Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Философия эпохи Возрождения: основные направления
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 34.74K | Скачано: 320 | Добавлен 12.10.11 в 17:11 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Калуга 2010
Содержание:
Введение 2
1. Гуманистическая направленность и социально–философское содержание философии Возрождения 3
2. Натурфилософия эпохи Возрождения 9
3. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса? 11
Заключение 12
Список литературы 13
Введение.
В XIV в. в Европе начинаются большие изменения. Связаны они с разложением феодального общества и появлением новых политических, экономических и культурных тенденций. Развитие ремесел, торговли, появление первых мануфактур, рост городов способствовали экономическому подъему европейских государств. Он сопровождался укреплением светской власти — королевских монархий. В философии усиливались стремления развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы (антисхоластика).
Все это объективно стимулировало секуляризацию — освобождение от господства религии и церковной идеологии. Церковь и феодальные отношения на определенном этапе превратились в препятствие на пути исторического развития общества. Поэтому идеология Возрождения приобретает явный антифеодальный характер.
Средневековая культура и образ жизни вытесняются возрожденной моделью античного типа культуры. Отсюда и название эпохи — Возрождение (франц. Ренессанс).
Влияние предыдущего исторического этапа — Средневековья — оказалось значительным. В области философии на первый план выходят учения Платона и неоплатоников. Переосмысливаются идеи Аристотеля, Эпикура и эпикурейцев, стоиков. Разумеется, не сразу преодолевается давление средневековой религиозной философии, как европейской, так и арабской. Но центром философской мысли уже становится не Бог, а человек. Антропоцентризм — важнейшая особенность философии Возрождения. В этот период она выступает в содружестве с гуманитарным знанием и искусством (в Средние века — с религией).
Тема моей работы актуальна, поскольку эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
1. Гуманистическая направленность и социально–философское содержание философии Возрождения.
Утверждение антропоцентризма в европейской культуре эпохи Возрождения связано с деятельностью гуманистов. Гуманизм — (от лат. humanus — человеческий, человечный) система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; признание принципов равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. В узком смысле гуманизмом называется культурное движение в Европе XIV – XV веков, целью которого было изучение и популяризация античных языков, литературы и искусства, а также философии. Родина гуманизма – Италия, идейный центр – Флоренция. Видные представители: Данте Алигьеры (XIII-XIV века), Франческо Петрарка (XIV век), Лоренцо Валла (XV век), Марсилио Фичино (XV век), Пико дела Мирандола (XV век), Эразм Роттердамский (XV-XVI века) и другие.
Что же изменяется с приходом философии Возрождения?
Во-первых, реабилитируется природное начало. Всё телесное и чувственное, считавшееся в Средние века греховным, теперь воспринимается в качестве естественного и неотъемлемого (по крайней мере, на Земле) аспекта человеческой сущности. Эпикурейское отношение к жизни, точнее, к чувственным удовольствиям оказывается весьма созвучным мировосприятию Возрождения. Закономерно, что земная жизнь со всеми её благами начинает цениться если не больше, то уж никак не меньше небесной.
Во-вторых, антропоцентризм гуманистической философии означал не только перенесение внимания с проблем онтологических на этические, но и перестройку всей картины мира, новое понимание проблемы соотношения божественного и природного начал, отражавшее специфическое для этих эпох осмысление основного вопроса философии.
Земная жизнь человека привлекает внимание гуманистов. Мир в гуманистической философии – не долина печали и слез, а область человеческой деятельности. Бог рассматривается прежде всего как творческое начало, в уподоблении которому – главная задача и предназначение человека. И задачей философии оказывается не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального начал, а раскрытие их гармонического единства.
Если человек есть неразрывное природное единство тела и души, материального и духовного начал, то и осуществление человеком своего предназначения требует не борьбы с собственной природой, не преодоления греховной природы, а напротив,– следования природе. Место конфликта занимают поиски согласия и гармонии. Это относится как к природе самого человека, так и к положению человека в окружающем его мире – мире природы и общества.
Такая постановка вопроса о человеческой природе прежде всего антиаскетична, она противостоит средневековому христианскому учению о ничтожестве и тщете “мира” и человека. Она противостоит и христианской нравственности, рассматривавшей именно борьбу и преодоление земной человеческой природы, привязывающей человека к миру, как величайший подвиг во имя спасения души. Более того – поскольку именно следование природе провозглашается главной целью и обязательным условием достойного человека существования, всякое отступление от природы (тем паче – борьба с ней) представляется противоестественным, а стало быть, – не чем иным, как жалким лицемерием. Именно “лицемерием” считают гуманисты приверженность враждебному природе аскетическому монашескому идеалу.
Таким образом, меняется и отношение человека к деятельности. Для средневекового мышления труд есть проклятие, кара за грехи. Искупление грехов трудовым способом, конечно, воспринимается как благо. Но всё-таки в нём есть что-то подневольное. В эпоху Возрождения труд перестаёт восприниматься в качестве проклятия. Особое значение приобретает творческая деятельность, в которой человек, подобно Богу, создаёт нечто новое, эстетически прекрасное. Человек-творец становится объектом внимания, и даже поклонения.
Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращённые к проблемам государства: основанная на реалистических принципах политическая теория Николо Макиавелли (1467-1527гг.) и социальные утопии Томаса Мора (1479-1555гг.) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639гг.).
Самым крупными оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».
Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей слой истории Макиавелли считает вирту (virtu) – воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Судьба «…являет своё всесилие там, где не встречает возведенных против неё заграждений».
Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактного морализирования.
Исходя из философия Макиавелли человек обладает изначально злой природой, и движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде. Совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы. Поэтому для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма, создается особая организация — государство. Правитель должен руководить этим государством, не забывая о низменной природе подданных, он должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату. Правитель должен помнить, что в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества, за ее независимость, допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
В целом, философия Макиавелли носит научный и эмпирический характер, основана на его собственном деловом опыте и ставит своей целью указать средства для достижения намеченных целей, безотносительно к тому, признаются ли эти цели хорошими или дурными.
Томас Мор (1478—1535) — великий английский мыслитель-гуманист и политический деятель. Будучи религиозным человеком, Мор во время Реформации активно защищал католицизм против лютеранства, а затем и против Генриха VIII, когда он встал на путь освобождения английской церкви от подчинения римско-католической курии и власти римского папы. За отказ признать короля в качестве главы английской церкви Мор был заключен в Тауэр и казнен. Самым знаменитым и влиятельным его произведением стала «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», впервые опубликованная в 1516 году. Рассказ об идеальной общественной жизни утопийцев ведется от имени путешественника Рафаила Гитлодея, при этом произведение наполнено множеством социальных и этико-философских идей. Оно состоит из двух книг. В первой из них содержится острая критика социальных порядков тогдашней Англии и Европы, а во второй Гитлодей рассказывает о порядках, существующих в Утопии.
В Утопии, как и в «Государстве» Платона, все находится в общей собственности, ибо благополучие общества невозможно там, где существует частная собственность, без коммунизма не может быть равенства. Все — как мужчины, так и женщины — работают 6 часов в день – этого совершенно достаточно, ибо в Утопии нет бездельников, и не тратятся усилия на бесполезные занятия. У нас же, говорится в «Утопии», женщины, священники, богачи, челядь и нищие в большинстве своем не делают ничего полезного, а благодаря существованию богачей много труда тратится на производство бесполезных предметов роскоши.
Семейная жизнь носит патриархальный характер. Утопийцы совершенно не помышляют о славе, добытой войной, но, несмотря на это, все учатся военному делу — как мужчины, так и женщины. Они прибегают к войне ради трех целей: чтобы защитить свою территорию в случае вторжения; чтобы защитить территорию своего союзника, подвергшегося вторжению, и чтобы освободить угнетенный народ от тирании.
Что касается этики, утопийцы решительно склоняются к мнению, согласно которому счастье состоит в удовольствии. Однако это воззрение не имеет никаких дурных поступков, ибо утопийцы полагают, что после настоящей жизни за добродетель назначены награды, а за пороки — наказания. Они не аскеты. Среди утопийцев существует много религий. Почти все верят в Бога и бессмертие; те немногие, что отвергают эту веру, не считаются гражданами и отстранены от участия в политической жизни, но в остальном, не подвергаются никаким наказаниям.
Широта взглядов, выраженных в «Утопии» Мора, во многих отношениях поразительна. Однако жить в Утопии Мора было бы нестерпимо скучно. Для счастья необходимо разнообразие, а в Утопии трудно было бы найти какое-либо разнообразие.
Томмазо Кампанелла (1568—1639) — итальянский философ, утопический коммунист. Написал ряд философских произведений, важнейшее из них — «Город Солнца». В этом произведении действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом.
В этом городе, так же, как и в «Утопии» Мора отсутствует частная собственность.
Все граждане участвуют в производительном труде, результаты которого поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами.
Жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей от подъема до отхода ко сну. Солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни. Они большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца.
Во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
И уж никак нельзя считать исчерпанными для нашего времени этическое наследие ренессансного гуманизма, поставленные философами проблемы достоинства человека и человеческой свободы.
2. Натурфилософия эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения отличается бурным развитием натурфилософии (философии природы) и естествознания. Важнейшие фигуры здесь: Н. Кузанский (1401– 1464), Б. Телезио (1508—1588), Леонардо да Винчи (1452—1519), Н. Коперник (1473—1543), Дж. Бруно (1548—1600), И. Кеплер (1571-1630), Г. Галилей (1564-1642).
Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.
Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий учёный, талантливый изобретатель (в числе его проектов – идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория.
Центральной категорией философии Бруно является Единое (Uno). Бруно трактует его в духе натуралистического пантеизма (отождествление Бога и природы), явно приближающегося к философскому материализму. Единое есть одновременно и причина бытия, и само бытие вещей, в нем отождествляются их сущность и существование.
Вселенная не сотворена; она существует вечно и не может исчезнуть («ничто не порождается в отношении субстанции и не уничтожается…»). Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы, потому что существует множество миров, и у каждого свой центр - своя звезда.
Большой вклад в развитие диалектического понимания бытия внёс Николай Кузанский. Опираясь на Платона и неоплатоников, в качестве исходного пункта своей онтологии он принимает Бога как Единое. Но в отличие от них, он считает, что Бог не имеет противопоставлений, он охватывает всё. Мир, поглощённый Богом, не может иметь самостоятельного существования, «ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде».
Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.
Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля- Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция».
Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI века становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.
3. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов.
Именно благодаря заслугам гуманистов, их неустанным поискам забытых античных текстов, их филологической и переводческой деятельности зарождающаяся в эту пору новая европейская философия получила в свое распоряжение многочисленные памятники греческой и римской философской мысли, сумела освоить и учесть в своем дальнейшем развитии философское наследие классической древности.
Интенсивный расцвет литературы также связан в этот период с особым отношением к античному наследию. Отсюда и само название эпохи (Ренессанс в переводе означает «возрождение»). Человек начинает бороться за восстановление забытого замечательного достижения античности. Это выражается в творчестве писателей данной эпохи. Античное наследие восстанавливается, и поэтому деятели Возрождения придают большое значение открытию, публикации древних рукописей.
Заключение.
В заключение работы можно сделать вывод о том, что эпоха Возрождения знаменует собой разрыв со средневековой традицией и переход к новому времени.
Мыслителями XIV – XVI веков была разработана картина мира и человека, глубоко отличная от средневековой.
На смену учению о ценностной иерархии пространства, о противостоянии бесконечности бога и конечности мира, вечности - временному и тленному бытию приходит новое представление об однородности физического пространства вечной и бесконечной Вселенной. В новом физическом космосе нет разделения на тленную земную и нетленную небесную субстанцию, на неподвижный тленный земной мир и вечный движущийся мир небесных тел. Вечность из атрибута божества превращается в атрибут бесконечной Вселенной, и антитеза вечного и временного утрачивает прежний смысл: всякое данное мгновение и есть проявление и осуществление вечно текущего бытия.
Специфический ренессансный характер этой новой картины мира заключается в ее пластичности, в сочетании сенсуалистического и рационалистического подхода. Пантеизм Возрождения означал не только соединение, отождествление божественного и природного начал, но и отождествление сущности и существования вещей, внутренних сил движения и материи. Всеобщая одушевленность – не только метафора для обозначения динамизма материи, но и своеобразная трактовка природы как жизненной силы.
Вне иерархии мыслится в философии Возрождения и человек. Именно антииерархичность отличает гуманистический антропоцентризм от средневекового. Обожествление человека означает не только его возвышение, но и взрыв, слом иерархии бытия. В конечном счете уже не в гуманистической, а в натурфилософской антропологии Возрождения упразднение иерархической картины мира приводит к включению человека в общий природный ряд, в котором он если и “обожествляется”, то уже наравне со всей отождествляемой с божественным первоначалом природой.
Список литературы.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.