Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Мораль как основа общества
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 33.67K | Скачано: 298 | Добавлен 25.01.16 в 17:39 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Содержание
1. Историческое развитие морали с древности до наших дней. 5
2. Мораль как регулятор социального поведения. 9
3. Мораль в современном обществе. 17
Особое место в формировании духовного мира личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит морали, которая является важнейшим социальным регулятором, включенным в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующим на преобразования сознания личности.
Мораль – это важнейший элемент человеческой культуры, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества.
Актуальность темы заключается в том, что мораль – основной социальный регулятор поведения человека.
С одной стороны, это связано с тем огромным значением, которое сыграло это понятие в жизни человеческого общества, в человеческой истории, поскольку, с определенной точки зрения, моральные нормы обеспечивали мотивацию действий, как индивидуумов, так и общества; с другой стороны, проблема морали уходит корнями в глубокую древность.
Мораль возникла еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.
Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.
В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека.
Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.
Цель работы – рассмотреть мораль как основу общества.
Исходя из поставленной цели, задачами работы стали:
- проследить историческое развитие морали с древности до наших дней;
- рассмотреть мораль как регулятор социального поведения;
- рассмотреть мораль в современном обществе.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка литературы.
С глубокой древности и до наших дней развитие морали демонстрирует специфические особенности, в зависимости от определенных социокультурных условий.
Нравы архаичного периода:
1. Коллективный характер жизни и труда определяет в качестве основополагающих принципов первобытные равенство и коллективизм, ставшие источником чувства «принадлежности» людей того времени.
2. Регламентация поведения людей закреплялась в первых моральных требованиях: запретах в форме табу, в обычаях и традициях, в простейших нравственных нормах, направленных на сохранение и благополучие рода.
3. Положительные моральные качества, способствуя выживанию и усилению рода, приводят к тому, что начинает побеждать не сильнейший, а «моральнейший», что постепенно превращает моральные нормы в важнейший фактор человеческого существования. Наряду с положительными моральными качествами формируются и отрицательные, которые также сохранятся в истории человечества.
Мораль античности:
1. На смену единой для всех морали первобытного общества приходит мораль, разделяющая людей. Неравенство начало рассматриваться как естественная и справедливая форма человеческих отношений.
2. Первобытный коллективизм сменился индивидуализмом, что способствовало выделению и самоутверждению личности.
3. Моральные права и обязанности впервые ставятся в зависимость от такой ценности, как свобода: мораль являлась достоянием только свободных людей, рабы стояли «вне морали».
4. Отличительной чертой практической морали становится ее связь с этикой и философией: моральные нормы и представления находились под сильнейшим влиянием этических взглядов философов.
5. В среде рабов формируется, с одной стороны, рабская мораль покорности и смирения, лизоблюдства и холуйства, с другой – мораль протеста против угнетения и жестокости жизни, развивавшаяся в двух направлениях:
1) бунт против рабства;
2) попытка найти утешение, спасение в уходе от этого мира.
Так возникает мораль раннего христианства, проповедовавшего страдание и терпение как высшие добродетели
Нравственные коллизии феодального общества:
1. Зародившаяся как идеология угнетенных и гонимых, в эпоху Средневековья религиозная христианская мораль стала господствующей. В ее основу легло представление о Боге как высшем благе и источнике сущего.
2. Основой нравственной жизни провозглашаются десять Божественных заповедей. Они несут в себе высшие общечеловеческие ценности; будучи гуманистичны по своей сути, они выполняют функции духовного ориентира, ведущего к благу.
3. К основным моральным добродетелям относятся: смирение перед Богом, любовь к ближнему, милосердие, покорность, послушание, основанные на вере в непререкаемую силу и справедливость Бога.
4. Высоким достижением христианской морали становится принцип непротивления злу насилием, сформулированный Иисусом Христом («подставь другую щеку» и «возлюбите врагов ваших»); позднее эти требования лягут в основу новой этики – этики ненасилия.
5. Характерной чертой духовной жизни этого периода является приоритет религии и церкви, которые выступают с проповедью всеединства, примирения богатых и бедных, покорности, отказа от мирских благ. Однако в реальной жизни моральные принципы христианства нарушались, в том числе и самой церковью.
6. Кроме Морали религиозной в эпоху средневековья развивается светская мораль. В ее рамках, в свою очередь, выделяются рыцарская мораль и придворный этикет. Свои особенности имеет также мораль ремесленников и крепостных крестьян.
Мораль Возрождения и протестантства:
1. Главным принципом нравственности эпоха Возрождения провозгласила не любовь к Богу, а любовь к человеку – принцип гуманизма, проявившийся в ориентации на самоценность и свободу человеческой личности и привнесший новый, антропоцентрический оттенок в систему нравственных ценностей.
2. Моральные нормы Возрождения были противоположны средневековым: место религиозного аскетизма занимает жизнелюбие, на смену ханжеской строгости приходит свобода нравов, самоотречение отступает перед интересом к человеческой индивидуальности.
3. Основными ценностями Возрождения выступают: Человек, Любовь, Творчество.
4. Протестантская идеология эпохи Реформации (XVI в.) провозглашает веру в Бога и каждодневное совершение добрых дел способом морального очищения и самосовершенствования. Важнейшая сфера этого совершенствования – протестантская трудовая мораль, ориентированная на бережливость и приумножение капитала, на прилежание и честность, на трудовое воспитание детей и семейные ценности.
5. В период Возрождения и Реформации становится ведущим принцип индивидуализма, возлагающий на человека всю меру ответственности и за его достижения, и за прегрешения.
Нравственность в Новое и новейшее время:
1. Мораль нового предпринимательского класса буржуазии, составляющего основу городского бюргерства, демонстративно отказывается от старых феодальных представлений о нравственности. В качестве положительных нравственных ориентиров выделяются протестантские ценности гражданского общества. Нравственный идеал воплощается в образе энергичного деятельного человека, Собственными силами добивающегося богатства и положения в обществе.
2. Моральный облик общества оказывается под влиянием рационалистических идей Просвещения, ориентирующих человека на собственный разум («теория разумного эгоизма») и носящих подчеркнуто Гражданственный характер. Главными моральными ценностями провозглашаются Свобода, Равенство, Братство.
3. Главный моральный принцип – культ индивидуализма, понимаемого позитивно – как уверенность в собственных силах, стремление противопоставить себя другим и доказать свое превосходство.
4. Критерием моральности становится успех, понимаемый в духе прагматизма («цель оправдывает средства»), что приводит к высоким результатам, но постепенно порождает отчуждение в отношениях между людьми, аморализм и беспринципность.
Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом.
Разумеется, совершая моральный или аморальный поступок, индивид редко задумывается об «обществе в целом». Но в моральных установлениях, как готовых шаблонах поведения, общественные интересы уже предусмотрены. Конечно, не следует думать, что эти интересы кем-то сознательно просчитываются и затем оформляются в моральные кодексы. Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики поведения людей.
Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения («не лги», «почитай старших» и т.д.), различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т.д.), ценностные ориентации, а также морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть). Все это элементы структуры нравственного сознания, обладающего целым рядом особенностей. Среди них стоит отметить: всеобъемлющий характер морали, ее внеинституциональность, императивность.
Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Любая политическая декларация не упустит случая апеллировать к нравственным ценностям, любое произведение изящной словесности обязательно содержит в себе моральную оценку, никакая религиозная система не найдет последователей, если не включает в себя достаточно строгую мораль, и т.д. Любая житейская ситуация имеет свой «моральный срез», который позволяет проверить действия участников на «человечность».
Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) она не является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, нет в обществе таких учреждений и организаций, которые обеспечивали бы функционирование и развитие морали. В развитие морали даже средств вложить нельзя – некуда вкладывать. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима!
Третья особенность морали – Императивность – состоит в том, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т.е. носит форму императива, прямого и безусловного повеления. Причем, добро следует творить не ради ответной благодарности, а ради самого добра как такового. В этом призыве, думается, есть вполне рациональный смысл – ведь общий баланс творимого добра и воздаяний за него сводится только на уровне общества. Ожидать же ответной благодарности за свои добрые дела в каждом конкретном случае, право, не стоит.
Среди множества выполняемых моралью функций основными принято считать: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную.
Главная функция морали, конечно, регулятивная. Мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида, имеющего возможность предпочесть один поступок другому.
Моральный способ регуляции, в отличие от других (правовых, административных и пр.), уникален.
Во-первых, потому, что не нуждается ни в каких учреждениях, карательных органах и т.д.
Во-вторых, потому, что моральное регулирование предполагает усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе.
Иначе говоря, действенность моральных требований определяется внутренним убеждением отдельного человека. Такой регулятор поведения, безусловно, является самым надежным из всех возможных. Проблема только в том, как его сформировать. Это пока мало кому удавалось.
Сущность морали не менее ясно проявляется и в другой ее функции – оценочно-императивной. Она предусматривает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». Собственно, с помощью этих основополагающих категорий морали и дается оценка любому проявлению общественной жизни и соответственно оформляется повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, ибо это добро, и, наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это зло.
Познавательная функция морали в известной степени производна от оценочной. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание, или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный, новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов.
Совокупность названных и других (воспитательной, ориентирующей, прогностической, коммуникативной и т.д.) функций определяет социальную роль морали.
Всякая мораль социально-исторически обусловлена. Её конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материального производства, характером социального расслоения, состоянием государственно-правовой регуляции, условий общения, средств коммуникации, системой принятых обществом ценностей и т.д. Иными словами, качественно разнообразные типы общества вызывают появление различных типов моральных систем, в т.ч. религиозных.
Из всех религиозных моральных систем лучше других нам известна, пожалуй, христианская. Она предложила принципиально новую шкалу человеческих ценностей, решительно осудила обычную для конца прошлой эры жестокость, насилие, угнетение и возвеличила «страждущих», неимущих, угнетенных. Именно христианство центр тяжести в моральной регуляции фактически перенесло с внешних, принудительных ее форм на внутренние, подчиняющиеся велениям совести. Тем самым оно признало известную нравственную автономию и ответственность личности.
Религиозное обрамление морали как ее основной признак характерно в основном для эпохи средневековья, феодализма. Мораль буржуазной эпохи – совсем иная. Ее отличают резко выраженная индивидуалистическая направленность нравов, их в немалой степени эгоистический характер (эгоизм, в отличие от индивидуализма, есть стремление человека не просто самостоятельно реализовать себя, а сделать это непременно за счет другого). Смысловым же стержнем моральных систем буржуазной эпохи следует признать навязанный еще философией Просвещения культ разума, согласно которому только разум способен преодолеть анархию зла, сковать его своей активностью, соединить хаотичные устремления людей в некое гармоничное целое.
XX век стал свидетелем попыток создания еще одного типа морали – социалистической. Замысел его создателей, в общем-то, успешно вписывался в теорию морали: если нравы людей, в конечном счете, определяются материальными условиями их жизни, то, следовательно, чтобы породить новую мораль, нужно, прежде всего, изменить эти условия. Что и было сделано (первоначально в России), причем самым радикальным образом.
Были решительно пересмотрены отношения собственности, производства в целом, политики, права и т.д. Изменились и нравы, как в силу «естественного хода вещей», так и под воздействием массированного «нравственного» или «коммунистического воспитания». Ценности коллективизма, интернационализма, идеология всеобщего равенства стали на самом деле внутренними убеждениями множества людей, реальными регуляторами их поведения.
Однако, несмотря на колоссальные усилия огромного государственного и идеологического аппарата, реальная нравственность так и не смогла дотянуться до уровня «официальной морали», системы норм, зафиксированной хотя бы в известном «Моральном кодексе строителя коммунизма».
Для того чтобы разобраться в сути этого своеобразного феномена, необходимо пояснить сам механизм, способ саморазвития морали. Как же развивается мораль?
Любые изменения в материальных отношениях порождают новую направленность интересов людей. Существующие моральные нормы перестают соответствовать их новым интересам и, следовательно, оптимально регулировать общественные отношения. Их выполнение уже не дает желаемого результата.
Нарастание несоответствия между массовой моральной практикой и официально закрепленными нормами всегда свидетельствует о неблагополучии в общественной жизни. Причем, неблагополучие это может быть сигналом необходимости двоякого рода перемен:
а) либо общепринятые моральные нормы устарели и требуют замены;
б) либо развитие материальных общественных отношений, отражаемых в моральных нормах, пошло совсем не в ту сторону, в какую ожидалось, и порядок надо наводить именно в этой сфере.
Такая ситуация сложилась в нашем обществе в последние десятилетия. Глубокий кризис в экономике, не работающий хозяйственный механизм, бессилие руководства изменить положение формировали практику поведения, которая противоречила официально провозглашенным моральным требованиям. Знаменитая во времена социалистической экономики формула «план – закон деятельности предприятия» действовала в весьма своеобразных условиях.
Известно, что многие отрасли народного хозяйства страны, особенно те, что выпускали товары народного потребления, никогда не получали фондируемых материалов под стопроцентное выполнение плана. И это не могло не толкать хозяйственных руководителей на разного рода злоупотребления во имя выполнения установленных свыше заданий, причем, даже без всякой личной корысти, а лишь в интересах предприятия. Так уже на стадии планирования в хозяйственные отношения закладывались заведомый обман, несоответствие слова и дела. А чего стоила практика составления фактически двух разных государственных бюджетов – благополучного для всеобщего обозрения и дефицитного для узкого круга посвященных!
В конечном счете, моральный кризис нашего общества был лишь симптомом кризиса более глубокого – в экономических основах нашего социалистического бытия. Их очередной радикальный поворот к старому, основному руслу развития европейской цивилизации затронет конечно, и мораль. Оздоровит ли он ее? В перспективе – безусловно да, в ближайшем будущем – вряд ли. Ведь новые экономические, политические и пр. реальности переворачивают систему ценностей, сложившуюся в течение жизни многих поколений людей.
В новых условиях частная собственность оказывается не менее священной, чем общественная; заклейменная преступной спекуляция часто оборачивается честным бизнесом, а «родной» коллектив бросает человека на произвол судьбы, советуя опираться на собственные силы и не заниматься иждивенчеством.
Столь «крутая» смена ценностных установок и ориентиров не может пройти для морали безболезненно. Это напоминает хирургическую операцию без анестезии: больно, конечно, но потерпите, возможно, состояние улучшится.
Пока же кризис морали продолжает углубляться. Надежду на его преодоление можно видеть, по крайней мере, в следующем:
Во-первых, в простых общечеловеческих нормах нравственности (типа «не убий», «не укради», «чти отца своего» и пр.), которых все-таки большинство нормальных людей придерживается несмотря ни на что.
Во-вторых, в механизме саморегуляции морали, которая по самой сути своей предназначена для соблюдения общего, родового интереса в хаосе индивидуальных страстей и пороков. Реальная угроза этому общему интересу может стабилизовать нравы, остановить их деградацию. Моральный инстинкт редко подводит человечество.
Напомним еще раз, что никакая мораль по самой природе этого общественного феномена не может быть внедрена, навязана «сверху», с высоты теоретического уровня (как это возможно, например, в науке). Она должна вырасти «снизу», сложиться и оформиться на эмпирическом уровне, который теоретическая мораль может лишь корректировать, служить ему образцом, идеалом.
Реальной же основой улучшения нравов, т.е. практически складывающихся нравственных отношений и эмпирического морального сознания, может быть только наведение порядка в материальной и других сферах жизни нашего общества.
Характеристика современности не может быть однозначной, поскольку она будет следствием анализа многих противоречивых процессов. Мир беспрестанно изменяется, и субъект, пытающийся его анализировать, меняется вместе с ним, испытывая сомнения, вкупе с ощущением драматизма происходящего. Трансформируются устоявшиеся политические, макроэкономические и социальные структуры, формы межгосударственных отношений, возникают альтернативные им, следствием которых выступают новые проблемы, вынуждающие принимать решения, определяющие будущее следующих поколений.
Основные черты современности в рамках экономики, политики, морали и других аспектов имеют тенденцию к глобализации и космополитизму (обратная же тенденция исторически первична, но в современных условиях носит скорее реакционный характер), обесцениванию многих национальных, региональных, классово-политических, коалиционных барьеров, противопоставляя им необходимость осознания объективной сущности будущего всего человечества в целом, в котором безусловным становится доминирование глобальных проблем над проблемами региональными. В социальном отношении эти проблемы являются следствием неравенства в его широком смысле, овеществляющегося в различных плоскостях человеческого бытия, и так же, острое влияние оказывает проявление естественных, природно-средовых факторов.
Подобные глобальные проблемы ставят перед необходимостью создания нового виденья мира, что является невозможным без появления соответствующей потребностям эпохи морально-этической парадигмы, переосмысляющей традиционные системы. Концепция этой парадигмы должна формироваться в рамках объективного подхода, основываясь на принципе сохранения и развития человечества, вместе с тем не исключая, но сглаживая все его внутренние конфликты и противоречия, что должно обуславливать тенденцию эволюционного становления и прогресса. Но все же, окончательное решение большинства глобальных проблем может быть рационально оценено лишь как естественный процесс, а не непосредственный итог формирования какой бы то ни было концепции.
Мораль, в ее широком понимании, есть совокупность этических воззрений, принципов и установок, выработанная человечеством и формирующая нравственность каждого отдельного индивида. Мораль, как особая форма общественного и личностного сознания формируется на протяжении всего времени существования человеческой цивилизации, претерпевая эволюционные изменения вместе с развитием общества. Эти изменения можно охарактеризовать как тенденцию движения от простого к сложному, например: от архаической системы элементарной нравственной логики человечество пришло к глубокомысленным аксиологическим концепциям современности. Но вместе с этим, общий вектор развития морали имеет ориентирами, так называемые вечные ценности, которые претерпевают относительно незначительные изменения и в основе своей, сформировались еще в древности. Эти ценности играют моралеобразующую роль в жизни каждого человека, служат ядром нравственных и этических взглядов, которые складываются в процессе воспитания человека и постигаются им зачастую на интуитивном уровне. Вместе с тем, эти взгляды, несмотря на свою абстрактность, изначально имеют скорее эмпирическую, чем теоретическую основу.
Абстрактная сущность морально-этических норм и взглядов влечет к их вариативности, возможности различной трактовки вплоть до исключения оных. Например, с точки зрения норм морали, вся история мировой политики содержит неисчерпаемый набор аморальных явлений лжи, коварства и беспринципности. В то же время, строгое следование морально-этическим принципам в политике воспринимается как свидетельство наивности, некомпетентности и несостоятельности. В этой сфере как бы действует своя особая мораль, имеющая не слишком много общего с моралью индивидуальной и руководствующаяся идеалом успеха безотносительно к средствам. Но в условиях необходимости сохранения стабильности существования человечества, совершенно аморальная политика с трагической неизбежностью ведет к катастрофе. Во избежание ее, необходимо принятие унифицированного межгосударственного морального кодекса. Традиционный характер политики, ориентированный на достижение локальной выгоды независимо от применяемых средств и учета глобальных последствий, оставляет человечество балансировать на грани собственной безопасности.
Конструктивно-прогрессивные изменения в мире так же требуют продвижения в сфере морали. Каждая эпоха порождает свой собственный моральный менталитет, то есть особенную совокупность знаний, представлений, убеждений, чувств, создающих специфическую духовную среду, воспринимаемую как на сознательном, так и на подсознательном уровне в роли моральной доминанты той или другой культуры на определенном этапе ее развития.
На основе определенного, культурно-исторического морального менталитета индивидом осуществляется собственное прочтение нетленных моральных ценностей прошлого. Отличия в моральных доминантах и менталитете разных культурных регионов мира компенсируются наличием определенных инвариантных вечных ценностей. Прежде всего, это ценность жизни как таковой, ценность блага и гармонии, добра, любви и свободы. Такие ценности, в силу своей абстрактности не тождественны и не универсальны для каждого индивида, и хотя с точки зрения идеалистической концепции бытия они являются абсолютными, не каждый их таковыми признает. Результатом этого является невозможность их совершенного восторжествования, во всяком случае, в условиях нынешних реалий. Следовательно, и морально-этические нормы (стандарты), сформированные на основе вечных ценностей необходимо признать утопичными. Но это говорит лишь о неосуществимости достижения идеала, как итога в определенных, известных и понятных нам условиях. При этом, устремление означенных норм к идеалу очевидно и неоспоримо, как и их позитивная суть, что дозволяет и скорее даже предписывает их использование и выполнение.
Морально-этический принцип ответственности можно охарактеризовать как субъективное осознание индивидом причинно-следственных связей собственных действий с их результатами и, вместе с тем, принятие обязанности отвечать за свои действия перед самим собой, перед другими людьми и перед обществом в целом. Принцип ответственности является прямым следствием свободы деятельности и мысли, а так же находится в пропорциональной зависимости от нее; чем выше степень свободы, тем выше и степень ответственности.
«Качественное изменение жизни, последовавшее за бурным научно-техническим прогрессом, а так же глобализация и сопутствующие ей социальные и политические изменения, спровоцировали очередной непреднамеренный субъективный пересмотр ценностных ориентиров человеческого бытия». У человека возникло предчувствие господства над природой, материального изобилия и неограниченной личной свободы для каждого. Наука дала иллюзию всезнания, а техника – всемогущества. Основными психологическими предпосылками сдвига системы ценностей стал радикальный гедонизм, эгоизм и жажда обладания при невозможности полного удовлетворения своих потребностей. Вкупе со всеми этими факторами господствует игнорирование понимания уникальности и значительности каждого индивида; причисление себя к человечеству, как к общей массе людей, отразились потерей веры в человека и собственные силы.
Каждому человеку сейчас необходимо осознать себя, как действенную часть всеобщего целого, и опираясь на опыт цивилизации, наследие мировых религий, принципы гуманизма и здравый смысл, выработать собственный ценностный ориентир, который позволит всему обществу мирно сосуществовать, а общество в свою очередь, должно проецировать этот принцип обратно на человека, трактуя его как индивидуальное благо в части целого.
Мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.
«Мораль, в ее широком понимании, есть совокупность этических воззрений, принципов и установок, выработанная человечеством и формирующая нравственность каждого отдельного индивида».
Смысл и содержание истории человечества на протяжении последних веков определяли идеи прогресса, капиталистический тип хозяйствования, научно – технический прогресс, идея демократии. Именно они привели мир к сегодняшнему состоянию, создали современную цивилизацию, и все ее высшие достижения. Но одновременно в недрах этого мира, и опять же под влиянием перечисленных идей, зрели нравы нынешних глобальных проблем. Именно неспособность человечества справиться с собственным величием, с собственными достижениями, с полученными в его распоряжение технологиями, неспособность сохранить фильтр морали и нравственности в политике и экономике, привела к рождению внутри современной цивилизации «монстра самоуничтожения». Вознесение на пьедестал понятия индивида, частного интереса, пользы-выгоды и частного блага становятся основополагающими. Нынешний глобализм не имеет никакой идеологии и цели, кроме возведения данных принципов в абсолют. Понятие рынка как центральное для современного общества приписывает логике хаотичных экономических взаимодействий ценностный смысл, когда возникает представление об объективной «невидимой руке», ведущей всех людей, все страны и народы к богатству и процветанию, взаимному согласию. К сожалению, логика современного мира такова, что даже за несколько минут до крушения мироздания или непосредственно в момент глобальной катастрофы всегда найдется кто-то, кто воплотит в полной мере принципы функционирования современного общества и, будет использовать ситуацию для «максимизации прибыли». В мировую историю сегодня входят народы и цивилизации, которые обладают совершенно иной системой ценностей и не приемлют навязывания им чуждой морали и правил поведения. Которые не знают, что такое «мировая» глобальная война, и более того, считают войну благом. Всемирное антиглобалистское движение, международный терроризм, «мировое подполье» - вот те признаки будущего, с которыми уже сегодня так сложно вести борьбу и которые наполняют мир новым, не всегда понятным, и все чаще чрезвычайно опасным содержанием. Если обратиться к прошлому, когда не было Интернета, телевидения и радиовещания, когда роль средств массовой информации выполняло эпистолярное наследие старших поколений, то можно увидеть, что духовный облик человека XIX – XX веков определялся выдающимися творениями отечественной литературы: от древних летописей до высокохудожественных произведений XIX века, которые несли в себе высокий нравственный потенциал. Человек того времени воспитывался православными писателями. Внутренний мир сегодняшнего человека, особенно молодежи, в большинстве случаев формируется рекламными и развлекательными передачами. Многие люди перестают читать, увлекаются легкой, не побуждающей к размышлению информацией, теряя вместе с тем чувство реальности окружающего их мира. Как следствие этого, в современном мире происходит девальвация слова, из жизни вытесняются основные моральные понятия, которые формируют внутреннюю атмосферу общества: ответственность; долг; моральные понятия; чадолюбие; воздержание; подвиг и жертвенность.
Таким образом, «нравственные понятия перестают оказывать значимое влияние на становление принципов отношения детей и подростков к окружающим людям и социуму в целом». Современное человеческое общество склонно забывать, что подлинной свободой является не вседозволенность, не произвол в осуществлении своих порочных желаний, а ничем не стесняемая возможность в реализации личностью своего духовного достоинства. Настоящая свобода должна базироваться на нравственных принципах. Наше современное общество, подталкиваемое средствами массовой информации, выдвигает на первый план потребительские идеалы: культ комфорта; жажда удовольствий; стремление «взять от жизни все». Все эти сегодняшние идеалы способствуют смещению нравственных оценок в человеческом сознании. Сегодняшняя культурно – нравственная среда, в которой формируется и подрастающее поколение, оставляет все меньше места духовности, нравственным ценностям. Эта тревожная тенденция ставит перед каждым человеком нелегкую задачу – возвратиться к духовным, культурным и нравственным ценностям. Новый век вступил в свои права жестко и жестоко, предъявляя мировой цивилизации новые этические, экономические, технологические, экологические, демографические и культурные вызовы. Явление терроризма на авансцену мировой истории стало лишь символическим средоточием этих вызовов и нового качества развития мира, только подчеркнуло, насколько близко к краю пропасти подошел мир, с каким злом и с какой темной силой хаоса и разрушения сегодня столкнулось общество. Человечество подошло к такому этапу в развитии цивилизации, когда будущее придется завоевывать. Человечеству необходимо выйти на принципиально новый уровень своего развития, обрести смысл Бытия и новую Культуру Мира, Культуру Жизни. Сотворение мира – это сегодня самая главная и самая достойная задача и цель для всех людей, для всего человечества.
Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни – экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.
В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческого существования необходимо порождает потребность людей друг в друге.
Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.
Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.
В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности. Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.
Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.
Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива – прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее, мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.