Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философия эпохи Возрождения: понятие и содержание

Философия эпохи Возрождения: понятие и содержание [10.10.10]

Тема: Философия эпохи Возрождения: понятие и содержание

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.91K | Скачано: 316 | Добавлен 10.10.10 в 18:06 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы


Содержание
1. Введение стр. 2
2.Гуманистическая направленность и социально – философское содержание философии Возрождения стр. 3
3. Натурфилософия эпохи Возрождения стр. 9
4. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса? стр.12
5. Заключение стр. 14
6. Список литературы стр. 15

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха Возрождения – это период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает приблизительно три века – с XIV до XVII. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, в ее городах-государствах переносится затем во Францию, Германию и в другие страны Европы. В этот период происходит духовное брожение, стимулирующее распад феодального строя, становление национальных государств и церковные реформы. Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественно – научному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нём человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии. 

           Эта эпоха является важным этапом развития философской мысли. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Эпоха Возрождения оказала сильное влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО – ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

          Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но на самом деле своеобразие этого времени скорее представляет собой приход новой цивилизации, новой мысли и нового знания. Философия Средневековья теоцентрична, а характерная черта философской мысли эпохи Возрождения – это антропоцентризм. Человек не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Задачей философии стало не обоснование противоположности духовного и телесного начал в человеке, а раскрытие гармонического единства всех присущих ему физических и духовных качеств.

Эпоха становления капитализма рождала титанов мысли, чувства, характера и дела. Выдающиеся люди этого периода – цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные задачи - опираясь на опыт объяснить жизнь природы, общества и человека.

  XIV-XVI вв. – время, когда всё в круговороте страстей, общечеловеческих побуждений и расчётов. В разных ситуациях люди выпутываются умом и личной смекалкой. Выше всего ценится умелость. Идеал удачи царит над всем. Поклонение обычаю заменяется культом удачи. У Боккаччо, Сакетти, Джованни мораль всех новелл: скрытый грех наполовину прощён. Отсюда вытекает: достигать цели, не раздумывая над средствами, и скрывать пути, чтобы достичь цели наверняка.

      В эпоху Возрождения человеческая личность по преимуществу является творческой, она как бы перенимает на себя творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой творческой начало, будь это искусство, политика, религия или даже техническое изобретение.

      Свои творения человек реализует в телесном. Здесь возрожденцы возобновляют античную тенденцию рассмотрения в единстве духовного и телесного. Причём имеется в виду, что творение является максимально совершенным. Но совершенное есть красота. Человек эпохи Ренессанса – это не просто творец, а творец и художник одновременно. Довольно часто многие таланты присущи одному и тому же человеку. Так, Леонардо да Винчи был живописцем и изобретателем, Микеланджело - живописцем и поэтом. И оба они внесли существенный вклад в развитие философии.

      Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения.

      Антропоцентризм, да ещё в таком артистическом виде, в каком он существовал в эпохе Ренессанса, конечно же не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. Термин «гуманизм» происходит от латинского humanitas (человечность), употреблявшегося ещё в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном. Для него humanitas – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

      Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было противостояние схоластике, которая подвергалась критике и осмеянию. Спор шёл принципиальный – о новом нравственном идеале и путях его воплощения в жизнь.

      Согласно итальянским гуманистам, природа человека достойна всемерной реабилитации, она даже становится высшим критерием для оценки человеческих страстей. Гуманисты возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил ещё Данте. Благородство человека заключается не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога, не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем сыновья царей и императоров, дело же состоит в лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности.

      Схоластической религии противопоставляется право на истину и поиск её; догматизм, преклонение перед авторитетами подвергаются резкой критике. Монашеским подвигам всё чаще противопоставляется обыкновенный труд. Но тот, кто трудится имеет право на богатство. Обет бедности гуманисты отрицают, не собираются прославлять и богатство, роскошь, но они последовательно защищают частный интерес, индивидуализм.

      Многие гуманисты отстаивают идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой.

      Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно – государственной жизни. Последнее чаще всего предполагалось достигать на демократических началах, в рамках республиканского строя.

      Однако было бы неправильным идеализировать такого рода гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валла. В главном своём философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

      Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращённые к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

      Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель  Никколо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». В своих работах Макиавелли попытался рассмотреть природу государства, отбрасывая ореол его божественного происхождения. В этом «земном» осмыслении государства проявилось стремление ранних идеологов буржуазии активно влиять на переустройство политической власти в интересах предпринимателей, которые не могли развернуть свою деятельность в условиях феодального размежевания и натурального хозяйства. Такая позиция приводила мыслителя к идее естественного исторического развития, в рамках которого интересы целого (государства) и отдельных его частей (граждан) не всегда совпадают, поэтому за государством сохраняется право подавления человеческого эгоизма во имя всеобщего блага и порядка. Такое подавление требует от политиков не только применения грубой силы, но и изворотливости ума, хитрости и даже вероломства в борьбе за власть и её упрочение. Поэтому ведение государственных дел – трудная и сложная задача, требующая особой подготовки политических деятелей. Такая подготовка должна включать в себя знание как истории, так и общих законов общественной жизни, представляющей собой поле непримиримой борьбы между классами, группами и сословиями. В конечном итоге эта борьба должна уравновешиваться идеями гуманности и справедливого распределения ценностей, в противном случае общество может просто погибнуть. Для достижения этой цели допускаются все средства, в т. ч. и известный политический аморализм, ибо становление централизованного государства далеко не безболезненный процесс, устраивающий всех членов общества, поэтому высказывается мысль о том, что общественный прогресс не обходится без жертв.

      Философская мысль эпохи Возрождения не исчерпывается рассуждениями, опирающимися на политический реализм. Н. Макиавелли предпочёл действительность воображаемому. Но были и те, кто, по его собственным словам, «изобразил республики и государства, которых в действительности никто не знал и не видывал».

      Одним из таких мыслителей был Томас Мор, английский гуманист, государственный деятель и святой католической церкви. Однако бессмертную славу Томасу Мору принесла его «Утопия» - произведение, описывающее жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Свете.

      Слово «утопия» в буквальном переводе с греческого (ou – нет, topos - место) означает «место, которого нет». «Утопия» Томаса Мора начинается с острой критики существовавших в Англии общественных порядков. Источник всех социальных бедствий он видит в наличии частной собственности.

      Рисуя безотрадную картину эпохи становления буржуазных отношений, Мор не ограничивается лишь неприятием существующих порядков. Он противопоставляет им проект государства всеобщего благоденствия. В этом заключается важная особенность утопизма. Его представителей нельзя назвать реформаторами, то есть теми, кто стремится изменить существующий мир. Несогласие утопистов с действительностью касается всех её сторон, и их альтернативные проекты затрагивают общественный порядок в целом.

      Спустя столетие утопические идеи получили развитие в творчестве итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы, доминиканского монаха, астролога и бунтовщика. Особую роль в его судьбе сыграло участие в заговоре против испанского владычества в его родной Калабрии. В 1499 г. заговор был раскрыт, а Кампанелла приговорён к тюремному заключению, длившемуся 27 лет. В этих условиях он и создал одно из важнейших своих произведений – «Город Солнца».

      В отличие от Мора Кампанелла не только мечтал о совершенном обществе, но и стремился к радикальному переустройству социальных порядков. Заговор против испанского владычества предполагал последующее учреждение такого общественного строя.

      Однако различие между Мором и Кампанеллой в этом важном пункте ещё не даёт основания для противопоставления этих мыслителей. Сходство между ними значительно. И тот и другой не придавали значения условиям и путям осуществления идеала, сосредоточивая своё внимание на детальном конструировании будущего царства добра и справедливости.

      Хотя утописты эпохи Возрождения в полном соответствии с духом своего времени рассматривали человека в качестве высшей ценности, жёсткая регламентация всего образа жизни, отличающая утопические проекты, не оставляет  места  свободе   личности,  превращает  людей,  по  меткому выражению Ф. Достоевского, в подобие «фортепьянных клавиш», на которых играет кто-то другой.

                     НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Не менее сокрушительный удар схоластическому мировоззрению  и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретическое рассуждение Макиавелли, был нанесён развитием естествознания, которое в XVI в. Добилось значительных успехов.

         Стремление к углубленному и достоверному познанию при­роды нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Нико­лая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея. Их теорети­ческие разработки и экспериментальные исследования способство­вали не только изменению образа мира, но и представлений о нау­ке, об отношении между теорией и практикой.  

Леонардо да Винчи (1452—1519), гениальный художник, вели­кий ученый, талантливый изобретатель утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория.

Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Н. Кузанский (1401-1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира. Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм, важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе. Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». В космологии Кузанского отвергается учение о Земле, как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит «Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем». Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел, но уже расшатал традиционные представления о мире и открыл путь к освобождению космологии от религиозных толкований.

         Другим выдающимся деятелем эпохи Возрождения был Н. Коперник (1473-1543), польский ученый и астроном, доказавший в своей книге «О круговых движениях небесных тел», что Земля не есть неподвижный центр Вселенной, а сама вращается вокруг Солнца и собственной оси. Своим открытием Копернику, как о нем говорят, удалость остановить Солнце и привести в движение Землю, т.е. опровергнуть признанную Церковью геоцентрическую систему и обосновать новую гелиоцентрическую систему взглядов на устройство мира, в котором человек уже был лишен привилегированного места во Вселенной. Копернику удалось избежать преследований Церкви только потому, что он умер вскоре после обнародования своего открытия.

          Идеи Н. Кузанского и Н. Коперника развил и углубил Джордано Бруно (1548-1600). Он пошел дальше Коперника, он отрицал уже не только геоцентрические, но и гелиоцентрические представления об устройстве мира. Он обосновал идею бесконечности Вселенной, идею о существовании во Вселенной бесчисленного множества миров, подобных нашему миру, миру Солнечной системы. «Вселенная – писал он, - есть бесконечная субстанция, бесконечное тело в бесконечном пространстве. Вселенная одна – миры же бесчисленны. У каждого мира – своя звезда… Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. В ней происходит непрерывное изменение и движение». Во Вселенной, которую представлял Дж. Бруно, не оставалось особого, а тем более центрального места, для личности Бога, но самого факта его существования он не отрицал. Он представлял Бога по-своему, как нечто, погруженное в природу, растворенное в бесконечности в ней. Бог для Дж. Бруно – «душа мира», существующая «внутри материи». Его учение тоже представляет собой пантеизм, но уже не мистический, как у Кузанского, а натуралистический.

          Надо отметить, что перечисленные и многие другие ученые и философы эпохи Возрождения внесли большой вклад в развитие культуры и философии.

  С ВОЗРОЖДЕНИЕМ КАКИХ ИДЕЙ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

                         СВЯЗАНА ЭПОХА РЕНЕССАНСА?

      Эпоха Возрождения – это переворот прежде всего в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

      В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности и дало название всей эпохе.

      Античная философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесённых с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и т. п. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения мировоззренческих представлений о природе и человеке от мифологических схем. В 6 в. и даже в 5 в. до н. э. философия и знание ещё не были отделены друг от друга. Отсутствие способов экспериментальной проверки вызвало появление большого числа гипотез. Для философии такое множество гипотез имело следствием многообразие типов философского объяснения мира. Исходной точкой развития античной философии был философский материализм.

            Основным из возродившихся понятий античности стал материализм, утверждающий первичность бытия, материи, природы по отношению к сознанию, мышлению и духу. В античной философии этого направления придерживались многие ученые и философы. В Средневековье же материализм ушел на дальний план и был возрожден в натурфилософии Дж. Бруно и других деятелей эпохи.

          Второй важной параллелью с античной эпохой является диалектика. В эпоху Возрождения внимание ученых и философов вновь обратилось к изучению и познанию мира и человека в нем, но уже исходя не из религиозных толкований, а объективно, по научному.

          Еще одним сходство эпохи Возрождения и античности является такое течение как гуманизм. Античный философ Эпикур выдвигал на первый план человека, сильного,  счастьем которого является удовольствие. Такие же тенденции можно заметит в философии Петрарки, Лоренцо Валлы, Джованни Пико дела Мирандола. В философии эпохи Возрождения наблюдается склонность к обожествлению человека.

Движениефилософская категория, отражающая своим содержанием всеобщее неотъемлемое свойство бытия – изменчивость. Движение объемлет собой все происходящие в природе и обществе процессы. Именно процессуальность характеризует смену стадий, состояний, периодов, фаз того, что движется, изменяется.

           На мой взгляд, философия и научные достижения деятелей античной эпохи выступили основой философских учений, научных трудов и достижений представителей эпохи Ренессанса.

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая краткое изложение истории философии, хотелось бы отметить наиболее важные моменты Великой эпохи. Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии. Но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, вместе с тем продолжив всё лучшее из того, что дало средневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узкоевропейское, а мировое явление.

Основные идеи философии Ренессанса:

      1. Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека.

      2. Гуманизм данной эпохи, провозглашая достоинство личности, вместе с тем идет рука об руку с индивидуализмом и эгоизмом.

       3.Натурфилософия эпохи Возрождения связана с именами Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Н. Кузанского, Дж. Бруно.

      4. Личностно – материальное понимание мира: всё существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

      Философия эпохи Возрождения, безусловно, имеет самостоятельное значение, но вместе с тем это и подход к новому философствованию, к философии Нового времени, которой суждено было сыграть одну из ведущих ролей в развитии индустриальной цивилизации.

                                      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Философия; Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1-3 изд. – М.: 1998-2004
  2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: 1980

     3.Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. – М.: 1978

4.Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997

5.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.: 2003

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 18.91K
Скачано: 316
Скачать бесплатно
10.10.10 в 18:06 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе