Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Тема: Понятие этики и морали в деловом общении
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 21.06K | Скачано: 274 | Добавлен 12.05.13 в 14:20 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
1. Введение 2
2. Основные понятия этики 3
3. Общие этические принципы делового общения 9
4. Тест 15
5. Заключение 17
6. Список используемой литературы 18
Деловое общение — необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей.[1]
В современном обществе этика делового общения, деловой этикет и культура делового общения в целом играют очень важную роль в деятельности людей.
Вопросом сущности этики, морали и нравственности, а также их различиями и взаимосвязями задавались многие философы и мыслители, начиная еще с Аристотеля. Этот вопрос остается актуальным и в наше время, в связи с тем, что в настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей».
Цель написания контрольной работы является детальное изучение вопроса понятие этики и морали в деловом общении.
Для раскрытия темы необходимо ответить на следующие вопросы: дать основные понятие этики, раскрыть понятие «мораль» и деловое общение, рассмотреть общие этические принципы.
Умение правильно общаться предполагает, прежде всего, способность разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними.
Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания.
Этика (греч. ethika, от ethos – обычай) – это наука о морали. В особую дисциплину ее выделил еще Аристотель(384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Целью этики Аристотель считал формирование добродетельного государства. Главное в этике, согласно Аристотелю, это поступки. Ее изучают для того, чтобы поступать добродетельно, поэтому этику часто называют « практической философией».
Этика выясняет:
- место морали в системе других общественных отношений;
- анализирует ее природу и внутреннюю структуру;
- изучает происхождение и историческое развитие нравственности;
- теоретически обосновывает ту или иную ее систему;
- анализирует ее основные принципы и нормы человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.[3]
Категории этики (rpeч. kategoria –категория) –– это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали. Категории этики объективны по содержанию (там сконцентрировано то, что есть в реальной жизни, и они не зависят от сознания людей), и субъективны по форме (т.е. объективное содержание может по-разному оцениваться в зависимости от интеллектуального развития личности, нравственной культуры, образа жизни…). Все категории этики являются и категориями морального сознания. Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами.
Особенности этических категорий отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них нравственный аспект связанные с поведением людей (друг с другом, к обществу, государству).
Категории этики носят оценочный, аксиологический характер. Их всех можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. Носят оценочный характер с позиций добра и зла.[5]
Существуют 2 точки зрения на причины возникновения добра и зла:
1. эти понятия связывались с человеческими потребностями и интересами, желаниями, с наслаждением и страданиями, счастьем и несчастьем человека доброе – все то, что приносило наслаждение счастья, удовлетворяло желания; злое – то, что порождало несчастья и страдания.
2. вторая трактовка выводила понятия добра и зла из божественного веления или разума и отклонений от них: добро – веление бога; зло – дьявола.
Добро – это то, что может служить предметом удовлетворения человеческих потребностей, стремления его чувственности или духа. Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека, совершенствованию общества. Это - отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему; это и движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.
Зло – все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противополагается благу. Это – безнравственное, антигуманное, недоброе. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь выгоду. Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, жестокость, предательство, доносительство.
Виды зла:
- физическое зло – это все, что причиняет человеку страдание (болезнь);
- моральное зло – это нарушение велений нравственного закона, вызывающее наше осуждение;
- социальное зло – несоответствие общественной и государственной организации идее справедливости (неравномерное распределение благ между социальными группами);
- метафизическое зло - несовершенство, необходимо вытекающее из природы бытия вообще и природы человека в особенности.
Человек постоянно сталкивается с ними в повседневной жизни, постоянно совершая моральный выбор, который определяется множеством причин как объективных, так и субъективных.[4]
Мораль (от лат. moralis - нравственный) – это система этических ценностей, которые признаются человеком.
Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.
Важнейшими категориями этики являются: добро, зло, справедливость, благо, ответственность, долг, совесть и т.д.
Мораль всегда предполагает определение нравственного идеала, образца для подражания. В современной деловой практике такие черты, как трудолюбие, бескорыстная доброжелательность, пунктуальность, точность, справедливые решения и т. п., квалифицируются как моральные качества. И наоборот, взяточничество, беспринципность, коррупция, подтасовка фактов, уклонение от ответственности и пр. оцениваются как аморальные.
Основные социальные функции морали: регуляторная, ценностно-ориентационная, социализирующая, личностного самоопределения. Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе. Она служит предметом изучения этики.
Моральные нормы неоднородны, их содержание определяется различными факторами. Можно выделить, по меньшей мере, три вида норм.
В морали, как сложном и многоаспектном феномене, есть два неразрешимых противоречия - парадокс моральной оценки и парадокс морального поведения.
Парадокс морального поведения классически выразил Овидий: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь». Из положительной нравственной оценки еще не следует правильный выбор. Поэтому, главным, являются не слова и пожелания, а дела. Эта ситуация описана в афоризме: «благими намерениями вымощена дорога в ад».
Парадокс моральной оценки связан с тем, что каждому человеку свойственно приписывать своим поступкам добро (даже если он творит зло, он сам себя всегда оправдает). Поэтому всякая моральная поза, когда кто-либо выступает от имени морали, изображая истинного ее толкователя, всегда остается только позой, встречающей сопротивление окружающих. [2]
Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация.[1]
Вся традиция этики замыкается на выяснении того, что является должным для человека, т. е. соответствует неким глубинным законам человеческого бытия. Стремясь разграничить добро и зло, определить, что такое добродетель, люди выработали нормы морального поведения – сложную систему правил, позволяющих людям сосуществовать.
Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должны себя вести люди. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов.[6]
Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
Понятие этики ассоциируется с правилами, стандартами поведения. Соответственно и в сфере деловой этики ценятся в первую очередь надежность, порядочность, умение выполнять обещание. Нравственная сторона делового общения играет большую роль. В практике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не забывать в деловых отношениях золотое правило морали: не делай другому того, чего не хочешь себе.[3]
Отличительной чертой делового общения является то, что оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего, получение максимальной прибыли.[7]
Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между сотрудниками организации и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно завоевать лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в практике в организации нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что многие сотрудники недооценивают деловую культуру поведения сотрудников, его деловые манеры.[6]
Деловые манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими сотрудниками, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.
В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.
Деловые манеры общения относятся к культуре поведения сотрудников и регулируются деловым этикетом.
Деловой этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом.[3]
В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов.
Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.
Принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий и взаимодействий.
Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: В отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия – между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения, существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали любому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.[1]
Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник- сотрудник) требует конкретизации.
Этика делового общения «снизу-вверх». Отношения между руководителем и подчиненными оказывают большое влияние на деятельность фирмы и на конечный результат. Отношения должны быть нормированы. Эти нормы касаются, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. На этом уровне формируются в первую очередь эталоны и образцы поведения. Прежде всего руководитель не должен ставить себя выше своих подчиненных, если того не требует ситуация. Но так же необходимо вести себя так, чтобы своими поступками добиться авторитета у своих подчиненных. Руководитель должен ценить и уважать своих подчиненных, вознаграждать за проделанную работу и не давать безответственным работникам водить себя за нос. В общении никогда не стоит переходить из делового мира в личную жизнь человека, давать ему какие-либо советы.
Этика делового общения «снизу-вверх». Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти общий язык и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем. В первую очередь не нужно ставить себя выше начальника, навязывать ему свою точку зрения. Для руководителя важно, чтобы его коллектив был дружным, доброжелательным и сплоченным, поэтому важно постараться создать такую атмосферу внутри организации. Необходимо информировать начальство о всех важных событиях фирмы и проявлять активность в разрешении сложных ситуаций.
Этика делового общения «по горизонтали». Высказывание о том, что каждый хочет занять свое место под Солнцем, особенно ярко проявляется в современном мире. Люди одного статуса работая, с одной стороны, в одной команде ради одних и тех же целей, с другой стороны, стремятся получить свои выгоды и становятся соперниками. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу. Чтобы достичь максимального комфорта в общении с коллегами, нужно придерживаться следующих принципов. Как и в предыдущих случаях не нужно возвышать себя над собеседником. В работе необходимо как можно четче разграничить круг своих обязанностей от остальных. Если просят человека из Вашего отдела перевести в другой хорошо было бы выбрать добросовестного и ответственного человека, потому как по этому человеку будут судить о работниках отдела. Никогда не следует связывать деловые отношения с личными отношениями. На мой взгляд это самая большая ошибка между сотрудниками. Но тем не менее не надо быть роботом. К своим коллегам относиться доброжелательно, использовать все средства, чтобы показать свое хорошее отношение к человеку.[2]
Как говорилось ранее, в основе должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.
Несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность, избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе.[7]
Важно отметить, что Аристотель уже совершенно определенно утверждает, что в основе делового общения лежит "потребность, которая все связывает вместе". При этом имеется в виду, прежде всего экономическая потребность и экономический интерес, которые обусловливают экономический обмен между врачом, земледельцем, ремесленником, ткачом, строителем и т.д.
Соответственно этому и критерий нравственности в деловом общении перемещается в экономическую сферу. Так основным критерием справедливости в деловом общении, по Аристотелю, является принцип "пропорционального равенства", согласно которому "понесший большие труды получает много, а понесший малые — мало"
Эта характеристика делового общения, когда на первый план выдвигается экономический интерес, материальный результат, прибыль как концентрированный критерий человеческой деятельности и общения, становится доминирующей и всеохватывающей с развитием капитализма. Конечным критерием справедливости или несправедливости становится умение успешно вести дело, деловой прагматизм.[3]
Противоречие между этикой и бизнесом, должным и сущим весьма остро проявляется в деловом общении, причем на самых разных уровнях: как между организацией и средой, так и внутри самой организации. В среде управляющих, предпринимателей и вообще деловых людей по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции.
Сторонники первой, считающие себя прагматиками, полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность и управляющего корпорацией, и работающего по найму у владельца бизнеса – достижение любыми доступными средствами максимальной прибыли. С этой позиции этические нормы и сам язык этики рассматривается как помеха в деловом общении. В нем стараются избежать разговоров о морали, этических идеалах, долге, социальных обязанностей, так как в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.
Крайним случаем неэтичного поведения руководителей предприятия, людей бизнеса является нарушение закона. Представители делового прагматизма иногда используют для достижения своих целей далекие от норм морали средства: взятки, подкупы т. п. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости целей делового общения моральным принципам (ценностям). Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий. В понятие этики делового общения входит забота руководителей предприятий о качестве производимой продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести.
Вторые, сторонники соблюдения этических норм в деловом общении, рассматривают этику не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство, помогающее увеличить прибыль, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения. Такой подход можно признать боле цивилизованным и, в целом, более эффективным, так как предприятия – компонент общества – утверждая этические нормы у себя, в то же время способствуют их распространению в обществе, в окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса.[4]
Какие из перечисленных чувств следует отнести к:
а) моральным;
б) эстетическим;
в) интеллектуальным.
1. сомнение
2. стыд
3. гордость
4. ирония
5. удивление
6. чувство долга
7. презрение
8. наслаждение
9. любознательность
Ответ:
а) Моральные (нравственные) чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. К моральным чувствам следует отнести:
- стыд;
- гордость;
- чувство долга;
- презрение.
б) Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К эстетическим чувствам относится:
- наслаждение.
в) Интеллектуальные чувства - чувства, связанные с процессами познания, возникающие в связи с учебной и научной деятельностью, а также творческой работой в различных видах искусства, науки и техники. К интеллектуальным чувствам относятся: 1) чувство ясности или смутности мысли, когда соответствующие суждения и понятия мыслятся определенно или, наоборот, неотчетливо; 2) чувство удивления, когда в процессе познания приходится сталкиваться с чем-то новым, необычным; 3) чувство недоумения, когда испытываются трудности в объяснении исследуемых фактов; 4) чувство догадки, связанное пока еще с предположительным суждением о характере связи наблюдаемых явлений; 5) чувство уверенности, когда правильность установленных мышлением связей подтверждается логикой умозаключений или доводами практики, и др. К интеллектуальным чувствам можно отнести:
- сомнение;
- ирония;
- удивление;
- любознательность.
Деловой этикет занимает особое место в искусстве поведения. Учитель в сфере деловых отношений Дейл Карнеги утверждал, что успех человека в финансовых делах на пятнадцать процентов зависит от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми.
Таким образом, важно с детства формировать твердые моральные принципы, представления о хорошем и плохом, добре и зле. Эти принципы помогут человеку сохранить себя и не причинять вред, как отдельным индивидам, так и обществу в целом.
Оценивая какое-либо явление, действие, поступок необходимо выражать свою моральную оценку.[5]
Исходя из этого, деловая этика и этикет, культура деловых отношений имеют большое значение для успеха всех начинаний в деловой сфере: будь то управление, бизнес, политика, образование или искусство. Как оптимизировать общение во всех сферах человеческой жизнедеятельности, как сделать бизнес благородным, а успех достижимым и постоянным, как подняться по лестнице карьеры самым честным и эффективным путем, как преуспеть на любом деловом поприще без высокой культуры общения, без знания элементарных, но столь важных норм и правил этикета.
Важно запомнить, что «Хорошие манеры откроют перед вами двери, которые не сможет открыть и самая высокая образованность».
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.