Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »

Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления

Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления [26.04.11]

Тема: Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)

Тип: Контрольная работа | Размер: 455.90K | Скачано: 322 | Добавлен 26.04.11 в 12:58 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2011


Содержание

Введение 3

1. Государственный бюджет: понятие и структура 4

2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления 7

3. Три концепции балансирования государственного бюджета (методы балансирования) 11

Заключение 13

Ответы на КТЗ 14

Список литературы 16

 

Введение

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной экономической политики. Одним из его наиболее важных механизмов  является  финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, доходы, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация финансовой программы правительства.

Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью налогов и расходуемый государством для решения задач. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.

Актуальность этой темы рассматривается с точки зрения того, что бюджет – это инструмент государственного регулирования экономики, который напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок [6, с.369].

Основная цель курсовой работы - изучение причин дефицита государственного бюджета и методы его преодоления. Для этого необходимо рассмотреть структуру и понятие государственного бюджета, причины дефицита бюджета и пути его преодоления, методы балансирования государственного бюджета.

 

Государственный бюджет: понятие и структура

Государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. Иначе, государственный бюджет – план денежных доходов и расходов государства.

Можно дать и еще одно определение государственного бюджета – это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:

  1. Налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;
  2. Налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование;
  3. Налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.

Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории:

  1. Потребление в государственном секторе;
  2. Государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов;
  3. Трансферты частному сектору включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи;
  4. Проценты по государственным долгам.

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

  • прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются - подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость;
  • государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20%;
  • эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

  1. Федеральный бюджет РФ;
  2. Бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами.
  3. Местные бюджеты.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Структура государственного бюджета

Рис.1 Структура государственного бюджета

 

Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления

Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами или превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации расходов и доходов. [6, с. 385]

Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Финансы всегда являются, по сути, отражением состояния экономики страны, поэтому неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета.

Основные причины:

Различают циклический и структурный дефициты государственного бюджета. Циклический дефицит – это дефицит бюджета, являющийся результатом циклического падения производства. Он скорее зло, поскольку является продуктом экономических неурядиц и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит – это дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спадов. Он может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры, если является продуктом здравой государственной политики по стабилизации экономики.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета:

1. Выпуск новых денег (монетизация).

Монетизация осуществляется в форме эмиссии наличных денег, а также в некоторых других формах, таких как кредиты центрального банка государственным предприятиям на льготных условиях, отсрочка платежей государства за приобретенные товары и услуги. Если поставщиками товаров и услуг являются государственные предприятия, то нередко дефициты накапливаются, что увеличивает дефицит государственного бюджета. Если товары и услуги поставляет частный сектор, то цены на них заранее завышаются, что ведет к повышению темпов инфляции.

В целом монетизация дефицита государственного бюджета ведет к превышению темпов роста денежной массы над темпами роста реального ВНП, следствием чего является усиление инфляционных процессов. Фактически через растущие цены осуществляется перераспределение доходов экономических субъектов в пользу государства.

Повышение темпов инфляции побуждает налогоплательщиков затягивать сроки внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, поскольку деньги обесцениваются и налогоплательщики получают реальную выгоду, уплачивая налоги через некоторое время более «дешевыми» деньгами, что способствует увеличению дефицита государственного бюджета.

2. Выпуск займов (долговой способ).

Долговой способ финансирования бюджетного дефицита создает отсрочку роста цен. Государство размещает свои обязательства в центральном банке, а также среди коммерческих банков и населения. В экстремально неблагоприятных условиях государство может прибегнуть к принудительным займам под низкие процентные ставки, что превращается в механизм дополнительного налогообложения.

Государство, выходя на денежный рынок с целью размещения займов, вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы с частным сектором. В результате увеличения спроса на денежные средства процентная ставка растет, что способствует вытеснению с денежного рынка частных инвесторов. Инвестиции в частном секторе сокращаются, потребительские расходы уменьшаются. Имеет место так называемый эффект вытеснения, который снижает стимулирующую роль фискальной политики.

Эффект вытеснения

Рис.2. Эффект вытеснения  [1, с. 382]

Эффект вытеснения имеет место только при структурном дефиците. При циклическом дефиците этот эффект не действует, поскольку во время экономического спада спрос на деньги уменьшается, что ведет к снижению процентных ставок. Чем в большей степени реакция центрального банка и финансовых рынков приводит к ужесточению кредитования, тем больше будет указанный эффект. В целом интенсивность и масштабы действия эффекта вытеснения частных инвесторов зависят от целого комплекса факторов: величины сбережений, инфляционных ожиданий экономических субъектов, характера проводимой денежно-кредитной политики, динамики валютных курсов и т.д. Поэтому последствия воздействия бюджетного дефицита на инвестиционную активность в экономике не могут быть однозначно предсказуемы.

3. Увеличение налоговых поступлений.

Финансирование дефицита государственного бюджета путем увеличения налоговых поступлений предполагает снижение ставок налогообложения для достижения ими оптимального уровня. Это позволит в перспективе расширить базу налогообложения, что соответствует эффекту Лаффера (рис.3)

Эффект Лаффера

Рис.3. Эффект Лаффера.

Согласно кривой А. Лаффера, увеличение налоговых ставок приводит к росту  налоговых поступлений лишь до определенных пределов [5, с.170]. В коротком периоде снижение налоговых ставок может привести к увеличению бюджетного дефицита вследствие сокращения налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, снижение налоговых ставок вызовет повышение спроса на деньги. При неизменном их предложении произойдет повышение процентных ставок, следствием чего будет усиление эффекта вытеснения негосударственного сектора. [4, с.444-445]

 

Три концепции балансирования государственного бюджета (методы балансирования)

Государственный бюджет предполагает необходимость балансирования, и современная экономическая теория представляет три направления: ежегодное балансирование; балансирование за срок промышленного цикла; «функциональные финансы».

Первый подход состоит в необходимости полного ежегодного покрытия государственных расходов доходами. Простота и очевидный экономический смысл делают данную концепцию привлекательной. Вместе с тем требование ежегодной сбалансированности противоречит необходимости проведения антициклической политики, поскольку значительно снижает ее действенность. Так, если экономика находится в фазе кризиса, то безработица растет, доходы экономических субъектов падают, снижаются налоговые поступления. В целях недопущения бюджетного дефицита правительство вынуждено усилить налоговый пресс либо сократить государственные расходы или применить эти меры одновременно. В результате совокупный спрос сократится, что приведет к еще большему углублению кризиса.

Если экономика находится в фазе подъема, когда возрастают доходы и налоговые поступления, то в целях предотвращения возможного дефицита бюджета правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы, либо использовать данные меры в комплексе, что может привести к инфляционному перегреву экономики.

Второй подход основан на необходимости сбалансирования бюджета в масштабах экономического цикла. В период спада правительство должно сознательно допускать дефицит бюджета, снижая налоги и увеличивая государственные расходы. В период подъема предполагается наличие профицита, образующегося в результате увеличения налогов и сокращения государственных расходов. Профицит может быть использован для покрытия дефицита, образовавшегося в период спада.

Вместе с тем подъемы и спады в экономическом цикле по продолжительности и глубине не могут быть одинаковыми хотя бы потому, что характер протекания восьмилетних циклов деловой активности оказывают влияния большие волны Кондратьева. В условиях повышательной волны фазы подъема более выражены и продолжительны, чем фазы спада, а в условиях понижательной волны спады дольше и глубже последующих подъемов. Поэтому в первом случае вероятнее возникновение профицита бюджета, а во втором - его дефицита.

Согласно третьему подходу целью государственных финансов является не сбалансированность бюджета, а стабильное равновесное развитие экономики, которое может сопровождаться как устойчивым дефицитом государственного бюджета, так и его профицитом. Если высоких устойчивых темпов роста удается достичь при проведении стимулирующей бюджетно-налоговой политики, сопровождающейся стимулированием экономики при допущении бюджетного дефицита, то отсутствие сбалансированного бюджета экономически оправдано. Наращивание экономического потенциала, повышение доходов увеличит налоговую базу, что приведет к увеличению налоговых поступлений, расширению доходной части бюджета, более полному выполнению государством его функций в рыночной экономике.

 

Заключение

Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

Государственному бюджету присущи в целом две функции – распределительная и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования ходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства и выражается в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов в нем.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами – стало типичным явлением в современных условиях для государства. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

Важные шаги в направлении совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации были сделаны в законодательной, институциональной и финансово-кредитной сферах. Было создано Федеральное казначейство РФ – система, которая позволила на основе четко определенных объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета.

 

Ответы на КТЗ

КТЗ – I

Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

А. Сумма активов государства превышает размеры его обязательств;

Б. Сумма расходов государства превышает сумму доходов;

В. Расходы государства уменьшаются;

Г. Сумма налоговых поступлений сокращается;

Д. Обязательства государства превышают его активы.

Правильный ответ: Б, Г. Когда расходы госбюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит. Дефицит возможен, когда государство расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит и государственный долг.

 

КТЗ – II

Балансирование государственного бюджета методом функциональных финансов предполагает:

А. Ежегодное равенство доходов и расходов госбюджета;

Б. Равенство доходов и расходов госбюджета в течение промышленного цикла;

В. Балансирование структуры и повышение эффективности национального хозяйства.

Правильный ответ: В. Балансирование структуры и повышение эффективности национального хозяйства – это третья концепция балансирования. Она связана с идеей, так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета – на ежегодной или на циклической основе – второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, т.е. балансирование экономики, а не бюджета.

 

Список литературы

  1. «Курс экономической теории»: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервес», 2001.
  2. «Макроэкономика. Теория и российская практика» 5-е изд. под ред. профессора Н.Г.Грязовой, профессора Н.Н.Думной. М.: КНОРУС, 2008г
  3. Экономическая теория. Макроэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Под общ. ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Дашков и К, 2009.
  4. «Экономическая теория» 2-е изд. под ред. доктора эк.наук, профессора И.П.Николаевой, М.: ЮНИТИ, 2008 г.
  5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой.- М.: Проспект, 2009.
  6. Экономическая теория. Макроэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Под общ. ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Дашков и К, 2009.
  7. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой.- М.: ЮНИТИ, 2008.
  8. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие / Под ред. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2004.
  9. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА -М, 2008.
  10. Экономическая теория: Экспресс-курс: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – М.: КноРус, 2008.
  11. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КноРус, 2008.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 455.90K
Скачано: 322
Скачать бесплатно
26.04.11 в 12:58 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе