Studrb.ru банк рефератов
Помощь в написании работ

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Курсовая работа: Государственный бюджет – профицит, дефицит и пути преодоления дефицита

Государственный бюджет – профицит, дефицит и пути преодоления дефицита [06.04.13]

Тема: Государственный бюджет – профицит, дефицит и пути преодоления дефицита

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Курсовая работа | Размер: 195.72K | Скачано: 143 | Добавлен 06.04.13 в 10:15 | Рейтинг: +2 | Еще Курсовые работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Москва 2012


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВА 5

1.1 Понятие, функции и структура бюджета 5

1.2 Бюджетная система и принципы её построения 7

1.3 Фискальная политика государства 9

2. ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 13

2.1 Возникновение профицита и пути его распределения 13

2.2 Экономические причины дефицита 15

2.3 Источники финансирования и способы покрытия бюджетного дефицита 18

3. КОНЦЕПЦИИ БАЛАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

КТЗ и разбор экономической ситуации 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня  бюджет  необходим  каждому  государству  для удовлетворения общественных потребностей в денежном фонде. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности  бюджета  для  функционирования  национальной  экономики - государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций - осуществлять экономическое и социальное регулирование страны. В связи с такой глобальной значимостью для процветания любого государства его “сбалансированного” государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы возникающие при его формировании, в частности дефицит и профицит государственного бюджета. Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей.

Субъектами данной курсовой работы являются уровень развития экономики в стране, а также источники поступления и каналы расходования средств. Объект курсовой работы – государственный бюджет.

Целью данного исследования является изучение понятия государственный бюджет: его сущности, доходов и расходов, функций, принципов построения, и других наиболее важных категорий; определение причин дефицита (профицита) государственного бюджета, а также поиск методов их преодоления.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи курсовой работы:

1) закрепить, углубить и расширить теоретические знания;

2)  повторить понятие, функции и структуру бюджета;

3) раскрыть принципы построения бюджетной системы:

4) проанализировать фискальную политику государства;

5) выявить причины возникновения дефицита и профицита бюджета, а также найти пути их преодоления;

6) оценка концепций балансирования государственного бюджета.

Курсовая работа состоит из 28 страниц и имеет 12 источников литературы.

 

1.Государственный бюджет. Политика регулирования доходов и расходов государства.

1.1 Понятие, функции и структура бюджета.

Государственный бюджет появился с возникновением государства. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия. В России первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1722 г. на 1723 г. Слово «бюджет» (англ. budget) переводится как «сумка и ее содержимое». Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства, так что с экономической точки зрения бюджет можно трактовать как состояние «денежной сумки» государства. Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. Государственный бюджет даёт полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства [4].

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции:

а) распределительную;

б) стимулирующую;

в) социальную;

г) контрольную.

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации [2].

Денежные средства считаются поступившими в доход бюджета с момента совершения кредитной организацией операции по их зачислению на счет органа, исполняющего бюджет.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов. Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Неналоговые доходы составляют:

  1. доходы от использования и продажи государственной или муниципальной собственности;
  2. доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;
  3. штрафы, компенсации;
  4. доходы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд [4].

Экономическая классификация предусматривает деление расходов на две большие группы – текущие расходы и капитальные расходы.   

  Капитальные расходы — это расходы на инновационную и инвестиционную деятельность. Они включают расходы на инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта объектов государственной собственности; расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Текущие расходы бюджетов — расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений:

1) ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

  1. средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам;
  2. трансфертов населению и межбюджетных трансфертов;
  3. бюджетных кредитов;
  4. субвенций и субсидий;
  5. инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  6. кредитов иностранным государствам;
  7. средств на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. Получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения [7].

 

1.2 Бюджетная система и принципы её построения.

Говоря о «государственном бюджете» надо иметь в виду, что он представляет собой систему бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (см. рисунок 1) [4].

Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

 

Рисунок 1

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 83 субъектов РФ.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления – вопросы местного значения (открытый перечень вопросов приведен в ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

На территории РФ принимаются 25 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские [8].

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными её звеньями [4].

Основными принципами системы государственного бюджета можно назвать следующие:

  1. единство бюджетной системы РФ;
  2. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы самостоятельности бюджетов;
  3. полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  4. сбалансированности бюджета;
  5. эффективности и экономности использования бюджетных средств ;
  6. общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
  7.  
  8. достоверности бюджета;

9) адресности и целевого характера бюджетных средств [2].

 

1.3 Фискальная политика государства.

Бюджет является основой фискальной политики. Политика регулирования доходов и расходов государства, называемая фискальной, оказывает большое воздействие на всю жизнь современного общества. Мероприятия фискальной политики определяются стоящими перед правительством экономическими целями — борьбой с инфляцией, сглаживанием циклических колебаний экономики и др. Государство регулирует совокупный спрос, структуру, распределение и использование национального дохода государственными расходами, трансфертными выплатами и налогообложением.

Инструментом проведения такой политики является государственный бюджет: налоговая политика формирует его доходную часть, а политика государственных расходов — расходную. Формирование и использование бюджетных средств отражает цикличность развития экономики и нацелено на достижение экономической стабильности.

Фискальная политика подразделяется на недискреционную политику (политику автоматических стабилизаторов), регулирующую доходы и расходы независимо от оперативных действий правительства, и дискреционную, подразумевающую осуществление государством фискальной политики принятием мер по регулированию своих доходов и расходов.

Дискреционная фискальная политика бывает двух видов — фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

Фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни увеличением совокупного спроса, государственных расходов и (или) снижения налогов, называется фискальной экспансией, или стимулирующей политикой. Она направлена на сглаживание цикличности экономики и обеспечение   экономического   роста, но   рост   государственных расходов и возникновение     дефицита     госбюджета     могут      породить     инфляцию.

Другой вид фискальной политики, направленной на ограничение экономического бума и применяемый для борьбы с инфляцией, называется фискальной рестрикцией, или ограничительной (сдерживающей) политикой. Она предполагает снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы.

При увеличении государственных расходов возникает «эффект вытеснения», заключающийся в инвестиционной конкуренции между государством и частным сектором (домашними хозяйствами и предприятиями), ведущей к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок при неизменном предложении денег повышает процентную ставку, что ведет к сокращению частных инвестиций. А это в свою очередь влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов.

Такая политика может оказаться эффективной, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику национального производства.

В модели Дж.М. Кейнса в качестве основного средства макроэкономического регулирования, достижения стабильности экономики и роста занятости выступают государственные расходы. Важную роль играет концепция мультипликатора (множителя). В макроэкономической теории известно несколько типов мультипликаторов: мультипликатор расходов, денежный, налоговый мультипликаторы. Последний множит, усиливает спрос в результате воздействия налогов на равновесный объем чистый внутренний продукт (ЧВП). Изменение налогов (повышение или понижение) непосредственно влияет на потребление. Налоги хотя и обладают мультипликационным эффектом, но их воздействие на равновесный объем производства сказывается опосредованно через потребление.

Налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей увеличится объем национального производства при снижении суммы налогов на один рубль. И наоборот, насколько снизится объем национального производства при росте суммы налогов на один дополнительный рубль.

Дискреционная фискальная политика имеет существенный недостаток. Для принятия и реализации ее мер необходимо время, в течение которого ситуация в экономике может измениться и принятые решения могут оказаться бесполезными или даже вредными.

Другой вид фискальной политики, получивший название недискреционной политики, или политики «автоматических стабилизаторов», означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Автоматический (встроенный) стабилизатор — это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний экономики, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Обычно применяется два таких стабилизатора: прогрессивная ставка налогообложения и система государственных трансфертов. Встроенные стабилизаторы «включаются» без непосредственного вмешательства регулирующих органов, в результате чего относительно смягчается проблема продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики.

Так, на стадии перегрева экономики рост доходов при прогрессивной ставке налогообложения автоматически увеличивает налоговое бремя. Вместе с тем государственные расходы на трансферты автоматически снижаются, появляется профицит бюджета. Это тормозит экономику. На стадии спада, напротив, сокращение производства и доходов хозяйствующих субъектов приводит к снижению налогового бремени, увеличению трансфертных платежей, росту дефицита бюджета, что с совокупности оживляет экономику. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукции [5].

 

2. Дефицит и профицит государственного бюджета.

2.1 Возникновение профицита и пути его распределения

Говоря о бюджете невозможно не затронуть такое понятие как профицит и дефицит бюджета.  Профицит бюджета приво­дит к формированию определенных излишков в бюджете. Другими словами, профицит возникает при условии, что доходы государства значительно превысили его расходы. Выделяют два вида профицита бюджета – первичный, т.е. положительное сальдо после покрытия всех расходов, и вторичный, т.е положительное сальдо после покрытия всех расходов и выплаты внутреннего и внешнего долга. Казалось бы, профицит – это хорошо. Однако такое заключение является спорным. В первую очередь, необходимо определить за счет чего возник бюджетный профицит.

Так, если профицит возникает в результате эффективного и экономного потребления бюджетных средств и при этом прослеживается полное стопроцентное финансирование, а также в результате роста цен на различные виды энерго­носителей (в том числе и на нефть) на мировых рынках, то это явление, конечно же, положительное. Самой желательной причиной возникновения профицита бюдже­та является экономический рост, вследствие которого происходит активизация хозяйственной деятельности, увеличение объемов продаж и, следовательно, рост доходов всех субъектов экономики. Рост доходов предприятия и населения приводит к увеличению со­бираемости налогов, а улучшение работы государственных унитар­ных предприятий приносит чистый доход. Все это в совокупности приводит к увеличению доходов государственного бюджета. Если данный экономический рост не был заранее спрогнозирован, то про­исходит возникновение профицита, поскольку реальные доходы государства превышают запланированные расходы.

 В случае, если достаточно высокие доходы сформировались в результате сложившейся в выгодном положении экономической конъюнктуры, или же получились благодаря жесткой экономии, недопоступления финансирования на государственные расходы низких вложений в социальные сферы жизни– это не может считаться положительным моментом. Достижение профицита бюджета за счет снижения инвестиций в производство, науку или образование не может иметь благоприятных последствий, т.к. лишает государство дополнительных доходов в будущем.

Также профицит бюджета может означать, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования [6].

Профицит государственного бюджета может привести к недостатку свободных оборотных средств и снижения ликвидности кредитных организаций. Что такое профицит бюджета легче всего отследить на примере его отношения к ВВП. Лидерами бюджетного профицита традиционно являются страны-экспортеры сырья. В 2010 году первое место по уровню профицита занял Бруней с почти 40% ВВП, далее шли Кувейт, Макау, Норвегия. Высокоразвитые страны чаще всего имеют дефицитные государственные бюджеты. Китай, его быстрыми темпами развития имеет умеренно дефицитный бюджет (2.1% дефицита) [10].

Процесс использования профицита бюджета является сложным, поскольку сложен вопрос направления дополнительных средств. Обычно государство использует профицит для создания финансово­го резерва на случай непредвиденных расходов, которые могут воз­никнуть, или на покрытие заранее известных расходов. Кроме того, формирование резервных фондов позволяет финан­сировать непредвиденные расходы государства, возникающие вслед­ствие каких-либо происшествий, Эти происшествия могут быть как техногенного, так и природного происхождения. Ликвидация последствий природных катаклизмов возлагается на государство. Техногенные и природные катастрофы требуют немедленного вмешательства и финансирования ликвидации последствий, что проще всего произвести, используя финансовые резервы, созданные в годы бюджетного профицита.

Таким образом, бюджетный профицит является средством соз­дания финансовых резервов на случай чрезвычайных происше­ствий. Кроме того, профицит может снижать нагрузку на бюджет, связанную с выплатой государственного долга [3].

 

2.2 Экономические причины дефицита

Сбалансированный бюджет практически невозможен из-за циклического развития экономики. В период экономического спада наблюдается дефицит бюджета. Бюджетный дефицит — это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы.

Чтобы отличить результаты дискреционной фискальной политики от результатов циклических колебаний экономики, рассчитывается бюджет полной занятости, являющийся основой для деления бюджетного дефицита на структурный и циклический.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета — это разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. При его расчете возникают трудности в связи с необходимостью определения уровня полной занятости, естественного уровня безработицы, потенциального объема выпуска. Однако именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном периоде.

Циклический дефицит определяется как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Величина циклического дефицита зависит от действия автоматических стабилизаторов.

В период экономического спада, когда уровень безработицы выше естественного, появляется циклический дефицит, а общий бюджетный дефицит определяется суммой циклического и структурного дефицитов. В период подъема экономики общий дефицит бюджета определяется суммой циклического и структурного дефицитов [3].

В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетными дефицитами, однако качество дефицита может быть различным.

Так, дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное

регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества. Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. Наконец, дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит — явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений [6].

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные  катастрофы, стихийные бедствия)
  4. Неэффективность финансовой системы государства.
  5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  6. Коррупция в государственном секторе.
  7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует  криминализации экономик  (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики). Сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки за этот же период образует государственный долг [7].

Из ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» основные характеристики федерального бюджета на 2012 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 60 590,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,0 процента:

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 12 677 006 842,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 12 745 151 261,1 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 5 462 127 137,7 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 56,5 млрд. долларов США, или 41,9 млрд. евро;

5) дефицит федерального бюджета в сумме 68 144 419,1 тыс. рублей [1]

Значительный дефицит бюджета России, сложившийся в январе-феврале 2012 года на уровне около 245 миллиардов рублей, связан с более активным расходованием средств министерствами и ведомствами страны. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов. 
По словам Силуанова, за два месяца текущего года было израсходовано 16,7 процента средств, предусмотренных в бюджете. В прошлом году за аналогичный период было потрачено 12,8 процента средств. "В этом году как никогда идет хорошее использование бюджетных ресурсов", - добавил глава Минфина, объяснив это тем, что Минобороны более эффективно заключает контракты в рамках оборонзаказа, а также переходом на новую систему взаимоотношений с бюджетными учреждениями. 
В то же время, как сообщает РИА Новости, премьер-министр Владимир Путин заявил на президиуме правительства, что текущий дефицит федерального бюджета можно погасить за счет нефтегазовых доходов, заметно увеличившихся с начала года по сравнению с ожидаемыми показателями. Путин отметил, что "в целом по году соответствующим образом должны будем все отрегулировать". 
14 марта в Минфине сообщили, что разница между доходами и расходами бюджета России в январе-феврале текущего года составила 245,34 миллиарда рублей или примерно 3 процента ВВП. В конце февраля в министерстве ожидали, что бюджетный дефицит за два месяца составит около 124 миллиардов рублей, или 1,5 процента ВВП.  По официальному прогнозу по итогам всего 2012 года дефицит бюджета должен составить около 900 миллиардов рублей, или 1,5 процента от годового ВВП. По данным Минфина, прошлый год Россия завершила с профицитом в 427,8 миллиарда рублей в номинальном выражении [9].

 

2.3 Источники финансирования и способы покрытия бюджетного дефицита.

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

1) средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

  1. бюджетные кредиты;
  2. , предоставленные кредитными организациями,  международными  финансовыми организациями;
  3. иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:

- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

- поступления от реализации государственных, региональных, муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

  1.  разница по средствам бюджета;
  2. прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета [3].

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

1) средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

2) кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

3) кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.

4) прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться такие способы, как государственные займы; ужесточение налогообложения; эмиссия денег. В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов. Сюда относятся:

а) изменение   направлений   инвестирования   бюджетных  средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой

отдачи от каждого бюджетного рубля;

б) более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;

в) резкое сокращение государственного финансирования; прекращение правительственной помощи иностранным государствам;

г) снижение военных расходов;

д) сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

е) запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами;

ж) привлечение в страну иностранного капитала [11]

Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2012 год (см. таблицу 1) [1]

Таблица 1

Наименование

Сумма

(тыс.руб)

 1

2

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

521 414 553,7

ИСТОЧНИКИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

468 448 370,3

Разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение

448 576 690,9

Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года

-367 730 379,1

в том числе:

 

изменение остатков средств Резервного фонда

-373 444 919,0

изменение остатков средств Фонда национального благосостояния

5 714 539,9

Иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета

387 602 058,5

Продолжение таблицы 1                       

 

ИСТОЧНИКИ ВНЕШНЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

52 966 183,4

Разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение

181 489 110,3

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц

-23 614 405,6

Иные источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

-104 908 521,3

Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты

 

3. Концепции балансирования государственного бюджета.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Существуют три концепции балансирования государственного бюджета:

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До “Великой депрессии” 30-х годов ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно считался желанной целью государственных финансов и финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

На другом примере можно показать как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике.

Основной вывод ясен: концепция ежегодного балансирования бюджета (ежегодно равенство доходов и расходов; ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования экономики, поскольку любое сознательное воздействие Правительства на доходы или расходы может привести к нарушению этого баланса).Ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникшего в период спада. Таким образом правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов.  Концепция функциональных финансов состоит в том, что их целью является балансирование экономики в целом для достижения макроэкономической стабильности, обеспечения неинфляционной полной занятости. Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных излишков. В данном случае предполагается, что налоговая система обеспечит поступления в бюджет автоматически по мере экономического роста, а макроэкономическая стабильность будет стимулировать этот рост, в результате чего дефицит будет самофинансироваться. Помимо этого, государство практически неограниченно может манипулировать налогами и покрывать дефициты бюджета. В данной концепции предполагается также, что наличие дефицитов и  крупного  государственного  долга  для  нормальной  экономики  не опасны [12].

 

Заключение

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Для регулирования рыночной экономики государство активно использует инструменты фискальной политики. Фискальная политика – это целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями со стороны правительства для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста. На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета.

В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Для разграничения причин бюджетного дефицита используют понятие структурного бюджетного дефицита – состояние бюджета приданной налоговой системе и данном уровне государственных расходов и потенциальном ВНП. Разность между фактическим дефицитом и структурным характеризует  циклический  бюджетный дефицит, вызванный спадом  производства и наличием безработицы выше естественного уровня. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг. Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновению государственного долга.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства  должен быть сбалансирован - общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет.Однако в силу действия различных факторов часто возникает ситуация, когда доходы бюджета не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Такие концепции как концепция, базируемая на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год и концепция функциональных финансов лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны; контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его    покрытия; выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

В РФ доминирует концепция балансирования в ходе экономического цикла – на федеральном уровне.

Бюджетный дефицит рассматривается как возможное допустимое явление (концепция функций финансов) – на региональном уровне.

 

КОНТРОЛЬНО ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

При дефиците государственного бюджета национальное государство:

а) проводит стимулирующую фискальную политику;

б) реализует любой тип фискальной политики;

в) проводит сдерживающую фискальную политику;

г) не осуществляет фискальных мероприятий, полагаясь на действие рыночного механизма.

Власти проводят сдерживающую фискальную политику (ответ в) в случае краткосрочного «перегрева экономики». Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума. Следствием проведения сдерживающей фискальной политики становится появление бюджетного излишка. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения.

 

РАЗБОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Определите размер дефицита (или профицита) государственного бюджета, если известно, что налоговые поступления составили 250 ден. ед., неналоговые доходы — 150 ден. ед., государственные  закупки — 300 ден. ед, государственные трансферты — 150 ден. ед.,  расходы по обслуживанию государственного долга — 50 ден. ед.

Решение.

250 + 150 – 300 – 150 – 50 =  -100 ден. ед  - дефицит бюджета

250 + 150 – 300 – 150 = - 50 ден. ед. – первичный дефицит бюджета

Ответ:  размер дефицита равен 100 ден.ед., размер первичного дефицита равен 50 ден.ед.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ"О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" 

2. "Бюджетный кодекс российской Федерации" (БК РФ) от 31.07.1998

N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция)

3.    Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика 5-е изд. – СПб.: Питер , 2010 – 768 с.:, ил. - ( Серия «Классика МВА») ISBN 978-5-469-01110-1

4.     Лобачева Е.Н. Экономическая теория: учебник для бакалавров – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 516 с. ISBN 978-5-9916-1456-6

5.  Марыганова Е.А., Шапиро С.Л.,  Макроэкономика. Экспресс-курс : учебное пособие /  - М.: КНОРУС, 2010. - 302 с. ISBN 978-5-406-00716-7

6.   Сажина М.А., Чибриков Г.Г.,  Экономическая теория: учебник, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. — 672 с.

7. Трунин С.Н., Вукович Г.Г. Макроэкономика, - М.: 2008. — 312 с. ISBN: 978-5-279-03189-4

8.   Яллай В.А. Макроэкономика: учебное пособие, Псков, ПГПИ, 2003. стр. ISBN 5-87854-261-7

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 195.72K
Скачано: 143
Скачать бесплатно
06.04.13 в 10:15 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Помощь в написании работ