Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философия эпохи Возрождения: сущность и содержание

Философия эпохи Возрождения: сущность и содержание  [28.10.10]

Тема: Философия эпохи Возрождения: сущность и содержание

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Курсовая работа | Размер: 36.41K | Скачано: 374 | Добавлен 28.10.10 в 12:37 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2009


Содержание
Введение 3
1. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии эпохи Возрождения 4
2. Натурфилософия эпохи Возрождения 12
3. Идеи античной философии, с возрождением которых связывается эпоха Ренессанса 20
Заключение 23
Список литературы 24

Введение

Одним из важных этапов развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней рассматривается большой круг вопросов, затрагивающих раз­личные стороны бытия. Данная эпоха характеризуется как возрождением определенных идей прошлого, так и некоторыми новаторскими идеями.

Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Именно поэтому философия эпохи Возрождения является актуальной и значимой темой в рамках рассмотрения развития философской мысли в целом.

При написании  данной контрольной работы на первоначальном этапе работы я поставила перед собой цель: ознакомиться с философией эпохи Возрождения.

Для того чтобы  достичь этой цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Ознакомиться с социально-философским содержанием философии эпохи Возрождения, а также с её гуманистической направленностью.

2.  Рассмотреть основные положения натурфилософии эпохи Возрождения.

3. Изучить идеи античной философии, с возрождением которых связывается эпоха Ренессанса.

1. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии эпохи Возрождения.

Начиная с XIV-XV веков в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения.

Эпоха Возрождения характеризуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, что говорит о развитии техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и переходу к естественно - научному познанию мира и человека.

  Серьезные изменения были связаны с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают экономическая, политическая жизнь, а также наука, искусство, философия.  Так происходит переход от церковной культуры к светской.

Термин «возрождение» можно понимать в двух смыслах, с одной стороны, в узком смысле, как активное использование литераторами, философами, учеными богатых традиций античного наследия. В широком смысле данный термин стал синонимом новой европейской культуры.

Характерной чертой философской мысли эпохи Возрождения является антропоцентризм. Человек становится не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном всей цепи бытия.

Задачей философии Возрождения стало не обоснование противоположности духовного и телесного начал в человеке, а раскрытие гармонического единства всех присущих ему физических и духовных качеств.

На первый план выходит гуманистическая мысль. Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» - человечность, употреблявшегося ещё в I в. до н.э. римским оратором Цицероном, который стремился подчеркнуть, что понятие человечности как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве. Для него humanitas–это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Принцип гуманизма знаменует собой переворот в культуре и соответственно мировоззрении человечества.

 В широком смысле слова, гуманизм – это образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Проявляется интерес к конкретному человеку, его деятельности, месту в мире, предназначению, внутреннему и внешнему облику, нуждам. Человек становится не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и главным звеном всей цепи бытия.

Родоначальником гуманизма считается поэт и философ Франческа Петрарка. В его творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном» он отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость бесполезной для человека его времени.

 По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям великих предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию. Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке.

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека во всем многообразии его проявлений. Превыше всего ставится своеобразие, уникальность ─ главные признаки великой личности. Разносторонность - вот идеал человека эпохи Возрождения (примером может служить флорентийский гуманист Леон Баттист Альберти, в круг интересов которого входили теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика).

В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали в качестве представителей той корпорации, которую они возглавляли. В эпоху же Возрождения, напротив, индивид приобретает большую самостоятельность, он все чаще представляет не какой-то союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

Гуманистическая мысль второй половины XV века обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Такой силы и власти над всем существующим, в том числе и над самим собой, человек не чувствовал ни в античности, ни в средние века. Джованни Пико дела Мирандола в своей «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира, тем самым утверждая, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Пико считал, что Бог дал свободную волю человеку для того, чтоб тот сам определял свою судьбу и место в мире.

Человек здесь - не просто природное существо, удовлетворяющее свои земные нужды, он -творец самого себя и окружающего мира, и этим отличается от прочих существ, поэтому фигура художника-творца становится символом Ренессанса. Он подражает не просто созданиям Бога, а самому божественному творчеству.

В эпоху Возрождения ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни, он оказывается и неограниченным господином над природой.

Характерной чертой эпохи Ренессанса является ценность человеческой личности, определяемая не происхождением, социальной принадлежностью или богатством, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. По мнению Леона Батиста Альберти, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью, поражения терпит тот, кто привык подчиняться. Но тот, кто трудится, имеет право на богатство. Обет бедности гуманисты отрицают, не собираются прославлять и роскошь, но последовательно защищают частный интерес, индивидуализм.

      С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В человеке имеет значение не только духовная жизнь, он- телесное существо и свои творения человек реализует в телесном. С этим как раз и связан культ Красоты. Так, представители эпохи Возрождения возобновляют античную тенденцию рассмотрения в единстве духовного и телесного. При этом творение должно быть максимально совершенным, что  и будет считаться красотой. Человек эпохи Ренессанса – это не просто творец, а творец и художник одновременно. Поэтому не случайно живопись, изображающая, чаще всего, прекрасное человеческое лицо и тело, становится главенствующим видом искусства.

    Однако идеализировать гуманизм эпохи Возрождения не стоит, невозможно не отметить его индивидуалистической направленности. Ярким примером является творчество Лоренцо Валла. В главном своём философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо.

 Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом. Что можно заметить в рассуждениях Джанноццо Манетти, Марсилио Фичино.Если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвинули на первый план человека, а затем Бога.

Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращённые к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

      Самым крупным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли, основатель реалистической политической философии, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». По Макиавелли, определенное устройство общества, в том числе и государственное, возникает не по воли Бога, а из потребностей людей, их заинтересованности в защите, сохранении своей собственности, имущества, жизни друг друга. Ведь люди по своей природе неблагодарны, непостоян­ны, порочны, корыстолюбивы, жестоки и склонны к лицемерию и обману, их отпугивает опасность. Чтобы обуздать эти порочные свойства и нужна сильная государственная власть, сосредоточенная в руках правителя. Такое государство, созданное для защиты одних и обуздания других, должно жить не по указаниям церкви и развиваться не стихийно, а строиться исходя из воли людей, прежде всего имущих, которые наиболее заинтересованы в его могуществе, в утверждении правопорядка. Хозяевами государства должны быть собственники.

     Макиавелли рассмотрел пути создания такого сильного государства и сильной власти, что изложено в его трактате «Государь», где он пишет, что разумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его власти: мягкотелость, чрезмерная нравственность, излишняя мудрость, поступать так, чтобы государя уважали. Макиавелли освобождает политического деятеля от непременного следования моральному закону, это происходит в силу необходимости, и объясняется противоречиями социальной деятельности.

Рационалистический стержень социально-философской доктрины Макиавелли почти исключает проблему Бога. Тем более что этот практически настроенный мыслитель не проявлял особого ин­тереса к общефилософской проблематике, к вопросам метафизики.

Макиавелли считал, что мудрый правитель государства обязан «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».  Такой правитель должен  сочетать в своей  личности  и  в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хит­реца.

      Философская мысль эпохи Возрождения не исчерпывается рассуждениями, опирающимися на политический реализм. Н. Макиавелли предпочёл действительность воображаемому. Но были и те, кто, по его собственным словам, «изобразил республики и государства, которых в действительности никто не знал и не видывал».

      Одним из таких мыслителей был Томас Мор, английский гуманист, государственный деятель и святой католической церкви, один из основателей утопиче­ского социализма. Его творчество является ярким выражением     гуманистического нравственного идеала, учением о достоинстве человека и его свободе. Бессмертную славу Т. Мору принесла его «Утопия» - произведение, описывающее жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Свете.

Слово «утопия» в буквальном переводе с греческого означает «место, которого нет». «Утопия» Т.Мора начинается с критики существовавших в Англии общественных порядков. Источник всех социальных бедствий он видит в наличии частной собственности. Идеалом общественных отношений для Мора, который он конкретно демонст­рирует на примере отношений на острове Утопия, были общественная собственность, высокоорганизо­ванное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределе­ние богатства.

      Рисуя безотрадную картину эпохи становления буржуазных отношений, Томас Мор не ограничивается лишь неприятием существующих порядков. Он противопоставляет им проект государства всеобщего благоденствия,в котором при помощи образованного правителя его  идеи можно было бы реализовать в ближайшем будущем. В этом также проявлялась иллюзорность, неосуществимость его учения, и оно входит в историю мышления как «утопическое». Его представителей нельзя назвать реформаторами, то есть теми, кто стремится изменить существующий мир. Несогласие утопистов с действительностью касается всех её сторон, и их альтернативные проекты затрагивают общественный порядок в целом.

      Спустя столетие утопические идеи получили развитие в творчестве представителя итальянской философии  природы Томмазо Кампанеллы, доминиканского монаха, астролога. Особую роль в его судьбе сыграло участие в заговоре против испанского владычества в Калабрии. В 1499 г. заговор был раскрыт, а Кампанелла приговорён к тюремному заключению, длившемуся 27 лет. В этих условиях он и создал одно из важнейших своих произведений – «Город Солнца».

      В отличие от Мора Кампанелла не только мечтал о совершенном обществе, но и стремился к радикальному переустройству социальных порядков.

      Однако различие между Мором и Кампанеллой по этому вопросу не говорит о противопоставлении этих мыслителей. Сходство между ними значительно:и тот, и другой не придавали значения условиям и путям достижения идеала, концентрируя внимание на детальном конструировании будущего царства добра и справедливости.

Кампанелла   отстаивал   единство церковной  и  светской   власти,   отвергая  протестантскую Реформацию и провозглашая идею власти папы над всеми христианами.

Хотя утописты эпохи Возрождения в полном соответствии с духом своего времени рассматривали человека в качестве высшей ценности, жёсткая регламентация всего образа жизни, отличающая утопические проекты, не оставляла  места  свободе   личности.

Томмазо Кампанелла выражает мысль о необходимости больших общественных преобразований, направленных на реа­лизацию царства Божьего на земле, призывает в соот­ветствии с христианской совестью к ликвидации част­ной собственности и эксплуатации.Он полностью убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания.

Кампанелла предсказывал огромную роль науки, говоря об образовании народа, ликви­дации войн, частной собственности, справедливом управлении.

Мор и Кампанелла принадлежат к прогрессив­ным мыслителям, их социалистические утопии пред­ставляют собой идейно целое и плодотворное течение социально-политических концепций Ренессанса. В сво­ем творчестве они развивают мелкобуржуазные иде­алы эмансипации и гуманизма. В философском смысле они позитивно повлияли на дальнейшее раз­витие европейского рационального мышления, в част­ности философии Просвещения.

2. Натурфилософия эпохи Возрождения

Итальянские гуманисты XIV-XV вв. сравнительно мало интересовались естественными науками. Но развитие производства, усложнение практической деятельности выявляли необходимость в более глубоком изучении природы, выявлении закономерностей. Так возникает натурфилософия, т.е. философия природы, свободная от непосредственного подчинения теологическим умозрениям, в соответствии с которой природа рассматривается как основа развития всего сущего и трактуется пантеистически, то есть путем отождествления природы и Бога. Христианский Бог утрачивает свой трансцендентный характер,  сливается с природой, которая обожествляется и приобретает черты, не свойственные ей в античности.

  В XVI в. развитие натурфилософии становилось всё более интенсивным, по мере того как теряла авторитет аристотелевско - схоластическая интерпретация природы и возрастал интерес к неаристотелевским её истолкованиям.

   Важное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

Не менее актуальной идеей ренессансной натурфилософии, вытекавшей из её пантеистической позиции и во многом порождавшей её, была также идея тождества микро- и макрокосма.

Примером пантеистического мировоззрения, в котором на базе фундаментальной идеи тождества микро- и макрокосма натуралистическое, природное начало брало верх над божественно сверхъестественным, могут служить воззрения немецкого врача, естествоиспытателя и философа Теофраста Бомбаста фон Гогенхейма,известного под псевдонимом Парацельс, которого считают  родоначальником немецкой натурфилософии.

Парацельс считал, что врачу потребны не титулы, не красноречие, не знание языков, не чтение многочисленных книг, но только глубочайшее знание вещей природы и ее тайн. Таким образом, подлинного врача создают как большая добросовестная опытность, так и углубленность в тайны природы. Они вполне могут быть открыты человеку, который «проводит свои дни с тайнами и как могущественный мастер земного света живет в Боге и в природе». Парацельса был сторонником гилозоистического убеждения: считал,что  природа является одушевленной. В каждой ее частице пребывает некий архей («начальник»), распознание которого вручает ученому наиболее действенный ключ к явлениям природы.

      Общую черту ренессансной натурфилософии, сближавшую её с подавляющим большинством учений античной физики, следует усматривать и в преобладании качественной интерпретации природы.

      Стремление к углублённому и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Николая Кузанского,Дж. Бруно. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

Одной из особенностей ренессансной науки является то, что она возникает в тесной связи с искусством. Причем, это единство иногда проявляется в деятельности одного человека. Примером служит творчество художника, инженера, ученого-естествоиспытателя, философа—Леонардо да Винчи. Сфера его инженерных интересов необозрима:идеи ткацкого станка, танка, парашюта, вертолета, подводной лодки, гидротехнических шлюзов и другие. Многие из этих идей обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и были оценены по достоинству только в XIX- XX вв.

 Являясь непримиримым противником схоластической учености, Леонардо да Винчи видел основу научной деятельности в практике, разрабатывал методику целенаправленного опыта- эксперимента. Утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория. Он говорил, что влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса, потому что он никогда не уверен, куда плывет.Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории.Наука, по его мнению,полководец, практика — это солдаты.

Особую роль он  отводил математике,так как только она способна придать результатам эксперимента достоверность и однозначность, делающую возможным точное практическое применение найденной истины.

Прекрас­ный мир природы есть выражение и проявление Бога. Отвергая теологическое противопоставление мира «зем­ного» и «небесного», Леонардо да Винчи провозглашает физическую однородность Вселенной: природа Земли и небесных тел оказывается если и не вполне тождест­венной, то, по крайней мере, «подобной»; Земля — такое же «светило», как и прочие небесные тела, которые в свою очередь состоят из тех же «земных» элементов-стихий.

Леонардо впервые вводит в космологию мысленный эксперимент, ставя вопрос, какой представлялась бы наша земля наблюдателям, находящимся на других небесных телах, исходя при этом из физической однородности космического пространства. А его «Похвала Солнцу» предве­щает наступление века гелиоцентризма: «У меня уже недостает слов для порицания тех, кто считает более похвальным поклонение людям, чем Солнцу, так как во всей Вселенной я не вижу большего и могущественней­шего,— его свет освещает все небесные тела, размещен­ные во Вселенной; все души от него происходят, ибо тепло, находящееся в живых существах, происходит от душ, и нет никакой иной теплоты и света во Вселенной».

Как достойный на­следник итальянского гуманизма ХIV—XV вв., Леонар­до да Винчи утверждает, что человек есть «величайшее орудие природы» и лучшие из людей по праву могут быть названы «земными богами».

Гелиоцентрическая  система мира Коперника

Важнейшим научным открытием эпохи Возрождения является гелиоцентрическая система польского астронома, экономиста Николая Коперника, заложившего основы научной астрономии. В истории науки учение Коперника было революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости от религии. Теория Коперника об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси, доказанная им в своей книге «О круговых движениях небесных тел», означала разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями о Земле, как избранной Богом арене, на которой разыгрывается борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Эта теория отбросила идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление движений небесных и земных тел, создала возможность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии Солнечной системы.

 Своим открытием Копернику, как о нем говорят, удалось остановить Солнце и привести в движение Землю, т.е. опровергнуть признанную церковью геоцентрическую систему и обосновать новую гелиоцентрическую систему взглядов на устройство мира, в котором человек уже был лишен привилегированного места во Вселенной.

Он говорил, что мир сферичен, неизмерим и подобен бесконечности, что вмещающая все сфера неподвижных звезд находится в покое, что все остальные небесные тела имеют круговое движение.

Для теории познания Коперника важным стало различие между видимыми (кажущимися) и реальными состояниями тел (Земли). Открытия Коперника стали объектом ожесточённой борьбы: церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знанием, развивали дальше, устранив такие ошибочные положения системы Коперника, как расположение всех звёзд на единой «сфере» и Солнца в центре Вселенной.

Учение Н. Кузанского

Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Н. Кузанский- теолог, философ, крупный учёный в области математики, астрономии, географии. Его считают родоначальником немецкой философии.

Кузанский оказал большое влияние на Дж. Бруно, которому импонировало учение о бесконечности мира и гелиоцентрическое мировоззрение. Он произвёл революцию в астрономии, разрушив космологическую систему Платона, Аристотеля и Птолемея, утвердив систему гелиоцентризма. Кузанский развил идеи взаимосвязи всех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей, противоречия, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосме. Он утверждал мощь человеческого познания; человек через творческую деятельность своего ума как бы уподоблялся Богу.

Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира. Бог в философии Кузанского-абсолютный максимум, или абсолют, который не является чем-то находящимся вне мира, а находится в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе. Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».

В космологии Кузанского отвергается учение о Земле, как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он утверждает, что Земля движется, хотя мы этого не замечаем. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел, но при этом расшатал традиционные представления о мире и открыл путь к освобождению космологии от религиозных толкований.

Человеческая природа рассматривается Кузанским в качестве высшего и наиболее значительного божественного творения: она «помещена над всеми творениями Бога». «Человек есть Бог, но не абсолютным обра­зом, ибо он человек,— писал Николай Кузанский в трак­тате «О предположениях». Следовательно, он челове­ческий Бог, он «содержит в себе Вселенную человечески ограниченным способом». 

Натурфилософия Джордано Бруно

Идеи Н. Кузанского и Н. Коперника получили свое развитие в натурфилософии итальянского мыслителя Джордано Бруно, воплотившего в своем творчестве наиболее полно и глубоко такие важные черты гуманистической философии как пантеизм, диалектичность, острое чувство гармонии природы, ее бесконечности.

Радикальный пантеизм мыслителя, т.е. абсолютное отождествление Бога и природы, что отрицало постулат вероучения о сотворенности мира — причина его непримиримого конфликта с церковью.

Дж.Бруно пошел дальше Коперника, отрицая не только геоцентрические, но и гелиоцентрические представления об устройстве мира. Он обосновал идею бесконечности Вселенной, идею о существовании во Вселенной бесчисленного множества миров, подобных миру Солнечной системы. «Вселенная – писал он, - есть бесконечная субстанция, бесконечное тело в бесконечном пространстве. Вселенная одна – миры же бесчисленны. У каждого мира – своя звезда. Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. В ней происходит непрерывное изменение и движение».

Основополагающим в его учении является понятие Единого, являющегося и причиной бытия, и самим бытием вещей. Во Вселенной, которую представлял Дж. Бруно, не оставалось особого, а тем более центрального места, для личности Бога, но самого факта его существования он не отрицал. Он представлял Бога по-своему, как нечто, погруженное в природу, растворенное в бесконечности. Бог для Дж. Бруно – «душа мира», существующая «внутри материи».

Исходя из неразрывности бога и природы, Дж. Бруно придавал последней активную роль, утверждал, что материя «творит все из своего лона». Так как Бог отождествляется с природой, то он немыслим  вне материального мира: «Искусство имеет дело с чужой материей,   природа — со  своей   собственной.   Искусство находится вне материи, природа — внутри материи, бо­лее того: она сама есть материя. Итак, материя все про­изводит  из  собственного  лона,  так  как  природа  сама есть внутренний мастер, живое искусство, она есть дви­гатель, действующий изнутри». В этом и состоит натуралистический пантеизм Бруно.

Дж. Бруно придавал физическую однородность всем бесконечным мира, придерживался гилозоизма (всеобщая одушевленность природы), объясняя тем самым причину движения космических тел: закон всемирного тяготения еще не был открыт.

Активно использует положения диалектики Кузанского, освобождает ее от теологического содержания и формулирует как учение о природе. Так, например, Дж.Бруно отказывается от признания абсолютного центра Вселенной: бесконечность Единого исключает саму возможность подобного центра. Тем самым снимаются различные теологические ограничения бесконечности Вселенной, окружающего мира. «Вселенная  никоим  образом  не  может  быть  охвачена  и поэтому   неисчислима   и   беспредельна,   а   тем   самым   бесконечна   и безгранична». Эта Вселенная не  сотворена,  она  существует  вечно  и  не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не  имеет  вне  себя,  куда  бы могла переместиться,  ввиду  того,  что  она  является  всем».  В  самой  же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение.

Обращаясь к характеристике этого  движения,  Бруно  указывает  на  его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего  перводвигателя,  т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи. А материя, говорит Бруно, «столь совершенна, что она, как это ясно при правильном созерцании, яв­ляется   божественным   бытием  в   вещах».

Разорвав  границы  мира  и  утвердив  бесконечность  Вселенной,  Бруно оказывается перед необходимостью выработать новое  представление  о  Боге  и его  отношении   к   миру.   Решение   этой   проблемы   свидетельствует   о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что «Природа есть или ничто, пли божественное могущество, воздействующее изнутри на материю, и запечатленный во всем вечный порядок...».

Для католической инквизиции Джордано Бруно был перерожденцем. Выдающийся мыслитель закончил свою жизнь трагически – 17 февраля 1600 года он был заживо сожжён на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. 

 3. Идеи античной философии, с возрождением которых связывается эпоха Ренессанса

Эпоха Возрождения – это переворот прежде всего в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

      В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных памятников культуры,  использование языческих прототипов для воплощения христианских образов.

      Античная философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Исходной точкой развития античной философии был философский материализм- одно из двух главных философских направлений, утверждающее первичность бытия, материи, природы, физического, объективного как свойств материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.д. В античной философии этого направления придерживались многие ученые и философы. Материализм античности заключается в первичности природы, нечто единого с природой. Фалес таким началом считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Это первоначало нечто единого с природой основывалось на мифологическом мышлении. В противоположность античности в эпоху Ренессанса природу понимали как единое целое, как объект познания. И это способствовало развитию, изменению образа мира, представлений о науке, об отношении между теорией и практикой. Природу познавали с точки зрения пантеистического понимания мира, ее обожествления. В эпоху античности пытались как-то охарактеризовать природу и все остальное, а в эпоху Возрождения – изучить, открыть что-то неизведанное.

В период античности происходит освобождение человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса (гражданской общины), т.е. выделение человека как индивидуальности, у которой есть свое сознание и мышление, свои интересы и увлечения и т.д. И философы этого времени рассматривали субъективную сторону  человека и его сознание, главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. На этом далее строится философская мысль эпохи Возрождения. Происходит дальнейшее изучение человека, только не его субъективного мира, а его взаимосвязи с природой и Богом. 

В философском мировоззрении периода античности и эпохи Возрождения значительное место принадлежало диалектическим идеям. Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.      Первоначально в античности термином диалектика обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделений вещей на роды и виды. По существу, многие первые греческие философы были диалектиками, рассматривали природу как целое и, следовательно, во взаимодействии и связи её явлений. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества.

Своеобразным венцом античной философии был неоплатонизм с его тезисами: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Это - безличный неоплатонизм, в котором ещё нет чёткого деления  на субъект и природу. В античном мировоззрении господствует универсализм, космоцентризм и политеизм. При переходе от античности к средневековью произошёл довольно существенный сдвиг в сторону субъекта; субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Если сделать ещё один шаг навстречу субъективному, то нельзя получить ничего другого, кроме антропоцентризма: в центр мироздания будет поставлен человек. Этот шаг и был сделан в эпоху Возрождения.

Возрожденческие философы по-прежнему применяли неоплатоническую методологию. Формально они по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.

Диалектика античности не была выражена в понятиях, строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах,диалектика же Возрождения выражалась в конкретных понятиях, суждениях, внимание философов вновь обратилось к изучению и познанию мира и человека в нем, но уже исходя не из религиозных толкований, а объективно, по-научному.

В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают и развивают Николай Кузанский и Джордано Бруно.

Еще одним сходство эпохи Возрождения и античности является такое течение как гуманизм. Античный философ Эпикур выдвигал на первый план человека, сильного,  счастьем которого является удовольствие. Такие же тенденции можно заметит в философии Петрарки, Лоренцо Валлы, Джованни, Пико дела Мирандола.

Заключение

      Философия эпохи Возрождения, бесспорно, является новым этапом развития философии. Осуществляла она свои новации, опираясь во многом на античность, вместе с тем продолжив всё лучшее из того, что дало средневековье.

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.  В ходе написания работы это было отражено, а, следовательно, задачи, стоящие передо мной на начальном этапе подготовки выполнены.

Я рассмотрела, в чем проявилась гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии эпохи Возрождения: человек становится высшей ценностью, что обусловило важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Также я ознакомилась с основными положениями натурфилософии данной эпохи: в это время развивается пантеизм во взглядах мыслителей, в силу которого происходит отождествление  Бога и природы, происходят значительные открытия в различных областях знаний.

Мной были определены и те идеи, которые из  античности перекочевали в эпоху Ренессанса: материализм, диалектика, гуманизм.

Список литературы

1. Философия: Учебник для вузов/ Под ред.  Миронов В.В.- М.: Норма, 2005.

2. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. Лаврентьева В.Н., Ратникова В.П.- М.: ЮНИТИ ,1998

3. Введение в философию: Учебник для вузов/ Под ред. Фролова И. Т. –М.: Республика,2003

4. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения.- М.,1980

5. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая).- М.,1996

6. Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса.-М.,1978

7. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков - М., Высшая школа,2003

Чтобы полностью ознакомиться с курсовой, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 36.41K
Скачано: 374
Скачать бесплатно
28.10.10 в 12:37 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе