Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »
Тема: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)
Тип: Курсовая работа | Размер: 43.04K | Скачано: 290 | Добавлен 11.12.11 в 20:29 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Уфа 2010
Содержание
Введение 2
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции 4
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета 9
3. Балансирование госбюджета и его особенности в России 18
Практикум 26
Заключение 28
Литература 30
Введение
В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является бюджет. Государственный бюджет – это план государственных расходов и доходов на год.
В России последнее время вызывает дискуссии проблема сбалансированности бюджета. Интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Причины этого очевидны. Увеличение бюджетного дефицита, стремительный рост объемов государственного долга заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной ситуации и методы ее решения.
Актуальность данной темы, на мой взгляд, не вызывает никаких сомнений, поскольку без принятия данного документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства. Также выбор мною темы данной курсовой работы во многом обусловлен тем, что, начиная с 2004 года, в России осуществляется реформа бюджетного процесса, которая, в конечном счете, должна привести к устойчивой сбалансированности госбюджета России.
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и его особенности в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть структуру, функции бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета. Структура работы соответствует поставленной цели и задачам. Сначала будут рассмотрены теоретические вопросы, затем рассмотрим балансирование госбюджета на примере Российской федерации.
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
Взаимосвязанная совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить выполнение экономических функций государства, образует финансовую систему. В ней можно выделить следующие основные звенья: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственного предприятия и специальные правительственные фонды.
Ядро данной системы образует государственный бюджет, который является крупнейшим централизованным денежным фондом, находящимся в распоряжении правительства. Он представляет собой годовой план государственных доходов и расходов. Главной функцией государственного бюджета является реализация финансовой политики правительства. Аккумулируемые в бюджете с помощью налогов средства служат материальной основой выполнения государством его функций в рыночной экономике.
По мере увеличения масштабов местного хозяйства, расширения и усложнения функций местных властей усиливается роль местных финансов. В федеративных государствах на их долю приходится до половины всех ресурсов общегосударственной финансовой системы.
Специализированные правительственные фонды включают целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. Использование данных фондов повышает гибкость финансовой системы в целом[1; стр. 379].
Бюджет – расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов на определенный период, утверждаемая соответствующим решением как подлежащая исполнению индивидуальным или коллективным субъектом[2; стр. 258]. Остановимся подробнее на структуре государственного бюджета. Доходная часть государственного бюджета
формируется преимущественно за счет подоходного налога. Расходная часть предполагает финансирование социальных расходов, поддержание обороноспособности государства, обслуживание государственного долга, представление дотаций предприятиям государственного сектора, а также финансирование развития инфраструктуры.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Обычно государственный бюджет составляется на один год, однако в бюджетной практике известны квартальные, полугодовые, двух – и трехлетние бюджеты[3; стр. 251].
Расходная часть государственного бюджета предполагает обеспечение затрат государства на социальные нужды (не менее 50 % всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20 %), обслуживание государственного долга, затраты на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Так, в странах, ориентирующихся на применение кейнсианских программ, больший удельный вес имеют затраты государства на социальные и хозяйственные нужды. Государства, правительства которых стабилизируют экономику на основе монетаристских методов, могут позволить себе экономию затрат по этим статьям бюджета[4; стр. 380].
Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых государством от различной деятельности, причем в рыночной экономике основные поступления в госбюджет — это подоходный налог с населения (до 80 %).
Использование государственного бюджета в рыночной экономике определяется созданием наилучших условий для функционирования рыночной системы. Это охрана института частной собственности, обеспечение условий для мобильности ресурсов, поддержание социальной стабильности общества, формирование конкурентной среды, направляющей производство на потребности покупателей. В последнее время особенно четко обозначились усилия правительств по поддержанию высокого конкурентоспособного потенциала общества на мировом рынке.
Государственный бюджет является средством распределения национального продукта между потреблением и инвестициями, инструментом воздействия с помощью государственных расходов и налогов на предложение факторов производства и объемы выпуска различных секторов экономики в целях реализации фискальной политики правительства, направленной на достижение основных макроэкономических целей. Далее приведены схемы по государственному бюджету:
Сущность бюджета отражает:
- базовые функции финансов в целом;
- текущую финансовую политику конкретного государств.
Цели бюджета:
- ресурсное обеспечение функций, установленных государству в части расходов централизованного характера;
- регулирование экономики путем перераспределения национального дохода.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.
Бюджетная система РФ включает три звена или три уровня:
Федеральный бюджет и разрабатывается и утверждается в формефедеральных законов, бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований. В таком же порядке разрабатываются и утверждаются бюджеты государственных целевых фондов.
Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития.
Совокупность всех бюджетов образует консолидированный бюджет РФ, а совокупность регионального бюджета субъекта РФ, бюджета территориального целевого фонда и местных бюджетов на территории данного субъекта составляет консолидированный бюджет субъекта Федерации.
Схема консолидированного бюджета Российской Федерации представлена в приложении А[6, стр. 22].
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалан-сированного бюджета
Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный профицит и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы, и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.
В пользу существования профицита бюджета традиционно приводятся следующие доводы:
Во-первых, профицит, частично преобразуемый в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов. В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор.
Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.
В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.
Состояние бюджетного дефицита может быть различным:
Во-первых, дефицит может возникнуть в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономического положения, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
Во-вторых, дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода.
В-третьих, бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений.
Каким же образом образуется дефицит? Он возможен, когда государство расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит и государственный долг.
Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Финансы всегда являются по сути отражением состояния экономики страны, поэтому неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита. Поэтому последствия бюджетного дефицита и государственного долга так же тесно связаны.
Рассмотрим последствия бюджетного дефицита и государственного долга. Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие — к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом отпускных цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, ибо для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВНП.
При обращении к внешнему долгу по истечении срока кредита происходит утечка национального дохода за границу, так как кредит надо возвращать и выплачивать по нему проценты.
Формой внутреннего долга наряду с обязательствами перед отечественными банками являются займы денег государством у населения. Кейнсианские программы рекомендуют эти средства использовать при спаде для стимулирования частного инвестиционного спроса. Однако тот частный сектор, который остался за пределами государственных вливаний в экономику, может столкнуться с ухудшением условий производства. Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита и, следовательно, к сокращению возможностей инвестирования.
Таким образом, схемы негативных эффектов последствий внутреннего долга, как перед банками, так и перед населением, имеют много общего. Такой долг изымает свободные денежные ресурсы и тем самым ведет к удорожанию кредита. Использование займов для вливаний в экономику может перекрыть недостаток инвестиционных ресурсов. Этому может способствовать и политика дешевых денег Центрального банка, целью которой является снижение учетной ставки процента.
Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного хозяйственного маневра. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.
Именно с такими проблемами столкнулась сегодня российская экономика.
Помимо экономических последствий государственный долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них — усиление дифференциации населения.
Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов, которые платит все население. Доходы его уменьшаются на величину выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится еще больше.
При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей[6,стр.360].
1. Сокращение расходов госбюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.
2. Увеличение налогового бремени. Данный путь приведет к уменьшению инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку сужает емкость рынка.
3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счет:
4. Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. По существу это есть способ отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами.
Рассмотрим механизм действия мультипликаторов государственных расходов, налогового и сбалансированного бюджета.
Важнейшими составляющими фискальной политики государства являются государственные расходы и налоги. Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:
KG= ∆ВНП/∆G,
где К — мультипликатор государственных расходов; ∆ВНП — приращение валового национального продукта; ∆G — приращение государственных расходов.
Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению — МРС. В результате мультипликатор государственных расходов будет равен:
KG=∆ВНП/∆G = 1/МРС.
Следовательно, ∆ВНП = 1/(1 – MPC) x ∆G= KG x ∆G.
Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Таким образом, изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.
Налоги составляют основу государственных регуляторов экономики. Бюджетно-налоговая политика — это совокупность мер правительства по изменению государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП.
Рассмотрим рис.1. Если налоговые отчисления снижаются на ∆T, то располагаемый доход Yd (Yd = Y-T) возрастает на величину ∆Т. Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину ∆T x b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства У1 до У2 на величину:
∆Y/∆T = —b /(I — b)
Выражение ∆Y/∆T = —b /(I — b) есть мультипликатор налогов.
Рис.1. мультипликатор налогов.
Из изложенного можно сделать вывод о том, что налоговый мультипликатор оказывает гораздо большее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов — к росту ВНП. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет[7,стр.162].
Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов, а соответственно расходов, что выражается в росте спроса на потребительскиетовары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.
Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики.
Мультипликатор же сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных расходов и налогов вызывают увеличения объема равновесного чистого национального продукта (ЧНП) на величину их прироста. Например, государственные расходы (G) и ставка налогов (T) на 20 млрд. долл. вызывает прирост чистого национального продукта на 20 млрд. долл.
В то же время изменения правительственных расходов имеют более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы.
Изменения же налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через изменения потребления. Основа так называемого мультипликатора сбалансированного бюджета раскрывается на рис. 2.
Рис. 2. мультипликатор сбалансированного бюджета.
Рассмотрим, когда мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных расходов вызовет прирост чистого национального продукта (ЧНП) на величину, равную прироста объема государственных расходов и налогов. При предельной склонности к потреблению (MPC), равный ¾, увеличение налогов на 20 млрд. долл. вызовет снижения дохода после уплаты налогов на 20 млрд. долл. и сокращения потребительских расходов на 15 млрд. долл.. Поскольку мультипликатор равен 4, ЧНП сократится на 60 млрд. долл. Прирост государственных расходов на 20 млрд.. долл., однако, вызовет более чем уравновешивающее увеличение ЧНП на 80 млрд. долл. Следовательно, чистый прирост ЧНП составит 20 млрд. долл., что равно величине прироста правительственных расходов и налогов.
Мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.
3. Балансирование госбюджета и его особенности в России
Государственный долг существенно меняет состояние денежного рынка. При его увеличении происходит дополнительное предложение денег. Увеличение внутреннего долга ведет к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения, т. е. к росту обращающихся денежных средств, что оборачивается снижением покупательной способности, а в дальнейшем инфляцией и т.д.
Для того чтобы избежать последствия государственного долга, необходимо постоянно вести работу по сбалансированию бюджета. Современные экономические школы представили три концепции балансирования бюджета.
Первый подход связан с ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета, что означает объявление его сбалансированности основной целью государственных финансов. Ежегодный балансируемый бюджет на самом деле усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызывает уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и в такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет, должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Но эти меры являются сдерживающими по своему характеру: каждая из них еще больше сокращает совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства.
В противоположном случае, при профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста доходов, чтобы не допустить превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить расходы, либо сделать и то и другоеодновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.
Второй подход предполагает достижение сбалансированности бюджета в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться ежегодно. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего подъема и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Таким образом, правительство может сбалансировать бюджет не на ежегодной основе, а в период в несколько лет.
Ключевой проблемой такого подхода, несмотря на его внешнюю привлекательность, является его явная упрощенность. Дело в том, что подъемы и спады в экономическом цикле неодинаковы по глубине и длительности. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным и небольшим подъемом и наоборот. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.
Третий подход к регулированию государственного бюджета связан с концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При этом вопрос о ежегодной или циклической сбалансированности бюджета – второстепенный. Основной целью государственных финансов является макроэкономическая стабильность, а сбалансированность госбюджета рассматривается как один из составляющих элементов такой стабильности. В соответствии с этим подходом, развитие экономики может сопровождаться бюджетными дефицитами или профицитами. Предполагается, что макроэкономическая стабильность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.
План расходной части государственного бюджета на 2010-2013 годы:
«Президент РФ Дмитрий Медведев обозначил семь основных приоритетов при формировании расходов федерального бюджета на 2011-13гг. Об этом говорится в обнародованном сегодня бюджетном послании главы государства о бюджетной политике на следующий трехлетний период.
Первым приоритетом названо повышение эффективности социальной защиты населения. В то же время система социальной защиты населения должна быть переориентирована на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе с учетом региональных особенностей. Глава государства отметил и серьезные долгосрочные проблемы, которые стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам, в ближайшие 20 лет Россию ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.
Вторым приоритетом названа оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих. С учетом динамики заработной платы в экономике и снижения инфляции Д.Медведев считает возможным увеличить на 6,5% с 1 апреля 2011г. денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, с 1 июня 2011г. - фонды оплата труда работников федеральных государственных учреждений (либо объемы субсидий бюджетным и автономным учреждениям в соответствующем размере) и денежное содержание судей и прокурорских работников, а с 1 сентября 2011г. стипендиальный фонд.
Кроме того, президент РФ предложил правительству рассмотреть вопрос о механизмах повышения эффективности работы федеральных государственных служащих, в том числе о возможности сокращения в течение трех лет их численности в пределах 20%, оставив при этом до 50% экономии бюджетных средств в распоряжении федеральных органов государственной власти.
Третьим приоритетом бюджетных расходов, по мнению главы государства, является развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания. Как говорится в послании, в трехлетний период "должны быть обеспечены как повышение качества образования, так и сопряженность образования и модернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средним и начальным профессиональным образованием".
В рамках соответствующих государственных программ следует обеспечить реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", продолжить развитие федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, а также закрепить положительные результаты демографической политики, достигнутые во многом благодаря реализации национального проекта "Здоровье", отмечает Д.Медведев. Важной инвестицией в будущее развитие, по его мнению, является и работа, направленная на формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта.
Президент РФ полагает, что при планировании социальных расходов бюджета следует обязательно предусмотреть средства на осуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности социальных объектов, прежде всего организаций, предоставляющих услуги детям (включая вывод школьных зданий из аварийного состояния) и престарелым гражданам, а также по обеспечению полноценного доступа инвалидов к объектам и услугам социальной сферы.
Согласно бюджетному посланию, четвертый приоритет - это обеспечение обороноспособности страны. "Финансирование расходов на национальную оборону должно позволить решить все стоящие перед Вооруженными силами РФ задачи, включая закупку новых видов вооружения, обеспечение боевой подготовки, индексацию и реформирование денежного довольствия военнослужащих (с учетом сокращения их общего количества и совершенствования структуры ВС РФ), реализацию социальных гарантий для военнослужащих", - говорится в документе. Одной из приоритетных задач является обеспечение жильем военных. К концу 2010г., по словам Д.Медведева, должны быть выполнены все ранее взятые обязательства по обеспечению нуждающихся военнослужащих постоянным жильем, к 2012г. - служебным жильем.
С 2011г. должна начаться реализация Государственной программы вооружения на 2011 - 2020гг., обеспечивающей комплексное переоснащение войск современными видами новых систем и образцов вооружения и военной техники. На осуществление этой госпрограммы должна быть направлена новая федеральная целевая программа реформирования оборонно-промышленного комплекса.
Пятым приоритетом бюджетных расходов на следующий трехлетний период станет реформа органов внутренних дел. Д.Медведев в бюджетном послании указывает на необходимость повышения эффективности деятельности милиции. Президент РФ напомнил, что с 2012г. финансовое обеспечение милиции общественной безопасности будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета. И, по его словам, уже сегодня необходимо готовиться к столь серьезному изменению расходных обязательств РФ и субъектов Федерации и соответствующих им финансовых потоков.
Шестой приоритет - развитие транспортной инфраструктуры. "Наличие развитой транспортной инфраструктуры является необходимым условием экономического роста и повышения инвестиционной активности. Совершенствование транспортной инфраструктуры с внедрением современных инновационных технологий продолжает оставаться одной из основных задач на среднесрочную перспективу", - отмечается в бюджетом послании. Президент РФ считает, что необходимы новые подходы к реализации инфраструктурных проектов с привлечением частных инвестиций, в том числе на условиях заключения контрактов жизненного цикла.
В связи с этим одним из приоритетных направлений бюджетной политики должно являться устойчивое финансовое обеспечение содержания и развития автомобильных дорог. Это требует детальной проработки всех вопросов, в том числе касающихся создания системы дорожных фондов, с учетом критериев и социальной справедливости, и экономической эффективности. Кроме того, необходимо обеспечить функционирование комплексной системы безопасности населения на транспорте, прежде всего в метрополитене и на других видах общественного транспорта.
Седьмой и последний по порядку приоритет бюджетных расходов, обозначенный в послании, - это оптимизация масштабов и форм поддержки экономики. Речь идет о проектах, одобренных комиссией при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. Механизм выделения бюджетных грантов для поддержки отечественных инновационных проектов должен быть ориентирован на обеспечение общегосударственных приоритетов»[8].
Можно утверждать, что федеральный бюджет как единая система доходов и расходов распался на два денежных фонда. Выведение Стабилизационного фонда из общего поля финансовой политики и бюджетного процесса искажает роль государственных доходов вобеспечении экономического роста. Государственные расходы рассматриваются исключительно как обратная проекция бюджетных доходов, очищенных от конъюнктурных поступлений. Расчетов эффективности и результативности различных функциональных видов расходов не существует, поэтому утверждения о чрезмерном уровне государственных расходов нуждаются не в идеологическом, а экономическом обосновании.
Продуманная политика доходов является основой бюджета, его расходной части. Но очень важно не принижать активную роль политики государственных расходов при результативном использовании средств. Функции современного государства не ограничиваются содержанием госаппарата, обеспечением обороноспособности и правопорядка. Поэтому наше государство признано быть социальным. Социальные расходы на расширенное воспроизводство человеческого капитала создают основы для долгосрочного, устойчивого развития. Не менее важно предусматривать расходы на поддержку экономического роста за счет устранения крупных отраслевых и региональных диспопорций, которые в обозримом периоде не могут быть выправлены саморазвитием рынка.
В общем можно сказать, что проводимая государством политика дает экономике отрицательный импульс. Это приводит к ее балансированию на более низком уровне соотношения спроса и предложения, что неизбежно означает замораживание инвестиционных ресурсов частного капитала.
В условиях рыночной экономики среди целей и задач государства особую значимость приобретает обеспечение сбалансированности экономики и рыночного равновесия. Из мирового опыта известно, что сбалансированность и равновесие могут достигаться как при сбалансированном бюджете, так и при его дефиците в пределах 3% ВВП.
Проект федерального бюджета на 2011г. и плановый период 2012-2013гг. поступил в Госдуму. Согласно документу, в 2011г. дефицит бюджета составит 1 трлн 814 млрд руб., или 3,6% от ВВП, в 2012г. - 1 трлн 734,45 млрд руб. (3,1% ВВП), в 2013г. - 1 трлн 795,68 млрд руб. (2,9% ВВП).
Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2011г. составляет 8 трлн 844,55 млрд руб., на 2012г. - 9 трлн 503,47 млрд руб., на 2013г. - 10 трлн 379,89 млрд руб. Общий объем расходов федерального бюджета РФ на 2011г. прогнозируется в сумме 10 трлн 658,56 млрд руб., на 2012г. - 11 трлн 237,9 млрд руб., на 2013г. - 12 трлн 175,57 млрд руб.
Основные характеристики федерального бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП в 2011г. в размере 50 трлн 389 млрд руб. и уровня инфляции, не превышающего 6,5%, в 2012г. - 55 трлн 950 млрд руб. и 6% соответственно, в 2013г. - 61 трлн 920 млрд руб. и 5,5%.
Согласно приложениям к проекту закона о федеральном бюджете на 2011-2013гг., расходы по статье "Общегосударственные вопросы" в 2011г. составят 788,96 млрд руб., в 2012г. - 721,83 млрд руб., в 2013г. - 699,84 млрд руб.; по статье "Национальная оборона" - 793 млрд руб., 783 млрд руб. и 786 млрд руб. соответственно; по статье "Национальная экономика" - 1 трлн 657 млрд руб., 1 трлн 647 млрд руб. и 1 трлн 542 млрд руб.; по статье "Жилищно-коммунальное хозяйство" - 173,73 млрд руб., 79 млрд руб. и 60,48 млрд руб.; по статье "Образование" - 493,28 млрд руб., 496,68 млрд руб. и 499,16 млрд руб.; по статье "Социальная политика" - 3 трлн руб., 3 трлн 247 млрд руб. и 3 трлн 497 млрд руб.; по статье "Обслуживание государственного и муниципального долга" - 389,9 млрд руб., 518,36 млрд руб. и 600,7 млрд руб[8].
Практикум
Условие:
Экономика станы характеризуется следующими данными:
ВВП (Q) = 100 млрд. долл.,
бюджетный дефицит – 5 млрд. долл.,
денежная масса в обращении (М) – 20 млрд. долл.,
скорость обращения одной денежной единицы (V) постоянная.
Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет дополнительной денежной эмиссии.
Вопрос:
Какие последствия для экономики будет иметь данный вариант покрытия дефицита?
Решение:
Применяя уравнению Фишера - M*V=P*Q, где P – уровень текущих цен.
20*V = P*100 (из условия задачи). (1)
Так как бюджетный дефицит будут покрывать за счет дополнительной денежной эмиссии, то денежная масса в обращении увеличится соответственно на 5 млрд. долл., скорость обращения (V) останется прежней, а уровень текущих цен соответственно изменится и составит Р’.
Тогда уравнение Фишера будет выглядеть следующим образом:
(20+5)*V = P’*100 (2)
Из (1) и (2) уравнений выразим V:
27
V = 100P/20
V = 5P (из уравнения 1).
V= 100P’/25
V = 4P’ (из уравнения 2).
Так как скорость денежного обращения не менялась, в связи с дополнительным выпуском денежных средств, то можем приравнять правые части полученных уравнений и получим:
5P = 4 P’
Таким образом:
P’/ P = 5/4
P’=1.25P (3)
из уравнения (3) можно сделать вывод, что при покрытии бюджетного дефицита за счет дополнительной денежной эмиссии, в данном случае уровень цен возрастет в 1,25 раз.
Заключение
Рассмотрев структурное построение государственного бюджета мы увидели, что бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все её составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного её развития. И здесь же можно сделать вывод о том, что оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и чёткого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике.
Государственному бюджету присущи две функции – распределительная и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования ходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства и выражается в том, что будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов в нем, возникающие там тенденции.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Литература
Учебники, монографии, сборники научных трудов:
1. Экономическая теория: учеб. / В. И. Антипина, И. Э. Белоусова, Р. В. Бубликова (и др.); под ред. И. П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. 2009
2. Бернар И., Колли Ж.-К. толковый экономический и финансовый словарь. – М.: Междунар. отношения, 1997- 784 с.
3. Макроэкономика. Теория и Российская практика: Учебник/ Под. ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. –М.: КНОРУС, 2004 – 608с.
4. Бабушкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480с.
5. Лушин С. Актуальные проблемы бюджета // Экономист. – 2002. - №7.- с. 63 – 71.
6. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 540с.
7. Липсиц И. В. Введение в экономике и бизнес. Учебн. Для средн. спец. учебн. заведений. М. 2003
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.