Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Понятие этики и морали в деловом общении

Понятие этики и морали в деловом общении  [12.02.11]

Тема: Понятие этики и морали в деловом общении

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.75K | Скачано: 329 | Добавлен 12.02.11 в 22:44 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Смоленск 2010


Содержание

1. Основные понятия этики 3

2. Общие этические принципы делового общения 5

3. Какие из перечисленных чувств следует отнести к: моральным, эстетическим, интеллектуальным 10

4. Список использованной литературы 12

 

Основные понятия этики

Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать  ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «спра­ведливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.

Мораль – это система эти­ческих ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важ­нейший способ нормативной регуляции общественных отноше­ний, общения и поведения людей в самых различных сферах об­щественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

 Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя ве­сти. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравствен­ного идеала, образца для подражания, содержание и смысл кото­рого меняются в историческом времени и социальном простран­стве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактически­ми нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структу­рой его изменения является «противоречиво-напряженное соот­ношение понятий сущего и должного»[3, стр.269].

В этом противоречии между должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и де­лового общения и поведения человека). С одной стороны, чело­век стремится вести себя нравственно должным образом, а с дру­гой — ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализа­ция которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.

Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредствен­ным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но осо­бенно напряженно он проявляется в этике делового общения, по­тому что именно в этом виде общения основной предмет, по по­воду которого оно образуется, является внешним для индивидов.

Общение — процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором проис­ходит обмен информацией, опытом, способностями и результа­тами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация.  

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возни­кает на основе и по поводу определенного вида деятельности, свя­занной с производством какого-либо продукта или делового эф­фекта. При этом стороны делового общения выступают в фор­мальных (официальных) статусах, которые определяют необходи­мые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения лю­дей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет истори­ческий характер, оно проявляется на разных уровнях социальной  системы   и  в  различных формах. Его отличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а слу­жит средством для достижения каких-либо других целей. В усло­виях рыночных отношений — это  прежде всего получение макси­мальной прибыли.

Следовательно, этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, ре­гулирующих поведение и отношения людей в процессе их про­изводственной деятельности.

Этика делового общения представляет собой частный случай этики вообще и содержит ее основные характеристики.

 

Общие этические принципы делового общения

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях:

         Между сторонами того или иного вида делового общения су­ществует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформу­лировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не про­тиворечили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения содер­жится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так,

чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допуска­ла координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Есте­ственно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей, Поэтому деловое общение долж­но постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правиль­ный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем не простое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, по­рождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Как и на Востоке, в Западной Европе древних времен уделяется большое внимание необходимости учета этических норм и ценностей в деловом общении. Однако в отличие от восточной, западноевро­пейская культурная традиция более прагматична. Экономический, материальный интерес выдвигается здесь на первый план, вместе с этим большое внимание уделяется статусному характеру общения. При этом статус начальника рассматривается как более привиле­гированный, нежели подчиненного. Отсюда и этические нормы, такие, как справедливость, добро, благо и т.д., наполняются эко­номическим содержанием и приобретают также статусный харак­тер. В этой связи Аристотель пишет: «Если исполняющий долж­ность начальника нанес удар, то ответный удар наносить не сле­дует, а если удар нанесен начальнику, то в ответ следует не только ударить, но и подвергнуть каре»[1, стр.155].

Важно отметить, что Аристотель уже совершенно определенно утверждает, что в основе делового общения лежит «потребность, которая все связывает вместе». При этом имеется в виду, прежде всего экономическая потребность и экономический интерес, ко­торые обусловливают экономический обмен между врачом, зем­ледельцем, ремесленником, ткачом, строителем и т.д.

Соответственно этому и критерий нравственности в деловом об­щении перемещается в экономическую сферу. Так, основным кри­терием справедливости в деловом общении, по Аристотелю, являет­ся принцип «пропорционального равенства», согласно которому «по­несший большие труды получает много, а понесший малые — мало»[1, стр.325].

Эта характеристика делового общения, когда на первый план выдвигается экономический интерес, материальный результат, прибыль как концентрированный критерий человеческой деятель­ности и общения, становится доминирующей и всеохватывающей с развитием капитализма. Конечным критерием справедливости или несправедливости становится умение успешно вести дело — деловой прагматизм. Этика бизнеса, этика рыночных отношений окончательно выдвигается на первый план и оставляет за собой все общечеловеческие, в том числе и религиозные ценности. Хотя окончательно избавиться от них она, конечно, не может.

Поэтому человек с «рыночным характером» постоянно находится в состоянии противоречия, характеризуется раздвоенным сознанием. С одной стороны, вступая в деловое общение, он вынужден руководствоваться нормами морали, выработанными рынком, заботой об увеличении прибыли любыми средствами. С другой стороны, в качестве личности, живущей в обществе и конкретной социальной среде, он несет социальную ответственность перед ними и не может не учитывать общечеловеческие нормы морали и порядочности. С одной стороны, существующая рыночная реальность диктует ему поведение по принципу «не обманешь - не проживешь», «не подмажешь — не поедешь», «не пойман - не вор», а с другой стороны, моральный долг требует от него выполнения таких заповедей, как «не кради», «не обмани», «возлюби ближнего, как самого себя». Таким образом, это реальное  противоречие нравственного сознания личности, изначально присущее ей в условиях развитых рыночных отношений.

Противоречие между этикой и бизне­сом, должным и сущим, весьма остро про­является и сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях - как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и во­обще деловыми людьми по отношению к указанному противоре­чию существуют две основные позиции.

1. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом об­щении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Един­ственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, — любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», вся­чески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в за­конах и этических традициях[9, стр.153].

С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавеллизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» про­блемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.

Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руко­водителей предприятий является нарушение закона. Но неэтичес­ким поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих надлежащих мер для устране­ния дефектов в своей продукции, которые могут привести к вред­ным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики дело­вого общения входит и забота руководителей предприятий о каче­стве своей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению.

Этика делового общения касается, конечно, не только соци­альной ответственности руководителей предприятий. Она охваты­вает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представите­ли делового прагматизма подчас используют негодные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэти­ческий характер. При этом общение может рассматриваться не­этичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несов­местимости целей делового общения моральным ценностям. При­мером может служить заключение сделок, контрактов на построй­ку экологически вредных предприятий.

2. Соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как не­обходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способству­ющее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Думается, что этот подход — более цивилизованный и, в конце концов, более эффективный, так как предприятие — компонент об­щества, и, утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружа­ющей социальной среде. А чем более благополучной становится эти­ческая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и об­щение рано или поздно обернется если и не прямыми экономичес­кими убытками, то, во всяком случае, социальными и нравственны­ми издержками как для предприятия, так и для социальной среды.

Рассмотрев оба взгляда на место этики в деловом общении, следует присоединиться не к Николло Макиавелли, проповедавшему «освобождение» политики от морали, а к Бенджамину Франклину, утверждавшему, что честность – лучшая политика.

 

Какие из перечисленных чувств следует отнести к:

а) моральным;

б) эстетическим;

в) интеллектуальным.

1. сомнение

2. стыд

3. гордость

4. ирония

5. удивление

6. чувство долга

7. презрение

8. наслаждение

9. любознательность

Ответ:

а) К моральным чувствам относятся – стыд, чувство долга, презрение. Моральные или нравственные чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и к своему собственному. Эти чувства обусловлены мировоззрением - системой взглядов и убеждений человека. Они порождаются системой человеческих отношений и эстетическими нормами, регулирующими эти отношения. 

Знаменитый русский писатель М.Е. Салтыков – Щедрие писал: «стыд есть драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей человечества».

Чувство долга является важнейшим, центральным в той группе чувств, которые называются моральными чувствами и которые связаны с переживанием человеком своего отношения к другим людям и в особенности к определённым общественным группам: к своему народу, своему заводу, своей школе, своей семье. В основе чувства долга лежит сознание человеком интересов той общественной группы, к которой он принадлежит, и своих обязательств по отношению к ней.

Презрение – чувство, возникающее по отношению к другим людям и выражающее сознание неизмеримого собственного превосходства – морального, социального, умственного или даже физического, поэтому его так же можно отнести к категории «моральные чувства».

б) К эстетическим чувствам относятся: наслаждение, гордость, ирония.

Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости.

Наслаждение – это чувство прекрасного, которое испытывает человек, например при созерцании предметов искусства, природой и т.д. Относится к высшим чувствам.

Ирония  рождается от чувства величия, которое относится к эстетическим чувствам. В чистом виде ирония предполагает, что человек чувствует своё превосходство над предметом, вызывающим у него ироническое отношение.

в) К интеллектуальным чувствам относятся удивление, любознательность, сомнение.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это радость искания при решении какой-либо проблемы или тяжёлое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить её.

 

Список использованной литературы

1. Аристотель, Соч.: В 4 т. – М.: Мысль, 1993

2. Браим И.Н. Этика делового общения Минск, 2006

3. Дробницкий О.Г. Понятие морали М. – Наука 1994

4. Данкел Жаклин  Деловой этикет. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

5. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов: 2000

6. Панфилов А.К. Деловой стиль в общении. – М.: 2008.

7. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. Под   ред. Николаева Л.Д. М. – 2008

8. Психология и этика делового общения / Учебник/  Под ред. В.Н. Лавриненко. – М. – 2004

9. Харченко Н.П. Культура устной и письменной речи делового человека : Практикум для самообразования М. – 2006

10. Ягер Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. – М.: 2007

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 16.75K
Скачано: 329
Скачать бесплатно
12.02.11 в 22:44 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе