. Это — «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования». Оно имеет особую, «отдельную реальность» — существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.
Индивиды притягиваются друг к другу так как имеют общие верования и сходные чувства, которые  составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.
Малые части общества  также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.
От степени солидарности зависит состояние общества — нормальное или патологичное. Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) — ощущение отсутствия норм, возникающее в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.
Патологичные формы состояния общества: аномия, социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты. Основной путь решения проблемы — реформы.
По аналогии с организмом социолог выводил также свои понятия «нормального типа» обществ, нормы и патологии, которые применял затем к интерпретации таких явлений, как преступность, кризисы и другие проявления общественной дезорганизации.
     Нормальными, по Дюркгейму, являются те отправления социального организма, которые вытекают из условий его существования. Преступления и другие социальные болезни, нанося вред обществу и вызывая отвращение, вместе с тем нормальны в том смысле, что коренятся в определенных общественных условиях и поддерживают полезные и необходимые общественные отношения.
     Понимание нормального как общепринятого и широко распространенного привело Дюркгейма к парадоксальным заключениям.
Так, преступление, встречавшееся во всех или в большинстве обществ, рассматривалось им как нормальное явление. Напротив, рост числа самоубийств в конце ХIХ века и некоторые типы экономического кризиса квалифицировалось как патологические.
Работа Дюркгейма «Самоубийство» основывалась на анализе конкретного статистического материала. Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств.
 
3.Что такое парадигма в социологической интерпретации?
Какие  парадигмы можно выделить в социологии?
Каждая наука имеет свои парадигмы. Как известно, крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур. Между парадигмами всех наук есть некоторая общность, проявляющаяся в господствующем в те или иные времена человеческой истории способы научного мышления.
Парадигма науки это система ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющая давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.
Социологическая парадигма также как любой другой науки  есть система ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов мышления, позволяющая давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.
Синергетическая парадигма отражает саморазвитие равновесно противодействующих сил (экономических, политических, военных, культурно-идеологических и др.) проблемам устойчивости (неустойчивости) мира, отдельных обществ.
Институциональная парадигма утверждает особую роль в социальных системах тех форм социальной практики, посредством которых обеспечивается устойчивость связей между субъектами социальной жизни и которые называются социальными институтами. В свете этой парадигмы изучается предназначение и функции социальных институтов, закономерности их функционирования, видоизменения и взаимосвязей с другими социальными структурами общества, а также друг с другом.    Особый тип единиц социологического исследования составляют институции. Социальные институты не совпадают с группами, хотя являют собой стандартизированные образцы взаимодействия.
Часто отличие групповых признаков от институциональных неочевидно. Например, семья как группа лиц, объединенных родством или свойством и ведущих общее хозяйство, отличается от семьи как институционального образования. Как правило, в развитых цивилизованных странах в качестве средства институционализации выступают нормы права; в архаичных же обществах институционализация поддерживается обычаем и ритуалом.
Выбор институциональных единиц составляет достаточно сложную проблему при проектировании социологического и социально-экономического исследования.
Структурно-функциональная парадигма - не простая сумма двух названных подходов, а такой их синтез, который позволяет глубже осмыслить механизмы жизнедеятельности и стабильности социальных систем. Это достигается, прежде всего, выяснением того, каким образом совмещаются друг с другом функции: а) элементов системы относительно друг друга, основополагающих структур и всей системы; б) структур относительно друг друга, составляющих их элементов и всей системы; в) системы относительно ее структур и элементов; г) разных систем относительно друг друга.
Функционализмом называют такой анализ социальных систем, как больших (государств, общественных классов, социальных институтов и т.п.), так и малых (семей, трудовых коллективов, иных микросоциумов), который основан на выяснении функций элементов, взаимодействие которых образует исследуемую систему.
Парадигма  символического интеракционизма исходят из того, что люди обретают свою человеческую природу, образуют и реализуют социальную жизнь благодаря взаимодействиям (интеракциям) с помощью разнообразных символов. Отсюда вытекает их повышенный интерес к анализу процессуального аспекта взаимодействий.
Феноменологическая парадигма заключена в осмыслении общества как явления, созданного и постоянно воссоздаваемого духовным взаимодействием людей, в т.ч. процессами межличностных коммуникаций. Исследователи, взявшие на вооружение эту парадигму, изучают содержание и формы тех коммуникаций, которые особенно значимы для социальной жизни, понимания людьми друг друга. Язык социологии таков, что практически ни одно из используемых в нем понятий не конструируется вне мира повседневности. «Богатство» и «бедность», «сплоченность» и «конфликт», «ролевая идентификация» и «ретретизм» - все социологические концептуализации содержат значительный компонент обыденности, нечто двусмысленное, текучее, зависящее от обстоятельств. Лексикон социологии придает строгие очертания тому, что в обыденности принято называть «жизненным опытом». Связь с миром повседневности - одна из существенных особенностей социологической методологии, отличающая ее, например, от методологии естественных наук.
Этнометодологическая парадигма близка к предыдущей, но отличается от нее распространением методов этнографии и социальной антропологии на социологию. Она нацеливает на изучение процедур не только субъективного истолкования людьми своей социальной жизни, но и скрытых и неосознаваемых ими механизмов социальных коммуникаций.
Как любую другую, социологическую методологию  составляют два уровня: эмпирический и теоретический, которым предшествует гипотеза.  
Эмпирический уровень преимущественно аналитичен, поскольку из объекта исследований вычленяется посредством абстрагирования предмет исследования и затем происходит изучение его частей. На эмпирическом уровне происходит сбор социальных фактов, их обработка и эмпирическое обобщение.
 
Заключение.
Работы и идеи Дюркгейма оказали громадное влияние на мировую, особенно французскую, социологию – все значительные социологические теории XX в. так или иначе, соотносились с теорией основателя Французской социологической школы.
С именем Дюркгейма связан также процесс институционализации социологии на европейском континенте, ее преподавание как самостоятельной учебной дисциплины. Наконец, отмечая роль Дюркгейма в развитии социологии, нельзя не сказать о нем как об основателе французской социологической школы, которая сконцентрировалась вокруг основанного Дюркгеймом журнала "Анналы социологии" (1898-1913-первая серия и вторая серия 1925-1927 гг.).
Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой.
Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.
Доказывая «нормальный» характер солидарности в обществе и «анормальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или возрождения) «механической» солидарности в тоталитарных обществах.
В целом концепцию Э. Дюркгейма можно рассматривать как определенный финал развития методологии и теории классического позитивизма в социологии.
 
Список литературы.
1.    Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2.    Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
3.    Капитонов Э.А. История и теория социологии: Учебное пособие для вузов. -М., ПРИОР, 2000.
4.    Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие.- М.: Тетрасистемс, 2003
5.    Социология .Учеб.-метод. пособие. Колоткин М.Н. – Новосибирск: СГГА, 2001. – 72 с.
6.    История социологии в Западной Европе и США. Учеб-ник для вузов. Ответственный редактор — академик И 90 РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 576 с.
7.    Лавриненко В.Н. Социология: Учебник. –М., Юнити, 1998.
8.    Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
9.    Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. Гардарики, 2007.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 25.53K
Скачано: 308
Скачать бесплатно
16.01.11 в 23:36 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе