Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Государственный бюджет

Государственный бюджет [31.03.14]

Тема: Государственный бюджет

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Курсовая работа | Размер: 292.50K | Скачано: 311 | Добавлен 31.03.14 в 22:56 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Владимир 2012


CОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции 4

2. Дефицит и профицит государственного бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы 11

3. Особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России 18

Заключение 25

Практикум 27

Список литературы 30

 

Введение

Основная задача финансовой политики заключается в достижении макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы. Прежде всего, речь идёт о расходах и доходах государственного бюджета.

Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы и выступает основным финансовым планом страны. Он представляет собой форму образования централизованных денежных средств, расходуемых на обеспечение сбалансированного развития экономики, решение социальных проблем населения, обеспечение государственных нужд и запросов.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном обществе денежные средства стали основным рычагом реализации целей и задач государства. Бюджет, несомненно, оказывает большое влияние на процветание экономики государства. Поэтому он требует детального изучения, ведь от его состояния зависит благосостояние страны.

Целью данной курсовой работы является обоснование роли государственного бюджета как инструмента государственной макроэкономической тематики.

Задачи,  которые необходимо решить в данной курсовой работе:

- выявить структуру государственного бюджета и его главные макроэкономические функции;

- выявить проблемы сбалансированности государственного бюджета, определить цели и методы преодоления дефицита бюджета;

- выявить особенности балансирования государственного бюджета  в экономике современной России.

 

  1. Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции

 

В системе государственных финансов основное место занимает бюджет, который используется правительством для перераспределения национального дохода, а также регулирования и стимулирования экономических процессов.

Бюджет (от франц. «бужетт» – кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени. Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему [9].

Особый интерес представляет собой анализ исполнения государственного бюджета, в котором может наглядно проявиться расхождения между намерениями правительства и фактическими потоками расходов и доходов.

Помимо государственного бюджета в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так в Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В странах, имеющих унитарное устройство (Франция, Великобритания, Беларусь), бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджеты. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации, а также местные бюджеты, например, городские, муниципальные и т. п. Такое бюджетное устройство достигается вследствие разделения источников формирования доходов всех видов бюджетов, в том числе распределения налоговых поступлений среди субъектов по различным направлениям: между центром и территориями, между органами власти. Это явление получило название бюджетного федерализма. Он предполагает взаимодействие органов власти различных уровней с целью формирования, присвоения, распространения и использования денежных ресурсов общества. [2, с.557].

В федеральном бюджете аккумулируются средства, которые затем направляются на финансирование национального хозяйства, оборону, социально-культурные мероприятия, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку субъектов Российской Федерации и др.

Как экономическая категория, государственный бюджет пред­ставляет собой систему экономических отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда. Структура доходов и расходов бюджета является основным содержанием бюджетного плана, определяет перспективные направления со­циально-экономической политики государства и необходимые ресурсы для ее реализации.

Все доходы и расходы государственного бюджета группируются по однородным признакам с присвоением им определённого названия и номера раздела, главы, параграфа, статьи бюджетной классификации (таблица №1).

Таблица №1

Пример  классификации расходов бюджетов по

общегосударственным вопросам

Вид детализации

Код

Название

Раздел

0100

Государственное управление и местное                                  самоуправление

Подраздел            

0101

Функционирование главы государства — президента РФ

Целевая статья

001

Содержание президента РФ

Вид расходов

001

Денежное содержание президента РФ

Все виды доходов и расходов прописаны в Бюджетном кодексе РФ (Часть вторая.  Бюджетная система РФ. Раздел I.  Бюджетное устройство РФ. Глава 4. Бюджетная классификация РФ) [1].

Бюджетная классификация позволяет указать точно, за счёт каких отраслей экономики, групп предприятий по формам собственности, социальных слоёв населения, видам налогов или неналоговых платежей сформирован бюджет. Она показывает также, на какие конкретно цели, по какому ведомству и в какую отрасль уходят бюджетные средства [3,с.274].

Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых государством от различной деятельности. Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:

          1) Налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные     тарифы.

     2) Налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование.

3)Налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома, строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.

В рыночной экономике основным поступлением в государственный бюджет является подоходный налог с населения, т.е. с физических лиц (до 80%). Такой вид налогообложения считается наиболее прогрессивным, поскольку население не имеет возможности переложить налог на отпускные цены.

   Расходная часть государственного бюджета в странах с развитой рыночной экономикой предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% все расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям государственного сектора и финансирование развития инфраструктуры. Характер проводимой в стране политики оказывает существенное влияние на структуру расходной части бюджета. Социальные и хозяйственные расходы превалируют в тех странах, где государственная политика имеет выраженную кейнсианскую ориентацию, т.е. вывести экономику из состояния депрессии, согласно кейнсианскому подходу, в значительной мере могут автономные инвестиции, осуществляемые за счёт государства. В тех случаях, когда на вооружение взят монетаризм, т.е. макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики, удельный вес данных расходов в бюджете существенно ниже. В целом же расходование средств государственного бюджета призвано поддержать стабильное развитие национальной экономики. Таким образом, расходы государства могут быть разделены на:

Бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение  государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

—  перераспределение национального   дохода;

— государственное регулирование и стимулирование эконо­мики;

— стимулирование научно-технического прогресса;

— финансовое обеспечение социальной политики;

— контроль за образованием и использованием централизо­ванного фонда денежных средств;

—  обеспечение внутренней и внешней безопасности;

—  содержание аппарата управления.

Основы теории и практики регулирования рыночной эконо­мики с помощью государственного бюджета были заложены вы­дающимся английским экономистом Дж.М. Кейнсом. С точ­ки зрения Кейнса, возможно сознательное допущение бюджет­ного дефицита в целях стимулирования экономического роста.

В соответствии с кейнсианским походом государство должно воздействовать на совокупный спрос в сторону его увеличения через рост государственных расходов. Выделяя средства на под­держку определенных отраслей экономики, государство финанси­рует производство товаров и услуг, неэффективное с точки зрения рынка. Оно поддерживает за счет средств регионов-доноров де­прессивные регионы, имеющие низкий экономический потен­циал или пострадавшие от стихийных бедствий.

В целях стимулирования научно-технического прогресса за счет средств бюджета осуществляется прямое финансирование крупномасштабных приоритетных научных программ, что невоз­можно сделать за счет частного сектора. Государство осуществ­ляет широкомасштабную подготовку научных кадров, финанси­рует научные исследования оборонного характера. При этом оно активно взаимодействует с бизнесом.

Система социальной защиты финансируется в основном за счет бюджетных расходов. Финансируя через бюджет здравоохра­нение, образование, социальное обеспечение, государство влияет на социальное развитие, регулирует уровень жизни населения.

Поскольку государственный бюджет служит для аккумуля­ции финансовых ресурсов и их использования на реализацию основных функций государства, его можно рассматривать как важнейший инструмент экономической и социальной политики, играющий важную роль в регулировании экономики, обеспече­нии ее стабильности.

При этом бюджет оказывает как прямое, так и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Прямое влияние оказывается через изменение распределения ресурсов в экономике в результате налогообложения или осуществления бюджетных расходов. Механизм косвенного влияния состоит в том, что через закрепленные в бюджетных документах прогноз­ные значения основных показателей развития страны приоритеты финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета учитываются субъектами рынка при планировании хозяйственной деятельности.

Главная функция государственного бюджета — реализация финансовой политики правительства. Аккумулируемые в бюд­жете с помощью налогов средства служат материальной основой выполнения государством его функций в экономике страны [6, c.437].

 

  1. Дефицит и профицит государственного бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы

 

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности: (1) сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; (2) сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета); (3) предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; (4) увеличить расходы бюджета, в том числе, за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.

Наиболее часто встречающаяся в экономической практике сложная ситуация — это дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления, и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.

Дефицит государственного бюджета - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако, качество самого дефицита может быть разным:

-дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

-дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

-дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Таким образом, бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное,  эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны.

Возникновение дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению издержек, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом [10].

Принято различать фактичекский, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходах происходят автоматически [2, с. 560].

Как же финансируется бюджетный дефицит?

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:

 1) за счет эмиссии денег;

 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

 Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

 Достоинства эмиссионного способа финансирования:

 • Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служить средством выхода из состояния рецессии.

 •Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги, т.е. оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, и выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

 Недостатки эмиссионного способа финансирования:

 • Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

 • Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

 Достоинства этого способа финансирования:

 • Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.

 • Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

 Недостатки:

 • По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

 Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

 Достоинства подобного метода:

 Недостатки:

Бюджет с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

Долгое время профицитный бюджет был несбыточной мечтой российского правительства. Во всяком случае, до 1999 года в период низких нефтяных цен и больших обязательств всей бюджетной системы страны превышение доходов над расходами выглядело сюжетом из области фантастики. И только начавшийся в 1999 году постепенный рост стоимости “черного золота” позволил справится с этой задачей. Однако, как это часто бывает в экономике, успешное решение одной проблемы породило другую, не менее серьезную. Ведь в отдельные периоды денежный запас достигал чуть ли не четверти всего годового национального дохода страны. И споры, стоит ли дальше копить такие резервы, возникали каждый раз, когда Государственная дума обсуждала проект очередного закона о бюджете.

Доходы, получаемые по «профицитным» средствам, ниже, чем в случае их инвестиционного использования, при котором возникают длинные мультипликационные цепочки, которые в конечном итоге приносят гораздо больший дополнительный доход. Это верно не только для производственного инвестирования, но и для вложения средств в реализацию социальных программ.

В частности бюджет с профицитом формируется в последние годы в РФ. На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы [15].

 

  1. Особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России

Специфика исторического периода, переживаемого сегодня Россией, связана со значительным повышением роли бюджета в экономике страны. Государственный бюджет стал едва ли не основным экономическим регулятором хода воспроизводственного процесса, а налоги – материальной основой структурных изменений и инструментом их регулирования. Поэтому актуальным является не просто государственное регулирование экономики, а именно бюджетное регулирование экономических  процессов, происходящих в стране.

Для бюджетного регулирования этих процессов, необходимо постоянно вести работу по балансированию бюджета, чтобы избежать последствий бюджетного дефицита или профицита. Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное.

Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции:

 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета;

 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе);

3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

 Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается [12].

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией со спадом в экономике, то  предлагалось осуществлять, используя в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и соответственно снижение налогов, т.е. доходов бюджета). Эта теория основана на идее «дефицитного финансирования» [12].

В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа – общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Российской Федерации в 2008-2009 гг.  приведены в Приложении.
Oзнакомиться с консолидированным бюджетом (т.е. бюджетом, объединяющим территориальные единицы, регионы, образующих единую административно-территориальную совокупность (автономию, республику, государство)) Российской Федерации можно ознакомиться в Приложении.

Распределение доходов и расходов консолидированного
бюджета Российской Федерации по уровням бюджетной системы можно рассмотреть в Приложении.

Исполнение консолидированного бюджета в 2011 году по сравнению с 2009 возросло на 7301,7 млрд. рублей, а расходы возросли на 3896,3 млрд. рублей. Динамику расходов федерального бюджета в целом и по 2009-2011 годам можно рассмотреть в Приложении. Объем расходов федерального бюджета увеличился  в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 4 295,8 млрд. рублей, или на 61,2%, при этом их доля в ВВП увеличивается с 16,6% в 2008 году до 16,7% в 2011 году. Более чем на 25% составляет  прирост расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» и более чем на 5% составляет  прирост расходов на «Образование». Расходы федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов в целом снижены по сравнению  в 2009 году - на 2,4 %, в 2010 году - на 8,3 %, в 2011 году – на 32,2 %. Это связано с тем, что по национальному проекту «Образование» в среднесрочной перспективе предусматривается завершение реализации ряда направлений, а также отражение отдельных расходов по Рособразованию и их передача субъектам Российской Федерации, по национальному проекту «Здоровье» основной рост расходов предусмотрен на 2009 год и обусловлен повышением заработной платы работникам бюджетной сферы[8].

Расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ в 2011 году по сравнению с 2008 годом возросло на 627,6 млрд. рублей, или на 79,5 %, и   сконцентрированы в 43 программах (в 2009 году – 59, в 2010 году – 58). Значительная часть расходов была направлена на развитие инфраструктуры, науки и технологий, а также на финансовое обеспечение мероприятий в области безопасности и экологии[13].

Динамику доходов федерального бюджета в целом и по 2009-2011 годам можно рассмотреть в Приложении.

Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 году по-прежнему составляют доходы от уплаты НДС – 35 % (25,7 % в 2008 году), таможенных пошлин - 33,4 % (38,5 %), налога на прибыль организаций – 7,3 % (7,2 %).

Доля  доходов без учета нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета увеличилась с 52,6 % в 2008 году до 63,9 % в 2011 году, в ВВП – с 11,2 % до 12,1 %. 

Ненефтегазовый дефицит увеличился с минус 2,3 трлн. рублей в 2008 году до минус 3,1 трлн. рублей, или на 35 %. Увеличение ненефтегазового дефицита привело  к увеличению нефтегазового трансферта в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 366,6 млрд. рублей и источников финансирования дефицита федерального бюджета - на 444,3 млрд. рублей, которые в 2011 году составят 2,5 трлн. рублей (3,7 % ВВП) и 614,6 млрд. рублей (0,9 % ВВП) соответственно[13].

Неналоговые доходы в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличились на 24,1 % за счет увеличения доходов от внешнеэкономической деятельности, доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, платежей при пользовании природными ресурсами [13].

Как сообщало Министерство финансов объем Резервного фонда на 1 января 2012 года составил 811,52 миллиарда рублей, объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) - до 2,794 триллиона рублей. По состоянию на 1 января 2011 года объем Резервного фонда составлял 775,21 миллиарда рублей, ФНБ - 2,696 триллиона рублей. Таким образом, за год они приросли на 4,7% и 3,7% соответственно[17].

Перспективы развития экономики России:

 ВВП России в 2012 году увеличится на 3,5 процента против 4,2 процента в 2011 году. Такая оценка содержится в прогнозе социально-экономического развития на 2012-2014 годы, подготовленном Минэкономразвития РФ.

 В 2013 году рост ВВП вновь ожидают на уровне 4,2 процента, в 2014 году - 4,6 процента, заявил замглавы министерства Андрей Клепач. Оценки роста ВВП на 2012-2013 годы снижены по сравнению с теми, которые заложены в утвержденном прогнозе на 2011-2013 годы (3,9 и 4,5 процента соответственно), - сообщает «Интерфакс».

Среднегодовая цена на нефть в прогнозе на 2012-2014 годы заложена на уровне 93 долларов, 95 долларов, 97,3 доллара по сравнению с 105 долларами в 2011 году. Клепач заявил ранее, что цена на нефть, по оценке Минэкономразвития, будет выше 100 долларов и в 2012-2014 годах, но базовый прогноз основан на более низкой, консервативной оценке.

 Среднегодовой курс доллара будет стабилен и составит 27,9 рубля за 1 доллар в 2012-2013 годах и 28 рублей в 2014 году по сравнению с 28,4 рубля в 2011 году.

Прогноз по инфляции оставлен без изменений: 5-6 процента в 2012 году, 4,5-5,5 процента в 2013 году и 4-5 процента в 2014 году по сравнению с 7-7,5 процента в 2011 году [11].

Профицит федерального бюджета по итогам 2011 года составил 416,53 миллиарда рублей, или 0,8% ВВП.

Профицит консолидированного бюджета России за январь-август 2012 года составил 1,593 триллиона рублей. Об этом говорится в сообщении Федерального казначейства.

Доходы консолидированного бюджета за восемь месяцев 2012 года составили 15,024 триллиона рублей, расходы - 13,431 триллиона рублей. По уточненным данным Минфина, объем поступивших доходов составил 11,352 триллиона рублей, или 102,1% к плану, кассовое исполнение расходов - 10,936 триллиона рублей, или 98,3%.

По высказываниям замминистра  финансов РФ Татьяны Нестеренко информационным агентствам расходы на 2013г. будут сокращены 343,3 млрд руб., на 2014г. - на 486,71 млрд руб. На 2013г. дефицит бюджета запланирован на уровне 1,58% ВВП, ненефтегазовый дефицит - 10,3% ВВП. На 2014г. эти показатели составят соответственно 0,68% ВВП и 9,1% ВВП. Федеральный бюджет РФ в 2016 году сложится с профицитом на уровне 0,02% ВВП, а в последующие годы - до 2020 года - будет составлять от 0,2 до 0,3% ВВП[7].

В Бюджетном послании Пре­зидента России Федеральному Со­бранию, в котором подводится итог предыдущих лет и задаётся курс на ближайшие три года и бо­лее долгосрочный период, был отмечен ряд важнейших задач. Одной из  них является поддержание макроэкономической стабильности. При высокой инфляции и процентных ставках наши цели окажутся просто недостижимыми, поэтому мы должны сохранять низкий уровень бюджетного дефицита и государственного долга. Финансирование обязательств государства должно происходить прежде всего за счёт увеличения доходов, полученных от высоких темпов экономического роста, от улучшения налогового и таможенного администрирования, а также от полноценной реализации программы приватизации государственных активов[18].

 

Заключение

 

Государственный бюджет является средством распределения национального продукта между потреблением и накоплением, инструментом воздействия на предложение факторов производства и объемы выпуска различных секторов экономики.

   В курсовой работе были выявлены основные моменты, характеризующие государственный бюджет, и рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность государственного бюджета как инструмента государственного регулирования.

Нормальное состояние государственного бюджета является его сбалансированность. Однако часто образуется бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Для покрытия дефицита приходится прибегать к печатанию новых денег, увеличивать внутренний и внешний долг, что имеет ряд отрицательных последствий. Действительные меры по улучшению соотношения бюджетных доходов и расходов ведут к профициту (превышению доходов над расходами).

Наличие крупного бюджетного дефицита было основной проблемой российской бюджетной системы в 90-х годах XX века. Наибольший дефицит бюджета России имел место в 1994 году. Он составлял 10,0% от валового внутреннего продукта. Дефицит просматривался вплоть до 2000 года. Однако к концу десятилетия его величина постепенно сокращалась. Фактически же в 2000 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом – впервые за последнее десятилетие реформ.

Начиная с 2000 по 2008 год дефицит постепенно трансформировался в профицит. Этому способствовали следующие причины:

во-первых, рост налоговых доходов (обладает завидной неравномерной динамикой, как правило, это связано с различными факторами воздействиями в области законодательства, социально-экономического развития, мирового хозяйства);

во-вторых, рост ВВП (его средние– 6,9% в год);

в третьих, влияние мировой экономики.

Исполнение федерального бюджета в 2009 году осуществлялось в условиях негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику, спада производства по ряду основных видов экономической деятельности и сокращения темпов роста экономики в целом. Дефицит консолидированного бюджета России в 2009 году составил 2,427 триллиона рублей, сообщается в информационных материалах Росстата.

Профицит федерального бюджета РФ в 2011г составил 0,8% ВВП, или 427,8 млрд руб. «что явилось одним из основных факторов снижения инфляции», - заявил глава Минфина РФ. А.Силуанов. Почти 200 млрд руб средств бюджета-2011 не использованы и перешли на 2012 год.

Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветание его граждан. Надежная бюджетная система является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

 Бюджетная система Российской Федерации, которой все еще присущи масса проблем и негативных черт, находится в настоящий момент в стадии трансформации, то есть – смены ценностного ядра системы. Это долгий и тяжелый процесс, который, учитывая масштабы предстоящих преобразований, скорее всего займет несколько десятилетий.

 

Практикум

 

Экономика страны характеризуется такими показателями:

ВВП = 100 млрд ден. ед., дефицит государственного бюджета – 5 млрд ден. ед., в обращении находится масса денег – 20 млрд ден. ед.  Скорость оборота одноимённой денежной единицы – одинакова и постоянна.

Планируется ликвидировать дефицит государственного бюджета за счёт дополнительной денежной эмиссии.

Какими будут последствия такого варианта ликвидации дефицита государственного бюджета? Подтвердите ваши предложения количественным анализом.

Примечание. Используйте для подсчётов уравнение И. Фишера (уравнение обмена) M * V = P * Q; ВВП представим как P * Q.

Решение: Уравнение обмена И. Фишера, или, иначе уравнение количественно теории денег: M * V = P * Q,

 где  М – масса денег в обращении;

V – скорость обращения денег (среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку конечных товаров и услуг, или количество раз, которое денежная единица обменивалась на товары и услуги в течении года);

Р – средняя цена товаров и услуг;

Q – количество проданных товаров и оказанных услуг в рамках национальной экономики.

Иными словами, количество денег в обращении, умноженное на число их оборотов в актах купли-продажи за год, равняется объёму валового внутреннего продукта.

Уравнение обмена И. Фишера позволяет понять, почему колеблются цены и, соответственно, покупательная способность денег, объём реального национального продукта. Например, при постоянных V и Q изменение денежного предложения (М) будет прямо влиять на цены. Однако роста цен не произойдёт, если увеличение денежного предложения будет происходить одновременно с расширением выпуска товаров и объёма оказанных услуг в той же или большей степени.

Количественная теория денег, как подчёркивает Милтон Фридмен, это, прежде всего теория спроса на деньги: для домохозяйств это одна из форм обладания богатством, для фирм – деньги являются капитальным благом. Фридман отмечает, что каждый человек привыкает к определённой структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется, и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, в конечном счете, это приводит к росту национального производства и, как следствие, валового национального продукта. Исходя из этого Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. 

«Денежное правило» Фридмена   предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении – в пределах 3-5% в год.  Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста валового национального продукта будет падать.

Применим всё вышеизложенное к решению практической задачи.

Рассчитаем скорость обращения денег:

V = (P * Q) / M, следовательно V = 100 / 20 = 5 т.е. 5 раз денежная единица обменивалась на товары и услуги в течении года.

V = const. Дефицит государственного бюджета – 5 млрд ден. ед. Планируется ликвидировать дефицит государственного бюджета за счёт дополнительной денежной эмиссии, т.е. увеличить массу денег, находящуюся в обращении на сумму дефицита государственного бюджета: М = 20+5 = 25 млрд ден. ед. Можно рассчитать уровень цен (Р) изначально (РИ) и  при полученной массе денег(РП):

РИ = MV / Q = 20*5 / 100 = 100 %

РП  = MV / Q = 25*5 / 100 = 125 %

Р = РП - РИ = 125 % − 100 % = 25 %, - это значит,  что денежная эмиссия привела к росту цен на 25 % . Следовательно,  вариант покрытия дефицита за счёт дополнительной денежной эмиссии приведёт к инфляции в 25 %.

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ
  2. Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2009. – 848с.
  3. акроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2008. – 688с.
  4. Экономическая теория: учебник / под ред.Е. Ф Борисова.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.– 544 с.
  5. Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Ф. Борисов — 3_е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт Издат, 2005. — 399 с.
  6. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527 с.)
  7. "Финансы России", 2010г.
  8. Сущность и структура государственного бюджета
  9. ://www.economica-upravlenie.ru/content/section/86/165/ Экономика и управление. Бюджетный дефицит
  10. ://www.ereport.ru/articles/macro/macro17.htm Фискальная политика. Дефицит государственного бюджета и государственный долг
  11.   Шевчук В.А. Макроэкономика. Конспект лекций
  12. http://www.protown.ru/information/hide/6441.html Федеральный портал PROTOWN.RU Анализ федерального бюджета на 2009-2011 гг.
  13. ://www.ereport.ru/articles/weconomy/russia.htm Экономика России. Основные черты российской экономики
  14.   Бюджетная классификация расходов. Проблемы распределения расходных полномочий.
  15. Российская газета http://www.rg.ru/2012/10/17/proficit-anons.html
  16. РИА-НОВОСТИ http://www.ria.ru/trend/_deficit_budgeta_

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 292.50K
Скачано: 311
Скачать бесплатно
31.03.14 в 22:56 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе