Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философия эпохи возрождения: социально–философское содержание

Философия эпохи возрождения: социально–философское содержание [08.10.10]

Тема: Философия эпохи возрождения: социально–философское содержание

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.18K | Скачано: 313 | Добавлен 08.10.10 в 11:18 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2008


Содержание:
1. Гуманистическая направленность и социально – философское содержание философии Возрождения 3
2. Натурфилософия эпохи Возрождения 8
3. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса 12
Литература

1. Гуманистическая направленность и социально – философское содержание философии Возрождения.

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

С XIV – XV вв. начинается переломная в истории Западной Европы эпоха Возрождения (Ренессанса) и существовала до XVI – XVII вв. (поздний Ренессанс). Деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества.

Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. В данную эпоху светские интересы  и полнокровная земная жизнь человека нередко были противопоставлены религиозному аскетизму. Это проявлялось в философии, искусстве, литературе. На первый план выдвинулся живой и разносторонне развитый человек с его потребностями, интересами и способностями решать свои проблемы. Гуманизм, т.е. прославление человека, был основной идеей эпохи Возрождения и ее основным символом. Эоцентризм уступил место антропоцентризму, т.е. в центре философии, искусства, литературы оказался человек, полный жизненных сил и благородных побуждений. Возрождение этой культуры в Новое время определило название данной эпохи, как эпохи Возрождения или Ренессанса.

Основные черты философии эпохи Возрождения:

1) отрицание «книжной мудрости» и схоластических споров, обращение к самой природе;

2) использование прежде всего материалистических произведений античности – Демокрита, Эпикура;

3) философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием (астрономией, механикой, анатомией и т.д.);

4)центральным звеном философии становится человек, проблемы связанные с ним.

Основными направлениями философии стали:

1) гуманизм или философия человека;

2) натурфилософия или философия природы.

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304 – 1374). В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость бесполезной для человека его времени.

Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания. Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберти(1404 – 1472). По мнению Альберти, человек способен одерживать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью.

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валы (1407 – 1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению.

Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах теории Николо Макиавелли (1469 – 1527) и Франческо Гвиччардини (1482 – 1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479 – 1555) и Томмазо Кампанеллы (1568 – 1639)

Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Николо Макиавелли, автор известных трактатов « Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

Николо Макиавелли родился в не богатой семье, делившей свои дни между маленьким сельским поместьем и Ольтрамо, флорентийским районом на левом берегу Арно. Именно с Флоренцией всецело связаны республиканские традиции симпатии его рода, неизменно поддерживающие городские вольности, которые подавлялись семейством Медичи и трагическим финалом проповедей Савонаролы на авансцену городской жизни выходят республиканцы, чьи интересы выражает Содерини, ставший главным покровителем Макиавелли.

Дипломат, не сделавший сколько – нибудь выдающейся карьеры, Макиавелли оставил литературное наследие, в котором наиболее замечателен труд «Государь», - книга, положившая начало значительной, но в то же время крайне противоречивой традиции. В трактате излагаются типы различных властных структур, которые могут быть мирно получены по наследству либо завоеваны силой. Но главная проблема в том, как удержать власть. Автор сравнивает, какими способами этого можно достичь, показывая, где уместнее жесткость, а где милосердие; где щедрость, а где бережливость; где любовь, а где ярость. Согласно Макиавелли государь должен быть сильным и хитрым. Жажда твердой власти в полной мере проявляется в последней главе, где содержится призыв к избавлению Италии от варваров. Но еще важнее тот факт (Который Макиавелли скрытно подразумевает), что отсутствует такая династия, которая могла бы реально все это в своей политике воплотить. «Государь» был опубликован в Италии, но в 1539 и в 1559гг. Римско – католическая церковь занесла его в свой «Индекс», то есть список запрещенных книг. Еще были издания 1553 и 1571 гг. Начиная с XVI века, он считается создателем концепции самоценного государства, руководствующегося лишь собственными интересами. 

Макиавелли, разумеется, не первый задумался о различных политических системах и искусстве управления. Но у него появился непредвзятый анализ существующей реальности – реальности итальянских князей, которые сплошь и рядом правили отнюдь не легитимно и были лишь озабочены сохранением власти, добытой оружием и преступными интригами. Макиавелли заметил, что такого рода правителям надо воевать, дабы не стать жертвой противника. В контексте итальянских войн того времени вооруженный конфликт, а отнюдь не категории мира или, общественного благополучия, стал главной государственной целью и даже государственной нормой.

Наследие Макиавелли отнюдь не исчерпывается Государем. При всем историческом значении этого труда, нельзя не признать, что он продиктован тогдашней конъектурой. Стремясь вернуть утраченный авторитет, Макиавелли цинично заискивал перед «сильными мира сего», сочиняя своего рода панегирик авторитаризму. Именно под таким углом читался Государь властителями разных времен. Однако, будучи все – таки исконным республиканцем и жертвой княжеского произвола, Макиавелли написал также и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», где красноречиво восхвалял республиканско-коммунальную систему правления. Государя же можно трактовать и в более демократичном ракурсе, воспринимая его как разоблачение пороков неограниченной власти. Еще в ту эпоху кардинал Поул нашел в мрачной картине, нарисованной Макиавелли, сходство с горящей головней, угрожающей традиционным представлениям о монархии.

Макиавелли считал, что побудительными мотивами деятельности людей  является эгоизм и материальные интересы. В силу изначального зла человеческой природы (неискоренимого стремления к власти и богатству) возникает необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью государства. При этом государство толкуется как совокупность органов власти и правопорядка. Опираясь на право, оно создает определенный порядок в обществе. Макиавелли подводит к выводу в своей теории, что все средства дозволены для достижения политических целей, что политика вне морали. Со временем аморальные и вероломные действия политиков получили название макиавеллизма.

Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой – до искусства возможного.

2.  Натурфилософия эпохи Возрождения

Не менее сокрушительный удар по схоластичекому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI веке добилось значительных успехов.

Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Николая Коперника (1473 -1543)

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) вошел в историю как великий мастер в первую очередь благодаря «Джоконде». Однако он стал архетипом ренессансного художника и в силу своего страстного интереса к науке и технике, а также по причине того высокого авторитета, которым пользовался у «сильных мира сего». В целом Леонардо написал около 40 картин, из которых до нас дошли 14. Первые произведения, созданные до отъезда из Флоренции, отмечены явным влиянием его учителей. Однако уже и эти работы, в особенности «Благовещение», выделяются уверенной трактовкой форм, а также тонко выписанными  растительными и архитектурно - декоративными деталями. Черты его индивидуальной манеры еще более отчетливо проступает в эскизе «Поклонение волхвов», который впечатляет многообразием форм и физиогномики. Однако центральная группа – Богоматерь с младенцем – предстает изолированной среди этой толпы. Произведения Леонардо входят в число самых характерных образцов классической фазы ренессансного искусства. Он развивает художественные тенденции, сложившиеся еще до него, но придает им высшую выразительность. Наконец его прибытие во Францию, ко двору Франциска I, налагает свой отпечаток на французский Ренессанс в пору его раннего расцвета. Анатомические этюды мастера, зачастую созданные на базе вскрытия мертвых тел – ради изучения скелета и мускулов, - принадлежит числу лучших его рисунков. По его представлениям, структура человеческого тела предопределена системой пропорций, которые отражают ту математическую гармонию, что составляет в равной мере основу и природы, и художественного творчества.

Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником (1473 – 1543) гелиоцентрической системы мира. Основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.

В первой части своей знаменитой книги «Об обращениях небесных сфер» он помещает Солнце в самом центре, или, точнее, почти в самом центре, системы движущихся планет. Солнце занимает фиксированное положение во Вселенной, тогда как другие планеты, в том числе и Земля, обращаются вокруг него по круговым траекториям. Так рождается теория, впервые опровергающая гелиоцентрические воззрения, принятые в течение многих веков и опирающиеся на авторитеты Аристотеля и Птолемея. Отныне человек не является центром Вселенной, и последняя вокруг него вертится. В этом суть «коперниканского переворота», оказавшего столь мощное воздействие на философию, космологию и астрономию. В глазах новоевропейского человека эта гелиоцентрическая революция открывала дорогу новому мировоззрению, заложившему основы классической науки. Поэтому Кант переносит мотив «коперниканской революции» в философию, показывая, что с ним связан и радикальный сдвиг в представлениях о человеческом сознании. Ведущем направлением философской мысли XVI в.становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.  

Натурфилософия эпохи Возрождения носила пантеистический характер. Прямо не отрицая существования Бога, натурфилософия отождествляла его с природой, как бы возвращая его из потустороннего мира. Природа вновь, как и в античной философии, выступает в качестве активного начала, причиной всех вещей и явлений.

Поворот к новой космологии наметился уже в XV веке и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401 – 1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско – схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.

Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем – то находящимся вне мира, а пребывание в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм, важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе, т.е. «единое есть все». Он высказал ряд диалектических идей и прежде всего идею о том, что источником движения и развития является внутреннее противоречие присущее тем или иным явлениям. Кузанский обосновал понятие научного метода, проблемы творчества, безграничность познавательных возможностей человека.

Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был ученый и философ Джордано Бруно (1548 – 1600). Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце. Он развил гелиоцентрические идеи Н.Коперника, согласно которым планеты солнечной системы вращаются вокруг солнца. Дж.Бруно утверждал, что во Вселенной существует множество миров. Эту идею он развил в работе «О бесконечности, Вселенной и мирах». Он признал всеобщую одушевленность материи. Она есть живое и активное начало. Его  Бог – это Вселенная, которая одновременно творящая и творимая.

Если в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он не мыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.

Видя в природе не только совершенное божественное творение, но прежде всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософия открыла науки путь дальнейшему развитию экспериментального  естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII – XVIII вв.

3.  С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанcа?

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Возрождение античности, собственно дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).

Античная философия

Философия Возрождения

1. Одной из главных черт античной философии было стремление понять проблемы бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – основная черта греческой философии. Человек рассматривает себя как элемент космоса. При этом рассуждения о космосе были основаны на умозрительной основе. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира или космоса – его первоначало (проматерию). Назывались также четыре стихии – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращения к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природу, космоса, Вселенной.

1. В эпоху Возрождения природа вновь, как и в античной философии, выступает в качестве активного начала, причиной всех вещей и явлений, т.е. также мы наблюдаем материалистический подход в познание реальной действительности. В это время широко изучались прежде всего материалистические произведения античности – Демокрита и Эпикура. Эта эпоха тесно связана с естествознанием (астрономией, механикой, анатомией и.т.д.). Создается гелиоцентрическая система мира Коперником. Учение Н.Кузанского о безграничности космоса ставило под сомнение богословско – схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.

 

2. Для античной философии характерны зачатки диалектики в объяснении развития мира, его познания и человеческого мышления. Гераклит считал, что в основе развития всех явлений лежат присущие им внутренние противоречия, а также внешние противоречия между ними. Аристотель развил диалектику дальше. Известны его учения о четырех причинах: 1) материальной; 2) формальной; 3) движущейся; 4) целевой, а также исследовал развитие человеческого мышления.

2. В эпоху Ренессанса Н.Кузанский высказал ряд диалектических идей и прежде всего идею о том, что источником движения и развития является внутреннее противоречие присущее тем или иным явлениям. Он обосновал понятие научного метода, проблемы творчества, безграничность познавательных возможностей человека.

3. Проблемы человека и этики решались многими античными философами. Человеческая личность ставилась им очень высоко. Они положили начало философской антропологии. Большую роль в развитии учения о человеке и морали сыграл великий греческий философ Сократ (469 -399г. до н.э.).

Учение Протогора положило начало гуманистической традиции в философии.

Оригинальную теорию идеального государства создал Платон.

Свою теорию государства изложил и Аристотель в своей работе «Политика», в которой проявилась социальная и гуманистическая направленность его теории государства.

3. Центральным звеном в философии Возрождения становится человек, проблемы, связанные с ним. Гуманизм, т.е. прославление человека, был основной идеей Возрождения и ее основным символом.

Антропоцентризм ярко выражен в философии и искусстве.

Н.Макиавелли о природе государства и способах осуществления государственной власти.

Сравнивая основные идеи античной философии и наиболее существенные положения философии Возрождения, я считаю, что такие понятия, как «материализм», «диалектика», «гуманизм», «движение», «теория государства», присущи обеим эпохам. Только в античной философии закладывалось начало этих идей, а в философии Ренессанса возрождались эти идеи и далее развивались.

Литература

Учебники, монографии, сборники научных трудов

1. Философия: Учебник для вузов. 2-е./ Под редакцией проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратников.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998г.

2. От Ренессанса до века Просвещения: Творцы Всемирной Истории./гл.редактор Т.И.Хлебнова./Арт – Родник, изд-е на русском языке,2003 г.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 18.18K
Скачано: 313
Скачать бесплатно
08.10.10 в 11:18 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе