Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »

Государственное регулирование рыночной экономики

Государственное регулирование рыночной экономики [22.04.09]

Тема: Государственное регулирование рыночной экономики

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.44K | Скачано: 339 | Добавлен 22.04.09 в 21:05 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 3

1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы. 4

2. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик. 7

3. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик. 12

Заключение 14

Контрольно-тестовые задания 15

Список использованной литературы 17

 

Введение

Современное развитие рыночных отношений в отечественной экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего и управляющего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

Регулирование в целом можно рассматривать как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.

В целом содержание государственного регулирования состоит из:

  1. Регламентации хозяйственной жизни, образующей свод правил, кодекс поведения хозяйствующих субъектов, определяющих их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;
  2. Формирования организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;
  3. Выработки социально-экономической политики, определения и результативного применения механизмов ее реализации.

 

1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы

Объективная необходимость вмешательства государства в экономи­ку была обусловлена несовершенством рыночного механизма, начиная с рынка свободной конкуренции, сменившейся затем господством мо­нополий. В этих условиях рыночный механизм, имея много досто­инств, оказался не в состоянии решать целый ряд социально-эконо­мических проблем и в целом обеспечить экономический рост.

Это потребовало систематического государственного вмеша­тельства в экономические процессы, но границы такого вмеша­тельства в различных экономических системах были неодинаковы.

В условиях, когда преобладала индивидуальная частная собст­венность и свободная конкуренция, границы вмешательства госу­дарства в ход общественного воспроизводства были минимальны­ми и сводились к организации денежного обращения, производ­ству общественных товаров, устранению отрицательных последст­вий внешних эффектов.

В условиях смешанной экономики, где конкуренция носит несовершенный характер, а главными участниками рынка стали крупные монополии и олигополии, границы государственного ре­гулирования экономических процессов значительно расширились.

Рыночная система находится в постоянном развитии. На определенном историческом этапе в ее эволюции начало от­ражаться влияние государства. В ходе последних двух столе­тий сложился богатый опыт взаимодействия двух эконо­мических институтов: рынка и государства. Характери­зуя данный социально-экономический «тандем», уместно от­метить несколько аспектов:

1. Если современная теория фирмы, как было отмечено, определяет рынок «спонтанным порядком», то понятие «иерархическая система» можно отнести не только к субъек­ту «фирма», но и к субъекту «государство».

2. В развитии двух отмеченных институтов наблюдается растущая взаимозависимость. Современный рынок не может функционировать без участия государства (потребность в пра­вовом поле, инфраструктуре), а государство, в свою очередь, не способно существовать без материально-финансовой под­питки со стороны рынка.

3. Взаимодействие двух институтов обеспечивает проявле­ние дополнительной результативности, что является, своего рода, «синергетическим эффекта»». Государственные меры не только помогают рынку нейтрализовать ряд своих изъянов, но и обеспечивают дополнительный эффект (выра­женный в динамизме рыночной экономики). Величина получаемого эффекта зависит во многом от оптимальности сочетания сил двух «агентов». При этом следует учитывать, что разумная пропорция («рынок-государство») определяется историческими условиями развития.

4. Взаимодействие рынка и государства является одновре­менно противоречивым единством.. Налицо не только пози­тивные эффекты. Между обоими институтами может возни­кать и противостояние. Данное свойство можно охаракте­ризовать следующим образом:

А. Государство - коллективный орган, созданный для под­держания организованной системы общества (в т.ч. и рыночной системы). Но не всегда эта функция осуществляется реально.

Б. На определенном этапе развития между двумя институ­тами может разворачиваться и своего рода конкуренция. Наи­более яркий пример - развитие инфраструктуры. В последние десятилетия финансирование части объектов этой сферы стал постепенно брать на свои плечи частный сектор. Вызвано это тем, что по своей финансовой мощи многие компании дозрели до возможности финансирования ряда объектов инфраструк­туры (в сфере образования, здравоохранения, страхования, транспортного сектора, системы связи и информации).

Как уже было отмечено, господствующее положение в современной теории занимает тезис: недостатки рыночной системы вызывают, необходимость государственного вме­шательства. Однако характеристика «изъянов» рынка и масштабов вмешательства государства - весьма дифференци­рована у представителей различных школ.

Таким образом, наличие дефектов рыночной системы, отсутствие полно­ценной системы саморегулирования обусловливает активи­зацию деятельности государства. Общая закономерность при этом следующая: чем слабее проявляются дефекты, тем меньше активность государства.

 

2. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик

Государственное регулирование реализуется посредством раз­личных форм, методов и направлений. Весьма важна для общества и система государственного контроля, разрабатывающая стандарты жизни, экологические стандарты и т п.

В современной хозяйственной жизни государство представлено различными формами воздействия: растет доля государственных расходов и доходов в ВНП, растут налоги, имеет место система государственного предпринимательства (доля государственного сектора в материальном национальном богатстве по странам мира сегодня колеблется от 20 до 60%), значительна роль государства в перераспределении национального дохода. С помощью налогов го­сударство не только пополняет казну, но и регулирует определен­ные виды предпринимательской деятельности, а через государствен­ные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные по­требности. В конечном итоге государственная власть должна обеспечивать охрану общественных интересов, экономической си­стемы страны в целом, только тогда ее деятельность будет эффек­тивной. Одними из самых характерных черт органов государствен­ного управления России являются их коррумпированность и связь с теневой экономикой. По оценкам западных экономистов размеры теневой экономики составляют от 30 до 40% всего объема эконо­мики страны. Россия только с 2002 г. присоединилась к борьбе с отмыванием незаконных денег. В настоящее время в России нет полного комплекта нормативных документов и экономических рычагов борьбы с коррупцией. Для повышения эффективности государственного управления необходимо их создание и внедрение в экономическую систему в минимальные сроки.

В зависимости от способа функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия государства на экономику.

Прямое воздействие – это такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению. Примером такого воздействия служит лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности.

Косвенное воздействие заключается в том, что государство не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаемые им решения. Органы власти создают предпосылки и законодательную базу таким образом, чтобы субъекты сами строили свою хозяйственную политику в соответствии с экономическими целями государства. В смешанной экономике налоги – один из основных методов косвенного регулирования.

При классификации методов управления выделяют административные и экономические. К административным методам относят такие меры, как запрет, разрешение, принуждение. К примеру, административные меры часто применяются при охране окружающей среды. Так, в Париже, в старых районах, капиталовложения в новое строительство запрещены, в том числе и из-за экологических соображений. Экономические методы воздействия государства на рынок содержат в себе такие глобальные направления, как прогнозирование, планирование, денежно-кредитное, финансовое регулирование и т.п.

Говоря о государственном регулировании можно выделить сле­дующие направления:

– регулирование капиталовложений;

– регулирование сбыта;

– регулирование рынка рабочей силы;

– стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Через регулирование капиталовложений государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроиз­водства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный ме­ханизм. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кре­дитов, государство в странах Запада покрывает часть ссудного про­цента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства намного меньше ресурсов, чем если бы государство само занималось капиталовложением в данную сферу. Но частные фирмы даже при такой поддержке государства не всегда вкладыва­ют средства туда, куда требуется с точки зрения общехозяйствен­ных интересов. Поэтому необходимы как частные, так и государ­ственные инвестиции. В федеральных государствах регулирование сложнее, чем в унитарных, поэтому регулирование экономики в России, и в частности регулирование капиталовложений, требует более сложного механизма и больше средств, чем в других государ­ствах бывшего СССР.

Система сбыта регулируется государством через государствен­ные закупки (государственное потребление) и через потребитель­ский кредит, который довольно широко развит в странах Запада. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, по­скольку стимулирует рост совокупного спроса. В условиях дефицитной экономики речь может идти не столько о стимулировании спроса, сколько об его ограничении, поэтому система потребитель­ского кредита в условиях начала и середины 1990-х гг. не нашла широкого применения в России. В настоящее время в России на­блюдается постепенное развитие потребительского кредитования. При наличии приватизированного жилищного фонда и увеличении темпов роста строительства нового жилья коммерческие и государ­ственные структуры будут вынуждены более широко применять потребительский кредит, поскольку государству выгоднее погасить часть стоимости кредита за счет собственных средств, чем полно­стью вкладывать свои средства в расширение жилищного фонда.

Государственные закупки существуют во всех странах, но особенно они развиты в США. Закупки осуществляются через госу­дарственный заказ у тех фирм, для которых он выгоден, поскольку гарантирует сбыт и, соответственно, прибыль. В силу этого госзаказ не навязывают, а наоборот, фирмы за ним гоняются. В нашей же стране в настоящее время госзаказ существует, но он, к сожалению, не всегда оплачивается вовремя, что не способствует развитию положительных рыночных тенденций в экономике.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется государ­ством по ряду направлений, в частности установление:

– максимальной продолжительности рабочей недели (в большин­стве стран Запада продолжительность рабочей недели составляет 42–45 часов),

– минимальной величины заработной платы;

– порядка взносов на нужды социального страхования (в России предприятия уплачивают единый социальный налог в размере 35,6% от фонда оплаты труда, включающий с себя отчисления в государственный Пенсионный фонд, в фонд обязательного социального страхования и в медицинские фонды обязательного страхования),

– государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса и обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в большин­стве западных стран финансирует более 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы государство выделяет не под количе­ство персонала, а под конкретный проект. Внедрение достижений НИОКР стимулируется налоговыми льготами. Большое внимание уделяется подготовке специалистов с высшим образованием. Ей даются заказы и соответствующее финансирование. В нашей стране развитие науки на протяжении многих лет было прерогативной сферой государственного финансирования. За десятилетие расходы на эти цели уменьшились в 8-10 раз. По мнению специалистов, если на протяжении 3-5 лет эта тенденция сохранится, то восстановить научный потенциал – базу, на которой возможно проводить ради­кальную реформу экономики, обеспечивать рост ВВП и национального дохода, - будет практически неосуществимо или же это потребует резкого сокращения личного потребления, доходов физических лиц, как это происходило в 1920-1930-е гг.

Помимо вышеназванных форы государственного регулирования можно также еще выделить и такие формы, как государственное программирование, регулирование мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства и т.д.

Мировая практика показала, что система мер и форм государственного регулирования довольно многообразна, в каждой стране эта система имеет особенности. К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования  относятся: финансовая политика, денежно-кредитная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика.

 

3. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик

В экономике России роль и место государственного регулирования, по нашему мнению, определяются рядом основными факторов, являющихся причиной отличий государственной политики России от развитых рыночных стран.

Во-первых, переход от административной экономики к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В то же время в России роль государства в социально-экономических процессах традиционно преувеличена. Кроме того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Налицо также наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном этапе это выражается в максимально возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что объективно ставит промышленников в зависимость от государства как собственника денежного капитала.

Во-вторых, в условиях любого кризиса роль государства как стабилизирующего фактора неизбежно возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей социально-экономической системы, темпы и направление преобразований.

 В-третьих, в условиях ломки хозяйственного механизма, сопровождающейся исчезновением старых и формированием новых институтов и/или субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой экономической операции превышает допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства во всех сферах экономической жизни может обеспечить хотя бы минимальную стабильность.

В-четвертых, некоторые институты, присущие высокоразвитой рыночной экономике, в условиях перестройки отечественной экономики были созданы волевым решением «сверху» и, соответственно, изначально оказались под контролем государства, поскольку не имели возможности эффективно действовать и развиваться без его поддержки.

В-пятых, неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии привела к возникновению дистанции в уровне экономического и социального развития между регионами-«донорами» и остальной частью страны.

Отсюда следует вывод: степень вмешательства государства на формирующихся рынках (в том числе на российском рынке) должна быть значительно выше, чем на развитых финансовых рынках.

Формирующийся финансовый рынок должен пройти долгий путь глубоких структурных преобразований на пути к созданию эффективной регулятивной системы под продуманным руководством государства. Однако государственное регулирование финансового рынка не должно быть авторитарным. При всех существующих преимуществах централизованного государственного регулирования саморегулирование как регулирование на микроуровне имеет все большее значение. Только при условии симбиоза этих двух уровней регулирования можно достичь эффективного функционирования финансового рынка.

 

Заключение

Объективная необходимость вмешательства государства в экономи­ку была обусловлена несовершенством рыночного механизма, начиная с рынка свободной конкуренции, сменившейся затем господством мо­нополий. В этих условиях рыночный механизм, имея много досто­инств, оказался не в состоянии решать целый ряд социально-эконо­мических проблем и в целом обеспечить экономический рост.

Это потребовало систематического государственного вмеша­тельства в экономические процессы, но границы такого вмеша­тельства в различных экономических системах были неодинаковы.

В зависимости от способа функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия государства на экономику.

При классификации методов управления выделяют административные и экономические. К административным методам относят такие меры, как запрет, разрешение, принуждение. Экономические методы воздействия государства на рынок содержат в себе такие глобальные направления, как прогнозирование, планирование, денежно-кредитное, финансовое регулирование и т.п.

Говоря о государственном регулировании можно выделить сле­дующие направления:

– регулирование капиталовложений;

– регулирование сбыта;

– регулирование рынка рабочей силы;

– стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования  относятся: финансовая политика, денежно-кредитная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика.

 

Контрольно-тестовые задания

КТЗ-1. Что из перечисленного относится к экономическим функциям государства?

А. Развитие системы образования;

Б. Осуществление перераспределения доходов;

В. Поддержка предпринимательства;

Г. Создание системы обороны государства.

Правильные ответы Б и Г.

Значительная часть экономических функций государства в со­временных условиях: связана с потреблением и перераспределени­ем национального дохода.

Необходимыми экономическими функциями государства яв­ляется также организация денежного обращения и предоставле­ние общественных товаров, т.е. услуг коллективного пользования, к которым относится  в том числе и национальная оборона.

 

КТЗ-2. Меры (методы) экономической политики включают:

А. Запрет;

Б. Разработку и реализацию комплексных программ;

В. Принуждение

Г. Стимулирование.

Правильные ответы А, Б и В.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно - кредитной и бюджетной политики. Таким образом, экономическими методами государственного регулирования являются разработка и реализация комплексных программ денежно-кредитной и бюджетной политик.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового  ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

 

Список использованной литературы

  1. Курс экономической теории / Под общ ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 1995.
  2. Макроэкономика: теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. М.: ГНОМ и Д., 2001.
  3. Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред.И.П. Николаевой, М.: ЮНИТИ, 2000.
  4. Теория переходной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ, 2001.
  5. Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева. М., 1999.
  6. Экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. М.: Проспект, 2003.
  7. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2002.
  8. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие / под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ, 2004.
  9. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2006.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+6
Размер: 17.44K
Скачано: 339
Скачать бесплатно
22.04.09 в 21:05 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе