Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Философия эпохи Возрождения (Ренессанс)
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 32.95K | Скачано: 303 | Добавлен 18.12.10 в 02:30 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Калуга 2009
Содержание
Введение 3
1. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения 4-10
2. Натурфилософия эпохи Возрождения 11-16
3. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса? 17-19
Заключение 20-21
Список литературы 22
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха Возрождения (Ренессанс) – переходный период от Средневековья к Новому времени. Она охватывает период с XIV по начало XVII.
Важный этап развития философской мысли – философия эпохи Возрождения, в которой затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Эта эпоха оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Ренессанс – одна из самых ярких страниц в истории культуры, ознаменованная невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Большое развитие получили промышленность, торговля, мореплавание, военное дело. Также развивалась техника, механика, математика, естествознание. Изобретения и открытия, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.
Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Это период духовного изменения общества, когда церковь утратила свои идеологические потребности и возникла потребность в новом мировоззрении.
В этот период меняется общая ориентация философии и стиль философствования. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV-XVI вв. становится общеевропейским явлением.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
XIV-XVI вв. – время, когда всё в круговороте страстей, общечеловеческих побуждений и расчётов. В разных ситуациях люди выпутываются умом и личной смекалкой. Выше всего ценится умелость. Идеал удачи царит над всем. Поклонение обычаю заменяется культом удачи. В эпоху Возрождения в ходе материально-чувствительной деятельности, в том числе и творческой, человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя. Именно тогда в философии появляется идея того, что человек выступает как творец мира, сотрудник Бога. Человеческая личность по преимуществу является творческой, она как бы перенимает на себя творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой творческое начало, будь это искусство, политика, религия или даже техническое изобретение.
Эпоха Возрождения – время рождения титанов мысли, чувства, характера, идеала. Выдающиеся люди этого периода – цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные задачи – опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека.
Одним из таких людей был родоначальник гуманизма, поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374) – неутомимый собиратель и исследователь древних рукописей и памятников.
Антропоцентризм (воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания), да ещё в таком артистическом виде, в каком он существовал в эпохе Ренессанса, конечно же не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие.
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н.э.). Для него humanitas – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.
В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.
Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было противостояние схоластике, которая подвергалась критике и осмеянию. Спор шёл принципиальный – о новом нравственном идеале и путях его воплощения в жизнь.
Ф. Петрарка считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания, тем самым заложив основу формирования личностного самопознания эпохи Возрождения. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий (средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации), обращаясь к конкретному, индивидуальному.
Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472), По его мнению, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью.
Многие гуманисты отстаивают идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой. Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно – государственной жизни. Последнее чаще всего предполагалось достигать на демократических началах, в рамках республиканского строя.
Однако было бы неправильным идеализировать такого рода гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своём философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.
Мыслители эпохи Возрождения, прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, неизбежно приходили к сближению человека с Богом. Тем самым проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма — тенденция к обожествлению человека (гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге).
Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.
Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращённые к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.
Философия Возрождения пересмотрела и взгляды на общество и государство. На смену средневековым идеям о божественном происхождении общества и государства, о неразрывной связи «града земного» и «града небесного» стали происходить идеи гражданского общества, государства, как возникающих не из божественной воли, а из реальных потребностей людей.
Эти идеи впервые обосновал выдающийся итальянский мыслитель, историк и государственный деятель эпохи Возрождения Николо ди Бернардо Макиавелли (1469-1527), вошедший в историю философской мысли как основатель реалистической политической философии. По Макиавелли, определенное устройство общества, в том числе и государственное, возникает не по воли Бога, а из потребностей людей, их заинтересованности в защите, сохранении своей собственности, имущества, жизни друг друга. Ведь люди, учил Макиавелли, по своей природе порочны, корыстолюбивы, жестоки и склонны к обману. Чтобы обуздать эти порочные, присущие людям свойства, и нужна сильная государственная власть, сосредоточенная в руках правителя. Такое государство, созданное для защиты одних людей и обуздания других, должно жить не по указаниям церковников и развиваться не стихийно по воле слепой судьбы, а строиться в соответствии с сознанием и волей людей, прежде всего имущих, собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в его могуществе, в утверждении правопорядка. Следовательно, по Макиавелли, хозяином государства должна быть имущая часть населения, собственники.
Макиавелли рассмотрел пути создания такого сильного государства и сильной власти. Это изложено в его основной работе трактате «Государь», в котором он пишет, что разумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его власти: мягкотелость, чрезмерная нравственность, излишняя мудрость. Надо поступать так, чтобы государя уважали. Для достижения политических целей государь может употребить любые средства. Как частное лицо государь не может пренебрегать моральными нормами, но ради процветания государства он может и не считаться с ними. В дальнейшем под «макиавеллизмом» стали понимать беспринципность, цинизм в достижении политических целей.
Макиавелли рассмотрел вопросы:
1. «Что лучше: внушать людям любовь или страх?»
«Лучше внушать страх».
2. «Как государи должны держать слово?»
«Пока это им выгодно».
Макиавелли освобождает политического деятеля от непременного следования моральному закону, это происходит в силу необходимости, и объяснятся противоречиями социальной деятельности. Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву.
Философская мысль эпохи Возрождения не исчерпывается рассуждениями, опирающимися на политический реализм. Н. Макиавелли предпочёл действительность воображаемому. Но были и те, кто, по его собственным словам, «изобразил республики и государства, которых в действительности никто не знал и не видывал».
Одним из таких мыслителей был Томас Мор (1479-1555), английский гуманист, государственный деятель и святой католической церкви. Однако бессмертную славу Томасу Мору принесла его «Утопия» (слово «утопия» в буквальном переводе с греч. (ou – нет, topos - место) - «место, которого нет») - произведение, описывающее жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Свете.
Книга состоит из двух разделов. В первом анализируются конкретно-исторические условия английского общества в XVI веке. Во втором описывается идеал общественного устройства, существующего на вымышленном острове — «Утопия». У жителей «Утопии» нет частной собственности, нет классов, труд становится жизненной и моральной потребностью всех островитян, однако есть рабы из числа преступников, которые выполняют самые тяжелые и грязные работы. Человек есть высшая ценность, и поэтому должен жить счастливо, работать по способностям и получать по потребностям. Сформированные в «Утопии» идеи оказались весьма жизнеспособными, и нашли свое дальнейшее развитие в философских системах последующих веков.
Рисуя безотрадную картину эпохи становления буржуазных отношений, Мор не ограничивается лишь неприятием существующих порядков. Он противопоставляет им проект государства всеобщего благоденствия. В этом заключается важная особенность утопизма. Его представителей нельзя назвать реформаторами, то есть теми, кто стремится изменить существующий мир. Несогласие утопистов с действительностью касается всех её сторон, и их альтернативные проекты затрагивают общественный порядок в целом.
Спустя столетие утопические идеи получили развитие в творчестве итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы (1568-1639), доминиканского монаха, астролога и бунтовщика. Интерес к естествознанию сочетался у него с еще большей заинтересованностью в социально-политических проблемах своего времени. За участие в борьбе против испанского ига провел в заключении около тридцати лет, где и написал свой главный труд - "Город Солнца".
Кампанелла считал главной причиной всех бедствий в обществе неравенство людей; что упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личности и интересами государства, которым должны управлять философы. Кампанелла разработал всеобъемлющую систему воспитания и подготовки новых поколений, в которой учитывается природная предрасположенность каждого индивида. Существенным моментом в программе философа было формирование всемирного единения, союза государств и народов, что должно было обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.
В отличие от Мора Кампанелла не только мечтал о совершенном обществе, но и стремился к радикальному переустройству социальных порядков. Заговор против испанского владычества предполагал последующее учреждение такого общественного строя.
Однако различие между Мором и Кампанеллой в этом важном пункте еще не дает основания для противопоставления этих мыслителей. Сходство между ними значительно. И тот и другой не придавали значения условиям и путям осуществления идеала, сосредоточивая свое внимание на детальном конструировании будущего царства добра и справедливости.
Таким образом, в эпоху Ренессанса начал формироваться новый подход к осмыслению социальных процессов. Он базировался на естественных особенностях людей, их земных интересах, учитывал исторические условия
существующего времени, ориентировался на общественные идеалы, рожденные культурой Ренессанса. Идеи утопистов Возрождения сыграли значительную роль в дальнейшем формировании социалистических идей.
НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Гуманистическая культура, первоначально ориентированная главным образом на человека, всё чаще углублялась в истолкование природы. Для интеллектуальной деятельности многих ренессансных учёных такой интерес стал определяющим.
Развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов, был нанесен не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли.
Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Николая Кузанского, Джордано Бруно.
Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.
Леонардо да Винчи (1452-1519), внебрачный сын нотариуса и простой крестьянки, мужчина редкой красоты и огромной физической силы, холостяк, не получил классического образования и не обучался в университете. Однако это обстоятельство сыграло скорее положительную, чем отрицательную роль в его формировании в качестве мастера искусства (его картины "Джоконда", "Тайная вечеря" и другие представляют главные шедевры ренессанского времени) и многообразного изобретательства, а затем и теоретика этой высокой практики.
Леонардо по праву заслужил имя пионера современного естествознания. Трудно обозреть круг его изобретений и проектов: им впервые высказаны идеи ткацкого станка, парашюта, вертолета, подводной лодки, гидротехнических шлюзов и другие. Почти все они далеко обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и были оценены по достоинству только в XIX и XX столетиях.
Рассматривать идеи Леонардо в историко-философском плане не просто, прежде всего потому, что его деятельность в общем была мало связана с тогдашними философскими традициями, развивавшимися на основе античных доктрин. Место гениального мастера в философском развитии Ренессанса определялось как его художественной, так и исследовательской деятельностью в области механики, физики, астрономии, геологии, ботаники, анатомии и физиологии человека. При этом подавляющее большинство научных изысканий Леонардо осуществил в контексте своей творческой практики.
Являясь непримиримым противником схоластической учености, основу научной деятельности видел в практике, разрабатывал методику целенаправленного опыта - эксперимента. Глубоко осмыслил значение и роль науки в познании ("Наука — полководец, и практика — солдаты").
Специфика методологии Леонардо состоит в том, что он стремился к максимально конкретному пониманию опыта и по возможности к точному уяснению его роли в деле достижения истины.
Не оставляет Леонардо никакого сомнения и в том, какую науку он имеет в виду: прежде всего это, конечно, математика, ибо только она способна придать результатам экспериментирования подлинную достоверность, искомую однозначность, делающую возможным точное практическое применение найденной истины.
Огромной философско-мировоззренческой проблемой, решавшейся мастером из Винчи, была также проблема соотношения человеческого искусства, понимаемого в самом широком смысле этого слова, и природы.
Тезис гуманизма о царстве человека фактически превращался у Леонардо в положение о превосходстве человека над природой. Равнодушный к религии своей эпохи, Леонардо всё же не доходил до богоборческих утверждений, а скорее, подобно другим гуманистам, стремился к максимальному приближению человека к Богу.
Стремясь к созданию новой картины мира, в основу которой были бы положены закон и необходимость как синонимы самой природы. Леонардо да Винчи выдвинул задачу математизации знания о природе и разрабатывал экспериментальный метод, опровергал практику колдунов и всевозможных магов.
Николай Коперник (1473-1573) – польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира, экономист. В истории науки учение Коперника было революционным актом («коперниковская революция»), которым исследование природы заявило о своей независимости от религии. Теория Коперника о том, что Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира, означала разрыв с геоцентрической системой Аристотеля-Птолемея, утверждавшей центральное место Земли и ее неподвижность, и основанными на ней религиозными представлениями о Земле, как избранной Богом арене, на которой разыгрывается борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Эта теория отбросила идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление движений небесных и земных тел, создала возможность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии Солнечной системы. Для теории познания важным стало различие Коперника между видимыми (кажущимися) и реальными состояниями тел (Земли). Открытия Коперника стали объектом ожесточенной борьбы: церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знанием, развивали дальше, устранив, например, такие ошибочные положения системы Коперника, как расположение всех звёзд на единой «сфере» и Солнца в центре Вселенной. Основное произведение Коперника, «Об обращениях небесных сфер», свидетельствует о знакомстве Коперника с достижениями античного атомизма и астрономическими гипотезами древних.
Своим открытием Копернику, как о нем говорят, удалость остановить
Солнце и привести в движение Землю, т.е. опровергнуть признанную церковью геоцентрическую систему и обосновать новую гелиоцентрическую систему взглядов на устройство мира, в котором человек уже был лишен привилегированного места во Вселенной. Копернику удалось избежать преследований церкви только потому, что он умер вскоре после обнародования своего открытия.
Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.
Уникальнейшим явлением в философии XV в., хотя и вполне объяснимым как естественный результат развития всей предшествующей философской мысли и выражения потребностей духовной жизни той эпохи, стали творения выдающегося, многогранного мыслителя Николая Кузанского (140-1464) - теолога, философа, крупного учёного, особенно в области математики, астрономии и географии. Его считают родоначальником немецкой философии.
Кузанский углубляет неоплатоновскую категорию абсолютного становления и анализирует ее методом бесконечно малых величин. Средствами этого метода он приходит к выводу о совпадении противоположностей: Бог есть «абсолютный максимум», а вселенная – «конкретный максимум». Первый максимум есть вечное и непрерывное становление, второй максимум – тоже непрерывность. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.
Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный
Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность.
В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. Еще молодым Николай Кузанский написал свою основную работу «Об ученом незнании».
Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, Кузанский не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но, расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к ее освобождению от религиозного толкования.
Николай Кузанский, ведомый логикой своего диалектического метода, сделал целый ряд открытий в области естественных наук, в области натурфилософии.
Кроме того, Кузанский составил географическую карту Центральной и Восточной Европы. Сделал предложение о реформе устаревшего юлианского календаря, вычислил время с помощью подсчета количества вытекающей воды, изучил биение пульса и частоту дыхания, наблюдал и вычислял явления падения тел, а из своего учения об абсолютной бесконечности сделал вывод о бесконечности мира во времени и пространстве.
Джордано Бруно (1548-1600) – представитель позднего Ренессанса, человек мужественный, он готов в своих рассуждениях к самым крайним выводам. Права человека для Джордано Бруно – вне всяких ограничений. Он развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника.
Бруно воплотил в своем творчестве наиболее полно и глубоко такие важные черты гуманистической философии как пантеизм, диалектичность, острое чувство гармонии природы, ее бесконечности. Радикальный пантеизм мыслителя, т.е. абсолютное отождествление Бога и природы, что отрицало постулат вероучения о сотворение мира — причина его непримиримого конфликта с церковью, сыгравшего трагическую роль в его судьбе.
Основополагающим в его учении является понятие Единого, являющегося и причиной бытия, и самим бытием вещей. Бог как бы "переселяется" в природу, которая воспринимает такие его качества, как бесконечность в пространстве и времени, творческий характер и другие. Исходя из неразрывности Бога и природы, придавал последней активную роль, утверждал, что материя "творит все из своего лона". Бруно придавал физическую однородность всем бесконечным мира, придерживался гилозоизма (всеобщая одушевленность природы), объясняя тем самым причину движения космических тел (закон всемирного тяготения еще не был открыт). Активно использует положения диалектики Н. Кузанского, освобождает ее от теологического содержания и формулирует как учение о природе. Так, например, Дж. Бруно отказывается от признания абсолютного центра Вселенной: бесконечность Единого исключает саму возможность подобного центра. Тем самым снимаются различные теолого-схоластические ограничения бесконечности Вселенной, окружающего мира.
Таким образом, если в рассуждениях Н. Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.
Натурфилософия эпохи Возрождения открыла путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII вв., видя в природе не только совершенное божественное творение, но, прежде всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства.
С ВОЗРОЖДЕНИЕМ КАКИХ ИДЕЙ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ СВЯЗАНА ЭПОХА РЕНЕССАНСА?
Эпоха Возрождения названа так, потому что после длительного культурного спада были возрождены идеи античной цивилизации, ее философов, ученых и художников.
Основным из возродившихся понятий античности стал материализм, утверждающий первичность бытия, материи, природы по отношению к сознанию, мышлению и духу. В античной философии этого направления придерживались многие ученые и философы. В Средневековье же материализм ушел на дальний план и был возрожден в натурфилософии Дж. Бруно и других деятелей эпохи.
Второй важной параллелью с античной эпохой является диалектика. В эпоху Возрождения внимание ученых и философов вновь обратилось к изучению и познанию мира и человека в нем, но уже исходя не из религиозных толкований, а объективно, по-научному. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают и развивают Николай Кузанский и Джордано Бруно.
Еще одним сходством эпохи Возрождения и античности является такое течение как гуманизм. Античный философ Эпикур выдвигал на первый план человека, сильного, счастьем которого является удовольствие. Такие же тенденции можно заметить в философии Ф. Петрарки, Лоренцо Валлы, Джованни Пико делла Мирандолы. В философии эпохи Возрождения наблюдается склонность к обожествлению человека.
Например, идеи Платона нашли свое продолжение в философии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. В идеальном государстве Платона правят философы, защищают воины, а снабжают всем необходимым производители. Решение о том, кем именно должен быть человек в этом обществе принимается по принципу: человек должен выбирать деятельность в зависимости от того, какая часть души преобладает. Если воля - царем или воином, если разум – ученым или философом, если чувства – ремесленником или земледельцем. В обществе Платона действует принцип коммунизма: от каждого по способностям, каждому по потребностям, который, впоследствии, переняла «Утопия» Мора. Все граждане в этом идеальном мире равны по правам и свободам. Но даже в этом государстве были рабы, которые не считались людьми, были бесправны и не имели добродетели. Характерные черты идеального государства Платона можно увидеть в «Утопии» Мора и «Городе Солнца» Кампанеллы. Каждый из этих двух философов Возрождения на основе платоновских трудов создал свои теории и взгляды на идеальное общество, взяв из философии Платона то, что было им необходимо и с чем, как я думаю, были согласны, и дополнили своими идеями.
В «Городе Солнца» Кампанеллы также можно усмотреть взгляд Аристотеля на идеальное общество. Аристотель считал бедность и богатство плохими крайностями, так как они порождают борьбу богачей и бедняков и ведут общество к гибели. Также и Кампанелла считал главной причиной всех бедствий в обществе неравенство людей.
В философии Ренессанса возродились черты, характерные одной из философско-этических концепций – эпикуреизму. «Нужно не участвовать в общественной жизни, - говорил Эпикур, - а заниматься своей личной жизнью». Одним из философов, развивающим эту концепцию, был Лоренцо Валла. Он так же, как и Эпикур, считает целью жизни человека получение удовольствия (наслаждения).
Софисты античности первыми сделали человека главным предметом исследований. «Человек, - говорил Протагор, - есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Мысль о том, чтобы переориентировать философию на такой достойный объект познания, как человек, вновь появилась и в эпоху Возрождения. Гуманисты Ренессанса вырабатывали новый подход к пониманию человека. Так же, как и софисты античности, они сравнивали человека с Богом. Еще в античности Боги были антропоморфны, в Ренессанс высказываются уже более смелые утверждения о том, что Бог не создал человека по своему подобию, предоставив ему возможность творить самого себя. Все это, пусть и частично, как я считаю, но напоминает нам философию античности, с той лишь разницей, что изученные творения того времени были не слепо приняты, а рассмотрены, дополнены или опровергнуты.
Ведь идеи античности возрождались не только для того, чтобы продолжить свое развитие.
Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единства. У Платона и неоплатоников, единое характеризуется через противоположность «иному» - не единому. Кузанский отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает вывод: «единое есть все».
В античный период Зенон основал такое течение, как стоицизм. Стоики утверждали, что человек не свободен, его жизнь зависит от судьбы. Они считали бессмысленным сопротивление судьбе. Их лозунгом было: «желающего судьба ведет, а нежелающего тащит». Смирившейся с судьбой, по их мнению, свободен, а значит, спокоен и равнодушен. Никколо Макиавелли признавал силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью, как и стоики. Но не соглашается до конца, утверждая, что судьба лишь наполовину властвует над человеком, поэтому он может бороться с обстоятельствами.
Итак, Ренессанс не определялся лишь воскрешением античности. Хотя философы Ренессанса и считали, что просто возрождают интерес к античной философии и науке, они, часто того не видя, создавали новое мировоззрение.
Их философия рассматривается в историческом контексте. Ренессанс – это, прежде всего, свободное осмысление произведений античности, отказ от готовых и неизмененных истин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая краткое изложение истории философии, отметим наиболее важные моменты великой эпохи. Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии. Но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, вместе с тем продолжив всё лучшее из того, что дало Средневековье. Эпоха Возрождения представляет собой не узкоевропейское, а мировое явление.
Приведём основные направления и идеи философии Ренессанса:
Основные направления философии эпохи Ренессанса:
Основные идеи философии эпохи Возрождения:
на всестороннее осмысление бытия конкретного человека, обоснование его самоценности;
Итак, завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения, необходимо отменить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создания основ философии Нового времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Философия; Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1-3 изд. – М.: 1998-2004
2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: 1980
3. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая) – М.: 1996
4. Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. – М.: 1978
5. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997
6. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.: 2003
7. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.