Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Государственный бюджет

Государственный бюджет [04.12.12]

Тема: Государственный бюджет

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Курсовая работа | Размер: 35.30K | Скачано: 375 | Добавлен 04.12.12 в 08:36 | Рейтинг: +4 | Еще Курсовые работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1.Сущность,структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции 5

2. Дефицит и профицит государственного бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы 8

3. Особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России 19

Заключение 25

Список литературы 27

Практикум 28

 

Введение

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что на сегодняшний день государственный бюджет – это  важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении называется бюджетный процесс. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит.   Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит.

Целью курсовой работы является исследование государственного бюджета как инструмента государственной макроэкономической политики.

В соответствии с поставленной целью необходимо определить следующие задачи:

- определить сущность, структуру государственного бюджета и главные макроэкономические функции;

-  рассмотреть дефицит и профицит государственного бюджета и показать преодоление дефицита бюджета: цели и методы;

- выяснить особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России.

Предметом курсовой работы является государственный бюджет.

Объектом курсовой работы является Российская экономика.

Курсовая работа состоит из введения, трех взаимосвязанных частей, заключения, практикума.

В первом разделе освещается сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции. Во втором разделе мы рассматриваем дефицит и профицит государственного бюджета, преодоление дефицита бюджета: цели и методы. В третьем разделе мы определяем особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России. В заключении мы сделали выводы по вышеперечисленным разделам. В практикуме мы решали задачу.

 При написании курсовой работы были использованы работы следующих авторов: В.В Золоторчук, Л.Е Басовский, А.Л Кудрина, А. Селезнева и.т.д.

 В нашей курсовой работе мы использовали следующею литературу: научная литература, периодические издания, использование интернет ресурсов.

 

1 Сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции

 

Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Через государственный и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности. Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства [5, с. 125].

Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования - безвозмездного, безвозвратного отпуска средств на конкретные сферы и мероприятия и бюджетных вложений на коммерческой основе.

Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Бюджет  служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов.

Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Бюджет - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования [5, с. 139].

Бюджет представляет собой финансовый план государства, он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.

Бюджетную систему составляют [5, с. 141]:

Структура государственного бюджета предполагает, очевидно доходную и расходную часть, каждая из них имеет особенности формирования, существует определенное соотношение между доходной и расходной частями. Как правило, они не совпадают, вследствие чего возникает профицит (превышение доходов над расходами) бюджета, или дефицит (в обратном случае).

 Доходная часть бюджета предполагает поступления из различных источников. Наиболее значительной составляющей доходной части в современных условиях являются налоговые поступления (до 80-90 % всех доходов). Кроме того, следует выделить также [10, с. 178]:

- доходы от реализации государственной собственности (доходы от приватизации, продажи пакетов акций принадлежащих государству компаний, реализации гос. имущества и др.);

- доходы от деятельности государственных предприятий;

- взносы, пошлины, сборы, штрафы, платы за лицензии и другие неналоговые доходы.

В свою очередь, расходы государственного бюджета также имеют сложную многоуровневую структуру. Существуют различные классификации бюджетных расходов, можно выделить наиболее общие:

По социально - экономическому назначению бюджетные расходы подразделяются на:

- расходы на оборону;

- на социально- экономические цели;

- на финансирование народного хозяйства;

- на государственное управление;

- на науку и образование и т.д.

По экономическому содержанию бюджетные расходы подразделяются на гос. закупки товаров и услуг, трансфертные платежи и расходы по обслуживанию госдолга. Последние возникают как следствие процесса заимствования со стороны государства в случае долговременного бюджетного дефицита. При наличии дефицита государство может сбалансировать доходы и расходы следующим образом [10, с. 118]:

- эмиссионным путем, т.е. просто напечатать на недостающую сумму деньги. Очевидно, что данный способ финансирования дефицита ведет к инфляции и не может применяться постоянно;

- путем долгового финансирования дефицита, когда государство занимает на внутреннем и внешнем рынке либо путем выпуска.

- государственных ценных бумаг, либо путем выхода на внутренний и международный кредитный рынок, получая кредиты как у национальных банков, так и у иностранных банков, международных правительственных организаций, МВФ, Всемирного банка и т.д.

Процесс заимствования государством имеет свои положительные и отрицательные стороны и во многом зависит от направления использования заемных средств [10, с. 119].

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

 

2 Дефицит и профицит государственного бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы

Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и квалификации доходов и расходов. Такой концептуальный подход к понятию дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счёт доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объёма ликвидных средств. Исходя из этого принципа дефицит равен расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит – с отрицательным. Дефицит покрывается за счёт финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположный знак [10, с. 131].

Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счёт увеличения налогов, денежные эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведёт к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остаётся фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденции оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами  и доходами, растёт дефицит [10, с. 132].

Источники финансирования Бюджетного дефицита

Для финансирования Бюджетного дефицита используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Источники финансирования Бюджетного дефицита

Для финансирования Бюджетного дефицита используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние [10, с. 133].

Внутренние источники:

Финансирования дефицита за счет внутренних источников включают:

- средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте ;

- бюджетные займы.

Иные источники внутреннего финансирования Бюджетного дефицита:

- поступления от торгово-промышленной деятельности акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

-курсовая маржа по средствам бюджета;

- государственные (муниципальные) ценные бумаги;

- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней;

прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Внешние источники:

В состав источников внешнего финансирования Бюджетного дефицита включаются:

- средства, поступившие от размещения государственных кредитов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная цена которых указана в иностранной валюте;

- долги иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные долги (заимствования);

- займы кредитных организаций в иностранной валюте;

- прочие источники внешнего финансирования Бюджетного дефицита.

Виды Бюджетного дефицита

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия Дефицита бюджета правительство получает займы народного банка или напрямую продает ему свои долговые долга. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства народным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе народный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий [2, с. 200].

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных займов, которые размещаются на биржевом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения кредитов, идут на покрытие Дефицита бюджета. Поскольку деньги занимаются не у национального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные займа гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем [4, с. 68].

Помимо государственных кредитов, источниками финансирования дефицита могут быть долги и займа, полученные от бюджетов других уровней, коммерческих банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

Факторы влияния

Существуют много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:

-Увеличение государственных затрат на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);

-увеличение государственных издержек на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы);

-увеличение государственных затрат в военное время или в связи с социальными конфликтами;

-увеличение издержек, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;

-увеличение затрат на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

-сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;

-уменьшение прибылей в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

-сокращение выгод из-за низкой собираемости и др.

В мировой практике различают следующие виды дефицита бюджета [10, с. 134]:

- циклический дефицит госбюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости населения и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в выгодах. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования трудоустроенной является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

- структурный дефицит госбюджета – это разность между издержками и выгодами бюджета в условиях полной занятости населения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной Дефицита бюджета и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

- операционный дефицит госбюджета - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного обязательства.

Обслуживание долга (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы задолженности - его амортизация) является важной статьей государственных затрат.

- первичный дефицит госбюджета - это разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по займу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

- Квазифискальный дефицит госбюджета - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной  деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие [3, с. 432]:

-финансирование государственными предприятиями избыточной трудоустроенной в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной займа;

-накопление в частных банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центробанка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих обязательств" (просроченных долговых долгов госпредприятий, льготных займов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти займы, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных займов народного банка;

-отдельные операции, связанные с государственным обязательством, а также финансирование национальным банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных займов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); займы вложения инвестиций частным банкам на обслуживание "плохих задолженностей", а также вложение инвестиций резервным банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).

Профицит бюджета представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования [9, с. 236].

В частности бюджет с профицитом формируется в последние годы в РФ. На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы.

Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений [2, с. 135].

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утверждённых законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утверждёнными более чем на 10% финансирования расходов бюджета сверх ассигнований, утверждённых законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).

Преодоление дефицита бюджета: цели и методы

Государственный бюджет должен отражать циклическое движение, экономики. Проводимая госу­дарством анти циклическая фискальная политика имеет два неодина­ковых результата при формировании результата соотношения выгоды и затраты бюджета. Во время производственного спада в экономике бюджет, естественно, имеет от­рицательное сальдо [7].

Это означает, что при бухгал­терском приравнивании выгод и издержек бюджет сводится с дефи­цитом — расходы значительно возрастают, что важно для преодоления кризиса, и превышают доходы. В период спекулятивного бума бюджет имеет положительное сальдо. 

Существенное превышение прибылей над затратами является след­ствием большого поступления налоговых платежей во время подъема производства. Изъятие значительной части выгод на фазе бума спо­собствует уменьшению экономики. Отсюда видно, что если бюджет будет жестко сбалансирован, то государство не сможет проводить стабилизирующую антикризисную политику, которая призвана улучшить экономические колебания. Более того, постоянно уравновешенное соотношение государственных дохо­дов и затрат усилит циклические колебания экономики. Так, во вре­мя кризиса совокупный спрос будет меньше требуемого. В период спе­кулятивного бума инфляция углубится [6].

Поэтому очевидно, что: ежегодно сбалансированный бюджет не является "нейтральными" по отношению к экономическим колебаниям; государственный бюджет целесообразно балансировать на цикли­ческой основе, то есть с положительным сальдо при буме и отрицатель­ным — при спаде в экономике производства. Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется это прежде всего возрастанием роли государства в разных сферах жизни союза, увеличением численности государственных служащих, воз­растанием издержек на военно-промышленный комплекс и т.д. В ре­зультате темпы роста расходов государства зачастую значительно превы­шают скорость увеличения ВНП.

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита [4, с. 72].

Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы [4, с. 73].

Секвестрование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестрования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестрировать невозможно [1, с. 125].

В Соединённых штатах Америки, например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестрования, уменьшающий бюджетный дефицит (Закон Грэмма-Рудмана-Холлингса).

Неналоговые поступления, например доходы от иностранного ту­ризма (в мире в целом они составляют 6% ВНП, в Российской Федерации менее 1%).

Внешний займ — это международный займ, получивший в совре­менных условиях широкое развитие. Крупными должниками являют­ся не только слаборазвитые, но и развитые страны. Они обычно продаются со скид­кой номинальной (обозначенной на бумаге) цены, что образует профит владельца векселя, когда государство выкупает его обратно. С быстрым ростом бюджетных затрат столь же быстро увеличи­вается внутренний государственный займ [1, с. 126].

В итоге возникает так называе­мый эффект вытеснения. С рынка ценных бумаг вытесняются те про­давцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надеж­ные инвестиции. Во многих странах Запада в 80-е годы был взят курс на ограничение темпов роста государственных затрат и стабилизацию их уровня в валовом национальном товаре.

С этой целью свертывались низко­эффективные, мало популярные социально-экономические програм­мы, сокращались военные расходы, проводилась частичная конверсия оборонной промышленности, что благоприятно сказалось на сниже­нии дефицита бюджета. Совершенно иные тенденции в последние десятилетия были свой­ственны бюджетной политике нашей страны [3, с. 438].

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что преодоление бюджетного дефицита и профицита прежде всего должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства.

 

3 Особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России

 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Объем доходов федерального бюджета в январе-августе 2010 г. составил 68,1% от прогнозируемого на 2010 г. объема, утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

Процентные платежи в январе – августе 2010 г. составили 130,3 млрд.рублей, их удельный вес в общем объеме произведенных расходов федерального бюджета составил 2,2%.

Дефицит федерального бюджета в январе – августе 2010 г. сложился в сумме 623, 3 млрд. рублей, или 25,7% от утвержденного на 2010 год.

  Таблица 1

Показатели федерального бюджета в бюджетных трехлетках на 2008-2010 и 2009-2011 гг.

 

Бюджетная трехлетка 2008-2010 гг.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

Объем ВВП, млрд. руб.

34870,0

39480,0

44480

 

%

100,0

113,2

127,5

 

Доходы федерального бюджета, млрд. руб.

6673,2

7421,2

8035,0

 

% к ВВП

19,3

18,79

18,06

 

Расходы федерального бюджета, млрд. руб.

6500,3

7361,9

7998,7

 

% к ВВП

18,6

18,65

17,98

 

Проффицит бюджета, млрд. руб.

172,9

59,3

36,3

 

% к доходам

2,59

0,8

0,45

 

Бюджетная трехлетка 2009-2011 гг.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

 

Объем ВВП, млрд. руб.

51175,0

59146,0

67610,0

 

Доходы федерального бюджета, млрд. руб.

10927,1

11733,6

12839,0

 

% к ВВП

21,55

19,8

19,0

 

Расходы федерального бюджета, млрд. руб.

9024,7

10320,3

11317,7

 

% к ВВП

18,0

17,4

16,7

 

Профицит бюджета, млрд. руб.

1902,4

1413,4

1521,3

 

Накопленная величина Резервного фонда, млрд. руб.

5100

5900

6700

 

% к ВВП

10,0

10,0

10,0

 

Расчетная цена нефти, в долл. за баррель

95,0

90,0

88,0

 

Уровень инфляции, %

8,5

7,0

6,8

 

 

 

 

В бюджетных проектировках на 2008-2010 и 2009-2011 гг. не вполне реалистически оценивался такой фактор роста ВВП, как инфляция. Признанием ее очень высокого уровня на исходе 2008 г. и в начале 2009 г. является повышение с 1 декабря ставки рефинансирования Центрального банка до 13%.

Существуют три концепции балансирования государственного бюджета.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Ежегодно балансируемый бюджет углубляет колебания экономического цикла.

Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются.  Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса [3, с. 512].

На другом примере можно показать, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над  расходами  правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике.

Ежегодно балансируемый бюджет в начале прошлого века считался основной целью государственных финансов в развитых капиталистических странах. Однако такая концепция регулирования бюджета не является экономически нейтральной, она наоборот усугубляет цикличность экономики. Например, если происходит падение производства, что приводит в свою очередь к увеличению безработицы, а следовательно и к падению налоговых поступлений, то в таком случае, чтобы не дать вырасти бюджетному дефициту необходимо либо увеличить ставки налогов для увеличения доходной части, либо уменьшить государственные расходы, либо применить комбинацию этих методов. Однако, эти меры по своей сути являются сдерживающими для экономики, следовательно они приведут к уменьшению совокупного спроса и значит только углубят падение производства.

На основе этих примеров видно что ежегодно балансируемый бюджет обладает основным недостатком – он усугубляет цикличность экономики. Однако ряд экономистов выступает в поддержку такого бюджета, так как по их мнению это дает возможность ограничить нежелательное и неэкономическое расширение государственного сектора. Можно сказать, что в этом случае на экономику действует политика, так как по мнению этих экономистов, дефицит бюджета позволяют политикам проводить популистскую политику, увеличивать государственные расходы на всякие дающие им популярность среди народа цели, без принятия при этом непопулярных но сбалансированных действий по увеличению например налогов.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год [3, с. 513].

Например, наступает инфляция, правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную анти циклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

Бюджет балансируемый на циклической основе как раз и предполагает борьбу с цикличностью. При этом регулирование происходит не в пределах года, а шире – в пределах цикла подъема или спада. Для того, чтобы противостоять спаду, необходимо увеличить расходы и снизить налоги, что должно привести к увеличению бюджетного дефицита. Это должно сказаться на инфляции. В процессе дальнейшего инфляционного подъема можно увеличить налоги и уменьшить государственные расходы. Доходы бюджета  увеличатся и превысят расходы, возникающее при этом положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие долга возникшего в период спада.

Таким образом, фискальные  действия правительства должны создать позитивную анти циклическую силу, которая даст возможность  сбалансировать бюджет, но не на ежегодной основе, а за несколько лет.

Минусом такой концепции регулирования бюджетного дефицита является неравномерность по длительности и самих циклов подъема и спада.

Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле  могут быть неодинаковы по глубине и длительности и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. Длительный и глубокий спад, за которым последует короткий и скромный период процветания, будет означать появление большего дефицита в период спада, маленького или никакого положительного сальдо в период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета [3, с. 514].

Третья концепция функциональный подход балансирования бюджета. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Государственный бюджет является - во-первых и прежде всего - инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. В ответ тем, кто выражает обеспокоенность по поводу больших государственных долгов, к которым может привести проведение политики функциональных финансов, ее сторонники выдвигают три аргумента. Во-первых, наша налоговая система такова, что налоговые поступления автоматически возрастают по мере ускорения роста экономики. Следовательно, при данном уровне правительственных расходов дефицит, успешно стимулирующий рост объемов равновесного ЧНП, будет отчасти само ликвидироваться. Во-вторых, при данных правах по установлению налогов и способности создавать деньги возможность правительства финансировать дефицит практически безгранична. И наконец, признается, что проблемы, порождаемые большим государственным долгом, на самом деле намного менее обременительны, чем полагает большинство людей [2, с. 139].

При разработке прогноза первой бюджетной трехлетки (2008-2010 гг.) расчеты темпов роста объема ВВП оставляли желать лучшего - достаточно сравнить предполагаемый объем ВВП в смежных бюджетных трехлетках. Удивляет качество прогнозных оценок (табл. 1), где объем ВВП на один и тот же 2009 г. выражен величинами 39,48 и 51,17 трлн. руб. Различаются они в 1,31 раза. Соответственно на 2010 г. в том и другом проектах объемы ВВП различаются в 1,31 раза (44,8 и 59,1 трлн. руб.). Предполагаемые уровни цен на нефть совершенно не согласуются с реалиями глубины кризиса, хотя на момент внесения в палаты Федерального собрания проекта закона о бюджете темп их снижения обозначился довольно четко. Поэтому прогноз следовало корректировать. Аналогично расходы федерального бюджета на один и тот же 2009 г. в бюджетных расчетах на 2008-2010 и 2009-2011 гг. различаются в 1,22 раза, а на 2010 г. - в 1,29 раза [8].

Все это ставит под вопрос целесообразность такого бюджетного прогнозирования и основанного на показателях прогноза трехлетнего планирования. В трехлетних расчетах на 2008-2010 и 2009-2011 гг. бюджетный профицит на один и тот же 2009 г. представлен величинами 59,3 и 1902,4 млрд. руб. Различаются они в 32,07 раза. На 2010 г. подобные величины составляют 36,3 и 1413,4 млрд. руб. и различаются уже в 38,93 раза. Однако и они на самом деле будут совсем иными, поскольку бюджетные расчеты базировались на нереалистических прогнозных оценках динамики мировых цен на нефть и газ [8].

Таким образом можно сделать вывод, что вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны.  Государство формирует бюджет того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, которые удовлетворяют совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).

 

Заключение

 

В ходе исследования темы курсовой работы мы пришли к следующим основным выводам.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Государственное регулирование направлено на единство бюджетной системы РФ, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полноту отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономность использования бюджетных средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, достоверность бюджета.

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Преодоление бюджетного дефицита и профицита прежде всего должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства.

Государство формирует бюджет того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, которые удовлетворяют совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).

Проблемой должна быть не только сбалансированность бюджета, но и содействие экономическому росту, использованию экономического потенциала, полной занятости.

Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита. На первом плане должна быть общая стратегия экономического развития, глобальные цели и направление на их достижение программы развития.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

Список литературы

 

1.Басовский Л.Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е Басовский, Е.Н Басовская. – М.: ИНФРА – М, 2011 – 202 с.

2. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.П. Платоновой, В.А. Шумаева, И. В, Бушуевой. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 400 с.

3. Золоторчук В.В. Макроэкономика: Учебник / В.В Золоторчук. – М.: ИНФРА – М, 2011 – 608 с.

4. Кудрин А.Л. Бюджет – основа обеспечения долгосрочной финансовой      устойчивости страны // Финансы. 2008 - №12

5. Организация исполнения бюджета: Учеб. пособие / Под ред. В.В Карчевского. – М.: Вузовский учебник, 2009 – 224 с.

6.  Проект трехлетнего бюджета на 2009–2011 гг. // журнал "Бюджет" №9 Сентябрь 2008.

7. Рубрика «Официально» // журнал «Финансы и Экономика» выпуск № 33(87) сентябрь 2008.

8. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Исполнение бюджета. -  http://www.gks.ru 

9. Селезнев А. Проблемы бюджетной трехлетки // Экономист. 2009 - №9.

10. Финансы: Учебник / Н.В Миляков; Академия бюджета и казначейства Министерства РФ. 2-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2004 – 543 с.

 

Практикум

Экономика страны характеризуется следующими данными: ВВП (Q) =100 млрд. долл., бюджетный дефицит - 5млд. долл. денежная масса в обращении (М) - 20 млрд. долл., скорость обращения одной денежной единицы (V) постоянная.

Бюджетный дефицит может быть покрыт за счёт дополнительной денежной эмиссии. Какие последствия для экономики страны будет иметь данный вариант покрытия дефицита? Для расчёта используйте уравнение Фишера (МV=PQ).

Решение:

На основе уравнения Фишера можно определить скорость обращения одной денежной единицы V = PQ/M  номин. ВВП/V

V = 100/20 = 5 (оборотов в год)

Покрытие дефицита за счёт дополнительной эмиссии денег увеличит денежную массу на 5 млрд. долл., т.е. денежная масса составит 20+5 = 25 млрд. долл. Если скорость обращения одной денежной единицы постоянна, то рассчитаем уровень цен:

P (изначальный) = MV/Q = 20•5/100 = 100%

P (после увеличения денежной массы) = MV/Q = 25•5/100 = 125%

P = P (после увеличения денежной массы)  P (изначальный) = 125%  100% = 25%, т.е. уровень цен возрастёт на 25%. Следовательно вариант покрытия дефицита за счёт дополнительной денежной эмиссии приведёт к инфляции.

Заключение Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджет занимает очень важное место в финансовой системе страны, а значит, имеет основополагающее значение для развития экономической и политической ситуации в государстве. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов и доходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственные кредиты, государственные расходы и др.) является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 35.30K
Скачано: 375
Скачать бесплатно
04.12.12 в 08:36 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе