Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »

Роль государства в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике [07.06.09]

Тема: Роль государства в рыночной экономике

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.89K | Скачано: 307 | Добавлен 07.06.09 в 19:50 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Липецк 2009


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику 4

2. Основные направления государственного регулирования экономики 9

3. Тесты 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

Библиографический список 15

 

ВВЕДЕНИЕ

В развитии экономики во второй половине XX века обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая деятельность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма.

Проблемы государственного вмешательства в экономику были и остаются актуальными на протяжении всей истории существования и развития государства. Особое значение они приобрели в условиях рыночной экономики, когда производство стало осуществляться в широких масштабах, а рыночный механизм – выполнять роль регулятора хозяйственных связей. Крупное производство и рынок немыслимы без развитых экономических отношений, которые в современных условиях уже перерастают национальные границы и становятся международными. Кроме того, современное общество существенно отличается от общества периода становления рыночного хозяйства. Ему присуще не только более крупное и сложное хозяйство, но и наличие практически ранее отсутствующего социального сектора. Эти и ряд других обстоятельств явились причиной радикальной смены взглядов на роль и место государства в период становления и развития рыночной экономики и сейчас.

Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Все экономисты сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться видимой рукой государства.

 

1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования .

Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

Представители меркантилизма – первой экономической школы – стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности .

Представители более позднего периода – физиократы – не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, – защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность .

Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов – идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг «экономической свободы» и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь .

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной .

Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30–е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50–60–е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50–е – начало 70–х годов .

Но с середины 70–х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М.Фридман, Ф.Хайек). Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. Виновниками этих катаклизмов объявлялись кейнсианские рецепты государственного регулирования, обусловившие неимоверный рост государственных расходов, иждивенческой части населения.

Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики.

Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро–, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы .

Как и любая, социально-экономическая модель, рыночная не является абсолютно идеальной: она имеет существенные дефекты, стремление к избавлению от которых на протяжении всей истории рынка приводит к поиску средств и методов по усовершенствованию ее действия .

Основные проблемы, возникающие у рынка могут быть смягчены, прежде всего, государством. Это происходит следующим образом :

  • Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям, и поэтому государство создает институты по ограничению монополистической деятельности.
  • Рынок не способен производить общественные товары, и поэтому за их производство платит государство
  • Рынок слабо обеспечивает социальные гарантии, тогда государство вводит их само.
  • Рынок порождает асимметричную информацию, и поэтому государство ее дополняет, само публикуя обширную экономическую информацию.
  • Рынок порождает цикличность, поэтому государство осуществляет антициклические меры.

Среди многообразия форм государственного вмешательства в рыночную экономику особое место занимает создание и регулирование правовой и институциональной рыночной среды. Только специальный авторитетный и властный орган способен создать, повсеместно распространить и контролировать действенность общенациональных правил игры в экономической сфере. При этом, чем более развитым и сильным является государство, тем совершеннее качество и уровень его правовой базы, в том числе экономической, а масштабы правового поля приобретают все более всеобщий характер .

Государству принадлежит важная роль в создании и развитии составных частей рыночного механизма – цены, рыночного спроса и предложения. Так, в переходный период от административно-командной модели к рыночной государство осуществляет либерализацию цен. С этим процессом связано превращение монопольного рынка в конкурентный со всеми вытекающими последствиями как положительного свойства (когда конкуренция выступает двигателем прогресса), так и отрицательного (если конкуренция усиливает дифференциацию общества). Только государство обладает возможностью смягчить остроту процесса либерализации цен, свести до минимума его отрицательные последствия и способствовать максимизации последствий положительного эффекта.

Осуществляя либерализацию, государство создает благоприятные условия для зарождения и развития малого и среднего бизнеса, делает рынки более свободными для входа на них новых продавцов-производителей. При этом возможны варианты государственного воздействия на уровень цен:

1)       косвенное, с помощью манипуляций с налоговыми ставками, таможенными и другими сборами, что будет влиять на снижение или повышение цен;

2)         с помощью замораживания цен на определенный ряд товаров (как правило, на жизненно необходимые товары), производство которых временно ограничено;

3)      устанавливать цены волевым решением.

Воздействуя на спрос, государство в состоянии осуществлять регулирование рынка, а через него – и всего экономического процесса. Так, в периоды экономических спадов государство, используя определенные инструменты и приемы, способно существенно влиять на спрос. Возрастание спроса служит сигналом для увеличения размеров предложения со всеми вытекающими отсюда последствиями: оживлением производства, восстановлением экономических связей и пропорций.

Одной из центральных задач государства в условиях рынка является содействие в формировании экономического, предпринимательского и инвестиционного климата. В этих целях государство разрабатывает и принимает свод законов, декларирующих права экономических субъектов на собственность, на занятие предпринимательской деятельностью, на единое экономическое пространство, преференции для инвесторов и др. Каждый документ должен содержать перечень условий и ограничений для определенной сферы деятельности (в том числе антимонопольной направленности), а также условий и преимуществ для инвесторов. Для современного этапа развития наиболее характерным является смягчение экономического климата, что означает стремление к большей экономиче­ской свободе и глобализации. На практике это находит выражение в том, что государство последовательно ослабляет барьеры входа на рынок .

Важная роль принадлежит государству в создании благоприятного инвестиционного климата в стране, поскольку объем и направления инвестиций в экономику являются главными материальными факторами экономического роста.

Создание условий для притока инвестиций и наиболее эффективного их приложения требует наличия комплекса обстоятельств, большая часть которых в значительной мере зависит от государства. Обстоятельствами такого рода являются: действующее в стране законодательство; экономическая стабильность; государственные гарантии инвесторам, обеспечивающие безопасность их вложений; действующая в стране система налогообложения; таможенная и внешнеэкономическая политика.

Важное место в деятельности рынка занимает его инфраструктура, состоящая из вспомогательных элементов, обеспечивающих нормальную деятельность рыночного механизма.

Современная рыночная инфраструктура представляет собой сложный организм, включающий финансовую, информационную, транспортную, функциональную (рынки с их территориями и сооружениями), научно-исследовательскую и другие системы. От набора и качества инфраструктуры во многом зависят деятельность и эффективность рынка .

Для рыночной инфраструктуры объективно необходимо участие государства в ее формировании, регулировании и контроле за деятельностью.

Кроме того, государство призвано осуществлять контроль за деятельностью всех структурных звеньев рыночной инфраструктуры и содействовать повышению эффективности их работы.

Таким образом, основными направлениями вмешательства государства являются формирование правовой и институциональной рыночной среды, экономического, предпринимательского и инвестиционного климата, а также организация, поддержка и контроль деятельности рыночной инфраструктуры .

 

2. Основные направления государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям .

Из-за неоднородности различных стран в уровне социально-экономического развития, национальных, исторических и других особенностей нет и не может быть единого критерия определения масштаба и способов государственного вмешательства в экономику. Однако в самой общей форме здесь можно выделить два основных направления. Во-первых, это непосредственное участие государства в экономической сфере деятельности как собственника, так и предпринимателя. Во-вторых, осуществление органами государственной власти регулирования экономических процессов .

Реализация государственного регулирования экономики осуществляется с помощью большого набора методов. Методы государственного регулирования экономики представляют собой систему способов и норм, с помощью которых государство регулирует экономические отношения. Их принято делить на экономические и административные.

Административные методы регулирования представляют собой набор мер, устанавливаемых органами государственной власти, по разрешению, запрету, принуждению и ограничению деятельности экономических субъектов.

Формами этого метода могут быть лицензирование, квотирование, налогообложение, контингентирование и др. Инструментами непосредственной реализации этого метода являются шкала налоговой ставки, предельные цены на определенные блага, таможенные тарифы, учетная ставка, лицензии и т.д.

Примерами использования этого метода регулирования экономической деятельностью могут быть также целевые дотации и льготное кредитование сельскохозяйственных производителей, предоставление тому или иному региону средств на ликвидацию последствий стихийных бедствий или рекультивацию среды обитания, а также штрафы и другие санкции против фирм, использующих устаревшую технологию и, как следствие, загрязняющих окружающую среду.

Помимо этого государственное регулирование экономики может осуществляться посредством государственного заказа отдельным фирмам или корпорациям на производство некоторых общественно важных продуктов или услуг. Это могут быть заказы на производство военной техники, на строительство дорог и жилья.

Экономические методы представляют собой набор специальных инструментов, с помощью которых происходит опосредованное регулирование государством экономических процессов. По сути это методы стимулирования развития отдельных субъектов национального хозяйства или их производств (индикативное планирование, налоговой и бюджетной системы и пр.), т.е. это стимуляторы экономики или, наоборот, сдерживающие факторы.

Индикативное (показывающее, обозначающее) планирование государство осуществляет для указания параметров развития как экономики в целом, так и отдельных ее сфер и отраслей, на определенный период. С его помощью прогнозируются и устанавливаются ориентиры по реализации конкретных задач определенной экономической политики государства.

С помощью инструментов денежно-кредитной системы государство может оказывать определенное воздействие на инфляционные и инвестиционные процессы. Так, «сжатие» денежной массы, которое способен осуществлять Госбанк, может оказать влияние на сдерживание уровня и темпов инфляции.

Использование перечисленных методов и инструментов их реализации в условиях рыночной экономики имеет определенную специфику. Ее основной смысл состоит в том, что применение любого из них должно не нарушать (а если и нарушать, то временно), а дополнять и делать более эффективной работу рыночного механизма. В противном случае вступление в противоречие государственного воздействия на экономику с механизмом и законами рынка неизбежно приведет к нежелательным результатам и, как следствие, к нарушениям хозяйственных связей и экономическому хаосу.

Поэтому при использовании методов государственного регулирования преимущество должно отдаваться экономическим методам, а не администрированию. Кроме того, государство должно использовать только те методы, применение которых в данный момент способно приносить лишь положительный эффект.

Кроме этого, по способу функционирования выделяют административные, правовые, прямые и косвенные методы государственного регулирования .

Административные методы регулирования представляют собой набор мер, устанавливаемых органами государственной власти, по разрешению, запрету, принуждению и ограничению деятельности экономических субъектов.

Формами этого метода могут быть лицензирование, квотирование, налогообложение, контингентирование и др. Инструментами непосредственной реализации этого метода являются шкала налоговой ставки, предельные цены на определенные блага, таможенные тарифы, учетная ставка, лицензии и т.д.

Правовые инструменты представлены хозяйственным правом, прежде всего Гражданским кодексом РФ и другими законами, которые принимаются законодательными органами, преимущественно центральными .

Государственное регулирование экономики может быть прямым и косвенным.

К прямым методам регулирования относят те, которые непосредственно воздействуют на хозяйственную деятельность и ее результативность.

Формы прямого воздействия разнообразны. К ним может относиться поддержка или ограничение частного бизнеса, предоставление отдельным сферам (предприятиям) льгот, дотаций и преференций или, напротив, установление жестких или ограничительных санкций для некоторых сфер и фирм.

Примерами использования прямого метода регулирования экономической деятельностью могут быть: целевые дотации и льготное кредитование сельскохозяйственных производителей, предоставление тому или иному региону средств на ликвидацию последствий стихийных бедствий или рекультивацию среды обитания.

Косвенные методы представляют собой набор специальных форм, с помощью которых происходит опосредованное регулирование государством экономических процессов.

 

3. Тесты

1. Административные меры государственного регулирования включают:

а) списание основного капитала на основе ускоренной амортизации;

б) разрешение или запрет на занятие определенными видами хозяйственной деятельности ;

в) введение налога на добавленную стоимость;

г) изменение учета ставки;

д) замораживание заработной платы на определенном уровне.

Административные методы государственного регулирования охватывают те действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых в этой области мер состоит в создании наиболее обоснованных для частного сектора правовых условий, формирование стабильной юридической обстановки для ведения дел. Административные методы включают меры запрета, разрешения, принуждения. К ним, в частности, относятся выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность; установление квот на экспорт и импорт, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др .

 

2. Экономические функции государства, не относящиеся к числу общих:

а) защита окружающей среды;

б) регулирование внешнеэкономических связей;

в) регулирование занятости;

г) содержание армии;

д) обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике.

Одними из важнейших основных функций являются:

1. Стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста.

2. Обеспечения занятости.

3.Регулирование цен.

4.Обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов.

5. Перераспределение доходов и ресурсов.

6. Установление административных ограничений и стандартов.

7. Регулирование рынка труда.

8. Охрана окружающей среды.

К не основным функциям государства относятся направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни. Причем исследователи подчеркивают, что термин «не основные функции» является по большей мере условным и его употребление правомерно лишь потому, что позволяет лучше рассмотреть более широкие по объему функции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, экономисты приводят две основные причины государственного вмешательства в хозяйственную жизнь: во-первых, государство обеспечивает институционально-правовую основу деятельности экономических агентов, во-вторых, у рынка есть несовершенства, вследствие чего государство вынуждено решать экономические проблемы, которые не может решить сам рынок.

Масштабы государственного вмешательства можно оценить прежде всего через размеры государственного бюджета и государственного сектора .

 

Библиографический список

  1. Антипина В.И., Белоусова И.Э. и др. Экономическая теория: учебник / Под ред. И.П. Николаевой – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 576 с.
  2. Амосов А.И., Архипов А.И. и др. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.И. Архипова., С.С. Ильина. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 608 с.
  3. Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики: курс лекций. – Калининград: Калининградский университет, 1997. – 63 с.
  4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 456 с.
  5. Экономика: учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – 831 с.
  6. Яллай В.А. Макроэкономика. – Псков.: ПГПИ, 2003. – 104 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 18.89K
Скачано: 307
Скачать бесплатно
07.06.09 в 19:50 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе