Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »

Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования [11.03.08]

Тема: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)

Тип: Курсовая работа | Размер: 28.99K | Скачано: 323 | Добавлен 11.03.08 в 18:33 | Рейтинг: +9 | Еще Курсовые работы


Содержание

Введение 2

1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции 3

2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета 7

3. Балансирование госбюджета и его особенности в России 15

Практикум 22

Заключение 24

Литература 26

 

Введение.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство обеспечивает возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1, стр24].

Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы  осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

 

Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.

Государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. Он является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным  и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации( штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной власти.

Главная роль в мобилизации средств в государственный бюджет принадлежит налогам. Под налогами следует понимать обязательные платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридическими лицами.

К основным  налогам, которые обеспечивают наибольшие поступления в бюджет и которые закреплены за государственным бюджетом, относятся следующие:

Из неналоговых доходов основными являются следующие виды:

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

Расходная часть государственного бюджета охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

  1. Принцип целевого использования средств;
  2. Соблюдение режима экономии;
  3. Безвозвратность государственных расходов.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета являются следующие:

Стимулирование научно-технического прогресса является очень важной функцией государственного бюджета, так как без государственного финансирования, поддержки и организационных мероприятий со стороны государства оказалось бы невозможным осуществление многих научно-технических программ, имеющих большое значение для развития общественного воспроизводства. В современном обществе велика степень внимания к научным исследованиям и разработкам. К тому же очень часто исследования направлены на решение не только гражданских, но и военных проблем. Также можно отметить, что государственное финансирование научных исследований и разработок позволяет финансово промышленным группам получать прибыли на основе контрактной системы взаимоотношений с государством.

В сфере социальной политики бюджетные расходы играют главную роль и несут основную нагрузку в претворении в жизнь широкого спектра социальных программ, осуществляющихся в развитых странах. Десятки таких программ насчитываются в США, Германии, Великобритании и Франции.

Так, например, в США благодаря высокоразвитой медицине, ее достижениям, усилению заботы о здоровье граждан со стороны государства значительно увеличилась средняя продолжительность жизни населения. Рост затрат на здравоохранение, образование, профессионально-техническое обучение, повышение занятости и ряд других мер социально ориентированной политики играет решающую роль в формировании структуры бюджета и значительном увеличении его расходной части.

Как  мы видим, государственный бюджет складывается, прежде всего, исходя из потребностей самого государства, осуществления им его функций и необходимости мобилизации средств для их оплаты. Вместе с тем те или иные компоненты расходной и доходной частей бюджета могут быть использованы для активного воздействия на состояние экономики и её развитие.

 

Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Государственный бюджет, как и всякий баланс предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

Следует различать структурный и циклический дефицит государственного бюджета. Данное разграничение основано на различии его структурной и циклической частей. Размеры структурной части бюджета определяются действием дискреционных мероприятий, например, установление налоговых ставок. Циклическая часть бюджета зависит от колебаний деловой активности.

«Если фактический государственный бюджет отражает фактические денежные доходы, расходы и дефицит за год, то структурная часть бюджета охватывает доходы, расходы и дефицит, которые имели бы место, если бы экономика функционировала на уровне потенциального выпуска. Циклический бюджет представляет собой разницу между фактическим и структурным бюджетами. … Структурный бюджет формируется под воздействием проводимой дискреционной политики. Циклический бюджет складывается под влиянием автоматически меняющихся зависимостей от состояния экономики налоговых поступлений и расходов».[4, стр.422]

Также в зависимости от проводимой финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.

Активный дефицит обусловлен политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учёта финансовых возможностей государства, недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные  расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчётов, нерациональная налоговая и инвестиционно - кредитная политика.

Однако бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет еще не означает экономического благополучия. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различно может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Если в прошлом бюджетный дефицит возникал достаточно редко и был обычно связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня он стал типичен для большинства стран рыночной экономики.

Так, например, в США  с приходом в Белый дом президента Р.Рейгана  в 1980г. начался длительный подъём экономики, который сопровождался при этом бюджетным дефицитом. Он был вызван одновременным увеличением  федеральных расходов и резким сокращением налогов на прибыль и личные доходы.

Весьма высокий уровень хозяйственной эффективности показала и политика администрации Клинтона, которая уже в 1998г. сбалансировала федеральный бюджет, а в 1999г. вышла на практический тренд накопления положительного сальдо бюджета, что обозначило новые, дополнительные стабилизационные возможности. При этом правительственные экономисты говорили о том, что «…Достижение бюджетной дисциплины долгосрочного характера не исключает и не должно исключать возможности краткосрочного (бюджетного) дефицита, если он необходим в стабилизационных целях… Автоматические стабилизаторы в бюджете будут и дальше самым важным инструментом бюджетной политики для сглаживания краткосрочных колебаний экономической активности».[ 12, стр. 89.]

Сегодня многие экономисты исходят из того что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.

Примером такой проблемы может служить практическая политика администрации Дж. Буша мл., стратегическими пунктами которой были следующие: сокращение роли государственного (федерального) бюджетного комплекса в экономике и усиление значения динамичных рынков для стабилизации и стимулирования американской экономики; курс на эффективное дерегулирование рыночного хозяйства; серьёзная модификация и фактически значительное урезание социальной структуры США, включая стержневые элементы системы социального страхования; дополнительное сокращение федеральных налогов, снижение предельных налоговых ставок. Однако в условиях серьёзного экономического спада такая стратегия столкнулась со значительными трудностями.

« Ещё в 2001г. федеральный бюджет был сведён  с положительным сальдо в 127,3 млрд.долл. В 2002г. уже зарегистрирован крупный дефицит – 157,8 млрд.долл. В 2003г., по официальной оценке, он увеличился до 304,2 млрд., а в 2004г. вышел на рекордную абсолютную отметку в 520,7 млрд. долл…. Это массированное, как абсолютное, так и относительное(по отношению к объёму ВВП), разрастание федерального бюджетного дефицита влечёт за собой многосторонние негативные последствия».[12, стр. 92. ]

Таким образом, можно говорить о том, что политика ДжБуша мл. пока привела к ухудшению основных показателей по сравнению с высоким уровнем эффективности макростратегии Клинтона.

Бюджетная несбалансированность может быть  полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.

Каковы же способы финансирования бюджетного дефицита? Воздействие бюджетного дефицита на уровень экономической активности определяется способами его финансирования, в числе которых основными являются:

Монетизация осуществляется в форме эмиссии наличных денег, а также в некоторых других формах, таких, как кредиты Центрального банка государственным предприятиям на льготных условиях, отсрочка платежей государства за приобретенные товары и услуги. Если поставщиками товаров и услуг являются государственные предприятия, то нередко дефициты накапливаются, что увеличивает дефицит государственного бюджета. Если товары и услуги поставляет частный сектор, то цены на них заранее завышаются, что ведет к повышению темпов инфляции.

Эмиссия денег является самым простым методом покрытия бюджетного дефицита. Большинство стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению не однократно использовали дополнительную эмиссию для этих целей. Правительства особенно часто применяют это средство в критических ситуациях – во время войны или длительного кризиса. Избыточная эмиссия широко применяется и в настоящее время во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. Такая эмиссия приводит к весьма отрицательным последствиям для экономики. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижается курс национальной валюты, в итого все это приводит к воспроизводству бюджетного дефицита.

Наиболее надежным источником финансирования дефицита бюджета являются государственные займы, которые подразделяются на краткосрочные (от 1 года до 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. Государственные займы более безопасны по сравнению с эмиссией, но и они оказывают негативное влияние на экономику. Государство, выходя на денежный рынок с целью размещения займов, вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы с частным сектором. В результате увеличения спроса на денежные средства процентная ставка растет, что способствует вытеснению с денежного рынка частных инвесторов. Инвестиции в частном секторе сокращаются, потребительские расходы уменьшаются. В результате возникает «эффект вытеснения» частных инвестиций.

«Эффект вытеснения» имеет место только при структурном дефиците. При циклическом дефиците этот эффект не действует, поскольку во время экономического спада спрос на деньги уменьшается, что ведет к снижению процентных ставок. Таким образом, в целом интенсивность и масштабы действия эффекта вытеснения частных инвесторов зависят от целого комплекса факторов: величины сбережений, инфляционных ожиданий экономических субъектов, характера проводимой денежно-кредитной политики, динамики валютных курсов и т.д.

Финансирование дефицита государственного бюджета путем увеличения налоговых поступлений предполагает, как правило, снижение ставок налогообложения для достижения ими оптимального уровня, что позволяет в перспективе расширить базу налогообложения. Это соответствует эффекту Лаффера. 

При выборе направления бюджетно-налоговой политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние на рост дохода, нежели снижение налогов.

В коротком периоде снижение налоговых ставок может привести к увеличению бюджетного дефицита вследствие сокращения налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, снижение налоговых ставок вызовет повышение спроса на деньги. При неизменном их предложении произойдет повышение процентных ставок, следствием чего будет усиление эффекта вытеснения негосударственного сектора.

Таким образом, бюджетные дефициты образуются автоматически при падении производства, и их следует рассматривать как неизбежные. В тоже время они служат автоматическими антикризисными стабилизаторами, так как спонтанно дополняют недостаток частного спроса государственным. По этой причине во время кризиса ни в коем случае не следует стремиться ликвидировать бюджетный дефицит, сокращая государственные расходы и увеличивая налоги. И теоретически, и на практике это ведет к усилению кризиса, причем не спасает от дефицита.

Бюджетно-налоговая политика государства в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета. В конечном итоге результат этой политики выражается в приросте дохода, производства продукции. Поэтому мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий бюджетно-налоговой политики.

Рассмотрим механизм мультипликативного эффекта. Государство расходует средства на социальные и хозяйственные нужды. Увеличение потребления вызывает рост расходов и доходов, поскольку производство реагирует на увеличение ёмкости рынка расширением производства и предложения товаров, что вызывает рост доходов у производителей. Последний порождает увеличение потребления, которое даёт дополнительный импульс для дальнейшего расширения производства товаров и услуг, а значит, для роста доходов производителей и т.д. В результате мультипликативного эффекта происходит нарастание величины равновесного дохода, по сумме превышающее увеличение государственных расходов.

На равновесный доход влияет изменение налогов. Механизм налоговой мультипликации представляет собой следующее: при снижении налогов располагаемый доход увеличивается, вследствие чего потребление возрастает и совокупные расходы увеличиваются. Адекватный рост совокупного дохода порождает увеличение потребления и т.д.

Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, следовательно, при выборе направлений бюджетно-налоговой политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние на рост доходов, нежели снижение налогов.

Следовательно, при одинаковом увеличении государственных расходов и налоговых поступлений разнонаправленные мультипликативные эффекты, компенсируют друг друга лишь частично, поскольку мультипликатор государственных расходов, при прочих равных условиях, обладает  бóльшей мощностью, что вызывает рост равновесного объёма производства.

Рассмотрим вариант, когда расширение сбалансированного бюджета происходит при равном увеличении налогов и правительственных расходов. При этом мы получим эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета, экономический смысл которого состоит в том, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, ведёт к увеличению равновесного объёма производства.

При неизменном уровне инвестиций мультипликатор сбалансированного бюджета будет равен единице. Иными словами, финансируемое за счёт налогов увеличение государственных расходов имеет единичный мультипликативный эффект. 

 

Балансирование госбюджета и его особенности в России.

Экономисты предполагают три основных подхода к проблеме сбалансированности бюджета.

Первый подход связан с ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета. Это означает объявление его сбалансированности основной целью. Ежегодно балансируемый бюджет на самом деле усугубляет колебание экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и в такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет, должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике.

В противоположном случае, при профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста доходов, чтобы не допустить превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить расходы, либо сделать и то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.

Второй подход предполагает достижение сбалансированности бюджета в течении экономического цикла, при этом он не должен балансироваться ежегодно. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета. Для того, чтобы противостоять спаду правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В ходе последующего подъема государство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данный подход имеет существенный недостаток: он не учитывает того, что спады и подъемы в экономике не одинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным и небольшим подъемом и наоборот. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход к регулированию государственного бюджета связан с концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. Сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства – это стимулирование экономического роста. В соответствии с этим подходом развитие экономики может сопровождаться бюджетными дефицитами или профицитами. Предполагается, что макроэкономическая стабильность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.

 Бюджетная система России, как федеративного государства состоит из бюджетов следующих уровней (по БК РФ):

       бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

   бюджеты городских и сельских поселений. [1, стр.33]

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Согласно Бюджетному кодексу «бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

Что касается состояния государственного бюджета в российской экономике, то нарастание бюджетного дефицита в 90-х годах при недостаточном стимулировании развития реального сектора вызвало быстрое увеличение государственного долга, которое привело в 1998г. к глубокому финансовому кризису. В дальнейшем ситуация изменилась.

«Созданный в начале 2000-х гг. в России профицит федерального бюджета в составе консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможность эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким уровнем бюджетного процесса в регионах».[13]

После кризиса 1998г. центральное правительство стало придерживаться политики, направленной на централизацию бюджетных ресурсов на федеральном уровне с последующим распределением финансовой помощи среди регионов. Однако помимо концентрации ресурсов, в основном, с целью преодоления долгового кризиса, подобная политика имела и свои отрицательные стороны. Она привела к снижению бюджетной ответственности и самостоятельности региональных и местных органов власти, к недофинансированию принятых в 90-е годы социальных законов. Поэтому в настоящее время важной задачей является реформирование межбюджетных отношений.

По итогам реализации бюджетно-финансовой политики в 2001г. можно говорить о сохранении в стране положительной динамики важнейших показателей. Инфляция по итогам 2001г. составила 18,6%, денежная база выросла за год на 38,1% (в 2000 г. – 60,2%). [9, стр3.] Важной задачей становится более равномерное распределение средств между бюджетополучателями.

Доходы федерального бюджета 2001г. составили 1590,7 млрд.руб. или 17, 6 % ВВП, что на 1,6 % выше, чем в 2000 году, и на 4,2% - в 1999 году. Доходы консолидированного бюджета составили 29,6% ВВП и практически не изменились не смотря на снижение налогового бремени.[9, стр. 4.]

Расходы федерального бюджета в 2001г. также были выше, чем в 2000году. Общие расходы практически сохранились на том же уровне, а непроцентные расходы при этом увеличились на 1,2% ВВП. Это сделано за счет уменьшения процентных расходов федерального бюджета…. Профицит федерального бюджета на кассовой основе составил 265,5 млрд. руб., или 2,93% ВВП, что выше, чем в 2000 году. Сформирован финансовый резерв в размере 81 млрд. руб. [9, стр. 4.]

В структуре бюджетных доходов, как и в предыдущие годы, в 2001 году наибольший вес имел НДС, затем – вывозные пошлины, налог на прибыль и акцизы.

Ряд административных мер и упрощение налоговой системы позволила снизить налоговую недоимку в консолидированный бюджет. В 2001 году несмотря на полное выполнение графика платежей по внешнему долгу снизилась доля процентных платежей, что позволило увеличить непроцентные расходы.

Федеральный бюджет в 2002 году исполнен по доходам в сумме 2202,2 млрд. руб. (20,3% к объему ВВП) и по расходам 2050,6 млрд.руб. Около 7 млрд.руб. неиспользованных получателями, впервые были переведены в финансовый резерв для повышения финансовой дисциплины. Профицит по финансированию составил 151,6 млрд. руб. (1,4% ВВП). Первичный дефицит (без учета расходов по обслуживанию государственного долга) составил 375,3 млрд.руб. (3,5% ВВП). [10, стр. 3.]

Расходы расширенного правительства снизились с 37,6% ВВП в 2001 году до 37,1% ВВП в 2002 году, что явилось следствием прежде всего снижения налогов. [10, стр. 4.]

Непроцентные расходы расширенного правительства продолжали расти. В целом они составили в 2000 году 30,7% ВВП, в 2001 году – 31,8 % ВВП, в 2002 году – 34,3% ВВП….Доля процентных расходов последние годы неуклонно сокращалась: в 2000 году – 3,6 % ВВП, в 2001 году – 2,5% ВВП, в 2002 году – 2,0% ВВП, в 2003 году планируется увеличение процентных расходов, но только по внутреннему долгу.[10, стр. 4-5]

В последующие годы продолжалась политика снижения объема расходов федерального бюджета по отношению к ВВП. В 2004 году общий объем расходов федерального бюджета прогнозировался на уровне 16,8% ВВП (согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004г.» - 17, 4% ВВП). В 2005 году планировалось его снижение до 16,3% .[11,стр. 4.]

«В «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2005 год» объем доходов в реальном выражении сокращается по сравнению с 2004 годом на 5,4%, соответственно, уменьшаются расходные возможности».[11, стр.2.]

Предусмотренное в прогнозе социально-экономического развития страны снижение темпов прироста ВВП по сравнению с 2003- 2004 гг. практически полностью определяется внешнеэкономическими факторами. Это видно из того, что главным фактором является цена на нефть на мировом рынке.

«Полученный в результате крайне благоприятных внешних условий крупный профицит бюджета и накопленный стабилизационный фонд не используются по проекту бюджета  на 2005 год и прогнозу социально-экономического развития 2005-2007гг. для модернизации и диверсификации производства…..Профицит бюджета на 2005 год, как и профициты прошлых лет, носят условный характер. Дело в том, что согласно принятой методологии разработки бюджета в его расходную часть не включаются расходы на погашение госдолга. В 2005 году расходы на погашение внешнего долга составят 11,5 млрд. дол. или 345 млрд.руб. и внутреннего долга – 122 млрд.руб. Это значит, что фактически в 2005 году имеется дефицит бюджета в сумме 189 млрд.руб.»[11,стр. 3-4.]

Доля расходов, направленных на повышение уровня качества жизни населения, во всех расходах бюджета снижаются с 39,7% по закону о бюджете на 2004год  до 38,6% в 2005 году и на создание потенциала для будущего развития – с 6,3% до 5,7%. Доля расходов для создания условий для экономического роста практически остается неизменной (9,2 и 9,3%). В тоже время доля расходов, направленных на укрепление национальной безопасности, во всех расходах бюджета увеличивается  с 27,4% в 2004 году до 30,4% в 2005 году, а на повышение эффективности государства (т.е. практически на управленческие нужды) – с 5,5% до 6,7%.[11, стр.4,]

Одной из острых проблем проекта федерального бюджета на 2005 год становится перекладывание на регионы значительной части социальных и других обязательств без соответствующего роста их доходов.

В целом курс бюджетной политики за последние годы направлен на ограничение государственных расходов, наращивание бюджетного профицита.

Одной из важнейших задач правительства РФ в настоящее время, как и в предыдущие годы, является принятие федерального бюджета на 2007год, проект которого был внесён в Государственную думу 16.08. 2006 года.

«Министерство финансов внесло в среду в правительство проект федерального бюджета на 2007 год  и финансовый план на 2007-2009 годы, сообщил ИТАР-ТАСС источник в министерстве. В соответствии с проектом федерального бюджета, доходы на 2007 год запланированы в сумме 6 трлн. 965,3 млрд. рублей, а расходы – в объёме 5 трлн.463,5 млрд.рублей. … В соответствии с финансовым планом, доходы федерального бюджета в 2008 году составят 6 трлн. 905,6 млрд. рублей, а в 2009 году – 7 трлн. 464,0 млрд. рублей. Министерство финансов ожидает, что в 2006 году доходы федерального бюджета составят 6 трлн. 159,1 млрд. рублей.»[14]

 

Практикум.

Экономика страны характеризуется следующими данными:

ВВП (Q) = 100млрд долл., бюджетный дефицит – 5млрд долл., денежная масса в обращении (М) – 20млрд долл., скорость обращения одной денежной единицы (V) постоянная.

Бюджетный дефицит может быть покрыт за счёт дополнительной денежной эмиссии. Какие последствия для экономики будет иметь данный вариант покрытия дефицита? Для расчётов используйте уравнение Фишера (МV=PQ).

Покрытие бюджетного дефицита за счёт дополнительной денежной эмиссии приведёт в целом к отрицательным последствиям в экономике, главным из которых является повышение темпов инфляции, что фактически означает рост цен.

Данное утверждение можно обосновать расчётами с использованием уравнения Фишера.

Уравнение Фишера  - уравнение, описывающее равновесие между количеством денег, находящихся в обращении, и скоростью их  обращения, с одной стороны, и уровнем цен и объёмом сделок – с другой. Это уравнение имеет вид: MV=PT, где М – количество денег в обращении; V – скорость их обращения; P – уровень цен; Т – объём сделок. Если принять, что М – бумажные деньги, а М* - безналичные, то уравнение Фишера принимает следующий вид: MV+ M*V = PT. Уравнение выражает глобальное равновесие, существующее между уровнем цен и объёмом проданного товара. Это уравнение, называемое также «уравнением обмена», впервые предложено Ирвингом Фишером в рамках количественной теории денег.[7]

Для нашего случая уравнение Фишера примет вид МV=PQ, где

М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения одной денежной единицы;

P – уровень цен;

Q – объём ВВП.

По условию задачи M= 20 млрд.долл.,V= с- постоянная, Q=100 млрд.долл. Определим уровень цен:

20с=P100  => P=20с/100= 0.2c      – уровень цен в данных условиях.

Покрытие денежного дефицита за счёт дополнительной денежной эмиссии означает увеличение денежной массы в обращении на 5 млрд.долларов. Т.е теперь М= 25млрд.долл. Таким образом получим:

25с=P100 => P=25c/100=0.25c       - новый уровень цен.

 После денежной эмиссии, как мы видим из уравнения, уровень цен вырос. Рост цен свидетельствует о росте темпа инфляции, что в свою очередь влечёт за собой ряд других неблагоприятных последствий для экономики и в итоге приводит к воспроизводству бюджетного дефицита.

 

Заключение.

Ежегодно закрепляя законом Государственный бюджет представляется возможность наиболее полно учитывать экономическое состояние страны, наиболее рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития, избирая приоритетные отрасли и уровень материального обеспечения населения.

Значение государственного финансового регулирования через федеральный бюджет трудно переоценить, хотя и нельзя не учитывать и происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов.

Как инструмент государственного регулирования государственный бюджет призван выполнять свои функции с целью улучшения экономического благополучия  той или иной страны. Наилучшей является политика государства, которая стремится к поддержанию достаточно высоких темпов экономического роста. И, как уже отмечалось, экономический подъём может наблюдаться и при дефицитном бюджете(до определённого уровня), и при профицитном.

В экономической теории спорным остаётся вопрос о сбалансированности бюджета. Экономический опыт ряда передовых стран свидетельствует о том, что наилучшей бюджетной политикой является такая, которая балансирует государственный бюджет в рамках экономического цикла, создавая автоматические дефициты при кризисах и автоматические превышения доходов над расходами при подъёмах.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определённых на основе международного опыта. Это – базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жёсткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень(или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

 

Литература.

Официальные документы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст с изменениями и дополнениями на 2006 год. - М.:Эксмо, 2006. - 224с.- (Российское законодательство).

Учебники, монографии, сборники научных трудов

  1. Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. Учебное пособие. - М.: Международные отношения, 1999. - 400 с.
  2. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС.- 2004. - 608 с.
  3. Экономическая теория : Учебник для вузов / Под ред. проф. И. П. Николаевой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002. - 510 с.
  4. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие для вузов/Под ред. проф. И. П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - 447с.
  5. Вечканов Г. С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
  6. Большой экономический словарь/Под ред. А.Н.Азрилияна.- М., 2002.
  7. Россия вцифрах: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. – М., 2001.

Статьи из журналов и газет

  1. Бюджетно-финансовая политика: итоги и задачи.// Финансы. 2002. №3.
  2. Приоритеты бюджетной и налоговой политики. // Финансы. 2003. №3.
  3. Экспертное заключение на проект федерального бюджета на 2005г. и прогноз социально-экономического развития РФ на 2005-2007гг.// Банковское дело. 2004. №11.
  4. В.В. Волобуев. После «клинтономики»: бюджетные макроориентиры Дж. Буша мл. // Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 2.

Статьи из интернета

  1. Преображенский Д. Дефицит и профицит бюджета. http://www.krugosvet.ru/articles/111/1011141/1011141a4.htm.
  2. Дайджест новостей за 16.08.2006. Проект бюджета РФ на 2007 год внесён в Государственную думу. http://www.urbc.ru/Дайджест_новостей/16.08.2006.        

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+9
Размер: 28.99K
Скачано: 323
Скачать бесплатно
11.03.08 в 18:33 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе