Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Понятие этики и морали в деловом общении

Понятие этики и морали в деловом общении [02.10.12]

Тема: Понятие этики и морали в деловом общении

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Реферат | Размер: 15.80K | Скачано: 598 | Добавлен 02.10.12 в 14:43 | Рейтинг: +1 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2011


Оглавление

1. Основные понятия этики 3

2. Общие этические принципы делового общения 5

3. Тест 9

Список литературы 10

 

Основные понятия этики

Этику делового общения определяют как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной и социальной деятельности. Она опирается на общие нравствен­ные нормы и является частью этики вообще.

«Этика» (от греч. ethos – обычай, нрав)- учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать  ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

С этикой тесно связано такое понятие как мораль. Мораль (от лат. Moralis -нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде и т.д. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответ­ственность», «долг», «совесть» и т.д.

Мо­раль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различ­ные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали долж­ное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственностью, фактическими нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является «противоречиво-на­пряженное соотношение понятий сущего и должного».

В этом противоречии между должным и сущим заключена и про­тиворечивая сущность мотивации общения (в том числе и делового общения и поведения человека). С одной стороны, он стремится вес­ти себя нравственно должным образом, а с другой, — ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.

Общение — процесс вза­имодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее саморе­ализация.

Этика делового общения – учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях между деловыми партнерами.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей

Отличие морали от этики:

Мораль – это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем

нашим поведением. Этика – это рефлексивное осознание наших моральных

убеждений и правил поведения.

Этика – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.

Отличительная черта делового общения в том, что  – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений- это прежде всего получение максимальной прибыли. С учетом всего сказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

 

Общие этические принципы делового общения

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

общественно значимых целей;

Принципы этики деловых отношений – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях:

  1. В отношениях между предприятием и социальной средой;
  2. между предприятиями;
  3. внутри одного предприятия — между руководителем и по чиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса.

Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, что максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принцип всеобщего законодательства».

Принципы  этики  деловых отношений, дают конкретному  сотруднику  в  любой организации  концептуальную   этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Как и на Востоке, в Западной Европе древних времен уделяется большое внимание необходимости учета этических норм и ценностей в деловом общении. Однако в отличие от восточной, западноевро­пейская культурная традиция более прагматична. Экономический, материальный интерес выдвигается здесь на первый план, вместе с этим большое внимание уделяется статусному характеру общения. При этом статус начальника рассматривается как более привиле­гированный, нежели подчиненного. Отсюда и этические нормы, такие, как справедливость, добро, благо и т.д., наполняются эко­номическим содержанием и приобретают также статусный харак­тер. В этой связи Аристотель пишет: «Если исполняющий долж­ность начальника нанес удар, то ответный удар наносить не сле­дует, а если удар нанесен начальнику, то в ответ следует не только ударить, но и подвергнуть каре».

Важно отметить, что Аристотель уже совершенно определенно утверждает, что в основе делового общения лежит «потребность, которая все связывает вместе». При этом имеется в виду, прежде всего экономическая потребность и экономический интерес, ко­торые обусловливают экономический обмен между врачом, зем­ледельцем, ремесленником, ткачом, строителем и т.д.

Соответственно этому и критерий нравственности в деловом об­щении перемещается в экономическую сферу. Так, основным кри­терием справедливости в деловом общении, по Аристотелю, являет­ся принцип «пропорционального равенства», согласно которому «по­несший большие труды получает много, а понесший малые — мало».

Эта характеристика делового общения, когда на первый план выдвигается экономический интерес, материальный результат, прибыль как концентрированный критерий человеческой деятель­ности и общения, становится доминирующей и всеохватывающей с развитием капитализма. Конечным критерием справедливости или несправедливости становится умение успешно вести дело — деловой прагматизм. Этика бизнеса, этика рыночных отношений окончательно выдвигается на первый план и оставляет за собой все общечеловеческие, в том числе и религиозные ценности. Противоречие между ними,  весьма остро про­является и сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях - как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и во­обще деловыми людьми по отношению к указанному противоре­чию существуют две основные позиции:

1. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом об­щении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Един­ственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, — любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», вся­чески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в за­конах и этических традициях.

С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавеллизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» про­блемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.

2.Соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как не­обходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способству­ющее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Думается, что этот подход — более цивилизованный и, в конце концов, более эффективный, так как предприятие — компонент об­щества, и, утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружа­ющей социальной среде. А чем более благополучной становится эти­ческая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса.

 

Тесты

Какие из перечисленных чувств следует отнести к:

а) моральным;

б) эстетическим;

в) интеллектуальным.

1. сомнение

2. стыд

3. гордость

4. ирония

5. удивление

6. чувство долга

7. презрение

8. наслаждение

9. любознательность

Решение:

Моральные, или нравственные, чувства — это переживания, связанные с оценкой действий, поведения на основе принятой в обществе морали.

2) стыд; 3) гордость; 6) чувство долга;  7) презрение.

Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости.

4) ирония; 8) наслаждение.

Интеллектуальные чувства- представляют собой эмоциональный отклик на отношение человека к познавательной деятельности.

  1. сомнение; 5) удивление; 9) любознательность.

 

Список литературы:

  1. Введенская Л.А. Основы делового общения, 2008.- 311 с.
  2. Ермолаева С.Г. Этика деловых отношений.: Учебное электронное текстовое издание, 2006.- 96 с.
  3. Лавриненко В.Н. Психология и этикаделового общения.: Учебник для вузов-4-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -415 с.
  4. Лавриненко В.Н. Психология и этикаделового общения.: Учебник для вузов-5-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -415 с.
  5. Узерина М.С. этика делового общения.: Учебное пособие для студентов, 2004.- 71 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 15.80K
Скачано: 598
Скачать бесплатно
02.10.12 в 14:43 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе