Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философия эпохи Возрождения: натурфилософия

Философия эпохи Возрождения: натурфилософия [26.12.09]

Тема: Философия эпохи Возрождения: натурфилософия

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.14K | Скачано: 284 | Добавлен 26.12.09 в 18:37 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2009


Содержание:

Введение. - 3 -

Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения. - 4 -

Натурфилософия эпохи Возрождения. - 11 -

С возрождением каких идей античной философии связана эпоха   Ренессанса?  - 17 -

Заключение. - 19 -

Список использованной литературы.. - 20 -

 

Введение

   Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину, набор разнообразных философских школ, часто несовместимых друг с другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими общими идеями. Эта философия представляется тем более сложным явлением, если мы обратимся в глубь веков и увидим, что многие идеи Возрождения зародились гораздо раньше, чем начался отсчет эпохи, — в XIII в., когда еще бурлили споры в средневековых университетах, основными были идеи Фомы Аквинского и только еще появлялись идеи поздних номиналистов. Но тогда же в Италии зародились идеи, оппозиционные господствовавшему в то время схоластическому мировоззрению.

  Социальный гнет, постоянные междоусобицы, страшная эпидемия чумы, унесшая жизнь трети населения Европы - все это вытесняет последние надежды на устройство земной жизни и идеи спасения. Это способствует вытеснению унаследованного христианством от религий востока и широко представленного в Ветхом Завете признания ценности земного бытия, идеи долгой и счастливой жизни как награды за добродетель.

   Почву для распространения идеи Возрождения и Реформации подготовил немецкий мистицизм, усиливающий индивидуалистические тенденции в христианстве, во многом преодолевающий общинные принципы церковной организации. В идеологии Возрождения мистицизм часто интерпретируется в магическом смысле, как реальная возможность человека повлиять на вселенские процессы в силу того, что он часть этих процессов, он микрокосмос. В идеологии Реформации от подобного понимания мистицизма не остается и следа. Мистицизм, соответственно, понимается лишь как божественная подсказка, выражение воли Святого Духа, обращенной к отдельному индивиду. [1, 128]

Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения

Эпоха Возрождения – время рождения титанов мысли, чувства, характера, идеала. Выдающиеся люди этого периода – цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные задачи – опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека.

Одним из таких людей был родоначальник гуманизма поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374) – неутомимый собиратель и исследователь древних рукописей и памятников.

Сам термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность). Он употреблялся еще в 1 веке до нашей эры известным римским оратором Цицероном (106-43 до н.э.), для которого humanitas – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась таким дисциплинам, как грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название гуманитарных дисциплин.

В творчестве Франческо Петрарки  проглядывается начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. Основные идеи он высказал в двух своих трактатах: «О невежестве собственном и многих других» и «Моя тайна» («О презрении к миру»). В начале первого трактата Петрарка говорит, что он ничего не знает, что он невежда в философии. Его слова – это одновременно ирония и истина, ведь Петрарка не имел философского образования. А далее он делает вывод о том, что о Божественных делах должны рассуждают небожители, а человек как существо земное должен рассуждать о земных, человеческих делах. При этом он замечает, что если не все небожители преуспели в познании Бога, а некоторые даже отпали от Него, то, что же говорить о человеке? Человек тем более не может познать Бога, поэтому должен изучать только сам себя. Поэтому Петрарка делает акцент в философии на познание человеком самого себя, всего многообразия всех своих чувств такими, какие они есть.

 В трактате «О невежестве собственном и многих других» проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. Петрарка считал, что прийти к новому расцвету науки, литературы, искусства позволит не слепое подражание мыслям предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

В трактате «Моя тайна» Петрарка рассуждает о смысле человеческой жизни. Это произведение он построил в форме беседы трех лиц: Августина, Франциска и Истины. Однако Истина, хоть и обозначена участницей беседы, ни разу не вступает в спор. Поэтому трактат является диалогом между Франциском и Августином. Петрарка ищет истину, пытается разобраться в самом себе, именно в этом и заключается смысл диалога.

Петрарка считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке. Во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования Личностного самосознания эпохи Возрождения. В эпоху Ренессанса человек постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

Вырабатывается новый подход к пониманию человека, огромную роль в нем играет понятие деятельности. Ценностью человеческой личности являлись личные заслуги и плодотворность деятельности, а не происхождение или социальная принадлежность.

Воплощением этого подхода может служить деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). Итальянский архитектор, скульптор, художник, писатель, музыкант, математик эпохи Возрождения. Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства. В ряде трактатов он обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки.

Имя Леона Баттисты Альберти по праву называется одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего Возрождения. Альберти сформулировал принципы живописной композиции – равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По его мнению человек способен одержать над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, - говорил он, - кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечая его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). Он был выдающимся итальянским гуманистом, одним из наиболее ярких мыслителей 15 века. Вала стоял в центре гуманистического движения своего времени. В своем главном философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека он провозглашает стремление к наслаждению. Критерием нравственности у Валлы выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

Гуманистическая мысль второй половины 15 века обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. С одаренностью и разносторонностью человека гуманисты связывали представление о его достоинстве. Не случайно множество сочинений гуманистов так и назывались: «О достоинстве человека», «О человеке и его достоинстве» и так далее. Особенно знаменита «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы  (1463-1494), в которой доказывается, что человек, представляющий собой четвертый и последний мир после поднебесного, небесного и подлунного, есть максимальный синтез всех областей бытия, не свойственный никакому из других трех миров.

Утверждается, что Бог не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Апогеем гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители Ренессанса неизбежно приходили к сближению человека с Богом. В подобных рассуждениях Джованни Пико Мирандолы, Джанноццо Манетти (1396-1472), Марсилио Фичино (1433-1499), Томмазо Кампанеллы (1568-1639) и других проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма – тенденция к обожествлению человека.

Но гуманисты не были еретиками или атеистами. В большинстве они оставались верующими. Но на первый план гуманисты выдвигали человека, а затем говорили о Боге.

Гуманистическое мировоззрение включало в себя антиклерикальные взгляды – воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.

Выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственной развращенности монашества содержатся в произведениях Лоренцо Вала, Леонардо Бруни (1374-1444), Поджо Браччолини (1380-1459), Эразма Роттердамского (1469-1536) и других. Но все выше сказанное не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них были возведены в 15 веке на папский престол.

Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства – это основанные на реалистических принципах политические теории Николо Макиавелли (1469-1527) и Франческо Гвиччардини (1482-1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639).

Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Николо Макиавелли. В своих работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» наиболее последовательно выразил политическую мысль эпохи Возрождения.

Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Судьба – это те условия, в которых человек вынужден действовать, «это разрушительная река», которая может принести людям неисчислимые бедствия, но ее напору, по мнению Никколо, можно противостоять. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту – воплощение человеческой энергии, умения, таланта.

Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Политика, по Макиавелли, абсолютно автономна. Она есть порождение не морали и не религии – наоборот, мораль и религия есть порождение политики. Задача политической науки для него заключалась в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, не предаваясь утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Политическая цель – это высшая цель, для достижения которой годятся все методы. Провозглашенный им закон политической морали «цель оправдывает средства» принес Макиавелли дурную славу. Нравственность и религиозные нормы не могут служить аргументами против некоей политической цели. Критерием оценки могут быть лишь польза и политический успех. Политический успех же для Макиавелли есть успех общества. Он был демократом, республиканцем, но не монархистом, хотя одно из его произведений и называется, как было уже упомянуто, «Государь». Смысл и дух этого произведения заключается в том, что хороший государь должен служить на благо обществу. Высшая цель – цель общества, а не отдельного гражданина, даже если этим гражданином является  монарх. Поэтому не нужно выдумывать никакие идеальные государства, не нужно ничего строить, нужно просто познавать реальный общественный мир и жить в этом мире.

Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он спустил политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой – до искусства возможного.

В историю науки Макиавелли вошел как родоначальник политического реализма и создатель доктрины моральной целесообразности.

В этот период существенное развитие получила идея социального равенства людей. Она воплотилась в целой серии проектов и моделей общественного устройства, в котором отношения между людьми должны были быть организованы с учетом личности и требований морали. Такого рода учения связаны, прежде всего, с именами английского гуманиста Томаса Мора и итальянского философа Томмазо Кампанеллы.

Томас Мор в своей утопии развивает идею платоновского «Государства», будучи убежденным, что от «правителя, как из какого-нибудь источника, распространяется на весь народ все доброе и злое». Он считал, что главнейшей опорой государства является справедливость. Жизнь утопийцев организована на принципах республиканской демократии, выборности начальства, отсутствии религиозных преследований. У жителей «Утопии» нет частной собственности, нет классов, труд становится жизненной и моральной потребностью всех островитян, однако есть рабы из числа преступников, которые выполняют самые тяжелые и грязные работы. Человек есть высшая ценность, и поэтому должен жить счастливо, работать по способностям и получать по потребностям. Сформированные в «Утопии» идеи оказались весьма жизнеспособными, и нашли свое дальнейшее развитие в философских системах последующих веков.

Свой идеал общественного устройства выдвинул Томмазо Кампанелла в «Городе Солнца». Он считал главной причиной всех бедствий в обществе неравенство людей. Кампанелла считал, что упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личности и интересами государства, которым должны управлять философы. Кампанелла разработал всеобъемлющую систему воспитания и подготовки новых поколений, в которой учитывается природная предрасположенность каждого индивида. Существенным моментом в программе философа было формирование всемирного единения, союза государств и народов, что должно было обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.

Таким образом, в эпоху Ренессанса начал формироваться новый подход к осмыслению социальных процессов. Он базировался на естественных особенностях людей, их земных интересах, учитывал исторические условия существующего времени, ориентировался на общественные идеалы, рожденные культурой Ренессанса. Важнейшим долгом гражданина было служение обществу и Отечеству. [2, 493]

Натурфилософия эпохи Возрождения

      Гуманистическая культура, первоначально ориентированная главным образом на человека, всё чаще углублялась в истолкование природы. Для интеллектуальной деятельности многих ренессансных учёных такой интерес стал определяющим. Деятельность же Леонардо да Винчи, его научные изыскания свидетельствовали об органической связи его многосторонних интересов к человеку и природе.

      Другим направлением философского интереса к природе в ренессансной мысли была натурфилософия. В XVI в. её развитие становилось всё более интенсивным, по мере того как теряла авторитет аристотелевско - схоластическая интерпретация природы и возрастал интерес к другим, неаристотелевским её истолкованиям. Умозрительность, присущая большинству этих истолкований и в принципе свойственная любой натурфилософии, для ренессансной была всё же не столь характерна, как для античной. Это объяснялось как более пристальным вниманием ренессансных натурфилософов к обогащавшемуся жизненному опыту той эпохи, так и всё более настойчивым их интересом к её естественно – научным достижениям и учениям.

      Для натурфилософии Ренессанса в целом же характерны не столько методологические изыскания, сколько онтологическая интуиция, преимущественное стремление к интерпретации бытия, к разработке всеобъемлющих картин природно – космической жизни. Отсюда и значительная зависимость ренессансной натурфилософии от учений и идей и даже самого названия античной физики. Однако такая зависимость была относительной и носила творческий характер, ибо ренессансные философы природы подобно многим гуманистам возрождали учения и идеи античной физики не бездумно, а относились к ним избирательно и лишь заимствовали те из них, которые соответствовали их пониманию природы.

      Можно подметить и общие черты, присущие всем натурфилософам Возрождения. Едва ли не важнейшую из них составляет пантеизм, нараставший в развитии ренессансной философской мысли. Причём общая тенденция этого процесса вела тогдашних философов природы ко всё более последовательному подчёркиванию натуралистических черт пантеизма.

      Не менее важной идеей ренессансной натурфилософии, вытекавшей из её пантеистической позиции и во многом порождавшей её, была также идея тождества микро- и макрокосма.

      Общую черту ренессансной натурфилософии, сближавшую её с подавляющим большинством учений античной физики, следует усматривать и в преобладании качественной интерпретации природы.

      Стремление к углублённому и достоверному познанию природу нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Николая Кузанского, Джордано Бруно.

      Леонардо да Винчи, внебрачный сын нотариуса и простой крестьянки, мужчина редкой красоты и огромной физической силы, холостяк, не получил классического образования и не обучался в университете. Однако это обстоятельство сыграло скорее положительную, чем отрицательную роль в его формировании в качестве мастера искусства и многообразного изобретательства, а затем и теоретика этой высокой практики.

      Леонардо по праву заслужил имя пионера современного естествознания. Трудно обозреть круг его изобретений и проектов – в области военного дела, ткацкого производства, воздухоплавания. Почти все они далеко обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и были оценены по достоинству только в XIX и XX столетиях.

      Рассматривать идеи Леонардо в историко – философском плане не просто, и прежде всего потому, что его деятельность в общем была мало связана с тогдашними философскими традициями, развивавшимися на основе античных доктрин. Место гениального мастера в философском развитии Ренессанса определялось как его художественной, так и исследовательской деятельностью в области механики, физики, астрономии, геологии, ботаники, анатомии и физиологии человека. При этом подавляющее большинство научных изысканий Леонардо осуществил в контексте своей творческой практики.

      Среди записей Леонардо есть такие, которые свидетельствуют о его конфликте не только со схоластической, но и с гуманистической учёностью, оперировавшей огромным материалом разнообразной мудрости, почёрпнутой в книгах.

      Специфика методологии Леонардо состоит в том, что он стремился к максимально конкретному пониманию опыта и по возможности к точному уяснению его роли в деле достижения истины.

      Не оставляет Леонардо никакого сомнения и в том, какую науку он имеет в виду прежде всего и главным образом. Это, конечно, математика, ибо только она способна придать результатам экспериментирования подлинную достоверность, искомую однозначность, делающую возможным точное практическое применение найденной истины.

      Огромной философско – мировоззренческой проблемой, решавшейся мастером из Винчи, была также проблема соотношения человеческого искусства, понимаемого в самом широком смысле этого слова, и природы.

      Тезис гуманизма о царстве человека фактически превращался у Леонардо в положение о превосходстве человека над природой. Равнодушный к религии своей эпохи, Леонардо всё же не доходил до богоборческих утверждений, а скорее, подобно другим гуманистам, стремился к максимальному приближению человека к Богу.

         Николай Коперник – польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира, экономист. В истории науки учение Коперника было революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости от религии. Теория Коперника об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означала разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями и Земле, как избранной Богом арене, на которой разыгрывается борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Эта теория отбросила идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление движений небесных и земных тел, создала возможность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии Солнечной системы. Для теории познания важным стало различие Коперника между видимыми (кажущимися) и реальными состояниями тел (Земли). Открытия Коперника стали объектом ожесточённой борьбы: церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знанием, развивали дальше, устранив, например, такие ошибочные положения системы Коперника, как расположение всех звёзд на единой «сфере» и Солнца в центре Вселенной. Основное произведение Коперника, «Об обращениях небесных сфер», свидетельствует о знакомстве Коперника с достижениями античного атомизма и астрономическими гипотезами древних.

      Уникальнейшим явлением в философии XV в., хотя и вполне объяснимым как естественный результат развития всей предшествующей философской мысли и выражения потребностей духовной жизни той эпохи, стали творения выдающегося, многогранного мыслителя Николая Кузанского - теолога, философа, крупного учёного, особенно в области математики, астрономии и географии. Его считают родоначальником немецкой философии.

      Кузанец, принадлежавший к ордену августинцев, утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания Бога и Вселенной. Он оказал большое влияние на Дж. Бруно, которому особенно импонировало учение о бесконечности мира и гелиоцентрическое мировоззрение. В этом Кузанец был прямым предшественником Н. Коперника. Он буквально произвёл революцию в астрономии, разрушив космологическую систему Платона, Аристотеля и Птолемея и утвердив систему гелиоцентризма. Кузанец развил идеи взаимосвязи всех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей, противоречия, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосме. Он утверждал мощь человеческого познания; человек через творческую деятельность своего ума как бы уподоблялся Богу.

      В целом, по словам Г. Гегеля, с Николая Кузанского начинается переход от математической мистики к точной математике.

      Джордано Бруно – представитель позднего Ренессанса, человек мужественный, он готов в своих рассуждениях к самым крайним выводам. Права человека для Джордано Бруно – вне всяких ограничений. Он развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника.

      Дж. Бруно стремится продумать идею Бога в свете новейших данных. Вслед за Кузанским он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть ни чем иным, как абсолютным тождеством. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно представлять себе Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Джордано Бруно – пантеист. Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с мировым целым. Термин «пантеизм» состоит из приставки «пан» (греч. – всё) и корневого слова – греческого «теос» (Бог)

      Пантеизм Дж. Бруно уже не сдерживается ни античными, ни средневековыми, ни даже возрожденческими принципами. Дж. Бруно стремится возвеличить личность, героическую личность, а делает он это через пантеизм. От типичного для эпохи Возрождения личностно – материального понимания мира Дж. Бруно переходит к философии, в центре внимания которой окажется человек разумеющий и максимально деятельный. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени.

      Для католической инквизиции Джордано Бруно был перерожденцем. Выдающийся мыслитель закончил свою жизнь трагически – 17 февраля 1600 года он был заживо сожжён на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчеством Джордано Бруно завершает эпоху Возрождения. [3, 256]

С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (например, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане), Рафаэля Санти ("Сикстинская мадонна" и.др.), Альбрехта Дюрера ("Портрет молодого человека" и.др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800 частей.

Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.

Заключение

В заключении следует подчеркнуть, что в отличии от средневековой философии , философия эпохи Возрождения устремлена к человеку, она выдвигает на первый план человеческого бытия творческую сущность человека, отстаивает свободный способ его самовыражения, провозглашает новый идеал - сильную независимую, свободную личность, которой близки идеи гуманизма.

Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием.

Ренессансная философия противостояла схоластическому знанию, но не в смысле того, что она выработала иные онтологические основания для этого, нет, она лишь дала иную интерпретацию старым ценностям, которая, в конечном итоге, повлекла за собой и подмену самих метафизических оснований, но уже в рамках новоевропейской философии. Поэтому философия возрождения способствовала переходу европейской философии от средневековья к Новому времени. [1, 183]

Список использованной литературы

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.
  2. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.Н. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 677 с.
  3. Философия: Курс лекций, Учебное пособие для студентов вузов-2-е изд./Под ред. В.Л.Калашникова – М.:Гуманит-1999.-384.(105-112)
  4. Философия: Энциклопедический словарь/Под ред. И.Г.Фролова – М.:Республика,2001.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 23.14K
Скачано: 284
Скачать бесплатно
26.12.09 в 18:37 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе