Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »

Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления

Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления [04.10.10]

Тема: Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)

Тип: Курсовая работа | Размер: 331.18K | Скачано: 222 | Добавлен 04.10.10 в 12:16 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Архангельск 2010


Оглавление

Введение 3

1. Государственный бюджет: понятие и структура 4

2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления 17

3. Три концепции балансирования государственного бюджета (методы балансирования) 28

Заключение 30

КТЗ – 1 32

КТЗ – 2 33

Список использованной литературы 34

 

Введение

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной экономической политики. Одним из его наиболее важных механизмов  является  финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, доходы, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация финансовой программы правительства.

Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью налогов и расходуемый государством для решения задач. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.

Актуальность этой темы рассматривается с точки зрения, что бюджет – это инструмент государственного регулирования экономики, который напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок [1, с.369].

Цель работы: понять сущность и структуру государственного бюджета, выяснить причины возникновения бюджетного дефицита и методы его преодоления, рассмотреть концепции балансирования государственного бюджета. А также приведем статьи на тему: «ФЗ – 308», « Федеральный бюджет – 2010», «Дефицит бюджета»,  «Кто сотворил дефицит?».

 

1. Государственный бюджет: структура и понятие.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Структура бюджетной системы той или иной страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.

Через бюджетную систему реализуются функции бюджета:

1. Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.

2. Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы [2,с. 408].

Государственный бюджет соответствует четырем принципам:

1. Полнота - включение в бюджет полностью всех доходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают бюджет брутто и  нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы государства и валовые расходы, в бюджет нетто – только чистые расходы и доходы. Например, расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджет нетто отражается только разница между доходами и расходами.

2. Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в единой бюджетной документации. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам. В настоящее время применяются четыре основных вида бюджетной классификации доходов и расходов бюджета:

  1. ведомственная (административная, министерская);
  2. предметная (отраслевая, реальная, функциональная);
  3.  
  4. смешанная (комбинированная).

Ведомственная классификация группирует доходы и расходы по министерствам и ведомствам; предметная – по отраслям государственного управления: военные расходы, здравоохранение, просвещение и т.п. Экономическая классификация группирует расходы по хозяйственным признакам: капиталовложения, зарплаты, пенсии, ссуды и т.д. Смешанная классификация сводится к группировке расходов в шахматном порядке: по двум видам бюджетной классификации в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, по горизонтали – по экономическим признакам, а по вертикали – по предметным).

3. Правдивость (реальность) бюджета предполагает, что все сумы доходов должны быть обоснованы и правильны.

4. Гласность бюджета предполагает открытое обсуждение бюджета и утверждение его законодательным органом страны [3, с.290-291].

Обычно государственный бюджет составляется на один год, однако в бюджетной практике известны квартальные, полугодовые, двух – и трехлетние бюджеты.

Бюджетный год совпадает с календарным, но может начинаться с 1 апреля, 1июля, 1 октября [4, с.265].

Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюктуру, осуществление мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

Бюджет современного государства – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально-экономических интересов различных групп и партий. Это компромисс между собственниками и работающими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и заработной плате, по поводу расходов на социальные цели.

С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества [2, с.408 – 409].

Местные бюджеты — бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объемы регионального хозяйства, расширяются и усложняются межтерриториальные связи и функции местных властей. Все это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30%.

Бюджет центрального правительства и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств,  так и по их расходованию. Таким образом, государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального (федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей (штатов, губерний, субъектов Федерации и т.д.).

Также к бюджету относятся внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные фонды и другие, которые создаются за счет специальных налогов и займов из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. В экономике России численность их невелика, но роль значительна. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитие северных регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках [2, с.410].

В любом государственном образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам (табл. 1).

Таблица 1

ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА БЮДЖЕТА ПО ДОХАДАМ И РАСХОДАМ ( в % )

Доходы

 

Удельный вес, в %

Расходы

Удельный вес, в %

  • Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовой сбор и др.
  • Доходы от государственной собственности, государственных предприятий, торговли и др.
  • Поступление фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов.
  • Прочие доходы.

 

85

 

 

7

 

7

 

1

  • Расходы на здравоохранение, образование, пособие, субсидии региональным властям на эти цели
  • Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост: инвестиции в инфраструктуру, доходы на развитие аграрного сектора экономики, осуществление целевых программ и планов.
  • Расходы на оборону.
  • Расходы на материальное обеспечение внешней политики, содержание дипломатических служб, займа иностранным государствам.
  • Содержание аппарата государства, милиции (полиции), юстиции и др.
  • Платежи по государственному долгу.
  • Прочие расходы

 

50

 

 

 

 

15

 

 

12

 

 

3

 

10

 

8

2

Расходная часть бюджета характеризует направление и цели выделенных бюджетных средств. Значительное место среди бюджетных расходов приходится на так называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны обеспечить доступность к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укреплению его здоровья. В условиях современной НТР возросла роль человеческого капитала, что требует нового подхода к работнику. Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. В конечном счете, участие здорового населения в реальном производстве обеспечивает рост внутреннего валового продукта и национального дохода.

Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.

Определенное место в расходных статьях бюджета приходится на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, оказывают прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции на мировых рынках.

Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты. Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров.

На 85% доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых поступлений, поступлений от приватизации собственности и т.д. Общая сумма доходов в идеале должна покрывать расходные статьи бюджета, в случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит [2, с.411 – 413].

Приведем в пример статью, опубликованную в интернете «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

Номер:       308-ФЗ

Принят:     Государственной думой 20 ноября 2009

Одобрен: Советом Федерации 25 ноября 2009

Подписан: Президентом 2 декабря 2009

Вступил в силу: 1 января 2010

Федеральный бюджет Российской Федерации 2010 года юридически оформлен в виде Федерального закона от 2 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

Доходы бюджета были утверждены в размере 6 950 млрд. руб., расходы — в размере 9 886,9 млрд. руб., исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 43 187 млрд. рублей и уровня инфляции не превышающего 10%.

В 2011 году прогнозируется увеличение доходов бюджета до 7 455,7 млрд. руб., расходы же снизятся — до 9 389,8 млрд. руб. (при ожидаемом увеличении ВВП до 48 072 млрд. руб. и инфляции не более 8%).

В 2012 году доходы должны снова возрасти — до 8 069,6 млрд. руб., расходы возрастут по сравнению с 2011, но не достигнут уровня 2010 — 9 681 млрд. руб. (при очередном ожидаемом увеличении ВВП до 53 712 млрд. руб. и инфляции не более 7%)[ 9].

Статья «Федеральный бюджет-2010», опубликованную 28 октября 2009 в интернет – источнике:

«21 октября стало известно, что Госдума в первом чтении приняла проект бюджета на 2010 год. Принятый бюджет СМИ сразу охарактеризовали как «ярко социальный», «популистский», «антиэкономический», «бюджет недопущения социальных волнений». Так, ведущие деловые издания пестрят заголовками «Вся власть пенсионерам» («Слон.ру»), «Бюджет-2010: развитие откладывается?» (РИА «Новости»), «Пенсии посадят бюджет» («Ведомости»).

К сожалению, конкретных данных, кроме громких слов и мнений, а также вырванных цифр из отдельных статей документа о бюджете, в подтверждение суждений в текстах ведущих СМИ мы не нашли. Однако государственный бюджет — это подробный финансовый план доходов и расходов, в котором есть много данных. Мы решили представить данные по расходам (которые вызывают больше всего возражений) без громких заявлений и чрезмерных эмоций, но в удобном для критического восприятия виде — формате flime.

Государственный бюджет — составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. Другими словами, государственный бюджет — это финансовый документ, в котором расписано, какие средства государство получит и куда их направит. В РФ этот план готовится Министерством финансов, после чего утверждается Государственной думой.

Вообще говоря, в РФ выделяют 3 уровня бюджетов: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Бюджеты разных уровней не «входят» друг в друга, и в этой статье речь идет о бюджете самого верхнего уровня — федеральном.

Общие параметры федерального бюджета — 2010. Общие параметры бюджета - суммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов.

Источники финансирования дефицита-2010. Куда будут направлены расходы, какие статьи расходов выросли слишком сильно, а какие чересчур урезались — мы предлагаем вам посмотреть самим. Из пояснительной записки к документу о государственном бюджете — 2010 можно «извлечь» структуру расходов:

Два значения «с учетом инфляции» получены с учетом показателя инфляции на 2010 год на уровне 10%: каждый рубль 2009 года «эквивалентен» в реальном выражении 1,1 рублям 2010 года.

Данные позволяют охватить взглядом все расходы федерального бюджета и сформировать первое впечатление. Также предлагаем сравнение структуры расходов по статьям.

Изменения в 2010 году: лидеры роста и падения Если анализировать изменения в бюджете на 2010 год по сравнению с бюджетом на текущий год (см. таблицу 1), то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), национальная оборона (+3,4%), национальная безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты3, а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд. (или -27%). Третья статья межбюджетных трансфертов включает в себя различные выплаты из федерального бюджета в помощь бюджетам других уровней, а также трем государственным фондам: пенсионному, социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Кроме динамики объемов крупных статей расходов, интересно также, какие подстатьи расходов изменились значительнее всего. Приведем диаграмму лидеров изменений среди подстатей расходов:

Межбюджетные трансферты Интересно, что статья межбюджетных трансфертов увеличилась на 174 млрд., однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд. руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд. руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.

Национальная экономика

Статья «Национальная экономика» оказалась в самом большом минусе — расходы по ней снизились более чем на 500 млрд. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в следующем году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении.

Общегосударственные расходы

Статья «Общегосударственные вопросы» увеличивается на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд.), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд.), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы»3 (+113 млрд.). Третья согласно пояснительной записке к бюджету, одной из самых весомых подстатей расходов на «другие общегосударственные вопросы» в 2010 году будет значительное увеличение бюджетных субсидий Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта — в сумме 102,0 млрд. руб.

Выводы:

Общая картина ясна: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на национальную оборону и национальную безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд. или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

Стоит отметить, что в номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной» особенности 2009 года, к эмоциональным суждениям о снижении расходов на те или иные статьи бюджета в сравнении с текущим годом стоит относиться достаточно критично» [10].

 

.2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.

Доходы государственного бюджета и его расходы в принципе могут быть сбалансированы, тогда в экономике имеет место баланс бюджета, но это ситуация практически не встречается в реальности. В истории новой России бездефицитный бюджет был зафиксирован в 2001 г. на уровне 1,193 трлн. руб.

Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит, который расходуется на различные цели: погашение государственного долга и формирование и пополнение финансового резерва.

Профицит федерального бюджета создает устойчивость государственных финансов и денежного обращения. Бюджетный дефицитэто превышение расходов над доходами или превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации расходов и доходов. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе. [1, с. 385]

Различают циклический и структурный дефициты государственного бюджета. Циклический дефицитэто дефицит бюджета, являющийся результатом циклического падения производства. Он скорее зло, поскольку является продуктом экономических неурядиц и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицитэто дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спадов. Он может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры, если является продуктом здравой государственной политики по стабилизации экономики. [1,с.387]

Причины дефицита государственного бюджета различны:

Способы финансирования дефицита государственного бюджета:

1. Выпуск новых денег (монетизация).

Монетизация осуществляется в форме эмиссии наличных денег, а также в некоторых других формах, таких как кредиты центрального банка государственным предприятиям на льготных условиях, отсрочка платежей государства за приобретенные товары и услуги. Если поставщиками товаров и услуг являются государственные предприятия, то нередко дефициты накапливаются, что увеличивает дефицит государственного бюджета. Если товары и услуги поставляет частный сектор, то цены на них заранее завышаются, что ведет к повышению темпов инфляции.

В целом монетизация дефицита государственного бюджета ведет к превышению темпов роста денежной массы над темпами роста реального ВНП, следствием чего является усиление инфляционных процессов. Фактически через растущие цены осуществляется перераспределение доходов экономических субъектов в пользу государства.

Повышение темпов инфляции побуждает налогоплательщиков затягивать сроки внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, поскольку деньги обесцениваются и налогоплательщики получают реальную выгоду, уплачивая налоги через некоторое время более «дешевыми» деньгами, что способствует увеличению дефицита государственного бюджета.

2. Выпуск займов (долговой способ).

Долговой способ финансирования бюджетного дефицита создает отсрочку роста цен. Государство размещает свои обязательства в центральном банке, а также среди коммерческих банков и населения. В экстремально неблагоприятных условиях государство может прибегнуть к принудительным займам под низкие процентные ставки, что превращается в механизм дополнительного налогообложения.

Государство, выходя на денежный рынок с целью размещения займов, вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы с частным сектором. В результате увеличения спроса на денежные средства процентная ставка растет, что способствует вытеснению с денежного рынка частных инвесторов. Инвестиции в частном секторе сокращаются, потребительские расходы уменьшаются. Имеет место так называемый эффект вытеснения, который снижает стимулирующую роль фискальной политики.

Эффект вытеснения

Рис.4. Эффект вытеснения  [5, с. 382]

Эффект вытеснения имеет место только при структурном дефиците. При циклическом дефиците этот эффект не действует, поскольку во время экономического спада спрос на деньги уменьшается, что ведет к снижению процентных ставок. Чем в большей степени реакция центрального банка и финансовых рынков приводит к ужесточению кредитования, тем больше будет указанный эффект. В целом интенсивность и масштабы действия эффекта вытеснения частных инвесторов зависят от целого комплекса факторов: величины сбережений, инфляционных ожиданий экономических субъектов, характера проводимой денежно-кредитной политики, динамики валютных курсов и т.д. Поэтому последствия воздействия бюджетного дефицита на инвестиционную активность в экономике не могут быть однозначно предсказуемы.

3. Увеличение налоговых поступлений.

Финансирование дефицита государственного бюджета путем увеличения налоговых поступлений предполагает снижение ставок налогообложения для достижения ими оптимального уровня. Это позволит в перспективе расширить базу налогообложения, что соответствует эффекту Лаффера (рис1)

Эффект Лаффера

Рис.1. Эффект Лаффера.

Согласно кривой А. Лаффера, увеличение налоговых ставок приводит к росту  налоговых поступлений лишь до определенных пределов [6, с.170]

В коротком периоде снижение налоговых ставок может привести к увеличению бюджетного дефицита вследствие сокращения налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, снижение налоговых ставок вызовет повышение спроса на деньги. При неизменном их предложении произойдет повышение процентных ставок, следствием чего будет усиление эффекта вытеснения негосударственного сектора. [7, с.444-445]

Рассмотрим  статью «Кто сотворил дефицит?», опубликованную от 14 января 2010 г. интернет – источником:

«Дефицит госбюджета последних лет – результат не столько экономического кризиса, сколько недостаточной эффективности расходования бюджетных денег самим государством. Следовательно, и его покрытие должно осуществляться в первую очередь за счет повышения эффективности управления госфинансами, а не за счет наращивания внешнего и внутреннего долга страны, о котором активно говорят представители высших уровней власти. Подобной позиции придерживаются и независимые эксперты, и независимые контрольные органы РФ.

Сегодня, 14 января, в «Российской газете» было опубликовано интервью с председателем Счетной палаты Сергеем Степашиным, в котором он конструктивно раскритиковал сложившуюся структуру экономики РФ и работу чиновников, а также сделал ряд предложений, которые позволят решить самые актуальные проблемы страны: неэффективность госрасходов, зависимость российской экономики от экспорта углеводородов.

К сожалению, мнение представителей Счетной палаты учитывается далеко не всегда, хотя они высказывают дельные замечания и довольно точные прогнозы. Ведь роль этого ведомства не ограничивается простым счетоводством и выполнением контрольных функций: специалисты палаты также проводят аудит эффективности расходов и доходов федерального бюджета. В своем интервью г-н Степашин, к примеру, рассмотрел основные источники дефицита бюджета 2010 года. А к ним относятся не только затраты на выплату повышенных пенсий. «В бюджетном дефиците еще «сидят», например, гигантские и не слишком прозрачные расходы на реализацию гособоронзаказа, на содержание правоохранительных ведомств и на дорожное строительство», – замечает он.

Однако ни новой военной техники, массово привлеченной на защиту страны, ни развитой дорожной сети население пока не видит. Единичные новинки военной техники и постоянный ремонт дорожного полотна вместо строительства новых крупных развязок, мягко говоря, не впечатляют население страны.

Особое внимание, по мнению председателя Счетной палаты, необходимо уделить и госзакупкам, многие из которых осуществляются по ценам, превышающим рыночные, иногда на очень даже значительную сумму. Большой проблемой является и рост налогового давления на представителей среднего бизнеса, в то время как протекционизм нефтегазового сектора не снижается.

«Если бы нам удалось навести порядок в сфере госрасходов, если бы ведущие компании и их владельцы платили стране справедливую долю, трехтриллионный бюджетный дефицит этого года удалось бы весьма существенно сгладить. Более того, возможно, тогда не было бы нужды в дополнительных внешних и внутренних заимствованиях, которые правительство планирует на этот год», – заявил в интервью с «РГ» г-н Степашин.

Действительно, не так давно в электронных и печатных изданиях прокатилась целая волна публикаций, посвященных подписанному премьер-министром России Владимиром Путиным постановлению, согласно которому предельный объем государственного долга РФ в 2010 году по сравнению с прошлым годом повысился вдвое и составил около 870 миллиардов рублей.

Аналитики и эксперты по-разному относятся к этому заявлению. Некоторые специалисты, такие, например, как руководитель аналитического отдела ФГ «Ермак» (Пермь) Виктор Тунёв, считают, что выпуск государственных обязательств и их дальнейшая продажа на внешнем или внутреннем рынке страны – это хороший источник финансирования дефицита госбюджета и внебюджетных фондов. По его мнению, российский госдолг незначителен, и существует довольно большой резерв для его роста.

Но г-н Степашин придерживается противоположной точки зрения: «Нам не следует обольщаться сравнительно скромным размером госдолга – 9,8% ВВП – и утешать себя, что безопасным показателем госдолга в мире считается уровень в 60% ВВП. Ведь на нашей стране еще висит гигантский корпоративный внешний долг». По мнению председателя Счетной палаты, именно он стал одной из основных причин существенного снижения резервов страны.

С этим согласны и другие специалисты финансового рынка страны, даже сами банкиры. «В кризис были «проедены» практические все резервы финансовых организаций, – считает начальник юридического отдела филиала «Пермский» ОАО КБ «Соцгорбанк» Оксана Азанова. – Да и государственная «подушка безопасности» была потрачена на помощь банковскому сектору и другим представителям бизнеса».

Под «другими представителями бизнеса», надо полагать, подразумеваются в первую очередь нефтяные и другие ресурсодобывающие компании. Этот вывод становится очевидным, если посмотреть список компаний, которым в период кризиса была оказана материальная господдержка.

И хотя удельный вес нефтегазовых поступлений в общей сумме доходов бюджета постоянно растет и сейчас составляет около половины всех поступлений, эффективность отрасли также остается не на самом высоком уровне.

«Надо научиться влиять для начала хотя бы на европейскую нефтяную конъюнктуру. Страна должна наконец диверсифицировать маршруты поставок энергоресурсов. Построить предприятия по глубокой переработке сырья, увеличить долю экспорта продукции с более высокой добавленной стоимостью. Организовать биржевую торговлю нефтью и газом на своей территории и с использованием в расчетах национальной валюты», – заявил Сергей Степашин.

Действительно, проблем в стране много. И вместо того чтобы заниматься «латанием дыр», государству необходимо найти в себе силы и ресурсы, чтобы осуществить долгожданную реструктуризацию экономики. Вероятно, тогда, даже в трудные кризисные времена, дефицит бюджета будет не так страшен» [11].

Статья «Дефицит российского бюджета», опубликованную источником BFM.ru в интернете:

«Дефицит федерального бюджета России в 2010 году составит порядка 3 трлн. рублей, сообщило РИА "Новости" со ссылкой на источник, знакомый с предварительными расчетами Минфина РФ.

По словам источника, доходы бюджета-2010 предварительно планируются на уровне 6,5 трлн. рублей, расходы — 9,5 трлн. рублей. "Таким образом, образуется дефицит в 3 трлн. рублей, 1,6 трлн. из которых могут быть покрыты из резервного фонда, еще часть — из фонда национального благосостояния. Остается около 1 трлн. рублей, которые Минфин рассчитывает покрыть за счет привлечения внутренних и внешних заимствований", — отмечает РИА "Новости".

Источник сообщил также, что в бюджете следующего года пока не предусмотрена индексация зарплат бюджетников, в то время как власти планируют серьезно увеличить размер пенсий и социальных пособий, однако, планируется урезать субсидии предприятиям.

Ожидается, что на комиссии по бюджетным проектировкам будут рассмотрены предложения Минфина о повышении акцизов на табак, алкоголь и нефтепродукты. Таким образом, министерство планирует пополнить казну в условиях ожидаемого сокращения налоговых доходов бюджета.

По словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, дефицит федерального бюджета РФ в 2009 году составит 8% ВВП.

По данным Минфина РФ, дефицит федерального бюджета России за период с января по май 2009 года достиг 510,72 млрд. рублей, что составляет 3,6% ВВП, составившего за 5 месяцев 14,22 трлн. рублей» [9].

Статья «Дефицит госбюджета 2010 год РФ», опубликованная 28.07.2009 09:10 источником ФИНАНС:

«28 июля. IFX-NEWS - Дефицит федерального бюджета РФ в 2009 году составит 3,617 трлн. руб., или 9,4% ВВП, в 2010 году - 3,186 трлн. руб. (7,5% ВВП), сообщил вчера глава бюджетного департамента Минфина РФ Андрей Лавров на брифинге в преддверии внесения в правительство проекта.

Доходы федерального бюджета в 2009 году составят 6 трлн. 561,3 млрд. руб., или 17,1% ВВП, предельный объем расходов на текущий год определен в размере 9 трлн. 771 млрд. руб. (25,4% ВВП). В 2010 году доходы планируются в размере 6 трлн. 636,2 млрд. руб. (15,7% ВВП), расходы - 9 трлн. 822,8 млрд. руб. (23,2% ВВП).

В 2011 году, по словам А.Лаврова, дефицит федерального бюджета составит 2 трлн. 011,7 млрд. руб., или 4,3% ВВП, в 2012 году - 1 трлн. 559,2 млрд. руб., или 3% ВВП. При этом доходы федерального бюджета в 2011 году составят 7 трлн. 346,9 млрд. руб., или 15,7% ВВП, расходы планируются в размере 9 трлн. 358,6 млрд. руб., или 20% ВВП. В 2012 году данные показатели составят 8 трлн. 097,4 млрд. руб., или 15,5% ВВП, и 9 трлн. 656,6 млрд. руб., или 18,5% ВВП.

В текущем году нефтегазовые доходы бюджета составят 2 трлн. 545,8 млрд. руб., или 6,6% ВВП, в 2010 году - 2 трлн. 955 млрд. руб., или 7% ВВП, в 2011 году - 3 трлн. 245,2 млрд. руб., или 6,9% ВВП, в 2012 году - 3 трлн. 520,8 млрд. руб., или 6,7% ВВП.

Ненефтегазовые доходы в эти же годы составят соответственно 4 трлн.015,5 млрд. руб. (10,4% ВВП), 3 трлн. 681,2 млрд. руб. (8,7% ВВП), 4. 101,7 млрд. руб. (8,8% ВВП), 4 трлн. 576,6 млрд. руб. (8,8% ВВП) соответственно.

В 2009 году дефицит федерального бюджета на 3 трлн. 028,3 млрд. руб. будет покрываться за счет средств Резервного фонда, за счет иных источников - на 405,2 млрд. руб., в 2010 году покрытие дефицита за счет Резервного фонда составит 1 трлн. 674,6 млрд. руб. за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) - 681,7 млрд. руб., иных источников - 830,3 млрд. руб. В 2011 году за счет Резервного фонда дефицит будет покрыт на 5,6 млрд. руб., из ФНБ - на 7,37 млрд. руб., из иных источников - на 1 трлн. 269,1 млрд. руб. В 2012 году дефицит бюджета будет покрываться только из средств ФНБ (712,1 млрд. руб.) и иных источников (847,1 млрд. руб.).

Кроме того, А.Лавров сообщил, что Минфин изыскал дополнительные источники доходов на 2010-2012 гг., которые должны частично покрыть планируемый дефицит госбюджета. И предложенные Минфином меры в 2010 году позволят пополнить бюджет на 227,2 млрд. руб., в 2011 году - на 279 млрд. руб., в 2012 г - на 284,4 млрд. руб.

В частности, в результате ускоренного по сравнению с ранее запланированными темпами роста акцизов на табачную продукцию бюджет получит дополнительно 15,1 млрд. руб. в 2010 г, 30,8 млрд. руб. в 2011 г., 57,1 млрд. руб. в 2012 г.

Рост НДПИ на газ даст в 2010 г. дополнительно 7,1 млрд. руб., 14,8 млрд. руб. в 2011 г. и 22,2 млрд. руб. в 2012 г.

Рост акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, в 2010 г. принесет дополнительно 5,1 млрд. руб., в 2011 г. - 5,5 млрд. руб., в 2012 г. - 6 млрд. руб., повышение госпошлин - по 15 млрд. руб. в год.

Увеличение экспортных пошлин на природный газ принесет 53 млрд. руб. в 2010 г., 60,1 млрд. руб. в 2011 г. и 66,5 млрд. руб. в 2012 г.

За счет роста экспортной пошлины на нефтепродукты бюджет дополнительно получит в 2010-2011 гг. по 9,8 млрд. руб. и 12,7 млрд. руб. в 2012 г. Централизация в доход федерального бюджета оставшихся 5% от поступлений НДПИ на углеводороды (сейчас в регионы идет 5% поступлений) даст в 2010 г. 15 млрд. руб., в 2011 г. - 27,2 млрд. руб., в 2012 г. - 39,5 млрд. руб. Кроме того, возврат экспортной пошлины на никель (обнулена с февраля этого года) даст дополнительно по 4,5 млрд. руб. ежегодно. По 25 млрд. руб. каждый год запланировано в результате увеличения норматива зачисления в госбюджет прибыли Банка России с 50% до 75%.

Доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые будут зачисляться в федеральный бюджет, принесут 77,6 млрд. руб. в 2010 г., 86,3 млрд. руб. в 2011 г. и 35,9 млрд. руб. в 2012 году» [12].

 

3. Три концепции балансирования государственного бюджета (методы балансирования)

В экономической теории существуют три основных концептуальных подхода к проблеме сбалансированности бюджета.

1. Ежегодно балансируемый бюджет не создает проблемы финансирования бюджетного дефицита (поскольку такого не существует). Но он значительно снижает встроенную стабильность экономики и усиливает циклические колебания. Это связано с тем, что в период спада правительство, для того чтобы сбалансировать бюджет, вынуждено поднимать ставки налогов, а в случае подъема – снижать их. В этом случае действия правительства направлены не на сглаживание колебаний экономического цикла, а на их усиление.

2. Бюджет, балансируемый в рамках экономического цикла. Метод, направленный на балансирование бюджета на циклической основе, предполагает, что правительство проводит антициклическую политику и в то же время балансирует бюджет, т.е. наращивает бюджетные дефициты в периоды спадов и компенсирует их за счет бюджетных излишков (профицит), возникающих в период подъемов. Однако подъемы и спады в рамках экономического цикла неодинаковы по длительности и глубине, и задача стабилизации экономики может вступить в противоречие с задачей сбалансирования бюджета.

3. Функциональные финансы. Метод функциональных финансов основан на предположении, что основной целью экономической политики является установление макроэкономического равновесия с высоким уровнем занятости и низкими темпами инфляции, и если это приводит к образованию бюджетного дефицита, то это не представляет угрозы для экономики, т.е. вопросы, связанные с бюджетным дефицитом, второстепенны по сравнению с вопросами макроэкономической стабильности  [8, с.572-574].

Что касается состояния государственного бюджета в российской экономике, то нарастание бюджетного дефицита в 90-х годах при недостаточном стимулировании развития реального сектора вызвало быстрое увеличение государственного долга, которое привело в 1998 г. к глубокому финансовому кризису. Начало 21 века было ознаменовано принципиальным изменением ситуации в рассматриваемой сфере: начиная с 2000 г. федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами. Профицит бюджета 2006 г. был одним из самых больших за последние годы – 7,5 % ВВП [9,с.3]. В настоящее время происходит снижение цены на нефть, профицит снижается, а в 2010 г. федеральный бюджет выйдет на соответствие расходов доходам [7, с. 447].

 

Заключение.

Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование [3,с.289].

Государственному бюджету присущи в целом две функции – распределительная и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования ходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства и выражается в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов в нем, возникающие там тенденции [3, с.290].

В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг [3, с.292-293].

Важные шаги в направлении совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации были сделаны в законодательной, институциональной и финансово-кредитной сферах. Было создано Федеральное казначейство РФ – система, которая позволила на основе четко определенных объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета [8,с.569].

 

КТЗ – I

Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

А) сумма активов государства превышает размеры его обязательств;

Б) сумма расходов государства превышает сумму доходов;

В) расходы государства уменьшаются;

Г) сумма налоговых поступлений сокращается;

Д) обязательства государства превышают его активы.

Ответ: Б. Государственный бюджет – это смета, баланс денежных доходов и расходов государства. Если в процессе рассмотрения бюджета обнаруживается превышение расходов над доходами, то в данной ситуации говорится о дефиците государственного бюджета, т.к. дефицит соответственно рассматривается как превышение, нехватка денежных средств.

 

КТЗ – II

Балансирование государственного бюджета методом функциональных финансов предполагает:

А) ежегодное равенство доходов и расходов госбюджета;

Б) равенство доходов и расходов госбюджета в течение промышленного цикла;

В) сбалансирование структуры и повышение эффективности национального хозяйства;

Ответ: В. Наращивание экономического потенциала, повышение доходов увеличит налоговую базу, что приведет к увеличению налоговых поступлений, расширению доходной части бюджета, более полному выполнению государством его функций в рыночной экономике. Поэтому, метод функциональных финансов рассматривается как повышение эффективности национального хозяйства и сбалансирование структуры.

 

Список используемой литературы.

Учебники

  1. «Экономическая теория» под общ. ред. заслуж. деятеля науки РФ, профессора, доктора эк. наук, Г.П.Журавлевой, «Дашков и Ко», М. – 2009.
  2. «Экономическая теория» под. ред. А.И. Добрынина, Л.С.Тарасевича: Учебник для вузов. 4-е изд. - СПб : Питер, 2009 г.
  3. «Экономическая теория»2-е изд. под ред. Е.Н.Лобачевой. М.: - Высшее образование, 2009 г.
  4. «Макроэкономика. Теория и российская практика» 5-е изд. под ред. профессора Н.Г.Грязовой, профессора Н.Н.Думной. М.: КНОРУС, 2008г.
  5. Курс экономической теории»: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервес», 2001.
  6. «Экономическая теория» под ред. И.П.Николаевой, учеб. - М.: КНОРУС, 2006 г.
  7. «Экономическая теория» 2-е изд. под ред. доктора эк.наук, профессора И.П.Николаевой, М.: ЮНИТИ, 2008 г.
  8. «Курс экономической теории» под общ. ред. профессора Чепурина Н.Н., профессора Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2009 г.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 331.18K
Скачано: 222
Скачать бесплатно
04.10.10 в 12:16 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе