Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Тема: Понятие этики и общие этические принципы делового общения
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 19.72K | Скачано: 533 | Добавлен 05.02.15 в 13:13 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Содержание
Введение 3
1. Основные понятия этики 4
2. Общие этические принципы делового общения 9
3. Практическое задание 14
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
В настоящее время для будущих деловых людей знание психологии и этики деловых отношений имеет особую значимость. Это убережёт от многих ошибок, способных поставить крест на карьере предпринимателя. Отсюда возникает необходимость знания общих психологических принципов в деловом мире, которые определяют: личные качества, необходимые для успешного управления, поведение отдельных людей, возможности раскрытия и развития собственного потенциала, особенности отношений с коллегами, партнёрами, технологии самовыживания делового человека.
В основе культуры делового общения лежат определённые психологические и этические нормы, что предполагает знание таких понятий как «мораль» и «этика».
В данной контрольной работе будут рассмотрены основные понятия этики общие этические принципы делового общения.
Основные понятия этики
Деловое общение – важная часть жизни человека, выраженная в форме отношений с другими людьми в сфере бизнеса. В основе этих отношений должны лежать понятия этики и морали.
Этика (от греч. «ethos» - обычай, нрав) – научная дисциплина, учение о морали и нравственности. Впервые термин «этика» применил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Этика и по сей день учит оценивать ситуацию, чтобы человек мог поступать этически правильно (нравственно). Различают этику общечеловеческую (универсальную) и профессиональную (деловую), т.е. она включает в себя систему универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения.
Мораль (от лат. «mores» - обычаи, нравы; «moralis» - нравственный) – система этических ценностей, которые выполняются человеком. Эта система определяет «рамочные» границы отношений, поступков и взаимодействий людей в обществе. Современная социальная философия рассматривает мораль как один из важнейших общественных институтов и одни из основных способов нормативной регуляции деятельности и поведения людей. Мораль осуществляет регулятивное воздействие на поведение и деятельность людей во всех без исключения областях их общественной жизни – в профессиональной деятельности и быту, в политике, науке, в семейных, личных, внутригрупповых, международных и других отношениях. В то же время мораль представляет собой особую форму общественного сознания и вид общественных отношений. Таким образом, мораль – вся совокупность принципов и правил морального поведения.
Мораль воплощается в моделях оценочных суждений о добре и зле. Она существует до её принятия или неприятия отдельной личностью. Человек не создаёт своих собственных правил, а мораль не может быть в чистом виде личным кодексом поведения.
Нормы морали получают своё идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определённого нравственного идеала, образца подражания, содержание и смысл которого меняются в различные исторические эпохи и у различных народов. Иными словами, мораль – это то, что человек должен делать, чтобы соответствовать нормам поведения.
Однако в морали должное не всегда совпадает с сущим, т.е. с фактическим поведением человека. Это объясняется внутренним конфликтом человека между стремлением вести себя нравственно, т.е. так, как этого требует общество, и желанием удовлетворить свои потребности, реализация которых может быть связана с нарушением нравственных норм. Иными словами, мораль и личный интерес могут не совпадать.
Внутренний конфликт своеобразно проявляется в рыночных отношениях, которые предоставляют свободу выбора, в результате чего рыночные отношения увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения. Человек с «рыночным характером» (по определению Э.Фромма) постоянно находится в состоянии противоречия, характеризуется раздвоенным сознанием. С одной стороны, вступая в деловые отношения, он вынужден руководствоваться нормами морали, выработанными рынком, заботой об увеличении прибыли любыми средствами. С другой стороны, в качестве личности, живущей в обществе и конкретной социальной среде, он несёт социальную ответственность перед ними и не может не учитывать общечеловеческие нормы морали и порядочности. Эту ситуация - реального противоречия нравственного сознания личности.
Внутренний конфликт существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряжённо он проявляется в этике делового общения. В противоречии между должным и сущим заключена противоречивая сущность мотивации общения (в том числе делового общения) и поведения человека.
Современный человек постоянно находится в ситуациях общения. Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов (социальных групп, общностей, личностей), с помощью которого происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, он порождается потребностями в совместной деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека, в процессе которого происходят социализация личности и её самореализация. В процессе общения реализуется культурная деятельность, которая имеет универсальное значение для всего человечества, проникает во все сферы жизни и является неотъемлемой основой социальности.
Деловое общение, которое имеет отношение применительно к бизнесу, имеет свои специфические отличия. Во-первых, деловое общение возникает на основе и по поводу определённого вида деятельности, связанного с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Во-вторых, стороны делового общения выступают в официальных статусах, которые определяют необходимые нормы поведения людей (что предполагает наличие этики делового общения). В-третьих, деловое общение не имеет самостоятельного значения, не является самоцелью, а служит для достижения каких-либо целей. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего, получение максимальной прибыли.
Деловое общение, как и вообще общение, неразрывно связано с этикой поведения людей, их моральными нормами и принципами отношений друг к другу. Любое профессиональное общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами. В плане общения человек не может входить в контакт без учёта этических норм поведения и социально-принятых в обществе правил. Этические нормы поведения, мораль, культура общения тесно взаимосвязаны, потому что имеют общие корни в специфике бытия человека, его стремлении удовлетворять духовные потребности в общении.
Этика делового общения – совокупность нравственных норм, правил, представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Этика деловых отношений – это так же учение о морали, но о трудовой и профессиональной, её истории и практике; о том, как люди привыкли относиться к своей работе, какой смысл они ей придают, какое место в их жизни она занимает, как складываются отношения между людьми в процессе работы, какие склонности и идеалы обеспечивают эффективный труд, а какие ему мешают. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
Бизнес существует в социальной среде, поэтому предприниматели должны оценивать степень моральности своих действий. Причём оценка происходит не с точки зрения того, что будет разумным (продиктованным требованием вести успешную деятельность при высоком уровне прибыли и развития), а исходя из того, что будет правильным (моральным с точки зрения того, на кого направлены результаты этой деятельности).
Каждый человек усваивает для себя принципы и этические нормы делового общения, преломляет их в соответствии с личными качествами, своим житейским опытом, потребностями и интересом. Хорошо, если собственные представления о том, что этично и что неэтично, совпадают с привнесёнными извне профессиональными этическими нормами, в противном случае – могут возникнуть проблемы большей или меньшей степени трудности при освоении этических правил, не входящих в комплекс личных моральных представлений.
Этика делового общения представляет собой частный случай этики вообще и содержит основные её характеристики, и также основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят своё отражение в служебной этике.
Таким образом, из всего вышесказанного, вытекает вопрос: какого человека можно считать моральным? Что является мерилом морали и морального поведения? Здесь следует обратиться к парадоксу морального поведения, сформулированным Овидием: "Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь". Человеку свойственно стремиться к тому, что лучше, благо предпочитать злу, он не может быть врагом самому себе. В овидиевой ситуации (и в этом ее парадоксальность) все происходит наоборот: человек знает, что есть благо (добро), но не следует ему, выбирает худшее, дурное, вредит себе. Можно ли в этом случае считать, что он действительно знает мораль? Можно ли такого человека считать моральным? Нет, нельзя, ибо он не соответствует критерию морали - действиям, поступкам (знать и делать – разные понятия). В описанной ситуации человек лишь полагает, только делает вид, будто он видит и одобряет лучшее, благое. Субъективной точкой отсчета собственных действий для человека всегда является добро. Даже люди, которых принято считать отъявленными злодеями, стремятся выдать свои преступления за справедливые деяния. На самом деле нельзя знать мораль, не будучи моральным. Показателем отношения человека к морали являются его поступки, его готовность испытать на себе ее благотворную силу. «По плодам их узнаете их» - это евангельское правило можно считать решение указанного парадокса.
2. Общие этические принципы делового общения
Принципы этики делового общения – обобщённое выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.
Существуют несколько подходов и соответственно несколько групп общих принципов делового общения. Но при этом среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономике нет разногласий по поводу того, каким принципов должен открываться перечь этических принципов и норм.
Общий нравственный принцип, который присутствует во всех перечнях принципов, содержится в категорическом императиве И.Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Применительно к деловому общению данный принцип можно сформулировать так: «При принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении».
Также общепринятым принципом является «золотое правило нравственности»: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной формулировке оно было провозглашено ещё Конфуцием: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим».
Этику делового общения нужно учитывать в различных её проявлениях: в отношениях руководитель-подчинённый, подчинённый-руководитель и подчинённый-подчинённый. В отношении каждого проявления «золотое правило нравственности» приобретает конкретное значение:
1. В этике делового общения «сверху-вниз» (руководитель-подчинённый) правило приобретает следующий вид: «Относитесь к своему подчинённому так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения определяется теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчинённым. Отношение руководителя к подчинённым влияет на весь характер делового общения, определяет его нравственно-психологический климат.
2. Этика делового общения «снизу-вверх» (подчинённый-руководитель): «Относитесь к своему руководителю так, как вы бы хотели, чтобы к вам относились ваши подчинённые».
3. Этика делового общения «по горизонтали»: «Относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам».
Таким образом, между сторонами делового общения существует своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому его виду, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей.
Анализируя основные принципы этики делового общения и поведения, американский социолог Л. Хосмер обобщил и выделил следующие десять современных этических принципов делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли и прошедшие многовековую проверку теорией и практикой:
1. Никогда не делай того, что не в твоих интересах или интересах твоей компании. Данный принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей.
2. Никогда не делай того, о чём нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое, истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну. Принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности.
3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель. Принцип основан на заповедях всемирных религий (Августин), призывающих к добру и состраданию.
4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества. Принцип основан на учении Т.Гоббса и Дж.Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо.
5. Никогда не делай того, что не ведёт к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живёшь. Принцип основан на этике практической пользы нравственного поведения, разработанной И.Бентамом и Дж.С. Миллем.
6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации. Принцип основан на категорическом императиве И.Канта об универсальной, всеобщей норме.
7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других. Принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности.
8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учётом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства. Принцип основан на экономической теории А.Смита и В.Парето об оптимальной сделке.
9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе. Принцип основан на правиле распределительной справедливости.
10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию. Принцип основан на теории о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества.
Дополнить данные принципы можно следующими этическими принципами, справедливыми как для организации в целом, так и для отдельных руководителей:
1. Авансирование доверием: когда каждому человеку оказывается максимальное доверие, тогда в коллективе и создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения.
2. Право на свободу служебного поведения, поступков, действий не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других работников.
3. Максимум прогресса: действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию организации, не нарушая при этом существующих этических норм.
4. Терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран, регионов.
5. Разумное сочетание индивидуального и коллективного начал в работе менеджера, в принятии решений.
6. Постоянство воздействия (соблюдения этических норм базируется на использовании социально-психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата).
7. Обязательное исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
8. Никакого насилия, т.е. «нажима» на подчинённых.
9. Стремление к бесконфликтности.
10. Принцип «способствования»: сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.
Конечно, говоря о принципах, стоит помнить, что в деловом поведении и общении не нужно забывать о пунктуальности, конфиденциальности, ответственности, любезности, доброжелательности, приветливости, внимании к окружающим, уважении, соответствующем внешнем облике, грамотности в общении и оформлении документов.
Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Общие этические принципы деловых отношений могут и должны быть использованы для выработки собственных этических систем в различных сферах профессиональной деятельности.
Идеальной, хотя и весьма отдалённой целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов. Но такое мнение о важности этики в бизнесе существовало не всегда. Противоречие между этикой и бизнесом весьма остро проявляется сегодня в деловом общении, причём на разных уровнях – как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. В последние годы в среде деловых отношений у предпринимателей существует две основные позиции:
1. Сторонники делового прагматизма считают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика не нужна. Единственная цель и обязанность управляющего компанией или работника – любыми доступными средствами максимизировать прибыль или достичь той цели, ради которой существует компания. Этические нормы здесь являются «помехой», а мораль, этические идеалы, долг, социальные обязанности являются «излишними» и «не относящимися к делу». Данный подход оправдывает использование таких средств для достижения как взятки, подкуп, нарушение закона и т.п. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер.
2. Сторонники, считающиеся, что соблюдение этических норм в деловом общении является важным не только с точки зрения ответственности предпринимателей перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. Этика здесь – средство, помогающее поддерживать деятельность компании на высоком уровне, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.
Таким образом, в современном мире этика в бизнесе играет огромную роль, ведь чем более удачной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создаётся и для бизнеса. Пренебрежение же этическими нормами и неэтическое поведение может обернуться прямыми экономическими убытками, а также социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.
Практическое задание
Какие из перечисленных чувств следует отнести к:
а) моральным;
б) эстетическим;
в) интеллектуальным?
1) сомнение;
2) стыд;
3) гордость;
4) ирония;
5) удивление;
6) чувство долга;
7) презрение;
8) наслаждение;
9) любознательность.
Ответ:
а) Моральные чувства - высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и к своим общественным обязанностям. К области моральных чувств относится все то, что определяет общение людей: отношение к самому себе, к другим. Таким образом, к моральным чувствам можно отнести:
2) стыд;
3) гордость;
6) чувство долга;
7) презрение.
б) Эстетические чувства – чувства, которые вызываются красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Таким образом, из перечисленных чувств к эстетическим относится:
8) наслаждение.
в) Интеллектуальные чувства – чувства, связанные с познавательной деятельностью человека; они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники. Спецификой эмоций, относимых к интеллектуальным, является отсутствие у них противоположной окраски. Они проявляются в процессе познавательной деятельности, особенно при решении новых и трудных задач. К интеллектуальным чувствам относятся:
1) сомнение;
4) ирония;
5) удивление;
9) любознательность.
Заключение
Этические нормы поведения, мораль, культура общения тесно взаимосвязаны, потому что имеют общие корни в специфике бытия человека, его стремлении удовлетворять духовные потребности в общении. Более того, этика и культура общения помогают достичь практических целей в профессиональной деятельности и выступают критерием и стимулом совместной деятельности. Однако следует помнить, что каждый человек самостоятельно определяет для себя степень соответствия моральным нормам. В зависимости от этого он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более результативным, помочь в решении поставленных вопросов и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Но, несмотря на это, необходимость этики и морали в деловых отношениях не оспаривается.
Список литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.