Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »

Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования [07.12.10]

Тема: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)

Тип: Курсовая работа | Размер: 31.83K | Скачано: 239 | Добавлен 07.12.10 в 23:02 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2010


Содержание:
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции (стр.4-7)
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета (стр.8-14)
3.Балансирование бюджета и его особенности в России (стр.15-18)
Заключение (стр.19)
Практикум (стр.20)
Список литературы (стр.21)

 

Введение.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство обеспечивает возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»

Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы  осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

 

1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которыми распоряжается правительство страны. Государственный бюджет включает доходы и расходы.

Функции государственного бюджета:

  1. Перераспределительная, состоит в перераспределении национального дохода между экономическими регионами, отраслями экономики, социальными группами.

2. Регулирующая, состоит в регулировании экономики по средствам изменения государственных расходов и налогов.

Государственные расходы – это целенаправленное использование ресурсов общественного сектора для осуществления социально оправданного перераспределения и удовлетворения потребностей в общественных благах.[11]

Обычно выделяют следующие основные статьи государственных расходов:

- военные расходы;

- социальные расходы;

- расходы, связанные с обслуживанием государственного долга;

- административно-хозяйственные расходы

Государственные расходы выполняют ряд важнейших функций в экономике: за счёт средств, выделяемых из государственного бюджета, осуществляется поддержка предприятий, испытывающих определённые проблемы, оказывается помощь малоимущим, финансируются социальные программы. Наконец, манипулирование государственными расходами (повышение, понижение их уровня) может быть одним из методов государственной стабилизационной политики.

         Основные формы осуществления государственных расходов следующие:

         - закупки товаров и услуг;

         - содержание организаций общественного сектора;

         - субсидирование предприятий и организаций;

         - трансфёрты в рамках программ социальной помощи.

         Формы государственных расходов могут переплетаться, дополнять и заменять друг друга. Например, программа помощи инвалидам предполагает направление средств на содержание домов инвалидов, ассигнования на закупку протезов, медикаментов, субсидии предприятиям, где используется труд инвалидов и т.п.

         Доходы государственного бюджета складываются из налогов  и неналоговых поступлений. К неналоговым поступлениям относятся доходы от деятельности государственных предприятий, от продажи государственной собственности и т.п. Однако основную долю поступлений в бюджет дают налоговые поступления.

         Несмотря на широкий спектр различий в области налогов в различных странах, налогообложение типичной развитой страны может иметь следующую структуру:

         - подоходный налог в отношении физических лиц,

         - налог на прибыль корпораций,

         - налог на сделки с капиталом

         - поимущественный налог,

         - налог на добавленную стоимость,

         - таможенные пошлины,

         - акцизные платежи.

Наибольшую часть бюджетных поступлений дают прежде всего индивидуальный подоходный налог, налоги на социальное страхование, на прибыль корпораций и на прирост капитала. В сумме эти виды налогов в развитых странах составляют, как правило, более 50% всех налоговых поступлений.

Среди косвенных налогов (косвенные налоги – налоги, которые не всегда поступают из тех источников, которые официально   подлежат налогообложению, они могут перекладываться на других лиц)  наибольшую фискальную нагрузку несут акцизы (на бензин, табак, алкоголь), налог на добавленную стоимость (НДС) и налоги с продаж. Экономисты спорят о том, какие из них более эффективны, ведь у экономики каждой страны своя специфика.

Например, в Соединённых Штатах считается, что слишком велики организационные сложности введения НДС, поэтому предпочтение отдано налогу с продаж (фиксированная надбавка к розничной цене большинства товаров и услуг, реализуемых на территории конкурентного штата), который  даёт около 50% налоговых поступлений штатов.

Большинство европейских стран, в том числе и Россия, используют в основном НДС, хотя многие экономисты считают этот налог малоэффективным и способствующим развитию инфляции.

Статистика развитых стран показывает: что больше доходов в бюджет в одних странах дают прямые налоги, а в других странах – косвенные. Например, в США и Японии заметен перевес прямых налогов, а в Великобритании и Франции – косвенных. В Германии прямые и косвенные налоги дают приблизительно равные доходы в бюджет.

Однако, помимо пополнения бюджета налоги выполняют широкие регулирующие функции в экономике. Манипулирование налоговыми ставками – один из методов осуществления государственного регулирования.

Основными задачами государственного бюджета являются:

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.

Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принцип ее построения.

Общая структура бюджета:

а) По направлениям:

б) По уровням управления:

Рассмотрим структуру государственного бюджета на примере Российской Федерации, основанную на экономических отношениях и юридических нормах, где механизм составления проекта бюджета, утверждение и исполнение закона о  бюджете законодательно закреплен в Бюджетном кодексе РФ, вступившем в действие с  1 января 2000г. В посланиях Президента РФ сформулированы основные приоритеты бюджетно-налоговой политики на каждый финансовый год.

Бюджетная система РФ включает три звена или три уровня:

 

2.Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Государственный бюджет, как и всякий баланс предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток).

Различают три вида бюджетного дефицита:

- фактический

- структурный

- циклический

Фактический бюджетный дефицит – это сумма структурного и циклического бюджетных дефицитов.

Структурный бюджетный дефицит – это бюджетный дефицит при полной занятости. Он связан с самой структурой бюджета, а не с проблемами циклического характера.

Циклический бюджетный дефицит – это дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений.

Иногда использую понятия активного и пассивного бюджетного дефицита.

Активный бюджетный дефицит возникает, если государство сознательно увеличивает расходы для осуществления стимулирующей налогово-бюджетной политики.

Пассивный бюджетный дефицит возникает, если налоговые поступления уменьшаются в результате циклического спада.

Финансирование бюджетного дефицита возможно осуществлять двумя путями:

- за счёт выпуска новых денег – эмиссионное покрытие бюджетного дефицита;

- за счёт займов на открытом рынке.

Первый способ покрытия бюджетного дефицита ведёт к увеличению инфляции.

Второй способ не вызывает роста инфляции, но, во-первых, он способствует возникновению эффекта вытеснения, поскольку государство, размещая свои облигации, вступает в конкуренцию с частным сектором: процентные ставки растут, а инвестиции сокращаются, т.е. вытесняются; во-вторых, государственные займы способствуют росту государственной задолженности.

Профицит бюджета – это превышение доходов федерального правительства над его общими расходами. Профицит бюджета при допущении полной занятости - это такой избыток бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного избытка и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Бюджетный профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать уровень избытка или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости.

Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис 1.

 

Рис. 1. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит
государственного бюджета

t – налоговая ставка; G – государственные расходы;  T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G

Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине  дефицита (профицита)  с  противоположным  знаком.  С  точки   зрения   финансирования дефицита он может быть определен как:

Дефицит = (Заимствование — Погашение долга) + Уменьшение остатков  ликвидных финансовых средств.

    В результате накопления бюджетного дефицита образуется  государственный долг.  Государственный  долг  —  неоплаченная  сумма  официально  признанных прямых обязательств учреждений государственного  управления  перед  другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате  их операций  в  прошлом  и  должна  быть  погашена  посредством  операции  этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг.  

Различают следующие способы финансирования бюджетного дефицита:

  1. -денежная эмиссия (монетаризация дефицита госбюджета,
    которая часто вызывает сеньораж - доход, извлекаемый государством в
    результате выпуска в обращение дополнительного количества денег,
    что порождает рост среднего уровня цен);
  2. займы у населения и центрального банка, которые
    приводят к росту средней рыночной ставки процента, сокращая тем
    самым инвестиции в частном секторе и уменьшает экспорт, а также
    потребительские расходы, в результате чего образуется «эффект

вытеснения», который, в свою очередь, уменьшает стимулирующий эффект  фискальной политики;

3. Увеличение налоговых поступлений;

        В экономической теории имеется несколько подходов к решению  проблемы бюджетного дефицита.

    Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию. Вывод: ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.

   Вторая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Например, в стране - экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо (от итал. saldo - расчет) бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада. Вывод: бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.

Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства – поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.

Теперь скажем несколько слов о профиците бюджета. В пользу существования профицитного бюджета традиционно приводятся следующие доводы.

Во-первых, профицит, частично преобразуемый в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов (в частности, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор. В менее успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более успешные годы. С точки зрения сторонников этой идеи профицит может быть полезен для экономики, сильно зависящей от внешней конъюнктуры.

          Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.

   В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.

Бюджетно-налоговая политика государства в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета. В конечном итоге результат этой политики выражается в приросте дохода, производства продукции. Поэтому мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий бюджетно-налоговой политики.

Рассмотрим механизм мультипликативного эффекта. Государство расходует средства на социальные и хозяйственные нужды. Увеличение потребления вызывает рост расходов и доходов, поскольку производство реагирует на увеличение ёмкости рынка расширением производства и предложения товаров, что вызывает рост доходов у производителей. Последний порождает увеличение потребления, которое даёт дополнительный импульс для дальнейшего расширения производства товаров и услуг, а значит, для роста доходов производителей и т.д. В результате мультипликативного эффекта происходит нарастание величины равновесного дохода, по сумме превышающее увеличение государственных расходов.

На равновесный доход влияет изменение налогов. Механизм налоговой мультипликации представляет собой следующее: при снижении налогов располагаемый доход увеличивается, вследствие чего потребление возрастает и совокупные расходы увеличиваются. Адекватный рост совокупного дохода порождает увеличение потребления и т.д.

Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, следовательно, при выборе направлений бюджетно-налоговой политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние на рост доходов, нежели снижение налогов.

Следовательно, при одинаковом увеличении государственных расходов и налоговых поступлений разнонаправленные мультипликативные эффекты, компенсируют друг друга лишь частично, поскольку мультипликатор государственных расходов, при прочих равных условиях, обладает  бóльшей мощностью, что вызывает рост равновесного объёма производства.

Рассмотрим вариант, когда расширение сбалансированного бюджета происходит при равном увеличении налогов и правительственных расходов. При этом мы получим эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета, экономический смысл которого состоит в том, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, ведёт к увеличению равновесного объёма производства.

При неизменном уровне инвестиций мультипликатор сбалансированного бюджета будет равен единице. Иными словами, финансируемое за счёт налогов увеличение государственных расходов имеет единичный мультипликативный эффект. 

 

3.Балансирование бюджета и его особенности в России

До последнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает стабилизирующую, антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба эти действия.

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал бюджетное послание по бюджетной политике России на период 2009-2011 годов. В послании ставят-ся несколько задач для правительства, уточнил глава государства.

Во-первых, это обеспечение устойчивой и сбалансированной бюджет-ной системы, имея ввиду трехлетний план и в последствии переход на 15-летний цикл финансового прогнозирования.

Во-вторых, необходимо предпринять меры по снижению инфляции и вернуться к тем ориентирам, которые были  поставлены некоторое время на-зад (снижение инфляции до 3-4% и удержание более стабильного курса руб-ля). В их числе – сохранение доходов граждан и снижение процентных ста-вок для бизнеса.

Еще одной задачей Медведев назвал «формирование устойчивого ме-ханизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу». «Речь должна идти о достойных пенсиях всех категорий граждан и о гарантиях ус-тойчивости самой финансовой системы».

Он особо отметил, что в послании речь идет и о повышении эффектив-ности расходов бюджетных средств за счет перехода к оказанию государст-венных услуг на основе госзадания и нормативно-подушевого финансирова-ния. Кроме того, в документе определены приоритетные направления расхо-дования бюджетных средств, в числе которых - здравоохранение, образова-ние, научно исследовательские и опытно конструкторские работы (НИОКР), транспортная инфраструктура. Медведев высказался также за увеличение денежного довольствия отдельных категорий офицеров и преду-смотреть соответствующие расходы в бюджете. В послании говорится также о совершенствовании финансового обеспечения взаимодействия субъектов Федерации и муниципальных образований.

В свою очередь вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что ставится задача снизить бюджетные расходы. «Такими темпа-ми, как раньше они теперь расти не могут», сказал Кудрин, отметив, что темпы роста расходов будут соответствовать приросту экономики. «Средний прирост на 2009-2011 годы желательно, чтобы снизился и соответствовал приросту экономики», –  добавил он. Министр также сообщил, что президент поставил перед правительст-вом задачу снизить инфляцию к 2011 году до 6%. Также, по словам Кудрина, президентом «дано поручение определиться по реформе налоговой политики и снижению налогов».

Кудрин подчеркнул, что в бюджетном послании Медведева: «Постав-лена задача обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджета при лю-бых ценах на нефть и любых возникающих социальных обязательствах».

Он также сообщил, что президентом в бюджетном послании поставлена задача правительству «перейти в течение нескольких лет к механизмам таргетирования инфляции». «Речь не идет о том, что это будет 2-3 года. Это будет медленный, взвешенный, поэтапный переход, учитывающий особенно-сти нашей экономики, связанные с ценами на нефть и соответственным при-током валюты».

Президент РФ ежегодно обязан выступать с двумя посланиями, причем их сроки жестко не регламентируются. Одно из них – послание Федерально-му собранию – глава государства должен огласить лично перед парламентом, а другое – бюджетное послание –  направить в письменной форме правитель-ству и парламентариям.

Бюджетное послание, как правило, подводит главные итоги бюджетной политики минувшего года, и формулируются задачи бюджетной политики на будущий год и среднесрочную перспективу, указываются направления нало-говой политики, пути повышения эффективности бюджетных расходов и со-вершенствования межбюджетных отношений.

Профицит федерального бюджета РФ в 2008 году составил 1 трлн. 697,19 млрд. рублей или 4% ВВП. По предварительной оценке, ВВП РФ за 2008 год составил 42 трлн. 468,8 млрд. рублей.

Доходы федерального бюджета в 2008 году составили 9 трлн 258 млрд рублей, расходы на кассовой основе - 7 трлн 560,87 млрд рублей Первичный профицит федерального бюджета составил 1 трлн 849 млрд руб или 4,4% ВВП.

Федеральная налоговая служба мобилизовала в федеральный бюджет в 2008 году 4 трлн. 72,8 млрд. рублей, что на 1,5% больше запланированного; Федеральная таможенная служба – 4 трлн. 684,3 млрд. рублей – на 1,6% больше запланированного; Росимущество – 79,15 млрд. рублей – на 34% больше запланированного. Доходы, администрируемые другими федераль-ными органами, за 2008 год составили 421,796 млрд. рублей, что на 49,5% больше плана.

Для сравнения, в 2007 году профицит федерального бюджета составил 1 трлн. 782,39 млрд. рублей (5,5% ВВП). Доходы составили 7 трлн. 764,5 млрд. рублей, а расходы - 5 трлн. 982,17 млрд. рублей

По оценкам помощника президента РФ по экономическим вопросам Аркадия Дворковича, дефицит бюджета в этом году может составить 5% ВВП. По слова министра финансов Алексея Кудрина, надо исходить из того, чтобы и в 2010 году дефицит бюджета не превысил 4-5% ВВП, а, начиная с 2011 года - стал снижаться.

По расчетам независимых экспертов, в случае падения цены нефти до 32 долларов доходы бюджета снизятся до 6,2 трлн. рублей, дефицит составит от 4 до 7,3% ВВП.

Дефицит федерального бюджета в декабре 2008-го года составил почти 814 млрд. рублей, или более 20% ВВП, говорится в официальном сообщении Минфина. Дефицит был профинансирован за счет привлечения средств с внутреннего долгового рынка, возврата денег с депозитов, но главным обра-зом за счет девальвации рубля.

19 сентября 2008 г. Госдума в первом чтении приняла проект феде-рального бюджета на 2009–2011 гг. При разработке основных параметров бюджета были использованы следующие макроэкономические показатели: ежегодные темпы роста ВВП 6,7–6,2%; постепенное снижение мировых цен на нефть, соответственно 95, 90 и 88 долл. за баррель; снижение уровня ин-фляции до 8,5% в 2009 г. и до 6,8% в 2011 г.

Доходы федерального бюджета на 2009 г. определены в сумме 10,9 трлн руб., на 2010 г. – 11,7 трлн и на 2011 г. – 12,8 трлн. За три года доходы федерального бюджета должны возрасти на 3 трлн руб.

Общий объем расходов федерального бюджета в 2009 г. предусмотрен в сумме 9 трлн руб., в 2010 г. – 10,3 трлн, в 2011 г. – 11,3 трлн. При этом в течение трех лет прогнозируется снижение темпов роста расходов по отно-шению к предыдущему году [9.стр 120].

 

Заключение

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которыми распоряжается правительство страны. Государственный бюджет включает доходы и расходы.

Функции государственного бюджета:

1. Перераспределительная

2. Регулирующая

Различают три вида бюджетного дефицита:

- фактический

- структурный

- циклический

 

Практикум

Рассчитать расходы и доходы главного звена финансовой системы любой страны, если государственные расходы составляют 50 миллиардов денежных единиц, трансфёрты  – 20 миллиардов, проценты по обслуживанию государственного долга, составляющего 40 миллиардов – 10%  годовых, налоговые поступления 100 миллиардов денежных единиц. Ответить на вопрос, дефицитен или профицитен бюджет и почему?

Сначала вычислим, сколько составляют расходы государственного бюджета, сложив все траты бюджета:

50 + 20 + 40 * 0,1 = 74 миллиарда – расходы государства

100 миллиардов – доходы государства

100>74, из этого следует, что бюджет профицитен, т.к. при превышении расходов над доходами бюджет является профицитным.

 

Список литературы

1.Архипов А.И.-доктор экономических наук профессор,академик РАЕН Большаков А.К.-кандидат экономических наук, доцент Экономика. Учебник Издание 3, переработанное и дополненное. Москва 2005г.

2.Базылев М.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория. – М.: ИНФРА – М, 2003.

3.Бернар И., Колли Ж.-К. толковый экономический и финансовый словарь. – М.: Междунар. отношения, 1997

4.Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и  Российская практика: Учебник–М.: КНОРУС, 2004 – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002 

5.Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник  2-е изд.//  М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2006;

6.Николаева И.П.Экономическая теория: учебник М.: Проспект, 2009

7.Проект трехлетнего бюджета на 2009–2011 гг. // журнал "Бюджет" №9 Сентябрь 2008;

8.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория.– М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2001.

9. Соколин В. Российский статический ежегодник. Федеральная служба государственной статистики (РОССТАТ) Москва 2009

10. Станковская И.К., Стрелец И.А. «Экономическая теория» учебник Полный курс МВА 3-е издание, исправленное, Москва -ЭКСМО-, -МИРБИС-, 2008

11.Тарасевич Л.С.Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Экономическая теория: Учебник/-М.: ИНФРА-М, 2003.

12.http://ru.wikipedia.org  Информационный сайт

13.http://www.gumfak.ru  Электронная библиотека

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 31.83K
Скачано: 239
Скачать бесплатно
07.12.10 в 23:02 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе