Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философия эпохи Возрождения (Вариант №10)

Философия эпохи Возрождения (Вариант №10) [02.10.13]

Тема: Философия эпохи Возрождения (Вариант №10)

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.08K | Скачано: 277 | Добавлен 02.10.13 в 16:38 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Липецк 2013


Вариант №10

Содержание.
Введение 3
Основная часть
1. Гуманистическая направленность и социально – философское содержание философии Возрождения 4
2. Натурфилософия эпохи Возрождения 7
3. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса 9
Заключение 11
Список литературы 12

Введение

Эпоха Возрождения– переходный период от Средневековья к Новому времени. Она охватывает период с XIV по начало XVII. Эпоха Возрождения возникла в Италии в конце XIV – XVI вв. 

Историческими предпосылками начала нового этапа в развитии философской мысли были глубокие перемены в обществе и его культуре. Суть этих изменений сводилась к начавшемуся переходу социально-экономических отношений к буржуазным. Об этом свидетельствует первая буржуазная революция в Нидерландах, крестьянские войны в Германии, религиозные войны во Франции.

Культура Возрождения представлена созвездием ярких имен писателей, поэтов, художников, ученых и философов, творчество каждого из которых неповторимо, глубоко индивидуально. Среди них Леонардо да Винчи, Микеланджело, В.Шекспир, М.Лютер, Дж.Бруно и многие другие.

Вместе  с тем богатейшее духовное наследие эпохи Возрождения отличается определенной целостностью, содержит в себе некоторые общие, характерные черты, придающие особое своеобразие всей культуре этого времени.

1.Гуманистическая направленность и социально – философское содержание философии Возрождения

 Философия  Возрождения создала свою антропологию, т.е учение о человеке, его роли в новой картине мира. Философское мышление этого периода называется антропоцентрическим. Человек не только является важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Недаром эпоху Возрождения также называют эпохой гуманизма.

   Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность),употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном  (106—43 до н. э.). Гуманизм является составной частью философии Возрождения. Если центром средневекового мировоззрения был Бог, то в эпоху Возрождения в центре внимания философской мысли, как и во времена расцвета античности, оказался человек. В этом отношении философия Возрождения была уже не философией теоцентризма, а философией антропоцентризма.       Родоначальником гуманизма считается поэт и философ Франческо Петрарка. Своими рассуждениями он заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. Человек эпохи постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

Новый подход к понимаю сущности человека особенно ярко воплотил в своей известной картине «Сикстинская Мадонна» великий художник Возрождения Рафаэль. Его святая  и вместе с тем земная дева Мария с младенцем на руках является отражением нового ощущения жизни, противоположного средневековому с его отречением от земного мира.

Философия Возрождения пересмотрела не только взгляды на природу, но и на общество, и государство. На смену средневековым идеям о божественном происхождении общества и государства, о неразрывной связи «града земного» и «града небесного» стали приходить идеи гражданского общества, государства, как возникающих не из божественной воли, а из реальных потребностей.  Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469-1527) и социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639).

В области социально- политической философии в эпоху Возрождения наиболее оригинален итальянский мыслитель Никколо Макиавелли. В его работах можно обнаружить немало новаторских для той эпохи идей:

 Авторы, интерпретирующие воззрения Макиавелли, нередко отмечают известный пессимизм его понимания человека, согласно которому «о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива»

Творчество Мора является ярким выражением гуманистического

нравственного идеала, учением о достоинстве человека и его свободе. В своем главном произведении “Утопия” он рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи. 

Томас Мор был одним из основателей утопического социализма. Его творчество является наиболее важным исследованием о социализме конца XVIII столетия. Здесь он проявился как рационалист, его социальное учение соответствует уровню научного познания того времени. Он полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем. В этом также проявлялась иллюзорность, неосуществимость его учения, и оно входит в историю мышления как «утопическое».

Томмазо Кампанелла был одним из представителей итальянской философии природы; однако более значительную роль сыграло его социальное учении.  Он отстаивает единство церковной и светской власти, отвергает протестантскую Реформацию, провозглашает идею власти папы над всеми христианами. Он выражает мысль о необходимости больших общественных преобразований, направленных на реализацию царства божьего на земле, призывает в соответствии с христианской совестью к ликвидации частной собственности и эксплуатации. 

В отличие от Мора он полностью убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания. Утопическая теория Кампанеллы в отличие от учения Мора не является продуктом социального анализа противоречий эпохи, содержит целый ряд внутренних противоречий. Несмотря на это, в ней много положительных элементов. Так, он предсказывает огромную роль науки, говорит об образовании народа, о ликвидации войн, частной собственности, о справедливом и разумном управлении.

И всё же, несмотря на глубокие изменения в своем содержании и форме, философия периода Возрождения не смогла освободиться окончательно от духовного груза прошлого. Это была эпоха, полная противоречий. Попытки найти нечто новое были сопряжены с большими трудностями, требовали определенного времени.

2.Натурфилософия эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Возникновение натурфилософии, т. е. философии природы, свободной от непосредственного подчинения теологическим умозрениям.

Прологом к новой онтологии стало учение кардинала католической церкви Николая Кузанского (1401-1464). Мыслитель в целом ориентируете на традиции неоплатонизма. Однако традиционное для античной философии противопоставление единого многому отвергает, постулируя:«единое - есть всё»

Н.Кузанский не ставил перед собой атеистических целей, но его понимание Бога и мира весьма своеобразно. Для Кузанского Бог – это всё, абсолютный максимум, который при этом является чем-то находящимся вне мира, а прибывает в единстве с ним. Такая трактовка соотношении Бога и мира характеризует философское учение Н.Кузанского как пантеизм.

        Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Дж.Бруно (1548-1600).

Начало новой онтологии положил Николай Коперник, польский ученый – астроном, доказавший в своей книге «Об обращениях небесных сфер», что Земля не есть неподвижный центр Вселенной, а сама вращается вокруг Солнца и собственной оси.

Своим открытием Копернику, как о нем говорят, удалось остановить Солнце и привести в движение Землю, т.е. опровергнуть признанную Церковью геоцентрическую систему и обосновать новую, гелиоцентрическую систему взглядов на устройство мира, в котором человек уже был лишен привилегированного места во Вселенной.

Копернику удалось избежать преследований Церкви только потому, что он умер вскоре после обнародованного своего открытия.

Более трагичной оказалась судьба одного из его убежденных приверженцев Джордано Бруно. Он пошел дальше Коперника. Он обосновал идею бесконечности Вселенной, идею о существовании во Вселенной, бесчисленного множества миров, подобных миру Солнечной системы, в результате чего восемь последних лет жизни провел в тюрьмах. Дж.Бруно представлял Бога не как особую личность, а как нечто погруженное в природу, растворенное в ней. Подобный взгляд на местоположение Бога называется пантеизмом в отличие от признаваемого официальной церковью теоцентризма, рассматривающего Бога в качестве особой личности, находящейся в центре мироздания.

Эта дерзкая попытка Дж.Бруно сокрушить основы господствовавшего мировоззрения и побудила Церковь совершить то преступленное деяние, которое сегодня решительно осуждается католической Церковью, как противоречащее основным принципам  нормам христианства. 

Что касается Леонардо да Винчи ,им впервые высказаны идеи ткацкого станка, парашюта, вертолета, подводной лодки, гидротехнических шлюзов и другие. Почти все они далеко обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и были оценены по достоинству только в XIX и XX столетиях. 

Огромной философско-мировоззренческой проблемой, решавшейся мастером из Винчи, была также проблема соотношения человеческого искусства, понимаемого в самом широком смысле этого слова, и природы. Тезис гуманизма о царстве человека фактически превращался у Леонардо в положение о превосходстве человека над природой. Равнодушный к религии своей эпохи, Леонардо всё же не доходил до богоборческих утверждений, а скорее, подобно другим гуманистам, стремился к максимальному приближению человека к Богу. Стремясь к созданию новой картины мира, в основу которой были бы положены закон и необходимость как синонимы самой природы. Леонардо да Винчи выдвинул задачу математизации знания о природе и разрабатывал экспериментальный метод, опровергал практику колдунов и всевозможных магов.

3.С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов.

Античная философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. 

Основным из возродившихся понятий античности стал материализм, утверждающий первичность бытия, материи, природы по отношению к сознанию, мышлению и духу. В античной философии этого направления придерживались многие ученые и философы. В Средневековье же материализм ушел на дальний план и был возрожден в натурфилософии Дж. Бруно и других деятелей эпохи.

Второй важной параллелью с античной эпохой является диалектика. В эпоху Возрождения внимание ученых и философов вновь обратилось к изучению и познанию мира и человека в нем, но уже исходя не из религиозных толкований, а объективно, по-научному. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают и развивают Николай Кузанский и Джордано Бруно.

Еще одним сходством эпохи Возрождения и античности является такое течение как гуманизм. Античный философ Эпикур выдвигал на первый план человека, сильного, счастьем которого является удовольствие. Такие же тенденции можно заметить в философии Ф. Петрарки, Лоренцо Валлы. В философии эпохи Возрождения наблюдается склонность к обожествлению человека.

В философии Ренессанса возродились черты, характерные одной из философско-этических концепций – эпикуреизму. Одним из философов, развивающим эту концепцию, был Лоренцо Валла. Он так же, как и Эпикур, считает целью жизни человека получение удовольствия (наслаждения).

Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единства. У Платона и неоплатоников, единое характеризуется через противоположность «иному» - не единому. Кузанский отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает вывод: «Единое есть все».

В античный период Зенон основал такое течение, как стоицизм. Стоики утверждали, что человек не свободен, его жизнь зависит от судьбы. Они считали бессмысленным сопротивление судьбе.. Смирившейся с судьбой, по их мнению, свободен, а значит, спокоен и равнодушен. Никколо Макиавелли признавал силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью, как и стоики. Но не соглашается до конца, утверждая, что судьба лишь наполовину властвует над человеком, поэтому он может бороться с обстоятельствами.

Итак, Ренессанс не определялся лишь воскрешением античности. Хотя философы Ренессанса и считали, что просто возрождают интерес к античной философии и науке, они, часто того не видя, создавали новое мировоззрение.

Заключение

В заключении следует подчеркнуть, что в отличии от средневековой философии, философия эпохи Возрождения устремлена к человеку, она выдвигает на первый план человеческого бытия творческую сущность человека, отстаивает свободный способ его самовыражения, провозглашает новый идеал - сильную независимую, свободную личность, которой близки идеи гуманизма.

Ренессансная философия противостояла схоластическому знанию, но не в смысле того, что она выработала иные онтологические основания для этого, нет, она лишь дала иную интерпретацию старым ценностям, которая, в конечном итоге, повлекла за собой и подмену самих метафизических оснований, но уже в рамках новоевропейской философии. Поэтому философия возрождения способствовала переходу европейской философии от средневековья к Новому времени.

Список литературы

1. Философия; Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1-3 изд. – М.: 1998-2004

2. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1970. Т.2.

3. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004

4. Кузанский Н. Соч. в 2-х т./ Общ. ред. З.А.Тасуризиной. М.: Мысль, 1979

5. Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 16.08K
Скачано: 277
Скачать бесплатно
02.10.13 в 16:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе