Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »
Тема: Роль государства в рыночной экономике
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)
Тип: Курсовая работа | Размер: 41.28K | Скачано: 326 | Добавлен 10.10.09 в 14:12 | Рейтинг: +17 | Еще Курсовые работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Барнаул 2008
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3-4
1. Необходимость вмешательства государства в экономику 5-9
1.1. Характеристика «изъянов» рынка у представителей различных школ 9-12
1.2. Экономическая политика государства, принципы и виды 12-19
2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики 20-27
3. Особенности современной экономической политики российского государства 28-30
Практикум 31
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Введение
Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто.
В России происходит формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой. Наиболее очевидным проявлением деформированности, аномальности этой системы являются чрезмерное доминирование капитала над трудом, сращивание денег и власти.
В такой ситуации регулирующая роль государства также приобретает искаженный характер, далёкий от того, каким должен быть в условиях цивилизованного рынка. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственное регулирование экономики.
Ключевым звеном реформирования государства должна стать идея всемерного укрепления государства и его институтов, повышения их роли и влияния на общественно-политическую и экономическую жизнь. Экономическая политика и роль государства только тогда станут эффективными и авторитетными, когда их социальной опорой станет всё общество. Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике.
Эта работа предполагает выяснение вопроса о роли государства в рыночной экономике. Также целью этой работы является изучение целей, направлений и методов государственного регулирования экономики, изучение экономической политики современной России. Предметом исследования данной курсовой работы является роль государства в рыночной экономике, а объектом исследования – рыночная экономика России.
1. Необходимость вмешательства государства в экономику.
Рыночная экономика – сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. Рыночный механизм выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, в поступательном ее развитии. Но по мере дальнейшего развития рыночной системы хозяйства все ощутимее проявляются ее недостатки. Таким образом, основные недостатки рыночного механизма заключены в следующем:
В современных условиях необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы. Именно оно способно взять на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства. Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы.
Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами. Говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используется для достижения той или иной цели.
Функции государства в рыночной экономике:
Перечень функций государства этим не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику, социальное страхование, организует денежное обращение, стимулирует использование имеющихся научно-технических результатов, проводит глубокие структурные преобразования производства, обеспечивает решение вопросов фундаментальной науки, поддерживает достаточный уровень обороноспособности, производит общественные блага, оказывает помощь малорентабельным, но важным для хозяйства производствам и т.д. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства в рыночную экономику.
Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Это область перераспределения доходов, сфера занятости и безработицы. Государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов. Здесь минимальная граница вмешательства государства является подвижной, на нее влияют текущее состояние экономики, уровень жизни в стране, определяющий потребительские стереотипы. А максимальная граница определяется: размером социальных выплат, которые должны быть согласованы с возможностями государства; размерами налогов, не подрывающими экономические стимулы владельцев факторов производства. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством не мало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.
Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и др.
Таковы верхние максимально допустимые границы вмешательства государства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.
Однако, в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: защита среды обитания человека, развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и другое.
Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики. Недостатки рыночной системы вызывают необходимость государственного вмешательства. Однако характеристика «изъянов» рынка и масштабов вмешательства государства – весьма дифференцирована у представителей различных школ.
1.1. Характеристика «изъянов» рынка у представителей различных школ
Классическая и неоклассическая школы о достоинствах и недостатках рынка. Согласно позиции данных школ серьезных изъянов у рыночной экономики не наблюдается. Такой тип экономической модели – наилучший из всех существующих. При функционировании рыночной системы возможны проблемы, однако система способна нейтрализовать их самостоятельно. Участие государства необходимо лишь для обеспечения экономической свободы, поддержания правового порядка и сохранения внешней и внутренней безопасности.
Школа марксисткой политэкономии о пороках рынка. Общая установка школы – критика принципиальных основ рыночного хозяйства, что выражается в следующих постулатах:
Резюме данной школы: национализация, сосредоточение всей власти и ресурсов в руках государства – путь, обеспечивающий устранение пороков рынка.
Кейнсианская школа о слабостях рынка в кризисной ситуации.
Кейнсианская теория зародилась как теоретическое осмысление крупномасштабной кризисной ситуации в экономике. Согласно позиции рассматриваемой школы, цена в рыночной экономики (цена труда) не является гибко меняющейся величиной, благодаря которой всегда достигается равновесное развитие. Итогом является проблема массовой безработицы, решить которую без вмешательства государства рыночный механизм не может. Таким образом, кризисные явления в форме массовой безработицы – главная слабость рыночной системы.
Ордолиберальная и неолиберальная школы о социальных дисбалансах рынка. Позиции представителей данных школ связаны с пониманием того, что рынок не обеспечивает социальную справедливость. Он не нацелен на достижение социально-экономического баланса в обществе (понимаемого в широком смысле слова):
Резюме: без участия государства рынок не умеет устранять данные формы дисбаланса.
Институциональная школа о сбоях рынка.
Институционализм – это учение, которое рассматривает значение институтов экономики, а также их взаимодействие в области принятия и направленности экономических решений. Согласно позиции школы институционализма достоинство рынка состоит в облегчении процесса обмена благ («Рынки представляют собой институты, существующие для облегчения обмена, т.е. они существуют для сокращения издержек по трансакции обмена»). Несовершенства рынка с позиции школы институционализма:
Рынок, согласно институционализму, отнюдь не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Институциональная теория исходит из повышения роли государства при реализации определяющих экономических целей общества.
1.2.Экономическая политика государства, ее принципы и виды
Экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.
Экономика любой страны развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. Принято различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия). В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика ВВП, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления цен, занятости и безработицы.
Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой, воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства, и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики.
Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, инвестиционных проектах, в государственных законах, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах. Экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных бюджетах или программах, но и текущими решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями.
В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику [4, 616].
Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо гарантированных ресурсных возможностях, позволяет наметить линию экономического поведения намного лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, равный примерно году или даже нескольким месяцам.
Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйствования. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов, распределения государственных ресурсов.
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия: налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
Наряду с фискальными инструментами значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента.
Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства, предоставление социальных субсидий, региональных субвенций, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.
Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.
В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды.
Виды экономической политики:
1). Фискальная (финансово-бюджетная). Фискальная политика объединяет в себе бюджетную, налоговую политику и политику доходов и расходов. Она проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению. Ее главная задача состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.
2). Монетарная (кредитно-денежная) экономическая политика. Монетарная политика – регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Монетарная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены. Эта политика преследует цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. Целевые задачи монетарной политики – стабилизация уровня цен, подавление инфляции, поддержание покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.
3). Структурно-инвестиционная политика. Действия государства в отношении формирования и изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране, влияния на пропорции, соотношения между производством разных видов отраслевого продукта. Проводимая государством структурная политика призвана способствовать прогрессивным изменениям в структуре производства, связанным с возможностью более полного удовлетворения потребностей населения страны, использование прогрессивной техники и технологии, обеспечения экономической независимости и военной безопасности, достижение других аналогичных целей. В этом свете проявлением структурно-инвестиционной политики выступают научно-техническая (инновационная политика), ориентированная на использование в экономике достижений НТП, и конверсионная политика, направленная на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых значительно сужается. Как проявление структурно-инвестиционной политики выступают промышленная и аграрная политика поддержки и развития этих отраслей. Структурная политика тесно связана и образует единое целое с инвестиционной политикой, направленной на изыскание источников инвестиций и установлений рациональных областей их использования.
4). Социальная политика. Она ориентирована на социальную защиту населения, обеспечение удовлетворения первостепенных жизненных потребностей, поддержание необходимых условий жизни, охрану окружающей среды. К социальной политике примыкают политика регулирования доходов населения и оплаты труда, политика занятости, демографическая политика, направленная на регулирование численности, структуры, расселения граждан, а также миграционная политика, призванная воздействовать на перемещение населения, иммиграцию и эмиграцию.
5). Региональная политика. Ее цель – достичь рационального размещения производительных сил, межрегионального обмена товарами и услугами, гармоничного развития экономики регионов страны. В региональную политику входит налаживание федеративных отношений между федерацией и ее субъектами, оказание содействия отдаленным, депрессивным регионам.
6). Институциональная политика. Это проводимые государством меры, действия по устранению устаревших и формированию новых экономических институтов, т.е. элементов экономической и социальной структуры, характеризующих устройство, формы и способы регулирования хозяйственных процессов.
7). Внешнеэкономическая политика. Она распространяется на область экономических отношений с другими странами, охватывающая внешнюю торговлю, международные научно-технические и культурные связи, осуществление совместных программ, привлечение иностранного капитала, внешний долг стран друг другу. В качестве конкретных инструментов проведения государственной внешнеэкономической политики выступают таможенные тарифы, пошлины, экспортно-импортные ограничения, обменный курс валют, валютный контроль [4, 628].
Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимально правовой и социальной защищенности личности.
Экономическая политика государства в целом ориентирована на достижение общенациональных целей страны, общества, народа. Это обширная совокупность целевых задач, которую трудно свести к одной обобщенной цели.
Основные цели социально-экономической политики государства:
В современной экономической науке проблема установления целей и задач государственной экономической политики рассматривается утилитарно и сводится не к формированию единой общей цели, а к установлению спектра, совокупности таких целей. Но и при таком подходе нет возможности однозначным образом выразить совокупность целей, преследуемых государством в ходе выработки и осуществления своей экономической политики.
2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям [10, 200].
Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращения ее загрязнения, гибели природы.
Как и в любой управленческой системе, в ГРЭ необходимо выделять объекты управления, т.е. то, на что направлены государственная деятельность и политика, и субъекты управления, т.е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу своих специфических функций объединяет в себе оба эти понятия. На большинстве уровней управления можно условно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования.
Первый блок – макроэкономические объекты ГРЭ:
Второй блок включает денежно-финансовые объекты:
Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы:
Принято выделять несколько субъектов государственной экономической деятельности – это само государство, которое включает помимо федеральных образований, региональные (уровень субъектов федерации), местные (города, районы, села, поселки).
Во всех субъектах ГРЭ следует выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов. Носители – это физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы. Выразители – объединения носителей, различные союзы и ассоциации (союзы предпринимателей и потребителей, профсоюзы, политические партии). Исполнители хозяйственных интересов – это органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому порядку.
В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов классификации методов воздействия на экономику. В частности, по способу функционирования различаются методы прямого и косвенного влияния на экономику[9, 478].
Методы прямого воздействия – это такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. К примеру, налоговое законодательство, юридические правила в области амортизационных отчислений, нормативные акты, законотворчество. Прямые методы имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата, но у них есть и серьезный недостаток – создание помех рыночному процессу. К инструментам прямого экономического воздействия относят целевое кредитование (оно выражается в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам), установление кредитных «потолков» (ограничение объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности) и прямой контроль за установлением уровня процентных ставок (установление Центральным банком ставки рефинансирования).
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Государство только создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к вариантам, соответствующим целям экономической политики. Преимущества данных методов в том, что они не нарушают рыночной ситуации, не вводят неожиданный дисбаланс в состояние динамического равновесия. Недостатком является определенный временной лаг, наблюдаемый между принятием государством мер, их восприятие экономикой и полученными изменениями в хозяйственных результатах. Широко используются косвенные методы денежно-кредитного регулирования: регулирование минимальных резервных требований; осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам); купля-продажа иностранной валюты; регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков и др.
Обратимся к еще одной, весьма важной классификации методов воздействия на экономику. Критерий подхода – организационно-институциональный. Данный перечень включает: административные, экономические и институциональные методы (рис. 1) [9, 482].
Рис. 1. Методы воздействия на экономику
Административные методы. Совокупность административных рычагов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры. Задачей этих мер является создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Их функция – обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений. Степень активности административных мер зависит от области экономики. В данное время они более настойчиво проявляются в сфере охраны окружающей среды, а также в области социальной защиты.
Экономические методы. К экономическим инструментам относят действия, которые имеют воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер.
Финансовая политика. С одной стороны, она представляет собой механизм по реализации целей экономической политики. С другой стороны, осуществление финансовых мер является одним из составных элементов общей экономической политики.
Монетарная политика имеет характер косвенного воздействия и реализуется Центральным банком страны, который имеет относительную самостоятельность от законодательной и исполнительной власти.
Программирование и прогнозирование. Экономическое программирование – это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития. Составление программ и прогнозов отражает в основном косвенный вариант государственного регулирования. Программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Данный процесс ориентирован в основном на обеспечение деловых кругов важной экономической информацией. В том и другом случае (при составлении программ – в более активной форме) государство косвенно может подсказать, побудить предпринимателей к действиям. Однако решения о них бизнесмены принимают сами.
Институциональные методы. Среди вариантов распространения институциональных форм в современных условиях отметим:
На практике методы государственного регулирования реализуются при помощи определенных инструментов, представленных на рис. 2. [9, 479]
Рис. 2. Инструменты экономической политики
Государственное регулирование рыночной экономикой проводится по шести основным направлениям: [3, 259].
Административно-правовое регулирование идет по двум взаимосвязанным линиям: законодательной и исполнительной. Первая линия предполагает создание государством правовых основ экономики – установление законов, регулирующих права собственности, порядок предпринимательства, условия и охрану труда, деятельность монополий, экологические нормы, права потребителей и т.д. Вторая линия – это текущие административные меры государства по обеспечению соблюдения действующих законов всеми участниками экономических процессов.
Непосредственное государственное управление (полностью или частично) применяется по отношению к таким общественно значимым объектам и сферам, как оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, здравоохранение, национальные музеи и т.д. При этом многие из этих объектов и сфер могут находиться в общегосударственной или муниципальной собственности.
Государственные программы и заказы. Такие программы представляют собой комплекс взаимоувязанных мер (производственных, научно-технических, социальных), направленных на решение той или иной проблемы, на достижение определенной цели. Подобные документы (комплексные или целевые комплексные программы) разрабатываются в разных отраслях: в сфере освоения космоса, в создании новых типов вооружений, в проведении широких научных исследований и др. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции (строительных объектов, космических аппаратов, морских судов, медицинского оборудования и пр.). Эти обычно крупные заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.
Финансовая политика. Она охватывает весь комплекс мероприятий государства в области финансов. Финансовая политика многогранна и ведется по целому ряду взаимопереплетающихся направлений. Среди них выделяют две главные линии: бюджетную и фискальную политику. Бюджетная политика ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
Кредитно-денежная политика направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса.
Социальная политика направлена на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабозащищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни. С помощью этой политики государство посредством социальной поддержки, системы трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода стремится не допускать острого социального неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые не могут обеспечить себя самостоятельно.
3. Особенности современной экономической политики российского государства.
В среднесрочной перспективе особое внимание Правительство РФ уделяет реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развитию агропромышленного комплекса.
Правительство РФ разрабатывает меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. Следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, которые предоставляют социальную помощь при реализации соответствующих программ, содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.
Планируется продолжить проведение административной реформы и реформы государственной службы, которые направлены на обеспечение публичности и регламентации деятельности государственных органов власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.
Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.
В целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты РФ и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста, путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений.
Для решения задач, связанных с устранением ограничений инфраструктурного и технологического характера, необходимо развивать транспортную инфраструктуру.
Развитие конкуренции и сокращение нерыночного сектора будут обеспечены путем создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции.
19 апреля 2007 года российское Правительство одобрило прогноз социально-экономического развития на 2008г. и на период до 2010г. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) представило обновленный сценарий развития страны на среднесрочную перспективу, в котором прослеживается ориентация на диверсификацию экономики, сильный инвестиционный и потребительский спрос, опережающее развитие обрабатывающей промышленности и рост несырьевого экспорта.
В прогнозе социально-экономического развития страны на 2008–2010гг. зафиксированы следующие параметры. Прогноз по инфляции на 2007г. составляет 7-8%, на 2008г. – 6-7%, на 2009г. – 5,5-6,5%, на 2010г. – 5-6%. Прогноз по ВВП составляет: на 2007г. – 6,5%, на 2008г. – 6,1%, на 2009г. – 6%, на 2010г. – 6,2%. При этом глава МЭРТ Герман Греф полагает, что Россия может выйти и на более высокие темпы роста ВВП, чем заложенные в трехлетний прогноз. Это может произойти, если инвестиционная активность предприятий будет выше и цена на нефть превысит официальные ожидания.
Прогноз по росту промышленного производства на 2007г. составляет 5,2%, на 2008г. – 5,1%, на 2009г. – 4,8%, на 2010г. – 5,2%. Рост инвестиций в основной капитал, по прогнозу МЭРТ РФ, составит: в 2007г. – 12,8%, в 2008г. – 11,9%, в 2009г. – 10,5% и в 2010г. – 11,4% [2, 361].
Реальные располагаемые доходы россиян в 2007г. вырастут на 9,8%, в 2008г. – на 9,1%, в 2009г. – на 8% и в 2010г. – на 7,5%. При этом реальная заработная плата, по прогнозу, в 2007г. увеличится на 12,8%, в 2008г. – на 10,8%, в 2009г. – на 8,8% и в 2010г. – на 8,2%. Ожидается снижение безработицы – с 7,3% в 2006г. до 6,8% в 2010г. При этом число зарегистрированных безработных должно вырасти, что говорит о структурных изменениях в этой сфере.
Экономисты отмечают, что, повышая прогноз роста экономики, чиновники делают ставку на сильный внутренний инвестиционный и потребительский спрос. По их оценкам, предполагаемые темпы роста экономики в целом выглядят очень правдоподобно: экономика имеет еще громадный резерв для роста, связанный с возможностью повышения её эффективности (снижения энергоемкости, повышения производительности труда и т.п.) и 6% в год представляется нормальным темпом роста для нее.
Многие аналитики также положительно оценивают прогноз социально-экономического развития, подготовленный МЭРТ. И предполагают, что на фоне возможного дефицита рабочей силы одним из приоритетов для правительства должна стать миграционная политика. Высокие темпы роста зарплат и пенсий приведут к дальнейшему росту располагаемых доходов населения, в связи с чем увеличение потребления будет по-прежнему оставаться одним из ключевых факторов роста российской экономики.
Таким образом, государство, оказывает влияние на сдерживание темпов инфляции и ограничение безработицы, на улучшение инвестиционного климата и ускорение экономического роста, на борьбу с бедностью и увеличение доходов населения, на интеграцию российской экономики в мировое экономическое сообщество.
Практикум
Как известно, между «провалами» современного рынка и направленность экономической политики государства существует определенная взаимосвязь. Установите данную взаимосвязь, заполнив таблицу: указывая справа конкретные направления корректирующего и дополняющего воздействия государства на отмеченные слева «провалы» рынка.
«Провалы» современного рынка |
Направления экономической политики государства |
Тенденция к монополизации рынков |
Антимонопольная политика государства, поддержание конкурентной среды. |
Неустойчивые темпы экономического роста. |
Политика стимулирования экономического роста. |
Недоиспользование ресурсов. |
Сглаживание циклических колебаний, структурная политика. |
Неполная занятость. |
Политика борьбы с безработицей. |
Нестабильность общего уровня цен. |
Антиинфляционная политика. |
Циклический характер развития производства. |
Антициклическая политика государства. |
Неравномерное распределение информации о рыночных сделках и о качестве товаров. |
Информационная политика государства. |
Неравномерное распределение доходов. |
Политика доходов, социальная политика. |
Существование нерыночных взаимосвязей и взаимозависимостей, не находящих отражения в ценах. |
Устранение негативных внешних эффектов и стимулирование позитивных. |
Несостоятельность рынка по предоставлению населению общественных благ. |
Производство государством общественных благ. |
Заключение
Вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным - экономика не должна быть излишне административно "зарегулирована", так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики.
Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения.
В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Полагаем, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.
Список использованной литературы
Учебники, монографии, сборники научных трудов.
Статьи из журналов и газет.
подход // Экономист, № 4, 2004.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.