Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философия эпохи возрождения: гуманистическая направленность

Философия эпохи возрождения: гуманистическая направленность [29.11.13]

Тема: Философия эпохи возрождения: гуманистическая направленность

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 18.79K | Скачано: 429 | Добавлен 29.11.13 в 17:29 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


Содержание
Введение 3
1. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения 4
2. Натурфилософия эпохи Возрождения 8
3. Связь идей Ренессанса с идеями Античности 12
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Введение

Возрождение, или Ренессанс - переходный период от Средневековья к Новому времени.  Эпоха Возрождения - один из важнейших этапов развития философии, затронувший большой спектр вопросов, касающихся различных сторон природного и общественного бытия. Ренессанс оказал большое влияние на развитие культуры и философии.
Эпохой Возрождения называют поздний период феодального общества (XIV-XVI вв.).  В это время появляется новая гуманистическая культура, возникают и развиваются естественные науки. Все это обусловлено зарождением новых производственных отношений.  В результате всего этого возникает новый, более реалистичный взгляд и на человека, и на природу.
В первую очередь, эпоха Ренессанса это переворот в системе ценностей, это период духовного изменения общества в результате утраты церковью своей идеологической потребности.
Важнейшим достижением науки  в эпоху Возрождения является гелиоцентрическая система Н. Коперника. Именно она подрывает религиозное представление о человеке как центре мира, сотворенного богом, и составляет целую революцию  в естествознании, которую назвали коперниканской.
Характер культуры эпохи Возрождения можно описать как антифеодальный, гуманистический, антицерковный. Деятели эпохи Возрождения создали новую культуру, которая наложила отпечаток на развитие философии.

1.  Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas», что означает человечность. Основателем гуманизма принято считать поэта и философа Франческо Петрарка . Он считал, что учения о человеке должны стать содержанием настоящей философии. В его творчестве можно просмотреть попытки переориентировать философию на такой объект познания как человек. Именно им была заложена основа формирования личностного самосознания Ренессанса. Именно в эту эпоху человек начинает постепенно отказываться от средневековых понятий применяемых везде и обращается к конкретному и индивидуальному.
Ф. Петрарка считал, что самым важным делом является размышление о собственном «Я». И именно это индивидуальное «Я», которое является неповторимым внутренним миром человека,  можно сопоставить по своей значимости с вселенной. Это стало едва ли не самым главным открытием Ренессанса. «Всякое человеческое существование не только единично и подобно другим существованиям, но - единственное. Каждый раз это целая неповторимая вселенная, вполне соразмерная той, общей для всех вселенной. Поэтому индивид огромен, как мир, и бессмертен, как мир. Если он все-таки определенно умирает, это очень трудно и даже невозможно вместить и разгадать. В это трудно поверить» [1, с.232].
Новый подход к пониманию человека начали вырабатывать именно гуманисты. В их подходе большую роль играет  деятельность.  Сама же ценность человека, а точнее человеческой личности, для них определяется личными заслугами, а так же плодотворностью деятельности личности, а не происхождением или социальной принадлежностью.
Гуманистическое общение не регламентируется сословными рамками.  Люди низкого происхождения, в представлении гуманистов, могут вступать в различные споры на философские, политические и литературные темы, наравне с представителями более высоких сословий. Другими словами, в культурном пространстве убираются сословные рамки, ранее существующие. Именно таким образом Ренессансом закладываются основы европейской культуры современно типа.
Термин «возрождение»  становится синонимом новой европейской культуры и означает активное использование богатых традиций античного наследия. Существенным признаком новой культуры является антропоцентризм - интерес к конкретному человеку, к деятельности этого человека, к его месту в мире, его предназначению, его нуждам и отчаяниям, а так же к внутреннему и внешнему облику. Индивидуализм становится средством обоснования самоценности личности, а так же необходимости освобождения от духовных, социальных и политических оков средневековья.  
В эпоху Возрождения  формируется светская интеллигенция, быстро растет число «свободных профессий», возрастает запрос на интеллектуальный и умственный труд.  В развитии новой культуры, а так же в ее распространении огромную роль сыграли так называемые «гуманистические кружки» - сообщества, представителями которых были прогрессивно мыслящие представители искусства, религии, науки, которые активно выступали против схоластики.
В философии эпохи Возрождения особое место занимают обращенные к проблемам государства концепции -  это политические теории Никколо Макиавелли , Франческо Гвиччардини , а также социальные утопии Томаса Мора  и Томмазо Кампанеллы .
Н. Макиавелли в своих работах  «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь» выразил политическую мысль эпохи Ренессанса наиболее четко и последовательно. Макиавелли  заменяет средневековую концепцию божественного предопределения  идеей фортуны, которая признает силу обстоятельств, заставляющих человека считаться с необходимостью. Движущей силой истории Макиавелли наряду с фортуной считает вирту - воплощение человеческой энергии, умений, таланта, или иначе доблесть.
Политику Макиавелли считает подлинным воплощением свободы человеческой воли, т.к. в политике существуют «естественные причины и полезные правила», которые позволяют  предвидеть  ход событий, учитывать свои возможности и принимать необходимые меры. Политика автономна, и именно религия и мораль есть порождение политики, а не наоборот.
В творчестве Макиавелли, конечно, существуют противоречия, но его заслугой является то, что он спустил политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, тем самым превратил политику в объект беспристрастного анализа, и таким образом возвысил ее до науки.
Макиавелли вошел в историю как создатель доктрины моральной целесообразности и родоначальник политического реализма.
Существенное развитие в  этот период получила идея социального равенства людей. Она была воплощена в серии моделей общественного устройства и проектах, в которых отношения между людьми организовывались с требованиями морали  и с учетом личности. Учения такого рода можно связать с именами Т. Мора и Т. Кампанелла.
В своей утопии Т. Мор развивает идею платоновского «Государства». Главнейшей опорой государства он считал  справедливость.
Жизнь утопийцев организована на выборности начальства, на принципах республиканской демократии, отсутствии религиозных преследований. У жителей «Утопии» не должно быть частной собственности,  классов, труд  должен стать моральной и жизненной потребностью всех жителей, однако должны быть рабы из числа преступников, которые должны выполнять самые грязные и тяжелые работы. Человек есть высшая ценность, и поэтому должен жить счастливо, работать по способностям и получать по потребностям. Идеи, сформированные в «Утопии» оказались достаточно жизнеспособными, и нашли свое дальнейшее развитие в философии последующих веков [3, с.147-148].
 Свой идеал общественного устройства Т. Кампанелла выдвинул в «Городе Солнца». Неравенство людей он считал главной причиной всех бедствий, происходящих в обществе. Считал, что при упразднении частной собственности искоренится различие между интересами личности и интересами государства, которым должны управлять философы. Т. Кампанелла разработал такую систему воспитания и подготовки новых поколений, при которой стала учитываться природная предрасположенность каждого индивида.  Одним из главных и существенных моментов в программе философа было формирование союзов государств и народов, т.е. всемирное единение. Он считал, что именно единение должно прекратить братоубийственные войны между народами.
В эпоху Ренессанса формируется новый подход к осмыслению социальных процессов, базирующийся на земных интересах, на естественных особенностях людей, учитывающий исторические условия современного мира и ориентированный на общественные идеалы.
Важнейшим долгом гражданина становится служение обществу и Отечеству.
Сравнивая средневекового человека и человека эпохи Возрождения можно сказать, что средневековый человек проявляет свою волю в спасении души, а человек Возрождения самовыражается и самоутверждается в политике, науке, философии, искусстве. Деятели Возрождения демонстрируют свою творческую мощь и разносторонность в контексте политической, хозяйственной и культурной деятельности.

2.  Натурфилософия эпохи Возрождения

Философию эпохи Возрождения можно тесно связать с развитием естествознания. Схоластическое* знание о природе достигло наивысшего уровня в работах  ученых XIV в., а так же  нашло объективное  выражение в философии позднего номинализма. XV-XVI вв. - время важных сдвигов в естествознании: великие географические открытия привели к тому, что начали пересматривать положения традиционной картины, а XVI век получил название  коперниканской революции. Ренессансное естествознание являлось одной из исторических предпосылок для возникновения классической механики, и оказалось неразрывно связано с пересмотром философских и методологических основ тогдашней науки. В творчестве Леонардо да Винчи , Николая Коперника , Иоганна Кеплера , Галилео Галилея  просматривается наиболее яркое стремление к достоверному и углубленному познанию природы.
Леонардо да Винчи принято считать первоклассным мастером живописи. Однако не только его живопись, но и сфера его инженерных интересов представляют собой большую ценность для эпохи. Он впервые высказал идеи парашюта, подводной лодки, вертолета, гидротехнических шлюзов и многое другое. Он был ярым противником схоластической учености и видел основу научной деятельности только в практике. Он разрабатывал методику целенаправленного опыта, которую впоследствии назвали экспериментом. Леонардо да Винчи глубоко осмыслил роль и значение науки в познании. Он писал: «Наука - полководец, а практика - солдаты» [2, с.68]. Его можно считать первооткрывателем современного естествознания.
Одним из важнейших научных открытий эпохи Возрождения считают гелиоцентрическую систему Н. Коперника, которая заложила основы научной астрономии. «Коперниканский переворот» подорвал утверждения о том, что центральное место занимает Земля и она неподвижна. Именно это повлекло за собой выводы о несостоятельности религиозных представлений, оказало решающее воздействие на развитие естествознания в будущем и способствовало формированию научного мировоззрения.
Идеи Н.Коперника получили развитие в натурфилософии Джордано Бруно , великого итальянского мыслителя. Он воплотил в своем творчестве такие черты гуманистической философии как диалектичность, пантеизм, острое чувство гармонии природы и ее бесконечности. Причиной его непримиримого конфликта с церковью является радикальный пантеизм мыслителя. Другими словами, это отрицание постулата вероучения о сотворенности мира, абсолютное отождествление бога и природы. Это и сыграло трагическую роль в его судьбе.
Космология Дж. Бруно основана на том, что «вселенная бесконечна и что она состоит из неизмеримой эфирной области; что существует единое небо, называемое пространством и лоном, в котором имеется много звезд; равным образом Луна, Солнце и другие бесчисленные тела держатся в этой эфирной области так же, как и земля; и что не нужно верить в другой небосвод, в другую базу, в другое основание, на которые опирались бы эти великие животные, участвующие в составе мира, который является истинным субъектом и бесконечной материей, бесконечной божественной действующей силой. Все это хорошо доказывает как правильное мышление и рассуждение, так и божественные откровения, которые говорят, что нет числа послам всевышнего, которому тысячи тысяч помогают и у которого десятки тысяч помогают и у которого десятки сот тысяч управляют» [1, с.271].
Понятие Единого, являющегося причиной бытия, и само бытие вещей является основополагающим в его учении. Исходя из неразрывности природы и бога, он отводил природе активную роль и утверждал: «формы происходят и освобождаются из глубины материи...» [1, с.274]. В учении Дж. Бруно душа - это форма, которая организует материю изнутри. Он отказался от признания абсолютного центра Вселенной, т.к. бесконечность Единого исключает саму такую возможность такого центра. Таким образом, снимаются различные теолого-схоластические ограничения бесконечности Вселенной и окружающего мира. Своим натуралистическим пантеизмом Дж. Бруно сыграл важную роль и нашел продолжение в европейском свободомыслии XVIII-XIX вв.
Великий ученый Галилео Галилей завершает развитие науки эпохи Возрождения и открывает страницу экспериментального и математического европейского естествознания. Являясь противником схоластических учений  и придерживаясь взглядов деизма*, он основал механистическое истолкование мира.  После сформулированных Галилеем доказательств, гелиоцентрическая система Коперника и Бруно превратилась из гипотезы в доказательную теорию. После пересмотра  прежних физических взглядов, находившихся под влиянием схоластики, им была создана динамика - учение о движении тел. Открытие законов механики и законов движения планет вокруг Солнца привело к окончательному отказу от элементов  антропоморфизма. Свои основные идеи Галилей сформулировал в "Диалоге о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой". Под угрозой сожжения, инквизиция  принудила ученого формально отречься от своих убеждений, однако ничто уже не смогло остановить дальнейшее развитие науки.
Большой вклад в развитие представлений, которые проложили дорогу натурфилософским и пантеистическим тенденциям XVI в. внес Николай Кузанский . Он обращал большое внимание на разработку философских вопросов к проблемам мироустройства. Суть своих взглядов  Н. Кузанский выразил в высказывании «Бог во всем и все в Боге».
Он выступает против сотворенности Вселенной во времени и теологического принципа о конечности  Вселенной. По его мнению, природа является производной от Бога, а Бог рассматривается как высшее абсолютное бытие. Проблеме места человека в мире он также уделял много внимания.
Н. Кузанский не разделял ни концепцию эманации*, ни концепцию творения мира во времени. Кузанский утверждал, что мир есть развертывание мира - экспликация**. Бог есть бытие-возможность, Бог развертывается в некоторую актуальность, действительность, Бог есть единство всего.
Н. Кузанский не сразу нашел сторонников и продолжателей своего философского мировоззрения. Поначалу его поддерживал только узкий круг учеников и почитателей. Лишь в XVI в. идеи Н. Кузанского оказали определяющее воздействие на развитие философской мысли  и в  первую очередь - на философию Дж. Бруно.

3. Связь идей Ренессанса с идеями Античности

Огромную роль в формировании ренессансного мышления сыграло культурное наследие Античности. Изучение античных текстов, использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, восстановление римской традиции портретных бюстов, собирательство скульптур, камней и прочих древностей стало следствием возросшего интереса к античной культуре. И именно возрождение античности и дало название всей эпохи, т.к. Ренессанс переводится как возрождение.
Философия занимает особое место в духовной культуре эпохи. Важнейшая ее особенность - это антисхоластическая направленность в сочинениях и во взглядах мыслителей эпохи. Другой характерной чертой можно считать создание новой пантеистической картины мира, которая отождествляет Бога и природу.
Сущность и существование, античные философы видели как единую сущность - бытие, в неразрывном единстве. Сущность может быть познана только разумом, а бытие - чувственными ощущениями, опытом. И лишь в Боге существование и сущность совпадают.
Философия Античности основывалась на принципе объективизма, другими словами субъект не становится выше объекта.  Античная философия исходит не из абсолютной личности, как в  Средневековье, а из чувственного космоса.
Античная философия пантеистична, т.к. космос считали абсолютным божеством, т.е. отождествляли природу и Бога. Примером этого может служить то, что греческие боги похожи на людей, т.е. природны. Судьба применительно к человеку это необходимость, но т.к. она ему неизвестна, то он может делать свой выбор. Четкого противопоставления идеализма и материализма в античной философии еще нет, но и то и другое носят стихийный характер. Высокого уровня античная философия достигла в разработке понятий, или же категорий, но в ней практически нет законов.
Сущностью философии эпохи Возрождения принято считать антропоцентризм. Теперь человек, а не Бог помещен в центре космического бытия. Человек больше не является простым природным существом. Он творец и господин над всей природой. С антропоцентризмом человека связывает культ красоты тела.
Задачей философии является раскрытие, а не противопоставление гармонического единства в человеке божественного и природного, духовного и материального.
Центральным культурным явлением эпохи Возрождения является гуманизм - светский индивидуализм и свободомыслие. Именно гуманизм изменил характер философии. Сакральный* характер теперь приобретает творческая деятельность человека. Теперь человек - творец подобный Богу, который создает новый мир, и самое высокое, что в нем есть - самого себя.
Итак, характерные черты для философии Ренессанса:
1. Антисхоластический характер.
2. Концепция о мире, в котором природа одухотворена, происходит взаимопроникновение Божественного, природного и земного начала.
3. Антропоцентризм и гуманизм.

Заключение

Эпоха Возрождения характеризуется значительными переменами во взглядах людей на мир по сравнению со Средневековьем. Доказательством этого могут служить усилившиеся светские мотивы в европейской культуре, самостоятельность и независимость искусства, философии, литературы, образования и науки от церкви.
Деятели Возрождения поставили в центре своего внимания человека, вследствие чего общее течение получило название гуманистического, а людей, которые изучали антропоцентризм стали называть гуманистами.
Искусство было тесно связано с жизнью людей эпохи Возрождения. Внимание художников привлекал реальный мир. Светские здания и дворцы пришли на смену готическим строениям.
В эпоху Ренессанса люди перестали придавать большое значение сословным ступеням, теперь акцент  ставился на индивидуальных способностях и талантах человека, а также люди перестали зависеть от природных факторов. Эпоха Возрождения заложила основу свободной от религии философии и обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму.
Ренессанс напрямую связан с Античностью, что и доказывает происхождение его названия. Именно в этот период люди стали обращаться к трудам известных античных философов.
Основными чертами философии эпохи Возрождения являются гуманизм, рационализм и натурализм. Потребность веры человека в собственные силы, возможность создания свободной жизни является следствием возобновленного интереса к Античности. По своим антирелигиозным и антисхоластическим тенденциям,  гуманизм сыграл объективно прогрессирующую роль.
В заключении следует отметить, что философия эпохи Ренессанса устремлена к человеку и выдвигает его на первый план, его творческую сущность.

Список используемой литературы

1. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2004. 808 с.
2. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001 – 428 с.
3. История философии: Учебное пособие для вузов под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова – М.: «Издательство ПРИОР», 1997. – 464 с.
4. Философия: Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1-4 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА 1998-2007

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 18.79K
Скачано: 429
Скачать бесплатно
29.11.13 в 17:29 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе